• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа по теме: "Состав почвы пришкольного участка ГБОУ " РШИ "Тувинский кадетский корпус"

Опубликовано Куулар Анжела Александровна вкл 22.02.2019 - 12:15
Автор: 
Оюн Кежиктиг-Кайгал

а

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Научно-практическая конференция51.8 КБ
Файл презентация1.77 МБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ « РШИ «Тувинский кадетский корпус»

Исследовательская работа

на тему:

«Почва нашего пришкольного участка ГБОУ РШИ Тувинский кадетский корпус »

Выполнил

ученик 3 класса:

Оюн Кежиктиг-Кайгал.

Руководитель:

Монгуш Анжела Александровна

учитель начальных классов

.

Кызыл 2018 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I. Введение………………………………………………………..…  3

Глава II. Актуальность темы  ……………………………… ……………   4

Информационная справка ………………………………………………....  5    

Глава III. Что такое почва? ………………………………… …….…… … 6

Глава IV. Состав почвы………………………………………………….… 7

ГлаваV.Социологический опрос…………………………………………,….. 9

Глава VI. Извечный вопрос «Что делать?»…………………………………. 10

Глава VII. Роль почвы в природе……………………………………………. 11

Список литературы………………………………………………………… 12

ГЛАВА I

ВВЕДЕНИЕ

В окружающем нас мире много замечательных явлений. Некоторые из них привлекают наше внимание своей необычностью. Другие кажутся нам настолько обычными, что не вызывают ни удивления, ни особого интереса. А между тем стоит лишь внимательно присмотреться к ним, как они поразят наше воображение и заставят глубоко задуматься.
Вот к таким обычным, но замечательным природным образованиям и относится почва. В самом деле, разве не удивительно, что именно этот, невзрачный на первый взгляд, сероватый поверхностный слой земли, каким обычно кажется почва, является важнейшим и незаменимым условием жизни всех растений, животных и микроорганизмов, обитающих на суше земного шара. Разве не удивительно, что именно этот очень тонкий поверхностный слой земной суши является главным источником и основой производства почти всех продуктов питания и сырья для многих отраслей  промышленности?
 Почва - незаменимое достояние и источник богатства человечества. Только при поверхностном взгляде она кажется однообразным малоинтересным объектом. В действительности ее мир не менее разнообразен и удивителен, чем мир растений, животных, минералов и горных пород.
С древних времен человеческая мысль пыталась познать развитие почвенного покрова, найти объяснить законы плодородия почвы.

Не остались в стороне и мы.


ГЛАВА II

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Почвенный покров нашей страны представлен множеством разных типов почв – от Арктических пустынь и тундр, таежных подзолов и болот до лесостепных и степных черноземов, каштановых, бурых и засоленных почв полупустынь, субтропических коричневых почв и красноцветных.

При правильном севообороте, почвы приобретают лучшие свойства, исправляют свои природные не достаткии из года в год повышают свое плодородие.

Проблема эта очень актуальна в наши дни, так как сохранение почв и окультуривание позволяет получать стабильно высокие урожаи, обеспечивать полноценное питание человеку.

Задача этой исследовательской работы попытаться определить степень состояния почв в нашем участке, чтобы наиболее рационально использовать эти земли, вовремя проводить работы по сохранению плодородных почв т. к. это является гарантией высоких урожаев.


Тема исследования: «Почва нашего пришкольного участка ГБОУ «РШИ «Тувинского кадетского корпуса».

Основополагающий вопрос: «Можно ли в нашем пришкольном участке эффективно заниматься земледелием?»

Предмет исследования: Почва, приобретенная в магазине и почва из пришкольного участка.

Цель исследования: Выяснить, как влияет состав почвы на рост растений.

Задачи исследования:        

  • собрать и изучить информацию о почве;
  • изучить состав почвы нашей местности;
  • проанализировать полученные результаты

Методы:

  •  - изучение и анализ литературных источников;
  • - социологический опрос;
  • - статистическая обработка результатов.
  • - наблюдение
  • - эксперимент

Гипотеза исследования: в покупной почве лучше растут растения, так как она отличается своим составом.

Практическое значение: познакомиться с технологией проведения опытов с почвой, обратить внимание на необходимость бережного отношения к почве своего пришкольного участка.

