• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Влияние компьютерных игр на подростка

Опубликовано Сажинова Татьяна Юрьевна вкл 26.02.2019 - 12:55
Сажинова Татьяна Юрьевна
Автор: 
Мазилов Илья

Цель исследовательской работы – выяснить влияние компьютерных игр на подростка и разработать рекомендации для родителей по профилактике компьютерной зависимости подростка.

Исследования подтверждают, что причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков можно считать недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми. Дети и подростки в силу психолого-педагогических особенностей являются наиболее подверженными компьютерной зависимости.

При написании работы были использованы следующие методы исследования:

  • анализ психологической литературы по рассматриваемой проблеме;
  • проведение исследования среди школьников (анкетирование);
  • анализ полученной информации;
  • оформление результатов исследования;
  • формулировка выводов.

Мы провели исследование среди учащихся 7, 8 ,9 классов и выявили, что 35% наших респондентов являются зависимыми от компьютерных игр. Зависимость от компьютерных игр связана с такими факторами, как пол и уровень развития коммуникативных способностей. Планируем обратить внимание общественности на полученные результаты исследования через классные часы, родительские собрания и педсовет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

ЯНАО, Пуровский район, г.Тарко-Сале,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Секция  информатика

Исследовательская работа

на тему:

«Влияние компьютерных игр на подростка»

                                                            Подготовил: ученик 8 А класса,

   Мазилов Илья Александрович

Руководитель: Сажинова Татьяна Юрьевна, учитель информатики МБОУ «СОШ №1» г. Тарко-Сале

                                                             

2015 г


Содержание

Аннотация……………………………………………………………………………………....3

Введение ………………………………………………………………………………………..5

Теоретическая часть

  1. Роль игры в жизни ребенка…………………………………………………………….6
  2. Влияние компьютерных игр на детей и подростков………………………………….7
  3. Компьютерная зависимость как результат увлеченностью компьютерными

играми…………………………………………………………………...………….……9

Практическая часть

  1. Исследование компьютерной зависимости среди подростков……………………..11
  2. Рекомендации для родителей ………………………………………………………...12

Заключение……………………………………………………………………….……………14

Список литературы…………………………………………………………….……………...15

Приложение……………………………………………………………………………………16


Аннотация

Цель исследовательской работы – выяснить влияние компьютерных игр на подростка и разработать рекомендации для родителей по профилактике компьютерной зависимости подростка.

Исследования подтверждают, что причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков можно считать недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми. Дети и подростки в силу психолого-педагогических особенностей являются наиболее подверженными компьютерной зависимости.

При написании работы были использованы следующие методы исследования:

  • анализ психологической литературы по рассматриваемой проблеме;
  • проведение исследования среди школьников (анкетирование);
  • анализ полученной информации;
  • оформление результатов исследования;
  • формулировка выводов.

Мы провели исследование среди учащихся 7, 8 ,9 классов и выявили, что 35% наших респондентов являются зависимыми от компьютерных игр. Зависимость от компьютерных игр связана с такими факторами, как пол и уровень развития коммуникативных способностей. Планируем обратить внимание общественности на полученные результаты исследования через классные часы, родительские собрания и педсовет.

Краткая аннотация

Исследования подтверждают, что причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков можно считать недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми. Дети и подростки в силу психолого-педагогических особенностей являются наиболее подверженными компьютерной зависимости.

В данной работе сделана попытка исследовать зависимость от компьютерных игр в подростковом возрасте в зависимости от пола подростка и уровня развития коммуникативных способностей.

Введение

Компьютерные игры как социокультурный феномен повседневности относится к числу актуальных проблем современной науки, так как представляют собой уникальный продукт развития техники и самосознания современной личности, сведение в единое целое, казалось бы, несводимых друг к другу элементов человеческой культуры: понятий добра и зла, жизни и смерти, развлечения и обучении и т.п. Причем, соединение противоположностей не является в данном случае чем-то абсурдным и фантастичным. Напротив, игра содержит в себе все необходимые предпосылки для естественного развития личности и культуры общества.

