• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа «Соотношение особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста»

Опубликовано Земцова Стэлла Валерьевна вкл 13.01.2019 - 12:54
Земцова Стэлла Валерьевна
Автор: 
Каралевич Софья

Тезисы к исследовательской работе по психологии

«Соотношение особенностей общения и  тревожности у детей  подросткового возраста»

 Автор: Каралевич Софья, учащийся 9 класс  

 Руководитель: педагог-психолог  Земцова Стэлла Валерьевна

         Организация: МАУ ШИЛИ  города  Калининграда

 

В решении сложных и многогранных задач воспитания личности значительная роль принадлежит изучению умения, личности, общаться, которая в зависимости от ее психологических особенностей может стимулировать, а может подавлять активность личности, способствовать ее нравственному росту или тормозить его. 

В подростковом возрасте наблюдается высокая потребность в общении среди подростков, наряду с низкими коммуникативными и организаторскими навыками. Поэтому, для того чтобы в будущем личность была всесторонне развита, необходимо развивать навыки общения. Постановкой и разработкой проблемы общения занималось много различных авторов. Впервые в отечественной психологии вопрос о роли общения как факторе психического развития человека поднимает В.М. Бехтерев.

Однако на пути развития личности в общении может встать препятствие – тревожность.

В  исследовании отражено различное представление  подростков в возрасте от 13 до 17 лет МАУ ШИЛИ.

Исследование взаимосвязи уровня тревожности и уровня общения актуально, поскольку эта проблема является недостаточно разработанной в современных условиях социально-экономической нестабильности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Соотношение особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста»59.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Соотношение особенностей общения и  тревожности у детей  подросткового возраста»

Авторы: Каралевич Софья Алексеевна, ученицы 9 класса.

Организация: МАУ ШИЛИ г. Калининград

Руководитель: Земцова Стэлла Валерьевна, педагог-психолог

В решении сложных и многогранных задач воспитания личности значительная роль принадлежит изучению умения, личности, общаться, которая в зависимости от ее психологических особенностей может стимулировать, а может подавлять активность личности, способствовать ее нравственному росту или тормозить его.  

В подростковом возрасте наблюдается высокая потребность в общении среди подростков, наряду с низкими коммуникативными и организаторскими навыками. Поэтому, для того чтобы в будущем личность была всесторонне развита, необходимо развивать навыки общения. Постановкой и разработкой проблемы общения занималось много различных авторов. Впервые в отечественной психологии вопрос о роли общения как факторе психического развития человека поднимает В.М. Бехтерев.

Однако на пути развития личности в общении может встать препятствие – тревожность.

Исследование взаимосвязи уровня тревожности и уровня общения актуально, поскольку эта проблема является недостаточно разработанной в современных условиях социально-экономической нестабильности.

Целью исследования является определение соотношения коммуникативных способностей и личностной тревожности у детей подросткового возраста.

Задачами  работы являются:

  1. Анализ  литературы по проблемам общения в подростковом возрасте.
  2. Выявить степень тревожности и коммуникативных способностей у детей подросткового возраста. Определить взаимосвязь между коммуникативными способностями и уровнем тревожности.
  3. Проанализировать и обобщить результаты эмпирического исследования.
  4. Подобрать практический и психологический материал для построения модели программы коррекции коммуникативных особенностей и тревожности у детей подросткового возраста.

Гипотеза исследования состоит в том, что уровень коммуникативных способностей подростков зависит  от степени тревожности личности.

Методы исследования:  методики диагностики уровня коммуникативных способностей  (КОС-1) и методика «Определение тревожности по Филиппсу». Коррекционная работа.

В толковом словаре В.И. Даля подросток определяется как “дитя на подросте” – 14-15 лет.

В академическом четырехтомном словаре русского языка 1983г. разъясняется, что подросток - это "мальчик или девочка в переходном от детства к юношеству возрасте от 12 до 16 лет ".

Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста: 10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.д.

Значение общения в жизни подростков огромно и продолжает расти, от него все в большей мере зависят успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и наконец, личное счастье каждого.

Общение, во-первых, - это особый тип деятельности (коммуникативная деятельность), во-вторых, условие осуществления любой деятельности, в третьих, результат специальной задаваемой деятельности.

