• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Тренажеры нынче в моде"

Опубликовано Шумайлова Евгения Владимировна вкл 15.01.2019 - 12:39
Шумайлова Евгения Владимировна
Автор: 
Гулимова Евгения

В настоящее время, школьная физическая культура переживает серьезный кризис, качество ее преподавания не способствует стремлению учащихся к освоению ценностей физической культуры, к занятиям в спортивных секциях. Школьники во время уроков, не приобретают необходимых знаний о физической культуре и ее влиянии на организм, что сказывается на состоянии их здоровья и двигательной подготовленности.

Как правило, учителя физической культуры не могут приобщить к здоровому образу жизни детей, не знают его основ. Это, в свою очередь, способствует распространению у них вредных привычек и факторов риска для физического, нравственного и духовного здоровья.

Как же разнообразить уроки физической культуры в школе, как сделать их более интересными, как помочь школьнику понять, что заниматься своим здоровьем это не так уж и тяжело?

Цель моего исследования – целесообразность проведения уроков физической культуры в тренажерном зале и выявление роли тренажеров в оздоровительной работе по физической культуре в школе.

Задачи исследования:

  1. Дать общую характеристику тренажерам и выявить роль тренажеров в оздоровительной работе по физической культуре.
  2. Проанализировать влияние 3-го часа физической культуры на состояние здоровья обучающихся.
  3. Изучить уровень интереса обучающихся к занятиям физическими упражнениями.
  4.  Сделать выводы и дать рекомендации.

Объект исследования -  Оздоровительная работа по физической культуре.

Предмет исследования - использование тренажеров  в оздоровительно работе по физической культуре.

Гипотеза – возможность использования тренажеров при проведении 3-го часа физической культуры, действительно качественно изменит состояние здоровья обучающихся и повысит интерес к занятиям физическими упражнениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_zheni.doc384 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Томский район Томской области

исследовательская работа

Автор работы:

Гулимова Евгения

обучающаяся 9 класса

Руководитель работы:

Шумайлова Евгения Владимировна

учитель английского языка

634583 Томская область, Томский район, село Октябрьское

Оглавление

  1. Введение

  1. Состояние здоровья обучающихся

  1. Урок физической культуры – какой он?

  1. Применение тренажеров в оздоровительной физической культуре

  1. Роль и содержание занятий в процессе оздоровительной работы.

  1. Оснащение тренажерного зала спортивного комплекса

села Октябрьского

  1. Выводы

  1. Рекомендации

  1. Список литературы

  1. Приложение

  1. Введение

В настоящее время, школьная физическая культура переживает серьезный кризис, качество ее преподавания не способствует стремлению учащихся к освоению ценностей физической культуры, к занятиям в спортивных секциях. Школьники во время уроков, не приобретают необходимых знаний о физической культуре и ее влиянии на организм, что сказывается на состоянии их здоровья и двигательной подготовленности.

Как правило, учителя физической культуры не могут приобщить к здоровому образу жизни детей, не знают его основ. Это, в свою очередь, способствует распространению у них вредных привычек и факторов риска для физического, нравственного и духовного здоровья.

Как же разнообразить уроки физической культуры в школе, как сделать их более интересными, как помочь школьнику понять, что заниматься своим здоровьем это не так уж и тяжело?

В соответствии с пунктом 1 пр. №2997 Президента Российской Федерации от 10 ноября 2011 г в федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ введен обязательный третий час физической культуры с целью увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств, привития навыков здорового образа жизни. В соответствии с методическими рекомендациями при организации, планировании и проведении третьего часа физической культуры общеобразовательным учреждениям рекомендуется использовать спортивные площадки и залы учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности.

В 2012 году на территории села Октябрьского был восстановлен спортивный комплекс, при котором был открыт тренажерный зал для жителей села и близлежащих поселков и деревень. В связи с этим, я бы хотела  рекомендовать проведение третьего часа физической культуры в тренажерном зале.

Цель моего исследования – целесообразность проведения уроков физической культуры в тренажерном зале и выявление роли тренажеров в оздоровительной работе по физической культуре в школе.

Задачи исследования:

  1. Дать общую характеристику тренажерам и выявить роль тренажеров в оздоровительной работе по физической культуре.
  2. Проанализировать влияние 3-го часа физической культуры на состояние здоровья обучающихся.
  3. Изучить уровень интереса обучающихся к занятиям физическими упражнениями.
  4.  Сделать выводы и дать рекомендации.

Объект исследования -  Оздоровительная работа по физической культуре.

Предмет исследования - использование тренажеров  в оздоровительно работе по физической культуре.

Гипотеза – возможность использования тренажеров при проведении 3-го часа физической культуры, действительно качественно изменит состояние здоровья обучающихся и повысит интерес к занятиям физическими упражнениями.

