Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt.bionika.doc | 109 КБ |
1-й слайд: Необычные стили в архитектуре. Бионика.
Актуальность;
Проблема;
2-й слайд: ЦЕЛЬ: Познакомиться с творческим воплощением идей бионики в архитектуре разных стран мира.
ЗАДАЧИ:
1. Познакомиться с творчеством Антонио Гауди (Испания);
Фриденсрайх Хундертвассер (Австрия); Данг Вьет Нга (Вьетнам)
2. Определить отличительные особенности архитектуры будущего на ярких примерах.
3. Узнать, как архитектура будущего стремится к синтезу природы и современных технологий.
3-й слайд: Методы исследования:
4-й слайд: Форма проекта: виртуальное путешествие
Выявить во время путешествия как архитектор силой своей фантазии и воображения преображает действительность:
Антонио Гауди (Испания);
Фриденсрайх Хундертвассер (Австрия);
Данг Вьет Нга (Вьетнам)
Смысл существования всех видов искусств, в том числе и архитектуры, заключается в воплощении чувств. Архитектура не относится к свободным формам искусства. Ее назначение - создание пространственной среды жизнедеятельности. (Хундертвассер)
Бионика – (от греч. bion - элемент жизни, буквально - живущий), наука, пограничная между биологией и техникой.
Бионика - это архитектура будущего, которая стремится к синтезу природы и современных технологий.
Бионическая архитектура обращена к человеку, внутреннее пространство такого здания положительно влияет на самочувствие, настроение человека, раскрывает его творческие способности. Бионическая архитектура предполагает создание домов являющихся естественным продолжением природы.
Бионика в архитектуре – это не просто искривленность очертаний форм, внешнее подобие раковинам моллюсков, птичьей скорлупе, пчелиным сотам, ветвям лесной чащи и т.д. Прежде всего это более удобные, более гармоничные, более надежные пространства жизнедеятельности человека.
Архитектурная бионика – использование форм живой природы в строительстве зданий.
Рассмотрим работы архитекторов, которые применяли принципы бионики в свеем творчестве.
5-й слайд: Фридрих Хундертвассер родился 15 декабря 1928 года в Вене. Матери пришлось одной воспитывать своего единственного ребёнка, так как отец внезапно умер, когда малышу не было и одного месяца. Позже, в 1937 году, желая спасти сына от преследований нацистов, мать-еврейка настояла на крещении Фридриха в католическую веру. Свой псевдоним художник образовал от перевода на немецкий первой части своей фамилии, которая похожа на славянское слово (Сто - Hundert). Придуманное им для себя имя - переделка его первого имени Фридрих (в переводе на современный немецкий язык Фриденсрайх дословно означает богатый миром).
В 1948 году Хундертвассер недолгое время посещал Венскую академию изящных искусств. Тогда же он начал активно заниматься творчеством. Хундертвассер считал, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от этого плохо. Каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить или как-то иначе изменить стену вокруг него, куда рук и кисти хватит (не говоря уже о внутренности дома). Он возглавил несколько проектов по реабилитации бывших мануфактур - унылых коробок, которые он превращал в сказочные терема. Как и Гауди, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку: делал из неё мозаику, расцвечивающую до этого ровную и тоскливую поверхность. Он также насаживал на дома золотые или голубые купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, и оборудовал в стенах ниши для деревьев. Самый известный такой проект - KunstHausWien - выставочный зал в Вене. Идея с «деревьями-квартиросъёмщиками» не случайна: Хундертвассера занимала экология, и он считал, что предоставить деревьям и траве место в доме и на нём - хоть какая-то компенсация за урон, который индустриальное общество наносит природе.
Любимое живое существо Хундертвассера — улитка с домиком на спине.
6-й слайд: Оригинальность идей сквозит во всем: Одним из таких был Идеальный Дом. Сам автор считал это здание одной из вершин своего творчества и после завершения строительства не принял гонорар за проект, заявив, что счастлив, что на этом месте не было построено что-нибудь уродливое. Сейчас в этом доме живут обыкновенные венские служащие, получающие квартиры от муниципалитета города. В здании расположены 52 квартиры, 4 офиса, 16 частных и 3 общие террасы, а также в общей сложности 250 деревьев и кустарников. Строение отличается «холмистой» этажностью. В этом доме Хундертвассер соединил все свои идеалы искусства и красоты: использование палитры красок и пренебрежение ровными линиями, размах зелени и многоплановость.
