• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект "Назад в СССР"

Опубликовано Федорова Татьяна Анатольевна вкл 19.01.2019 - 10:31
Федорова Татьяна Анатольевна
Автор: 
Никонова Виктория, ученица 9 А класса

Проектная работа Никоновой В. выполнена в предметной области «Общественно-научные предметы» в рамках учебного предмета «История» в разделе «История России. XX век». С момента распада СССР прошло уже более 25 лет, но до сих пор не утихают жаркие споры по поводу «когда было лучше - тогда или сейчас?» Особенно активно копья ломаются по поводу современного школьного образования. Потеряло ли оно в качестве, по сравнению с советским?

Таким образом, актуальность выбранной темы проекта не вызывает сомнения, так как проблема переосмысления достижений прошлого напрямую связана с развитием и существованием российского государства и нашего народа в будущем. Содержание проекта соответствует поставленной цели: изучить систему образования в СССР и выделить достижения советской школы. По мнению автора, эта тема является для нее полезной, так как тема проекта продолжает урочную деятельность и была выбрана в процессе изучения  на уроке истории темы «Духовная жизнь СССР» для расширения и дополнения новыми знаниями.

Материал для проекта подобран и систематизирован автором на основе рекомендаций руководителя.

Викторией проведена серьёзная работа по изучению особенностей системы образования в СССР. Автор подробно изучила основные реформы в сфере образования СССР и достижения советской школы. В своей работе Виктория на конкретном материале показывает решение поставленных задач.

Индивидуальный проект  представляет собой серьезную и интересную работу. Он выполнен на хорошем уровне, содержит ряд выводов, представляющих интерес. Достоинства проекта состоят в последовательном изложении материала, подборе данных и систематизации материала по теме проекта (презентация «Назад в СССР: плюсы советской школы»).

В процессе работы над проектом автор приобрела новые знания и умения не только в области изучения истории России, но и в области информационных технологий: в создании проектного продукта в виде презентации в среде POWER POINT, а также в работе с Интернет-ресурсами.

Проведенное исследование значимо потому, что в проекте расширены знания о системе образования в СССР, выделены основные достоинства советской школы,  акцентировано внимание на проблемы современной школы. Материал в работе  изложен последовательно и чётко. Выводы  и заключение сделаны правильно. Результаты работы могут быть использованы на классных часах, факультативах, на уроках обществознания и истории.

К основным недостаткам работы можно отнести использование однотипных источников информации.

Считаю, что индивидуальный проект Никоновой В. заслуживает хорошей оценки.

Проектная работа Никоновой В.А. по теме: «Назад в СССР» отвечает требованиям, предъяв­ляемым к индивидуальному итоговому проекту и рекомендуется  к защите.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Описание проекта36.5 КБ
Office presentation icon Презентация2.56 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

ПРОЕКТ

«Назад в СССР»

             

                                                                                      ученицы  9 класса «А»

                                                                  Никоновой Виктории Александровны

                                                                 Руководитель проекта: учитель истории и обществознания

Федорова Татьяна Анатольевна

г. Зима

2018 г.

В 9 классе на уроках истории мы начали изучать историю СССР. На уроках нам рассказывали, как развивалось наше государство в XX веке, какие изменения происходили во всех сферах жизнедеятельности, каких успехов мы достигли. С момента распада СССР прошло уже 25 лет, но до сих пор не утихают жаркие споры по поводу «когда было лучше - тогда или сейчас?» Особенно активно копья ломаются по поводу современного школьного образования. Потеряло ли оно в качестве, по сравнению с советским? Очень часто от своих родителей и бабушек я слышу фразу «Да, тогда школа была лучше!» Таким образом, меня заинтересовала система образования в СССР. И я решила выяснить, чем же советская школа была лучше.

Цель: изучить систему образования в СССР.

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ литературы по проблематике проекта.
  2. Расширить представление о системе образования в СССР.
  3. Выделить основные достижения советской школы.
  4. Проанализировать полученный материал.
  5. Создать презентацию «Назад в СССР: плюсы советской школы».

Этапы работы над проектом:

Работу над проектом я начала с постановки цели и задач. Затем  начала собирать  теоретический материал по теме проекта, изучая дополнительную литературу и различные интернет-ресурсы.