ГЛАВА III

ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА?

Впрочем, давайте перейдем к делу и для начала разберемся, что же это такое - почва.

В народе очень уважительно относятся к почве и с почтением о ней говорят:«Труд – отец богатства, земля – его мать», «Мать-кормилица».

Многие ученые занимались изучением почвы и давали свои понятия.    Первое научное определение почвы  принадлежит Василию Васильевичу Докучаеву: "Это такое естественноисторическое, вполне самостоятельное тело, которое, одевая, зеленую поверхность сплошной пеленой, является продуктом совокупной деятельности сложных почвообразований».

Над её созданием беспрерывно трудятся солнце и ветер, бактерии и лишайники превращают горные породы в песок и глину. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной – самый плодородный слой почвы. Проходит 300 лет, пока появится 1 см такого слоя. Как долго, тщательно трудится природа над созданием почвы! Теперь всё серьёзнее задумываемся мы, что важно беречь почву!

Удивительно, что для создания почвенного слоя толщиной 18 см природа затрачивает в среднем от 1400 до 7000 лет, разрушение же такого слоя вследствие эрозии может произойти за 20-30 лет, а иногда за один ливень или пыльную бурю.

Толщина слоя почвы бывает разной. В степях он около метра, на каменистых склонах гор – всего несколько сантиметров. В жарких пустынях и в холодных ледяных просторах Арктики почвенного слоя может вообще не быть.

Более поэтичное понятие дал Михаил Иванович Афонин: «Почва – это особое царство природы».

А с этим понятием мы познакомились на уроке окружающего мира:

«Почва – верхний слой земной коры, обладающий плодородием. Она способна обеспечивать растения водой, воздухом, теплом и необходимыми веществами».

Почему же почва плодородна? Наверное, в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать так ли это, мы изучили состав почвы.

                                                

ГЛАВАIV

Экспериментальная часть

Эксперимент № 1. Определение содержания воды в образцах.

Цель: определить содержат ли образцы воду.

Оборудование: весы, салфетка, датчик влажности.

Ход работы:

  1. Берем две одинаковых по массе пробы почвы.
  2. Кладем поочередно образцы на ладонь
  • Сухая почва - пылит, присутствие влаги в ней на ощупь не ощущается, не холодит руку – почва, взятая на огороде.
  • Влажная почва холодит руку, не пылит – почва, приобретенная в магазине. 
  1. Кладем  образцы на  фильтровальную бумагу.
  • Влажная почва – увлажняет фильтровальную бумагу - почва, приобретенная в магазине. 

Вывод:

В почве из огорода воды содержится меньше, следовательно растения получают меньше минеральных веществ, растворенных в воде и «голодают».

Почва на нашем огороде нуждается в поливе.

Эксперимент № 2 Определение содержания воздуха в образцах.

Цель: определить содержат ли образцы воздух.

Оборудование: весы

Ход работы:

  1. Берем две одинаковых по массе пробы почвы.
  2. Кладем
  3. Заливаем водой.
  4. Размешиваем.

Вывод:

В состав почвы входит воздух.

В почве из магазина воздуха больше, значит, корни дышат свободно, а дыхание корней растений на нашем участке затруднено.

Эксперимент № 3 Определение содержания перегноя в образцах.

Определения типа почвы.

Оборудование: весы,

Ход работы:

  1. Берем две одинаковых по массе пробы почвы.
  2. Кладем
  3. Заливаем водой.
  4. Размешиваем.

Вывод №1:

В покупной почве преобладает перегной – это торфяная почва.

В почве с нашего участка преобладает песок и содержится незначительное количество глины – это песчаная почва. Такая почва быстро прогревается и становится сухой. А так как растения не могут жить без воды, то такие почвы малопригодны для земледелия.

Вывод № 2

В почве содержится перегной.

Но в почве нашего огорода  его содержится очень мало. Такие почвы называют бедные или незначительно  гумусные.

 «Гумус» — наиболее ценная органическая и биологически активная часть почвы. Для растений гумус является основным источником питательных веществ.

Эксперимент № 4 Определение содержания минеральных солей.

Оборудование: предметное стекло.