Методы исследований:

Для проведения исследовательской работы были подобраны следующие методы исследования:

1. Анализ литературных источников.

2. Изучение документов и материалов.

3. Анкетирование.

4. Тестирование.


  1. Состояние здоровья обучающихся

Одной из приоритетных социальных задач нашего государства является забота о здоровье человека. Особого внимания заслуживает здоровье подрастающего поколения, его сохранение и укрепление. Сегодня мы все чаще и чаще сталкиваемся с проблемой ухудшения здоровья населения. Только 21% обучающихся в Томской области являются здоровыми, 63,3% - имеют отклонения в состоянии здоровья, 15,7% - имеют хронические заболевания.(см. приложение 1)

По результатам медицинского осмотра школьников МБОУ «Октябрьская СОШ» в начале этого учебного года, было выявлено, что:

  1. 1 % обучающихся имеет высокое физическое развитие;
  2. 40% имеет основную физкультурную группу;
  3. 50% имеют отклонения в физическом развитии;
  4. 70% имеют 2-ю группу здоровья. (см. приложение 2)

С 2011 года в школах нашей страны введен 3-ий час физической культуры во всех классах, что должно способствовать повышению уровня оздоровления обучающихся и повышению их физической активности.

Сравнив результаты медицинских осмотров с 2015 по 2016 годы, я пришла к выводу:

  1. К 2016 году % обучающихся, имеющих отклонения в физическом развитии увеличился на 2%;
  2. % обучающихся, имеющих основную физкультурную группу уменьшился на 10%. (см. приложение 3)

В чем же причина низких показателей, почему увеличение занятий не привело к улучшению результатов? Возможно, необходимо заглянуть в сам урок, какие упражнения выполняют обучающиеся для улучшения состояния их здоровья?

  1. Урок физической культуры – какой он?

Физкультура – одна из основ нашего здоровья. Школьникам необходим полноценный урок физкультуры – предельно активный, хорошо оснащенный современными техническими средствами. На каждом уроке необходимо применять оздоровительные методики: дыхательные упражнения, массаж и самомассаж, упражнения для профилактики плоскостопия, суставная гимнастика, гимнастика для глаз.

Физкультура в школе, каждый ее урок, обычно состоит из трех разделов: вводного, основного и заключительного.

  1. Вводная часть, или разминка, готовит организм к нагрузке.
  2. Основная часть предусмотрена для разучивания новых упражнений, а также для занятий бегом, прыжками, метанием, лазаньем, для упражнений на координацию, подвижных спортивных игр, эстафет.
  3. Заключительная часть предназначена для того, чтобы организм правильным образом пришел в норму, наладилось дыхание и пульс.

Я решила узнать у обучающихся нашей школы, какими упражнениями насыщены уроки физической культуры. Результаты анкетирования:

1. Упражнения на пресс выполняют часто – 21%, редко – 78% опрошенных;

2. Выполняют подтягивание часто – 17%, редко – 48%, никогда – 35% опрошенных;

3. Выполняют отжимание часто – 30%, редко – 40% опрошенных;

4. Выполняют силовые упражнения редко – 35%, никогда – 35% опрошенных;

(см. приложение 4)

5. Хотели бы проводить один из уроков физкультуры в тренажерном зале –79% опрошенных. (см. приложение 5)

Можно сделать вывод: уроки физической культуры в нашей школе не всегда насыщены различными оздоровительными методиками, нет разнообразия в игровых упражнениях (играем только в баскетбол), а так же недостаток упражнений на развитие силы и выносливости.

Одним из решений данной проблемы, по моему мнению, является разнообразие уроков физической культуры, и проведения занятий в тренажерном зале спортивного комплекса нашего села, к тому же большинство опрошенных «за» такие уроки.

  1. Применения тренажеров в оздоровительной физической культуре.

Тренажеры  -  учебно-тренировочные устройства для развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости).

Цели оздоровительных тренировок на тренажерах:

- развитие правильной осанки;

- коррекция различных проблем позвоночника;

- жиросжигающие тренировки;

- снижение избыточного веса;

- улучшение функциональных возможностей организма;

- занятия при различных отклонениях в состояниях здоровья.

Занятия на тренажерах исходят из учета особенностей занимающихся (пол, физическое развитие и подготовленность) и посильности предлагаемых заданий. Прогресс в развитии физических качеств возможен лишь при определенной нагрузке (в пределах разумного), способной стимулировать эти процессы. Однако,  при этом важно не превысить меру разумного, чтобы не навредить здоровью.

Слишком большие нагрузки и короткие интервалы отдыха между занятиями могут привести к превышению адаптационных возможностей организма.