7-й слайд: Анто́ни Пла́сид Гильéм Гауди́-и-Корне́т - испанский (каталонский) архитектор, большинство проектов которого возведено в Барселоне. Он родился 25 июня 1852 года в небольшом городке Реусе, недалеко от Таррагоны, в Каталонии. Гауди́ был пятым, младшим, ребёнком в семье котельных дел мастера Франсеска Гауди-и-Серра и его жены Антонии Курнет-и-Бертран. В семидесятых годах XIX века Гауди переехал в Барселону, где после пяти лет подготовительных курсов был принят в Провинциальную школу архитектуры, которую окончил в 1878 году.
Храм Святого Семейства (полное название: Искупительный храм Святого Семейства - церковь в Барселоне, в районе Эшампле, строящаяся на частные пожертвования начиная с 1882 г., знаменитый проект Антонио Гауди. Один из самых известных долгостроев мира.
Первый проект был разработан архитектором Франсиско дель Вильяр, на место которого в конце 1883 года был приглашён А. Гауди, значительно изменивший первоначальный проект. По решению инициаторов строительства храма финансирование работ должно выполняться исключительно за счёт пожертвований прихожан, что является одной из причин столь длительного строительства.
7 ноября 2010 года храм был освящён папой Бенедиктом XVI и был официально объявлен готовым к ежедневным богослужениям. В тот же день он присвоил храму звание Малой папской базилики.
8-й слайд: В период раннего творчества, отмеченный влияниями архитектуры Барселоны, строятся его первые, богато декорированные, относящиеся к раннему модерну, проекты: «стилистические близнецы» - нарядный Дом Висенс (Барселона).
9-й слайд: Каса-Батльо́ (известен как «Дом Костей») - жилой дом, построенный в 1877 году. Ещё не окончив работы по строительству парка Гуэль, Гауди получил заказ на переделку доходного дома, принадлежащего семейству богатого текстильного фабриканта Жозепа Бальо-и-Касановас. Владелец дома собирался снести старое здание 1875 года и построить на его месте новое, но Гауди решил иначе.
Сохранив исходную структуру дома, примыкающего боковыми стенами к двум соседним зданиям, Гауди спроектировал два новых фасада. Гауди полностью перепланировал нижний этаж и бельэтаж, создав для них оригинальную мебель, и прибавил подвальный этаж, мансарду и асотею (ступенчатую террасу крыши). Две световые шахты были объединены в единый внутренний двор, что позволило улучшить дневное освещение и вентиляцию здания. Идея придания световому двору особого значения, впервые реализованная в доме Батльо, была использована Гауди и в ходе строительства Дома Мила.
Причудливый Эль-Каприччо (Комильяс, Кантабрия) и павильоны в парке Гуэль.
10-й слайд: Парк Гуэль - парк в верхней части Барселоны, созданный Антонио Гауди в 1900-1914 годах. Представляет собой сочетание садов и жилых зон, площадь парка составляет 17,18 га.
Центральный вход с двумя совершенно фантастическими по форме домиками является наиболее замечательным уголком парка. Правый павильон увенчанный типичным для Гауди пятилучевым крестом, был предназначен под контору администрации парка, левый павильон был построен для привратника. Причудливый декор этих сказочных домиков делает их скорее скульптурными, нежели архитектурными произведениями.
Парадная лестница с фонтанами ведёт в зал, известный как «Зал ста колонн». На нижней площадке лестницы помещён любимый персонаж Гауди - мозаичная Саламандра. Средняя площадка украшена медальоном с четырёхполосным каталонским флагом и головой змеи, а на верхней террасе, являющейся центром всего паркового ансамбля, находится длинная, изогнутая в форме морского змея скамья. При создании декора этой скамьи Гауди сотрудничал с одним из своих учеников Жузепом Марией Жужолем, который и создал знаменитые коллажи из осколков керамических изразцов, битого стекла и других строительных отходов. Профилю скамьи была придана специальная форма, совпадающая с очертаниями тела сидящего человека. Гауди добился этого, усадив рабочего на непросохшую глину и «замерив» таким образом изгиб спины.
«Зал ста колонн» на самом деле содержит 86 дорических колонн и имеет хорошую акустику, что часто используется местными музыкантами. Его потолок, имеющий замысловатую форму, украшен мозаикой и фальшивыми замка́ми всё с той же причудливой керамической облицовкой, что и скамейка парка. От главной площади парка и вокруг него протянута сеть пешеходных дорог и тропинок, ведущих в прогулочные аллеи, построенные Гауди из местного камня и за свой причудливый вид получившие название Птичьих гнёзд. «Гнёзда» выступают прямо из склонов холма и кажутся сросшимися с ним, а внутреннее пространство каменной галереи, организованное при помощи наклона колонн и опорных стен создаёт зачаровывающую игру перспективы.
