• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Научно-исследовательская работа «Топонимика родного края»

Опубликовано Рахматуллина Эльмира Рашитовна вкл 01.12.2018 - 21:53
Рахматуллина Эльмира Рашитовна
Автор: 
Писарев Андрей

Изучение топонимического материала – это представление о прошлой истории края, о тех народах, которые были здесь когда-либо, а может быть, существуют и теперь. Географические названия нашего края образовались не одновременно, а в разные времена, в несколько этапов и ведут свое начало из различных языков. Поэтому топонимы нашего края являются сложным историческим образованием, со­стоящим из пластов и слоев разной степени древности и различного языкового происхождения.                                                                                         Обращение к названиям создает ассоциации, необходимые для более глу­бокого понимания событий и фактов, активизирует интерес к родным местам.                                                                                                                                                      Изучение географических названий открывает большие возможности по  изуче- нию своего края, его географии, истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon toponimika.doc850.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Казанский федеральный университет

Институт психологии и образования

Кафедра методологии обучения и воспитанияМКУ «Отдел образования Исполнительного комитета Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

МБОУ «Большекайбицкая средняя общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

Региональная научно-практическая конференция школьников «Поиск»

Научно-исследовательская работа

 «Топонимика родного края»

Выполнил:

Писарев Андрей Алексеевич ,

ученик  7 класса

МБОУ «Берлибашская основная

общеобразовательная школа

Кайбицкого муниципального района

 Республики Татарстан»

Руководитель проекта:

Рахматуллина Эльмира Рашитовна,

учитель биологии и географии высшей

квалификационной категории

с. Большие Кайбицы

2018 год

Оглавление

Введение……………………………………………………………………

3

 I. Формирование понятий о топонимике ………………………………

5

 Топонимика – как наука …………………………………………….

5

II. Топонимика родного края  ……………………………………………

7

 Топонимика Кайбицкого района ................................................................

7

 Топонимика села Эбалаково………………………………………………

8

Заключение…………………………………………………………………

9

Литература…………………………………………………………………

10

Приложения …… …………………………………………………………

11

                                                                       


Введение

     Сейчас, в наш коммуникабельный век, много ездят, плавают, летают, одним словом, передвигаются. Мелькают знакомые и незнакомые названия станций, городов, рек, гор. Проезжая по родным местам, мы даже не задумываемся над тем, а почему так названы наши улицы, овраги, горы, лес. Откуда взялись те или иные названия? Что они могут рассказать нам о прошлом нашего края?                                                                                       Изучение топонимического материала – это представление о прошлой истории края, о тех народах, которые были здесь когда-либо, а может быть, существуют и теперь. Географические названия нашего края образовались не одновременно, а в разные времена, в несколько этапов и ведут свое начало из различных языков. Поэтому топонимы нашего края являются сложным историческим образованием, состоящим из пластов и слоев разной степени древности и различного языкового происхождения.                                                                                         Обращение к названиям создает ассоциации, необходимые для более глубокого понимания событий и фактов, активизирует интерес к родным местам.                                                                                                                                                      Изучение географических названий открывает большие возможности по  изуче- нию своего края, его географии, истории.

 Целью работы является  научное обоснование практической значимости исследовательской деятельности по изучению топонимики родного края для дальнейшего её использования в учебно-воспитательном процессе.

   В работе решались следующие задачи:

  1. Изучить объекты исследования;
  2. Проследить развитие топонимических названий;
  3. Составить словарь топонимических понятий нашей местности.

Объектом исследования являются географические объекты, улицы села, природные ландшафты.

Предметом исследования является поиск путей, направленных на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей познавательного интереса в пределах своего родного края.

Практическая значимость темы заключается в  изучении поставленных задач, вопросов краеведения. Анализ результатов позволили выдвинуть следующие моменты значимости выполненной работы:                                                                                                                    - приобретение навыков исследовательской работы;                                                         - поэтапное формирование  в работе навыков, умений;                                                      - работа на уроках и внеклассных мероприятиях;                                                                      

   В работе использованы следующие методы:

  1. Теоретический анализ;
  2. Беседа.
  3. Поиск.

 

   Основной предполагаемый результат исследования – сбор материала, изучил толкование – «имен мест»

Глава I. Формирование понятий о топонимике.

Топонимика как наука.

Топонимика – увлекательная наука она может заинтересовать и энтузиастов краеведов, и всех, кто любит свой край, его историю, его географическое прошлое и настоящее.

                                                                                  И.Г. Долгачёв                                 

   Географические названия - обязательный элемент географии. А топонимика — наука о географических названиях. Она изучает их происхождение, их смысловое значение, написание, произношение.

Термин «топонимика» составлен из греческих слов, означающих «место» (топос) и «имя» (онома) - учение о местных именах, о названиях мест.

