• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательский проект «Влияние Византии на храмовое зодчество Руси»

Опубликовано Земцова Татьяна Викторовна вкл 16.01.2019 - 16:03
Земцова Татьяна Викторовна
Автор: 
Жаринов Алексей

Более пяти столетий Русь находилась в тесных отношениях с Византией. Само становление древнерусского государства происходило при самых многообразных контактах и столкновениях с византийцами. Византия всегда привлекала русских купцов. Чтобы добиться от Византии более высокого дипломатического признания и льгот на торговлю, на Константинополь ходили русская рать и военные корабли. Но если говорить о культурном взаимодействии и взаимовлиянии между Русью и Византией, то самым значительным результатом взаимоотношений между двумя государствами стало принятие Русью православия — одной из важнейших основ византийской культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_proekta_vliyanie_vizantii_na_hramovoe_zodchestvo_rusi.docx30.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисы проекта «Влияние Византии на храмовое зодчество Руси»

1 слайд. Название, актуальность, проблема работы.

2 слайд. Цель и задачи.

3 слайд. Методы исследования.

4 слайд. Форма

Более пяти столетий Русь находилась в тесных отношениях с Византией. Само становление древнерусского государства происходило при самых многообразных контактах и столкновениях с византийцами. Византия всегда привлекала русских купцов. Чтобы добиться от Византии более высокого дипломатического признания и льгот на торговлю, на Константинополь ходили русская рать и военные корабли. Русские заключали с греками договоры и иногда помогали Византии войсками. Но если говорить о культурном взаимодействии и взаимовлиянии между Русью и Византией, то самым значительным результатом взаимоотношений между двумя государствами стало принятие Русью православия — одной из важнейших основ византийской культуры.

5 слайд. Внешние особенности византийского стиля:

Архитекторам Константинополя предстояло решить несколько важных конструктивных задач, которые преимущественно появлялись в храмовом зодчестве. Собор в православии должен был производить неизгладимое впечатление на зрителя своим масштабом и великолепием, храм ассоциировался с Царствием Божьим и поэтому архитекторам требовались новые выразительные средства, поисками которых они и занимались. За основу планировки византийского храма был взят не греческий собор, а римская базилика. Византийский стиль ассоциируется с крестово-купольным типом собора. Внешняя обработка зданий была всегда скромнее, чем внутреннее убранство, – это еще одна особенность византийских строений. Зодчим удалось найти простое решение соединения круглого купола и квадратного основания, так появились «паруса», которые создавали ощущение гармоничной цельности.

Крестово-купольный тип собора.

Облицовка зданий кирпичом или камнем темного и светлого цвета.

Вокруг фасада аркады из колонн с корзинообразными капителями. Суженные окна с округленным верхом, размещаемые по два или три рядом, - также важная примета византийских построек.

Пример: Айя-София в Стамбуле и Пантеон в Риме.

6 слайд. Внутренние особенности византийского стиля:

Стиль Константинополя особенно ярко проявлялся в оформлении внутреннего убранства построек. Соединение круглого купола и квадратного основания способствовало появлению архитектурных «парусов», что обеспечивало гармоничную цельность.

Интерьеры в византийском стиле богато декорированы с использованием дорогих материалов: золота, бронзы, серебра, дорогого камня, ценных пород дерева.

 Яркой приметой интерьеров в этом стиле являются мозаики на стенах и на полу.

Широкое использование  фресок. Принципами оформления интерьеров являлись утонченность, богатство и изящество, для них использовались очень дорогие, эффектные материалы, которые производили сильное впечатление на людей.

Пример: Айя-София в Стамбуле и Пантеон в Риме.

7 слайд. Внутренние особенности византийского стиля. Фрески.