На территории парка расположен Дом-музей Гауди. Он был открыт в его бывшем особняке в 1963 году Обществом друзей архитектора и содержит образцы мебели, созданной Гауди, в частности, мебель из дома Бальо и дома Мила.
В 1962 году архитектурный ансамбль Парка был объявлен Художественным памятником Барселоны, в 1969 году - памятником национального значения, а в 1984 году парк Гуэль вместе с другими творениями Антонио Гауди включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
11-й слайд: Гостевой дом Ханг Нга (вьетн. Biệt thự Hằng Nga), называемый также «Crazy House» (вьетн. Ngôi nhà quái dị) - здание необычной архитектуры, спроектированное и построенное в 1990 году вьетнамским архитектором Данг Вьет Нга в городе Далат (Вьетнам). Здание построено в стиле «сказочного» дома. Общий вид напоминает гигантское дерево с включёнными декоративными элементами дизайна в форме животных, грибов, гигантской паутины и пещер, кривыми окнами, туннелями с лестницами. Внешняя и наружная стороны гостевого дома построены с практически отсутствующими прямыми углами. Внутри находится множество тематических номеров: комната тигра, комната орла, комната муравья, комната кенгуру и так далее, с декорациями и мебелью ручной работы, соответствующей теме. Строительство и реконструкция продолжается до сих пор, и конца и края этой работе не видно.
Экспрессионизм архитектурного решения Данг был осуществлён под влиянием каталонского испанского архитектора Антони Гауди.
С момента постройки в 1990 году здание стало известно благодаря уникальной архитектуре и считается одним из наиболее необычных зданий в мире. Архитектура строения гостевого дома Ханг Нга настолько фантастична, что первые гости, посетившие этот дом, восклицали «Crazy house»!? С тех пор его так и называют. Вьетнамцы недолюбливают это место, уж слишком оно «нестандартное», поэтому основные посетители этого дома - туристы. В этом гостевом доме можно остаться и пожить.
Родилась Нга в 1940 году в Ханое в семье генерального секретаря Коммунистической партии Вьетнама. В юности Данг Вьет решает получить образование в России и поэтому поступает в 1959 году в МАРХИ г. Москва. Жизнь в Москве настолько захватывает художницу, что она остается в России на долгих 14 лет. В 1972 году Данг Вьет Нга получила докторскую степень в области архитектуры в Московском государственном университете, где училась в 1959—1965. По её словам, общий дизайн дома был вдохновлен природой окрестностей города Далат и работами каталонского архитектора Антонио Гауди.
В годы учебы Нга проникается любовью к идеологии хиппи.
Окончив обучении в институте, Данг Вьет Нга поступает в аспирантуру при МАРХИ, где защищает кандидатскую диссертацию.
Вернувшись на родину в 1978 году архитектор работает в Ханое. Там она многие годы занимается проектированием по государственному заказу страны.
И вот на склоне жизни Нга переезжает в Далат с его чарующим горным климатом и сказочными пейзажами, которые навеяли ей мысль о доме, не выстроенном, а буквально выросшем в этих местах. Так появилась "Лунная вилла". Являясь в некотором роде последовательницей Гауди, Данг Вьет Нга создала здание, напоминающее пещеры, деревья, увитые лианами, перенасыщенные декором, с переходами и лабиринтами из помещений, лишенных прямых углов, полных неожиданностей и укромных уголков.
Примечательно, что местные жители не оценили красоты "Лунной виллы", а посчитали это плодом разума художницы, отравленного советским архитектурным образованием.
Это место представляет собой настоящее произведение искусства, продукт творческой фантазии человека. С момента своего открытия в 1990 году, это необыкновенное здание без прямолинейных форм получило признание своей уникальной архитектуры, попав в списки многочисленных путеводителей, и стало одним из десяти наиболее «странных» в мире зданий.
Ханг Нга открылся в 1990 году и был единолично «спроектирован», если можно так выразиться, Вьет Нга. Вместо стандартных архитектурных планов она рисовала картины будущего здания, а для их воплощения в жизнь нанимала непрофессионалов — обычных местных жителей.
12 слайд: Сложная органическая архитектура здания, избегающая прямых линий, обычно описывается как экспрессионистская. Экстерьер здания напоминает гигантское дерево - 5-ти этажный баньян, с неравномерно распределёнными округлыми окнами, и веткоподобными структурами, «растущими» вдоль стен и продолжающимися над крышей, уходя в небо.