   Топонимия - важный источник для исследования истории языка, часто восходят к языкам - народов, живших на данной территории, помогает восстановить черты исторического прошлого народов, определить границы их расселения, очертить области былого распространения языков, географию культурных и экономических центров, торговых путей.

   Совокупность топонимов на какой-либо территории составляет её топонимию. Микротопонимия включает названия небольших географических объектов: урочищ, ключей, омутов, с.-х. угодий и т.п. Топонимика развивается в тесном  взаимодействии с географией, историей, этнографией. Топонимия — важный источник для исследования истории языка (истории лексикологии, диалектологии, этимологии и др.), так как некоторые топонимы (особенно гидронимы) устойчиво сохраняют архаизмы и диалектизмы, часто восходят к языкам - субстратам  народов, живших на данной территории. Топонимика помогает восстановить черты исторического прошлого народов, определить границы их расселения, очертить области былого распространения языков, географию культурных и экономических центров, торговых путей и т.п. Прикладным аспектом  топонимики является практическая транскрипция топонимов, устанавливающая их исходное и единообразное написание и передачу на других  языках, что важно для картографирования военных целей и всех видов коммуникации.

   Топонимика – важнейший элемент краеведческой работы. Она служит прекрасным средством стимулирования интереса к изучению прошлого и настоящего края путем поиска связей между географическими условиями местности и отражением их в географических названиях.  Топонимический материал вызывает большой интерес у  учащихся начальной школы: дети постоянно задают вопрос о происхождении географических названий. Проведенный опрос среди учеников 3-4 классов  показал, что 90% детей хотели бы узнать больше об истории своего села, о его названии, об особенностях языка. Таким образом, материал топонимики дает широкие возможности для развития познавательного интереса учащихся, а, следовательно, и их мышления. Кроме положительного влияния на развитие познавательного интереса, как отмечает Е.М. Поспелов, использование топонимики способствует повышению уровня общей грамотности и культуры речи учащихся, так как правила написания и произношения географических названий также входят в ведение топонимики.

Все топонимы делятся на следующие классы:

 - ойконимы – название населенных пунктов;

 - гидронимы – название рек;

 - оронимы – название горных вершин;

 - урбанонимы – название внутренних городских объектов;

 - годонимы – название улиц;

 - агоронимы – название площадей;

 - дромонимы – название путей сообщения  (Диаграмма №1)

Глава II. Топонимика родного края.

Топонимика Кайбицкого  района.

Поселение на месте центра Кайбицкого района – село Большие Кайбицы – известно с периода Казанского ханства, на что указывает ряд эпиграфических памятников. В письменных же документах основание деревни Олы Кайбыч относится к 1600-м годам, после того как по разрешению царя Федора Иоанновича в 1595 году было выделено немного земли жителям этого края. 
Происхождение названия Кайбицы (Кайбыч) до сих пор точно неизвестно. Одна из версий связывает его с именем Хайбуч. Другие – со словами «кап» («мешок»), «качык» («даль», «далеко»). Есть версия, согласно которой в названии Кайбицкого района отразилось обилие лесов. В древности густые леса служили для предков татар и других народов Поволжья для занятий бортничеством. Среди пчеловодов-бортников широко распространенным было слово «кабица». Кабицы – лесные территории, на которые делились бортные угодья (ухожеи), т. е. хранилища меда. Слово впоследствии трансформирова- лось  в более удобное: кайбицы.

История  нашего села связана с событием трехсотлетней давности.В селе Русское Эбалаково нет никаких особенных богатств,но есть живописные луга,овраги,леса и бесценный чистый воздух.Не это ли истинные богатства?Село обладает большой притягательной силой.Для нас нет роднее места на всем земном шаре.

Русское Эбалаково в переводе на татарский язык звучит как «Рус Ябалагы»,называют его в народе и «Буэле».Оно расположено в Кайбицком районе,в верхней части реки «Берля»,в 9 километрах от села Большие Кайбицы.

Село основано во второй половине XVII века.В аул Би Гали (Буэлэ), примерно в 1795 году переселяют русских из Багаево, Уланова, Ульянкова, Берлибаш.Здесь была построена церковь.Особую активность проявлял Багаевский священник Василий Владимировский-Казанский.В его честь деревня даже названа была Владимировкой.А в 1795 году он был приглашен на сход граждан,когда земли Берлибаш и Эбалаково утверждались царским законом.

Из легенд ,переходивших из поколения в поколение,известно ,что название Владимировка решено было поменять на другое.Вышли на большое поле ,взяли большую палку (шест),и привязали на нее платок и сказали: «Какая птица сядет первой,так и будет названо село».На шест прилетела сова (на татарском  Ябалак).Так и стали называться жители бывшей Владимировки-эбалаковцами.

