Исследовательская работа по истории развития театрального искусства Нижнего Новгорода
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_razvitiya_teatralnogo_iskusstva_nizhnego_novgoroda.docx | 827.41 КБ |
Всероссийский конкурс
исследовательских краеведческих работ учащихся образовательных организаций Нижегородской области
«Отечество – 2019»
Номинация: «К истории нижегородских театров»
Тема: «История развития театрального искусства Нижнего Новгорода»
Конкурсант:
Шилина Ольга Ивановна,
обучающаяся 11 класса
Берендеевской средней школы
Лысковского муниципального
района
Руководитель:
Нечаева Марина Леонидовна,
учитель истории
Берендеевской средней школы
Лысковского муниципального
района, 89601776667
606241, Нижегородская обл.,
Лысковский р-н, с. Берендеевка,
ул. Центральная, д. 21
тел. 8 (83149)32317
Содержание
1. | Введение | 3 |
2. | Нижегородский государственный академический театр драмы имени М. Горького | 3 |
3. | Театр юного зрителя | 6 |
4. | Нижегородский государственный академический театр кукол | 7 |
5. | Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А.С. Пушкина | 9 |
6. | Нижегородский театр «Комедiя» | 10 |
7. | Другие театры | 11 |
8. | Заключение | 12 |
9. | Список литературы | 13 |
10. | Приложение | 14 |
Введение
«У театра великая будущность, как у всего, что имело великое прошлое»
Карел Чапек
Театр… Как много особенного и таинственного мы слышим в этом слове! Кто из нас, будучи впервые в театре, долго был под впечатлением от сияния сцены, актёров в блистательных и роскошных костюмах, незнакомых доселе слов – антракт, кулисы, занавес, партер… Да, прав замечательный русский критик В.Г. Белинский, который считал, что театр – это истинный храм искусства…
Следующий, 2019 год, по указу Президента объявлен Годом театра, а значит, ему будет уделено довольно много внимания. И это необходимо, так как русская театральная школа имеет более чем трёхсотлетнюю историю. Увы, но мало кто знает, что большой вклад в её развитие внесли и наши земляки-нижегородцы. И очень мало тех людей, кто знает и помнит об этом, что не может не огорчать.
Я очень люблю театр, что объясняет выбор данной темы. Именно поэтому целью моей исследовательской работы является знакомство с историей развития театров Нижнего Новгорода. Помимо этого, она имеет много важных задач – развитие историко-краеведческой работы, осуществление сбора культурно-исторической информации, развитие интереса к истории края, в котором мы живём.
В своей работе я постараюсь исследовать этапы развития и становления театрального искусства Нижнего Новгорода и рассказать о людях, так или иначе, с ними связанных – актёрах, режиссёрах, продюсерах и т.д. Надеюсь, что со временем интерес к этой теме будет только возрастать и возрастать. Ведь мы, нынешнее поколение, должны сохранить этот вид искусства и передать о нем знания своим детям и внукам.
Основное содержание
Всего в Нижнем Новгороде созданы и работают 9 профессиональных театров. Самый первый из них – театр драмы имени Максима Горького – ведёт свою историю аж с 1798 года. Как известно, тогда это была эпоха так называемых крепостных театров, в которых актёры были крепостными. На сцене блистали актрисы П.И. Ковалёва-Жемчугова, Т.В. Шлыкова-Гранатова…
И первый нижегородский публичный театр тоже в начале был крепостным. Его основал помещик Ардатовского уезда, князь Николай Григорьевич Шаховской (1754-1824). Он, переехав на постоянное место жительства в Нижний Новгород, перевёз свою крепостную труппу, численностью более 100 человек, из родного поместья Юсупово. Под театр был перестроен один из городских домов князя на углу Большой и Малой Печёрских улиц (в настоящее время на этом месте находится речное училище). Уже 7 февраля 1798 года состоялся первый спектакль для широкой публики по комедии Д.И. Фонвизина «Выбор гувернера». Репертуар театра не отличался от столичного, и включал, кроме трагедий и комедий, оперы и балеты, причём благодаря хорошему составу певцов и приездам солистов-гастролёров, опера занимала ведущее место среди поставленных спектаклей.
