• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Что читают в нашем классе?

Опубликовано Зотова Елена Алексеевна вкл 05.03.2019 - 15:09
Зотова Елена Алексеевна
Автор: 
Шапранова Мария

Исследовательская работа по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_po_russkomu_yazyku_na_temu.doc885.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

городского поселения «Рабочий поселок Ванино»

Ванинского муниципального района

Хабаровского края

Исследовательская работа по литературе на тему

«Чтение – вот лучшее учение!  

или ЧТО  ЧИТАЮТ  в нашем классе?»

   

Автор:

Шапранова Мария,

ученица 5 А класса

 МБОУ СОШ № 2

Руководитель:

Зотова Елена Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 2

П.Ванино

2016г.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ \РАЗДЕЛЫ\
  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ \РЕЗУЛЬТАТ, СЛЕДСТВИЯ\
  4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  5. ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 Искусство читать –

это искусство мыслить

с некоторой помощью другого.

Эмиль Фаге

          Совсем недавно мы перешагнули ступень начальной школы и перешли в 5 класс.

           За лето мои одноклассники подросли, но остались такими же дружными. Наступила осень, и мы отправились в совершенно новый для нас мир. Это стало для нас настоящим испытанием: новые учителя, множество предметов, необычные требования и … усталость.

           И вот тут я заметила, что что-то изменилось в моих одноклассниках. Одни по-прежнему веселились, играли и бегали на переменах, а другие почему-то наоборот сидели и на уроках, и во время перемен и играли в электронные игры в своих гаджетах. При этом были веселы и активны, их разговоры касались только игр, они собирались маленькими группками и играли каждый на своем гаджете, но вроде бы совместно. У меня сложилось ощущение, что ребята по-настоящему «оживали» только, когда включались их «электронные друзья».

           А вот во время уроков ребятам хотелось поболтать, обсудить что-нибудь или  высказать свое мнение вслух. Когда же надо было выполнять задания, они медленно включались в работу, не понимали или не знали какое задание нужно выполнять. Еще больше трудностей возникало тогда, когда нужно было прочесть задание и выполнить его самостоятельно, потому что многие читали медленно, не сразу понимая, что читают. Мне и моим подругам это очень мешает потому, что мы читаем быстро и понимаем задание. А приходится ждать остальных, пока они усвоят то, о чем причитали. Становится неинтересно и хочется их постоянно подталкивать или прочитывать за них.

           Чтобы попытаться как-то изменить это, я решила узнать читают ли мои одноклассники вообще. Что читают? Сколько, как и когда? Как относятся к чтению и понимают ли что читать просто необходимо!

           В этом и состоит актуальность моего исследования.

           Чтобы ответить на эти волнующие меня вопросы, я попыталась изучить читательские интересы учащихся своего класса.

Объект исследования: одноклассники, их читательская активность.

Предмет исследования: уровень читательской деятельности

Цель исследования: выявление читательских интересов моих одноклассников.


Для достижения цели необходимо было решить следующие
 задачи:

1) Проанализировать отношение одноклассников к чтению художественной литературы.

2) изучить литературу о чтении и пользе чтения;
ознакомиться с историей создания книги;

3) узнать, каковы читательские предпочтения у моих одноклассников; Составить перечень «Любимых книг моего класса».

 4) провести исследование читательской культуры учащихся 5 «А» класса

5) Представить полученную информацию   одноклассникам в виде презентации

Гипотеза исследования:

  • ребята мало времени уделяют чтению;
  • нужно ли тратить время на чтение книги, если можно посмотреть фильм и получить информацию из Интернета.

    В ходе исследования использовались следующие методы:

- анализ литературы по теме исследования;

- опрос;

- сравнение, обобщение полученных результатов.

    Практическая значимость работы состоит в том, что:

  • впервые систематизируются результаты данного исследования;
  • рассматривается круг чтения моих одноклассников, а также их отношение к книге;
  • результаты работы могут послужить основой для дальнейшего изучения читательской активности и использоваться на уроках литературы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Книги — корабли мысли,

странствующие по волнам времени

и бережно несущие свой драгоценный груз

от поколения к поколению.

Фрэнсис Бэкон.

           Начала я свое исследования со сбора информации,  имеющей отношение к теме исследования  «Чтение – вот лучшее учение! или ЧТО  ЧИТАЮТ  в нашем классе?», и обратилась за консультацией к моему учителю по литературе.  Вместе мы решили, что начать нужно с подбора всевозможной информации о пользе чтения, об истории книги.  

           Я вышла в сеть Интернет и узнала некоторые интересные факты:

  • Существует огромное  множество пословиц, поговорок и афоризмов о пользе чтения. Люди с самых древних времен ценили книгу и сохраняли полученные знания как в устной речи, так в письме.  Приложение 1.
  • Чтение - это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счетом.

