• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» Тема: «Тайна соли» «Союз юных экологов»

Опубликовано Соловьёва Оксана Владимировна вкл 22.02.2019 - 10:05
Соловьёва Оксана Владимировна
Автор: 
Максакова Валерия

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

№

Параметры проекта

 

1

Наименование Проекта

Незаменимая соль

2

Вид проекта

Образовательный

 

Предметно-содержательная область

Окружающий мир

 

Актуальность исследования

     Заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом в доступных для наблюдения и изучения предметах. Данный проект позволит обогатить мои знания и представления об окружающем мире. Опыты и исследования, которые я провела, могут использоваться на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, занятиях и кружках.

3

Разработчики  Проекта

Максакова Валерия при участии родителей и учителя

4

Основные участники Проекта.

Максакова Валерия

5

Цель  проекта

Изучение свойств соли и её применение

6

Задачи проекта:

1.Изучить литературу по исследуемому вопросу

2. Выяснить, что такое соль и откуда она берётся

3. Узнать способы добычи соли

4. Изучить применение соли в различных сферах

5. Сделать выводы

7

Сроки реализации Проекта

январь– февраль 2019 г.

8

Основа Проекта:

 

Образовательные стандарты:

  • Уметь работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное);
  • Уметь строить устные и письменные высказывания;
  • Уметь создавать связный текст (устный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • Уметь находить и грамотно использовать нужную информацию  с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);

 

9

Этапы реализации программы

1 этап - Создание команды единомышленников.

2 этап - Разработка плана работы 

2.1. Организационно-подготовительный.

2.2. Обучающий

2.3 . Исследовательский.

2.4. Итоговый.

3 этап -   защита проектной работы

10

Ожидаемые результаты реализации Проекта.

 

Повышение социальной активности .

Развитие познавательной активности.

Повышение интереса к знаниям.

Развитие ценностной ориентации .

Развитие эстетических вкусов .

Развитие сотруднических отношений: ученик – учитель – родители.

Повышение технических возможностей новых информационных технологий в образовании.

11

Материально-техническое обеспечение

Компьютер

Принтер

Цифровой фотоаппарат

Интернет

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maksakova_valeriya_tayna_soli.docx978.59 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Тема: «Тайна соли»

«Союз юных экологов»

Выполнила:

Максакова Валерия,

ученица 2 класса

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

№

Параметры проекта

1

Наименование Проекта

Незаменимая соль

2

Вид проекта

Образовательный

Предметно-содержательная область

Окружающий мир

Актуальность исследования

     Заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом в доступных для наблюдения и изучения предметах. Данный проект позволит обогатить мои знания и представления об окружающем мире. Опыты и исследования, которые я провела, могут использоваться на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, занятиях и кружках.

3

Разработчики  Проекта

Максакова Валерия при участии родителей и учителя

4

Основные участники Проекта.

Максакова Валерия

5

Цель  проекта

Изучение свойств соли и её применение

6

Задачи проекта:

1.Изучить литературу по исследуемому вопросу

2. Выяснить, что такое соль и откуда она берётся

3. Узнать способы добычи соли

4. Изучить применение соли в различных сферах

5. Сделать выводы

7

Сроки реализации Проекта

январь– февраль 2019 г.

8

Основа Проекта:

Образовательные стандарты:

  • Уметь работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное);
  • Уметь строить устные и письменные высказывания;
  • Уметь создавать связный текст (устный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • Уметь находить и грамотно использовать нужную информацию  с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);

9

Этапы реализации программы

1 этап - Создание команды единомышленников.

2 этап - Разработка плана работы  

2.1. Организационно-подготовительный.

2.2. Обучающий

2.3 . Исследовательский.

2.4. Итоговый.

3 этап -   защита проектной работы

10

Ожидаемые результаты реализации Проекта.

Повышение социальной активности .

Развитие познавательной активности.

Повышение интереса к знаниям.

Развитие ценностной ориентации .

Развитие эстетических вкусов .

Развитие сотруднических отношений: ученик – учитель – родители.

Повышение технических возможностей новых информационных технологий в образовании.

11

Материально-техническое обеспечение

Компьютер

Принтер

Цифровой фотоаппарат

Интернет


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение:

  1.  Актуальность работы………………………………………… 5
  2.  Цель и задачи исследования
  3.   Гипотеза
  4. Объект исследования
  5. Методы  исследования

Основная часть:

  1. Вступление………………………………………………………6

2. Что такое соль?

