• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Бурятские сказки Тункинской долины»

Опубликовано Емельянцева Ирина Борисовна вкл 24.01.2019 - 16:16
Автор: 
Танхаев Амгалан

Данная исследовательская работа была представлена на районной краеведческой конференции "Земли моей лицо живое - 2015".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл amgalan.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

        XVII краеведческая конференция

                            «Земли моей лицо живое -2015»

                             Секция: Культура  Прибайкалья

   Тема: «Бурятские сказки

                         Тункинской долины»

Работу выполнил:

Ученик школьного

краеведческого объединения

«Моя Родина –Прибайкалье»,

МБОУ  ООШ №1г.Слюдянка

Танхаев Амгалан

Руководитель:

Педагог дополнительного образования

МБОУ  ООШ№1

Емельянцева Ирина Борисовна

                                        Г.Слюдянка, 2015

               Я предлагаю вам,  перенестись на миг  во времена минувшие, в старинную бурятскую юрту, затерявшуюся в степном пространстве. В  ней вечерним теплом веет от очага и от дыхания  людей, пришедших в юрту послушать известного в здешних краях сказочника – онтохошина. Он восседает на хойморе – северной стороне юрты, по традиции предназначенной для уважаемых гостей.  В степи испокон веков высоко ценилось художественное слово, исполнительское мастерство. Недаром существует народная пословица, которая в переводе звучит так: « Сказочник сидит на почётной подстилке, а певец – на холме». И, не спеша отхлебнув глоток горячего  зелёного чая, сказочник так же неторопливо начинает повествование.: «Давным- давно это было. Когда океан –море лужицей  плескалось, а птица ворон воробушком порхал. Жили муж да жена, и на старости лет родился у них сын. Проспав одну ночь, не может новорожденный поместиться на шкуре годовалого барана, не может насытиться молоком одной коровы. А прожив два дня, не может поместиться на шкуре двухгодовалого барана, не может насытиться молоком двух коров -  так быстро он растёт…». ( на бурятском языке)

Тема моей исследовательской работы звучит так : «Бурятские сказки Тункинской  долины».

Цель работы:   изучить сказки Тункинской долины.

Гипотеза:  знание бурятских сказок наших предков, живших на территории Тункинской долины, позволяет  создавать авторские сказки.

Актуальность: родословная бурятской сказки берёт начало в далёкой древности. Много воды утекло с тех пор, одно поколение сменяло другое, но сказка продолжает жить в родных кочевьях, неведомая широкому миру.

Задачи исследования:

1 изучить бурятские сказки Тункинской долины;

2 познакомиться со старожилами Тункинской долины, знающими сказки Бурятии;

3 сочинить сказку «Про медведя по имени Бато»

Методы исследования:

1 изучить литературу по истории бурятских сказок;

2 посетить библиотеку п.Аршан,  побеседовать с работниками библиотеки;

3 побеседовать с внештатным корреспондентом редакции газеты «Аршан» Дорой Матвеевной Хамагановой

4 творческая работа по созданию сказки « Про медведя Бато»

Когда вы едете в Тункинскую долину, то с берегов Ангары попадаете на Байкал, а после Култука и  Малобыстринской, вашему взгляду открываются белоснежные шапки Тункинских гольцов.

Здесь, в нашем краю высоких гор, быстрых рек, вековой тайги, ароматных трав, целебных вод Аршана  и Хойморских озёр, родился, жил, творил наш земляк, сказитель Егор Иванович Сороковиков – Магай. В его сказках оживают Байкал и реки Иркут, Ангара, Ильчир – приток Иркута, Хойморские озёра, предгорья Саян и Хамар- Дабана, Аршан.

Вот что говорит Дора Матвеевна Хамаганова, внештатный корреспондент газеты «Аршан»: «Тункинской традицией сибирских волшебных сказок владели целые семьи жителей  сёл Саган-Нур (Белое озеро), Хурай – Хобок, Харбяты, Хонгодоры, Еловка -  крещёных потомков бурятских, тунгусских женщин и православных казаков, близ нынешнего курорта Аршан. От предков они взяли доброту, гостеприимство, юмор и жизнелюбие.

Среди них – выдающаяся семья сказочников  Сороковиковых,  Марфа Ивановна Нефедьева и два её брата Иван и Егор Сороковиковы. Егор Иванович Сороковиков (1868-1948) – младший в этой семье сказочников и самый талантливый, родившийся близ Аршана, в селе Ближний  Хобок Тункинской волости Иркутской губернии.

