• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

История одного храма

Опубликовано Дригунова Надежда Викторовна вкл 23.02.2019 - 4:08
Дригунова Надежда Викторовна
Автор: 
Романцев Яков

Эта работа была выполнена на научно-практическую конференцию «1917-2017 года. Через столетие» в рамках VI региональных Рождественских Образовательных чтений (Малые Рождественские чтения) по направлению: Православие в Бурятии во времена советской власти. В рамках конференции работа получила поощрительны приз и была высоко оценнена экспертами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_odnogo_hrama.docx318.45 КБ
Office presentation icon istoriya_odnogo_hrama.ppt761.5 КБ

Предварительный просмотр:

Местная религиозная организация
Православный Приход храма
в честь Благовещения Пресвятой Богородицы

Научно - практическая конференция

 «1917-2017 года. Через столетие» в рамках VI региональных Рождественских Образовательных чтений

(Малые Рождественские чтение)

Направление: Православие в Бурятии во времена советской власти.

Тема: История одного храма 

Выполнил: Романцев Яша,

ученик Воскресной школы

Учитель: Дригунова Надежда Викторовна

г. Улан-Удэ, 2016

Оглавление

Введение        3

Судьба храма до революции        5

История храма при советской власти        7

Заключение        9

Используемая литература и источники        10

Приложения        11


Благочестивые наши предки не могли жить без храма –
он был так же необходим для души народа,
как дом и пища для его телесного существования.
Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ.

Введение

Я живу в селе Кудара. Наше село находиться на берегу реки Харауз. На сегодняшний день оно самое крупное на правобережье Селенги. Украшением села является красавица Свято-Благовещенская церковь.

Я заинтересовался историей храма и села, потому, что начал посещать воскресную школу при храме. Я немного знал историю села из рассказов родителей. Но об истории возникновения, разрушения и восстановления Храма я почти ничего не знал. Вот тогда-то я решил провести свое исследование и собрать материал об истории храма.

Тема исследовательской работы – «История одного храма», храма Святого Благовещения Пресвятой Богородицы села Кудара

Актуальность данной работы заключается в том, чтобы обратить внимание молодого поколения на развитие духовности и нравственности, чтобы возродить и сохранить память у будущих потомков о живших ранее, и ныне сельских церквях, чтобы они знали и чтили историю своей малой Родины.

Цель исследовательской работы: изучить историческое прошлое и сегодняшний день сельской церкви села Кудара и показать историческую значимость церкви в жизни села и людей.

Задачи:

  1. Изучить научно-популярную, специальную литературу, связанную с темой исследовательской работы;
  2. Собрать данные о селе Кудара и православного храма в селе; 
  3. Внести посильный вклад в изучение истории сельской церкви 

Проблема: что является причиной рождения, закрытия и возрождения церкви в нашем селе?

Гипотеза: я предполагаю, что исторические события повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение церкви.

При написании работы были использованы материалы книги Л.Г.Орлова «Байкало-Кудара. 300 лет истории», статьи из газеты «Православный Кабанск», материалы книг «Ворота Забайкалья», и «Край наш Кабанский у Байкала».  Совершил экскурсию по территории храма, помолился на службе.

При изучении истории храма были использованы разные методы и формы работы: работа с газетными публикациями, экскурсия, беседа, наблюдение.

В своей исследовательской работе я попытался  узнать историю Свято-Благовещенского храма села Кудара. При помощи найденных материалов мне удалось воссоздать историю Храма и рассказать о еѐ буднях.


