• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Научно-исследовательская работа на тему "Детские дразнилки и защита от них"

Опубликовано Парфёнова Ирина Юрьевна вкл 21.11.2018 - 8:03
Парфёнова Ирина Юрьевна
Автор: 
Михайлова Анастасия

Исследовательская работа на тему  "Детские дразнилки и защита от них".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл draznilki.docx41.94 КБ
Файл anketa.docx12.37 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция

«Ступень в будущее»

«Детские дразнилки и

защита от них»

Выполнила: Михайлова Анастасия,

ученица 7 Б класса

Руководитель: Парфенова Ирина

                                                              Юрьевна, учитель русского                   языка и литературы

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3

Глава 1   Детские дразнилки и защита от них………………………………….4

Глава 2 Результаты социологического опроса среди учащихся 5-7 классов

о значении  прозвищ и дразнилок в наше время...........................................6

Заключение………………………………………………………………………8

Список литературы…………………………………………………………….10

Приложения

Приложение 1 Диаграммы «Результаты анкетирования среди  учащихся 5-7 классов «Как вы относитесь к дразнилкам и прозвищам?»

Приложение 2 Презентация


Введение.

           Как часто мы слышим, что ребята дразнят друг друга  в школе, во дворе. А когда и почему появились дразнилки? Зачем обижать человека, который и так плачет («Рева-корова, дай молока!») или имеет необычное имя или нестандартную внешность («Алка – скакалка», «Толстая бочка – родила сыночка!»)?

          Моя работа посвящена детским  дразнилкам и защите от них. Эта тема показалась мне достаточно актуальной, потому что современные дети и подростки  любят дразниться и давать друг другу прозвища. Я внимательно изучила эту тему и провела небольшой социологический опрос «Как вы относитесь к дразнилкам?» среди учеников 5-7 классов нашей школы.

Проблема исследования: как детские прозвища и дразнилки влияют на ребёнка, помогая при этом преодолевать сложности общения.

Объект  исследования: детские прозвища и дразнилки.

Цели исследования:

  • изучить справочную и  художественную литературу, материалы периодической печати;
  • изучить возникновение детских дразнилок и прозвищ;
  • выявить причины возникновения детских дразнилок;
  • выявить методы защиты от прозвищ и дразнилок;
  •  выяснить мнение современных подростков о значении  прозвищ и дразнилок в наше время.

       Методы исследования:

  • общенаучные, общетеоретические ( анализ и синтез, сравнение, противопоставление);
  • социологические  (социологический опрос);
  • математические (статистические, визуализации данных) ;
  • эмпирические ( наблюдение, сравнение).

Этапы исследования:

  1. Чтение и изучение справочной и  художественной литературы, материалов периодической печати о детских дразнилках и прозвищах.
  2. Изучение возникновения детских дразнилок и прозвищ.
  3. Проведение социологического опроса среди учащихся 5-7 классов о значении  прозвищ и дразнилок в наше время.
  4. Анализ полученных результатов: выявление мнения современных подростков о значении  прозвищ и дразнилок в наше время.

Я считаю, что исследование  влияет на личностное самосознание, побудит учащихся нашей школы  задуматься:  стоит ли вообще использовать в речи  дразнилки и прозвища. Оно учит сопоставлять, обобщать, делать выводы.

Практическая значимость исследования:

Эта работа может использоваться:

  • учащимися и классными руководителями для подготовки к классным часам по привитию этических норм;
  • для подготовки родительских  собраний.

Теме дразнилок  и прозвищ  уделяется внимание в статьях  В.Карасика, М.Осориной, В.Проппа

Глава 1. Детские дразнилки и защита от них.

              Детские дразнилки согласно определению, приведенному в толковом словаре русского языка Д.Н.Ушакова, являются «насмешливыми прибаутками, обычно рифмованными, употребляемыми детьми для того, чтобы дразнить кого-либо, трунить над кем-либо».

     В русском языке понятие «дразнилка» включает в себя такие семантически близкие слова, как глумление, издевка, ирония, карикатура, насмешка, поддевка, подтрунивание, прибаутка, сарказм, шутка  и т.д.

   Тематическое разнообразие детских дразнилок достаточно велико. Предметом осмеяния в дразнилках чаще всего выступают:

  • имена (Егорушка  коновал, кошке  ножки  подковал),
  •  внешность (Посмотрите, он же лысый, часто бегает за крысой!),
  •  одежда (У тебя рубашка в клетку, ты похож на психтаблетку),
  • умственные способности (Дурочка-снегурочка лежала на печи и ела кирпичи!),
  • черты характера (Ты жадина-говядина),
  •  род деятельности (Командир полка - нос до потолка, уши до забора, а сам, как помидора!),
  •  национальная принадлежность (Татарин-барин зубы точит, съесть нас хочет; Твой папа в Африке живет и от бананов он умрет) и т.д.