Прославленным сказочником был и его отец – Иван Сергеевич, слушать которого съезжались люди из соседних улусов и деревень. Предки Сороковиковых были буряты, отсюда и родовое имя – Магай».

Первый сборник «Сказки Магая»  вышел в Москве в 1940 году, его редактором – составителем стал Марк Азадовский. В 1968 году Лазарь Элиасов вернулся к творчеству сказочника, выпустив книгу «Сказки и предания Магая».

Магай знал около двухсот сказок, более ста песен, сотни пословиц, поговорок, множество легенд, заговоров.

Главный герой сказок Магая похож на местных жителей – крепких, сильных, независимых.  

«Трудно найти более выдающегося сказителя, чем Е.И. Сороковиков – Магай»: - так говорил Лазарь Элиасов, 1968.

После выхода «Сказок Магая» в 1940 году его имя было названо в числе самых выдающихся носителей фольклора СССР( Газета «Известия», 20 октября, 1968.

Как об одном из лучших  советских сказителей  говорится о Магае в изданной в Нью-Йорке «Истории Русской литературы» (Сазонова, 1955г.)

Сам Магай говорил:  «Мне хотелось заново пересказать  всё, что я знал, может быть, всё это пригодится людям, которые будут жить после меня».

Вот что говорят земляки Магая: «Удивляюсь, что за старик был!»  

«Весёлый старик был, очень весёлый. Что за память была!»

« Хороший был старик шибко. Хороший охотник был, на все руки мастер, столяр, плотник, всё – всё мог делать. Охотился, через какие Саяны переходил пеший, интересовался шибко охотой».

Не менее знаменитым знатоком преданий являлся друг и товарищ Магая тункинский сказитель Дмитрий Степанович Асламов ( 1858- 1939).  Как и Магай Дмитрий Асламов был прекрасным сказителем, мастером сказки, он знал большое количество преданий на самые различные темы.

Сам Асламов говорил по себя :  « ..напичкал себя с ног до головы разными рассказами, которые говорят от начала сотворения  мира до наших дней».

Предания Асламов начал рассказывать с раннего возраста. К 15-годам он был уже известен по всей Тункинской  долине.

Изучив  сказки Тункинской  долины, я решил сочинить сказку «Про медведя Бато».Вот что у меня получилось: « Жил –был медведь по имени Бато. Он был путешественником. Бато путешествовал по всей Бурятии. Однажды Бато собрался на день рождения к своему другу ёжику по имени Булат. Бато начал готовить подарок. Медведь нашёл подарок и это был музыкальный инструмент – Хур. Хур – это струнный инструмент. Потом Бато начал собирать рюкзак в дорогу. Он взял с собой десять кедровых шишек, мёд таёжный, компас, чтобы не заблудиться, палатку и фонарь. Рано утром Бато отправился в путь – дорогу. По дороге ему встретились два волка. Они не хотели пропускать его, но Бато так заревел, что волки испугались и убежали.  Бато отправился дальше. А когда он вышел из леса он увидел голубой  Байкал.  Солнце уже село за горы. Бато решил заночевать на берегу озера. Он развёл костёр, сварил кашу, половину он съел вечером , а половину оставил на утро.

Наступило утро. Бато покушал и пошёл дальше.  Он дошёл до реки Селенга. Осталось ему ещё чуть-чуть, до Улан-Удэ. Наконец-то Бато дошёл до дома ежика. Друзья обнялись.

 Бато поздравил Булата с днём рождения, с радостью вручил ему свой подарок. Бато был счастлив, что Булату понравился подарок.»

Вывод: собранный и изученный мною материал о бурятских сказках полностью соответствует поставленным целям и задачам.  Я  узнал из бесед с жителями с.Тунка,  Аршан, что сказки и предания сказителя  Егора   Ивановича  Сороковикова  – Магая и Дмитрия Степановича Асламова передаются из поколения в поколение. Это значит, что сказки живут и помогают узнавать о жизни наших предков. Эти сказки учат добру.

                                  Литература:

1 Сказки Магая. Улан-Удэ, 2014г.

2Бурятские сказки. Улан –Удэ, 1998г.

3 Воспоминания Хамагановой Доры Матвеевны,  п.Аршан, 2015.

4 Воспоминания Зайгановой Екатерины Базыровны, с.Хорбяты, 2015г.

5 Интернет – ресурсы:  Нефедьев М.А., 1930Г.Р., геофизик, ведущий научный сотрудник Геологического института СО РАН.


Поделиться:

Сочинение

Ледяная внучка

Рисуем "Ночь в лесу"

Юрий Алексеевич Гагарин

Тупое - острое