Цель исследовательской работы – выяснить влияние компьютерных игр на подростка. Исходя из поставленной цели, мы выдвинули следующие задачи:

  1. рассмотреть возрастные особенности детей и подростков, увлеченных компьютерными играми;
  2. определить влияние компьютерных игр на детей и подростков;
  3. определить имеют ли учащиеся нашей школы компьютерно-игровую зависимость;
  4. разработать рекомендации для родителей и их детей профилактики компьютерной зависимости.

Проблемные вопросы  исследовательской работы:

1.  Как компьютерные игры влияют на подростка?

2.  Как выявить компьютерно-игровую зависимость у детей и подростков?

3.  Как оградить ребенка от компьютерно-игровой зависимости?

На основании поставленных целей и задач мы выдвинули следующие гипотезы:

  1. В компьютерные игры в основном играют мальчики.
  2. Мальчики больше подвержены компьютерной зависимости, чем девочки.
  3. Компьютерные игры развиваются не только компьютерную зависимость, но и

зависимость от Интернета

Роль игры в жизни ребенка

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. Ролевые игры учат ребёнка основам трёх очень важных видов человеческого общения  - ролевого, делового и дружеского. Соответственно через игру ребенок учится искать компромисс, конструктивно сотрудничать, примерять на себя разные роли, через возникающие симпатии учится дружить с другими детьми.

Если взрослые не организуют игру и досуг ребёнка, её будет "организовывать" то, что он видит, т.е. массовая теле- и видеопродукция, компьютерные игры. В результате многие дети начинают играть в "людей-пауков", роботов-убийц и т.п. персонажей. Определяя содержание детских игр, поток массовой видео- и компьютерной продукции создаёт эмоционально-смысловую основу представления о мире, как арене борьбы "наших" и "чужих" - борьбы, где жестокость и холодный расчёт приносят успех, где сильный всегда прав, обмануть и убить врага всегда похвально, где часто нет места ни любви, ни сопереживанию, ни благородству, ни даже элементарной порядочности.

Результаты такого влияния отсрочены по времени, потому что только в подростковом возрасте можно увидеть последствия - агрессия, отсутствие норм морали и т.д. Ещё одно последствие того, что с детьми мало играют, состоит в "непроработанности" эмоциональных впечатлений - страха, возмущения, обиды и других. Непереработанные и "непереваренные" впечатления оседают в душе ребёнка грузом проблем и приводят к появлению "необъяснимых" страхов и слёз, вспышек агрессии и жестокости, истерического возбуждения или апатии. 

Таким образом, основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков можно считать недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми. Дети и подростки в силу психолого-педагогических особенностей являются наиболее подверженными компьютерной зависимости.

Влияние компьютерных игр на детей и подростков

В данном параграфе мы рассмотрели определение компьютерных игр и их классификацию компьютерных игр по жанрам и их влияние на подростка.

Компьютерная игра - игра, в которой соперником человека выступает компьютерная программа [4].

Компьютерная игра  — компьютерная программа или часть компьютерной программы, служащая для организации игрового процесса, связи с партнёрами по игре, или сама выступающая в качестве партнёра [6].

Выделяют множество различных жанров компьютерных игр. Изучив литературу по данному вопросу, мы выделили несколько жанров компьютерных игр и представили их характеристику в таблице 1 [7].

Таблица 1. Жанры компьютерных игр

Жанры

Характеристика

Положительное влияние

Action

В играх данного типа игрок, как правило, действуя в одиночку, должен уничтожать врагов при помощи холодного и огнестрельного оружия, для достижения определённых целей на данном уровне, обычно, после достижения заданных целей игрок, переходит на следующий уровень.

Развивает скорость внимание, быстроту мышления, учит быстро принимать решения.

Симуляторы

При помощи компьютера как можно более полно имитируется физическое поведение и управление каким-либо сложным объектом технической системы. 

В основном являются обучающими

Стратегии

Игры, требующие планирования и выработки определенной стратегии для достижения некоей конкретной цели.

Развивают стратегическое мышление.

 Приключения

Игра-повествование, в которой управляемый игроком герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром. 

Развивают внимание, память.

Логические

В играх данного типа игрок использует логику и ум, чтобы пройти тот или иной уровень.

Развивают память, внимание, логическое мышление.

Ролевые

 Игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету.

Повышается общий уровень образования, коммуникативные навыки, появляется привычка работать в команде.