Ход работы:

  1. Несколько капель раствора поместили на стеклянную пластинку.
  2. Оставили на некоторое время у батареи центрального отопления.
  3. Оцениваем результат.

опыт 7вопыт 7

Вывод: Экспериментальным путем было выявлено, что в состав покупной почвы и почвы с нашего участка входят: воздух, вода, песок, перегной и минеральные вещества, но количество этих веществ разное.

Образцы почв, которые были исследованы, различаются своей структурой.

На нашем участке почва бесструктурная – растения на такой почве развиваются плохо, страдают от различных болезней.

ГЛАВАV

Социологический опрос.

А интересно, есть ли у нас вшколе  люди, довольные своими урожаями?

Проведем социологический опрос.

Довольны ли вы урожаем?

Нет  - 31

Да-16

Да, есть о чем подумать!

ГЛАВАVI

Извечный  вопрос «Что делать?»

Что же делать?

  • Покупать почву в магазине – очень дорого!
  • Отказаться от выращивания растений – очень грустно!
  • Выход один – вести работы по улучшению плодородия почвы!

 Советы по улучшению плодородия почвы:

  1. Для улучшения песчаных видов почв внесите в них при обработке торф, компост или скошенную траву, это позволят пополнить запас питательных веществ в почве.
  2. В улучшении почвы используйте обязательно перепревший навоз, для того чтобы корни растений не «сгорели». Для глинистых почв используйте конский навоз или овечий, он быстрее разлагается, а для песчаных – свиной или коровий.
  3. Необходима осенняя перекопка почвы вслед за уборкой той или иной культуры. При этом заделывают органические и часть минеральных удобрений. Лучшие результаты дает ранняя перекопка почвы (август—сентябрь), так как в этот период еще тепло, разрыхленная почва хорошо накапливает влагу и питательные вещества.
  4.  Мульчирование — один из эффективнейших приемов ухода за растениями в период их вегетации. Суть его состоит в том, что междурядья и ряды растений укрывают перегноем, компостами, опавшей листвой, опилками, стружками, а также плотной бумагой (лучше всего из бумажных мешков, так называемая крафт-бумага). Нельзя применять газетную бумагу, так как овощи могут загрязняться свинцом из типографской краски.

ГЛАВАVII

Роль почвы в природе

Главная из функций почвы – обеспечение жизни на Земле. Именно в почве укореняются наземные растения, в ней обитают мелкие животные, огромная масса микроорганизмов. В результате почвообразования именно в почве концентрируются жизненно необходимые организмам вода и элементы минерального питания в доступных для них формах химических соединений. Таким образом, почва – условие существования жизни, но одновременно почва - следствие жизни на Земле.

Почве принадлежит важная роль и в природной среде обитания человека. Прежде всего, потому, что почва – основное средство сельскохозяйственного производства, относящееся к категории невозобновимых природных ресурсов. Поэтому  почва является всеобщим достоянием человечества, рационально использовать и охранять которое должны все люди Земли.

Список источников информации:

Литература:

  1. Большая детская энциклопедия :  сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество . 2000.
  2. Окружающий мир А.А .Плешаков.2017  «Просвещение» 3 класс.

Сайты в Интернете:

1. http://www. priroda-rb. info/pochva. html

2. http://festival.1september.ru/articles/525495/

3. http://www.openclass. ru/lessons/141288

        


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская работа на тему: «Почва нашего пришкольного участка » Выполнил ученик 3 класса: Оюн Кежиктиг-Кайгал . Руководитель: Монгуш Анжела Александровна учитель начальных классов

Слайд 2

Тема исследования: « Почвы нашего пришкольного участка » . Основополагающий вопрос: «Можно ли в нашем пришкольном участке эффективно заниматься земледелием?» Предмет исследования: Почва, приобретенная в магазине и почва из пришкольного участка.

Слайд 3

Цель исследования: Выяснить, как влияет состав почвы на рост растений. Задачи исследования: собрать и изучить информацию о почве; изучить состав почвы нашей местности; проанализировать полученные результаты

Слайд 4

Гипотеза исследования: в покупной почве лучше растут растения, так как она отличается своим составом. Практическое значение: познакомиться с технологией проведения опытов с почвой, обратить внимание на необходимость бережного отношения к почве своего пришкольного участка.