Тренажеры можно условно разделить на два вида:

- тренажеры, повышающие выносливость (кардиотренажеры)

- тренажеры, развивающие силу (силовые тренажеры).

Кардиотренажеры предназначены для разминки перед основной тренировкой, для более продолжительных занятий с целью укрепления сердечнососудистой системы и сжигания жира. К ним относятся:

  1. Велотренажеры.

Самый популярный вид тренажеров. Они прекрасно развивают выносливость, укрепляют сердечнососудистую систему, а заодно тренируют мышцы ног, но при правильном распределении нагрузок можно нагрузить и пресс, и спину, и руки.

  1. Беговые дорожки.

Занятия на беговых дорожках считаются одним из самых эффективных методов сжигания жира. Существует два вида беговых дорожек: механические и электрические.

  1. Степперы.

 Из названия понятно, что данный тренажер предназначен для ходьбы. Они успешно выполняют не только общие для всех кардиотренажеров функции, но и наиболее активно тренируют мышцы ног и таза.

  1. Эллиптические тренажеры.

Представляют собой все вышеперечисленное, собранное в одном станке. По степени эффективности эллиптические тренажеры можно сравнить с беговыми дорожками. Они подходят практически всем, даже людям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

  1. Гребные тренажеры.

Самый универсальный вид тренажера - это гибрид аэробного и силового тренажера. При тренировках у «гребца» работают практически все мышцы тела (ног, рук, ягодиц, пресса, спины и груди).

Силовые спортивные тренажеры предназначены для увеличения мышечной массы, улучшения рельефа мышц, увеличения максимальной силы.

Занятия на любом виде тренажеров развивают и силу, и выносливость, но в разной степени.

Таким образом, занятия на тренажерах - это возможность поддерживать спортивную форму и укреплять свое здоровье в любое удобное время суток и вне зависимости от погодных условий.

Говорить о том, что регулярные занятия на тренажерах положительно сказываются на здоровье всей семьи, наверное, излишне. Это утверждение, похоже, давно стало аксиомой и в доказательствах не нуждается.

  1. Роль и содержание занятий в процессе оздоровительнойработы.

Конкретная направленность использования тренажеров в физической культуре зависят от состояния здоровья, уровня физической и функциональной подготовленности занимающихся.

Выделяют следующие направленности:

- оздоровительная - предусматривает использования тренажеров в свободное время в целях восстановления организма и профилактики переутомления;

- реабилитационная - заключается в использовании тренажеров в общей системе лечебных мер по восстановлению здоровья;

- спортивная - имеет цель повышения спортивного мастерства, подготовки к спортивным соревнованиям со стремлением достижения максимального результата.

В физическом воспитании детей тренажёры позволяют в более короткие сроки решать задачу развития у школьников двигательных качеств. Особенно эффективно использование тренажёров при занятиях с детьми, страдающими от избыточной массы. Такие дети охотно занимаются на тренажёрах, в то время как на стандартных гимнастических снарядах от них трудно добиться активности.

Занятия на тренажерах удовлетворяют потребность в физической нагрузке у людей самых разных категорий - от профессиональных спортсменов до домохозяек, что особенно актуально в наш век.

Хороших результатов можно добиться, только если тренировку гармонично сочетать с отдыхом, правильным питанием, и, как минимум, восьмичасовым сном. Приступать к занятиям на тренажерах можно только после консультации с профессиональным тренером или спортивным врачом, иначе можно только навредить себе. Занятия на тренажерах требуют правильного соотношения частоты тренировок, их продолжительности и интенсивности. Лучше всего заниматься 3-4 раза в неделю.

Наиболее простым способом поддержания отличной формы являются занятия на велотренажерах, беговых дорожках, гребных тренажерах. Продуманные же занятия на силовых тренажерах позволяют подтянуть наиболее слабые мышцы.

Максимальный эффект дает сочетание кардиотренировок с силовыми тренировками. Так можно и скинуть лишний вес,  укрепить сердечнососудистую и дыхательнуюсистемы, и проработать проблемные зоны. Начинать лучше с кардиотренажеров и уделять им 50-60 процентов тренировочного времени, а 40-50 процентов - силовой нагрузке. Оптимальная продолжительность занятий – 30 минут.

  1. Оснащение тренажерного зала спортивного комплекса села Октябрьского.

Тренажерный зал – это помещение, которое профессионально оборудовано для занятий спортом. Но не правильно полагать, что самое главное в нем – огромное, безрассудное количество спортивного снаряжения. Ведь существует определенная структура размещения тренажеров и логика, по которой они устанавливаться.

Правильно обставленный зал условно можно поделить на три фактических зоны. Зоны эти обусловлены интенсивностью и тяжестью нагрузок. Именно поэтому тренажерный зал могут посещать люди разной физической формы.

