В наше время трудно представить конфету без фантика. Фантики для конфет – как одежда для людей: они защищают и украшают конфету. Художники каждый год придумывают для конфет яркие и интересные упаковки. Но оказывается, фантики могут напомнить правила русского языка. Разглядывая яркие блестящие конфетные обёртки, я подумал, что если использовать названия конфет, то можно сделать уроки русского языка интересными. В нашем исследовании приводятся примеры того, какие изученные правила можно встретить на конфетных обертках. Фантики собирались от съеденных конфет.
Актуальность: Я считаю, что эта тема актуальна. Так как конфеты очень популярны и среди детей, и среди взрослых, значит, каждый из нас довольно часто имеет дело с конфетным фантиком. Так почему бы не совместить приятное с полезным: развивать орфографическую зоркость, изучая орфограммы русского языка по фантикам от конфет?
Цель исследования: изучение и выявление орфограмм русского языка в названиях конфет.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.92 КБ |
![]() | 2.04 МБ |
Русский язык на обертках конфет
Сведения об авторе:
Фейзрахманов Илнур, МАОУ «Токаевская СОШ, 6 класс
Содержание
Введение …………......................................................................................................................................3
1.Как появились первые фантики
1.1. Что такое фантик?.................................................................................................................................4
1.2. История возникновения фантика………………………………………………………..…….…….4
2. Русский язык на обертках конфет…………………………………………………………………...5-7
Заключение……………………………………..........................................................................................8
Список использованной литературы……………………………………………………………………9
Приложение
Введение
В наше время трудно представить конфету без фантика. Фантики для конфет – как одежда для людей: они защищают и украшают конфету. Художники каждый год придумывают для конфет яркие и интересные упаковки. Но оказывается, фантики могут напомнить правила русского языка. Разглядывая яркие блестящие конфетные обёртки, я подумал, что если использовать названия конфет, то можно сделать уроки русского языка интересными. В нашем исследовании приводятся примеры того, какие изученные правила можно встретить на конфетных обертках. Фантики собирались от съеденных конфет.
Актуальность: Я считаю, что эта тема актуальна. Так как конфеты очень популярны и среди детей, и среди взрослых, значит, каждый из нас довольно часто имеет дело с конфетным фантиком. Так почему бы не совместить приятное с полезным: развивать орфографическую зоркость, изучая орфограммы русского языка по фантикам от конфет?
Цель исследования: изучение и выявление орфограмм русского языка в названиях конфет.
Задачи исследования:
Объект исследования: фантики от конфет.
Предмет исследования: орфограммы русского языка на обёртках (фантиках) конфет.
Методы исследования: изучение литературы и материалов сети Интернет, наблюдение, классификация.
Предполагаемый результат:
Думаем, что данная работа заинтересует моих одноклассников, а некоторым поможет стать грамотнее. Теперь, употребляя конфеты, они будут обращать внимание на их название. Обёртку конфеты или фантик можно использовать на уроках русского языка как средство для развития у детей орфографической зоркости, творческого воображения, познавательного интереса,на уроках технологии - для изготовления различных изделий.
1.Как появились первые фантики
Истории обёртки или фантика как таковой не существует. Для перевозки и хранения продуктов, в том числе и конфет, люди испокон века использовали то, что попадалось им под руку. С изобретением ткани, бумаги, фольги, парафиновой бумаги, целлофана появилась и упаковка.
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова дается такое толкование:
Фантик – это конфетная обёртка, употребляемая детьми для игры.
В «Толковом словаре русского языка» Ефремовой Т.Ф. слово фантик имеет два значения [6]:
1) конфетная обертка;
2) особым образом свернутая конфетная обертка как элемент игры в фантики.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля есть только слово фант, что означает – это залог, заклад в домашних семейных играх.
Само слово «фантик», уменьшительно-разговорное, произошло от «Pfand», заимствованного в немецком языке, что означает «залог». Изготавливали конфетные обёртки (этикетки) в типографиях. Печатались этикетки длинными листами в два цвета или многоцветные.
1.2. История возникновения фантика
Заворачивать конфеты в бумажные обертки начали довольно давно. Первые двухслойные, из фольги и бумаги, обертки для конфет появились в 1850 году. Серьезный толчок этому делу дал великий американский изобретатель Томас Эдисон.