Компьютерные игры оказывают не только положительное влияние, но и отрицательное. Так же не редкость, а это даже в последнее время становится «нормальным» явлением, что в играх проявляется жёсткость: убийства, кровь. Это даёт толчок на повторение детьми эпизодов в игре: убийств, телесных повреждений и т. д.

Вред компьютерных игр состоит в том, что они могут "поглотить" ребенка в компьютерную реальность. Дети из-за игр не могут отличить настоящую реальность от компьютерной.

Компьютерные игры приводят людей к психологическим проблемам: несложившаяся личная жизнь, неудовлетворенность собой, и, как следствие, потеря смысла жизни и нормальных человеческих ценностей. Единственной ценностью для них является компьютер и все, что с этим связано. Такие люди становятся нервными, агрессивными, психически неустойчивыми.

        Компьютер является источником электромагнитного излучения. Сидячее положение в течение длительного времени приводит к искривлению позвоночника, которое может впоследствии привести к нарушению работы внутренних органов. Изображение на экране дисплея складывается из светящихся и мерцающих точек, что приводит к ухудшению зрения, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление и т.п. Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими [2].

Итак, влияние компьютерных игр на подростка неоднозначно. Поэтому запрещать играть в компьютерные игры не нужно, но следить в какие игры играет ребенок и сколько времени проводит за играми необходимо.

Компьютерная зависимость как результат

увлеченностью компьютерными играми

Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.

Компьютерная зависимость - форма ухода от реальности. Реальности, которая травмирует и которую сложно предсказать, где приходится строить отношения с разными людьми - и с симпатичными нам, и не очень. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями. Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестком мире подростку и кажется, что компьютер, виртуальная жизнь – идеальный выход.

        Выделяют четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр: 1) легкой увлеченности; 2) увлеченности; 3) зависимости; 4) привязанности. На стадии легкой увлеченности человеку начинает нравиться сама игра, компьютерная графика в ней, звук, сам факт имитации реальной жизни. На стадии увлеченности игра принимает систематический характер. Когда игроки становятся "заядлыми", возникает стадия зависимости, происходят изменения в самооценке и самосознании. Последняя стадия характеризуется угасанием активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом. Это самая продолжительная стадия, которая может длиться всю жизнь [8].

Психологи выделяют следующие причины возникновения компьютерной зависимости:

  1. Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье.
  2. Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.
  3. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей.
  4. Общая неудачливость ребёнка.

Факторы, способствующие привыканию ребенка к компьютерной игре:

  • наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
  • отсутствие ответственности;
  • реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
  • возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;
  • возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости от того, к чему они могут привести [1].

Признаки компьютерной зависимости

  • на просьбы родителей отвлечься от игры, ребенок демонстрирует острый эмоциональный протест; шантажирует, угрожает, если ему запрещают играть;
  • ребенок не может спланировать окончание игры на компьютере;
  • ребенок постоянно просит деньги для обновления программного обеспечения компьютера и приобретения новых игр;
  • ребенок забывает о домашних делах и приготовлении уроков;
  • у ребенка сбивается режим дня, питания и сна, перестает заботиться о здоровье;
  • чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, ребенок начинает злоупотреблять кофе и другими энергетическими напитками;
  • прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере;
  • ощущение эмоционального подъема во время игры на компьютере;
  • ограничение общения обсуждением компьютерной тематики с окружающими;
  • нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к игре;
  • ребенок начал проводить ночи за компьютером; прогуливать школу для того, чтобы поиграть за компьютером;
  • ребенок находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался. [3]

Практическая часть

Исследование компьютерной зависимости среди подростков

В рамках исследовательской работы мы предложили 78 учащимся 7-ых, 8-ых, 9-ых классов МБОУ «СОШ №1» г. Тарко-Сале пройти два теста (приложение 1, 2), составленных С.А. Кулаковым, В.А.Буровой, выявляющие компьютерную зависимость.

Проведенные нами тесты показали следующие результаты:

Из представленных ниже диаграмм видно, что девушки реже подвержены компьютерной зависимости, т.к. в дошкольном возрасте их основным видом деятельности была сюжетно-ролевая игра (например, дочки-матери, больница, коты-воители и т.п.).

