Исследовательская работа ученицы 7 класса посвящена художественной интеллигенции Юринского района в годы Великой Отечественной войны. Цель данного исследования - комплексное изучение творчества деятелей культуры и искусства, проживавших на территории Юринского района Республики Марий Эл, и их творчество за пределами республики. Результаты исследования и выводы могут быть использованы краеведами и искусствоведами в подготовке сборников и методических материалов по краеведению и истории культуры Юринского района.
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/a_muzy_ne_molchali_-_kopiya.docx | 45.41 КБ |
prilozheniya_a_muzy_ne_molchali.docx | 2.06 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Юркинская средняя общеобразовательная школа»
Республиканского конкурса краеведческих
исследовательских работ обучающихся –
участников туристско-краеведческого движения
обучающихся Республики Марий Эл
«Край родной марийский»
Направление «Военная история»
Номинация «А музы не молчали»
ВЫПОЛНИЛА:
Секретарева Дарья,
обучающаяся 7 класса
МБОУ «Юркинская СОШ»
РУКОВОДИТЕЛЬ:
Иванова Наталья Степановна,
учитель музыки, ИЗО, МХК
П. Юркино
2015 год
Содержание
1. Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Особенности общественно-политической и культурной жизни художественной интеллигенции Юринского района Республики
Марий Эл накануне Великой Отечественной войны
(1939—июнь 1941 г.)…………………………………………………………. 5
Глава 2. Художественная интеллигенция Юринского района в годы Великой Отечественной войны…………………………………………………………8
2.1. Художники Юринского района в годы войны……………………8
2.2. Творчество композитора Н.В. Макаровой в годы
Великой Отечественной войны……………………………………12
2.3. Писатель Константин Андреевич Кислов и его творчество………13
Заключение…………………………………………………………………….14
Интернет-ресурсы……………………………………………………………..15
Введение
Великая Отечественная война – одна из самых трагических страниц нашей истории. Она внесла коррективы во все сферы деятельности людей, включая и искусство. Огромная масса творческой интеллигенции ушла на фронт бить врага. В мастерских художников на кульманах остались незавершенные работы, на столах писателей и поэтов – недописанные произведения. Композиторы вынуждены были сменить мажорные аккорды на трагический минор и ритмы военных маршей. Многие деятели культуры на долгие четыре года должны были забыть о творчестве и научиться стрелять.
Многие художники, воевавшие на фронте, перешли на графику, и в перерыве между боями делали зарисовки солдат и командиров. Другие стали фотокорреспондентами, некоторые писатели нашли себя в публицистике, работали корреспондентами газет. Искусство боевого плаката стало оружием многих живописцев, ранее писавших картины природы и мирного труда.
О ратных и трудовых подвигах деятелей культуры СССР в годы Великой Отечественной войны написано немало, но тема данного исследования – деятельность творческих людей Юринского района Республики Марий Эл. Таким образом, объектом исследования является художественная интеллигенция Юринского района Республики Марий Эл.
Предметом исследования является общественно-политическая и социально-культурная деятельность художественной интеллигенции Юринского района накануне и в годы войны.
Изучив материалы Интернета, а также местной печати – газеты «Юринский рабочий», можно сделать вывод, что о творческих людях, жителях нашего района, написано очень мало, этой теме не уделялось до сих пор должного внимания. Творческая судьба отдельных художников, писателей и музыкантов не освещена подробно на местном уровне. Это,
по-видимому, связано с тем, что все они выехали за пределы республики, и дальнейшая их творческая жизнь продолжилась уже в других регионах.
Итак, цель данного исследования - комплексное изучение творчества деятелей культуры и искусства, проживавших на территории Юринского района Республики Марий Эл, и их творчество за пределами республики.
Задачи данного исследования:
1. Определить тенденции в развитии историографии анализируемой темы.
2. Изучить жизнь и деятельность людей искусства Юринского района в годы Великой Отечественной войны.
3. Показать роль художественной интеллигенции региона в формировании и воспитании патриотических настроений народа в годы войны.
4. Раскрыть особенности профессиональной деятельности людей искусства.
5. Определить, какой вклад внесли деятели искусства в Победу.
Для решения поставленных задач были изучены следующие источники: материалы Интернета, районной газеты «Юринский рабочий», архивы школьного краеведческого кружка, а также были проведены интервью с жителями поселка Юркино.
Новизна проблемы заключается в том, что в данной работе предпринята попытка в комплексе исследовать творческую деятельность художественной интеллигенции Юринского района в годы Великой Отечественной войны.