И хотя оберточную бумагу для конфет придумали не в России, наш российский фантик стал в XIX веке лучшим в мире. Российские упаковки для конфет пользовались огромным успехом за границей. В начале 20 века в России уже было известно множество сортов конфет: леденцы и монпасье с различными вкусами, помадка и тянучки, зефир, пастила. На фантиках красовались изящные дореволюционные барышни, а названия были почти всегда связаны с женским полом «Марианна», «Рыбачка», «Весёлая вдова», «Софи».
Фантики для конфет и шоколадных плиток были очень красочными и рисовались как театральные афиши.
Одним из основных предназначений фантика стала просветительная задача, причем, не только для детей, но и для взрослых.
Кроме привлекательных картинок, модным было печатать на фантике и полезную информацию. Существовали развлекательные обертки с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданием и пожеланиями, и обертки образовательные – с таблицей умножения или азбукой. А значит, владельцы кондитерских фабрик наделили фантик еще одной функцией – образовательной и развивающей. Например, серия конфет «Загадка»: покупателю предлагалось отгадать несложную загадку, напечатанную на конфетном фантике.
Появлялся и настоящий креатив, такой как обертки-пазлы: картинку с изображением повара, пожарного, горничной и графини можно было разрезать по линиям на кусочки, а потом собирать их, каждый раз получая новое лицо. Художники каждый год придумывают для конфет яркие и интересные упаковки
В наше время трудно представить конфету без фантика. Фантики для конфет - как одежда для людей: они защищают и украшают конфету. Красота фантика зависит от художника, создавшего эскиз
2.Русский язык на обертках конфет
Мы захотели выяснить, выполняет ли современный фантик те задачи, которые выполнял раньше. Я стал обращать внимание на конфетные обертки в магазине, и с радостью увидел конфеты «Загадка», «Детям», конечно, это не те конфеты, которые выпускались до революции. На обертках фантика напечатаны разные загадки, разгадывание которых может стать интересным занятием для всей семьи по вечерам. Мы не нашли в магазинах фантиков с таблицей умножения, азбукой, пазлами, наверно их уже просто не существует. В настоящее время фантики уже не осуществляют образовательную и развивающую задачу. Зато в названиях конфет присутствуют многие правила, которые мы изучаем в школе на уроках русского языка. Значит фантику можно вернуть образовательную роль.
Для своего исследования мы использовали 60 различных наименования конфет, которые распределили следующим образом: на фантиках встретилось 33 имя существительное, 4 имя прилагательное, 2 глагола, и 21 словосочетаний. Результаты исследования приведены в следующей таблице:
Имя существительные | Имя прилагательные | Глаголы | Словосочетания |
Барбарис | Загорская | ||
Белиссимо | Зачарованные | Отломи | Аленкин Этюд |
Буратино | Кофейный | Пожужжим | Белая черёмуха |
Буревестник | Ярче | Вечерний вальс | |
Буря | Золотая лилия | ||
Геометрика | Золотой ключик | ||
Джульетта | Золотой Лотос | ||
Добрянка | Золотая степь | ||
Зернушка | Кот в сапогах | ||
Зимолюбка | Лазурные очи | ||
Ивушка | Лапки-царапки | ||
Итальянка | Лесной орех | ||
Коровка | Мужской закон | ||
Ласточка | Петушок, масляна головушка | ||
Лёвушка | Птица дивная | ||
Ломтишка | Птичье молоко | ||
Майка | 7 желаний | ||
Марсиянка | Слеза мужчины | ||
Медунок | Старые друзья | ||
Муму | Хрустальное озеро | ||
Настенька | Чио Рио | ||
Нямик | |||
Помадушка | |||
Премьера | |||
Прохлада | |||
Рачки | |||
Рулада | |||
Сказка | |||
Славянка | |||
Снежок | |||
Школьник | |||
Экипаж | |||
Элитана |
Таким образом, можно сделать вывод: наиболее употребляемая в названиях конфет часть речи – имя существительное (55%), наименее употребляемая – глагол и прилагательное (10%).
Все рассмотренные нами наименования конфет (фантики) можно классифицировать по следующим признакам:
1. по структуре (составу),
2. по лексическому значению,
3. по морфологическим признакам,
4. по способам образования,
5. по наличию орфограмм.
По структуре
Мы обратили внимание, что названия конфетных фантиков состоят из одного и более слов.
Состоят из 1 слова: 39 наименований.
Состоят из двух и более слов: 21 наименований.
