ПАСПОРТ ПРОЕКТА
№ | Параметры проекта |
|
1 | Наименование Проекта | Незаменимая соль |
2 | Вид проекта | Образовательный |
| Предметно-содержательная область | Окружающий мир |
| Актуальность исследования | Заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом в доступных для наблюдения и изучения предметах. Данный проект позволит обогатить мои знания и представления об окружающем мире. Опыты и исследования, которые я провела, могут использоваться на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, занятиях и кружках. |
3 | Разработчики Проекта | Максакова Валерия при участии родителей и учителя |
4 | Основные участники Проекта. | Максакова Валерия |
5 | Цель проекта | Изучение свойств соли и её применение |
6 | Задачи проекта: | 1.Изучить литературу по исследуемому вопросу 2. Выяснить, что такое соль и откуда она берётся 3. Узнать способы добычи соли 4. Изучить применение соли в различных сферах 5. Сделать выводы |
7 | Сроки реализации Проекта | январь– февраль 2019 г. |
8 | Основа Проекта:
| Образовательные стандарты:
|
9 | Этапы реализации программы | 1 этап - Создание команды единомышленников. 2 этап - Разработка плана работы 2.1. Организационно-подготовительный. 2.2. Обучающий 2.3 . Исследовательский. 2.4. Итоговый. 3 этап - защита проектной работы |
10 | Ожидаемые результаты реализации Проекта.
| Повышение социальной активности . Развитие познавательной активности. Повышение интереса к знаниям. Развитие ценностной ориентации . Развитие эстетических вкусов . Развитие сотруднических отношений: ученик – учитель – родители. Повышение технических возможностей новых информационных технологий в образовании. |
11 | Материально-техническое обеспечение | Компьютер Принтер Цифровой фотоаппарат Интернет
|
Вложение | Размер |
---|---|
maksakova_valeriya_tayna_soli.docx | 978.59 КБ |
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Тема: «Тайна соли»
«Союз юных экологов»
Выполнила:
Максакова Валерия,
ученица 2 класса
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
№ | Параметры проекта | |
1 | Наименование Проекта | Незаменимая соль |
2 | Вид проекта | Образовательный |
Предметно-содержательная область | Окружающий мир | |
Актуальность исследования | Заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом в доступных для наблюдения и изучения предметах. Данный проект позволит обогатить мои знания и представления об окружающем мире. Опыты и исследования, которые я провела, могут использоваться на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, занятиях и кружках. | |
3 | Разработчики Проекта | Максакова Валерия при участии родителей и учителя |
4 | Основные участники Проекта. | Максакова Валерия |
5 | Цель проекта | Изучение свойств соли и её применение |
6 | Задачи проекта: | 1.Изучить литературу по исследуемому вопросу 2. Выяснить, что такое соль и откуда она берётся 3. Узнать способы добычи соли 4. Изучить применение соли в различных сферах 5. Сделать выводы |
7 | Сроки реализации Проекта | январь– февраль 2019 г. |
8 | Основа Проекта: | Образовательные стандарты:
|
9 | Этапы реализации программы | 1 этап - Создание команды единомышленников. 2 этап - Разработка плана работы 2.1. Организационно-подготовительный. 2.2. Обучающий 2.3 . Исследовательский. 2.4. Итоговый. 3 этап - защита проектной работы |
10 | Ожидаемые результаты реализации Проекта. | Повышение социальной активности . Развитие познавательной активности. Повышение интереса к знаниям. Развитие ценностной ориентации . Развитие эстетических вкусов . Развитие сотруднических отношений: ученик – учитель – родители. Повышение технических возможностей новых информационных технологий в образовании. |
11 | Материально-техническое обеспечение | Компьютер Принтер Цифровой фотоаппарат Интернет |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение:
Основная часть:
2. Что такое соль?
3. Откуда берётся соль
4.Соль – консервант
5. Опыты
6.Соль на страже чистоты
7.Соль как целебное средство
8.Соль в борьбе с гололёдом
9.Интересные факты о применении соли
Заключение:
1.Результаты исследования, выводы………………………………… 16
Используемые источники:
1.Используемая литература ……………………………………………17
2.Интернет-источники
ВВЕДЕНИЕ
(Слайд 2)
1. Актуальность выбранной темы
Актуальность заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом в доступных для наблюдения и изучения предметах. Данный проект позволит обогатить мои знания и представления об окружающем мире. Опыты и исследования, которые я провела, могут использоваться на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, занятиях и кружках.
(Слайд 3)
2. Цель и задачи исследования
Цель работы: изучение свойств соли и её применение.
Задачи:
1. Выяснить, что такое соль и откуда она берётся.
2. Узнать способы добычи соли.
3. Изучить применение соли в различных сферах.
(Слайд 4)
3.Гипотеза:
Предположим, что соль – это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.
4. Объект исследования: соль.
