• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"Математический словарь" Математические термины, используемые в курсе изучения предмета «Математика» в начальной школе

Опубликовано Сливка Ирина Александровна вкл 05.12.2018 - 12:10
Сливка Ирина Александровна
Автор: 
Пуртова Софья

При изучении математики  мы  используем не только естественный, разговорный язык, но и специальный язык науки математики – математический. Изучать математику, не зная математического языка невозможно. Во многих случаях ученики не умеют излагать свои мысли связно, грамотно, ясно и логично, грамматически неверно строят предложения, не умеют правильно оформлять записи, чертежи, схемы, допускают много ошибок, неточностей в написании и произнесении математических терминов. Создание «Математического словарика» поможет учащимся проявить самостоятельность в приобретении знаний по любой теме, показать свою творческую активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk_matematicheskiy_slovarik.docx29.2 КБ
Файл slovar.docx54.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Речниковская средняя общеобразовательная школа

  1. Научное общество – «Поиск»
  2. ФИО автора работы, класс – Пуртова Софья Александровна, 4 класс
  3. ФИО куратора – Сливка Ирина Александровна
  4. Тема исследования – математические термины, используемые в курсе изучения предмета «Математика» в начальной школе.
  5. Обоснование темы исследования и её актуальность – при изучении математики  мы  используем не только естественный, разговорный язык, но и специальный язык науки математики – математический. Изучать математику, не зная математического языка невозможно. Во многих случаях ученики не умеют излагать свои мысли связно, грамотно, ясно и логично, грамматически неверно строят предложения, не умеют правильно оформлять записи, чертежи, схемы, допускают много ошибок, неточностей в написании и произнесении математических терминов. Создание «Математического словарика» поможет учащимся проявить самостоятельность в приобретении знаний по любой теме, показать свою творческую активность.
  6. Цель исследования – расширение математических знаний. Изучать математику не зная ее языка невозможно. Чтобы облегчить понимание и запоминание математических терминов, правильно их использовать их в речи, мы решили создать математический словарь.
  7. Объект исследования – математический язык, используемый для изучения предмета «Математика».
  8. Предмет исследования – математические термины и понятия.
  9. Гипотеза – пользуясь математическим словарём, учащиеся смогут систематизировать свои знания понятий и терминов по математике и получать легко и быстро необходимую информацию.
  10. Задачи работы:

- изучить специальную литературу по темеисследования,

- развивать интерес к математике,

-развивать навыки использования в речи математических терминов и понятий,  

- развивать поисковую деятельность, творческую активность,

- формировать навык работы с информационными  технологиями,

- формировать умения решать творческие задания.

  1. Методы:

- изучение литературы по данной теме,

- поиск информации из разных источников (специальная литература, интернет ресурсы),

- систематизация полученной информации,

- практическая работа.

  1. Практическая значимость исследования – на каждом уроке математики учащимся необходимо грамотно использовать математический язык – язык терминов и понятий, но не всегда ученик может быстро и точно вспомнить и найти нужную информацию. Математический словарь окажет в этом необходимую помощь, так как в нём будут собрана информация обо всех необходимых терминах и понятиях за курс математики в начальной школе.
  2. Краткое описание хода исследования – в основе проекта лежит интегрированное исследование в области  математики, русского языка и  истории.

 - проанализировать учебники математики с 1 по 4 класс,

- выбрать все математические термины и понятия,

- найти в различных источниках информацию, помогающую объяснить математическую терминологию,

- составить и презентовать математический словарь для начальной школы.

  1. Заключение и выводы.

Проект мотивирует самостоятельную деятельность учащегося, инициирует его творчество, позволяет проявлять себя. Учащийся выбирает нужную часть информации в ее большом потоке, планирует и проводит математическое исследование, по ходу дела разрешая возникшие затруднения. Производится обработка, анализ результатов, их осмысление и презентация. Работа над проектом позволяет развивать творческое мышление учащегося, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщение, высказывать собственное суждение.Употребление математических терминов в речи,  способствует развитию форм логического мышления — понятий, высказываний и умозаключений.

