• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Студенческие мини-предприятия как форма активизации предпринимательской инициативы студентов ГАПОУ РС (Я) АПТ

Опубликовано Дмитриенко Людмила Серафимовна вкл 06.03.2019 - 7:42
Дмитриенко Людмила Серафимовна
Автор: 
Семенов Евгений

В работе рассматриваются возможности формирования предпринимательских инициатив студентов и использование такой деятельности в образовательном процессе, профессиональных пробах. В ходе исследования изучены мотивации студентов на занятия предпринимательской деятельностью, опыт создания предпринимательских форм деятельности в других учебных заведениях, сформирована структура учебно-производственного комплекса в виде мини-предприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semenov_studencheskie_mini-predpriyatiya.docx35.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Алданский политехнический техникум»

«Студенческие мини-предприятия как форма активизации предпринимательской инициативы студентов ГАПОУ РС (Я) АПТ»

Авторы:

Семенов Евгений, студент группы ЭССиС-161

Научный руководитель:

педагог-психолог

 Дмитриенко Людмила Серафимовна

Алдан

2016г

 «Студенческие мини-предприятия как форма активизации предпринимательской инициативы  студентов АУ РС (Я) АПТ»

Автор: Семенов Евгений Александрович

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Алданский политехнический техникум»

Алданский район, г. Алдан

Аннотация

Цель  исследования:  Формирование предпринимательской инициативы  студентов АУ РС (Я) АПТ.

Для достижения данной цели нами поставлены следующие задачи:

  1. Изучить  опыт  создания предпринимательских форм деятельности в других учебных заведениях.
  2. Изучить уровень мотивации студентов на занятия предпринимательской деятельностью.
  3. Разработать структуру учебно-производственного комплекса в виде мини-предприятий.
  4. Разработать механизмы экономического  и документационного сопровождения УПИК
  5. Разработать схему предоставления коммерческих услуг населению.
  6. Изучить материально-техническую базу АУ РС (Я) АПТ.

Объект исследования: Организация повышения профессионального образования студентов в рамках самостоятельной предпринимательской деятельности.

Предмет исследования: Организация и формирование структуры учебно-производственного инновационного комплекса, оказывающего коммерческие услуги населению.

Методы исследования: анкетирование, опрос.

Новизна и практическая значимость работы:

- собран, проанализирован и систематизирован материал по теме «Студенческие мини-предприятия как форма активизации предпринимательской инициативы  студентов АУ РС (Я) АПТ»»;

- представлен  графический и практический материал по теме исследования.

Апробация работы: Основные положения работы доложены на научно-практической конференции  АПТ в апреле 2016 года.

Выводы: Апробация механизмов становления и развития предпринимательской активности студентов будет производиться в рамках деятельности студенческих мини-предприятий. Практика подготовки студентов к самостоятельной профессиональной деятельности в форме мини-предприятий важна, должна быть эффективной. Студенты, объединённые общим проектом, разрабатывают сам проект, осуществляют его практическую реализацию и проводят анализ полученных результатов. Это позволит студентам овладеть разными типами деятельности (проектировочной,  организационной, управленческой, оформительской, аналитической, элементами финансово-экономической деятельности) в реальном деятельном режиме.

Работа в мини-предприятиях позволит студентам ориентироваться на будущее, которое проявляется в возможности построения своего образования с учётом успешности в личностной и профессиональной деятельности; в умении осуществлять выбор, исходя из адекаватной оценки своих возможностей и конкретной ситуации. Это будет обеспечивать мотивацию на непрерывное образование. Обучаясь предпринимательской деятельности, студенты учатся выстраивать индивидуальные учебные траектории, использовать межпредметные связи, развивать самостоятельность и личную ответственность за принятие решений.

Основа эффективности деятельности мини-предприятий заключается в её образовательной ценности. Студенты в процессе обучения и выполнения практической деятельности в студенческих мини-предприятиях могут иметь возможность испытать себя в различных профессиональных ролях (от сотрудника до управленца).