5% юношей оказались игроманами,  40% подвержены компьютерной зависимости, что стало следствием того, что в дошкольном возрасте они «не доиграли» в сюжетно-ролевые игры и пытаются это компенсировать в подростковом возрасте через  компьютерные игры.  

Через игру дети учатся общаться с людьми, формируются коммуникативное, ролевое, деловое и дружеское  общение. Поэтому, как правило, у таких детей нет проблем с общением в реальной жизни и, следовательно, нет острой необходимости в «виртуальных» играх.

     

Мальчики в компьютерных играх выплескивают свою агрессию, которой по природе заложено больше, чем у девочек. Также в компьютерных играх они самоутверждаются, т.е. могут быть, кем захотят (супергероями, военными и т.п.).

Наши наблюдения и опрос показали, что подросткам интереснее играть в групповые игры, через социальные сети, локальные сети, чем поодиночке. Поэтому, играя в сети Интернет с друзьями, у детей развивается не только компьютерная зависимость, но и зависимость к Интернету.  

В связи с полученными результатами мы разработали рекомендации для родителей по профилактике компьютерной зависимости подростка:

  1. Придерживаться демократического стиля воспитания в семье, который в наибольшей степени способствует воспитанию в ребенке самостоятельности, активности, инициативы и ответственности.
  2. Отношения в семье строить на принципах честности и умении признавать ошибки.
  3. Родители являются другом и помощником своему ребенку. Они общаются с ребенком, будучи в курсе возникающих у него проблем, конфликтов.
  4. Ребенок может довериться родителям всегда и при любых обстоятельствах.
  5. Родители не боятся показывать свои чувства ребенку, если они расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда ребенок увидит в них не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.
  6. Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне со стороны родителей о прекращении работы за компьютером, то им не следует торговаться с ребенком, надо четко заявить о своей позиции и объяснить её.
  7. Родителям всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка.
  8. Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.
  9. Также необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям, чтобы он чувствовал радость от этого.
  10. Приобщать ребенка к домашним делам.
  11. Играть всей семьей в настольные игры.
  12. Культивировать чтение в семье.
  13. Научить детей способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых состояний.
  14. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими.
  15. Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры.
  16. Родители – образец для подражания, поэтому они сами не должны нарушать правила, которые устанавливают для ребенка.
  17. Не нужно ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.

Рекомендации детям и подросткам:

  1. Играйте чаще, но не больше 1 часа в день с перерывами.
  2. После каждых 15 минут делайте гимнастику для глаз (инструкцию можно взять в кабинете врача-окулиста)
  3. Делайте после работы на компьютере физическую разминку тела и кистей рук.
  4. Выбирайте игру сознательно, определяя, в чем её полезное влияние.


Заключение

        В рамках исследовательской работы мы рассмотрели литературу по теме «Влияние компьютерных игр на подростка». Выявили: что такое компьютерная игра, какое положительное и отрицательное влияние она оказывает на подростка. Установили причины возникновения компьютерной зависимости и факторы, способствующие привыканию ребенка к компьютерной игре.

В результате нашего исследования мы выяснили, что молодые люди больше подвержены компьютерной зависимости (45%), чем девушки (27%).  Это обусловлено тем, что в дошкольном возрасте девушки чаще играют в сюжетно-ролевые игры, чем молодые люди, в результате чего девушки лучше приспособлены к жизни, у них развита потребность общения в реальной жизни, которое может реализовываться также и по средствам социальных сетей, следовательно, нет высокой потребности в компьютерных играх. Высокий процент компьютерной зависимости у мальчиков обусловлен тем, что в дошкольном возрасте они «не доиграли» в сюжетно-ролевые игры, благодаря которым формируются конструктивные навыки общения, ролевое и дружеское общение. Возможно, сейчас эти молодые люди пытаются компенсировать недостаток этого общения через групповые компьютерные игры.

На основании полученных результатов мы предложили родителям и детям рекомендации по борьбе с компьютерной зависимостью.

        Анализируя анкету, изучив влияния компьютерных игр на подростков, мы пришли к выводу, что будет неверно, если мы полностью исключим компьютерные игры из нашей жизни, так как в компьютерных играх, как и в любом явлении нашей жизни, можно увидеть не только отрицательные, но и положительные стороны. Так, например, с помощью некоторых игр можно развивать такие познавательные процессы, как память, внимание, мышление или лучше отреагировать отрицательные эмоции через игру, чем в жизни использовать вербальную агрессию или физическую.

