В нашей школе учителем биологии и химии работала замечательная женщина и профессиональный педагог – Корчагина Лидия Михайловна. Мое исследование актуально тем, что именно в этом 2016 году, Лидии Михайловне исполнилось 70 лет. За годы своей педагогической деятельности она выпустила сотни учеников, которые вспоминают ее с благодарностью и трепетом. Поэтому ей и посвящена моя работа.
Цель исследования – познакомиться с биографией и педагогической деятельностью Корчагиной Лидии Михайловны.
Задачи:
- взять интервью у Корчагиной Лидии Михайловны;
- изучить семейный архив, документы;
- провести беседы с коллегами по работе и учениками Лидии Михайловны.
Вложение | Размер |
---|---|
ya-_uchitel.docx | 586.62 КБ |
Научно-исследовательская работа
направление: «Трудовое имя Кубани»
Тема работы:
«Я – Учитель»
Выполнила:
Щербакова Мария
учащаяся 7 «Б» класса
Калининской МБОУ СОШ №2
им. А.И. Покрышкина
Научный руководитель:
Шевченко Елена Александровна
учитель истории, обществознания
и кубановедения
высшей категории
ст. Калининская, 2018
Оглавление
Введение | 3 | |
1. | Жизнь и педагогическая деятельность Корчагиной Л.М. | 4 |
2. | Заключение. Быть учителем – это гордо! | 8 |
Список использованной литературы и источников | 9 | |
Приложение | 10 |
Введение
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.
Адольф Дистервег
Посвящается Корчагиной Лидии Михайловне,
учителю химии и биологии
К профессии учителя и к учителю с уважением относились во все времена. И это не случайно, потому, что учитель - это не просто высокообразованный человек, а прежде всего тот, кто умеет передать свои знания другим, объяснить непонятное, найти ключ к способностям каждого ученика.
Для того чтобы кого-то научить чему-то, надо самому в совершенстве разбираться в этом, быть готовым ответить на любой вопрос. К тому же, учителю часто приходится отвечать и на вопросы, не касающиеся его предмета, поэтому его кругозор должен быть широким. А еще учителю необходимы такие качества, как выдержка, терпение, дружелюбие. Учитель должен быть хорошим психологом и любить детей.
В нашей школе учителем биологии и химии работала замечательная женщина и профессиональный педагог – Корчагина Лидия Михайловна. Мое исследование актуально тем, что именно в этом 2016 году, Лидии Михайловне исполнилось 70 лет. За годы своей педагогической деятельности она выпустила сотни учеников, которые вспоминают ее с благодарностью и трепетом. Поэтому ей и посвящена моя работа.
Цель исследования – познакомиться с биографией и педагогической деятельностью Корчагиной Лидии Михайловны.
Задачи:
- взять интервью у Корчагиной Лидии Михайловны;
- изучить семейный архив, документы;
- провести беседы с коллегами по работе и учениками Лидии Михайловны.
1. Жизнь и педагогическая деятельность Корчагиной Л.М.
В мире существуют более четырех тысяч различных профессий. Как же не заблудиться и сделать правильный выбор? Говорят, человек счастлив тогда, когда он утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Вот и ищут люди дело своей жизни – кто-то лечит людей, другой строит красивые здания, а третий делает научные открытия.
А я – учитель! Сколько раз повторяла эту фразу Корчагина Лидия Михайловна. Своим друзьям, знакомым или вовсе не знакомым людям в самых разных обстоятельствах.
Родилась Лидия Михайловна 20 декабря 1946 года в ст. Марьянской Краснодарского края (рис.1). Окончила на «хорошо» и «отлично» среднюю общеобразовательную трудовую политехническую школу с производственным обучением № 60 станицы Калининской в 1964 году.
Откровенно говоря, Лида с самого раннего детства мечтала стать учителем. Для осуществления своей мечты, она поступила в Адыгейский педагогический институт на факультет естествознания. Окончила его в 1969 году по специальности учитель биологии и химии.
А летом, в составе Всесоюзного студенческого строительного отряда имени 50 – летия Великого Октября, в течение двух месяцев Лидия Михайловна принимала участие в сооружении хозяйственных и культурно-бытовых объектов в Северо-Казахстанской области. Помощь, которую оказывали студенты строительных отрядов народному хозяйству, была существенной. Ребята выполняли нормы на 180% и более, и это при высоком качестве работ.
