• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Научно-исследовательская работа "Орфография в фантиках"

Опубликовано Ярлыкапов Тимур Тахирович вкл 08.03.2019 - 18:06
Автор: 
Губайдуллина А.Р. 2 "в" класс

Научно-исследовательская работа "Орфография в фантиках"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx36.16 КБ

Предварительный просмотр:

XIV Городской конкурс исследовательских и проектных работ

учащихся 1–8-х классов «Интеллектуалы XXI века»

Орфография в фантиках

(Филология) творческий проект (исследовательская работа)

Автор: Губайдуллина Алина,

2 класс, МАОУ «СОШ № 130»,

Научный руководитель:

Ярлыкапов Тимур Тахирович,

учитель начальных классов

Челябинск, 2019

Содержание

Введение

с.3

Глава 1. Орфография в фантиках.

с.5

  1. Создание шоколада.

с.5

  1. История возникновения фантиков.

с.7

  1. Что изучает орфография?

с.9

Глава 2. Классификация орфограмм, обнаруженных на фантиках.

с.11

Заключение

с.15

Список литературы

с.16


Введение

В преддверии Нового года, мы все с большим желанием ждем сладкие подарки. Ведь Новый год – это запах мандаринов и, конечно же, огромное количество конфет. Яркие фантики от этих конфет привлекают внимание не только взрослых, но и детей. Они запоминают названия любимых конфет, и тем самым развивают орфографическую грамотность. Ведь каждое слово-название этих сладостей включает в себя определённую орфограмму, а иногда и две, и даже три.

Действительно, орфограммы находятся рядом с нами! Но, к сожалению, не все дети обращают внимание на правописание таких слов и, следовательно, допускают в них ошибки.

Л.В. Щерба отмечал: «Безграмотное писание читать трудно, точно едешь в таратайке по мёрзлой дороге. Так что писать грамотно требует социальная порядочность, уважение ко времени своего соседа.

На основании актуальности проблемы исследования нами была сформулирована тема исследования: «Орфография в фантиках».

Цель научного исследования: изучить и классифицировать орфограммы русского языка на фантиках и обосновать их значимость для повышения орфографической зоркости.

Для выполнения научно-исследовательской работы мы определили задачи научного исследования:

  1. изучить и проанализировать названия шоколадных конфет;
  2. рассмотреть и повторить изученные орфограммы русского языка;
  3. классифицировать орфограммы;
  4. сделать выводы о целесообразности проделанной работы.

Объект исследования: названия шоколадных конфет.

Предмет исследования: орфограммы в названиях шоколадных конфет.

При выполнении научно-исследовательской работы мы использовали следующие

методы теоретического исследования: 

  • описание;
  • анализ;
  • систематизация;
  • классификация;

методы эмпирического исследования: 

  • наблюдение.

Гипотеза

В названиях кондитерских изделий можно обнаружить орфограммы, изучаемые на уроках русского языка.

Глава 1. Орфография в фантиках.

  1. Создание шоколада.

Первые конфеты появились в Египте. Там во время торжественных выездов фараона слуги бросали в толпу встречающих специально изготовленный деликатес - финики, сваренные в меду. В других странах Востока роль сладких подарков играли сушеные абрикосы, инжир и орехи с медом и пряностями.

В канун нашей эры в Европу из Индии проник сахар, что вызвало настоящую революцию в кондитерской отрасли. Засахаренные фрукты стали не только любимым лакомством, но и лекарством - знаменитый врач Гален рекомендовал их при расстройстве желудка и нервных болезнях.

На пирах римских богачей подавались глазированные фрукты и миндаль с добавлением мака, аниса и кунжута. Заморский сахар стоил дорого, поэтому бедняки по-прежнему заменяли его медом. На римской свадьбе хозяин дома бросал в толпу гостей конфеты - считалось, что поймавших их ждет счастье, и нередко за обладание сладким кусочком начиналась драка. В средневековой Италии этот обычай сохранился, но вместо сладостей гостей осыпали разноцветными кусочками бумаги с прежним названием - конфетти.

После гибели античной цивилизации рецепты изготовления конфет были надолго забыты. Воскресило их открытие Америки, откуда был привезен новый продукт - шоколад. Долгое время его только пили, но в середине 17 столетия французские кулинары научились покрывать шоколадной глазурью пирожные, орехи и фрукты.

В 1671 году повар маркиза де Плесси Пралин изготовил для своего хозяина первые шоколадные конфеты с начинкой из тертых орехов, получившие название «пралине». К тому времени в американских колониях стали выращивать сахарный тростник, что сделало сахар доступнее и дешевле. Кондитеры начали обжигать кусочки сахара на огне и разливать получившуюся массу в формы, добавляя в нее фруктовые и ягодные соки. Так получилась карамель, название которой происходит от латинского canna mela - сахарный тростник.