3. Откуда берётся соль

4.Соль – консервант

5. Опыты

6.Соль на страже чистоты

7.Соль как целебное средство

8.Соль в борьбе с гололёдом

9.Интересные факты о применении соли

Заключение:

1.Результаты исследования, выводы…………………………………   16

Используемые источники:

1.Используемая литература ……………………………………………17

 2.Интернет-источники


ВВЕДЕНИЕ

(Слайд 2)

           1.  Актуальность выбранной темы

Актуальность заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом в доступных для наблюдения и изучения предметах. Данный проект позволит обогатить мои знания и представления об окружающем мире. Опыты и исследования, которые я провела, могут использоваться на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, занятиях и кружках.

(Слайд 3)

2.    Цель и задачи исследования

Цель работы: изучение свойств соли и её применение.

Задачи:

1. Выяснить, что такое соль и откуда она берётся.

2. Узнать способы добычи соли.

3. Изучить применение соли в различных сферах.

(Слайд 4)

3.Гипотеза:

Предположим, что соль – это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.

4. Объект исследования: соль.

5. Методы исследования: наблюдение, анализ литературы, опыты.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Вступление

В жизни есть простые вещи, которым мы не придаем большого значения и воспринимаем, как само собой разумеющееся. К этим же вещам можно отнести пищевую соль. Человек приправляет свою пищу солью и без этого обходиться не может. Соль всегда имела для человека огромное значение и ценилась очень дорого.

А где же ещё можно применить соль, кроме пищи?

(Слайд 5)

2.Что такое соль?

Своё исследование я начала с поисков литературы и информации в сети Интернет по теме «Соль». Происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.

(Слайд 6)

«Хлеб – соль!» –  так на Руси встречали гостей. Это – пожелание добра. Наши предки верили, что соль защищает от враждебных сил.

Соль – это символ дружбы. «Делить хлеб и соль» –  значит дружить.В  далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче.

Соль – единственное минеральное вещество, которое человек ест в чистом виде и которое ничем нельзя заменить.

    Мы встречаемся с этим веществом каждый день, но при этом практически ничего о нём не знаем. Что такое соль, откуда она берётся и нужна ли она ещё где-то кроме приготовления пищи?

Соль это вещество природное, представляющее собой соединение кристаллов хлорида натрия. Наша природа богата этим веществом, и во многих странах ведётся добыча соли.

Виды соли

На сегодняшний день существует множество видов соли. Среди них есть, можно сказать, классические и экзотические. Первые давно вошли в наш рацион. Они издавна и по сей день применяются при приготовлении пищи и создании различных лекарственных и косметических средств:

  • Каменная соль – обычная соль без особых примесей.
  • Йодированная соль – натрий хлор, который искусственно обогащают йодом, он очень популярен в регионах, где люди страдают йододефицитом.
  • Фторированная соль – обогащается фтором полезна для зубов.
  • Диетическая соль отличается сниженным содержанием натрия, из-за чего имеет немного другой вкус.

Экзотические виды соли используются в разных кухнях мира, среди них вулканическая индийская соль, гималайская розовая, французская копченая и многие другие. Такие продукты отличаются оттенками и наличием специфических привкусов.

3.Откуда берется соль?                        

Это достаточно сложный и трудоемкий процесс. Раньше соль добывали вручную - с помощью лопаты, кирки и других подручных средств. Сейчас процесс механизирован, благодаря чему появилась возможность добывать гораздо большее количество соли. Соль добывается по всему миру, более 100 стран занимаются ее извлечением и продажей. В настоящее время выделяют несколько основных  методов  добычи соли:

Способы добычи

Шахтный   Бассейный     Вакуумный

(Слайд 7)

Шахтный метод

Шахтный метод применяется для извлечения соли, находящейся глубоко в Земле. Такая соль образовалась очень давно, из-за чего она стала окаменевшей. Залежи соли могут находиться  на глубине от 100 до 600 метров, именно поэтому для извлечения соли прорубают глубокие шахты и тоннели. Выемка производится с помощью специальных устройств, все крупные куски соли измельчаются, после чего поднимаются наверх с помощью вагонеток или лифтов.Это один из самых распространенных способов добычи соли. Работа в шахтах может осуществляться независимо от времени года и погодных условий. Среди крупных соледобывающих шахт России можно выделить Соль-Илецкое месторождение в Оренбургской области.