В качестве основного определения используется следующее: общение – это взаимодействие людей, содержание которого является взаимный обмен представлениями и т.п. с целью установления определенных взаимоотношений.

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. В последние годы по сравнению с предшествующим периодом количество детей с устойчивой тревожностью и постоянными интенсивными страхами, существенно увеличилось в нашей стране. О возрастании тревожности и страхов у детей свидетельствуют специальные экспериментальные исследования. Так, количество детей с устойчивой тревожностью (7 – 9 классы) в 2010 – 2012 гг. составило от 42 до 45 % (для сравнения в 2000 – 2004 гг. таких детей было от 22 до 26 %), т.е., если в начале 2000-х гг. количество тревожных детей среди школьников было близко к возрастной норме, то сейчас оно почти в два раза больше.

В отечественной психолого-педагогической литературе можно выделить несколько подходов в понимании тревожности. Некоторые исследователи рассматривают тревожность преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как временное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в трудных, угрожающих, необычных условиях.

Ряд ученых рассматривают тревожность как социально – обусловленное свойство личности. Психолог  В. Р. Кисловская делает вывод о том, что «… тревожность в очень значительной мере является функцией социального общения».

Одной из сложных проблем психологии являются затруднения, с которыми человек сталкивается в деятельности, общении. Проблема затруднений, или "барьеров" общения, в качестве объекта специального исследования изучается с середины 20 века.

В учебной деятельности затруднения и трудности взаимодействия между учениками внутри класса или группы исследуются достаточно интенсивно с целью определить факторы, влияющие на затруднения, причины, их вызывающие, значение затруднений в деятельности и т.д. (Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова и др.)

Затруднения в общении – это  некие "психологические барьеры", которые препятствуют нормальному общению, влияют на деятельность субъектов.

Таким образом, анализируя причины, вызывающие затруднения в общении, можно сделать вывод, что частыми причинами затруднений общения могут, выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые и  личностные проявления человека.

II. Экспериментальное психологическое изучение коммуникативных способностей подростков с целью выявления причин, вызывающих трудности в общении.

Целью данной работы является изучение коммуникативных способностей подростков   и уровня тревожности для выявления причин, вызывающих затруднения в общении.

Задачи исследования:

I. Изучение уровня коммуникационных способностей с помощью методики КОС-1 в 7-х классах (2012 и 2013 уч. года).

          II. Изучение уровня тревожности с помощью методики «Определение тревожности по Филиппсу» в 7-х классах (2012 и 2013 уч. года).

III. Сравнение выявленных показателей экспериментальной группы  7-го класса (2012уч. года)  и этого же уже 8-го класса (2013уч. года).  

Исследования проводились с октября 2012г. по декабрь 2013г.

В эксперименте принимали, участие учащиеся 7-х- 28 учащихся (вновь прибывшие) и 8-х  классов – 29 учащихся МАУ ШИЛИ. На базе этой возрастной группы была сформирована экспериментальная группа. Общее количество испытуемых – 57 человек.

 Результаты исследования и анализ полученных данных по методике (КОС) – коммуникативные способности.

Сравнительные данные, полученные в первой серии эксперимента – исследование уровня коммуникативных способностей  учащихся 7-х (2012 уч. года) и 7-х (2013 уч. года) классов, отражены на  рисунках 1, 2.

Рис. 1                                                            Рис. 2

 

Из рисунков  видно, что в  группах  выделяются следующие уровни коммуникативных способностей:

Доминирующим уровнем (рис. 3,4) в  группах  является низкий уровень коммуникативных способностей  (34% и 75%). Испытуемые, имеющие данный уровень, не отличаются высоким устойчивым потенциалом коммуникационных особенностей.

Рис. 3                                                  Рис. 4

 

Примечательным является факт отсутствия или низкий процент  у испытуемых   очень высокого  уровня коммуникативных способностей

рисунке 5.

Рис. 5

Результаты исследования и анализ полученных данных по «Методике диагностики уровня школьной тревожности Филиппса».

Вторая  серия эксперимента. В результате обработки испытуемые были разделены на 4 группы: высокая, выше среднего, норма, ниже среднего тревожности. Данные количественной обработки уровня тревожности предложены на рисунках  6,7.