Названия конфет, которые состоят из двух слов, можно использовать при изучении раздела «Синтаксис» темы «Словосочетание».
По лексическому значению
По фантикам увлекательнее изучать и лексику.
Все рассмотренные названия конфет (фантики) можно классифицировать по лексическому значению.
По нашим данным в качестве русских названий конфет используется лексика трех тематических групп: сказка, животный мир, фрукты и ягоды.
1.Сказка. Эта тематическая группа является одной из самых распространённых среди русских названий конфет. Например, «Кот в сапогах », «Золотой ключик», «Муму», «Буратино», «Петушок, масляна головушка».
2. Животный мир. Эта тема близка к сказочным названиям. В большинстве случаев мы имеем дело со сказочными названиями животных «Лёвушка», «Коровка», «Рачки».
3. Фрукты и ягоды. Эта группа очень разнообразна, т.к. при изготовлении конфет часто используют соки ягод и фруктов: «Апельсиновая», «Вишнёвые», «Барбарисовые», «Киви».
Имена собственные, созданные на базе иностранных языков.
В составе имен собственных – названий конфет – помимо исконных названий, значительное место занимают заимствованные, иноязычные и искусственно созданные имена:
«Аккорд» - французское слово «accord» - «согласие», в музыке – сочетание нескольких звуков различной высоты, воспринимаемое как звуковое единство».
Belucci - итальянская киноактриса и фотомодель (Моника Анна Мария Беллуччи)
GLAZE(Глэйс) –глазурь, город на востоке Канады, Timi – Тими.
По морфологическому признаку
Изучая фантики, мы обратили внимание на морфологические признаки имен существительных и прилагательных. Чаще всего используются имена существительные единственного числа в начальной форме: «Коровка», «Школьник», «Зернушка», «Экипаж», «Левушка», наиболее распространены мужской и женский род.
По морфологическим признакам мы разделили названия фантиков на следующие группы:
Наименования, указывающие на число имён существительных:
а) единственное число - 54
б) множественное число -4 названия.
Названия, указывающее на географическую принадлежность: 2 Чио Рио(Рио-де-Жанейро город в Бразилии), итальянка (Италия).
Названия, в которых встречаются имена и клички животных: 3 (Джульетта, Буря, Зернушка).
Название, указывающее на место проживания: 1 (Марсианка)
Названия, указывающее на растения: 6 (Вишня, Черешня, Золотой Лотос,Зимолюбка, Барбарис, Белая Черёмуха)
По способам образования
Основные способы образования слов в русском языке, известные нам, - это образование слов с помощью приставок, суффиксов, сложением основ.
Рассмотрев имена существительные на обёртках конфет, мы нашли слова, образованные при помощи суффиксов.
Например: Коров –К-а
Лап-К-и – царап-К-и
Лев – УШК-А
Мед- УН-ОК
Помад-УШК-а
Слова, образованные с помощью приставки: ПРО-хлад-а, ПО-жужж-им.
Сложные слова: Бур-е-вестник
Зим-о-любка
Слова, образованные с помощью приставки и суффикса: ЗА-чар-ОВАНН-ые, ЗА-гор-СК-ая.
Таким образом, в названиях конфет самым распространенным способом словообразованияявляется способ образования слов при помощи суффиксов.В большей мере используются уменьшительно-ласкательные суффиксы.Со всеми рассмотренными названиями конфет можно провести морфемный разбор.
По наличию орфограмм
Проанализировав названия конфет, мы обнаружили в них следующие орфограммы:
Исходя из данной классификации мы составили словарные диктанты.
Наиболее часто встречающейся оказалась орфограмма «Проверяемые безударные гласные в корне», «Непроверяемые безударные гласные в корне слова», «Заглавная буква в именах людей и кличках животных». Редко встречаются в названиях конфет орфограммы «Разделительный мягкий знак», «Непроизносимый согласный в корне слова», «Гласная буква после шипящих».
Заключение
Все изученные названия конфет по сути – это части речи, которые мы уже изучали и продолжим изучать на уроках русского языка. Поскольку имя существительное – это самая большая группа слов в русском языке, то чаще всего именно она встречается в названиях конфет. Названия можно использовать при изучении темы "Имя существительное». Из всех способов словообразования самый распространённый в названиях конфет – суффиксальный, поэтому многие названия конфет могут стать полезными при изучении темы «Способы образования слов».
