Данная работа посвящена решению неравенств методом интервалов и поиску ответа на вопрос «Является ли метод интервалов универсальным методом решения неравенств?»
В ходе работы автор применяет метод интервалов для решения различных неравенств и приходит к выводу о том, что главное преимущество метода интервалов по сравнению с перебором всех возможных случаев распределения знаков сомножителей – существенная экономия в вычислениях, экономия, без которой иногда практически очень трудно довести решения до конца. В тоже время метод интервалов, являясь универсальным, имеет специфические особенности для решения неравенств разных типов. Метод интервалов имеет значительно более узкую область применения: нужно, чтобы левая часть была разложена на множители, которые должны и быть линейными двучленами или быть частными двух многочленов, а это значит нельзя ограничиваться при решении неравенств только методом интервалов.
Данная работа интересна тем, что обобщает и систематизирует знания о методе интервалов, дает возможность расширить знания о возможности решения различных неравенств методом интервалов и оценить свои возможности при решении нестандартных задач, а также является своего рода тренингом для подготовки к Единому государственному экзамену.
Вложение | Размер |
---|---|
metod_intervalov.doc | 292.5 КБ |
Естественные науки
Работа ученицы 11 класса
МОУ Нижнеспасской сош Рассказовского района
Белобрыкиной Оксаны
Руководитель:
учитель математики МОУ Нижнеспасской сош Рассказовского района
Комиссарова Ирина Николаевна
Село Нижнеспасское
2010 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………стр. 3
Заключение………………………………………………………………..стр. 18
Литература………………………………………………………………...стр. 19
ВВЕДЕНИЕ
Каждому человеку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Все познавательные процессы эффективно развиваются, когда люди включаются в активную поисковую деятельность. Поиск нового составляет основу для развития воли, внимания, памяти, воображении и мышления. Мой проект направлен на развитие математического мышления, умение проектировать свою работу, реализовывать задуманное.
Имея определённый опыт в решении неравенств, я попробовала привести в систему накопленные мною знания о решении неравенств методом интервалов. Метод интервалов, являясь наиболее эффективным, позволяет не просто решать многие задачи за ограниченный промежуток времени, но решать их красиво, изящно и главное – быстро! А это совсем немаловажно, особенно в условиях сегодняшнего дня, когда в рамках ЕГЭ учащимся предлагается решить большое количество заданий.
Цель проекта:
исследование возможности решения различных неравенств методом интервалов, применение метода интервалов для решения нестандартных неравенств.
Задачи проекта:
В начале работы немного о теории решения рациональных неравенств классическим (школьным) методом интервалов для многочленов. Замечу, что идея этой разновидности метода интервалов обсуждается во всех действующих школьных учебниках и приведена здесь для полноты картины. Кроме того, показана возможность формализации решения, которая становится возможной в результате выполнения строго прописанной последовательности шагов.
Разновидности метода интервалов, приведённые далее, не относятся к стандартным школьным, а потому заслуживают особого внимания. Какие - то из них рождались как результат совместной работы на уроках и сразу получали яркие названия, какие - то находки я обнаруживала в литературе и успешно применяла на практике, а что - то с благодарностью взяла из материалов Телешколы.
1. Метод интервалов
В основе этого метода лежит следующее свойство двучлена x – α: точка α делит числовую ось на две части – справа от точки α двучлен x – α положителен, а слева от точки α – отрицателен.
Пусть требуется решить неравенство:
(x – α1)( x – α2)… (x – αn) > 0, (1)
где α1, α2, …, αn-1, αn – фиксированные числа, среди которых нет равных, причем такие, что α1 < α2 < … < αn-1 < αn.
Рассмотрим многочлен
Р(x) = (x – α1)( x – α2)… (x – αn). (2)
Для любого числа х0 такого, что х0 > αn, соответствующее числовое значение любого сомножителя в произведении (2) положительно, а значит, Р(х0) > 0. Для любого числа х1, взятого из интервала (αn-1, αn), соответствующее числовое значение любого из множителей, кроме множителя (x – αn), положительное, поэтому число Р(х1) < 0 и т.д.