«Святой ключ»-священное место у горы.Жители называют его «Деревенский Ключ»,напротив него стояла бывшая часовня.Глотнешь воды из «Святого ключа»-станешь здоровым и сильным,уверяют в народе.А новую часовню начали строить по инициативе братьев Калистратовых,  6 июня 2009 года состоялось  открытие часовни.Ее назвали в честь села,который раньше носил название «Владимировкой».

Не далеко от села,за улицей «Большая Красная» в направлении леса,посажена посадка смешанных деревьев ,и вдоль этой посадки запружен пруд.Зовут его просто-«Плотина»,но в летние жаркие дни там купаются дети, взрослые, приезжают из соседских сел.

А выйдешь в поле за улицу «Садовую» ближе к лесу ,там находится большой овраг ,который раньше называли «Петрунина поляна» или «Холодные  ключи»Там протекают три холодных ключа.

Улица Латифа Хамиди названа в честь нашего земляка-автора гимна Казахстана,так же многих известных опер.

«Кирпичный завод»  -на этом место в 1990 годы работал кирпичный завод.

Черемшанская дамба-это дорога соединяла Эбалаково с деревней Черемшаны Апастовского района.

Колхоз имени Ильича организован в период массовой коллективизации сельского хозяйства в 1930 году на базе деревни Русское Эбалаково.Первым председателем колхоза был избран Илья Наумович Угольцов,а председателем сельского Совета Филипп Захарович Нагибов.Когда организовался колхоз ,на этом месте стояла церковь.Здание святыни сломали и построили правление колхоза.Возле правления был и машинно-тракторный парк.Кстати ,в народе  и сейчас живет история о том ,будто бы здесь постоянно происходило возгорание  комбайнов,так как на этом месте были  похоронены священник  и матушка. Потом машинно-тракторный парк перевели в другое место,а это место обгоро- дили  и посадили липы.

Заключение.

 Исследуя топонимы, я пришёл к выводу, что топонимы - это мост между прошлым и настоящим. Как много, оказывается, могут рассказать топонимы о жизни моих предков. Топонимика помогает создать рисунок прошлого. Происхождение некоторых топонимов прозрачно. Но далеко не всегда можно сразу сказать: откуда взялось имя и почему его дали месту?

Топонимы, в основном, по происхождению можно разделить на две группы. Первая построена на человеческих именах, иногда личных, иногда родовых, фамильных, их всего 7-10 %.

Вторую группу составляют те, внутрь которых человек закладывает сжатое, иногда яркое описание признаков того места, которое он называет. Таких топонимов почти 90% от общего числа.

Нельзя допустить, чтобы пропали эти названия, поэтому надо сохранить топонимы,так как они содержат в себе сведения о жизни наших предков. «Сохранить топонимы не только важно, но и нужно. Ведь многие объекты сельской местности и их названия исчезают, а это значит, что исчезает наша история, наши корни, опустошается наша память»- пишет Г.П.Солицкая в книге «Занимательная топонимика».Микротопонимы- это часть истории моего края, они нуждаются в бережном отношении и сохранении. Многие из микротопонимов в настоящее время не употребляются, многие забыты. Но есть краеведы, знатоки истории села, которые бережно несут их и передают молодому поколению. Наша задача не прерывать эту нить.

Список литературы:

  1. Материалы школьного музея.
  2. Мельхеев М. Н. Происхождение  географических названий Иркутской области. – Восточно-Сибирское книжное издательство, 1994. – 90 с.
  3. Попов А.И. Географические названия (введение в топонимику). -  Л.-М.: Наука, 2005. – 181 с.
  4. Поспелов Е.М. Топонимика в школьной географии. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2001. – 144 с.
  5. Суперанская А. В. Что такое топонимика. – М.: Наука, 1995. – 176с.
  6. Ушинский К.Д. Сочинения. – М.-Л.: АПН РСФСР, 1988. -  Т.3.
  7. Сайранов Р.История моего села.-«Полигран-Т»ЖЧЖ,2015.-132 с.
  8. Галимов К.,Рахматуллина Э.,Мусина И.Берлибаши в сердце моем-Казан: «Илхам» нэшрияты,2013.-344.;-700с.

                                                                                                         Приложение № 1

Диаграмма №1

Графическое отображение изученных топонимических названий:

Диаграмма № 2

Приложение № 2

 Село Эбалаково

Святой ключ напротив часовни

Улица Латыфа Хамиди

Часовня Владимировка

Машинно-тракторный парк

Мечеть


Поделиться:

Как нарисовать осеннее дерево акварелью

Учимся рисовать горный пейзаж акварелью

Акварельные гвоздики

Извержение вулкана

Астрономический календарь. Январь, 2019 год