Значимость данного исследования в том, что результаты исследования и выводы могут быть использованы краеведами и искусствоведами в подготовке сборников и методических материалов по краеведению и истории культуры Юринского района.
Структура работы. Исследовательская работа состоит из введения, трѐх глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Особенности общественно-политической и культурной жизни художественной интеллигенции Юринского района Республики Марий Эл накануне Великой Отечественной войны (1939—июнь 1941 г.)
Юринский район был образован в 1937 году в составе Марийской Автономной Советской Социалистической Республики и насчитывал 83 населенных пункта, 10 сельских и 2 поселковых Советов. Основная промышленность района – лесная.
В районе была хорошо развита сеть культурно-просветительных учреждений: районный дом культуры, 2 сельских клуба, 10 колхозных клубов, 12 изб-читален, 1 районная библиотека, 1 сельская.
В Юринском районе проживало немало творческих людей. В районе до войны в основном было развито декоративно-прикладное искусство. Но были и художники-живописцы, графики. Живописец А.П. Зарубин, художник-график Л,Ф. Овсянников, художник-иллюстратор К.В. Кузнецов. Был и скульптор-анималист П.М. Кожин.
Большую привлекательность для творческих людей имел и архитектурный комплекс в п. Юрино - замок Шереметева, где были подлинники великих художников. «В замке была собрана великолепная картинная коллекция, в основном итальянских и голландских художников. Было много родовых картин Шереметевых. В коллекции находились картины Луки Лейденского "Положение Христа во гроб", Питера Брейгеля Мужицкого "Калеки", Яна Брейгеля Бархатного "Осада города", Класа Берхема "Пастух и Пастушка". Для 73-х картин использовалось большое зало с окнами, выходившими на север и юг. В других комнатах висели картины Айвазовского, Боровиковского, Брюллова. Коллекция картин Ф.С. Рокотова включала 19 портретов. Художественные вкусы хозяев замка отражали и 127 акварелей, пастелей и гравюр Рембрандта, Фр. Хамса, Иорданса, Беллини, Гверчино, а также 26 икон, из них 5 - греческого письма». [1]
Юринская земля дала России и замечательную женщину-композитора Нину Васильевну Макарову, ученицу Н. Я. Мясковского, а также писателя
К. А. Кислова.
Красоту родной природы, широту Волги-матушки, земляничные поляны и грибные места – вот что видели будущие талантливые мастера искусства в Юринской стороне. Красивый замок Шереметева, величественно стоявший на берегу Волги, пробуждал романтические чувства, легенды о замке, о таинственных комнатах и привидениях будоражали юные умы. Здесь они получили первые уроки любви к родному краю, к своей стране. Здесь они учились уважать труд своих земляков, сами много работали. Здесь получили они свои первые впечатления о красивой мирной жизни людей. Конечно, тогда они не предполагали, что круто изменится не только жизнь страны, но и их собственная.
Будущим талантам хотелось постигать тайны мастерства, что здесь, в Юринском районе, было невозможно. Юринский район находится вдали от центра. Впечатления о красоте своей малой родины нужно было на холсте и бумаге, в звуках и красках выражать грамотно. Для успешной творческой работы необходимо было учиться. Поэтому все они в разное время поехали на учебу: кто в Москву, а кто в Петербург. По-разному сложилась их судьба, все они остались творить и работать в других регионах страны. Домой не вернулись. Но в их творчестве, так или иначе, всегда проявлялась любовь к родному краю, родной природе и людям, с которыми их сводила судьба на родной земле.
Общественно-политическая обстановка перед началом войны была очень тревожной, чувствовалось дыхание надвигающейся войны.
Перед началом Великой Отечественной войны в Юринском районе проживало 32613 человек.
В начале 1941 года в 12 сельских районах было 73 населенных пункта, в том числе 3 села (Васильевское, Покровское, Сумки), 48 деревень, 12 выселков, 3 пристани ("Подвалье", "Кума", "Мелкое озеро"), 1 поселок (Стеклозавод им. Ленина), 2 лесоучастка (Огибное, Юркино), 4 подучастка (Окунево, Красный Яр, Эрекша, 10-й километр). В них насчитывалось 5564 крестьянских хозяйства с общей численностью населения 23566 человек. В 61 колхозе было 3675 крестьянских хозяйств (16459 человек), 840 хозяйств (2408 человек) принадлежали единоличникам. Наибольшее количество крестьян было коллективизировано в деревнях Абросимово (колхоз "Красный просвет"), Красный Бугор (колхоз "Память Кирова") Абросимовского сельсовета, Растегаиха (колхоз "Большевик"), Старый Починок (колхоз "Новый мир") Васильевского сельсовета, Кромка (колхоз "Красная волна"), Икша (колхоз "Соты корны") Кромского сельсовета. [2]
Глава 2. Художественная интеллигенция Юринского района в годы Великой Отечествеенной войны.
