Вложение | Размер |
---|---|
rabota_na_konferentsiyu.docx | 25.77 КБ |
Городская научно-практическая конференция обучающихся 5-8 классов
«Знание – нравственная сила, Юниор!»
КОНФУЦИЙ И ЕГО НАСЛЕДИЕ
Автор: Кудаева Наталья Сергеевна
Ученица 5 «И» класса МБОУ «СОШ №9»
Руководитель: Шипицын Виталий Валерьевич
учитель истории МБОУ «СОШ №9»
г. Зима, 2018 г.
Содержание | Стр. |
Введение | 3 |
Глава 1. Кем был Конфуций | 4 |
Глава 2. Основные особенности конфуцианства | 6 |
Глава 3. Социальный идеал Конфуция | 7 |
Исследовательская часть | 9 |
Заключение | 11 |
Литература | 12 |
Введение
Актуальность. На уроках истории при изучении темы связанной с Конфуцием, и его учении, которое говорит о доброте, милосердие, гуманности, человеколюбии, чувстве долга, искренности, почитании старших, преданности: я подумала, что эта тема актуальна сегодня потому, что затрагивает очень важные стороны жизни человека. Я нашла книгу под названием «Конфуций и его учение» и стала внимательно её изучать. Мои первоначальные предположения подтвердились.
Мне решила выяснить как мои сверстники относятся к такой идеологии, в какой мере они готовы следовать таким, например, правилам как уважение к старшим о чём очень много говорил философ. Я попыталась определить, как дети моего возраста относятся к опыту предыдущих поколений.
Моя гипотеза: заключается в том что мои ровесники понимают и принимают, что добродетелями человека должны стать доброта, человеколюбие, скромность, сострадание, гуманность, милосердие.
Цель - Определение отношения ребят моего возраста к опыту предыдущих поколений
Задачи:
Объект исследования - я выбрала моих сверстников так как те нормы поведения. о которых говорил философ за 600 лет до нашей эры как никогда востребованы именно сегодня в нашем обществе, где часто простые нормы поведения не соблюдаются. Одним из главных вопросов моего исследования я считаю отношение к старшему поколению.
Предмет исследования - отношение учащихся моей школы к основным канонам Конфуцианства.
Глава 1. Кем был Конфуций
Конфуций (Кун Цю) (551 - 479 гг. до н.э.) - древний китайский проповедник и писатель. В историю мировой культуры Конфуций вошел как основоположник особой религии - конфуцианство. Это имя было дано ему иезуитскими миссионерами примерно через 2000 лет после его смерти.
Как о любом религиозном деятеле, о нем складывались различные легенды. Согласно одной из них, матери Конфуция было видение о том, что она должна отправиться в пещеру, где родится ее сын. Женщина отправилась туда и родила младенца. Вокруг новорожденного парили драконы и бодисатвы.
На самом же деле Конфуций родился в городе Лу (совр. Цюйфу, провинции Шаньдун) в благородной, но обедневшей семье аристократов чиновников и военных. Поэтому его жизнь была наполнена лишениями и одновременно страстным желанием пробиться и стать достойным и уважаемым членом общества.
Его отличало жадное стремление к знаниям. Юноша много читал и старался приобрести любые книги, какие только ему удавалось найти. Книг в то время было немного, и они писались на кусках дерева бамбука или шелке. В первую очередь его интересовали традиции и религии Китая, древняя история и литература.
Конфуций много учился и в 22 года начал обучать сам, вскоре прославившись как один из лучших педагогов Китая. В школе Конфуция дети изучали четыре дисциплины: мораль, язык, политику и литературу.
После смерти матери он последовал общепринятому обычаю - вернулся домой и соблюдал траур три года. Он отказался от всех удовольствий, только читал и занимался самообразованием. Ему тогда было 42 года.
В 50 лет Конфуций начал политическую деятельность и вскоре занял высокое положение в Лу. Но какое-то время спустя ему пришлось уйти со службы из-за интриг. После этого Конфуций в течение 13 лет путешествовал по Китаю, но так и не нашел применения своим способностям и идеям. В дальнейшем он уже не вернулся на службу и большую часть жизни занимался тем, что преподавал и служил домашним учителем детей в семьях знатных господ и официальных лиц. Кроме того, он собирал и редактировал основные философские книги «Шуцзин», «Ицзин», а также первую историческую хронику Китая «Чуньцю».
