• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Удивительная архитектура. ГУМ.

Опубликовано Новикова Наталья Николаевна вкл 06.02.2019 - 11:14
Новикова Наталья Николаевна
Автор: 
Камышников Николай

Исследовательская работа об истории ГУМа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gum_kamyshnikov_nikolai.docx952.95 КБ

Предварительный просмотр:

УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА    

Камышников Николай 4 «Г» 

ГБОУ «Школа № 2065», г. Москва

mkamyshnikau@gmail.com 

  1. Обоснование актуальности проекта

«Великие здания, как и высокие горы – создания веков» Виктор Гюго

Здание с историческим названием «Верхние торговые ряды», сегодня более известное как ГУМ на Красной площади, можно считать творением высоких технологий и своеобразия русского стиля. Здание ГУМа, за 125 лет своего существования пережившее уже несколько культурно-исторических эпох – от царской Росси до наших дней – воплощает в себе огромные физические и интеллектуальные усилия русского общества.

Для меня ГУМ имеет много значений. Это и памятник архитектуры, находящийся на Красной площади, являющийся одним из символов нашей столицы. Это современный и оригинальный торговый и общественный центр. Это место, где работают над архитектурными проектами мой отец и дедушка. А ещё, кроме всего, в ГУМе познакомились мои родители.

  1. Цель

Показать красоту ГУМа, и как памятника архитектуры и как современного торгового и общественного центра, для школьников и для всех, кто приходит погулять по центру нашей столицы.

  1. Задачи
  • Описать своеобразие одного из самых красивых торговых и общественных центров в Москве;
  • Развить и повысить интерес к историческим архитектурным объектам как неотъемлемой части жизни современного общества.

  1. Презентация ГУМа как уникального памятника архитектуры

       ГУМ является одним из самых известных и знаменитых торговых и общественных центров столицы. Главный фасад ГУМа - это неотъемлемая часть ансамбля Красной площади, входит в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. А здание в целом является своего рода кульминацией, итогом социальных и политических процессов, происходивших и в России, и в Европе.

Еще в конце XIXв. район Китай-города был известен как центр оптовой и розничной торговли во многом благодаря Верхним торговым рядам, построенным О.Бове после пожара 1812г. Их перестройка (1889-1893гг.) стала поворотным пунктом в истории российской архитектуры XIXв. На конкурсе, объявленном Обществом городских торговых рядов, победил проект петербургского архитектора А.Н.Померанцева, создавшего произведение, выходящее за пределы архитектуры и строительства. Здание вмещало много оптовых и розничных магазинов, имело большую значимость не только для России, но и в масштабах всей Европы.

В своем архитектурно-стилевом решении Верхние торговые ряды ярко отражали так называемый национальный стиль. Архитектурная среда ансамбля Красной площади, являющаяся значимым элементом историко-культурного наследия России, требовала созвучности и предопределяла объемно-пространственную композицию и пластику нового здания. Архитектурные и конструктивные решения здания сочетали атриумную систему из металла и стекла с формами, продиктованными художественным своеобразием древнерусского зодчества, заданными ансамблем Красной площади и только что выстроенным Историческим музеем.

Также надо отметить, что при строительстве Верхних торговых рядов впервые в российской архитектуре в огромных масштабах была применена передовая, функциональная технология. Торговые точки имели естественное освещение, вентиляцию, отопление и автоматическую систему пожаротушения. В 1905г. в Верхних торговых рядах был сооружен электрический подъемник на пять пассажиров. Первый в России лифт, созданный машиностроительным заводом Фреда Гутмана, имел скорость движения 0,6 м/с и осуществлял подъем на высоту 15 м.

     

Торговые ряды состояли из трех продольных и трех поперечных пассажей, разделявших его на 16 корпусов. Многие магазины первого этажа имели выходы на площадь, улицы Никольскую и Ильинку и во внутренние ряды. Помещения второго этажа с антресолями сообщались при помощи открытой галереи. В местах с поперечными проходами из одного пассажа в другой, перекинуты мостики. Подвальный этаж освещался круглыми окнами-иллюминаторами, вмонтированными в полы первого этажа пассажей.

Стены и несущие пилоны здания выполнены из кирпича; подвал перекрыт крестовыми и цилиндрическими сводами. Главный фасад, выходящий на Красную площадь, отделан натуральным камнем (гранит, песчаник), остальные оштукатурены. Декор фасадов выполнен в русском стиле. Интерьеры решены аналогичным образом. До сих пор сохранились некоторые элементы первоначальной деталировки и коммуникаций — лестницы, отдельные витражи и столярные заполнения, ограждения, лепные тянутые профили.

Интересно то, что в отделке интерьеров наряду с русскими мотивами, созвучными с элементами пластического декора ансамбля Красной площади, прослеживались элементы европейской архитектуры Возрождения. Это можно объяснить тем, что на формирование творческого стиля архитектора большое влияние оказала архитектура итальянского Возрождения, которую он изучал в Палермо. В целом же, Померанцева считают одним из первых представителей эклектичного направления в русской архитектуре.