И вот она в школе! Первый 1969-1970 учебный год. Ее первый урок, и улыбающиеся лица детей… Это никогда не забудется! Каждый день слышны приветливые голоса детей, видны их распахнутые удивленные глаза. И так хочется дарить им что-то новое, интересное.
Свою педагогическую деятельность Лидия Михайловна начала учителем химии в Куятской средней школе Челябинской области (рис.2,3). Приходилось трудно, так как она была совсем молодым педагогом. Несомненно, что трудности существуют в любой профессии, но профессия учителя – особая. Самая большая трудность, по мнению Лидии Михайловны, состоит в том, чтобы проложить тропинку к душе ребенка. И эта связь порой бывает настолько хрупкой, что достаточно неосторожного слова, чтобы порвать ее навсегда. Но если учителю удается наладить эту связь, появляется ощущение легкости и свободы. Когда учитель входит в класс и видит эти детские глаза, он понимает, что должен сделать очень многое, чтобы в этих глазах не появилась скука, страх или раздражение; чтобы эти глаза не отвернулись от тебя и не потеряли интерес. Часто бывает, что просто физически ощущаешь эту незримую связь, какое-то чувство единения и восторга от того, что дети понимают тебя и очень стараются, а ты, в свою очередь, осознаешь, как много зависит от тебя. Поэтому в профессии «учитель» приходится постоянно критически оценивать себя и искать что-то новое, более интересное, совершенствоваться в своем предмете.
И тут на помощь молодому специалисту пришли опытные коллеги (рис.4). Именно у них Лидия Михайловна училась общению с детьми, родителями. Огромное желание и стремление работать, преодолевая трудности, оказали ей добрую услугу в приобретении педагогического опыта и мастерства.
Любому учителю приходится работать с самыми разными детьми: одаренными и чуть ленивыми, жизнерадостно-веселыми и немного стеснительными, спортивно-активными и унылыми молчунами. И каждому необходимо отдать частичку своего сердца и души, чтобы найти и раскрыть то зернышко, которое потом прорастет и поможет школьнику стать достойным, настоящим человеком в жизни. Вот с таким энтузиазмом, рвением, творческим порывом и начала свою педагогическую деятельность Лидия Михайловна.
В 1970 году она стала работать учителем химиии в Старовеличковской школе №67 (ныне Калиниский район, Краснодарского края). Невозможно было не заметить такую творческую, активную, энергичную молодую учительницу.
И через два года в 1972 г. Лидию Михайловну избрали секретарем – заведующим отделом школ Тимашевского РК ВЛКСМ, где она проработала до 1976 года (рис.5).
За активную работу с пионерами и школьниками Корчагина Л.М. была награждена Почетным знаком ЦК ВЛКСМ и КК ВЛКСМ за активную работу в проведении краевых слетов.
В 1976 году Лидии Михайловне исполнилось 30 лет. Это возраст, когда есть уже жизненный и профессиональный опыт, это время свершений, достижений в карьере и педагогическом мастерстве. Именно в этом году Корчагина Л.М. была назначена директором Днепровской средней школы №7 Тимашевского района (рис.6,7,8).
Быть директором школы – это огромный и тяжелый труд, это ответственность перед коллективом педагогов, родителями, учащимися, обществом. Директор школы должен быть профессионалом своего дела, одновременно и требовательным и корректным, строгим и справедливым, эрудированным и талантливым, терпеливым и понимающим. Шесть лет (до 1982 г.) Лидия Михайловна руководила школьным коллективом. А затем была переведена на работу в аппарат райисполкома, избрана заместителем председателя исполнительного комитета районного Совета (рис.9).
Не могла оставаться долго без пытливых детских глаз, уроков, ребячьего смеха Лидия Михайловна. Поэтому в 1983 году она пришла вновь работать в нашу Калининскую школу №2 учителем химии и биологии (рис.10,11,12). Ученики вспоминают ее как опытного, доброго и справедливого учителя, преданного своему делу, преданного детям. Ее уроки были интересными, творческими и запоминающимися. Те знания, которые передала Лидия Михайловна детям, они вспоминают и сегодня. Ее ученики гордятся тем, что в их жизни был такой прекрасный учитель. Учитель с большой буквы.
А коллеги Корчагиной Л.М. говорят о ней как о человеке открытом, талантливом, ответственном, очень общительном. Она могла поддержать дельным советом, мягко покорить и тут же похвалить. Лидия Михайловна прекрасная и красивая женщина, с чувством юмора, но в то же время требовательная, строгая и внимательная ко всем.