Данная работа дала мне возможность углубить знания в области русского языка, проявить творческие способности и привлечь внимание ребят к изучению орфограмм русского языка.
Список использованной литературы
1. Бабайцева В.В.. Русский язык, учебник для 5 класса.- М., Дрофа, 2014г.
2. Бабайцева В.В, ЧесноковаЛ.Д. Русский язык (теория). 5-9кл. М.:Просвещение, 2014г.
3. Баулина А. Г. Исторические события в фантиках/ сост.Баулина А.Г. М.: Инсбук-бизнес, 2007.
4. Бутромеев В. П. Всемирная история в лицах. Новое время. Энциклопедия для школьника. Серия "Детскийплутарх" М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание: В 4 т. Т.2 И-О/ В. И. Даль М.: OOO "Издательство АСТ": "Издательство Астрель", 2001,712стр.
6. Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. М.: Просвещение, 2000 г.
7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.:Просвещение,1999г.
Приложение № 2
Карточки с заданиями
Тема «Морфология»
Карточка № 1
Сделайте разбор словосочетаний (выделите главное и зависимое слова), определите род число и падеж имён существительных:
Белая черёмуха, Вечерний вальс, Золотая лилия, Золотой ключик, Лазурные очи, Кот в сапогах, Лесной орех, Мужской закон.
Карточка № 2
Сделайте разбор словосочетаний (выделите главное и зависимое слова), определите род, число и падеж имён прилагательных:
Вечерний вальс, Золотая степь, Золотой Лотос, Птица дивная, Птичье молоко, Слеза мужчины, Старые друзья, Хрустальное озеро.
Карточка №3
Укажите род имён существительных:
Морская звезда, Аленкин Этюд Белая черёмуха Хрустальное озеро Птица дивная Золотая степь Золотой ключик Вечерний вальс
Карточка №4
Запишите существительные в три столбика: 1)женского рода, 2) среднего рода, 3) мужского рода.
Вишня, Барбарис, Коровка, Медунок, Снежок, Левушка, Ласточка, Петушок, Ивушка, Сказка, Экипаж, Буревестник.
Карточка № 5
Образуйте от данных существительных форму множественного числа:
Весна, Буревестник, Школьник, Снежок, Зимолюбка, Марсианка.
Карточка № 6
Запиши имена существительные в два столбика: одушевленные и неодушевленные:
Коровка, Левушка, Петушок, Вишня,Ивушка,Буревестник, Экипаж., Ломтишка, Медунок.
Карточка № 7
Выберите одушевленные существительные, составьте с ними словосочетания и запишите их.
Буревестник, Зимолюбка, Вишня, Геометрика, Левушка, Черешня, Марсианка, Коровка, Джульетта.
Карточка № 8
Определи склонение имен существительных:
Вишня, Снежок, Школьник. Зернушка, Шоколадка, Петушок, Помадушка, Итальянка, Майка.
Карточка № 9
Вставь пропущенную букву в окончания имен прилагательных, обозначь орфограмму:
Лесн_ орех, Бел_ черёмуха, Вечерн_ вальс, Золот_ лилия, Мужск_ закон, Стар_ друзья, Хрустальн_ озеро, Лазурн_ очи.
Тема «Словообразование»
Карточка № 10
Выполните разбор слов по составу:
Коровка, Зимолюбка, Зернушка, Золотой ключик, Буревестник, Помадушка, Школьник, Медунок, Зачарованные, Отломи, Загорская.
Тема «Синтаксис»
Карточка № 11
Определите тип словосочетания:
Золотая степь, Белая черёмуха, Вечерний вальс, Птица дивная, Золотой Лотос, Кот в сапогах, Мужской закон, Птичье молоко, Слеза мужчины, Старые друзья.
