В работе рассматриваются возможности формирования предпринимательских инициатив студентов и использование такой деятельности в образовательном процессе, профессиональных пробах. В ходе исследования изучены мотивации студентов на занятия предпринимательской деятельностью, опыт создания предпринимательских форм деятельности в других учебных заведениях, сформирована структура учебно-производственного комплекса в виде мини-предприятий.
Вложение | Размер |
---|---|
semenov_studencheskie_mini-predpriyatiya.docx | 35.91 КБ |
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Алданский политехнический техникум»
«Студенческие мини-предприятия как форма активизации предпринимательской инициативы студентов ГАПОУ РС (Я) АПТ»
Авторы:
Семенов Евгений, студент группы ЭССиС-161
Научный руководитель:
педагог-психолог
Дмитриенко Людмила Серафимовна
Алдан
2016г
«Студенческие мини-предприятия как форма активизации предпринимательской инициативы студентов АУ РС (Я) АПТ»
Автор: Семенов Евгений Александрович
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Алданский политехнический техникум»
Алданский район, г. Алдан
Аннотация
Цель исследования: Формирование предпринимательской инициативы студентов АУ РС (Я) АПТ.
Для достижения данной цели нами поставлены следующие задачи:
Объект исследования: Организация повышения профессионального образования студентов в рамках самостоятельной предпринимательской деятельности.
Предмет исследования: Организация и формирование структуры учебно-производственного инновационного комплекса, оказывающего коммерческие услуги населению.
Методы исследования: анкетирование, опрос.
Новизна и практическая значимость работы:
- собран, проанализирован и систематизирован материал по теме «Студенческие мини-предприятия как форма активизации предпринимательской инициативы студентов АУ РС (Я) АПТ»»;
- представлен графический и практический материал по теме исследования.
Апробация работы: Основные положения работы доложены на научно-практической конференции АПТ в апреле 2016 года.
Выводы: Апробация механизмов становления и развития предпринимательской активности студентов будет производиться в рамках деятельности студенческих мини-предприятий. Практика подготовки студентов к самостоятельной профессиональной деятельности в форме мини-предприятий важна, должна быть эффективной. Студенты, объединённые общим проектом, разрабатывают сам проект, осуществляют его практическую реализацию и проводят анализ полученных результатов. Это позволит студентам овладеть разными типами деятельности (проектировочной, организационной, управленческой, оформительской, аналитической, элементами финансово-экономической деятельности) в реальном деятельном режиме.
Работа в мини-предприятиях позволит студентам ориентироваться на будущее, которое проявляется в возможности построения своего образования с учётом успешности в личностной и профессиональной деятельности; в умении осуществлять выбор, исходя из адекаватной оценки своих возможностей и конкретной ситуации. Это будет обеспечивать мотивацию на непрерывное образование. Обучаясь предпринимательской деятельности, студенты учатся выстраивать индивидуальные учебные траектории, использовать межпредметные связи, развивать самостоятельность и личную ответственность за принятие решений.
Основа эффективности деятельности мини-предприятий заключается в её образовательной ценности. Студенты в процессе обучения и выполнения практической деятельности в студенческих мини-предприятиях могут иметь возможность испытать себя в различных профессиональных ролях (от сотрудника до управленца).
Обучение студентов в процессе производственного труда повышает качество профессионального мастерства выпускника как специалиста.
Цели на перспективу:
План исследования
Проблема: Проблема получения необходимых навыков и умений во время прохождения производственных практик для дальнейшего профессионального развития.
Гипотеза: Возможно ли в рамках малых производственных предприятий получать необходимые практические умения и навыки, а также получить основы предпринимательской деятельности?
Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
Объект исследования: Организация повышения профессионального образования студентов в рамках самостоятельной предпринимательской деятельности.
Предмет исследования: Организация и формирование структуры учебно-производственного инновационного комплекса, оказывающего коммерческие услуги населению.
Методы исследования: анкетирование, опрос.
Новизна и практическая значимость работы:
- собран, проанализирован и систематизирован материал по теме «Студенческие мини-предприятия как форма активизации предпринимательской инициативы студентов АУ РС (Я) АПТ»»;
- представлен графический и практический материал по теме исследования.