Список литературы

  1. Викентьева А.Б. Компьютер как диагноз // Культура  №13
  2. Сартан М. Верхом на драконе или что развивают компьютерные игры // Школьный психолог. №16
  3. Петрова Н.П. Виртуальная реальность: Современная компьютерная графика и анимация – М.: Аквариум, 2009 г.
  4. vliyanie-kompyuternyx-igr-na-detej http://tamtararam.ru/
  5. 1389-плюсы-и-минусы-компьютерных-игр http://games48.ru/home/
  6. Классификация компьютерных игр http://ru.wikipedia.org/wiki/
  7. Компьютерная игра http://letopisi.ru/index.php/
  8. Советский энциклопедический словарь http://www.edudic.ru/bes/7754/

Приложение 1

Тест №1

  1. Как часто вы играете в компьютерные игры?
  1. каждый день
  2. день через день
  3. когда нечем заняться
  1. По сколько часов обычно играете?
  1. более 3 часов
  2. 1-2 часа
  3. максимум 1 час
  1. Легко ли вы можете оторваться от игры?
  1. нет
  2. когда как
  3. да, достаточно легко
  1. Часто ли вы тратите свободное время на игры?
  1. всегда или почти всегда
  2. время от времени
  3. достаточно редко
  1. Пропускали ли вы важные мероприятия ради игры?
  1. да, часто
  2. да, один или два раза
  3. нет
  1. Думаете ли вы о компьютерных играх, когда находитесь в реальном мире?
  1. постоянно
  2. время от времени
  3. нет
  1. Какую роль в вашей жизни играют компьютерные игры?
  1. очень значительную
  2. достаточно важную
  3. вы легко обходитесь без них
  1. Часто ли вы садитесь за игры сразу после прихода домой?
  1. всегда или почти всегда
  2. время от времени
  3. как правило, нет

        За каждый ответ «а» прибавьте к результату 3 балла, за ответ «b» - 2 балла и за ответ «c» - 1 балл.

        Результаты:

8-12 баллов - у вас нет ярко выраженных симптомов зависимости

13-18 баллов - возможно, вы зависимы от игр

19-24 балла - скорее всего, вы являетесь игроманом

 

Приложение 2

Тест №2

  1. Вы испытываете эйфорию, хорошее настроение, когда играете в компьютерные игры?
  2. В последнее время требуется все больше и больше времени, чтобы достичь этого состояния?
  3. У вас случается чувство опустошенности, дурное настроение или раздражительность, когда вы не можете поиграть за компьютером?
  4. У вас есть боли в запястьях?
  5. Вы пропускали встречу с кем-либо из-за того, что были заняты компьютерными играми?
  6. Вы проводите 3 ч и более в день в Интернете?
  7. Вы заходите на чаты, просматриваете сайты, не касающиеся вашей основной деятельности за компьютером? Играя, вы пропускали прием пищи?
  8. Вам легче общаться с людьми через Интернет, нежели лицом к лицу?
  9. Ваши друзья или родственники говорили вам, что вы невероятное количество часов сидите в Интернете или за компьютерными играми?
  10. Вы отмечаете ухудшение в учебе или уменьшение знаний по основной работе? У вас были неудачные попытки ограничить время работы за компьютером?
  11. Вы ощущаете онемение в мизинце во время работы за компьютером? Вы говорили другим, что проводите за компьютерными играми немного времени, хотя это не так?
  12. Вы отмечаете регулярные боли в спине (чаще, чем 1 раз в неделю)?
  13. В последнее время вас беспокоит сухость глаз?
  14. В последнее время у вас было сильное желание играть?
  15. Для того чтобы больше побыть в Интернете, вы прекращали мыться, чистить зубы или бриться?
  16. С того времени, как вы используете Интернет или играете в компьютерные игры, у вас появились нарушения сна: долгое засыпание, бессонница, беспокойный сон?

Результаты:

Ответ «да» не менее, чем на 4 вопроса, показывает, что возможно, вы зависимы от компьютерных игр и Интернета.


Поделиться:

За чашкой чая

Рисуем акварельное мороженое

Солдатская шинель

Девятая загадочная планета Солнечной системы

Колумбово яйцо