Со смертью князя в 1824 году дела театра пошли хуже, так как наследники Шаховского не любили сценического дела. В 1827 году два богатых театрала, Распутин и Климов, купили театр, включая декорации и труппу, за 100 тысяч рублей. Блестящий период в истории театра продолжался до 1838 года, когда началась череда смен хозяев. В 1853 году театр сгорел, а 1 декабря 1855 года вновь открылся на Благовещенской площади (ныне площадь Минина и Пожарского) в доме, построенном Петром Егоровичем Бугровым.
В 1894 году, в преддверии Всероссийской промышленно-художественной выставки, городская Дума собиралась отремонтировать здание театра, пострадавшее от нескольких пожаров. Но гласный Думы, Николай Александрович Бугров, не желавший видеть театр в доме, построенном его дедом, по соображениям старообрядческого благочестия, предложил 200 тысяч рублей для постройки нового здания на Большой Покровской. Дума добавила от себя ещё 50 тысяч, испросила субсидию в правительстве, и через два года новое здание было построено. (см. Приложение 1). Театр открылся 15 мая 1896 года парадным спектаклем – оперой М.И. Глинки «Жизнь за царя» с участием молодого Ф.И. Шаляпина.
Мне хотелось бы упомянуть об одном удивительном человеке, так много сделавшем для развития театрального искусства в Нижнем Новгороде. Он - выдающийся русский актёр, режиссёр и антрепренёр Н.И. Собольщиков-Самарин, работавший на нижегородской сцене в 1892-1899 годах и с 1924 по 1945 год (до конца жизни). Николай Иванович развивал систему Станиславского и одновременно «левый театр». Особым успехом пользовались его постановки горьковской драматургии. При нём определились основные творческие принципы театра, сложился интересный репертуар, сформировалась актёрская труппа, в составе которой были замечательные артисты: А.Н. Самарина, Н.А. Левкоев, Т.П. Рождественская, В.И. Разумов, М.К. Высоцкий и другие.
С 1943 года театр носит имя Максима Горького, а в 1949 году, в связи со 150-летием со дня основания, театр награждён орденом Трудового Красного Знамени.
В 1968 году театру присвоено звание «академический» — второму из периферийных театров России. В 1993 году на Российском театральном фестивале имени М. Горького спектакль «Зыковы» по пьесе М. Горького получил Главный приз за лучшую режиссуру (заслуженный деятель искусства РФ Г. Г. Михайлов).[1]
Здесь я узнала один очень интересный факт, который делает данный театр выдающимся. Нижегородский театр драмы — единственный в стране, на сцене которого начиная с 1901 года поставлены все пьесы М. Горького и отдельные инсценировки его прозы. Помимо этого, театр успешно принимает участие в международных и всероссийских театральных фестивалях и форумах. Многие творческие работники удостоены почетных званий России, а также являются лауреатами премии Нижнего Новгорода.
Радует, что новое руководство, оставаясь верным классике, взяло курс на обновление репертуара, а также осуществляется программа возвращения горьковской драматургии на сцену театра.
Второй по возрасту театр Нижнего Новгорода – Театр Юного Зрителя. Он был создан по инициативе Н.И. Собольщикова-Самарина, о котором говорилось ранее. В 1927 году он обратился к выпускникам нижегородского театрального техникума с призывом создать самостоятельный показательный спектакль. Увлечённая совместная работа привела к созданию Нижегородского театра юного зрителя. Он открылся 28 ноября 1928 года спектаклем «Недоросль» Д. Фонвизина. Первым главным режиссёром стал Е. Брилль. У молодого театра не было тогда ещё ни своей сцены, ни своего здания. Первые спектакли игрались на сцене Нижегородского театра Драмы.