  В большинстве случаев дразнилки представляют собой поэтические упражнения по подбору точной по звучанию и, в то же время, максимально обидной рифмы к высмеиваемому качеству оппонента (ябеда-корябеда, плакса-вакса; Ленка-пенка-колбаса, на веревочке оса!). 

Очень часто дразнилки выступают в роли откровенных предписаний о том, что не следует делать для того, чтобы с вами общался коллектив. Благодаря ним ребенок может соотнести свой поступок с нормами, принятыми в обществе, исправить недостатки. Дразнилки значительно более действенны, нежели нотации взрослого.

Типичной реакцией на дразнилку любого вида является либо «встречная дразнилка», либо, так называемая «отговорка», ответная реплика, позволяющая высмеиваемому человеку реабилитироваться в глазах коллектива (Ничего не больно, курица довольна!)

 Подобные фразы – это своеобразная защита от словесного нападения, которая помогает справиться с чувством неловкости, в условиях, когда не знаешь, как правильнее отреагировать на пренебрежительное к себе отношение. Среди всей массы комически абсурдные отговорки пользуются наибольшей популярностью. В отличие от стандартных ответов они помогают своей иррациональностью вызвать у обидчика схожее жертве дразнилок чувство замешательства.

                    Основными  причинами обзывания детьми друг друга являются:
1.Агрессия (сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить сверстника).
2.Желание привлечь внимание (того, кого дразнишь, или окружающих):
- игра
 (дразнящий воспринимает обзывания как забавную игру, привлекая к себе внимание сверстника, не собираясь его оскорблять);
- провокация
 (дразнящий сознает, что оскорбляет сверстника, но стремится таким образом спровоцировать его на активные действия, например заставить погоняться за собой, побороться, принять вызов);
- шутка (хочет не столько обидеть товарища, сколько повеселить окружающих);
- самоутверждение
 ( дразнящий сознательно оскорбляет сверстника, чтобы унизить его и выделиться в глазах окружающих, «поставить его на место», утвердить лидерскую позицию).
3.Месть (обиженный  или униженный ребенок начинает дразнить обидчика, особенно если не может ответить физически, иногда он так же поступает от зависти).
4.Не со зла (дразнящий не понимает, что другому обидно, привык отмечать особенности окружающих, выявлять их характерные черты, например ,сравнивая с животными). Возможно, дома у него принято награждать друг друга прозвищами, и это никого не обижает.

         Так, психолог Осорина пишет, что «обзывание — это всегда испытание детского «Я» на психологическую прочность». Это неизбежное, по ее мнению, явление в процессе формирования группы, когда выясняется, кто и на что может в ней претендовать.
        Давать друг другу клички дети учатся у взрослых. Действительно, прозвища и клички присутствуют в жизни взрослых: от ласковых домашних прозвищ до блатных кличек. .
               Кстати, исследователи отмечают, что в различных культурах используются разные клички, например, для арабских стран характерно высмеивание физических недостатков, а в Японии чаще используются аналогии с животными или насекомыми. И хотя во взрослой культуре клички и имеют определенное символическое значение, а их носители могут гордиться своим прозвищем, то для ребенка одинаково обидно прослыть среди сверстников и «тюленем» и «толстым». Да и смысл у детских прозвищ обычно несколько другой.

 Согласно наблюдениям психологов, практически в любом детском коллективе дети дразнят друг друга, что является наиболее частой причиной всех ссор и драк, происходящих между ними.

  Почему дети так охотно повторяют обидные, бранные слова? Во-первых, их привлекает та эмоциональность, с которой их произносят окружающие. Ругающийся человек обычно «излучает» безграничную самоуверенность, его жесты очень выразительны, вокруг него возникают определенное волнение и напряжение. Во-вторых, видя, что такие слова шокируют, злят, расстраивают того, к кому они обращены, дети начинают их использовать, чтобы позлить, подразнить окружающих. Для них бранные слова становятся еще одним оружием мести.  Если избежать появления дразнилок в детском коллективе почти невозможно, то бороться с ними необходимо

  Бывает, что ребенок не понимает, что говорит, или не понимает, что произносит очень оскорбительные и обидные слова. Следует объяснить ребенку, что таким образом он оскорбляет всех присутствующих, что употреблять такие слова неприлично.  Более  старшим детям необходимо  объяснить, что люди используют ругательства лишь, в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.
        В ходе моей работы над данной темой  я выяснила  несколько вариантов, как можно и нужно реагировать на обзывания и хочу вам их предложить.
       