Обучение студентов в процессе производственного труда повышает качество профессионального мастерства выпускника как специалиста.

Цели на перспективу:

  1. Разработать механизмы интеграции образовательного процесса с наукой и предпринимательской деятельностью, экономического и документационного сопровождения.
  2. В рамках деятельности мини-предприятий оказывать коммерческие услуги населению, расширяя постепенно круг потребителей.
  3. В результате практико-ориентированного обучения в АПТ и тесного сотрудничества с социальными партнёрами (сначала в лице ИПР техникума, затем в районе, республике) процент трудоустройства выпускников должен увеличиться.
  4. Связь образовательно-производственного процесса техникума с предпринимательской деятельностью студенческого состава приведёт к высокой мотивации студентов на профессиональную деятельность и личной ответственности за принятие решений.

 

План исследования

Проблема:  Проблема получения необходимых навыков и умений во время прохождения производственных практик для дальнейшего профессионального развития.

Гипотеза: Возможно ли в рамках малых производственных предприятий получать необходимые практические умения и навыки, а также получить основы предпринимательской деятельности?

Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить  опыт  создания предпринимательских форм деятельности в других учебных заведениях.
  2. Изучить уровень мотивации студентов на занятия предпринимательской деятельностью.
  3. Разработать структуру учебно-производственного комплекса в виде мини-предприятий.
  4. Разработать механизмы экономического  и документационного сопровождения УПИК
  5. Разработать схему предоставления коммерческих услуг населению.
  6. Изучить материально-техническую базу АУ РС (Я) АПТ.

Объект исследования: Организация повышения профессионального образования студентов в рамках самостоятельной предпринимательской деятельности.

Предмет исследования: Организация и формирование структуры учебно-производственного инновационного комплекса, оказывающего коммерческие услуги населению.

Методы исследования: анкетирование, опрос.

Новизна и практическая значимость работы:

- собран, проанализирован и систематизирован материал по теме «Студенческие мини-предприятия как форма активизации предпринимательской инициативы  студентов АУ РС (Я) АПТ»»;

- представлен  графический и практический материал по теме исследования.

Научная статья

Много споров ведется по поводу воспитания самостоятельности обучающихся в техникуме, об ответственности за результаты учебной деятельности самих ребят, о профессиональной готовности студентов  к работе на производстве.

Как показывает практика, подростки, ребята юношеского возраста  очень хорошо воспринимают активные формы обучения. Также есть одно психологическое правило, которое гласит, что 90% информации человек усваивает тогда, когда сам попробует что-нибудь сделать.

Вот мы  на уровне студенческого самоуправления решили предложить бизнес-проект, в котором могут принять участие все заинтересованные студенты. Ни для кого не секрет, что в жизни очень важно, чтобы рядом были люди, которым можно доверять, которые помогут в трудную минуту, не бросят, поддержат. Поэтому в нашем проекте очень важна команда единомышленников, очень важно работать именно в команде, где каждый будет знать свою задачу. Но не менее важно, когда эта команда сумеет чётко организовать работу, когда она конкретно знает свою цель, знает, ради чего и как достичь своей цели. Как показывает практика, многие люди не добиваются в жизни того, чего хотят, не потому, что у них нет ума или способностей, а потому, что они не смогли правильно поставить цель и четко спланировать траекторию ее достижения. Поэтому очень важно уметь правильно ставить цель, задачи по ее достижению и распределять свои возможности.

В нашем проекте речь пойдёт о создании своего студенческого бизнеса. Проведённая нами диагностика показала, что ряд студентов подрабатывают, другие ищут работу, которую бывает нелегко найти  в условиях Алдана. Наш политехникум имеет очень хорошую материально-техническую базу, мы решили  проанализировать, что можно создавать прямо сейчас, что может иметь определённую ценность для горожан, жителей Алданского района, каким образом мы могли бы зарабатывать деньги, вступив в социальное партнёрство с коллективом ГАПОУ РС (Я) «АПТ».