Судьба храма до революции

Впервые упоминания о Кударинской степи оставили казацкий атаман Василий Колесников в 1645 году и московский посол Николай Спафарий. В книге "Сибирь и Китай" он писал: "На правой стороне (от впадения в Байкал реки Селенги.-М.Л.)... юрты братские, а ниже юрт немного – заимка Селенгинского казака... направо степь, в которой кочуют братские ясачные иноземцы, и оттуда идут места хлебородные, где могут многие пашенные люди жить, потому что и елани, и степи, и лес всякий есть".[1] 

Нет точной даты возникновения села, но вероятнее всего село возникло в конце XVIIвека в степи, богатой пастбищами, среди дремучих лесов и вод. Название села всего вероятнее произошло от слова «худара», «хударха», что означает тайком, ползком проникнуть куда – либо. Так якобы западные предбайкальские буряты проникали в Забайкалье. По преданиям здесь они находили «дрова без топора, мясо без ножа», что говорило о богатстве местной флоры и фауны. Примерно в это же время основали здесь свои поселения русские люди. Они заселялись здесь как стихийно, так и при участии служителей Троицко-Селенгинского монастыря, который в 1701 году получил вотчину прозывавшуюся «Кударинским дворцом».

В селе почти сразу появилась церковь. Л.Г Орлов в своей книге «Байкало-Кудара. 300 лет истории» отмечает, что первая церковь была возведена в 1690-х годах. В 1728 году Епископ Иркутский Иннокентий (Кульчицкий) благословил строительство новой деревянной церкви. Но и она прослужила недолго, и также сгорела в пожаре. В 1736 году новый Епископ Иркутский Иннокентий (Нерунович) благословил строительство каменного здания церкви. Построили его за 6 лет.

Возводилась церковь «всем миром», а так как Кудара – Благовещенье (старое название села) было по тем временам богатым и многонаселенным селом, то и церковь возвели из камня большой и богатой.

Церковь была освещена в честь Благовещенья Пресвятой Богородицы. Храм имеет еще два придела: первый в честь Иоанна Предтечи, второй в честь Великомученицы Екатерины. Освящение произошло в 1814 или 1818 году, но долгое время работы еще продолжались.

Центральные ворота были выложены богатым рыбопромышленником Бачалдиным спустя почти сто лет.

До революции храм, как и любой православный храм, играл немалую роль в жизни всей округи. Православный человек не мыслил жизни без Бога, без молитвы, без храма. В церковь шли исповедывать свои грехи, причащаться, получить благословение на любое дело, помолиться. Жизнь с церковью начиналась с рождения. Церковь благословляла на семейную жизнь. Церковь напутствовала в последний путь.

Кроме того в здании церкви собирался народ при решении важных проблем, здесь узнавали содержание важнейших документов государства. А по свидетельству местных жителей высокий крест на колокольне и сам звук колокола служили своеобразным маяком для рыбаков на Байкале.

В конце 1861 года Благовещенская церковь частично разрушается страшным Цаганским землетрясением. Разрушился деревянный барабан над летним приделом.

Церковь была центром не только для села, но и для всей округи. На престольные и великие праздники в храм собиралась масса народа. При храме имелись трапезная и небольшая гостиница. По воскресным дням около храма собиралась ярмарка, где крестьяне могли продать излишек продуктов, купить необходимые товары.


История храма при советской власти

Тяжелым временем для Свято – Благовещенской церкви, как и для всей Православной церкви России стали, годы советской власти.  23 января 1918 года был опубликован Декрет Советского Правительства об отделении Церкви от государства и школы от церкви, получивший название Закона о свободе и совести. Он декларировал принципы невмешательства государства во внутренние дела церкви и невмешательства Церкви в управление государством. Принцип отделения церкви от государства и школы от Церкви был закреплен Конституцией РСФСР 1918 года. С 1929 года началась массовая компания по подготовке общественного мнения к закрытию храмов. К Церкви стали относиться как к контрреволюционной силе, оказывающей существенное влияние на сознание масс.

Не избежала этой участи и наша церковь. В декабре 1927 года церковное имущество и здание были оценены и взяты на учет, в дальнейшем последовали различные притеснения и штрафы на Кударинский церковный совет. Сразу закрыть Благовещенский храм власти не решились, а сначала постепенно закрыли все храмы в округе. В 1935 году закрыла 5 кударинских часовен.