Святая СОФИЯ в Стамбуле. Фрески ангелов на  купольных пандативах («парусах»). Софийский собор в Киеве. Фреска «Сошествие Христа в ад». Итальянское слово фреска (fresco) означает свежий, сырой. Это живопись по сырой штукатурке. Стену покрывают известковым раствором и тотчас, пока он свежий, начинают писать красками - пигментом, разведенным чистой водой. Когда штукатурка высыхает, краски оказываются словно впаянными в стену. Фреску художник должен писать очень быстро, ведь раствор высыхает полностью за 10-15 минут, и тогда уже краски на нем не закрепляются. Поэтому эта техника требует большого мастерства и точности. Стоит художнику чуть ошибиться, провести неверную линию, и приходится полностью счищать уже готовый фрагмент, еще раз покрывать стену штукатуркой и начинать все заново. Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тысячелетие до нашей эры) фресковая живопись получила широкое распространение. В христианском же искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и реже внешних стен каменного храма.

Период с середины IX по XIV век стал временем наивысшего расцвета византийской мозаики и фрески.

8 слайд. Внутренние особенности византийского стиля. Мозаики.

Святая СОФИЯ в Стамбуле. Мозаика «Богородица».

Софийский собор в Киеве. Мозаика «Оранта».

Мозаики набирались из маленьких кусочков смальты – цветного стекла со сколотыми краями, усиливавшими преломление света. Золотые и серебряные мозаичные камешки изготовляли, вплавляя между двумя стеклами тонкие листочки драгоценного металла. Размеры кусочков смальты варьировали, а поверхность изображения специально делали чуть неровной, чтобы свет отражался от разных точек под разными углами. Готовя поверхность под мозаику, на нее наносили первый слой относительно крупнозернистой штукатурки, а по нему – второй, с более мелким зерном. Когда второй слой подсыхал, по нему процарапывался рисунок, после чего та часть поверхности, которую сразу же предполагалось покрыть мозаикой, покрывали слоем специального раствора. В него, следуя линиям процарапанного рисунка, вдавливали кусочки смальты. Фон мозаики обычно заполнялся кусочками искрящейся золотой смальты, между которыми тут и там делали серебряные вставки. В ранних мозаиках фон иногда бывал зеленым или синим. Изобразительные мотивы (библейские сюжеты, святые, фигуры императоров и их приближенных, символы, растительные орнаменты и бордюры) размещались посередине, на наиболее выгодных в зрелищном отношении местах. В качестве наиболее ярких примеров этого искусства можно назвать мозаики мавзолея Галлы Плацидии в Равенне, монастырей св. Луки в Фокиде (1-я пол. 11 в.), Дафни близ Афин (11 в.), Хора в Константинополе (нач. 14 в.), собора Сан Марко в Венеции (11–15 вв.), а также многочисленные фрагменты в других местах.

Фрески и мозаика как часть архитектуры помогающие  эмоционально смягчать восприятие больших пространств храма

9 слайд. Русско-византийский стиль.

 Для храмов на Руси очень важным был объем, поэтому уже первые зодчие были вынуждены решать проблему увеличения внутреннего пространства храма, достраивая дополнительные нефы и галереи

Самый древний из дошедших до наших дней в своем былом облике храмов Киевской Руси находится в Чернигове. Это Спасо-Преображенский собор, заложенный по приказу князя Мстислава Владимировича (сын Владимира Святославича). Ученые полагают, что собор строили константинопольские мастера. В Спасо-Преображенском соборе покоится прах князя Игоря Северского, воспетого в «Слове о Полку Игореве», Игоря Черниговского и других князей той эпохи.

В плане собор представляет собой большой по древнерусским меркам (18,25 х 27 м.) трехнефный храм с шестью столбами и тремя апсидами. Фасады здания сложены чрезвычайно нарядной кирпичной кладкой со скрытым рядом, также фасады оформлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором профилированными.

В интерьере Спасского собора превалирует строгое и торжественное сочетание вертикалей и горизонталей. Здесь явственно акцентирована удлиненность здания, что сочетается с внутренними двухъярусными аркадами, уходящими в подкупольное пространство. Подобные аркады свойственны византийскому зодчеству с V века, но редки в Киевской Руси.