Учение Конфуция стало известно по книге «Луньюй» («Беседы и суждения»), составленной из записей, сделанных его учениками. Основная суть учений Конфуция сводилась к тому, что необходимо создать организованное общество, в котором люди будут довольны своим положением. Для этого всем следует жить в гармонии, быть честными, добрыми и законопослушными, а также уважать своих родителей.
Он также утверждал, что управлять низшими классами следует прежде всего с помощью доброты и гуманного к ним отношения, а не с помощью силы. Отсюда и происходит китайская традиция правления, когда правитель и его чиновники являются для народа «отцом и матерью». Подобные взгляды Конфуция основались на его особом отношении к семье и на поклонении предкам. В свою очередь корнями они уходили в традиции китайской культуры.
В своем учении Конфуций развивал положения древних учений, где говорилось об уважении людей друг к другу и о необходимости соблюдать обычаи. Он также полагал, что дворянин и придворный чиновник должны не стремиться к власти и получению новых чинов, а изучать музыку, поэзию и историю своих предков. Соблюдение обрядов означало почитание памяти предков, появление уважения к современным правителям и почтение к пожилым людям.
Последние годы жизни Конфуций провел, записывая свои мысли. Изречения были собраны в литературный сборник, получивший название «Аналекты Конфуция». Одно из изречений, например, гласит: «Не причиняй другим то, что они могут причинить тебе».
Распространение идей Конфуция началось с правления династии Хань (202 г. до н. э.), тогда была принята идея философа о необходимости работы ученых людей в правительстве и начато обучение правительственных чиновников. Вскоре идеи Конфуция были признаны государственной религией Китая и оставались таковыми до 1912 года, когда был сброшен последний китайский император.
Правда, к началу 20-х гг. влияние конфуцианства в Китае ослабло, и сегодня на его место пришел буддизм.
Глава 2. Основные особенности конфуцианства
Основа конфуцианства состоит в том, что есть высшее божественное начало – Тянь (Небо). Смысл жизни человека заключается в следовании высоким нравственным идеалам, главный из которых – Цзюнь-цзы («Благородный муж»). Главные черты этого морального образца совершенства – доброта, милосердие, гуманность, человеколюбие, чувство долга, искренность, почитание старших, преданность; на них и базируется религиозное учение Конфуция.
Конфуцианство предусматривает осознание людьми своих прав и обязанностей. Конфуций учил: «Пусть отец будет отцом, сын – сыном, государь – государем, чиновник – чиновником». Очевидно, что каждый человек занимает своё место в социальной иерархии. Таким образом, можно рассматривать общество, состоящее из двух категорий людей: один социальный слой, представители которого думают и управляют, представители другого – трудятся и повинуются. В данном случае именно знания и добродетельность, а не материальная обеспеченность, становятся критерием подобного разделения.
Глава 3. Социальный идеал Конфуция
Высокоморальный цзюнь-цзы, сконструированный философом в качестве модели, эталона для подражания, должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Понятие гуманность (жэнь) трактовалось Конфуцием необычайно широко и включало в себя множество качеств: скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т. п. Жэнь - это высокий, почти недосягаемый идеал, совокупность совершенств, которыми обладали лишь древние; из современников Конфуций, включая и себя, считал гуманным лишь своего рано умершего любимого ученика Янь Хуэя. Однако для настоящего цзюнь-цзы одной гуманности было недостаточно. Он должен был обладать еще одним важным качеством - чувством долга (и), продиктованным внутренней убежденностью в том, что следует поступать именно так, а не иначе. Долг - это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя сам. Чувство долга, как правило, обусловлено знанием и высшими принципами, но не расчетом. "Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде",- учил Конфуций. В понятие "и" поэтому включались стремление к знаниям, обязанность учиться и постигать мудрость древних. Конфуций разработал и ряд других понятий, включая верность и искренность.
Следование всем этим принципам было обязанностью благородного цзюнь-цзы, который в сборнике изречений Конфуция Луньюй определяется как человек честный и искренний, прямодушный и бесстрашный, всевидящий и понимающий, внимательный в речах, осторожный в делах. В сомнении он должен справляться, в гневе - обдумывать поступки, в выгодном предприятии заботиться о честности; в юности он должен избегать вожделений, в зрелости - ссор, в старости - скряжничества. Истинный цзюнь-цзы безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде. Всего себя он посвящает служению высоким идеалам, служению людям и поиску истины. Познав истину утром, он "может спокойно умереть вечером".