Рис. 6                                                       Рис. 7

 Доминирующим уровнем тревожности (рис. 6,7) в параллелях 7-х классов разных годов  являются средний уровень по 7-м классам 2012 уч. года и  высокий уровень тревожности по 7-м классам 2013 уч. года. Во многом это зависит от того, что набор в нашу школу начинается с 7-го класса. Ребята приходят к нам уже с имеющимися у них достижениями в учёбе. И создание нового коллектива, новых учителей и требований многих учащихся тревожит.

Задача контрольного эксперимента – выявить влияние используемой коррекционной программы (см. приложение) на эффективность проведения программы  на коммуникативные способности и уровня тревожности.

Второй этап состоял из 2-х серий, направленных на изучение изменений  коммуникативных способностей и тревожности после проведения коррекционной работы в 8 классе 2013 уч. года (бывший 7-ой класс 2012 уч. год).

Результаты исследования и анализ полученных данных по методике (КОС) – коммуникативные способности.

Первая серия исследования. Из рисунка 8 видно, что при исследовании коммуникативных способностей в экспериментальной группе после проведения коррекционной программы, выделяются следующие уровни: мы можем наблюдать, что низкий уровень уменьшился с 34% до 15%, а средний вырос с 27% до 46%, появился   высокий уровень коммуникативных способностей -  8,5%.

Благодаря  нашим преподавателям во время уроков  и классным руководителям во внеурочное время, работая над сближением коллектива. Все это влечет за собой повышение уровня коммуникативных способностей (рис. 8).

  Рис. 8

Результаты исследования и анализ полученных данных по «Методике диагностики уровня школьной тревожности Филиппса».

Вторая серия исследования. После коррекционной работы с учащимися этой же группы, можно наблюдать небольшие изменения в уровнях тревожности:

        - так высокий уровень снизился с 21% до 15%;

- выше среднего повысился с 21% до 23,4%;

- небольшие изменения произошли и на уровне норма - чуть снизился показатель  с 51% до 48.9%;

- ниже среднего увеличился с 6,4% до 12,8% (рис. 9).

Рис. 9

Результаты исследования позволяют понять характер связи между способностью общаться и степенью тревожности подростков, что позволит классным руководителям лучше ориентироваться в выборе мер педагогического воздействия при формировании коммуникативных способностей у подростков.

Наилучшие показатели развития коммуникативных способностей у учащихся в экспериментальной группе объясняются участием подростков в коррекционной работе по профилактике и преодолению трудностей в общении.

Практическая ценность работы определяется тем, что на основании результатов исследования, психологических особенностей общения подростков  сделаны выводы и составляется коррекционная программа педагогом-психологом, которая  позволит в определенной мере способствовать процессу формирования и ее влияния на характер нравственного воспитания.

Первый из выводов  работы заключается в том, что, рассматривая причины и факторы, осложняющие общение подростков, следует обратить внимание на возрастные особенности.

2. Мы выяснили, что на уровень коммуникативных способностей влияет  и уровень тревожности учащихся. Чем ниже тревожность, тем ребята чувствуют себя более комфортно в социуме.

3. Коррекционная работа по профилактике и преодолению трудностей в общении оказывает положительное влияние  на уровень коммуникативных способностей и уровень тревожности, о чем свидетельствует положительные изменения.  Особенно это заметно на примере очень высокого уровня коммуникативных способностей, где динамика этого уровня растет на 20%. Уровень тревожности снизился на 7%.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодалёв А.А. "Личность и общение": Избранные труды. М, 1983

2.  "Игры, обучение, тренинг, досуг..." под редакцией В.В. Петрусинского В четырёх книгах - М. Новая школа, 1994

3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. "Учим детей общению. Характер, коммуникабелъность". Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль, Академия развития, 1996

4. Кисловская, В. Р. Школьники в среде сверстников и взрослых / В. Р. Кисловская. – Алма-Ата: Образование, 2004. – 360 с.
         5. "Рабочая книга школьного психолога" под редакцией Дубровиной И.В., М. Международная педагогическая академия, 1995

6. "Учителям и родителям о психологии подростка", под редакцией Араканова Т.Г. - М. Высшая школа, 1990


Поделиться:

Любимое яичко

Именинный пирог

Мороз Иванович

Сказки пластилинового ослика

Усатый нянь