Пол храма устилали резные плиты с инкрустацией из цветной смальты. Возможно, строители Спасо-Преображенского собора повторяли в какой-то мере схему Десятинной церкви.

Двухярусные аркады как символы неба и земли.

Фрески и мозаики как часть архитектуры.

Идея человеческого единения в архитектуре и фресковой живописи храма.

10 слайд. Русско-византийский стиль.  Формируется этот стиль, в котором уже на равных существуют восточные и русские идеи, в середине 19-го века. Именно тогда начинается расцвет архитектуры, в которой достижения византийских зодчих творчески переработаны, дополнены и по-новому применены. Поэтому Византийский стиль в России 19-го века – это не копирование достижений Константинополя, а создание построек «по мотивам», с большим включением собственно русских идей.

Исаакиевский собор (официальное название - собор преподо́бного Исаа́кия Далма́тского) - крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади. Имеет статус музея. Построен в 1818-1858 гг. по проекту архитектора Огюста Монферрана; строительство курировал император Николай I, председателем Комиссии о построении собора был Карл Опперман. Творение Монферрана - четвёртый по счёту храм в честь Исаакия Далматского, построенный на этом месте в Санкт-Петербурге. Освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти - 30 мая по юлианскому календарю.

Собо́р Воскресе́ния Христо́ва на Крови́, или храм Спа́са на Крови́ в Санкт-Петербурге - православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.

Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года. 6 августа 1907 года собор был освящён.

11 слайд. Внутренние особенности русско-византийского стиля:

12 слайд. Внешнее устройство храма русско-византийского стиля.

13 слайд. Различие между византийским и русско-византийским стилем.

 14 слайд. Выводы.

1. Проникновение византийского стиля на Русь произошло в результате выбора православной веры и крещения Руси.

2. Внешние особенности византийского стиля:

  За основу планировки византийского храма была взята римская базилика.

  Крестово-купольный тип собора.

  Облицовка зданий кирпичом или камнем темного и светлого цвета.

  Вокруг фасада аркады из колонн с корзинообразными капителями.

  Суженные окна с округленным верхом, размещаемые по два или три рядом.

  Соединение круглого купола и квадратного основания способствовало появлению архитектурных «парусов», что обеспечивало гармоничную цельность.

  Внутренние особенности византийского стиля:

  Интерьеры в византийском стиле богато декорированы с использованием дорогих материалов: золота, бронзы, серебра, дорогого камня, ценных пород дерева.

  Широкое использование мозаики и фресок.

3. Исконно национальной чертой русского зодчества  являются:  многоглавие; ступенчатая пирамидальность.

4. Таким образом, возникнув на базе византийской архитектуты, каменное русское зодчество даже на самой ранней стадии имело своеобразный характер и уже во второй половине XI в. выработало собственные традиции. Именно на них ориентировались строители следующих поколений.

Постсоветский период с его реставрацией православия привел к тому, что византийский стиль в архитектуре России вновь стал актуальным. Появляются постройки в русско-византийском стиле во многих городах России. Ярким примером является Храм на Крови во имя Всех Святых в Земле Российской Просиявших в Екатеринбурге по проекту К. Ефремова. На рубеже 20-21-го веков складывается так называемый «второй русско-византийский стиль», который появляется в новых храмовых постройках. К нему можно отнести такие соборы, как Пантелеймоновский храм в Ижевске, Храм Рождества Христова в Омске, церковь Рождества Христова в Москве и многочисленные постройки во всех уголках страны. Это свидетельствует о том, что идеи Византии глубоко проникли в русскую культуру и сегодня уже неотделимы от нее. Современные постройки в византийском стиле Современные архитекторы, особенно в храмовом зодчестве, вновь и вновь возвращаются к традициям Константинополя как источнику традиционных решений. Например: Храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец, Оружейная палата.

15 слайд. Использованные источники представлены на слайде.


Поделиться:

Три загадки Солнца

3 загадки Солнечной системы

Воздух - музыкант

Солдатская шинель

Нас с братом в деревню отправили к деду...