На основе анализа литературы по проблематике проекта мною были изучены основные этапы развития образования в СССР и систематизированы особенности советской школы.

Я выяснила, что:

  1. Образование было бесплатным и всеобщим.
  2. В 1921 г. стали использовать комплексные программы, в основе которых велось обучение не отдельным предметам, а давался комплекс знаний. Достоинством таких программ была связь с жизнью.
  3. В начале 30-х гг. XX в. школа вернулась к классно-урочной системе.
  4. С 1943 г. обучение начиналось с 7-летнего возраста.
  5. Вводилась должность классного руководителя.
  6. Применялся метод проектов, при котором учащиеся работали над разнообразными проектными заданиями, имевшими ярко выраженную практическую направленность.
  7. В 1958 г. срок обучения увеличился до 11 лет.
  8. В 1944 г. была введена пятибалльная система оценок.
  9. С 1942 г. устанавливались выпускные экзамены по окончанию начальной, основной и средней школы.
  10. С 1944 г. началось награждение серебряными и золотыми медалями.
  11. Ученики должны были принимать участие в сельскохозяйственных работах.
  12. С 1949 г. введена единая школьная форма.
  13. Обязательное восьмилетнее обучение.

Следующая задача была выделить основные достоинства советского образования.  

Я выделила пять достоинств:

1. Массовость и доступность образования. Бесплатное и всеобщее образование стало доступным для большинства населения,  что позволило достичь практически всеобщей грамотности, близкой к 100 %.

2. Высокая мотивированность учащихся, уважение общества к образованию.  Молодые люди в СССР действительно очень хотели учиться. Получение образования было основным способом продвинуться в жизни и начать хорошо зарабатывать.

3. Уважение к труду учителя и преподавателя. Профессия учителя оставалась одной из самых уважаемых и востребованных в обществе.  

4. Фундаментальное образование. Аттестат об окончании советской школы являлся знаком качества образования. У советских учителей была возможность свободно ставить двойки и оставлять «не тянущих» учеников на второй год. Некоторые ученики могли учиться в классе по 2-3 года.

5. Лучшая в мире система спортивного образования. В СССР уделялось огромное внимание развитию физкультуры и спорта. Успех советской спортивной системы хорошо виден по результатам на Олимпийских играх: советская сборная постоянно занимала первое или второе место на каждой Олимпиаде.

Затем я приступила к созданию презентации,  которая может быть использована на уроках истории и обществознания, факультативах и классных часах.

Вывод: работа над данным проектом  позволила мне  расширить представления о системе образования в СССР и выделить основные достоинства советской школы, к которым, по-моему, необходимо вернуться. А также отработать навыки работы с дополнительными источниками информации и создании презентаций.

Список использованных источников:

  1. История: Всеобщая новейшая история О.С и А.С Сороко- Цюпа , 9 класс ФГОС.
    История России А.А Данилов, Л.Г. Косулина. М.Ю. Брандт, 9 класс.
  2. https://www.kp.ru/guide/sovremennoe-vysshee-obrazovanie.html
  3. http://www.grandars.ru/shkola/istoriya-rossii/obrazovanie-sssr.html
  4. https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/obrazovaniie-sssr
  5. http://ruxpert.ru
  6. http://fishki.net/1602457-obrazovanie-v-sssr-i-sovremennoj-rossii.html

Назад в СССР

Наша страна стремительно меняется и процесс этот идет вот уже почти тридцать лет. Меняется все: общество, экономика, люди, и, естественно, изменения затронули и такую важную часть общества, как образование. В январе 2017 г. министр образования и науки Ольга Васильева заявила, что выступает «за возврат к лучшим традициям советской школы». (Слайд №2).

В целом в конце 50-х – начале 60-х гг. советская школа окрепла. Ее мировой рейтинг был высок. По международному стандарту уровня интеллектуализации молодежи СССР занимал тогда третье место в мире (после США и Канады). При его определении учитывалось следующее:

– число молодых людей, получающих высшее образование (в% к численности населения). В 50-е гг. у нас лиц с высшим образованием было на 500 тыс. меньше, чем в США (в 1990 г. – меньше на 5 млн.);

– средняя продолжительность фактического обучения населения. Тогда в СССР и США она составляла соответственно 7 и 8 лет (ныне 9 и 12);

– число продолжающих обучение в вузах после окончания полной средней школы;

– число студентов дневного отделения вузов. Динамика в 50–90-х гг. здесь такова: СССР – с 1,7 до 4,5 млн. США – с 1,7 до 8,5 млн.