Качественно новый этап в жизни театра наступил с приходом нового режиссёра, заслуженного деятеля искусств РСФСР В. Витальева. Именно в этот период меняется репертуар, приобретающий ярко выраженную тематическую и жанровую направленность. К своему 10-летию Горьковскому областному театру юного зрителя было присвоено имя Н.К. Крупской. Также он наконец получил и своё первое здание на ул. Грузинской (сейчас там располагается театр «Комедiя»).
После Великой Отечественной войны ТЮЗ переживает пору взлета. О его творчестве узнают далеко за пределами города. В это время в театр вливается «новая кровь», приходит группа молодых актеров: это будущий первый народный артист ТЮЗа А. Палеес, будущие заслуженные артисты Н. Тареев, Н. Разумова, актеры: Р. Лоицкая, О. Треймут, Н. Славинская, О. Думпе, Е. Беспалов, Я. Зильберкант.
Легендарным стал период от начала 1970-х до середины 1980-х годов, когда во главе театра был народный артист РСФСР Б.А. Наравцевич, последовательно и талантливо воплощавший на сцене свой творческий девиз: «Театр – это праздник!» Б. Наравцевич уделял большое внимание классике. Вторым важным репертуарным направлением стала постановка современных пьес. В ТЮЗе впервые увидели свет рампы пьесы А. Вампилова, А. Яковлева, М. Розовского, В. Железнякова и др. При Б. Наравцевиче Нижегородский ТЮЗ входит в пятерку лучших ТЮЗов страны.
К своему 50-летию театр был награжден орденом «Знак Почета» и переехал в новое здание на ул. Горького, где и находится поныне.[2] (см. Приложение 2).
Очень радует, что с 2008 по 2015 гг. спектакли и артисты театра неоднократно становились лауреатами престижных театральных премий. Несомненно, в Нижегородской культурной жизни ТЮЗ уже давно занял прочное место. Он по праву заслуживает интерес и любовь не только молодого, но и взрослого зрителя.
27 января 1929 года в Нижнем Новгороде в Доме культуры им. Свердлова спектаклями: «Выход Петрушки», «Негритёнок Том» и «Степка – растрепка» открылся «Театр Петрушки» – так назывался тогда Нижегородский театр кукол. Этот театр является третьим по старшинству в нашем городе.
Два одаренных талантливых человека стояли у его истоков: Татьяна Ивановна Яворовская, первый художественный руководитель и Георгий Апполинарьевич Яворовский, первый директор. Их творческое кредо – «фантастическая любовь к кукле и ее право на художественную жизнь» – бережно сохранили до сегодняшнего дня актеры разных поколений театра.
Было время, когда театр жил в помещении ТЮЗа, в Краевом Доме искусств, переезжал по разным сценическим площадкам, и только в 1954 г. получил свое первое здание на ул. Большая Покровская, а в 1979 г. переехал в новое, теперешнее здание на той же улице. (см. Приложение 3).
В 1952 году в театр пришел Юрий Николаевич Елисеев, заслуженный деятель искусств РСФСР. Именно Ю. Елисеев впервые в детском кукольном театре обратился к драматургии для взрослых. В 1956 году он поставил спектакль для взрослых «Чертова мельница» И. Штока. Спектакль имел огромный успех и был в репертуаре театра более 40 лет. Одна за другой следовали премьеры для взрослых – «Жирофле-Жирофля», «Божественная комедия», «Прелестная Галатея». Не забывал Ю. Елисеев и детского зрителя, для него он написал свои пьесы: «Вредный витамин», «Чудо-машина», «Неразменный рубль», «Друзья», «Сэмбо». Последняя пьеса до сих пор идет в театре, но уже в постановке другого режиссера, Александра Ивановича Мишина, народного артиста России, сменившего Ю. Елисеева на посту главного режиссера в 1967 году.