В жизни есть простые вещи, которым мы не придаем большого значения и воспринимаем, как само собой разумеющееся. К этим же вещам можно отнести пищевую соль. Человек приправляет свою пищу солью и без этого обходиться не может. Соль всегда имела для человека огромное значение и ценилась очень дорого.
А где же ещё можно применить соль, кроме пищи?
(Слайд 5)
2.Что такое соль?
Своё исследование я начала с поисков литературы и информации в сети Интернет по теме «Соль». Происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.
(Слайд 6)
«Хлеб – соль!» – так на Руси встречали гостей. Это – пожелание добра. Наши предки верили, что соль защищает от враждебных сил.
Соль – это символ дружбы. «Делить хлеб и соль» – значит дружить.В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче.
Соль – единственное минеральное вещество, которое человек ест в чистом виде и которое ничем нельзя заменить.
Мы встречаемся с этим веществом каждый день, но при этом практически ничего о нём не знаем. Что такое соль, откуда она берётся и нужна ли она ещё где-то кроме приготовления пищи?
Соль это вещество природное, представляющее собой соединение кристаллов хлорида натрия. Наша природа богата этим веществом, и во многих странах ведётся добыча соли.
Виды соли
На сегодняшний день существует множество видов соли. Среди них есть, можно сказать, классические и экзотические. Первые давно вошли в наш рацион. Они издавна и по сей день применяются при приготовлении пищи и создании различных лекарственных и косметических средств:
Экзотические виды соли используются в разных кухнях мира, среди них вулканическая индийская соль, гималайская розовая, французская копченая и многие другие. Такие продукты отличаются оттенками и наличием специфических привкусов.
3.Откуда берется соль?
Это достаточно сложный и трудоемкий процесс. Раньше соль добывали вручную - с помощью лопаты, кирки и других подручных средств. Сейчас процесс механизирован, благодаря чему появилась возможность добывать гораздо большее количество соли. Соль добывается по всему миру, более 100 стран занимаются ее извлечением и продажей. В настоящее время выделяют несколько основных методов добычи соли:
Способы добычи
Шахтный Бассейный Вакуумный
(Слайд 7)
Шахтный метод
Шахтный метод применяется для извлечения соли, находящейся глубоко в Земле. Такая соль образовалась очень давно, из-за чего она стала окаменевшей. Залежи соли могут находиться на глубине от 100 до 600 метров, именно поэтому для извлечения соли прорубают глубокие шахты и тоннели. Выемка производится с помощью специальных устройств, все крупные куски соли измельчаются, после чего поднимаются наверх с помощью вагонеток или лифтов.Это один из самых распространенных способов добычи соли. Работа в шахтах может осуществляться независимо от времени года и погодных условий. Среди крупных соледобывающих шахт России можно выделить Соль-Илецкое месторождение в Оренбургской области.
(Слайд 8)
Бассейный способ
Бассейный способ применяется для извлечения соли из вод морей и соленых озер. В образованных возле моря неглубоких бассейнахскапливается соль. Под воздействием солнца и ветра вода испаряется из бассейна, а соль остается на дне. Рабочим остается только произвести выемку соли. Данный способ добычи соли во многом зависит от погодных условий, однако является самым экологичным. Одним из районов, где соль добывается в бассейнах, является местность около озера Баскунчак в Астраханской области.
(Слайд 9)
Вакуумныйметод
С помощью вакуумного метода добычи соли получают самую популярную в России соль марки Экстра. Производят ее следующим образом: в массив соли, расположенный под землей, загоняют чистую несоленую воду через систему специальных скважин. После чего соль поступает наверх в виде соляной жидкости. Раствор проходит очистку и затем направляется в специальные вакуумные камеры. Под влиянием низкого давления воздуха жидкость начинает испаряться, и формируются кристаллы соли. С помощь специальных устройств соль отделяют от воды и отправляют на дальнейшую обработку. Производством соли вакуумным путем занимаются солеварочные заводы, например, Усольский в Иркутской области.
Но неужели мы добываем столько много соли только для, того чтобы использовать её в пищу? Где ещё может быть полезна соль?
4. Соль – консервант
Консерванты — вещества, угнетающие рост микроорганизмов в продуктах, предупреждают продукт от появления неприятного вкуса и запаха. Соль по своей природе является натуральным консервантом, помогающим продлить сроки хранения овощей, рыбы, мяса. Её молекулы выводят воду из клеток вредных микроорганизмов. Как бы высушивая клетку бактерии. И уменьшают растворимость кислорода в воде. Микробы, нуждающиеся в воде и кислороде, начинают терять свою активность и гибнут.
(Слайд 10)
(Слайд 11)
Опыт №2 « Плавающее яйцо»
(Слайд 12)
Опыт №3 «Незамерзающая соль»
(Слайд 13)
Опыт №4 «Соленый иней»
Приготовить крепкий раствор поваренной соли (пропорция должна быть 1 кг соли на 1,5 л воды) и довести его до кипения. А потом снять с плиты и погрузить в него на ночь ветки любых деревьев. При нагревании растворимость соли улучшается, а, когда раствор остывает, соль начинает кристаллизоваться. Центрами кристаллизации становятся ветки. Утром осторожно вынуть ветки и просушить. Получаются удивительной красоты, переливающиеся на свету снежные деревца.