Таким образом, "благородный человек" Конфуция - это умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Однако с течением времени и в связи с ростом авторитета Конфуция и его учения этот абстрактно-утопический идеал все более становился обязательным для подражания эталоном, приблизиться к которому было делом чести и социального престижа для каждого.
Конфуций вполне искренне стремился создать идеал рыцаря добродетели, боровшегося за высокую мораль, против царившей вокруг несправедливости. Но, как это нередко случается, с превращением его учения в официальную догму на передний план выступила не суть, а внешняя форма, проявлявшаяся преимущественно в демонстрации преданности старине, уважения к старшим, напускной скромности и добродетели. Многочисленные последователи и почитатели Конфуция, слепая преданность которых каждому слову философа тоже в немалой степени способствовала превращению его учения в закостенелую догму, стали видеть в идеале цзюнь-цзы не столько выражение внутренней цельности и благородства, сколько внешнее оформление благопристойности. В средневековом Китае постепенно сложились и были канонизированы определенные нормы и стереотипы поведения каждого человека в зависимости от занимаемого им места в социально-чиновной иерархии. Они нашли свое наиболее наглядное отражение в том, что обычно именуется "китайскими церемониями".
Исследовательская часть
В своём исследовании я решила обозначить несколько важных вопросов, отвечая на которые я хотела получить ответ и ясное представление о том, насколько актуальны мысли великого философа в сегодняшнем мире. Дело в том, что мне 11 лет, мои сверстники живут в эпоху интернета. Наблюдая за их отношениями, мне стало интересно, в чём мы хуже своих сверстников, живущих в Китае или живших до нас. Ведь мы знаем, что Китай сейчас- быстро развивающаяся страна, имеющая огромное население, практически являющаяся экономическим лидером. Не связаны ли эти процессы особой философией, такой как конфуцианство. На уроках истории я узнала, что китайцы до сих пор активно исповедуют конфуцианство наравне с буддизмом и даосизмом. Так в чём же заключается наследие великого Конфуция?
Для того чтобы понять суть этого учения, я начала искать нужную литературу и использовала её для получения необходимой мне информации.
Книгами для изучения стали:
1) «Конфуций: Книга Перемен»
2) «Каноны Конфуция»
3) «Конфуций: Беседы и Суждения»
В результате я пришла к выводу, что основой конфуцианской философии является уважение к старшему поколению. Конфуций считал, что в этом заключается залог процветания любой нации. Те же заповеди мы можем привести и из Библии, но у Конфуция это принимает характер поклонения старшим.
Так же он утверждал, что добродетелями человека должны стать доброта, человеколюбие, скромность, сострадание, гуманность, милосердие.
Я заметила, что эти каноны совпадают с библейскими заповедями, однако они появились почти за тысячу лет до Рождества Христова.
Для своего исследования я создала анкету, чтобы выяснить отношение учащихся моей школы к основным канонам Конфуцианства.
Анкета
Согласны ли вы с данными высказывания Конфуция?
Возможные ответы: а) да, б) нет, в) сомневаюсь.
В анкете приняли участие 41 учащийся 5класса и 37 учащихся 6класса
Результаты анкеты показали, что учащихся 5И класса ответили правильно на85%, учащиеся 5В класса на 84%, ученики 6В класса на 67%, учащиеся 6И класса на 65% . Моя гипотеза нашла свое подтверждение
Заключение
Моя была анкета основана на высказываниях Конфуция. Целью её было определить, насколько мои сверстники понимают и принимают идейные установки конфуцианства. Ведь они не противоречили и не противоречат моральным принципам общества. Однако кто-то их может понимать правильно, а кто-то - нет. Или иметь свой альтернативный взгляд на эти принципы. Анализ ответов показал, что философия Конфуция может быть понята и принята современным молодым человеком, своей простой доступностью, в отличие от некоторых других религиозных и философских систем. Выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.
Конфуций пропагандировал гуманизм в отношениях между людьми, он предлагал изменять мир к лучшему изнутри: ««Чтобы достигнуть нравственного совершенства, нужно, прежде всего, заботиться о душевной чистоте. А душевная чистота достигается в том только случае, когда сердце ищет правды, и воля стремится к святости. Но все это зависит от истинного знания». (Конфуций)
Литература
1) «Конфуций: Книга Перемен» Издательство: Эксмо 2016г
2) «Каноны Конфуция» автор Фаньцзы Мо Издательство: Феникс2013
3)«Конфуций:Беседы и суждения» издательство:АСТ,2016г
Подарок
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Зимний лес в вашем доме
Свадьба в Малиновке
Мороз Иванович