Лучшие традиции получили развитие в творчестве Александра Мишина. «Мне близки традиции театра, в котором главное - кукла. Для меня важно, чтобы кукла жила на сцене, дышала, чтобы зритель ей верил и сопереживал. А для этого нужно высокое актерское мастерство. Без Актера нет Театра», - говорил он. [3]
Очень почётно для нас, нижегородцев, что в 1997 году за выдающиеся заслуги в театральном искусстве Нижегородскому театру кукол было присвоено звание «Академический» – единственному из периферийных театров России. В наше время репертуар театра состоит из 30 спектаклей для детей и 2–для взрослых. Каждый сезон в Нижегородском театре готовятся новые постановки, тем самым вызывая интерес зрителей.
Оперное искусство как таковое хорошо было известно нижегородцам с XVIII века благодаря тому же крепостному театру князя Н.Г. Шаховского, о котором говорилось ранее. А в дальнейшем в город, особенно в ярмарочное время, приезжали многочисленные оперные и балетные труппы с разнообразным репертуаром и знаменитыми музыкантами и артистами. Сам же театр оперы и балета открылся 24 октября 1935 года в перестроенном здании Народного дома.[4] Первая постановка – опера А. Бородина «Князь Игорь». В марте 1936 года репертуар пополнил первый балетный спектакль - «Дон Кихот» Л. Минкуса в постановке В.Л. Кононовича. У истоков создания Горьковского музыкального театра (так он тогда назывался) стояли выдающиеся деятели культуры – известный режиссёр, заслуженный артист РСФСР А.В. Лосский, дирижеры – И. Зак, Л. Любимов, талантливый театральный художник А.М. Мазанов.
В феврале 1937 года торжественным заседанием общественности Горького и постановками в оперном театре «Бориса Годунова» М. Мусоргского и «Русалки» А. Даргомыжского было отмечено 100-летие со дня смерти А.С. Пушкина. В связи с этой датой постановлением облисполкома театру оперы и балета было присвоено имя великого русского поэта.
Бесспорно, одним из самых выдающихся событий в культурной жизни не только города, но и страны стал первый Всероссийский Пушкинский фестиваль оперного и балетного искусства «Болдинская осень», проведённый в 1986 году. Этот ежегодный праздник музыки стал доброй традицией Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А. С. Пушкина. Эта акция является частью «уникального проекта, целью которого — знакомство широкой публики с творчеством наиболее ярких отечественных региональных оперных и балетных трупп». С 1988 года фестиваль, получивший статус всероссийского, ежегодно проходит на сцене Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина. С именем великого русского поэта судьба театра связана с первых лет существования. В «золотом фонде» пушкинского репертуара бережно сохраняются шедевры П. Чайковского, М. Мусоргского, А. Даргомыжского, С. Рахманинова. Пушкинская тема на нижегородской музыкальной сцене находит своё продолжение в постановках произведений современных композиторов – А. Николаева, Г. Свиридова, Т. Хренникова и др.[5]
В 1994 году театр удостоен звания «академический», что является гордостью для нижегородцев. В наши дни Нижегородский государственный академический театр оперы и балета им. А.С. Пушкина, стремясь к современному звучанию своего творчества, бережно сохраняет театральные традиции прошлого, что не может не радовать.
Нижегородский театр «Комедiя» ведет свою историю от театра миниатюр и эстрады «Снайпер», учрежденного при филармонии в 1942 году. «Снайпером» театр назывался потому, что смех тоже был оружием против врага в годы Великой Отечественной войны. Отцом-основателем Нижегородского театра комедии был Анатолий Любанский. В 1947 году «Снайпер» был преобразован в нижегородский театр комедии. Первым спектаклем в новом театре был «Приезжайте в Звонковое» по пьесе А. Корнейчука. В 60-е годы на сцене театра блистали звезды антрепризы – Екатерина Райкина, Элина Быстрицкая, Людмила Целиковская. Некоторое время театр располагался в реконструированном здании Крестьянского банка на улице Маяковского. Здание было в аварийном состоянии - на премьере спектакля «Раскинулось море широко» с потолка потекла вода, будто бы подыгрывая теме спектакля. Во время спектакля «Ревность по-испански» заполыхал пожар, будто иллюстрируя накал страстей. Огонь тушили, не останавливая представления, зрители, к счастью, ничего не заметили. В 1999 году театр переехал на улицу Грузинскую, 23. (см. Приложение 4).