Мы предлагаем структуру учебно-производственного инновационного комплекса, состоящего из мини-предприятий на базе наших цехов, мастерских.

Ознакомившись с литературой по данному вопросу, мы выяснили, что  создание УПК на базе вузов активно поддерживается федеральными

и региональными властями, а вот появление данных комплексов в образовательных учреждениях СПО, в частности в колледжах, техникумах – это их личная инициатива, к тому же в России это единичные примеры.

Создание и развитие УПК  в техникуме – это не самоцель, а одно из эффективных средств решения задач подготовки специалистов, которое позволяет:

– всесторонне охватить все направления студенческой жизни;

– развивать самостоятельность и активность личности;

– обозначить круг профессиональных обязанностей, прав и ответственности будущего специалиста;

– способствовать профессиональному становлению выпускников;

– подключить работодателей к принятию решений  относительно процесса формирования специалиста.

Учебно-производственный инновационный  комплекс, состоящий из мини-предприятий  – это современная система соорганизации имеющихся в техникуме ресурсов, которая:

– позволит  активно развиваться предпринимательской  деятельности студенческого самоуправления  на производственной платформе;

– может способствовать реализации широкого спектра дополнительных товаров и услуг.

Невозможно подготовить квалифицированных специалистов без знания ситуации на рынке услуг и рынке труда. Для этого в системе УПИК будет

создана служба маркетинга. Её роль  заключается в обеспечении  согласованности действий всех субъектов данного комплекса, а если рассматривать шире, то и всех субъектов образовательного процесса АПТ.

Основными задачами в сфере маркетинговой деятельности являются:

– изучение и оценка спроса и предложений на рынке труда и образовательных услуг;

– повышение экономической эффективности образовательных услуг, их внутреннего содержания и качеств

Цель  нашего исследования:  Формирование предпринимательской инициативы  студентов АУ РС (Я) АПТ.

Для достижения данной цели нами поставлены следующие задачи:

  1. Изучить  опыт  создания предпринимательских форм деятельности в других учебных заведениях.
  2. Изучить уровень мотивации студентов на занятия предпринимательской деятельностью.
  3. Разработать структуру учебно-производственного комплекса в виде мини-предприятий.
  4. Разработать механизмы экономического  и документационного сопровождения УПИК
  5. Разработать схему предоставления коммерческих услуг населению.
  6. Изучить материально-техническую базу АУ РС (Я) АПТ.

Объект исследования: Организация повышения профессионального образования студентов в рамках самостоятельной предпринимательской деятельности.

Предмет исследования: Организация и формирование структуры учебно-производственного инновационного комплекса, оказывающего коммерческие услуги населению.

Методы исследования: анкетирование, опрос.

Апробация механизмов становления и развития предпринимательской активности студентов будет производиться в рамках деятельности студенческих мини-предприятий. Практика подготовки студентов к самостоятельной профессиональной деятельности в форме мини-предприятий важна, должна быть эффективной. Студенты, объединённые общим проектом, разрабатывают сам проект, осуществляют его практическую реализацию и проводят анализ полученных результатов. Это позволит студентам овладеть разными типами деятельности (проектировочной,  организационной, управленческой, оформительской, аналитической, элементами финансово-экономической деятельности) в реальном деятельном режиме.

Работа в мини-предприятиях позволит студентам ориентироваться на будущее, которое проявляется в возможности построения своего образования с учётом успешности в личностной и профессиональной деятельности; в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей и конкретной ситуации. Это будет обеспечивать мотивацию на непрерывное образование. Обучаясь предпринимательской деятельности, студенты учатся выстраивать индивидуальные учебные траектории, использовать межпредметные связи, развивать самостоятельность и личную ответственность за принятие решений.

Основа эффективности деятельности мини-предприятий заключается в её образовательной ценности. Студенты в процессе обучения и выполнения практической деятельности в студенческих мини-предприятиях могут иметь возможность испытать себя в различных профессиональных ролях (от сотрудника до управленца).