– престиж образования.

Рейтинг российской школы с каждым годом снижается, так к 2001 г. – мы занимали уже 19 место, а к 2012 – 35. (Слайд №3).

Советская система образования считалась одной из лучших в мире. С момента зарождения ее основной задачей было обучение и воспитание подрастающего поколения. (Слайд №4).

Главной нравственной целью советского образования - считалась подготовка достойного участника рабочего коллектива. Этим установкам на протяжении всего периода существования советской образовательной системы было подчинено преподавание не только гуманитарных дисциплин, но и естественных и даже точных наук. (Слайд №5).

Сегодня советские принципы образования все еще актуальны. Разве любая школа XXI века не должна воспитать личность, уважающую свой народ, ценящую труд? И разве молодому человеку не надо внушать, что он должен трудиться на благо себя и своей страны?

Фактически советская школьная система оформилась к 1922 году и включала: начальную школу (4 года обучения), основную семилетнюю, а с 1958 г., восьмилетнюю общеобразовательную школу и старшую ступень общеобразовательной школы (всего 10-11 лет учёбы). (Слайд №6).

С момента создания советского государства вопросам образования уделялось приоритетное внимание. Государство проводило реформы, в ходе которых оформились особенности советской школы:

  1. Образование было бесплатным и всеобщим.
  2. В 1921 г. стали использовать комплексные программы, в основе которых велось обучение не отдельным предметам, а давался комплекс знаний. Достоинством таких программ была связь с жизнью.
  3. В начале 30-х гг. XX в. школа вернулась к классно-урочной системе.
  4. Вводилась должность классного руководителя.
  5. Применялся метод проектов, при котором учащиеся работали над разнообразными проектными заданиями, имевшими ярко выраженную практическую направленность. (Слайд №7).
  6. С 1942 г. устанавливались выпускные экзамены по окончанию начальной, основной и средней школы.
  7. С 1943 г. обучение начиналось с 7-летнего возраста.
  8. В 1944 г. была введена пятибалльная система оценок.
  9. С 1944 г. началось награждение серебряными и золотыми медалями.
  10. Ученики должны были принимать участие в сельскохозяйственных работах.
  11. С 1949 г. введена единая школьная форма.
  12. В 1958 г. срок обучения увеличился до 11 лет.
  13. Обязательное восьмилетнее обучение. (Слайд №8).

Помимо этого можно выделить еще ряд достоинств советской школы, которые, считаю, настало время переосмыслить. Вот некоторые из них: (Слайд № 9)

Массовость и доступность образования

Главной отличительной чертой советской системы образования была государственная политика заботы о повышении культурно-образовательного уровня всех граждан. Причем без сословных и этнических различий. На образование в сороковом году в РСФСР была выделена треть республиканского бюджета. Стране нужны были образованные, умные люди, достойные патриоты и умелые специалисты. Поэтому создавались условия для повышения культурно-образовательного уровня во всех возрастных группах и во всех профессиональных объединениях. Бесплатное и всеобщее образование стало доступным для большинства населения, что позволило достичь практически всеобщей грамотности, близкой к 100 %. Именно эта политика госзаботы и явилась основой отношения родителей к системе российского образования. «Школа плохому не научит, министерство знает, что делает, новые программы и учебники могут быть только лучше старых», — так долгое время после разрушения Советского Союза рассуждала родительская общественность, пока не убедилась в обратном.  (Слайд № 10)

Высокая мотивированность учащихся, уважение общества к образованию

 Молодые люди в СССР действительно очень хотели учиться. Получение образования было основным способом продвинуться в жизни и начать хорошо зарабатывать. (Слайд № 11)

Уважение к труду учителя и преподавателя

Профессия учителя оставалась одной из самых уважаемых и востребованных в обществе.  Работа педагога — это не оказание услуг, а служение. (Слайд № 12) Учитель, взрослый – это наставник, совет которого ценен. В 60-е годы американские психологи, приезжавшие в СССР, поражались тому, что любой прохожий у нас мог сделать замечание чужому ребенку, этот ребенок его слушался, и это было в порядке вещей. Уничтожен семейный уклад советской школы. Ученики стали дерзкими, учителя — беспомощными, родители — безразличными.