D:\Мое\Мои рисунки\мое\шахта.jpg

(Слайд 8)

Бассейный способ

Бассейный способ применяется для извлечения соли из вод морей и соленых озер. В образованных возле моря неглубоких бассейнахскапливается соль. Под воздействием солнца и ветра вода испаряется из бассейна, а соль остается на дне. Рабочим остается только произвести выемку соли.  Данный способ добычи соли во многом зависит от погодных условий, однако является самым экологичным. Одним из районов, где соль добывается в бассейнах, является местность около озера Баскунчак в Астраханской области.

D:\Мое\Мои рисунки\мое\бассейн 1.jpg

(Слайд 9)

Вакуумныйметод

С помощью вакуумного метода добычи соли получают самую популярную в России соль марки Экстра. Производят ее следующим образом: в массив соли, расположенный под землей, загоняют чистую несоленую воду через систему специальных скважин. После чего соль поступает наверх в виде соляной жидкости. Раствор проходит очистку и затем направляется в специальные вакуумные камеры. Под влиянием низкого давления воздуха жидкость начинает испаряться, и формируются кристаллы соли. С помощь специальных устройств соль отделяют от воды и отправляют на дальнейшую обработку. Производством соли вакуумным путем занимаются солеварочные заводы, например, Усольский в Иркутской области.

D:\Мое\Мои рисунки\мое\вакуум.jpg

Но неужели мы добываем столько много соли только для, того чтобы использовать её в пищу? Где ещё может быть полезна соль?

 4. Соль – консервант

Консерванты — вещества, угнетающие рост микроорганизмов в продуктах, предупреждают продукт от появления неприятного вкуса и запаха. Соль по своей природе является натуральным консервантом, помогающим продлить сроки хранения овощей, рыбы, мяса. Её молекулы выводят воду из клеток вредных микроорганизмов. Как бы высушивая клетку бактерии. И уменьшают растворимость кислорода в воде. Микробы, нуждающиеся в воде и кислороде, начинают терять свою активность и гибнут.

  1.  Опыты с солью

(Слайд 10)

  • Опыт №1 «Растворимость соли»
  • Я взяла два стакана с холодной и горячей водой, и положила в каждую из них по одной столовой ложке соли «с горкой».
  • Вода в обоих стаканах помутнела. Но вот в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в стакане с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной.
  • Вывод: в горячей воде соль растворяется быстрее.

C:\Users\Никита\Desktop\предметная неделя\опыт\P1300316.JPG

(Слайд 11)

Опыт №2 « Плавающее яйцо»

  • Опустили сырое яйцо в баночку с пресной водой, оно сразу же опустилось на дно. В другой банке навели крепкий солёный раствор, опустили туда наше яйцо. Оно стало плавать на поверхности.  
  •  Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. Например, в Мертвом море вода слишком соленая, следовательно, человек может лежать на морской поверхности и не утонуть.
  •      Вывод: соль повышает плотность воды.

(Слайд 12)

Опыт №3 «Незамерзающая соль»

  • Я налила в две чашечки воды. В одну добавила и размешала соль. Потом обе чашки поставила в морозилку. Через 8 часов обнаружила, что пресная вода превратилась в лёд, а солёная стала холодной, но не замерзла. Оставила воду в морозильной камере. Через два дня проверила. Солёная вода немного замерзла, похожа на жидкую кашу.
  •      Вывод: солёная вода при низких температурах не превращается в лёд. Это свойство соли используют зимой на дорогах.

http://900igr.net/up/datai/266628/0023-023-.jpg

(Слайд 13)

Опыт №4 «Соленый иней»

Приготовить крепкий раствор поваренной соли (пропорция должна быть 1 кг соли на 1,5 л воды) и довести его до кипения. А потом снять с плиты и погрузить в него на ночь ветки любых деревьев. При нагревании растворимость соли улучшается, а, когда раствор остывает, соль начинает кристаллизоваться. Центрами кристаллизации становятся ветки. Утром осторожно вынуть ветки и просушить. Получаются удивительной красоты, переливающиеся на свету снежные деревца.

     Вывод: ветки во время кипения пропитались раствором соли. При высыхании вода испарилась, на поверхности веток выступили кристаллы соли.