На этом рассуждении и основан метод интервалов, состоящий в следующем: на числовую ось наносят числа α1, α2, …, αn; в промежутке справа от наибольшего из них, т.е. числа αn, ставят плюс, в следующем за ним справа налево интервале ставят знак минус, затем – знак плюс, затем – минус и т.д. Тогда множеством всех решений неравенства (1) будет объединение всех промежутков, в которых стоит знак плюс, а множеством решений неравенства
(x – α1)( x – α2)… (x – αn) < 0, (3)
где α1 < α2 < … < αn, будет объединение всех промежутков, в которых стоит знак минус.
Пример 1. Решить неравенство
(х+3)(х-4)(2х+5) < 0. (4)
Решение.
Перепишем неравенство в виде
2(х-(-3)) (х-4) < 0.
Отметим на координатной оси числа (-3), и 4 и расставим знаки плюс и минус так, как указано на рисунке 1
Ответ: -∞ < х < -3; < x < 4.
Пример 2. Решить неравенство
х7 + 8 х4 – х3 – 8 > 0. (5)
Решение.
Перепишем неравенство в виде
(х4 – 1)( х3 + 8) > 0
или
(х – 1)(х + 1)( Х2 + 1)(х +2)( х2 – 2х +4) > 0. (6)
Поскольку х2 + 1> 0 и х2 – 2х +4> 0 для любого действительного х, то неравенство равносильно неравенству (х – 1)(х + 1)(х +2) > 0. Применяя метод интервалов, находим решения последнего, а значит, и исходного неравенства: это будут все х из двух промежутков -2 < х < -1, 1< х < +∞ (рис.2).
Ответ: -2 < х < -1; 1< х < +∞.
Метод интервалов можно применять и при решении неравенств вида
, (7)
где Р(х) и Q(х) – многочлены, если заметить, что на множестве всех действительных чисел неравенство (7) равносильно неравенству
Р(х) ∙ Q(х) > 0.
Пример 3. Решить неравенство
. (8)
Решение.
Неравенство (8) равносильно неравенству
(х2 – 5х + 6)(4 – х)(х2 + 3х + 2) < 0.
Перепишем это неравенство в виде
(х – 2)(х – 3)(х – 4)(х + 1)(х+2) > 0. (9)
Применяя метод интервалов, получим, что решениями неравенства (9), а значит, и решениями исходного неравенства, являются все х из трех промежутков –2 < х < –1, 2 < х < 3, 4 < х < + ∞.
Ответ: –2 < х < –1; 2 < х < 3; 4 < х < + ∞.
1.1 Линейные неравенства
Рассмотрим возможность применения метода интервалов для решения линейных неравенств. Решим неравенства:
а) 3х – 6 > 0.
Рассмотрим функцию у = 3х – 6.
Нули функции: 2.
x > 2
Ответ: (2; +∞).
б) -5x – 1 ≥ 0
Рассмотрим функцию у = -5x – 1.
Нули функции: -1/5.
х ≤ -1/5
Ответ: (-∞; -1/5].
Получилось легко, быстро и наглядно.
1.2. Квадратные неравенства
Использовать метод интервалов при решении квадратных неравенств также достаточно легко. Необходимо найти корни соответствующего квадратного трехчлена, отметить их на числовой прямой и определить знаки.
а) –x2 + 3x – 2 ≤ 0
–x2 + 3x – 2 = 0
х1=1, х2=2.
x є (-∞; 1] U [2; +∞)
Ответ: (-∞; 1] U [2; +∞)
б) -2x2 + 3x – 1 > 0
-2x2 + 3x – 1 = 0
х1=0,5, х2=1.
x є (0.5; 1)
Ответ: (0.5; 1)
в) 2x2 - 2x + 3 ≥ 0
2x2 - 2x + 3 = 0
D<0, a>0, следовательно, на множестве всех чисел квадратный трехчлен 2x2 - 2x + 3 имеет положительные значения.
x є (-∞; +∞)
Ответ: (-∞; +∞)
г) x2 - 2x + 1 ≤ 0
x2 - 2x + 1 = 0
х=1
x = 1
Ответ: {1}
И квадратные неравенства решаются методом интервалов, но не стоит забывать и о функционально-графическом методе решения, он также дает очень наглядное решение, особенно в случаях, когда D < 0 и D = 0.
1.3. Дробно-рациональные неравенства
Методом интервалов можно быстро и наглядно решать как строгие, так и нестрогие дробно-рациональные неравенства. Рассмотрим алгоритм решения нестрогого неравенства:
1) Ввести функцию.
2) Область определения.