Первая зона - кардиозона, для тех, кто занимается фитнесом для того, чтобы избавиться от лишних килограммов и для общего укрепления сердечной системы (велотренажеры, беговые дорожки, степперы).

Вторая зона - для тех, у кого цель – поддержание соответствующего тонуса своего тела. Эти тренажеры помогают укрепить общее физическое состояние организма, благодаря нагрузке на все группы мышц.

Третья зона - силовая зона. Тут могут заниматься профессиональные спортсмены или просто сильные физически люди. Зона оснащена снаряжением, которое помогает увеличить мышечную массу: штанги, гантели, грифы.

Помещение зала должно хорошо проветриваться, а в холодное время года, еще и отапливаться. Оптимальная температура воздуха для тренажерного зала: +20°С.

После посещения тренажерного зала в селе Октябрьском и анализа его оснащения можно сделать вывод:

  1. Зал имеет три большие зоны, в которых размещены тренажеры по необходимости получения нагрузок;
  2. Оснащение и температура зала соответствует нормам;
  3. Зал хорошо проветривается.

Таким образом, можно быть уверенным, что пространство тренажерного зала села Октябрьского организовано подобающим образом и здесь можно проводить уроки физической культуры.

  1. Выводы

Анализ литературных источников, изучение государственных приказов и проведение анкетированияобучающихся позволили сделать следующие выводы:

  1. Введение обязательного третьего часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях позволило увеличить объем двигательной активности обучающихся, а так же появилась возможность проводить этот час в учреждениях дополнительного образования (в данном случая, тренажерном зале);
  2. Благодаря тренажерному залу в селе Октябрьском, у обучающихся школы появилась возможность развивать свои физические способности за пределами школьного спортивного зала.
  3. Принимая во внимание недостаточный уровень здоровья учащихся (только 1% имеет высокое физическое развитие, 40% имеют основную физкультурную группу) и его ухудшение за период с 2015 по 2016 год, а так же необходимость в разнообразии форм и методов работы на уроках физической культуры, что было выявлено по результатам анкетирования обучающихся, я вижу необходимость в проведении одного из уроков физкультуры в тренажерном зале спортивного комплекса.
  4. Я считаю, что использование тренажеров в  оздоровительной работе по физической культуре целесообразно, ведь оно качественно изменит состояние здоровья и повысит интерес школьников к занятиям физическими упражнениями; 100% обучающихся уверены в том, что тренажеры необходимы для того, чтобы быть здоровыми, 79% опрошенных положительно относятся к проведению занятий в тренажерном зале, что и доказывает нашу гипотезу;

  1. Рекомендации

Первый раз в тренажерном зале. С чего начать?

Первый этап - это разминка. Главное в разминке - разогреть мышцы. Сюда подойдут кардио-тренажеры, то есть велотренажеры, беговые дорожки и степперы. Их следует использовать поочередно: сначала велотренажёр (минимальная нагрузка), беговая дорожка (средний уровень) и степпер. Каждый тренажер нужно использовать по 5 минут.

Второй этап - разминка сверху/вниз. Сюда можно отнести все возможные махи и вращения. Хорошо сделать несколько поворотов и наклонов головы в разные стороны. Затем, идут потягивания плеч вверх-вниз, различные махи руками в плечевых, а потом в локтевых суставах, а также повороты корпуса и вращение таза.

Третий этап - изучение тренажеров. Начинать упражнения следует с крупных групп мышц, напримермышцы рук (фронтальная тяга), затем бедра (жим ногами), затем грудные мышцы (жим от груди), скручивание на скамье.

  1. Список литературы

  1. ЖуравлёваИ.В.Здоровьеподростков:социологическийанализ.—М.:Изд-воин-тасоциологииРАН,2002.—240с.
  2. ЛубышеваЛ.И.Современныйценностныйпотенциалфизическойкультурыиспортаипутиегоосвоенияобществомиличностью//Теорияипрактикафиз.культуры.1997,№6,с.11—15.
  3. ЯнсонЮ.А.Физическаякультуравшколе.Научно-педагогическийаспект.Книгадляпедагога.–Ростовн/Д:«Феникс»,2004.–624с.(Серия«Библиотекаучителя»).
  4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры/Л.П.Матвеев-М.: ФиС,2008. – 544 с.
  5. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 2013 г.;
  6. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.11 N 83-ФЗ
  7. http://ferrum-body.ru 
  8. http://sportmashina.com 
  9. http://www.wolfreactor.ru 

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5


Поделиться:

Невидимое письмо

Подарок

Разноцветное дерево

Прекрасная химия

Как нарисовать лимон акварелью