В гостевом доме имеются десять тематических номеров, каждый из которых представлен каким-то животных в качестве основной темы; например, тигра, орла, муравьёв и кенгуру. Так, например, на стене тигриной комнаты, есть большой тигр с горящими красными глазами, комната кенгуру включает в себя скульптуру кенгуру с камином в животе; в комнате орла - камин в виде яйца, на котором сидит гигантский орёл. Тематические номера также, по мнению Нга, отражают и характерные особенности некоторых наций. Тигриная комната представляет «сильные стороны китайцев», орлиная - «значение и силу» американцев, муравьиная - «много работающих вьетнамцев».
Мебель в комнатах чаще всего ручной работы, а иногда даже встроена в стены номера. Каменные украшения по всему дому изображают животных, таких как медведи, жирафы, лягушки, пауки и муравьи.
Один французский турист прокомментировал свой визит в гостевой дом так: «Спасибо, что показали мне смысл жизни. Сказочный дом вернул меня в детство, когда всё было проще и естественнее».
Чтобы покрыть значительные расходы при постройке (долги Нга достигали 30 миллионов вьетнамских донгов), Нга превратила дом в гостиницу и открыла платный доступ для туристов. Несмотря на многочисленные трудности и даже прямое противодействие муниципальных властей Вьетнама, гостевой дом Ханг Нга наконец получил признание за свою уникальную архитектуру. Дом принимает более 100 тысяч туристов каждый год. В 2009 году газета «Жэньминь жибао» признала его одним из десяти наиболее «странных» зданий в мире.
P.S. Любопытно отметить, что архитектор Данг Вьет Нга - дочь генерального секретаря Коммунистической партии Вьетнама Чыонг Тиня. Но в этой жизни она всего добилась сама. Училась сначала в Китае, затем в Советском Союзе, где получила степень доктора наук. Вернувшись во Вьетнам, она работала в архитектурно-проектировочном институте Министерства строительства и Министерства культуры Вьетнама. В 1983 году Нга покидает Ханой и уезжает в маленький городок Далат: «Я люблю Далат. Здесь красивые пейзажи, свежий воздух, хорошие люди и спокойная атмосфера. Я решила остаться здесь на всю оставшуюся жизнь». Смерть отца в 1988 году была внезапной. Пережив шок, Нга решила построить свой уникальный «сказочный дом». Средств было совсем немного («Отец не оставил мне денег или имущества. Главное, что я унаследовала от него — страсть к работе»), Нга взяла кредит в банке и заняла деньги у родственников и знакомых. Она поставила всё на этот дом и построила его за 2 года. Отделка же его продолжалась до 2010 года.
Сложная органическая архитектура здания, избегающая прямых линий, обычно описывается как экспрессионистская. Экстерьер здания напоминает гигантское дерево — 5-ти этажный баньян, с неравномерно распределёнными округлыми окнами, и веткоподобными структурами, «растущими» вдоль стен и продолжающимися над крышей, уходя в небо.
12 слайд: Выводы
Судя по тенденциям, которые прослеживаются в последнее время, архитектура будущего будет тесно связана с природой и окружающей нас средой. Идея применения знаний о живой природе для решения инженерных задач принадлежит Леонардо да Винчи, который пытался построить летательный аппарат с машущими крыльями, как у птиц: орнитоптер. в истории человечества, которого по праву называют «отцом бионики», первым попытался использовать опыт природы при построении рукотворных машин. Шедевры другого великого мастера, Антонио Гауди, дали толчок к развитию архитектуры в бионическом стиле. Гауди сумел предугадать то, что будет актуально сейчас и всегда: архитектура неотъемлемая часть природы.
В современном технократическом обществе очень важен комфорт и уют собственного дома. Дом становится единственным местом, где человек может полноценно отдохнуть, расслабиться и отгородиться от суеты большого города. Бионическая архитектура предполагает создание домов являющихся естественным продолжением природы, не вступающих с ней в конфликт.
Если в мире бионическая архитектура развивалась достаточно активно, то в России она появилась совсем недавно, но уже успела найти своих приверженцев среди современных архитекторов. Бионическая архитектура в своем дальнейшем развитии стремится к созданию экодомов – энергоэффективных и комфортных зданий, органично вписывающихся в природный ландшафт и существующих в гармонии с природой.
Новый снимок Юпитера
Хрюк на ёлке
Спасибо тебе, дедушка!
Пустой колос голову кверху носит
Рисуем подснежники гуашью