  1. Перспективный план – предполагается, что систематическое употребление в речи математическихтерминов и понятий будет способствовать развитию математической речи и математических способностей учащихся. Владение математическим языком позволит ученику лучше ориентироваться в природе и обществе; математика по своей внутренней природе имеет богатые возможности для воспитания его мышления и характера. Математика имеет огромные возможности для воспитания привычки к отчётливому мышлению и чёткой, логически совершенной речи. Ученик должен показать в своём ответе умение не столько запоминать, сколько разбираться в структуре рассуждения, смысле условий задачи, знать значения каждого слова в определении, самостоятельно мыслить.
  2. Библиографический список использованных источников
  1. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание. - М.: Астрель: АСТ, 2010.
  2. Краткий толковый словарь русского языка. Под ред. Розановой В.В. -  М.: Русский язык, 1990.
  3. Краткий этимологический словарь математических терминов.http://www.exponenta.ru/educat/class/test/gloss/10.asp
  4. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1981.
  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: ОНИКС, Мир и Образование, 2006.
  6. Словарь иностранных слов. Под ред. Спиркина А.Г. - М.: Русский язык, 1980.
  7. Словарь математических терминов. http://www.terminologija.ru
  8. Современный толковый словарь русского языка. Под ред. Кузнецова С.А. - СПб.: Норинт, 2003.
  9. Ушакова О.Д. Толковый словарик школьника. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
  10. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1975.
  11. ШанскийН. М., БоброваТ. А.. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа, 2004.
  12. Этимологический словарь русского языка для школьников. - М.: «Дом Славянской Книги», 2004г.
  13. Этимологический словарь русского языкаhttp://etymological.academic.ru/
  14. Этимологический словарь Фасмераhttp://enc-dic.com/fasmer/Matematika-7888/
  15. Этимологический словарь школьника http://www.pochemyneinache.com/


Предварительный просмотр:

МКОУ Речниковская СОШ

для начальной школы

                                                                 Составитель: Пуртова Софья

                                                        Руководитель:

                                                                              учитель начальных классов

 I квалификационная категория

Сливка Ирина Александровна

Алгоритм- определенная последовательность операций или вычислений.

Больше(>)-в сочетании с количественными именами обозначает превышение указанного количества.

Буквенное выражение - записи, в которых числа и буквы соединены знаками действий.

Век - промежуток времени в сто лет.

Выражение - это запись, составленная из чисел, скобок и знаков арифметических действий

Вычитание - обратное сложению арифметическое действие, посредством которого от одной величины отнимается другая величина.

Вычитаемое - величина (число), которая вычитается из другой величины (числа).

Гектар -единица земельной площади, равная 10 000 квадратным метрам

Геометрия – раздел математики, в котором изучаются 

пространственные отношения и формы.

Год - это единица летосчисления, промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца и содержащий двенадцать календарных месяцев, отчисляемых с 1 января, а также цифровое обозначение такого промежутка.

Грамм - Единица массы в метрической системе мер, одна тысячная доля килограмма.

Деление- обратное умножению математическое действие - нахождение одного из сомножителей по произведению и другому сомножителю.

Делимое - число или величина, подвергаемая делению.

Делитель - число или величина, на которую делится делимое. 

Делить – производить действие деления над каким-либо числом. 

Дециметр -единица длины, равная одной десятой доле метра.

Диагональ -отрезок прямой линии, соединяющийдве вершины

многоугольника, не лежащие на одной стороне, или две вершины
многогранника, не лежащие на одной грани.

Диаграмма – графическое изображение, наглядно показывающее 

соотношение между какими-либо величинами.

Диаметр - отрезок прямой линии, соединяющий дветочки окружности

и проходящий через ее центр, а также длина этого отрезка.

Длина – величина, протяженность, расстояние между концами чего-либо.

Доля - часть, составляющая вместе с другими похожими или такими же частями целое.