           Навык  чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу.  И это не случайно,  так  как чтение можно считать основным, главным навыком. Без способности читать и понимать текст невозможно изучение других учебных дисциплин и дальнейшее интеллектуальное развитие ребёнка.

    1.     Книги развивают и обогащают нашу речь, расширяют наш словарный запас, приносят радость и удовольствие. Это и развлечение и приключение. Они способны заставить нас испытывать сильнейшие эмоции: плакать, смеяться, злиться, сопереживать. Книги расширяют горизонт нашего мира. Из них мы узнаем о других странах и народах, о природе, технике, истории – обо всем на свете, что нам интересно. Они учат нас сопереживанию, позволяют нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, какие чувства испытывают люди, попадая в ту или иную ситуацию.

     2.       Когда-то наша страна была самой читающей страной в мире. Сейчас, к сожалению, между человеком и книгой властно встали компьютеры, мобильные телефоны, телевидение, отодвинув главный источник знаний на второй план. А ведь печатная книга существовала с середины 15 века. Приложение 2.

      У одних людей преобладает мнение, что современного ученика, кроме мобильного телефона, Интернета и общения со сверстниками ничего не интересует и книг они совсем не читают.

      Другие считают, что ученики читают, но не в том объеме, что читали их родители в детстве, ведь источников  информации сейчас великое множество, но КНИГА, обычная, с шелестящими страничками, находит свое место в жизни  современного школьника.

      3.      Книга сыграла и продолжает играть важную роль в развитии нашей цивилизации. Гигантская, накопленная за века библиотека – надежная память человечества, где запечатлены его свершения и мечты, прозрения и заблуждения. Ещё «Повесть временных лет» говорит о ценности книг: "Книги суть реки, напояющие вселенную, источники мудрости, в них - неисчётная глубина".
       Чтобы развиваться, человеку необходимо знакомиться со всемирной классикой и больше читать. Читательская культура – основа личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и духовного развития личности.

    4.   Наши современники, талантливые художники и скульпторы, не меньше восхищаются книгами и создают разнообразные творения (скульптуры, памятники или необычные полотна), вдохновляясь любимыми книгами.
         
 Приложение 3.

           Далее  я  познакомилась с  историей зарождения книги, её эволюцией, а также историей печатной книги.
        Я установила, что :

  • в глубокой древности, когда человек перестал быть первобытным дикарём, он научился выращивать зерно, разводить скот, строить себе жилища. И тогда ему захотелось расширить связи при общении на больших расстояниях и научиться хранить и передавать знания будущим поколениям. В конце концов, человек научился читать, считать и писать. Тогда-то ему и понадобилась бумага! Для того чтобы переписывать население больших городов, чтобы считать налоги…
  • вместе с письменностью и бумагой пришла книга. Но сначала это были наскальные рисунки в пещерах, потом папирус в Египте, бамбуковые дощечки в Китае, глиняные таблички в Вавилоне. Через многие столетия появились церковные книги средневековья, потом первая в России печатная книга «Апостол», далее первая печатная газета «Куранты» и так до наших дней…  Приложение 4.
  • Материал был прочным, но на изготовление одной книги могло пойти целое стадо. Называлась она кодексом. В древней Руси на пергаменте писали летописи и книги. Всем хорош был пергамент, только стоил он очень дорого:  на изготовление одной книги в 700 страниц нужно истребить целое стадо животных. Приобрести такие книги могли лишь очень богатые люди. На Руси писали на коре обыкновенной берёзы – бересте.  Приложение 5.
  • Впервые бумага была изготовлена в Китае в 105 г. н.э. Она оказалась дешевле и легче других писчих материалов. Бумага пришла в Европу от арабов. Начиная с XII в., бумага стала самым удобным материалом для письма. 

Знаменитые люди в истории книги

  • А Первыми создателями рукописных книг были монахи. Труд писца был очень почётен и приравнивался к великому подвигу.Книгу одевали в переплёт, украшали серебром и драгоценными камнями. Крышки
    переплёта замыкались застёжками. Одна книга делалась очень долго и стоила очень дорого (за неё давали табун лошадей).
  • Спрос на книги возрастал. Люди стремились ускорить и упростить процесс изготовления книг. Впервые тексты печатать начали ещё в седьмом столетии в Корее; сначала при помощи доски с вырезанными буквами, а затем в Китае с использованием наборного текста, но настоящий прорыв в книгопечатании совершил немецкий изобретатель Гутенберг Иоганн, который применил разборный шрифт и деревянный пресс для печатания книг - первый печатный станок. Приложение 6.