Такой Корчагина Л.М. была всегда. За какую бы работу она не бралась, старалась выполнять ее на сто процентов, ответсвенно и как говорится «на совесть».
С 1992 года по 2002 год ей пришлось вновь работать директором школы №5 в станице Старовеличковской. А с 2003 года по 2005 год, уже, будучи на пенсии, она работала учителем химии в Калининской СОШ №2 (рис.13).
За свою многолетнюю педагогическую деятельность Лидия Михайловна Корчагина была награждена в 1982 году знаком «Отличник народного просвещения». В 1989 году знаком «Отличник просвещения СССР» за заслуги в области народного образования СССР. И получила государственную награду «Заслуженный учитель школы РФ».
Все те, кого учила эта удивительная женщина, приносят пользу отечеству. Ее выпускники трудятся в различных областях, став врачами, журналистами, экономистами, учителями, военными, банкирами, бизнесменами, строителями, рабочими и просто хорошими людьми (рис.14.15).
Пришло время, и жизнь выставила оценки ей самой за доброе сердце, ясный ум и за преданность своей профессии.
Заключение. Быть учителем – это гордо!
Профессия «учитель» была, есть и будет одной из самых нужных и сложных профессий. Учитель – это образ жизни! От того как педагог будет думать, жить, дышать, что говорить – зависит будущее его учеников. Учитель – это некий жизненный эталон. На него ровняются ученики.
Сегодняшняя эпоха многие ценности пересмотрела и изменила. Традиционное стало не привлекательным, идеалы прошлого – кажутся смешными и наивными. Моральные ценности, передававшиеся из поколения в поколение, попраны. То, о чем говорится, и то, что происходит на самом деле, не всегда соответствует истине. Но современное общество по-прежнему хочет видеть в лице выпускников школ грамотных, трудолюбивых, самостоятельных, готовых к выполнению своего гражданского долга молодых людей. Оно предъявляет высокие требования к ним. И именно учитель должен указать тот верный путь, помочь не свернуть с нужной дороги. Миропонимание и мировосприятие педагога, его активная жизненная позиция помогают ученику самоутвердиться, адаптироваться к новым условиям, оценить себя в обществе. На учителя равняются ученики, и он не может не оправдать их ожидания. Каждое слово, каждый жест и вздох тут же взвешиваются учениками.
Размышляя о своей профессии, Лидия Михайловна ответила словами: «Проживи одну свою жизнь и тысячу жизней своих учеников - и ты проживешь вечность!» У учителя впереди сто дорог, сто дверей, за каждой из них новая жизнь, которую он сможет прожить вместе со своими учениками. А в руках у учителя – мел, учебник и связка ключей…
Список использованной литературы и источников
1. Семейный архив Корчагиной Л.М. (документы и фотоматериалы)
2. Шипулина Н. Б. Образ учителя в советском и современном российском обществе // Известия ВГПУ. 2010. № 8 (52). Серия «Социально-экономические науки и искусство». С. 4-16
3. Воспоминания коллег и учеников.
4. Современный учительский портал. Цитаты об учителе. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://easyen.ru/forum/8-34-1 Дата обращения: 11.11.2016.
5. Социальная сеть работников образования. Мудрые мысли о педагогах. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-ematika/all/2012/11/06/mudrye-mysli-o-pedagogakh Дата обращения: 12.11.2016.
Приложение
Рис. 1 семья Корчагиной Л.М.
Рис.2 первый год работы на Урале
Рис.3 первые ученики, Урал
Рис. 4 педагогический коллектив Куяшской школы
Рис. 5 РК ВЛКСМ
Рис.6 работа директором в Днепровской школе №7
Рис.7 педагогический коллектив Днепровской школы №7
Рис.8 на торжественной линейке в Днепровской школе №7
Рис. 9 Л.М.Корчагина на заседании крайисполкома
Рис. 10 Л.М. Корчагина в кабинете биологии Калининской СОШ №2
Рис.11 Л.М. Корчагина с выпускниками Калининской СОШ №2
Рис. 12 Л.М. Корчагина
Рис.13. напутствие на экзамен
Рис. 14 встреча с выпускниками 15 лет спустя (2008 г.)
Рис.15 встреча с выпускниками 20 лет спустя (2013 г.)
Весёлая кукушка
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Карты планет и спутников Солнечной системы
Ласточка. Корейская народная сказка
Мороз Иванович