В 1905г. в Верхних торговых рядах был открыт один из самых замечательных в Москве ресторанов — «Мартьяныч». Разрабатывая его интерьер, архитектор И.Иванов-Шиц (этот архитектор был известен в Москве, один из самых замечательных объектов – здание театра Ленком). Для интерьеров ресторана он создал более 100 эскизов в стиле модерн.

В 1896г. в документах впервые встречается упоминание о фонтане, который был устроен на пересечении среднего продольного пассажа со средним поперечным. Фонтан имел невысокую круглую чашу и простое устройство для подачи воды. Пространство перед ним было местом проведения лотерей и аукционов.  Современный фонтан, сооруженный на месте первого, расположен под сводом огромной, пронизанной светом ротонды, увенчанной легкой прозрачной купольной конструкцией.

     

До середины 1970-х годов эффект наполнения светом усиливали круглые окна-иллюминаторы в полу пассажей. Они вносили ощущение ирреальности, способствовали зрительному растворению бесконечного ряда аркад, отмечающих входы в магазины. В настоящее время окна-иллюминаторы закрыты покрытием из асфальта и камня. Купольная система, перекрывающая галереи, создает впечатление легкости и открытости. Наполненные светом, галереи Верхних торговых рядов, созданные более 100 лет назад, восхищают современного зрителя не меньше.  

Для того, чтобы историческое здание ГУМа жило современной жизнь, и более того, сохранило свою изначальную историческую функцию, были приложены большие усилия. Как фасады, так и интерьеры здания представляют большую художественную ценность. Поэтому путём долгой и кропотливой работы находились правильные подходы к внедрению современных технологий, позволяющие сохранить культурно-художественную ценность исторических элементов.

    При решении задач адаптации Верхних торговых рядов к современным условиям, потребовалось постоянно находить внутреннее содержание, оптимально соответствующее значимости самого здания. Надо отметить, что использование площадей для торговой деятельности невозможно без постоянного развития и модернизации систем инженерного обеспечения на уровне современных достижений науки и техники.

       

Анализ конструктивных решений и принципов функционирования систем жизнеобеспечения, используемых при проектировании современных многофункциональных общественных зданий, а также материалы комплексных научных исследований подтверждают, что именно такие решения и принципы были заложены в проект Верхних торговых рядов русским зодчим А.Н. Померанцевым более 125 лет назад.

  1. Исследование на тему «ГУМ как исторический и культурный центр г. Москвы»

Мной было проведено исследование на тему, знают ли мои друзья и товарищи, что такое ГУМ как исторический и культурный объект и как уникальный торговый центр в современной Москве. Исследование проводилось методом опроса, в ходе которого было опрошено 20 детей школьного возраста с 7 до 10 лет.  

Общее распределение ответов представлено на диаграмме 1.

В результате проведенного опроса было выявлено, что 15 детей знают и посещали ГУМ, 3 человека знают о нем, но не посещали и 2 человека – не знают. Результаты опроса свидетельствуют о том, что большинство респондентов слышали и посещали ГУМ. Действительно, ГУМ – это одно из самых красивых достопримечательностей в самом центре Москвы на Красной Площади. Это – уникальный памятник архитектуры, который  ежегодно посещает огромное количество жителей и гостей столицы. Приятно, что мои друзья знают и посещали ГУМ.

Диаграмма 1.

Заключение

Таким образом, ГУМ – это памятник архитектуры, объект исторического наследия и исключительный проект для Москвы и России с историей в 125 лет и своей уникальной судьбой. Мода в ГУМе, демонстрационный зал, мороженое и кинотеатр в ГУМе. Гастроном №1 и столовая №57 – все это стало символами Москвы.

Не многие магазины в стране имеют такую интересную и  богатую историю, как ГУМ, который активно развивается. Сегодня в нем представлены ведущие мировые дома мод, такие как Louis Vitton, Prada, Hermes, Gucci, Fendi, дома ювелирных искусств – Cartier, Bulgari, Van Cleef and Arples, Tiffany&Co и другие.

ГУМ – это также место отдыха с ресторанами и кафе, а также место проведения культурных мероприятий. Как и вся Красная Площадь – это неотъемлемая часть культурной жизни столицы.

В нашей семье существует добрая традиция – это совместный поход на Красную Площадь и в ГУМ в конце учебного года.  Мы гуляем и весело проводим время в семейном кругу, можно сказать, прикасаясь к истории.

Очень хочется, чтобы ГУМ в таком своеобразии сохранился и для будущих поколений, которые также смогут им насладиться. ГУМ как архитектурное творение подтверждает истину немецкого философа Фридриха Шеллинга, что «Архитектура – это застывшая музыка».

Литература

  1. Камышников П.В., «Верхние торговые ряды. Высокие технологии и своеобразие русского стиля». Вестник Академии Архитектуры, №1,/2006.
  2. Камышников П.В., «Верхние торговые ряды. Высокие технологии и своеобразие русского стиля». Журнал АСД (архитектура. Строительство. Дизайн), 4 (56) 06. 
  3. www.gum.ru 
  4. www.msk-guide.ru 
  5. www.putidorogi-nn.ru
  6. www.mosprogulka.ru 


Поделиться:

Без сердца что поймём?

Рисуем белые грибы пастелью

Хрюк на ёлке

Два Мороза

Лиса-охотница