Единица - действительное число, от умножения на которое любое число не меняется, а также цифра, изображающая это число (1).

Задача -  вопрос (обычно математического характера), требующий нахождения решения по известным данным с соблюдением определенных условий.

Квадрат – прямоугольник с равными сторонами.

Килограмм - основная единица массы в метрической системе мер, равная 1000 граммов.

Километр - единица длины, равная 1000 метров.

Копейка -  денежная единица, равная одной сотой рубля.

Кривая - непрямая линия.

Круг – предмет в форме окружности, часть плоскости, ограниченная окружностью.

Конус - геометрическое тело, образованное вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из его катетов.

Куб -правильный многогранник, имеющий шесть граней. 

Линия – черта на плоскости, на какой-нибудь, поверхности или в пространстве. 

Литр – единица объема и емкости, равная 1000 куб. см, а также количество жидкости такого объема.

Ломаная - линия, состоящая из отрезков прямой линии, соединяющихся под углом.

Луч- одна из прямых линий, расходящихся в разные стороны из одного центра.

Масса - количество, объем чего-либо.

Математика - наука, изучающая величины, количественные отношения и пространственные формы. 

Меньше(<)-в сочетании с количествеными именами обозначает уменьшение указанного количества.

Метр - основная единица длины в Международной системе единиц, равная 100 см 

Миллиметр -  единица длины, равная одной тысячной доле метра.

Минус -знак в виде тире ( - ), обозначающий вычитание или отрицательную величину в математике 

Минута - единица времени, равная 1/60 часа и состоящая из 60 секунд; промежуток времени такой протяженности. 

Многозначный - то есть «много знаков», состоящий из многих цифровых 

знаков. 

Многоугольник - геометрическая фигура, ограниченная замкнутой 

ломаной линией, звенья которой образуют более четырех углов.

Множитель - второе из двух перемножаемых чисел или величин.

Неравенство - соотношение между величинами, показывающее, что одна величина больше или меньше другой. Знакнеравенства (>, <).

Ноль - цифровой знак «0», обозначающий такое число,действительное число, от прибавления которого никакое число не меняется. 

Овал - фигура, ограниченная кривой линией яйцеобразной формы.

Окружность -замкнутая на плоскости кривая, все точки которой равно удалены от центра. 

Острый угол - угол меньше 90 градусов.

Отрезок -часть прямой, лежащая между двумя ее точками.

Палетка - прозрачная пластинка с нанесенной на нее сеткой квадратов, служащая для вычисления площадей на планах и картах.

Периметр - сумма длин всех сторон геометрической фигуры.

Пирамида - многогранник, основание которого представляет 

многоугольник, а боковые грани - треугольники, имеющие общую вершину

Площадь - величина чего-нибудь в длину и ширину,измеряемая в квадратных единицах

Плюс -знак в виде крестика (+), обозначающий сложение или положительную величину.

Пример - математическое упражнение, требующее некоторых действий над числами. 

Произведение - результат, итогумножения.

Прямая - прямая линия.

Прямой угол - угол в 90 градусов.

Прямоугольник - четырехугольник, у которого все углы прямые

Равно - знак равенства (=),одинаково.

Радиус - Это отрезок, соединяющий центр окружности с какой-либо ее точкой, а также длина этого отрезка.

Равенство - соотношение между величинами, показывающее, что одна величина равна другой. 

Разность -  число, составляющее остаток при вычитании. 

Расстояние - пространство, разделяющее два пункта, промежуток между чем-нибудь. 

Ромб - параллелограмм, все стороны которого равны.

Рубль -основная денежнаяединица, равная 100 копейкам, а также денежный знак и монета этой стоимости

Сантиметр - единица длины, сотая часть метра. 

Секунда -  1/60 часть минуты, основная единица времени в Международной системе единиц.

Слагаемое - число или выражение, которое складывается с другим.

Сложение - математическое действие, посредством которого из двух или нескольких чисел (или величин) получают новое, содержащее столько единиц (или величин), сколько было во всех данных числах (величинах) вместе. 