Книга в современном мире

  • Книга всегда считалась величайшим шагом в истории человечества. И все относились к книге с уважением... Например, жители блокадного Ленинграда, чтобы хоть как-то согреться морозной зимой, сжигали стулья, столы, шкафы, но берегли книги. После войны люди тоже очень бережно относились к книгам. Одни книги обменивали на другие, читали вдвоём, втроём, а может, даже вчетвером.
  • Но жизнь не стоит на месте. «Цифровая революция» не обошла стороной и книгу. В настоящее время в Интернете функционируют большое количество ресурсов и сайтов, на которых можно найти электронные версии книг самых разнообразных жанров. Сейчас, когда есть Интернет и новейшие технологии, всё стало доступным и возможным. В том числе и книга.

           Собранная информация убедила меня в том, что я на правильном пути. Особенно я поддерживаю мнение людей, утверждающих, что сейчас больше возможностей для чтения. Я подумала о том, что главная цель чтения - это информация и большинство из тех, кто «сидит» в своих гаджетах читают. Другое дело, что они читают! А может быть и скачанные версии книг?

           В это же время я обратилась к библиотекарю нашей школы – Беляковой Татьяне Анатольевне - с вопросом: как часто бывают мои одноклассники в школьной библиотеке? На что она ответила, что мои одноклассники частые гости в «её книжном царстве». Одни приходят почитать журналы по интересам, другие листают книжки в читальном зале или берут книги для подготовки уроков, помогают с уроками малышам. Приложение 7.

          Беседуя с Татьяной Анатольевной, мы просмотрели библиотечные формуляры моих одноклассников, и я  узнала, что:

  • Самые активные читатели – 6 человек (30%): эти ребята пользовались библиотечными книгами с начала 2016г. по нескольку раз;
  • 14 человек (70%) прибегали к помощи библиотечных фондов в течение 2015г.
  • Со слов библиотекаря заядлыми книгочеями можно назвать Тазова Никиту, Шапранову Марию, Тирона Василия, Тен Ирину; частыми гостями библиотеки являются Козявин Павел, Едич Ольга, Крумин Анатолий, Новикова Яна и Туев Денис.

           И вот настало время выяснить, как непосредственно мои одноклассники относятся к чтению и книгам. Вместе с учителем литературы  мы  разработали опросник,  и  я начала беседовать с ребятами из класса.

                

           Анализ анкетирования

           «Люди перестают мыслить,

когда они перестают читать", –

 считал философ Дени Дидро.

           Наверное, это действительно так, ведь книги побуждают нас задуматься о том, где, правда и где ложь, что верно и что ошибочно, что хорошо, а что плохо,  помогают нам понять себя.  Иногда  чтение приносит  радость и умиротворение, иногда  гнев и возмущение. Но мир развивается, меняются читательские предпочтения, постепенно угасают прежние и развиваются новые литературные традиции.  «Человека всегда можно узнать           по тем книгам, которые он читает», - это высказывание английского писателя Самюэля Смайлса поможет нам разобраться в читательских предпочтениях моих одноклассников.

В моем классе сейчас обучается 20 человек и всем им было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Как ты проводишь свободное время?
  2. Когда и кто научил тебя читать?
  3. Как часто ты читаешь? Что для тебя чтение? Помогает ли оно тебе? Чем?
  4. Как часто посещаешь школьную библиотеку? Какие книги читаешь? Есть ли книги, которые тебя тронули?
  5. Много ли  читают в твоей семье? Есть ли домашняя библиотека? Что читают у тебя дома? Когда в последний раз тебе читали вслух?
  6. Когда и почему ты не будешь читать?
  7. Книга – бумажный или электронный носитель информации?

      Проведя опрос и подсчитав результаты, я пришла к следующим выводам:

  • большинство осознаёт важность и нужность чтения, роль книги в жизни человека,  но не считают книгу абсолютным авторитетом в изучении нового, т.к. в сети Интернет много разнообразной информации;
  • большинство научились  читать рано, еще в детском саду,  но не стремятся читать самостоятельно, т.к. появляются другие интересы;
  • имеют свободный доступ к книгам и дома, и в школе,  но зачастую при чтении  прибегают к помощи электронных гаджетов;
  • над тем, читают ли их сверстники - задумываются немногие;
  • в большинстве среди затронувших за живое назывались произведения из школьной программы, но ребята не считают героев понравившихся произведений примером. Приложение 8.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если сегодня ты не читал,

значит, сегодня ты не жил.

           Результаты моего исследований убеждают в том, что читательский интерес моих одноклассников  достаточно высок. Однако пока мои одноклассники читают литературу «для души», а не «для ума и сердца». В классе есть дети, которые читают по принуждению или не читают вовсе.  Но  есть и положительные стороны: это использование новых информационных технологий, независимость в формировании круга своего чтения.  Тем не менее, нам ещё очень многое нужно сделать, чтобы вернуть книге её прежнюю роль  источника знаний, друга, помогающего познать себя и окружающий мир, делающего человека добрее.  

