• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"Особенности и значение коновязи"

Опубликовано Балданова Дулма Дашидоржиевна вкл 29.01.2019 - 15:00
Балданова Дулма Дашидоржиевна
Автор: 
Балданов Дондок

    Актуальность темы определяется все более возрастающим интересом к различным аспектам обычаев и традиций бурятского народа. в наше время все больше людей обращается к своим истокам, ищут свои родовые стойбища, определяют свою родовую принадлежность. И это очень правильно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_i_znachenie_konovyazi.docx873.17 КБ

Предварительный просмотр:

Научно – практическая конференция

 исследовательских работ младших школьников.

Секция «Краеведение»

C:\Users\Admin\Desktop\фото\20141013_164454.jpg

Выполнил: Балданов Дондок,

Руководитель: Балданова  Д.Д.,

учитель начальных классов


Оглавление.

1.  Введение…………………………………………………………………стр 2

2. Актуальность , тема, задачи…………………………………………...стр 2

3. Основная часть…………………………………………………………..

А)  Особенности   коновязя…………………………………………..….стр 3

Б)  Вот  что поведала  моя бабушка…………………………………….стр 3

В)  Самбаев Баясхалан  ахай    рассказал…………………….…………стр 4

Г)  В поисках коновязи  по  поселку………………………….………..стр 5

Д)  Опрос – анкетирование  моих  ровесников…………….………….стр 5

4. Заключение. …………………….………………………………..…..стр 6

5. Литература……………………...…………………………….……..стр 7

1

Введение

   В современном мире очень важной задачей каждого народа является гармоничное взаимодействие с мировыми культурами, современной цивилизацией и одновременное сохранение собственного уникального своеобразия. Актуальность темы исследования определяется всё более возрастающим интересом к различным аспектам обычаев и традиций бурятского народа. В наше время всё больше людей обращается к своим истокам, ищут свои родовые стойбища - бууса, определяют свою родовую принадлежность. И это  очень правильно, человек, находя свои корни, становится более устойчивым, уверенным, хозяином своей жизни. Ведь всё живое на земле имеет свои корни. У каждого человека, родившегося на этой земле должно быть своё древо, «древо жизни». Одним из символов  «древа жизни» является Сэргэ – коновязь. Работая над исследованием, я разговаривал с родителями, с жителями  своего села, с одноклассниками. Кто- то знал, а кто- то просто слышал о Сэргэ. И я поставил перед собою цель: изучить особенности и значение сэргэ (коновязи).

Объектом исследования является  коновязь - сэргэ , как  один из элементов традиционной культуры бурятского народа.

Предмет исследования - особенности,  значение сэргэ в жизни агинских бурят.

Задачи исследования:

- изучить литературу по данной теме;

- раскрыть понятие «сэргэ» (коновязь);

- выявить её значение в жизни людей;

- взять информацию у своей бабушки, старожила Самбаева Баясхалан;

- провести анкетирование среди своих одноклассников;

- сделать выводы  по исследованию.

2

Методы исследования:

наблюдение, анкетирование, интервьюирование (устный опрос респондента),   классификация, анализ, синтез.

Основная часть

      Во все времена непременной принадлежностью бурятского двора  была

«сэргэ» – коновязь в виде вкопанного в землю столба, высотой 1,7 – 1,9 м из берёзового или соснового ствола. Коновязь служила предметом     особого

почитания. Наличие её во дворе свидетельствовало о богатстве и достоинстве

хозяина, а её отсутствие – о безлошадности и бедности. Сэргэ -символ, объединяющее три мира. На вершине столба наносились обычно три кольцевых  зарубки. Верхняя зарубка предназначалась для привязывания лошадей верховных небожителей, средняя - для лошадей обычных земных людей, мужчин и главы семейства - отца и его сыновей, нижняя - для лошадей представителей подземного мира.  Сэргэ имеет множество символических значений: это моя земля, это место имеет хозяина, а также означает гостеприимство, дружелюбие, братство, надежность, постоянство и чистоту намерений. Красиво и ладно сооруженная коновязь означала глубокое уважение к лошади своего гостя.

       Со слов моей бабушки Жанчиб узнал, что  встречать гостя был быть самый младший из мужчин, приняв повод обеими руками, помогал спуститься, придерживая стремена, а затем под руки вводил  в юрту. Сэргэ перед юртой  означал призыв «Добро пожаловать».

C:\Users\Admin\Desktop\фото\20141013_185156.jpg

3

Отсутствие коновязи,  как символа гостеприимства, не украшало хозяев. Путники не останавливались и не входили в юрту. Сэргэ сооружался мужчине в связи с особыми случаями в жизни.  При появлении мальчика в семье отец водружал сэргэ, в знак уважения продолжателя рода. Когда сын приводил невестку в дом, то родители после свадьбы ставили им новую юрту и устанавливали на юго-западной стороне от входа в юрту, с мужской стороны жилища новую  сэргэ. В старину говорили: «пока стоит сэргэ - жива семья и его род». Нельзя было разрушать сэргэ; пока оно само не придет в негодность. Вместо них устанавливали новую коновязь. Нужно  сказать, что особенной чертой  бурятских жилищ являлось то, что каждая юрта   была обращена  - на юг. Южная сторона считалась  солнечной и благополучной. В передней части усадьбы в южном направлении от жилища обязательно устанавливали коновязь - сэргэ.  Отцовское сэргэ остается у младшего сына, так как он наследует отцовскую землю.  Сэргэ является не только приспособлением для привязи лошадей, но имеет ритуально-символическую значимость. Коновязный столб водружается при образовании молодой семьи, постройке новой юрты как знак, характеризующий жизненность усадьбы новой семьи. И  еще  она  говорит, что  «Хун   шубуун   уг гарбалтай,    хуhан    модон  сэргэтэй  хори  буряад  зон".