Тогда же возник еще один популярный сорт конфет - сливочная помадка, которую варили из сахара с добавлением молока и масла. Появилось и драже так называли орехи и цукаты в сахарной глазури.

В 18 веке Париж стал мировой столицей не только моды, но и кондитерского дела. Местные умельцы делали конфеты десятков видов, придавая им форму фруктов, зверей и птиц. К прежним видам начинки добавились новые - ром, ликер, грильяж из обжаренных орехов, а также привезенные из Италии мармелад и марципан (сладкое миндальное тесто). У каждого кондитера был свой секрет: один добавлял в конфеты лимон, другой - апельсин, третий - еще какой-нибудь экзотический продукт.

Уникальными были не только сами конфеты, но и коробки для них - бонбоньерки (от французского bonbon - конфета). Их делали в форме сундучка из меди или серебра, украшая хрусталем или даже драгоценными камнями. Такая коробка конфет была хорошим подарком для вельможи или даже самого короля. Бонбоньерки поскромнее, из цветного картона, стали дарить гостям на свадьбе. Во Франции в них клали (и до сих пор кладут) по пять конфет, символизирующих здоровье, долголетие, радость, достаток и удачу.

В разных странах вошли в моду свои разновидности конфет. В Англии и США их делали из сладкого корня лакрицы (солодки), в Германии - из фруктового желе, в Италии - из нуги.

Самые необычные конфеты до сих пор делают в Финляндии из салмиака, смеси аммиака с нашатырным спиртом, - они имеют неповторимый кисло-соленый вкус. Японцы обожают «компэйто» - крохотные сахарные леденцы, рецепт которых был завезен в страну португальскими купцами.

В России роль конфет издавна выполняли варенные в меду яблоки, груши и сухофрукты. В 18 веке крепостные повара угощали своих хозяев клюквой и малиной в сахарной глазури. Но даже такие конфеты, не говоря уже о привозных парижских деликатесах, были недоступны простому народу из-за дороговизны сахара.

Все изменилось в начале 19 века, когда англичане пресекли поставки сахара во враждебную им Францию. Император Наполеон, большой любитель сладостей, приказал своим ученым найти выход из положения. Решением проблемы оказалась сахарная свекла, которую очень скоро начали выращивать во многих странах, включая Россию. Для изготовления конфет пригодились не только свекловичный сахар, но и побочный продукт его изготовления - патока, из которой стали делать всем известные ириски.

  1. История возникновения фантиков.

Конфетные фантики не просто яркие и цветные бумажки для оформления конфет. Если внимательно проследить как менялась упаковка, можно заметить отголоски времени и знаковые события в жизни страны и народа.

Заворачивать конфеты в бумажные обертки начали довольно давно. Первые двуслойные, из фольги и бумаги, обертки для конфет появились в 1850 году. Серьезный толчок этому делу дал великий американский изобретатель Томас Эдисон, а в 1872 году он придумал еще и парафинированную бумагу, служившую первой оберткой для конфет.

Почему обертка для конфет называется фантиком и когда она вошла в употребление? Польское слово fant (немецкий вариант Pfand) означает «залог». Фантик — разновидность этикетки, народное название конфетной обертки из бумаги, фольги или фольгированного полимера.

Простенькие этикетки в России появились еще при Петре I. Но до середины 19 в. конфеты в обертки не заворачивались. Их раскладывали в стеклянные вазочки и на фарфоровые блюда, а брали специальными щипчиками. Зато шоколадные конфеты удостаивались разноцветной фольги: различным начинкам соответствовали свои цвета.

На самых первых этикетках с декором обычно помимо фамилии производителя и названия изделия изображали фасад фабричного здания в обрамлении цветов, плодов и зеленых листьев. Манера заключать изображение в медальон была позаимствована у домашних альбомов, которые были тогда в большой моде. А любование фабричной архитектурой – дань моде на все промышленное. К концу 19 в. число кондитерских производств сильно возросло. торговая реклама стала играть заметную роль, поэтому в малых формах: промышленной графики появились имена выдающихся художников: Иван Билибин, Иван Ропет, Константин Сомов, братья Васнецовы, Сергей Ягужинский, Борис Зворыкин, Евгений Лансере. К сожалению большинство их работ для оформления фантиков утеряны.