3) Нули функции.
4) Отметить нули на области определения.
5) Поставить знак на интервалах.
6) Выбрать промежутки в соответствии со знаком неравенства.
Решим неравенства:
а).
Решение.
.
Разложим на множители числитель и знаменатель левой части неравенства .
Рассмотрим функцию.
D(y):x ≠ -3; x ≠ 2
Нули функции: 3
x є (-∞; -3)U (-3; -2) U [3; +∞).
Ответ: (-∞; -3) U (-3; -2) U [3; +∞)
б).
Решение.
Преобразуем исходное неравенство
, .
Рассмотрим функцию.
D(y):x ≠ 0.
Нули функции: 1.
x є (-∞; 0) U [1; +∞).
Ответ: (-∞; 0) U [1; +∞).
2. Обобщенный метод интервалов
Иногда алгебраические неравенства степеней более высоких, чем два, путем равносильных преобразований приводятся к виду
( х – α1)а( х – α2)в…( х – αn-1)с( х – αn) d > 0,
Где а, в, с, d… – целые положительные числа; α1, α2,…, αn – действительные числа, среди которых нет равных, такие что α1 < α2 < … < αn-1 < αn.
Такие неравенства могут быть решены с помощью так называемого обобщенного метода интервалов.
В основе его лежит следующее свойство двучлена (х – α)n: точка α делит числовую ось на две части, причем:
а) если n четное, то выражение (х – α)n справа и слева от точки х = α сохраняет положительный знак;
б) если n нечетное, то выражение (х – α)n справа от точки х = α положительно, а слева от точки х = α отрицательно.
Рассмотрим многочлен
Р(х) = ( х – α1)а( х – α2)в…( х – αn-1)с( х – αn) d , (10)
где α1 < α2 < … < αn-1 < αn.
Для любого числа х0 такого, что х0 > αn, соответствующее значение любого сомножителя в (10) положительно, поэтому числовое значение Р(х0) также положительно.
Для любого х1, взятого из интервала (αn-1, αn), соответствующее значение любого сомножителя в (10), кроме последнего, положительно, а соответствующее значение последнего сомножителя положительно, если степень двучлена – четное число, и отрицательно, если степень двучлена – нечетное число. Поэтому число Р(х1) положительно, если степень двучлена – четное число, и Р(х1)отрицательно, если степень двучлена – нечетное число.
Аналогично показывается, что известен знак Р(х) на интервале (αi, αi + 1), то на промежутке (αi - 1, αi ) знак Р(х) определяется по следующему правилу. Многочлен Р(х) при переходе через точку αi:
а) меняется знак на противоположный знаку Р(х) на (αi, αi + 1), если степень двучлена – нечетное число;
б) не меняет знака (тот же знак, что у Р(х) на (αi, αi + 1)), если степень двучлена – четное число.
На этом рассуждении и основан обобщенный метод интервалов: на числовую ось наносят числа α1, α2, …, αn; в промежутке справа от наибольшего из корней многочлена ставят знак плюс, а затем, двигаясь справа налево, при переходе через очередной корень αi, если степень двучлена – нечетное число, и сохраняют знак, если степень двучлена – четное число.
Замечание. Обобщенный метод интервалов можно применять и при решении неравенств
, (11)
где P(x), Q(x) – многочлены, если заметить, что на множестве всех действительных чисел неравенство (11) равносильно неравенству
Р(х) ∙ Q(х) > 0.
Пример 1. Решить неравенство
(х + 7)(2х – 5)3(6 – х)5(3х + 10)4 < 0. (12)
Решение.
Перепишем неравенство в равносильном виде
(х – (-7)) 3(х – 6)5 > 0. (13)
Для решения этого неравенства применим обобщенный метод интервалов. На числовой оси отметим числа -7, 6 (рис.12). Справа от наибольшего числа (числа 6) ставим знак плюс.
Ответ: -7 < x < ; < x <; 6 < x < +∞.
2.1. Неравенства высших степеней
Для решения неравенств высших степеней методом интервалов важно помнить правила постановки знака:
1)На крайнем правом промежутке знак совпадает со знаком старшего коэффициента.
2)При переходе через корень четной кратности знак сохраняется, нечетной - меняется.
Решим неравенства:
а) x(9 – x)(x + 1) < 0.
Решение.
x(9 – x)(x + 1) < 0.