На закрытие самой Благовещенской церкви власти решились 19 июля 1938 года: с куполов сбрасываются кресты и четыре колокола, отлитые в XVIII – XIX веках весом от большого в 42 пуда 30 фунтов до малого в 3 пуда. Пропало имевшее историческую и культурно-нравственную ценность церковное кладбище. Предметы культа и церковная утварь, иконы были либо вывезены представителями власти, либо уничтожены, часть икон были подобраны и сохранены местными жителями. Во время закрытия церкви число православных прихожан составляло 4637 человек. Церковь была обращена в клуб.

В конце 1940 – начале 50-х годов церковное здание было совершенно заброшено и пустовало. По свидетельству Л.Г. Орлова оно сразу было обжито «ватагами» кударинских мальчишек, которые играли здесь «в войну», используя вместо снарядов обломки стен церкви, медные монеты.

Наверное, в это же время здание церкви стало использоваться  под склад. Жители Кудары постарше помнят еще, что в летнем приделе Байкальское райпо хранила муку для местной пекарни, а в зимнем приделе с южной стороны храма, вместо одного из окон была сделана дверь, и там хранили скобяной товар. Колокольня и притвор были доступны для всех.

Постановление Совета Министров Бурятской АССР № 379 от 29 сентября 1971 года Свято – Благовещенская церковь была признана памятником архитектуры. Обследовал ее Людовиг Карлович Минерт. В своем заключении он отмечает, что Благовещенская церковь интереснейший памятник, отразивший в своей архитектуре сложное взаимодействие различных тенденций в каменном культовом зодчестве Забайкалья.


Заключение

Восстановление храма началось с 1986 года. Местная администрация собирала людей, чистили здание храм от грязи и мусора, собирали деньги по подписке, обращались в Иркутскую епархию и Верховные Советы Бурятской АССР и Российской Федерации за помощью, была разработана Иркутским институтом «Гражданпроект»  проектно-сметная документация, получено разрешение на восстановление. Но началась перестройка, и дело восстановления храма не прекратилось совсем, но сильно застопорилось. Сейчас храм почти восстановлен. Службы в храме возобновились с апреля 2005 года.

В переводе с арамейского языка, на котором говорил Иисус Христос, слово покаяние – означает возращение к истокам.

И говорит Господь: «Остановитесь на путях ваших, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему».

Возвращение к истокам – это осознание сущности событий и явлений. Возвращение к истокам – это поиск божественных энергий, которые входят в нашу жизнь, приобщают нас взрослых и детей к общечеловеческим ценностям, любви к Родине, семье, к формированию духовно-нравственных отношений, культурному наследию своего народа.

Используемая литература и источники

  1. Л.Г.Орлов «Байкало-Кудара. 300 лет истории». – Улан-Удэ, 2002 г
  2. М. А Лукьянов Край наш Кабанский у Байкала – Улан-Удэ, 2007. – 174 с.
  3. Паспорт памятника истории и культуры Министерства культуры Бурятской АССР на Свято-Благовещенский храм –
  4. Интернет – портал «Село родное» - http://selorodnoe.ru/dos/show/id3659443/

Приложения

Церковь 'Кудара-Благовещение'

    Свято-Благовещенская церковь – современный вид.

8.jpg

Вид храма в 1971 году

11.jpg

Арочные ворота перед центральным входом.


[1]  Лукьянов М. А. Край наш Кабанский у Байкала.  Улан-Удэ: Домино, 2007-174с. 


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

История одного храма Работа ученика Воскресной школы Свято-Благовещенского прихода Романцева Якова

Слайд 2

Благочестивые наши предки не могли жить без храма – он был так же необходим для души народа, как дом и пища для его телесного существования. Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ.

Слайд 3

Цель: изучить историческое прошлое и сегодняшний день сельской церкви села Кудара и показать историческую значимость церкви в жизни села и людей.