Научная статья
Много споров ведется по поводу воспитания самостоятельности обучающихся в техникуме, об ответственности за результаты учебной деятельности самих ребят, о профессиональной готовности студентов к работе на производстве.
Как показывает практика, подростки, ребята юношеского возраста очень хорошо воспринимают активные формы обучения. Также есть одно психологическое правило, которое гласит, что 90% информации человек усваивает тогда, когда сам попробует что-нибудь сделать.
Вот мы на уровне студенческого самоуправления решили предложить бизнес-проект, в котором могут принять участие все заинтересованные студенты. Ни для кого не секрет, что в жизни очень важно, чтобы рядом были люди, которым можно доверять, которые помогут в трудную минуту, не бросят, поддержат. Поэтому в нашем проекте очень важна команда единомышленников, очень важно работать именно в команде, где каждый будет знать свою задачу. Но не менее важно, когда эта команда сумеет чётко организовать работу, когда она конкретно знает свою цель, знает, ради чего и как достичь своей цели. Как показывает практика, многие люди не добиваются в жизни того, чего хотят, не потому, что у них нет ума или способностей, а потому, что они не смогли правильно поставить цель и четко спланировать траекторию ее достижения. Поэтому очень важно уметь правильно ставить цель, задачи по ее достижению и распределять свои возможности.
В нашем проекте речь пойдёт о создании своего студенческого бизнеса. Проведённая нами диагностика показала, что ряд студентов подрабатывают, другие ищут работу, которую бывает нелегко найти в условиях Алдана. Наш политехникум имеет очень хорошую материально-техническую базу, мы решили проанализировать, что можно создавать прямо сейчас, что может иметь определённую ценность для горожан, жителей Алданского района, каким образом мы могли бы зарабатывать деньги, вступив в социальное партнёрство с коллективом ГАПОУ РС (Я) «АПТ».
Мы предлагаем структуру учебно-производственного инновационного комплекса, состоящего из мини-предприятий на базе наших цехов, мастерских.
Ознакомившись с литературой по данному вопросу, мы выяснили, что создание УПК на базе вузов активно поддерживается федеральными
и региональными властями, а вот появление данных комплексов в образовательных учреждениях СПО, в частности в колледжах, техникумах – это их личная инициатива, к тому же в России это единичные примеры.
Создание и развитие УПК в техникуме – это не самоцель, а одно из эффективных средств решения задач подготовки специалистов, которое позволяет:
– всесторонне охватить все направления студенческой жизни;
– развивать самостоятельность и активность личности;
– обозначить круг профессиональных обязанностей, прав и ответственности будущего специалиста;
– способствовать профессиональному становлению выпускников;
– подключить работодателей к принятию решений относительно процесса формирования специалиста.
Учебно-производственный инновационный комплекс, состоящий из мини-предприятий – это современная система соорганизации имеющихся в техникуме ресурсов, которая:
– позволит активно развиваться предпринимательской деятельности студенческого самоуправления на производственной платформе;
– может способствовать реализации широкого спектра дополнительных товаров и услуг.
Невозможно подготовить квалифицированных специалистов без знания ситуации на рынке услуг и рынке труда. Для этого в системе УПИК будет
создана служба маркетинга. Её роль заключается в обеспечении согласованности действий всех субъектов данного комплекса, а если рассматривать шире, то и всех субъектов образовательного процесса АПТ.
Основными задачами в сфере маркетинговой деятельности являются:
– изучение и оценка спроса и предложений на рынке труда и образовательных услуг;
– повышение экономической эффективности образовательных услуг, их внутреннего содержания и качеств
Цель нашего исследования: Формирование предпринимательской инициативы студентов АУ РС (Я) АПТ.
Для достижения данной цели нами поставлены следующие задачи:
Объект исследования: Организация повышения профессионального образования студентов в рамках самостоятельной предпринимательской деятельности.
Предмет исследования: Организация и формирование структуры учебно-производственного инновационного комплекса, оказывающего коммерческие услуги населению.
Методы исследования: анкетирование, опрос.
Апробация механизмов становления и развития предпринимательской активности студентов будет производиться в рамках деятельности студенческих мини-предприятий. Практика подготовки студентов к самостоятельной профессиональной деятельности в форме мини-предприятий важна, должна быть эффективной. Студенты, объединённые общим проектом, разрабатывают сам проект, осуществляют его практическую реализацию и проводят анализ полученных результатов. Это позволит студентам овладеть разными типами деятельности (проектировочной, организационной, управленческой, оформительской, аналитической, элементами финансово-экономической деятельности) в реальном деятельном режиме.