Первый вариант: никак не реагировать, проигнорировать, не обращать внимания. Это сделать довольно сложно, но в некоторых случаях эффективно. Например: «Заяц, заяц!» — зовет один ребенок другого. Не отзываться, пока не обратится по имени, сделать вид, что не понимаешь, к кому обращаются. Сказать: «Меня вообще-то Васей зовут. А ты разве меня звал?»
       
Второй вариант: отреагировать нестандартно. Обзывающийся ребенок всегда ожидает получить от жертвы определенную реакцию (обиду, злость), необычное поведение жертвы способно пресечь агрессию. Например, можно согласиться с прозвищем: «Да, мама тоже считает, что я чем-то похож на сову, я и ночью лучше всех вижу, и поспать утром люблю» 

  Третий вариант: объясниться. Спокойно сказать обзывающемуся сверстнику: «Мне очень обидно это слышать», «Почему ты хочешь меня обидеть?»
   Также можно научить ребенка  не позволять собой манипулировать. Очень часто дети стремятся с помощью обзывательств заставить сверстника что-то сделать. Например, всем известен прием «брать на слабо». При всех ребенку говорится, что он не делает что-то, потому что «трус», «размазня», ставя его, таким образом, перед выбором: или согласится сделать, что от него требуют (часто нарушить какие-то правила или подвергнуть себя опасности). Или же он так и останется в глазах окружающих «хлюпиком» и «трусом». Наверное, из всех ситуаций, связанных с обзыванием,— эта самая непростая. И здесь очень сложно помочь ребёнку выйти из нее с достоинством, потому что противостоять мнению большинства, тем более тех, с кем тебе предстоит общаться и впредь, нелегко и взрослому человеку.

 В этом случае   можно привести в пример рассказ В.Ю.Драгунского «Рабочие дробят камень». В нем Дениска решился, в конце концов, прыгнуть с вышки, но не потому, что над ним все смеялись, а потому, что не смог бы себя уважать, если бы это не сделал. Следует обратить внимание ребенка на то, что в каждой конкретной ситуации необходимо не торопиться, взвесить все «за» и «против», понять, что важнее: доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение. Понимать, что такое дразнилка и уметь защититься от обидчиков – это залог успехов в будущем.

Глава 2. Результаты социологического опроса среди учащихся 5-7 классов о значении  прозвищ и дразнилок в наше время.

        Для выяснения того, как  оценивают современные школьники значение  прозвищ и дразнилок в наше время и насколько остра эта проблема для нашей школы, мною был проведён  социологический  опрос среди учащихся 5-7 классов. В опросе участвовало 80 человек. Ребятам были предложены следующие вопросы:

  1.  Как вы относитесь к дразнилкам?
  2. Кто, по вашему мнению, обзывается чаще мальчики или девочки?
  3. Когда человек обзывается?
  • его обидели;
  • не похож на других;
  • ему плохо;
  • проверяет другого;
  • его провоцируют;
  • мстит за обиду;
  •  ваши варианты ответа.

4. Зачем он это делает?

  •  позлить;
  •  посмешить;
  •  стать сильным;
  •  защититься;
  •  из- за желания оскорбить;
  •  провоцирует на активные действия;
  •  месть.

5. Какое чувство вы ощущаете, когда вас обзывают или дразнят?

  •  обиду;
  • злость;
  •  ущемление;
  • равнодушие;
  • ваши варианты ответа

На некоторые вопросы не все ученики дали конкретные ответы. Мною были проанализированы результаты анкетирования. Ответы учащихся я расположила по убыванию.

Как видно из диаграммы, к сожалению, большинство моих сверстников  относятся к дразнилкам плохо(49%). Нормально относятся (14%), никак не относятся (12,5%), (8,5%) вообще  не обращают на них внимание, ( 4%) относятся хорошо и (2,5%) смеются в ответ.

Большинство опрошенных респондентов считают ,что чаще всего обзываются мальчики ( 67,5%), девочки же обзываются реже  (32,5%).

На вопрос «Когда человек обзывается?», то  самым  популярным  ответом оказалось, что   это  «мстит за обиду» (39%), «его обидели» (37,5%),  «его провоцируют»  выбрали  (29% ) опрошенных,  «ему плохо» ответило (11%), « не похож на других» и «проверяет другого» (6%).

В ответе на  вопрос «Зачем он это делает?»  большая часть  решила, чтобы  «позлить» (41%), на втором месте  «месть» (25%), на третьем  «провоцирует на действие» (20%), «из-за желания оскорбить» (15%). А (12,5% ) опрошенных  выбрали ответ «стать сильным»,( 10%) - «защититься» ,(9%) -«посмешить». Как ни странно (49%) детей и подростков 5-7 классов чувствуют «обиду» и «злость», « равнодушие» чувствуют  (20%),  «желание  отомстить» - (4% ), а ( 2,5% ) ответили «ущемление». Стоит задуматься…

Обобщу данные социологического опроса. Из опроса можно сделать вывод, что некоторым  учащимся 5-7 классов дразнилки  вовсе не нравятся и даже обижают их, некоторым всё равно, а другим даже наоборот нравится.

