Данная работа посвящена изучению особенностей речи учащихся школы.
Вложение | Размер |
---|---|
esetov_timur.docx | 29.06 КБ |
1 Введение
Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, - с передачей некоторого количества новых – будут служить многие столетия после вас для выражения ещё неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений. И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, емкий, умный язык. В нем самом есть уже все элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слов, словесная живопись.
С.Я.Маршак
Именно этими словами замечательного писателя С.Я.Маршака я хотел начать свое исследование.
Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека..
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо, надо. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума...
Несомненно, духовное богатство России будет жить до тех пор, пока жив могучий русский язык. Не любить и не беречь его - значит, не любить нашу Родину.
Общаясь со сверстниками, мы отметили бедность их речевого запаса и задались вопросом, какие слова входят в состав лексикона школьников, какими путями можно пополнить их словарный запас.
Цель исследования изучить специфику современного школьного жаргона .
В соответствии с целью исследования я решал такие задачи:
1подбор и анализ литературы по теме исследования;
2) Определить понятия жаргон и сленг;
3) собрать фактический материал посредствам проведения опроса учащихся моей школы:
Выявить круга наиболее употребительных жаргонных слов,
Частотность употребления жаргонизмов,
Причины употребления школьниками жаргонизмов.
4)Проанализировать результаты опроса и выводы разместить в диаграммах.
5) Систематизировать материал по теме исследования.
С этой целью я в течение месяца изучал и собирал материал о диалектах, профессиональных словах, русском молодежном сленге, жаргонной лексике, классифицировал словарный состав русского языка. Среди учеников 5-9-х классов нашей школы было проведено анкетирование, на основании которого я сделал свои выводы.
Гипотеза: я предполагаю, что современные школьники активно используют жаргон в своей речи, их употребление связано с желанием выделиться среди людей , быть современным.
Предметом нашего исследования является молодежный жаргон как языковое и социальное явление.
Объект исследования: учащиеся 5-9 классов Тулугановского филиала МКОУ «СОШ с.Солянка».
Цель нашей работы: изучить лексикон учащихся 5-9-х классов нашей и определить пути пополнения словарного запаса школьников.
С этой целью я в течение месяца изучал и собирал материал о диалектах, профессиональных словах, русском молодежном сленге, жаргонной лексике, классифицировал словарный состав русского языка. Среди учеников 5-9-х классов нашей школы было проведено анкетирование, на основании которого я сделал свои выводы. 2. Основная часть
В начале своего исследования мы выдвинули гипотезу: предполагаем, что в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы – это часто употребляемая лексика молодежи, а диалектизмы и специальные слова , к сожалению, в речи современной молодежи встречаются очень редко.
2. 1. Диалектная лексика
Диалектом называют языковую систему, которая служит средством общения небольшой территориальной замкнутой группы людей, обычно жителей одного или нескольких населенных пунктов сельского типа.
На мой взгляд, внимание, интерес и любовь к родному краю начинаются с любви к родному слову. Местные, диалектные слова отражают своеобразие того региона, в котором мы живём.
.В ходе своего исследования я обнаружил в речи некоторых ребят «местные слова»(финик, демьянки, карга, карамыслик, мошка, рундук, солтень, безмен, урак, буровить и т.д.)
В результате анкетирования было выявлено, что диалектная лексика встречается очень и очень редко в лексиконе учащихся 5-9 классов. Я попытался выделить несколько причин очень редкого употребления диалектов:
• одни думают, что диалектизмы чаще всего встречаются в речи людей пожилого возраста;
• другие считают, что в наши дни это не актуально;
• многие вообще не знают, что такое диалектизмы.
Молодежь редко употребляет сейчас диалектную лексику.
2. 2. Профессиональные слова в лексиконе учащихся.
К специальной лексике ограниченного употребления относятся термины и профессионализмы.
Профессионализмы - слова и выражения, свойственные речи коллектива, объединенного какой-либо профессией.
Термин - это научное обозначение понятия, а профессионализм - полуофициальное слово, распространенное в разговорной речи людей определенной профессии.
В речи родителей, занимающихся и сегодня разными видами деятельности, есть названия разных предметов. Многие слова, уйдя из сферы общественного производства, продолжают активно использоваться в индивидуальном хозяйстве. Из лексикона родителей подобные слова переходят в лексикон детей.
В результате анкетирования были выявлены некоторые профессиональные слова, которые знают и употребляют учащиеся 5-7 классов. Например: , аккумулятор, радиатор, коробка передач, севооборот, агротехника, медикаменты , меню, расход .
шапка – заголовок, кок – повар, глухарь – шуруп больших размеров, гнездо – несквозное отверстие для шипа соединяемой детали.
2. 3. Русский молодежный сленг
Русский молодёжный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, который ограничен не только определенными возрастными рамками, но и социальными, временными пространственными рамками. Он бытует в среде учащейся молодёжи и отдельных более или менее замкнутых группах. Он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живет на его фонетической и грамматической почве.. Молодые люди, создали свой «системный» сленг как языковый, жест противостояния официальной идеологии.