На протяжении 100 лет конфетные фантики были предметом интереса детей – их собирали, обменивали. Хотя существовали и «настоящие» коллекционеры этих бумажек. Лет 80 тому назад существовала шуточная игра в фанты, в нее играли и взрослые и дети. И все же фантик преимущественно остается частью детских игр, выполняя познавательную, просветительную задачу. Широко были распространены фантики с репродукциями известных картин, изображениями видов городов, географических карт. Шрифт, краски, орнамент привлекали взгляд. До наших дней дожил легендарный фантик «Мишка косолапый». Этот маленький шедевр – творческая переработка картины И. Шишкина «Утро в сосновом бору» был создан в начале 20 века графиком Мануилом Андреевым.

Фантики стали своего рода зеркалом, в котором отразились все значительные события, юбилеи памятные даты русской истории. Рассматривая старинные прейскуранты, можно составить своеобразную тематическую подборку названий и декора фантиков: «Столичный шоколад», «Боярский», «Княжеский», «Царский»; «географические» названия – «Каштаны Капри», «Порт Артур», печенье «Ливадия», «исторические» — «Нельсон», «Бисмарк».

«Товарищество А. И. Арикосов и сыновья» отметило юбилей отмены крепостного права карамелью «Освобождение крестьян» и шоколадом «Юбилейный 1861-1911». Так же, как на открытках, на фантиках зачастую писали строки стихов великих поэтов или слова из манифеста об отмене крепостного права.

В первые годы Советской Власти убирались все приметы старого времени, символы, связанные с императорской Россией. Исчезли фантики, например, посвященные 300-летию Романовых. Разумеется, получили иные названия конфеты «Царская», «Принцесса», «Императрица», «Боярыня». Появились конфеты, упаковки которых украшали «Красный Октябрь», «Красный большевик». «Чапаев», Пионер», «Октябрёнок», «Советская», «Крестьянская».

В советские времена конфетный фантик, как и многое другое, был идеологизирован. Все, что славилось, отмечалось, праздновалось, отражалось на обертке: юбилей революции, 8 марта, 1 мая, 7 ноября, полет в космос и т. д. Яркой приметой 60- годов ХХ века стал полёт человека в космос. Это эпохальное событие тоже нашло отражение в таких названиях конфет: «Космос», «Космическая». В годы правления Хрущева и увлечения производством кукурузы – появились конфеты с изображением кукурузы и название «Чудесница». В тот период также можно было увидеть конфеты с такими прекрасными названиями, как «Артистическая», «Баядерка», «Идиллия» «Лебединая Песня», «Синяя птица», «Снегурочка», «Маленькие Музыканты», «Детские забавы».

Обёртка для конфет и шоколадной плитки – это и часть повседневной жизни, и особый знак эпохи, вызывающий в памяти запах и вкус даже спустя много лет.

  1. Что изучает орфография?

Орфография – это совокупность правил, устанавливающих единообразие способов передачи речи на письме.

Заслуженный учитель России Л.И. Журавлёва считает, что: «Орфография-раздел науки о языке, изучающий правописание слов; система правил, определяющих единообразие способов передачи речи».

Орфограмма-сомнительное написание, которое соответствует правилам или проверяется по словарю.

М.М. Разумовская считает: «Чтобы усвоить правила грамотного письма, ими надо владеть как инструментом, как способом действия.

Типы орфограмм:

  • орфограмма-буква (чудесный, мороз, шубка);
  • орфограмма-пробел (не был, в лесу);
  • орфограмма-контакт (вмиг, справа, спросонья);
  • орфограмма-дефис (куда-нибудь, во-первых, из-за).

Опознавательные признаки орфограмм:

  • шипящий [ж, ш, ч’, щ’] перед гласным;
  • [ц] перед гласным;
  • [ца];
  • шипящий [ш, ч’, щ’] на конце слова;
  • глухой парный согласный [п, к, т, ф, с, ш] в конце слова;
  • стечение согласных;
  • мягкий согласный звук в середине слова;
  • [й’] в середине слова;
  • безударность в приставке, корне, суффиксе, окончании;
  • [н], [н’] перед окончанием или суффиксом;
  • элементы из, до, с, в (во), на, за;
  • элемент по;
  • элементы -то, -либо, кое-, -нибудь, -таки, -ка;
  • бы, ли, же;
  • не, ни;
  • сложность слова

Типы орфографических правил:

  1. Правило-указание (правописание не зависит ни от каких условий: жи, ши пиши с и; в глаголах 2-го лица ед. ч. всегда пишется ь).
  2. Правило-руководство (правописание зависит от одного условия: правописание чередующихся корней).
  3. Правило-инструкция (правописание зависит от двух и более условий: правописание н, нн в словах; правописание е, и в окончаниях существительных).