Слайд 4

Задачи: Изучить научно-популярную, специальную литературу, связанную с темой исследовательской работы; Собрать данные о селе Кудара и православного храма в селе; Внести посильный вклад в изучение истории сельской церкви

Слайд 5

Проблема: что является причиной рождения, закрытия и возрождения церкви в нашем селе? . Гипотеза: я предполагаю, что исторические события повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение церкви

Слайд 6

Судьба храма до революции Впервые упоминания о Кударинской степи оставили казацкий атаман Василий Колесников в 1645 году и московский посол Николай Спафарий. Название села всего вероятнее произошло от слова «худара», «хударха», что означает тайком, ползком проникнуть куда – либо. Так якобы западные предбайкальские буряты проникали в Забайкалье. Люди, заселялись здесь как стихийно, так и при участии служителей Троицко-Селенгинского монастыря, который в 1701 году получил вотчину прозывавшуюся «Кударинским дворцом».

Слайд 7

Первая церковь была возведена в 1690-х годах. В 1728 году Епископ Иркутский Иннокентий (Кульчицкий) благословил строительство новой деревянной церкви. Но и она прослужила недолго. В 1736 году Епископ Иркутский Иннокентий (Нерунович) благословил строительство каменного здания церкви. Построили его за 6 лет. Церковь была освещена в честь Благовещенья Пресвятой Богородицы. Храм имеет еще два придела: первый в честь Иоанна Предтечи, второй в честь Великомученицы Екатерины. Освящение произошло в 1814 или 1818 году.

Слайд 8

До революции храм, как и любой православный храм, играл немалую роль в жизни всей округи. Православный человек не мыслил жизни без Бога, без молитвы, без храма. В церковь шли исповедывать свои грехи, причащаться, получить благословение на любое дело, помолиться. Жизнь с церковью начиналась с рождения. Церковь благословляла на семейную жизнь. Церковь напутствовала в последний путь.

Слайд 9

История храма при советской власти 23 января 1918 года был опубликован Декрет Советского Правительства об отделении Церкви от государства и школы от церкви, получивший название Закона о свободе и совести. На закрытие самой Благовещенской церкви власти решились 19 июля 1938 года: с куполов сбрасываются кресты и четыре колокола, отлитые в XVIII – XIX веках весом от большого в 42 пуда 30 фунтов до малого в 3 пуда .

Слайд 10

Постановление Совета Министров Бурятской АССР № 379 от 29 сентября 1971 года Свято – Благовещенская церковь была признана памятником архитектуры.

Слайд 11

Восстановление храма началось с 1986 года. Местная администрация обращалась в Иркутскую епархию и Верховные Советы Бурятской АССР и Российской Федерации за помощью, была разработана Иркутским институтом «Гражданпроект» проектно-сметная документация, получено разрешение на восстановление. Службы в храме возобновились с апреля 2005 года. И говорит Господь: «Остановитесь на путях ваших, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему».

Слайд 13

Используемые ресурсы: Л.Г.Орлов «Байкало-Кудара. 300 лет истории». – Улан-Удэ, 2002 г М. А Лукьянов Край наш Кабанский у Байкала – Улан-Удэ, 2007. – 174 с. Паспорт памятника истории и культуры Министерства культуры Бурятской АССР на Свято-Благовещенский храм – Интернет – портал «Село родное» - http://selorodnoe.ru/dos/show/id3659443/ Для оформления презентации использованы интернет-ресурсы: Шумарина Вера Алексеевна, учитель-дефектолог ГС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида г.Балашова Саратовской области http://pedsovet.su/ bibliotekar.ru/ rus /index.htm lenagold.ru/fon/clipart/p/pero4.html :

Поделиться:

Четыре художника. Осень

Девочка-Снегурочка

Для чего нужна астрономия?

Серебряное копытце

Три загадки Солнца