Сегодня на сцене театра «Комедiя» представлены практически все комедийные жанры. Зритель может выбирать между философией трагикомедии и легким изяществом мюзиклов, между сатирой и комедийно-лирической стихией, сарказму памфлета предпочесть иронию комедии нравов.[6]
Помимо предыдущих театров, широко известных в нашей стране, есть ряд «молодых», которым только начинают прокладывать свой путь к признанию зрителя.
В 1976 году Вера Горшкова - заслуженный работник культуры России, создала Театральную Студию Будущего. В 1991 году театр Веры Горшковой получил профессиональный статус, а уже в 1993 году он переехал в здание на Мещерском бульваре. (см. Приложение 5). Силами участников театральной студии бывший Дом торжеств был перестроен под театр, оборудована сцена и камерный зал на 150 человек. Сейчас спектакли театра «Вера» демонстрируют яркую театральность, приверженность к импровизационному существованию актёров, создают особую эмоционально-приподнятую атмосферу в зале. Радует, что театр активно решает общественные и педагогические задачи, реализуя социально-значимые культурные проекты.
С разницей в один год были основаны театр музыкально-пластической драмы «Преображение» и Нижегородский камерный театр имени Владимира Степанова (1990 и 1991 г. соответственно). Театр «Преображение» был создан как творческая лаборатория, экспериментирующая в области пантомимы и музыкальной пластики. В 2002 году театр получил статус муниципального, а в 2009 году - свое собственное помещение. (см. Приложение 6). Театр «Преображение» - единственный в нашем регионе профессиональный театр, развивающий жанр музыкально-пластической драмы. Репертуар театра составляет как взрослые спектакли, так и детские.
Основатель Нижегородского камерного театра В.Т. Степанов за время работы на оперной сцене исполнил более пятидесяти ведущих партий баритонового репертуара.[7] Театр работает на сцене Дворца культуры завода «Красное Сормово». В ноябре 1998 года на базе Нижегородского театрального училища им. Е.А. Евстигнеева был открыт Учебный театр Нижегородского театрального училища. Он располагает одним из лучших залов среди театральных учебных заведений страны. Студенты-третьекурсники драматического и кукольного отделений показывают здесь свои лучшие постановки. А дипломная афиша складывается из четырёх-пяти спектаклей студентов выпускного, четвёртого курса и заключительного концерта. [8]
Итак, мы пришли к выводу, что театральное искусство в столице Поволжья имеет богатую и обширную историю своего становления. Более того, с уверенностью можно сказать, что оно не только получило распространение в Нижнем Новгороде, но и продолжает развиваться! Об этом говорит тот факт, что целых три театра являются академическими, а в городе открываются новые театральные площадки, студии и лаборатории. Хочется верить, что этот процесс будет только продолжаться, так как театр играет большую роль в нашей жизни, и мы сохраним театральное искусство для потомков. Как говорил Карло Гоцци: «Мы никогда не должны забывать, что театральные подмостки служат всенародной школой».
Список литературы:
Приложение 1.
Нижегородский театр драмы им. М. Горького
Приложение 2.
Нижегородский театр юного зрителя
Приложение 3.
Нижегородский театр кукол
Приложение 4.
Нижегородский театр «Комедiя»
Приложение 5.
Театр «Вера»
Приложение 6.
Театр «Преображение»
[4] Нижний Новогород. Историко-культурный портрет. Нижний Новгород, «Кварц», 2013
[8] Нижний Новгород. Историко-культурный портрет. Нижний Новгород, «Кварц», 2013
Воздух - музыкант
Кто грамотней?
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Что есть на свете красота?