Словарные диктанты по темам:
1.Проверяемая безударная гласная в корне слова:
«Лесной орех»
«Итальяна»»
«Марсианка»
«Медунок»
«Зернушка»
«Зимолюбка»
«Левушка»
«Кофейный»
«Ломтишка»
2. Парные согласные в корне слова:
«Коровка»
«Левушка»
«Лапки-царапки»
«Ивушка»
«Снежок»
«Сказка»
«Зимолюбка»
«Ласточка»
«Вечерний вальс»
«Зернушка»
«Медунок»
3.Непроизносимыйсогласный в корне слова:
«Буревестник»
«Чудесный край»
4. Удвоенный согласный:
«Джульетта»
«Зачарованные»
5.Непроверяемые безударные гласные в корне слова:
«Яблоко»
«Коровка»
«Барбарис»
«Шоколадка»
«Белая черёмуха
6.Правописание Ь после шипящих
«Сливочная»
«Рачки»
«Ласточка»
7. Разделительный мягкий знак:
«Джульетта»
«Итальяка»
«Премьера»
«Хрустальное озеро»
«Вечерний вальс»
8. Заглавная буква в именах людей и кличках животных:
«Аленкин Этюд»
«Тими»
«ЧиоРио»
«Глэйс»
«Джульетта»
9.Гласная буква после шипящих:
«Зачарованные»
«Белая черемуха»
«Вечерний вальс»
«Пожужжим»
«Шоколадка»
В словарях русского языка Ожегова С.И, .Ефремова Т.Ф. , Даля В. И. я узнала о значении слов "фантик" и "обёртка". Во всех словарях это слово имеет одинаковое значение.
1. Баулина А. Г. Исторические события в фантиках/ сост.Баулина А.Г. М.: Инсбук-бизнес, 2007.
2. Бутромеев В. П. Всемирная история в лицах. Новое время. Энциклопедия для школьника. Серия "Детскийплутарх" М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999,230 стр.
Слайд 1
Русский язык на обёртках конфетСлайд 2
Актуальность Так как конфеты очень популярны и среди детей, и среди взрослых, значит, каждый из нас довольно часто имеет дело с конфетным фантиком. Так почему бы не совместить приятное с полезным: развивать орфографическую зоркость, изучая орфограммы русского языка по фантикам от конфет?
Слайд 3
Цель Изучение и выявление орфограмм русского языка в названиях конфет.
Слайд 4
Задачи 1. Собрать различные наименования конфет; 2. Рассмотреть названия конфет с точки зрения русского языка ( морфологии, словообразования, синтаксиса и орфографии ; 3. Классифицировать наименования конфет; 4. Составить карточки с заданиями по русскому языку.
Слайд 5
Предмет исследования: фантики от конфет. Объект исследования: орфограммы русского языка на обёртках (фантиках) конфет. Методы исследования: изучение литературы и материалов сети Интернет, наблюдение, классификация.
Слайд 6
Фантик (от слова «фант») — это народное название обертки, которая служит для заворачивания конфет и другой кондитерской продукции (карамель, ирис, жевательная резинка).
Слайд 7
История возникновения фантика В 1872 году Томас Эдисон придумал парафинированную бумагу, служившую первой оберткой для конфет .
Слайд 8
Наша коллекция Имена существительные - 33 , имена прилагательные - 4 , словосочетания- 21 , глагол - 2
Слайд 9
Структура названий Состоят из 1слова – 39 названий, состоят из двух или нескольких слов - 21 .
Слайд 10
На что указывают названия Географическая принадлежность: 2 Чио Рио (Рио-де-Жанейро город в Бразилии), итальянка (Италия). И мена и клички животных: 3 (Джульетта, Буря, Зернушка ). М есто проживания: 1 (Марсианка) Названия, указывающее на растения: 6 (Вишня, Черешня, Золотой Лотос, Зимолюбка , Барбарис, Белая Черёмуха)
Слайд 11
Способы образования слов Самый распространённый способ- суффиксальный : Коров – К-а, Лев – УШК-А. Два прилагательных образовано с помощью приставки и суффикса : ЗА-чар-ОВА-НН- ые , ЗА-гор-СК- ая . Среди названий конфет нашли 2 сложных слова: Бур-е-вестник Зим-о- любка
Слайд 12
Наличие орфограмм Проверяемые безударные гласные в корне слова; Парные согласные в корне слова; Непроизносимые согласные в корне слова; Удвоенные согласные; Непроверяемые безударные гласные в корне слова; Правописание ь после шипящих; Разделительный мягкий знак; Заглавная буква в именах людей и кличках животных; Гласная буква после шипящих
Слайд 13
Заключение Все изученные названия конфет по сути – это части речи, которые мы уже изучали и продолжим изучать на уроках русского языка. Из всех способов словообразования самый распространённый в названиях конфет – суффиксальный, поэтому многие названия конфет могут стать полезными при изучении темы «Способы образования слов».
Слайд 14
Спасибо за внимание!
О чем поет Шотландская волынка?
Что общего у травы и собаки?
Неньютоновская жидкость
Всему свой срок
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию