• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Энциклопедия слова "школа"

Опубликовано Иргит Торгу Азиатовна вкл 16.02.2019 - 9:59
Иргит Торгу Азиатовна
Автор: 
Сугдур Наталья

Жизнь слова «школа»

Автор: Сугдур Наталья Викторовна, МБОУ Шуурмакская СОШ Тес-Хемского района,       5 класс

Аннотация

Цель работы: создать энциклопедию слова «школа»; выяснить роль школы в жизни учащихся и общества.

Объект исследования: слово «школа»

Задачи: 1. Изучить лексическое значение слова «школа», его этимологию с помощью различных словарей;

2. Исследовать «жизнь» слова «школа» в языке, в малых жанрах фольклора, в литературе и в искусстве;

3. Прививать интерес к русскому языку как учебному предмету;

4. Выяснить роль школы в современном обществе.

Гипотеза: почувствовать слово можно на основе анализа, если систематизировать собранный материал в определённой научно-занимательной системе.

 Методы исследования: анализ словарных статей, толковых словарей, изучение научно-популярной, фольклорной и художественной литературы, наблюдение,  обобщение.

Вывод:

1.     В процессе исследования была разработана и создана энциклопедия слова «школа»

2.     Доказано, что школа в современном обществе не утратила своего статуса, как «кузница знаний», хотя и привлекает к себе много внимания, критики и т.д.  В современном обществе ещё не нашли замену слове школа. Поэтому слово школа всегда актуальна, нова и незаменима. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шуурмакская средняя общеобразовательная школа»
муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва»











проектная работа на участие в ХХII Республиканской

научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее»
Жизнь слова «школа»









                                                         
Выполнила: Сугдур Наталья, 
                                                       ученица 5 класса  МБОУ ШСОШ
                                                                 Руководитель: Иргит Торгу Азиатовна,
                                                               учитель русского языка и литературы
                                                     








Шуурмак – 2018

                                                  Содержание


Введение
…………………………………………………………………….….3
Глава 1. Лексическое значение слова «школа»……………………………. 5
Глава 2. Этимология слова «школа» ………………………………………...7
Глава 3. Слово «школа» в пословицах и поговорках………………………..8
Глава 4. Слово «школа» в загадках...................................................................9
Глава 5. Интересные факты о школе ……… ..................................................10
Глава 6. «Школа» в стихотворениях………………………………………….13

Глава 7. Моя школа…………………………………………………………….15

Глава 8. Анализ рисунков и анкетирование одноклассников………………16

Заключение………………………………………………………….……...…..17

Список литературы………………………………………………….……..….19



                                                           Введение

       Современная система образования в России стала объектом критики. Модным стало критиковать школу, и немаловажную роль в этом сыграла многострадальная система единых государственных экзаменов (ЕГЭ), федеральных государственных стандартов второго поколения (ФГОС).

Современная школа должна идти в ногу со временем, а где то и опережать его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстроменяющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить, дать им качественное образование.
Школа - это не только «светлые и просторные классы», это нечто большее: это радость первоклассников, первые ошибки и разочарования, первые победы и успехи, даже первая любовь. Это учителя, родители, одноклассники; это все те, кто принимает участие в формировании личности каждого отдельного ребёнка. 

Недаром моё внимание привлекло слово «школа». 

Приступая к работе над историей этого слова, я поставила перед собой следующую цель: 

-      создать энциклопедию слова «школа»:

- выяснить роль школы в жизни учащихся и общества.
       
Задачи исследования:

1. Изучить лексическое значение слова «школа», его этимологию с помощью различных словарей;

2. Исследовать «жизнь» слова «школа» в языке, в малых жанрах фольклора, в литературе и в искусстве;

3. Прививать интерес к русскому языку как учебному предмету;

4. Выяснить роль школы в современном обществе.

Актуальность  темы. Жизнь каждого человека неразрывно связана со школой.  Привлечь интерес к слову «школа», привлечь интерес учащихся к русскому языку как учебному предмету через работу со словом, выявить значимость школы в наше время.


Объект исследования: слово «школа».

Методы исследования: анализ словарных статей, толковых словарей, изучение научно-популярной, фольклорной и художественной литературы, наблюдение,  обобщение.

Значимость и прикладная ценность исследования состоит в том, чтобы привлечь внимание учащихся к ценности понятия слова «школа», ценить школу как родной дом, прививать учащимся интерес к предмету русский язык посредством проектной деятельности. Привлечь внимание к «жизни» слова «школа» в устном народном творчестве, в литературе, в современном обществе. Полученный проектный продукт, «Энциклопедия слова «школа», можно использовать на уроках русского языка в 5-6 классах, в качестве презентации при изучении раздела «Лексика. Этимология», на внеклассных мероприятиях, а также как пример для создания других исследовательских проектов.
       


Глава 1. Лексическое значение слова «школа»

Каждое слово имеет лексическое значение. А какое оно у слова «школа» в различных словарях?

 Толковый словарь Д.Н. Ушакова: 

Школа, школы, ж. (греч. schole). 1. Низшее и среднее учебное заведение. Поступить в школу. Здание школы. Строительство школ. 2. Название учебных заведений (низших, средних, высших, специальных). Сельская школа. Начальная школа. Народная школа. Неполная средняя школа. Школа для взрослых. Школа кройки и шитья. Высшая школа живописи, ваяния и зодчества. Школа фабрично-заводского ученичества. Военно-фельдшерская школа и т.д. 3. Научное, литературно-художественное или общественно-политическое направление, обладающее теми или иными отличительными свойствами. Гоголь важен не только как гениальный писатель, но вместе с тем и как глава школы, – единственной школы, которою может гордиться русская литература. Чернышевский.  4. Питомник, где выращиваются растения (сеянцы или саженцы) до посадки на постоянное место (с.-х.).

Толковый словарь С.И. Ожегова:

Школа, шк′ола, -ы, ж. 1. Учебно-воспитательное учреждение; здание такого учреждения. Государственные, частные школы. Общеобразовательная ш. Начальная, средняя ш. Вечерняя ш. Музыкальная, художественная ш. Специальная ш. (со специальным уклоном). Ш.-студия (театральное учебное заведение). Ш.-интернат. Ш.-новостройка. 2. Выучка, достигнутый в чём-н. опыт, а также то, что даёт такую выучку, опыт. Пройти хорошую школу в армии. Ш. жизни. 3. Направление в области науки, искусства. Репинская ш. в живописи. Создать свою школу в науке. 4. Система обязательных упражнений (в фигурном катании). Откатать школу.

        Толковый словарь В.И. Даля:

          Школа. жен., лат., нем. училище, и б. ч. низшее. Лесничее рассадник дерев, посевы и присадки разных возрастов, для разводки плодовых или лесных деревьев.  В верховой езде, манежная, берейторская выучка лошади, вся постепенность искуственной езды. * Всякое положенье человека, где он волей-неволей приобретает находчивость, опытность и знание. Не выучит школа, а выучит охота. Школьное ученье. Школьная езда, манежная. Школить кого, учить; держать строго, под присмотром, воспитывать, приучать к порядку, расторопности, держать в руках.

Школьник, камч. акипка, молодой тюлень. Школьничий, -нический , к ним относящ. Школярный, ко школенью, к тупому, школьному ученью относящ. Школярная ученость, школярство ср. педантизм; сухое, тупое ученье, неотступно следующее принятым, нередко мелочным и вздорным правилам. Школярство, школьничество, шалости, баловство, проказы, повесничество шалуна, школьника. Школьничать, школярить, -рничать , забавляться школьничьими шалостями, повесничать. Он все только школьничает да зубоскалит, а пора бы остепениться!

                                             

Глава 2. Этимология слова

Этимологически происхождение слова «школа» объясняется по-разному.

         Школа. Это слово восходит к древнегреческой основе, которая оставила след почти во всех европейских языках (ecole — во французском, Schule — в немецком, school — в английском); греческое слово имело значение «свободное время, досуг», но заимствованное латинским слово schola уже используется в значении «школа».

Школа. Давнее, еще древнерусское, заимствование из латинского языка. По-латыни «схо́ла» — «училище»; слово пришло из Греции: греческое «схолэ» — то же самое. Но вот что может удивить: первым значением этого греческого «схолэ» было «досуг», «праздность», «отдых», «задержка». Видимо, не всегда школьные занятия рассматривались как нечто основное в жизни подростка, как его главная работа.  В Греции было иначе.

Школа укр. шко́ла, блр. шко́ла, др.-русск. школа «училище» (начиная с 1388 г.; см. Срезн. III, 1598 и сл.), чеш., слвц. škоlа, польск. szkoɫa. Заимств. через польск. из лат. schola от греч. σχολή «досуг», букв. «задержка, занятие в свободные часы, чтение, лекция, школа» (Брюкнер 549; Горяев, ЭС 423).

Школа. Др.-русск. заим. через польск. посредство из лат. яз., в котором schola восходит к греч. scholē, производному от scholazō «отдыхать от труда».

Глава 3. Слово «школа» в пословицах и поговорках

Не выучит школа — выучит охота.

Дневник — зеркало ученика.

Ученье – свет, неученье – тьма.

Жизни человека есть предел, учению – нет.

Самая сложная школа – это школа жизни.

Учитель, что родитель – к свету ведёт.

Истинное величие школы невидимо для наших глаз.

Без букв и грамматики не учат математике.

В учёбе поленишься – в бою помучаешься.

Учение – не развлечение, а необходимость.

Без страдания не получишь знания.

Без учения, без труда и жизнь негодна никуда.

Без хлеба — голодно, без огня — холодно, без учения – темно.

Учитель, что родитель – двери в мир открывает.

Больше пота на ученье – меньше крови в бою.

В учении не важно – молод или стар; постигнешь – и станешь мастером.

В учении сложа руки – в бою сложа голову.

В молодости учись, в зрелости трудись, в старости гордись.

Учение – людям не мучение.

Бестолкового учить — только себя трудить.

Барабан пуст, неуч глуп, а от обоих шуму много.

В олимпиаде главное не победа, а участие.

Век живи, век учись.

                               

Глава 4. Слово «школа» в загадках


Стоит здание
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет. (Ответ:  Школа)

Летним днём мы пили «Колу», С «Ш» зимой ходили в … . (Ответ:  Школу)

Что такое черное, когда она чистая,
И белая, когда она грязная? (Ответ:  Школьная Доска)

Белое поле, черное семя,
Кто его сеет, тот разумеет. (Ответ:  Школьная Доска)

По черному белым
Пишут то и дело.
Потрут тряпицей —
Чиста страница. (Ответ: Школьная Доска)

Кулик — не велик,
Целой сотне велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись. (Ответ:  Школьный Звонок)




Глава 5. Интересные факты о школе

1. Мальчики из Древней Спарты не только учились в школе, но и на протяжении нескольких месяцев проживали в ней. Там они участвовали в турнирах и занимались спортом.

2. Не в каждой стране мира учеба начинается с 1-го сентября.

3.Самым длинным уроком считается тот, который длился 54 часа.

4. В Чехии самой хорошей оценкой считается 1, а самой плохой – 5.

5. В Норвегии ученикам до 8-го класса оценки не ставятся.

6.В школах Чехии не имеется учителей, которые ведут лишь 1 предмет. Они должны преподавать сразу несколько дисциплин.

7. Индия славится школой, в которой учится самое большое количество школьников: 28 тысяч человек.

8.В Финляндской школе на уроке присутствует не только преподаватель, но и его помощник.

9.Перед уроками в школах Китая обязательной является зарядка, которую школьники делают все вместе.

10.В Китае школьникам разрешено кушать за партами бульон и рис.

11.В Японии в школах работают только мужчины.

12.Чтобы уделять время футболу, Дэвид Бекхем бросил учебу.

13.В 1565 году возник первый букварь для обучения детей в школах. Его создал Иван Федоров.

14.Томас Эддисон обучался в школе только 3 месяца, а его преподаватель назвала его «тупицей».

15.В 19-ом веке у школьников не было каникул. Детям давали отгул только для сбора урожая.

16.Пара уроков в китайской школе продолжается всего 40 минут.

17.В школах Вьетнама занимаются йогой.

18.В древние времена школьников часто пороли.

19.В Финляндии в школе запрещено вызывать школьника к доске, если он того не хочет.

20.В школе Швеции директору дано право на перевод одаренных детей на класс выше.

21.В мире существуют и подземные школы, и кочевые школы.

22.С самого начала школы предназначались для дискуссий, а не для учебы. 23.Страна, где впервые возникла школьная форма – Великобритания.

24.В школы Финляндии дети поступают только с 7 лет.

25.В школах Японии ручками не пишут, а используют при этом только карандаши.

26.Самое лучшее образование в Японии.

27.Альберт Эйнштейн в школьные годы считался двоечником.

28.Китай славится «пещерной» школой.

29.В Бангладеше есть школа в лодке.

30.В Испании есть школа из травы.

 31.В США имеется школа под землей. Ее построили в процессе Холодной войны, в связи с возможными обстрелами.

32.В 1984 году впервые начали праздновать школьный праздник — День знаний.

33.Двоечников в японских школах не бывает.

34.В США есть школа приключений, где учатся не по учебникам, а по тому, что школьники видят перед собой.

35.В Японских школах отсутствуют уборщицы.

36.Если ребенок из школы Германии не посещает школу, то родителей могут оштрафовать.

37.Азия лидирует по числу стран, где школьная форма – обязательный атрибут.

38.За партой в школе Америки сидит только 1 ученик.

39.В Норвегии существовала школа, где училась только 1 школьница.

40.В Советском Союзе в школах с 1968 по 1985 года не вручались серебряные медали.

41.Первым золотым медалистом СССР считается Евгений Щукин.

42.Первые школы были при церквях.

43.До 20-го века девочки и мальчики обучались раздельно.

44.Каждая школа Японии имеет диетолога.

45.Учебный день в школах Бразилии начинается в 7 утра.

46.В школах Польши нет школьного выпускного бала.

48.На Кубе выпускные отмечаются на пляже.

49.Все швецкие ученики получают компьютер на 3 года, который числится за школой.

50.В Уругвае школьников встречают учителя поцелуем.


Глава 6. «Школа» в стихотворениях

Здравствуй, школа!

Здравствуй, школа! Снова осень.
Вновь зовёт учебный класс.
Мы учителя попросим
Увести в мир знаний нас.

Мы за лето отдохнули,
Подросли, набрались сил.
- Дети, вы готовы к школе? -
Наш учитель нас спросил.

- Мы пришли сегодня в школу,
Чтобы научиться жить,
Быть помощниками дома,
Крепко дружбой дорожить.

Мы без знаний жить не сможем,
Очень нам нужны они.
Станем мы полезны людям,
Мы — хозяева Земли!

Чтоб над нашею планетой
Вечно солнышко светило,
Чтоб всегда смеялись дети,
Мы пришли к тебе, учитель! (А. Марюхин)

Здравствуй, школа!

Быстро лето пролетело,
Наступил учебный год,
Но и осень нам немало
Дней хороших принесёт.

Здравствуй, осень золотая!
Школа, солнцем залитая!
Наш просторный, светлый класс,
Ты опять встречаешь нас. (В. Лебедев – Кумач)

В школу

Сегодня маленький народ
Встречает новый школьный год.

С утра по тротуарам, по улице любой
Идут ребята парами, цепочкою, гурьбой.

Кто тащит на занятия приёмник-самоделку,
Кто бабочек засушенных, а кто — живую белку.

Вот с братом-первоклассником сестра шагает рядом.
Девочке поручено смотреть за младшим братом.

Да он и сам ещё не раз
К своей сестрёнке в пятый класс
Заглянет непременно в большую перемену!

...Идут гурьбою школьники, портфелями в руках,
Не тронуты тетрадки, чисто в дневниках.
Они к звонку торопятся и весело галдят.

А взрослые из окон с улыбкою глядят.
У нас в почёте всякий труд —
Трудиться школьники идут! (А. Барто)
                                                           

Глава 6. Моя школа

«Школа – это мастерская,  где формируется мысль

подрастающего поколения, надо крепко держать ее

в руках,  если не хочешь выпустить из рук будущее».

Анри Барбюс

         Школа значит для меня очень многое. Ведь недаром говорят, что школа – второй дом. Школа – это ступень в светлое будущее и счастливую жизнь. Каждое утро я просыпаюсь с радостным лицом, потому что иду в свою любимую школу. Именно в школе у меня бывают падения и взлеты. Даже если я не понимаю тему урока, я не расстраиваюсь из-за этого, а, наоборот, хожу на дополнительные занятия.

          В истории древнего Египта говорится, что у них был Бог Мудрости. Они очень почитали его. Египтяне верили, что именно этот Бог научил их писать и считать. Так и в современном мире. Только в роли Бога у нас учителя.

         Иногда, по вечерам, я задумываюсь: если не было школы, люди не смогли бы получать образование, не смогли бы работать и зарабатывать деньги. Поэтому я стараюсь хорошо учиться и получать новые знания, чтоб в будущем могла работать, приносить пользу обществу и своей семье. И в этом мне помогает мне моя любимая школа и учителя.  

Сочинение ученицы 5 класса Сугдур Натальи.

Глава 7. Анализ рисунков и анкетирования одноклассников

          Анкетирование было проведено в Шуурмакской СОШ. В качестве респондентов были выбраны учащиеся 5 класса. В опросе принимали участие 8 одноклассников.  Им была представлена анкета и дана установка на выполнение.

Исходя из ответов на 1 вопрос, все пятиклассники относятся к школе положительно – 8 чел (100%)

Второй вопрос был необходим, чтобы узнать, для чего они ходят в школу. Большинство ответили, что ходят они в школу, чтоб готовиться к будущей профессии. Из этой информации можно сделать вывод, что школьники приходят за знаниями.   6 чел (75%)

Третий, четвертый вопросы выявляет степень удовлетворенности данной школой и отношение к ней. Пятиклассники на все 100% удовлетворены своей школой. 8 чел (100%)

Пятый вопрос был необходим для того, чтобы выявить интересные предметы учащихся 5 класса. Среди интересных предметов большое количество выборов получила ИЗО (8), далее идет русский язык, за ней физическая культура. Этими предметами школьники себя не ограничивают и в конце пишут, что все уроки им интересны. 8 чел (100%)

Итак, результаты анкетирования показали, что  пятиклассники относятся к школе положительно и удовлетворены своей школой.  Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что со словом «школа» одноклассники связывают все самое хорошее, лучшее.

         




                                                   Заключение

         Работа по данной теме расширила рамки моего представления о слове как единице языка. Я смогла посмотреть на слово «школа» другими глазами. Работая над этим проектом, я изучила много разных источников. Интересно было работать со словарями, интернет-ресурсами, создавать энциклопедию своими руками.

В заключение хотелось бы отметить, что:

- я  ознакомилась с различными типами словарей;

- ознакомилась с этимологией слова «школа», его значениями в разных источниках, исследовали «жизнь» слова «школа» в фольклоре, литературе;

 - поняла, что создать полную энциклопедию очень сложно, так как слово, его смыслы можно разбирать с различных точек зрения и всегда находится что-то новое;

- поняла, что школа в наше время не утратила своего статуса, также значима для учащихся, как и во времена наших родителей, хотелось бы продолжить эту работу и сравнить отношение сельских и городских учащихся к школе.  

Исследуя это слово, я поняла, что слово «школа» встречается не часто, хотя оно живет вместе с нами. В литературе встречается много стихотворений с разными вариациями слова «школа», такие, как «учение», «знание», «новый учебный год». Но стихотворений с самим  словом «школа» мало.

Из вышеизложенного понятно, что школа и в современном обществе не утратила своего статуса, как «кузница знаний», хотя и привлекает к себе много внимания, критики и т.д.  В современном обществе ещё не нашли замену слове школа. Поэтому слово школа всегда актуальна, нова и незаменима.

Современная школа, которая должна прийти на смену старой - это школа, в которой есть место гармонии и взаимопониманию между учителями, учениками и их родителями; где дети умеют и хотят учиться, где нет равнодушных; где родители учеников выступают сподвижниками учителей; где учителя - преданные своему делу профессионалы, коммуникабельные, заинтересованные в успешности своих учеников, способные быстро реагировать на изменения в науке и обществе.
                                               

Список литературы


1. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание: ок.1500 ил. / В.И.Даль. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель,2007.–348с.
2. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся / М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г.П.Снетова; под. Ред. Ф.П.Филина.–М.:Просвещение,1991.–463с.
3. Лотов А. М. «Словарь из 3032 красивых русских слов»

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4 изд. Дополненное. – М.: ООО «Инфотех»,2010.–944с
5. Русские пословицы и поговорки / Сост. А.И.Соболев. – М., 1983

6. Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова. Переработанное издание. 100 тысяч слов. М.: «ЛадКом» - 2011, 848с.
7.
http://www.stihi.ru

8. http://www/10-faktov.ru


Поделиться:

Почему люди кричат, когда ссорятся?

Извержение вулкана

Огонь фламенко

Подарок

Бабочка