Вывод: ветки во время кипения пропитались раствором соли. При высыхании вода испарилась, на поверхности веток выступили кристаллы соли.
(Слайд 14)
Опыт №5 «Соленый лед»
Возьмем лед, размельчим его, наполним им две колбы. В первую колбу со льдом добавим соли, во вторую колбу соль добавлять не будем. В две колбы опустим пробирки с водой. Что мы видим? В первой колбе вода в пробирке замерзла, образовался лед. Во второй колбе вода в пробирке стала холоднее, но не замерзла.
Вывод: соль снижает температуру льда до – 20°С. Обычная температура льда 0°С. Вот почему вода в пробирке замерзла.
( Слайд 15)
6.Соль на страже чистоты
Маленькие кристаллики соли прекрасно очищают различные поверхности. В этом я убедилась сама, попробовав отчистить грязную чашку солью. Вот результат:
Вывод:Соль эффективно удаляет пятна от кофе и чая. Используя это свойство соли производители бытовой химии часто изготавливают чистящие средства на основе соли.
7.Соль как целебное средство
Соль обладает лечебными свойствами. С помощью солевых растворов лечат насморк и заложенность носа, очищают миндалины от бактерий. Принимая солевые ванны лечат заболевания суставов.
8. Соль в борьбе с гололёдом
Соль - эффективный материал против гололеда. Она разрушает сцепление дороги со льдом, образуя рассол. Температура замерзания солевого раствора ниже, чем у воды, поэтому лед, обработанный солью, тает очень быстро.
9. Интересные факты о применении соли
А знаете ли вы?
Я хочу рассказать про использование поваренной соли в решении некоторых бытовых проблем.
1.Если жирное пятно на паркете или деревянной мебели, то его легко удалить с помощью соли.
2. Крепкий раствор поваренной соли быстро очистит замерзшие оконные стекла.
3.Если новый веник подержать 2-3 часа в горячей соленой воде, то он будет служить намного дольше.
4.Прежде чем начать использовать новую щетку для одежды или обуви, нужно положить ее в соленый состав (на 0,5 литра теплой воды - 2 столовые ложки соли) на 10 минут. Это укрепит щетину, и она не будет вылезать и ломаться.
5.Если добавить в стиральную машину 2-3 столовых ложки поваренной соли - вещи не полиняют, и цвета станут ярче.
6.Если белые тюлевые занавески предварительно замочить в теплой соленой воде, они лучше отстираются.
7.Подержите махровые полотенца после стирки в соленой воде, потом прополощите. Полотенца станут мягкими.
8.Если свечи подержать перед зажжением в течение 1 часа в соленой воде, они будут гореть дольше и не оплывут.
9.Поваренная соль поможет отобрать качественные семена: нужно высыпать их в 3-6% раствор соли, помешать и дать отстояться. Хорошие семена осядут, а не кондиция всплывет на поверхность.
10.Если перед заточкой ножей и ножниц предварительно подержать их 20-30 минут в подсоленной воде, то они лучше заточатся.
11.Чайная ложка соли на литр воды замедлит увядание поставленных в воду срезанных цветов.
(Слайд 16)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опыты и исследования могут применяться на уроках окружающего мира и технологии, на занятиях внеурочной деятельности и кружковых занятиях.
В ходе исследования я узнала, что история соли насчитывает не одну тысячу лет, что она когда – то была предметом роскоши.
Узнала, что раньше люди не знали, откуда она берется, как ее добывать, приписывали ей магические свойства – поэтому она была такой дорогой.
Выяснила, что в современном мире соль используется не только в пищевой промышленности, но и в разных других областях, имеет широкий спектр применения.
Провела практические опыты и узнала о некоторых свойствах соли.
Можно сделать вывод, гипотеза подтвердилась – соль используется не только для приготовления пищи.
Она помогает
- продуктам питания дольше храниться;
- прекрасно очищает загрязнения;
-помогает в лечении многих заболеваний;
-борется с гололёдом;
-является очень важным и незаменимым веществом в жизни человека!
(Слайд 17)
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Используемая литература
1. Васильев Ю.Р. «Занимательное природоведение», М., «Омена», 1997 г.
2.Энциклопедия «Всё обо всём». Т. 2,6,8,11 М.: «Пресса», 1995
3. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М., 2009.
4. Энциклопедия «Я познаю мир», М.:АСТ «Астрель», 2009
2.Интернет-ресурсы:
1. «Занимательные опыты на кухне» -http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtm
2. «Страна Мастеров. Соль» - http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1706
Рисуем акварельное мороженое
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Две снежинки
Золотая хохлома