На основе анкетирования была составлена небольшая таблица часто употребляемого сленга: бабло – «деньги», клёво – «хорошо, лафа – «нечто хорошее», ништяк – «очень хорошо», облом – «не хочется, лень», расслабуха – «расслабление, отдых», слинять – «сбежать с занятий», тормоз – «плохо соображающий, хавать – «есть, кушать», чувак – «модный парень», Аська – программа «он-лайн» общения ICQ.
В отличие от диалектной и специальной лексики, сленг употребляется чаще всего.
2. 4. Жаргонная лексика.
Современный молодежный сленг (или жаргон) — структура достаточно сложная.
Жаргонизмы, сленговые словечки стали своего рода «модой», они звучат везде, беспримерно засоряя и обедняя речь современников, особенно молодежи, подростков: «Я хотел типа слинять…»; «За штуку ништяк оттопыримся…»; «Да мы чисто посмотреть»
Словарь С.И. Ожегова:
Жаргон — речь какой-нибудь социальной или иной объединенной общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных Арго — условные выражения и слова, применяемые какой-нибудь обособленной социальной или профессиональной группой, ее условный язык.
Сленг — словарная статья отсутствует. Как видим, наиболее распространенным является термин жаргон, поэтому мы в исследовании использовали термины «жаргон» и «сленг» как взаимозаменяемые.
Жаргонизмы учащейся молодежи, как правило, связаны с учебой: например, у школьников - диря «директор»; истеричка «учительница истории» и т.д.
Если говорить о жаргоне учащихся, то он в свою очередь разнороден и тоже зачастую представляет собой «наследство» уголовного и тюремного арго. Часть из них изменили свои значения и стали обозначать реалии, связанные со сдачей экзаменов и оценками: завалить, завалиться «не сдать экзамен, зачет», заваливать «умышленно ставить неудовлетворительную оценку».
Большой группой жаргонных слов можно пользоваться в играх, в ссорах, ведь в ссоре, игре речь всегда особенно эмоциональна. Этой эмоциональностью насыщен словарь детей и подростков, к сожалению, не в последнюю очередь за счет жаргонных слов. В то же время ученик не всегда понимает, каково действительное значение слова, берет и применяет его в других случаях и значениях.
Молодежный жаргон часто называют сленгом
Итак, сленг был, есть и будет в школьной лексике. Хорошо это или плохо? Вопрос, по-видимому, неправомерный. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь, – тогда это просто какая-то людоедка Эллочка. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут – выразительность и краткость.
В речи опрошенных учеников часто встречаются следующие слова: балдеж (веселье), башка (голова), домашка (домашняя работа), комп (компьютер), малявка (тот, кто младше), мобила (мобильный телефон), музон (музыка), предки (родители), смыться (уйти), тачка (машина) и другие.
Также на основе анкетирования была составлена небольшая таблица (указано не все) часто употребляемого жаргона. Одни жаргонизмы быстро выходят из употребления, другие появляются. Жаргонная лексика не должна быть достоянием речи культурных людей, но повседневная бытовая речь школьников насыщена жаргонизмами, и устранить эти слова из речи подростков практически невозможно. Нужно понимать, в какой сфере речевого общения допустимо их употребление.
(см. Приложение 2.)
2. 5. Классификация словарного состава
Принцип классификации словарного состава.
По происхождению По степени употребления
Исконно- русская Пассивный
Заимствованная Активный
Сфера употребления
Общеупотребительная лексика противостоит ограниченной территориально.
Мы видим, что словарный состав классифицируется по следующим принципам: по происхождению, по степени употребления и по сфере употребления. Тем временем, по происхождению лексика бывает исконно-русская и заимствованная. По степени употребления - пассивная и активная. По сфере же употребления - общеупотребительная лексика противостоит ограниченной территориально.
3 Заключение
В своей работе я попытался объяснить причины употребления сленга как элемента повседневной речи учащихся. Ребята моей школы активно используют нелитературную лексику в своей речи. Исследование необщеупотребительной лексики в речи доказывает наличие в лексиконе школьников сленга, диалектных , профессиональных, жаргонных слов и выражений.
Больше всего в речи ребята моей школы используют сленг как экспрессивное средство, считая его модным. Таким образом они хотят создать свой мир, отличный от мира взрослых. Было также установлено, что употребление сленга – это некий протест против «серой» действительности, это элемент самоутверждения, стремления к независимости и самостоятельности. Немаловажным фактором является и влияние СМИ на речь школьника. Кроме того установлено, что школьники относятся к сленгу как к временному явлению в их речи. Некоторая часть учащихся вообще не задумывалась над тем, как говорит.
Я выяснил, что сленг существует давно (ещё со времен наших мам и бабушек), но степень употребления этого явления в языке в наше время возросла. Следовательно гипотеза, которую я выдвигал, верна- в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика. На первом месте- сленг, жаргонизмы, а диалектизмы и профессионализмы встречаются очень редко. Значит, наша задача- учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения. Знать о невозможности ее применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния ограниченной в употреблении лексики. Надо хорошо знать нормы литературного языка- нормы произношения, ударения, словоизменения, произношения.
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Кто грамотней?
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Музыка космоса
Как зима кончилась