        У  Самбаева  Баясхалан ахай  стоит сэргэ. Он говорит, что по настоянию Бабу – ламы  мы возвели этот сэргэ:

C:\Users\Admin\Desktop\фото\20141012_184246.jpg

4

Говорит, что  он  сам любит  мастерить из  дерева.  С   тех  пор   он  делает   лук  для  стрельбы , стрелы, то есть пришло  еще  какое – то мастерство,   и  в дальнейшем   его  сыновья  тоже   пошли  по стопам   своего  отца. Старший сын  Даши   -  мастер  на все руки, средний  Дылык– передовой чабан, и на его стоянке есть сэргэ, а младший сын  Жугдур  присматривает за престарелыми   родителями.  И еще Баясхалан ахай рассказывает, что сейчас устанавливают сэргэ перед въездом в населенные пункты, очень  много сэргэ в селах Бурятии, также у нас в Могойтуе. Но они современные, высокие, художественно декорированы.  Оказалось, они и есть у нас в поселке Агинское, с символом 8 родов агинских бурят.

Интересно мне было, узнать где ещё установлены сэргэ в поселке. И я увидел во дворе Госконюшни.

Трудно было разглядеть, в чьём дворе стоит сэргэ, и с этой целью я решил провести анкетирование среди своих  одноклассников. Из 94 учащихся  знают о Сэргэ 47 человек,   имеют - 5 человек, у родственников или у

5

знакомых есть – 7 человек (5 – на стоянке, 1 – у дедушки и бабушки, 1 – в деревне у дяди. А остальные 47 человек, вообще, не имеют представления. Это говорит о том, что мы мало знаем о наших обычаях и традициях.

         Когда мы проводили анкетирование, наша учительница Цыбегмит Дамдиновна рассказала, что в селе Шибертуй  в Бурятии, почти у каждого

 двора стоят по две сэргэ и при этом с уличной стороны. Жители этого села объяснили, что один «отцовский», а другой означал, что их сын женатый.

       Также в ходе практического исследования я узнал следующее. В нашем селе Ушарбай имеется  ..дворов. Из них Сэргэ имеют 5 семей. Две  поставили её, когда построили новый дом, как символ гостеприимства. Две  поставили по случаю женитьбы сына, как символ создания новой семьи, нового дома и залог будущего благополучия и счастья молодой семьи. Одну   для обряда  шаманизма. Водружение Сэргэ имеет свой ритуал: собираются старейшины рода и с восходом солнца, побрызгав молоком, ставили её на заранее определённое место. В ямку клали зерно, овечью шерсть. А после водружения обязательно завязывали хадак.

                                Заключение.

      Сэргэ было известно многим группам бурят, но в каждом районе отмечаются вариации в количестве сэргэ, в форме навершия коновязного столба и разные толкования этих различий. Тем не менее, существует общее мнение о том, что сэргэ несет знаковую функцию Мирового древа и служит символом гармонии во вселенной, но и вполне конкретным обозначением центра определенной семейно-родственной территории. Сэргэ как Мировое древо и хранилище духов предков обеспечивает связь между мирами - в ответ на мольбы и жертвоприношения людей нисходит божья (небесная) благодать. Посредниками здесь выступают духи предков.

6

         Итак, в ходе своего исследования я сделал следующие выводы:

1) Сэргэ  у дома олицетворяет  благосостояние хозяина и его гостеприимство.

2) Сэргэ ставят, когда сын приводит в дом невестку.

3) Сэргэ ставят на родовых стойбищах - бууса, где буряты-шаманисты совершают подношения духам, предкам , своему роду.

        Таким образом, являясь неотъемлемой частью традиционной культуры, столб сэргэ до сегодняшнего дня считается у бурят одним из самых уважаемых и почитаемых объектов-символов. Гармонично взаимодействует  с мировыми культурами, современной цивилизацией,   человек должен сохранить уникальное своеобразие собственной культуры. А это значит, знать свои обычаи и традиции, почитать их, уважать своих предков.

Литература.

- Сайт Бурятии.

- Галданова Г.Р. « Сэргэ  как  феномен  традиционной  культуры  бурят»,  Улан –Удэ,  2000.

- Герасимова К.М.,  Галданова Г.Р,  Очирова Г.Н  «Традиционная  культура бурят».

7


Поделиться:

Денис-изобретатель (отрывок)

Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"

Ёжикина Радость

10 осенних мастер-классов для детей

Два морехода