Сумма -  число, получаемое в результате сложения двух или нескольких величин.

Сутки - единица измерения времени, равная 24 часам; промежуток времени от одной полуночи до другой.

Тонна - единица массы, равная 1000 кг. Количество вещества, имеющее такой вес.

Точка - графический знак как условное обозначение чего-либо. Место, не имеющее измерения, граница отрезка линии.

Треугольник - геометрическая фигура - многоугольник с тремя углами. 

Угол - геометрическая фигура, образуемая двумя прямыми, исходящими из одной точки 

Умножение - математическое действие, посредством которого из двух чисел (или величин) получаетсяновое число (или величина), которое (для целых чисел) содержит слагаемым первое число столько раз, сколько единиц во втором. 

Уменьшаемое-  название числа, из которого вычитают другое.

Уравнение - математическое равенство с одной или несколькими неизвестными величинами (числами или функциями), верное только для определенных наборов этих величин. 

Цена –  денежное выражение стоимости товара, плата. 

Центнер - мера массы, равная 100 кг.

Цифра - знак, обозначающий число. 

Час – промежуток времени, равный шестидесяти минутам, одной двадцать четвертой части суток.

Частное - число, полученное от деления одной величины на другую, результат, итог деления.

Четырёхугольник - геометрическая фигура, многоугольник с четырьмя углами.

Число - основное понятие математики - величина, при помощи которой производится счет.

Ширина - величина, протяженность чего-нибудь в том направлении, в
котором две крайние точки плоскости, тела лежат, в отличие от длины, на
наименьшем расстоянии друг от друга. 

Алгоритм- происхождение: заимствовано в Советскую эпоху из английского языка, в котором algorithm восходит к латинскомуalgorithmus<algorizmus (по имени узбекского математика Аль-Хорезми).

Гектар -происхождение -  французский язык: hectare: hect< греческий язык: hecaton – сто и are – ар < латинский язык: area – площадь.

Геометрия – происхождение: очевидно, древне-русский язык. Заимствовано  из греческого языка, где geometria – «измерение земли»  (от ge – «земля» и metreo – «мерю»).

Грамм - происхождение: это название единицы веса имеет свою историю, но слово, лежащее в его основе, было некогда греческим «грамма» - «письменный знак», «надпись».

Делить – происхождение: общеславянское, имеющее соответствие в балтийском и германском языках (ср. литовскийdailyti – «делить», готскийdailjan – «делить»). Основа дел- на иной ступени чередования выступает в доля.

Дециметр -происхождение: от латинского слова decem, что значит «десять», и древнегреческого μέτρον - «мера, измерение».

Диагональ -происхождение: французский язык diagonale<латтнский язык diagonalis –диагональная линия < греческое слово в значении «идущая от одного угла до другого».

Диаметр - происхождение: латинский язык diametrus< греческого слова в значении «поперечник».

Единица - происхождение: у нашего русского «один»есть старославянский двойник – «един» (как у «осень» - «есень», откуда фамилия Есенин; у «озеро» - «езеро»: городокЕзерище). Некогда «ед-инъ» значило «только один», «именно один»: число «1» обозначалось тут словом "-инъ", а "ед-" было особой усилительной частицей, значившей «как раз», «именно».

Квадрат – происхождение: заимствовано в XVII в. из латинского  языка, где quadratum — «делать четырехугольным» (от quattuor «четыре»).

Килограмм - происхождение:  французский язык  kilogramme< греческий язык Chilioi – тысяча и gramma – ½ унции. Греческое «kilioi» означает «тысяча»; теперь оно является составной частью многих наших слов-терминов: «килограмм», «киловатт», «километр»; все они означают меры, состоящие из тысячи более мелких единиц.

Километр - происхождение: французский язык kilometre< греч. chilioi – тысяча и metre - метр.

Копейка -  происхождение: исконно русское, уменьшительно-ласкательный суффикс производное на базе словосочетания копейная деньга (ср. винтовка < винтовое ружье и т. п.). Монета названа по изображению на ней всадника с копьем.