Рассмотрим функцию у = x(9 – x)(x + 1).
Нули функции: -1; 0; 9.
x є (-1; 0) U (9; +∞)
Ответ: (-1; 0) U (9; +∞)
б) (x + 3)(3x – 2)5 (7 – x) 3 (5x + 8)2 < 0.
Решение.
(x + 3)(3x – 2)5 (7 – x) 3 (5x + 8)2 < 0.
Рассмотрим функцию у = (x + 3)(3x – 2)5 (7 – x) 3 (5x + 8)2.
Нули функции: -3; - 8/5; 2/3; 7.
x є (-3; -8/5) U (-8/5; 2/3) U (7; +∞).
Ответ: (-3; -8/5) U (-8/5; 2/3) U (7; ∞).
2.2. Сложные дробно-рациональные неравенства
Решим методом интервалов неравенство
. (14)
Решение.
Неравенство (14) равносильно неравенству
(х2 + 1) (х2 – 1)2(х – 3)4(х + 2)2(2х – 3)5 < 0.
Поскольку х2 + 1 > 0 при любом х, то последнее неравенство равносильно неравенству
(х – 1)2(х + 1)2(х – 3)4(х + 2)2< 0.
Применим обобщенный метод интервалов. На числовой прямой отметим точки -2, -1, 1, и 3 и расставим знаки, как указано на рисунке. Те промежутки, где стоит знак минус, и дадут все решения неравенства (14).
Ответ: -2 < x < - 1; -1 < x < 1; 1< x < .
2.3. Показательные неравенства
Показательные неравенства можно решать методом интервалов, так как на каждом интервале функция непрерывна и не обращается в ноль. Решим неравенство:
х2⋅3х-9⋅3х>х2-9.
х2⋅3х-9⋅3х>х2-9.
Преобразуем левую часть неравенства: разложим ее на множители.
3х(х2-9)- (х2-9)>0,
(х2-9)⋅( 3х-1)>0.
Рассмотрим функцию у = (х2-9)⋅( 3х-1).
Нули функции:-3, 3, 0.
х ∈ (-3 ;0) U (3; +∞).
Ответ: (-3; 0) U (3; +∞).
Применим метод интервалов для решения иррационального неравенства
.
Решение.
.
Рассмотрим функцию у =.
D(y): 6 + x- x2 ≥ 0 [-2;3].
6 + x- x2=(3-х)(х+2),
Нули функции: -2; 3; 1
x [1;3] U {-2}.
Ответ:[1;3] U {-2}.
Метод интервалов для решения иррациональных неравенств, которому я дала исчерпывающее название «ОДЗ – нули – знаки», позволяет получать результат в одну строчку, когда я буквально «снимаю» его с числовой прямой.
Немного опережая школьную программу, решим неравенство
. (15)
Решение.
ОДЗ неравенства (15) состоит из всех х, одновременно удовлетворяющих условиям и , то есть ОДЗ состоит из трех промежутков: (-∞;0), (0; 1) и (1; +∞).
Рассмотрим функцию
.
Нули функции: -4; -2; -1; 1,5.
Легко видеть (рис.18), что множеством решений неравенства (15) является объединение интервалов(-4; -2), (-1; 0), (0; 1), (1,5; +∞).
Ответ: (-4; -2) U (-1; 0)U (0; 1)U (1,5; +∞).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, метод интервалов, является наиболее эффективным, позволяет не просто решать многие задачи, но решать их красиво, изящно и главное – быстро!
Главное преимущество метода интервалов по сравнению с перебором всех возможных случаев распределения знаков сомножителей – существенная экономия в вычислениях, экономия, без которой иногда практически очень трудно довести решения до конца. В тоже время метод интервалов, являясь универсальным, имеет специфические особенности для решения неравенств разных типов.
Метод интервалов имеет значительно более узкую область применения: нужно, чтобы левая часть была разложена на множители, которые должны и быть линейными двучленами или быть частными двух многочленов, а это значит нельзя ограничиваться при решении неравенств только методом интервалов.
Данный проект дал мне возможность расширить знания о возможности решения различных неравенств методом интервалов и оценить свои возможности при решении нестандартных задач, а также он стал своего рода тренингом для подготовки к Единому государственному экзамену.
Литература
Каргопольская игрушка
Любимое яичко
Два морехода
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Зимняя сказка