 На мой взгляд ,самой большой бедой является  то , что современным детям и подросткам  доставляет удовольствие обижать, оскорблять других. Им кажется, что это делает их сильнее, а на самом деле слабее и ничтожнее.  Я считаю, что избежать появления дразнилок в детском коллективе почти невозможно, но бороться с ними необходимо.
      Родители и педагоги не должны оставлять без внимания ситуации обзывания детьми друг друга. Задача педагога — пресечь появление и использование обидных прозвищ в классе. Можно поговорить отдельно с зачинщиками, можно устроить классный час на эту тему.  С пострадавшим надо обсудить, почему другие обзываются — обижаются ли на него или хотят привлечь его внимание.
в жизни взрослых: от ласковых домашних прозвищ до блатных кличек.

Так же в ходе изучения этой темы мне довелось побеседовать с людьми более старшего возраста. Я задавала вопросы друзьям, знакомым и соседям. В ходе опроса выяснилось, что  все они в детстве придумывали дразнилки и обзывалки, которые  тоже присутствовали в их жизни.
     

Заключение

       В начале моего исследования передо мной стояла проблема -  как детские прозвища и дразнилки влияют на ребёнка, помогая при этом преодолевать сложности общения.

     Читая и  изучая справочную и художественную литературу,  материалы периодической печати , я проанализировала значение детских  прозвищ  и дразнилок  в наше  время и выяснила, что никакое детство не бывает безоблачным. Всякий ребенок обязательно проходит через кризисы и конфликты. Если не впадать в крайности и дразнилками не злоупотреблять, если оставить за скобками грубые тексты, то  фольклорные сатирические стишки помогают преодолевать сложности общения. Также  они снимают детскую агрессию.

Как правило, дразнилки переходят из поколения в поколение, от старших ребят во дворе, от старших братьев и сестер, от ровесников. Родители, как правило, не помнят таких детских шалостей, а иногда и вовсе считают их глупыми, обидными и непристойными, хотя сами, будучи детьми, дразнили друг друга "Рёва-корова",  «Обманули дурака ,  на четыре кулака!" или "Обзываешь меня, а переводишь на себя!"

       Занимаясь исследовательской  работой, я многое узнала о причинах возникновения детских дразнилок ,самостоятельно изучила, как детские прозвища и дразнилки влияют на ребёнка, помогая при этом преодолевать сложности общения,

выяснила методы защиты от прозвищ и дразнилок и поняла, что дразнилка не издевательство, хотя грань между ними очень тонкая, что она учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу,  развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении.

Литература:

1. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград : Перемена, 2002.

2. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПБ : Речь, 2004. – 276с.

3. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. – М.: Наука, 1976.

4. Ушаков Д.Н. Электронный Толковый словарь русского языка //


Предварительный просмотр:

Анкета.

  1. Как Вы относитесь к дразнилкам?
  2. Кто, по вашему мнению, обзывается чаще мальчики или девочки?
  3. Когда человек обзывается?

- его обидели;

- не похож на других;

- ему плохо;

- проверяет другого;

- его провоцируют;

- мстит за обиду;

- ваши варианты ответа.

4. Зачем он это делает?

- позлить;

- посмешить;

- стать сильным;

- защититься;

- из за желания оскорбить;

- провоцирует на активные действия;

- месть.

5. Какое чувство Вы ощущаете, когда Вас обзывают или дразнят?

- обиду;

- злость;

- ущемление;

- равнодушие;

- ваши варианты ответа

Анкета.

  1. Как Вы относитесь к дразнилкам?
  2. Кто, по вашему мнению, обзывается чаще мальчики или девочки?
  3. Когда человек обзывается?

- его обидели;

- не похож на других;

- ему плохо;

- проверяет другого;

- его провоцируют;

- мстит за обиду;

- ваши варианты ответа.

4. Зачем он это делает?

- позлить;

- посмешить;

- стать сильным;

- защититься;

- из за желания оскорбить;

- провоцирует на активные действия;

- месть.

5. Какое чувство Вы ощущаете, когда Вас обзывают или дразнят?

- обиду;

- злость;

- ущемление;

- равнодушие;

- ваши варианты ответа


Поделиться:

Хитрость Дидоны

Весёлая кукушка

А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?

Как нарисовать ветку ели?

Привередница