Круг – происхождение: общеславянское, восходит к krogъ, имеющему соответствия в германском  языке hringr – «кольцо», круг».

Конус - происхождение: латинский языкconus< греческий языкkonos.

Куб -происхождение: «кюбос» - так древние греки называли шестигранные косточки для игры: грани у них были квадратными. Перейдя в латинский язык, «кюбос», превратившись в «кубус», приобрело уже значение «правильный шестигранник» и с ним проникло в математические труды на всех языках Европы.

Линия – происхождение: из латинского языка linea – «нитка, линия» - производное от linum – «лён».

Литр–происхождение: из французского  языкаlitre< греческого языкаlitra  - «мера веса».

Луч- происхождение: общеславянское, луч буквально — «свет».

Масса - происхождение: первоначальное значение этого слова упирается в греческое «мазда» - «тесто», «массо» - «мешу тесто». К этому смыслу наше слово всего ближе стоит в таких выражениях, как, например, «творожная масса», «полужидкая масса».

Математика - происхождение: из греческого языка («матэма» - «наука», «знание»; «матэматике» - «математика», то есть наука о числах и расчетах).

Метр - происхождение: французский языкmetre – «палка для измерения» , основная единица длины.

Миллиметр - происхождение: единица длины миллиметр была введена в 1795 и образована от латинского слова «mille», что означает «тысяча» и слова «метр».

Минус - происхождение: латинский язык  minus

Минута - происхождение: из французского языка, где minute< лат. minuta «маленькая, незначительная»,  от minuere «уменьшать», которое восходит к minor «меньший».  Римляне делили час на «партэсминутэпримэ» и «партэсминутэсекундэ», то есть на «части малые первые» и «части малые вторые». Из этих обозначений взяли разные их члены: «минута» значит «малая», а «секунда» - «вторая». Корень слова «минута» тот же, что и в слове «минус».

Многозначный - происхождение: от слова znati, что на одном из славянских языков означало «отличать, заметить».

Ноль - происхождение: немецкий язык Null< итальянский язык nulla – ничто < латинский язык nullus – никакой, ни один.

Овал - происхождение: из французского языка ovale< латинский языкOvalis – «яйцевидный», суффиксального производного от ovum – «яйцо».

Окружность -происхождение: греческое  слово periferia – «периферия», «окружность». Это множество точек плоскости, находящихся на данном расстоянии от данной точки, лежащей в той же плоскости и называемой ее центром.

Отрезок -происхождение: слово ОТРЕЗОК происходит от слова резать.

Периметр - происхождение: из французского языка, где perimetre – сложение греческогоperi – «кругом, вокруг» и metron – «мера».

Пирамида - происхождение: из старославянского языка -  пирамида – название монументального сооружения < из древнегреческого  слова в значении «поминальный сладкий пирог конической формы».

Площадь - происхождение: греческое слово plateia – «широкая», древнерусское площадь < древнерусское «плоскый». Существует две гипотезы. Профессор М. Фасмер, например, считает это слово происшедшим из древнейшего славянского «ploskedь» и, значит, связанным с «плоской», а итальянский этимолог Пизани выводит его из греческого «платэйа», только из именительного падежа множественного числа от этого мнения.

Плюс -происхождение: математики почерпнули этот термин из латинского языка, в котором «plus» значило «больше».Это знак для обозначения действия сложения, а также для обозначения положительности чисел.

Пример - происхождение: греческое слово primus – «первый». Из «при-» и «мерить». Старейшее значение – «проба». Значение «арифметическая задача на счет, вычисление» образовалось много позже.

Радиус -  происхождение: голландский язык radius< латинский язык radius – луч, радиус.

Равенство - происхождение: перевод с французского языкаdistance – расстояние.

Ромб - происхождение: французский язык rhombe< греческое слово в значении «вращающийся предмет», «волчок». Это четырехугольник, у которого все стороны равны.