Слайд 5

Методы: - изучение и анализ литературных источников; - анкетирование; - статистическая обработка результатов. - наблюдение - эксперимент

Слайд 6

Что такое почва?

Слайд 7

Эксперимент 1 . Определение содержания воды в образцах

Слайд 8

Цель: определить содержат ли образцы воду. Оборудование: весы, салфетка, датчик влажности. Ход работы: Берем две одинаковых по массе пробы почвы. Кладем поочередно образцы на ладонь Сухая почва - пылит, присутствие влаги в ней на ощупь не ощущается, не холодит руку – почва, взятая на огороде. Влажная почва холодит руку, не пылит – почва, приобретенная в магазине. Кладем образцы на фильтровальную бумагу. Влажная почва – увлажняет фильтровальную бумагу - почва, приобретенная в магазине. Вывод: В почве из огорода воды содержится меньше, следовательно растения получают меньше минеральных веществ, растворенных в воде и «голодают». Почва на нашем огороде нуждается в поливе.

Слайд 9

Эксперимент 2. Определение содержания воздуха в образцах.

Слайд 10

Цель: определить содержат ли образцы воздух. Оборудование: весы Ход работы: Берем две одинаковых по массе пробы почвы. Кладем Заливаем водой. Размешиваем. Вывод: В состав почвы входит воздух. В почве из магазина воздуха больше, значит, корни дышат свободно, а дыхание корней растений на нашем участке затруднено.

Слайд 11

Эксперимент 3.Определение содержания перегноя в образцах.

Слайд 12

Цель: Определения типа почвы. Оборудование: весы, Ход работы: Берем две одинаковых по массе пробы почвы. Кладем Заливаем водой. Размешиваем. Вывод №1: В покупной почве преобладает перегной – это торфяная почва. В почве с нашего участка преобладает песок и содержится незначительное количество глины – это песчаная почва. Такая почва быстро прогревается и становится сухой. А так как растения не могут жить без воды, то такие почвы малопригодны для земледелия. Вывод № 2 В почве содержится перегной. Но в почве нашего огорода его содержится очень мало. Такие почвы называют бедные или незначительно гумусные . «Гумус» — наиболее ценная органическая и биологически активная часть почвы. Для растений гумус является основным источником питательных веществ.

Слайд 13

Эксперимент 4. Определение содержания минеральных солей.

Слайд 14

Оборудование: предметное стекло. Ход работы: Несколько капель раствора поместили на стеклянную пластинку. Оставили на некоторое время у батареи центрального отопления. Оцениваем результат. Вывод: Экспериментальным путем было выявлено, что в состав покупной почвы и почвы с нашего участка входят: воздух, вода, песок, перегной и минеральные вещества, но количество этих веществ разное. Образцы почв, которые были исследованы, различаются своей структурой. На нашем участке почва бесструктурная – растения на такой почве развиваются плохо, страдают от различных болезней .

Слайд 15

Социологический опрос : Довольны ли вы урожаем? Нет - 31 Да-16

Слайд 16

Извечный вопрос ,что делать? Покупать почву в магазине – очень дорого! Отказаться от выращивания растений – очень грустно! Выход один – вести работы по улучшению плодородия почвы! Советы по улучшению плодородия почвы: Для улучшения песчаных видов почв внесите в них при обработке торф, компост или скошенную траву, это позволят пополнить запас питательных веществ в почве. В улучшении почвы используйте обязательно перепревший навоз, для того чтобы корни растений не «сгорели». Для глинистых почв используйте конский навоз или овечий, он быстрее разлагается, а для песчаных – свиной или коровий.

Слайд 17

Список источников информации: Литература : Большая детская энциклопедия : сост. К. Люцис . М.: Русское энциклопедическое товарищество . 2000. Окружающий мир А.А .Плешаков.2017 «Просвещение» 3 класс. Сайты в Интернете: 1. http://www. priroda-rb . info / pochva . html 2. http :// festival .1 september . ru / articles /525495/ 3. http://www.openclass. ru /lessons/141288

Поделиться:

Аэродинамика и воздушный шарик

Н. Гумилёв. Жираф

Самый богатый воробей на свете

Сказка про Серого Зайку

Кактусы из сада камней