Обучение студентов в процессе производственного труда повысит качество профессионального мастерства выпускника как специалиста.

Основа эффективности деятельности мини-предприятий заключается в её образовательной ценности. Студенты в процессе обучения и выполнения практической деятельности в студенческих мини-предприятиях имеют возможность испытать себя в различных профессиональных ролях (от сотрудника до управленца).

Важнейшей особенностью УПИК будет являться тесное сотрудничество с социальными партнёрами (первоначально с коллективом ИПР ГАПОУ РС (Я) «АПТ», которые, в свою очередь, могут оказывать серьёзную помощь в овладении профессиональными компетенциями. Обучение учащихся в процессе производственного труда повышает качество профессионального мастерства выпускника как специалиста.

В рамках деятельности УПИК студенты могут освоить курс «Основы предпринимательской деятельности», получить сертификат.

Цели на перспективу:

  1. Разработать механизмы интеграции образовательного процесса с наукой и предпринимательской деятельностью, экономического и документационного сопровождения.
  2. В рамках деятельности мини-предприятий оказывать коммерческие услуги населению, расширяя постепенно круг потребителей.
  3. В результате практико-ориентированного обучения в АПТ и тесного сотрудничества с социальными партнёрами (сначала в лице ИПР техникума, затем в районе, республике) процент трудоустройства выпускников должен увеличиться.
  4. Связь образовательно-производственного процесса техникума с предпринимательской деятельностью студенческого состава приведёт к высокой мотивации студентов на профессиональную деятельность и личной ответственности за принятие решений.

Приложение

Студенческие мини-предприятия

Подразделения

Подструктурные

подразделения

продукция

Группы

специальности

Материальное

обеспечение УПИК

необходимо

приобрести

информационно-технический и библиотечный центр

центр полиграфии и интернет услуг

полиграфические

услуги и

реклама

буклеты

визитки

флаеры

магниты

3D принтер

отдел информатизации

форматирование

и ремонт

ПК

библиотека

разработка программной продукции

СМИ

фото, видео-продукция,

газета (в розницу)

видеокамера

учебно-автомеханический

 корпус

транспортные услуги

ТОР

автомеханический

корпус

гараж

мастерские НПО

ремонт и

диагностика

автомобилей

ТОР

гараж

гараж

мастерские НПО

шиномонтаж

ТОР

гараж

мастерские НПО

слесарные работы

хомуты

ТОР

мастерские НПО

мастерские НПО

токарные работы

болты

задвижки

гайки

заглушки

мастерские НПО

МФЦПК

сварочное производство

сварочные услуги

оградки

печи в бани

емкости под воду

урны

декоративное ограждение

ЭГС

сварочный цех

материалы: трубы

мастерская электротехники

ремонт бытовой техники

ЭССиС

мастерские

Торговый дом

сувенирный отдел

буклеты

блокноты

памятки

флаеры

памятные знаки, изделия токарные, слесарные, сварочные

все группы

отдел полиграфии

супермаркет (виртуальный)

то же

вся производимая продукция

учебный магазин

продукция, производимая в мини-предприятиях

все группы

Финансово-экономический отдел

планово-экономический

отдел

отдел маркетинга

бухгалтерия

отдел кадров

юридический отдел

 Отдел инноваций

научно-исследовательская

и

проектная деятельность студентов

Научное общество студентов

разработка инновационных проектов

Список использованной литературы

1 .Буров В. Ю.   Малое предпринимательство в России и Байкальском регионе / В.Ю. Буров, В.С. Потаев, А.П. Суходолов.  – Иркутск, 2011 

2.Малое и среднее предпринимательство в России. 2009: Стат. сб./  Росстат. -  M., 2009.

3. Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде /А. Ю. Чепуренко. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2009.


Поделиться:

Дерево в снегу

Ребята и утята

Разноцветное дерево

Круговорот воды в пакете

Рыжие листья