Рубль -происхождение: исконно русское,  производное от рубить. Рубль исходно — «обрубок» (гривны, ср. гривенник).Долго считали, что это название монеты возникло либо из арабского «руб» - «четверть», либо из индийского «рупия» - буквально: «снабженное изображением». Но более резонным считается старое народное толкование: рубль - это кусок, отрубленный от серебряного слитка - гривны.

Сантиметр - происхождение из французского  языка. Французское словоcentimetre буквально значит  «сотая метра». Слово образовано от французскогоcentimètre – представляет собой сложение из латинского centum «сто» и французскогоmètrе «метр».

Секунда -  происхождение: из немецкого или французского языка. Немецкое  Sekunde, французское  seconde< латинское secunda – «вторая, следующая» (от sequi – «следовать») в выражении parsminutasecunda – «часть малая вторая».

Сумма -  происхождение: немецкое summe< латинскоеsumma – высшая точка; итог, сумма

Тонна–происхождение от  французского словаtonnt – мера веса.

Точка - «точка» - это «след тычка», уменьшительное к древнерусскому «точь». Попроисхождению оно и связано с основой «ток», той же, что мы видим в «ткать» и в 2тыкать». А вот латинская точка – «пунктум» (и наше «пункт») связано с «пунгерэ» - «колоть». То, в чем мы увидели «тычок», римляне расценили как «укол».

Угол - слово общеславянского происхождения,  родственное латинскомуangulus «угол». Угол буквально — «изогнутость».

Цена –  слово общеславянского происхождения, восходит к kaina –  «цена». Первоначальное значение – «возмездие, воздаяние», далее «штраф», откуда – «стоимость чего-либо». Близкие слова встречаются во многих языках нашей индоевропейской семьи: авестийское «каэна» - «возмездие», «месть», литовское «kaina» - «цена». Видимо, и у нас древнейшим значением слова было «отмщение», «расплата», потом – «штраф-вира» за какую-либо вину и уже впоследствии – «стоимость».

Цифра - мы привыкли думать, что слово «цифра» - обозначение некоторой величины, а по происхождению оно восходит к арабскому «цифр» - «пустышка». Этим своим словом они хотели передать индийское название «нуля» - «знак отсутствия». В европейских языках «цифра» стало значить «всякий знак числа»; только в английском языке и сейчас слово «cipher» («сифер») употребляется в смысле «ноль».

Час – слово общеславянского происхождения, образовано с помощью суф. –съ от несохранившегося чати, изменившегося в чаяти – «ожидать».

Число - слово происходит от слова суsɫо, что на одном из славянских языков так и означало «число».

Литература

  1. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание. - М.: Астрель: АСТ, 2010.
  2. Краткий толковый словарь русского языка. Под ред. Розановой В.В. -  М.: Русский язык, 1990.
  3. Краткий этимологический словарь математических терминов.

http://www.exponenta.ru/educat/class/test/gloss/10.asp

  1. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1981.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: ОНИКС, Мир и Образование, 2006.
  3. Словарь иностранных слов. Под ред. Спиркина А.Г. - М.: Русский язык, 1980.
  4. Словарь математических терминов.    http://www.terminologija.ru
  5. Современный толковый словарь русского языка. Под ред. Кузнецова С.А. - СПб.: Норинт, 2003.
  6. Ушакова О.Д. Толковый словарик школьника. - СПб.:  Издательский Дом «Литера», 2006.
  7. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1975.
  8. Шанский Н. М., Боброва Т. А..Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа, 2004.
  9. Этимологический словарь русского языка для школьников. - М.: «Дом Славянской Книги», 2004г.
  10. Этимологический словарь русского языка

http://etymological.academic.ru/

  1. Этимологический словарь Фасмера

http://enc-dic.com/fasmer/Matematika-7888/

  1. Этимологический словарь школьника

http://www.pochemyneinache.com/

  1. http://что-означает.рф/


Поделиться:

Есть ли лёд на других планетах?

Два петушка

Этот древний-древний-древний мир!

Сказка об одной Тайне

Рисуем акварельное мороженое