Фундаментальное образование

Аттестат об окончании советской школы являлся знаком качества образования. Советская школа формировала у своих учеников научную картину мира — это важный принцип систематизации знаний об окружающей действительности. Принцип понимания учебного материала был основным, на котором строилась наша школа. Он учитывался при разработке программ, содержания учебников.  Европейцы и китайцы давно уже перевели наши старые учебники и изучают советскую грамоту. Список учебных дисциплин был расширен. Преподавали такие предметы, которых нет в российской школе, как астрономия, черчение, чистописание. (Слайд № 13) Даже элементы чистописания убрали из основной книги школьников – букваря. (Слайд № 14)

У советских учителей была возможность свободно ставить двойки и оставлять «не тянущих» учеников на второй год. Некоторые ученики могли учиться в классе по 2-3 года. 

Лучшая в мире система спортивного образования

В СССР уделялось огромное внимание развитию физкультуры и спорта. Успех советской спортивной системы хорошо виден по результатам на Олимпийских играх: советская сборная постоянно занимала первое или второе место на каждой Олимпиаде. (Слайд № 15)

И сегодня необходимо констатировать исторический факт — советская школа — это уникальная система образования в истории человечества. Поэтому необходимо обратиться к опыту советской школы.

Таким образом, надеюсь, мой проект позволил расширить представления о системе образования в СССР и выделить основные достоинства советской школы, к которым, по-моему, необходимо вернуться.


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» Назад в СССР: плюсы советской школы Выполнила: Никонова Виктория, ученица 9 А класса Руководитель: учитель истории и обществознания Федорова Т. А. Зима, 2018 г.

Слайд 2

Актуальность Министр образования и науки Ольга Васильева заявила, что выступает «за возврат к лучшим традициям советской школы».

Слайд 3

Актуальность

Слайд 4

Основная задача Обучение и воспитание подрастающего поколения

Слайд 5

Целевая установка Подготовка достойного участника рабочего коллектива

Слайд 6

Система образования Начальное образование - с 1 по 4 класс; неполное среднее – 5-7, а с 1958 г. 5-8 классы; среднее - 10 классов, а с 1958 г. 11 классов.

Слайд 7

Особенности советской школы Образование было бесплатным и всеобщим. В 1921 г. стали использовать комплексные программы, в основе которых велось обучение не отдельным предметам, а давался комплекс знаний. Достоинством таких программ была связь с жизнью. В начале 30-х гг. XX в. школа вернулась к классно-урочной системе. Вводилась должность классного руководителя. Применялся метод проектов, при котором учащиеся работали над разнообразными проектными заданиями, имевшими ярко выраженную практическую направленность.

Слайд 8

Особенности советской школы С 1942 г. устанавливались выпускные экзамены по окончанию начальной, основной и средней школы. С 1943 г. обучение начиналось с 7-летнего возраста. В 1944 г. была введена пятибалльная система оценок. С 1944 г. началось награждение серебряными и золотыми медалями. Ученики должны были принимать участие в сельскохозяйственных работах. С 1949 г. введена единая школьная форма. В 1958 г. срок обучения увеличился до 11 лет. Обязательное восьмилетнее обучение.

Слайд 9

Достоинства советской школы Массовость и доступность образования. Высокая мотивированность учащихся, уважение общества к образованию. Уважение к труду учителя и преподавателя. Фундаментальное образование. Лучшая в мире система спортивного образования.

Слайд 10

Массовость и доступность образования Отмена сословных и этнических различий. Бесплатное и всеобщее образование. Возможность получать образование без отрыва от производства.

Слайд 11

Высокая мотивированность учащихся Получение образования было основным способом продвинуться в жизни и начать хорошо зарабатывать

Слайд 12

Уважение к труду учителя и преподавателя

Слайд 13

Фундаментальное образование Система знаний об окружающем мире. Принцип понимания учебного материала. Расширенный список учебных дисциплин (астрономия, черчение, чистописание и т.д.).

Слайд 14

Фундаментальное образование

Слайд 15

Система спортивного образования

Поделиться:

В Китае испытали "автобус будущего"

Три коробки с орехами

Музыка космоса

Астрономический календарь. Октябрь, 2018

Как Снегурочке раскатать тесто?