Работа в мини-предприятиях позволит студентам ориентироваться на будущее, которое проявляется в возможности построения своего образования с учётом успешности в личностной и профессиональной деятельности; в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей и конкретной ситуации. Это будет обеспечивать мотивацию на непрерывное образование. Обучаясь предпринимательской деятельности, студенты учатся выстраивать индивидуальные учебные траектории, использовать межпредметные связи, развивать самостоятельность и личную ответственность за принятие решений.
Основа эффективности деятельности мини-предприятий заключается в её образовательной ценности. Студенты в процессе обучения и выполнения практической деятельности в студенческих мини-предприятиях могут иметь возможность испытать себя в различных профессиональных ролях (от сотрудника до управленца).
Обучение студентов в процессе производственного труда повысит качество профессионального мастерства выпускника как специалиста.
Основа эффективности деятельности мини-предприятий заключается в её образовательной ценности. Студенты в процессе обучения и выполнения практической деятельности в студенческих мини-предприятиях имеют возможность испытать себя в различных профессиональных ролях (от сотрудника до управленца).
Важнейшей особенностью УПИК будет являться тесное сотрудничество с социальными партнёрами (первоначально с коллективом ИПР ГАПОУ РС (Я) «АПТ», которые, в свою очередь, могут оказывать серьёзную помощь в овладении профессиональными компетенциями. Обучение учащихся в процессе производственного труда повышает качество профессионального мастерства выпускника как специалиста.
В рамках деятельности УПИК студенты могут освоить курс «Основы предпринимательской деятельности», получить сертификат.
Цели на перспективу:
Приложение
Студенческие мини-предприятия
Подразделения | Подструктурные подразделения | продукция | Группы специальности | Материальное обеспечение УПИК | необходимо приобрести | |
информационно-технический и библиотечный центр | ||||||
центр полиграфии и интернет услуг | полиграфические услуги и реклама | буклеты визитки флаеры магниты | 3D принтер | |||
отдел информатизации | форматирование и ремонт ПК | |||||
библиотека | разработка программной продукции | |||||
СМИ | фото, видео-продукция, | газета (в розницу) | видеокамера | |||
учебно-автомеханический корпус | транспортные услуги | ТОР | автомеханический корпус | |||
гараж мастерские НПО | ремонт и диагностика автомобилей | ТОР | гараж | |||
гараж мастерские НПО | шиномонтаж | ТОР | гараж | |||
мастерские НПО | слесарные работы | хомуты | ТОР | мастерские НПО | ||
мастерские НПО | токарные работы | болты задвижки гайки заглушки | мастерские НПО | |||
МФЦПК | сварочное производство | сварочные услуги | оградки печи в бани емкости под воду урны декоративное ограждение | ЭГС | сварочный цех | материалы: трубы |
мастерская электротехники | ремонт бытовой техники | ЭССиС | мастерские | |||
Торговый дом | сувенирный отдел | буклеты блокноты памятки флаеры памятные знаки, изделия токарные, слесарные, сварочные | все группы | отдел полиграфии | ||
супермаркет (виртуальный) | то же | вся производимая продукция | ||||
учебный магазин | продукция, производимая в мини-предприятиях | все группы | ||||
Финансово-экономический отдел | планово-экономический отдел | |||||
отдел маркетинга | ||||||
бухгалтерия | ||||||
отдел кадров | ||||||
юридический отдел | ||||||
Отдел инноваций | научно-исследовательская и проектная деятельность студентов | Научное общество студентов | разработка инновационных проектов |
Список использованной литературы
1 .Буров В. Ю. Малое предпринимательство в России и Байкальском регионе / В.Ю. Буров, В.С. Потаев, А.П. Суходолов. – Иркутск, 2011
2.Малое и среднее предпринимательство в России. 2009: Стат. сб./ Росстат. - M., 2009.
3. Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде /А. Ю. Чепуренко. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2009.
Дерево в снегу
Ребята и утята
Разноцветное дерево
Круговорот воды в пакете
Рыжие листья