(Слайд 14)

Опыт №5 «Соленый лед»

Возьмем лед, размельчим его, наполним им две колбы. В первую колбу со льдом добавим соли, во вторую колбу соль добавлять не будем. В две колбы опустим пробирки с водой. Что мы видим? В первой колбе вода в пробирке замерзла, образовался лед. Во второй колбе вода в пробирке стала холоднее, но не замерзла.

Вывод: соль снижает температуру льда до – 20°С. Обычная температура льда 0°С. Вот почему вода в пробирке замерзла.

( Слайд 15)

6.Соль на страже чистоты

Маленькие кристаллики соли прекрасно очищают различные поверхности. В этом я убедилась сама, попробовав отчистить грязную чашку солью. Вот результат:

Вывод:Соль эффективно удаляет пятна от кофе и чая. Используя это свойство соли производители бытовой химии часто изготавливают чистящие средства на основе соли.

7.Соль как целебное средство

Соль обладает лечебными свойствами. С помощью солевых растворов лечат насморк и заложенность носа, очищают миндалины от бактерий. Принимая солевые ванны лечат заболевания суставов.

         8. Соль в борьбе с гололёдом

Соль - эффективный материал против гололеда. Она разрушает сцепление дороги со льдом, образуя рассол. Температура замерзания солевого раствора ниже, чем у воды, поэтому лед, обработанный солью, тает очень быстро.

9.  Интересные факты о применении соли

А знаете ли вы?

Я хочу рассказать про использование поваренной соли в решении некоторых бытовых проблем.

1.Если жирное пятно на паркете или деревянной мебели, то его легко удалить с помощью соли.

2. Крепкий раствор поваренной соли быстро очистит замерзшие оконные стекла.

3.Если новый веник подержать 2-3 часа в горячей соленой воде, то он будет служить намного дольше.

4.Прежде чем начать использовать новую щетку для одежды или обуви, нужно положить ее в соленый состав (на 0,5 литра теплой воды - 2 столовые ложки соли) на 10 минут.  Это укрепит щетину, и она не будет вылезать и ломаться.

5.Если добавить в стиральную машину 2-3 столовых ложки поваренной соли - вещи не полиняют, и цвета станут ярче.

6.Если белые тюлевые занавески предварительно замочить в теплой соленой воде, они лучше отстираются.

7.Подержите махровые полотенца после стирки в соленой воде, потом прополощите. Полотенца станут мягкими.

8.Если свечи подержать перед зажжением в течение 1 часа в соленой воде, они будут гореть дольше и не оплывут.

9.Поваренная соль поможет отобрать качественные семена: нужно высыпать их в 3-6% раствор соли, помешать и дать отстояться. Хорошие семена осядут, а не кондиция всплывет на поверхность.

10.Если перед заточкой ножей и ножниц предварительно подержать их 20-30 минут в подсоленной воде, то они лучше заточатся.

11.Чайная ложка соли на литр воды замедлит увядание поставленных в воду срезанных цветов.

(Слайд 16)

                                       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опыты и исследования могут применяться на уроках окружающего мира и технологии, на занятиях внеурочной деятельности и кружковых занятиях.

В ходе исследования я узнала, что история соли насчитывает не одну тысячу лет, что она когда – то была предметом роскоши.

Узнала, что раньше люди не знали, откуда она берется, как ее добывать, приписывали ей магические свойства – поэтому она была такой дорогой.

Выяснила, что в современном мире соль используется не только в пищевой промышленности, но и в разных других областях, имеет широкий спектр применения.

Провела практические опыты и узнала о некоторых свойствах соли.

Можно сделать вывод, гипотеза подтвердилась – соль используется не только для приготовления пищи.

Она помогает

- продуктам питания дольше храниться;

- прекрасно очищает загрязнения;

-помогает в лечении многих заболеваний;

-борется с гололёдом;

-является очень важным и незаменимым веществом в жизни человека!


(Слайд 17)

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Используемая литература

1. Васильев  Ю.Р. «Занимательное природоведение», М., «Омена», 1997 г.

2.Энциклопедия «Всё обо всём». Т. 2,6,8,11 М.: «Пресса», 1995

3. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М., 2009.

4. Энциклопедия «Я познаю мир», М.:АСТ «Астрель», 2009

2.Интернет-ресурсы:

1. «Занимательные опыты на кухне» -http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtm

2. «Страна Мастеров. Соль» - http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1706


Поделиться:

Рисуем акварельное мороженое

В какой день недели родился Юрий Гагарин?

О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?

Две снежинки

Золотая хохлома