          Повышение интереса  к хорошей  и нужной  книге зависит от каждого из нас, и все мы должны прилагать усилия к тому, чтобы чтение заняло своё лидирующее место среди форм досуга моих сверстников.  Первым шагом к этому стала моя работа, результатом которой является не только читательское досье моего класса, но и то, что многие ребята просто не задумывались над этими вопросами, а сейчас все меньше моих одноклассников играют на переменах со своими «электронными друзьями».

Приложение 9.

           Я думаю, что результаты моего исследования могут быть полезны всем, кто хочет добиться жизненного успеха, поэтому закончить свою работу мне хочется словами  Фелиции  Жанлис: «Те, кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор» .


СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Большая школьная энциклопедия. — М.:  Олма-пресс, 2001.
  2. Кошурникова Т.М. Чудо, имя которому – книга. // М., 2006
  3. Стрельцова О. Воспитание у детей интереса к чтению // Начальная школа – Первое Сентября.
  4. http://knigabest.ru/index.php
  5. http://www.zanimatika.narod.ru/DetKniga2.htm
  6. http://demsvet.ru/poslovitsyi-i-pogovorki-o-knigah/poslovitsyi-i-pogovorki-o-knigah
  7. http://www.ermak.su/pogovorki/o_gramote.htm
  8. https://www.google.ru/search?q=%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB+%D0%BA%D0%BD

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Приложение1.

Букварь – не сайка, а раскусишь, сладко.

С книгой жить – век не тужить.

Не красна книга письмом, красна умом.

Хорошая книга – лучший друг.

С книгой поведешься – ума наберешься.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Ум без книги, как птица без крыльев.

Без книги, как без солнца, и днем темны оконца

Книга – твой друг, без нее как без рук

Книга мала, а ума придала

С книгой поведешься – ума наберешься

Будешь книги читать - будешь все знать

Библиотеку не посещаешь – много знаний потеряешь

Хорошие книги читай – о жизни побольше узнай

Черные буквы красные дни приносят

Неграмотный — как слепой, а книга глаза открывает

Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость

В книге ищи не буквы, а мысли

Книга подобна воде: дорогу пробьет везде

Книга поможет в труде, выручит в беде

Книга учит жить, книгой надо дорожить

Книги читать – не дурака валять, а ум и сердце развивать

Сказанное слово — было да нет, а написанное живёт век

Книги – это переплетенные люди.    Антон Семенович Макаренко.

Как из копеек составляются рубли,  так и из крупинок прочитанного  составляется знание.         Владимир  Даль 

Среди искусств, украшавших и улучшающих нашу жизнь,  самым древним является искусство книги.            Николай Рерих 

Приложение 2 и 5.

Средневековые книги и берестяная грамота

Картинки по запросу древние книги всего мира  Картинки по запросу древние книги всего мира Картинки по запросу древние книги всего мира  Картинки по запросу древние книги всего мира Картинки по запросу древние книги всего мира

Приложение 3.

Памятники книгам в России и за рубежом.

СВЕТЛОГОРСК                   ОСТАФЬЕВО                     САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
 
http://knigabest.ru/images/m3.jpg                                                                         

БЕРЛИН, ГЕРМАНИЯ    ЛЬВОВ, УКРАИНА     ПЕКИН, КИТАЙ     ВРОЦЛАВ,  ПОЛЬША                                                             

                       

Приложение 4.

Первая печатная книга «Апостол»

 

Первая письменная газета «Куранты»

Картинки по запросу газета куранты 17 век 

Приложение 6.

Иоганн Гутенберг – изобретатель печатного станка

   Картинки по запросу газета куранты 17 век

    

 

Приложение 7.

Интервью с Беляковой Т.А.

                               

Приложение 8.

  1. Как ты проводишь свободное время?

  1. Когда  научился читать?

  1. Как часто ты читаешь? Что для тебя чтение? Помогает ли оно тебе? Чем?

  1. Как часто посещаешь школьную библиотеку? Какие книги читаешь? Есть ли книги, которые тебя тронули?
  2. Много ли  читают в твоей семье? Есть ли домашняя библиотека? Что читают у тебя дома? Когда в последний раз тебе читали вслух?
  3. Когда и почему ты будешь читать?
  4. Книга – бумажный или электронный носитель информации?

  1. Читательские предпочтения:
  • Юмористические рассказы (В.Ю. Драгунский)
  • Фантастика (Дж.Р.Р.Толкин)
  • Приключения (Р.Киплинг)
  • Детективы
  • И.С.Тургенев «Муму»
  • А.П.Чехов «Злоумышленник»
  • Библия

Приложение 9.

                                     


Поделиться:

Кактусы из сада камней

Горка

Вокруг света за 80 дней

В поисках капитана Гранта

Лупленый бочок