Глава 2. Классификация орфограмм, обнаруженных на фантиках.

В период научного исследования мы определили цель: классифицировать названия конфет на орфографические темы.

Для её решения нами были поставлены следующие задачи:

1. отобрать необходимый материал для классификации;

2. изучить названия конфет;

3. классифицировать названия конфет;

4. сделать выводы о целесообразности проделанной работы.

Результаты исследования:

  • правописание и, а, у после шипящих
  1. Маленькое чудо
  2. Ореховая роща
  3. Чудесный край
  4. Чук и Гек.
  5. Птица счастья
  6. Жирафик
  • правописание буквосочетаний чк, чн, чт
  1. Белочка
  2. Ласточка
  3. Мечта
  4. Красная шапочка
  5. Дама с собачкой
  6. Молочный
  7. Москвичка
  8. Миляночка
  9. Снежная птичка
  10. Славяночка

  • правописание парных согласных по звонкости-глухости
  1. Чернослив
  2. Кокосовый берег
  3. Шоколад
  4. Остров мечты
  5. Сладкое созвучие
  6. Коровка
  7. Сказка
  8. Маша и медведь
  9. Конфета на сливках
  • правописание непроизносимых согласных
  1. Чудесный край
  2. Буревестник
  • правописание удвоенных согласных
  1. Российский
  2. Латте
  • правописание безударных гласных проверяемых ударением
  1. Река грека
  2. Райские облака
  3. Золотая лилия
  4. Зелёное яблоко
  5. Голубое озеро
  6. Мишка косолапый
  7. Небесный вальс
  8. Двойная радость
  • правописание безударных гласных непроверяемых ударением
  1. Птичье молоко
  2. Ромашка
  3. Барбарис
  4. Метелица
  5. Петушок
  6. Россия
  7. Зелёное яблоко
  8. Ореховая роща
  9. Абрикос в шоколаде
  10. Картошка
  11. Соната
  12. Ломтик апельсина
  • правописание заглавных букв в именах собственных
  1. Чук и Гек
  2. Аленка
  3. Россия
  4. Джек
  5. Челябинск
  6. Буратино
  7. Жаклин
  8. Маша и медведь
  9. Миляночка
  10. Марина
  11. Асия

  • правописание разделительного мягкого знака
  1. Птичье молоко
  2. Птица счастья

  • правописание смягчающего мягкого знака
  1. Небесный вальс
  2. Двойная радость
  3. Очень

Выдвинутая гипотеза о том, что в названиях кондитерских изделий можно обнаружить орфограммы, изучаемые на уроках русского языка, подтвердилась.

Заключение

В ходе исследования мы проанализировали виды орфограмм в названиях конфет. Постарались развить орфографическую зоркость, находя орфограммы в названиях конфет. Повторили изученные орфографические правила, научились пользоваться правилами русского языка.

Мы отобрали и проанализировали фантики от конфет, с позиции использования их на уроке русского языка в качестве дидактического материала при изучении орфографии и выяснили, что во многих названиях конфет есть различные орфограммы. Мы сгруппировали названия по орфографическим правилам, выделив в них орфограммы, и считаем, что этот материал вполне можно использовать на уроке для повторения или при изучении нового материала.

  В итоге наш проект стал не только групповым, так как в нем приняли участие все ученики класса, но и открытым, т.е. длительным. Поставленная в начале проекта цель была достигнута: мы, собрав коллекцию фантиков от конфет, стали видеть орфограммы, более внимательно относиться к словам, к нашей истории, научились осуществлять поиск информации, проявлять творчество, но главное достоинство проекта - повышение орфографической зоркости, а значит и грамотности учеников.

Список литературы

  1. Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи/Е.С. Антонова. – М.: Академия, 2007. -370 с.
  2. Журавлёва, Л.И. Орфография русского языка в алгоритмах и схемах/ Л.И. Журавлёва. – Челябинск.: Взгляд, 2013. – 72 с.
  3. История конфетного фантика  [Электронный ресурс] https://www.ababilova.com/istoriya-konfetnogo-fantika
  4. Познавательная история возникновения конфет [Электронный ресурс] https://www.abcfact.ru/2703.html
  5. Розенталь, Д.Э. Современный русский язык/ Д.Э. Розенталь. – М.: Айрис-ПРЕСС, 2017. – 448 с.
  6. Сладкая сказка: история появления сладостей конфет [Электронный ресурс] https://good-tips.pro/index.php/publications


Поделиться:

Как нарисовать ветку ели?

10 зимних мастер-классов для детей по рисованию

Проказы старухи-зимы

Лиса и волк

Загадка старого пирата или водолазный колокол