Мирный труд людей нашей Родины был прерван 22 июня 1941 года. Началась долгая и жестокая война. Судьба деятелей культуры и искусства в этот период тоже была разной. Кто-то ушел на фронт и защищал Родину с оружием в руках в буквальном смысле, оружием других стала патриотическая музыка или язык плаката.
2.1. Художники Юринского района в годы войны.
Алексей Петрович Зарубин родился на Волге в с. Юрино 26 декабря 1913 года. Там прошли его детские и юношеские годы, там же он учился в школе.
Его художественные способности впервые проявились в оформлении стенной газеты. Его учителем рисования был А.И. Перчаткин. А.И. Перчаткин сразу почувствовал в юноше талант, сам очень любил живопись, хорошо в ней разбирался. И на первых порах стал первым педагогом по живописи для маленького Алексея. Важно было дать своему ученику первые уроки мастерства – основы рисунка, живописи, композиции.
В 1930 году Алексей поступил во Всероссийскую Академию Художеств в Ленинграде, а уже с 1933 года его педагогом становится сам Исаак Израилевич Бродский.
Война прервала творческие искания А.П. Зарубина, он попал на службу в артиллерийскую часть, позже стал фотокорреспондентом и военным художником фронтовой газеты. Материалы этого периода его творческой биографии, к сожалению, не сохранились. Война! Но тот факт, что Алексей Петрович нашел себя на фронте не только как артиллерист, но и как художник, продолжив заниматься творчеством, направив его на борьбу с врагом. Газетные заметки с фронта с его фотографиями, боевые листки и плакаты поднимали боевой дух солдат, помогали людям обретать мужество. Первые годы войны были очень трудными, во время отступления нашей армии было очень важно, чтобы солдаты не теряли боевого духа и веры в победу!
После войны А.П. Зарубин остался жить и работать в Москве, там была его мастерская. Часто приезжал на родину в Юринский район, в Юрино. Именно дома, на родной земле были написаны его лучшие пейзажи. Большую помощь он оказывал марийским художникам, они часто бывали у него в Москве в мастерской. Только в 1960 году художник переехал в Йошкар-Олу по просьбе Министерства культуры Марийской АССР.
Другой наш земляк художник-график, гравер Овсянников Леонид Федорович родился 25 мая 1880 года в Юрино в семье сельского учителя.
В 1900 г. окончил Казанское художественное училище, в 1909 Высшее художественное училище при ИАХ в Санкт-Петербурге по мастерской В. В. Матэ. Жил в Петербурге-Петрограде-Ленинграде. Занимался преимущественно станковой графикой, работал в технике цветного офорта, литографии, линогравюры. [3]
Война застала художника в Ленинграде, где он пережил блокаду вместе с героическими ленинградцами. Художник, отдававший все свои силы написанию мирных сюжетов, начал работать как художник-плакатист и агитатор. По заданию Политуправления Ленинградского фронта вместе с другими художниками создаёт агитационные листовки и плакаты.
В феврале 1942 года институт, в котором преподавал Овсянников, был эвакуирован в город Самарканд, где продолжал заниматься творчеством и преподавательской деятельностью. Вернулся из эвакуации в 1944 году, а уже в 1945 г. состоялась его персональная выставка. Предыдущая выставка состоялась еще в 1941 году, перед войной.
Теоретические материалы по гравюре и офорту, накопленные в военные годы, вылились в написание учебных пособий «Гравирование на картоне» (1952), «Изучение техники офорта применительно к программе первого и второго художественных курсов» (1953). Также художник оставил воспоминания о встречах с И. Репиным, опубликованные в сборнике «Художники Ленинграда» в 1959 году. Удостоен почётного звания Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
Среди произведений, созданных Овсянниковым, офорты «Портрет В. Ленина» (1926, ГРМ), «С. Киров на трибуне» (1935, ГРМ), «Печерск» (1949), «Пейзаж с луной» (1950), «Колхозное стадо», «Пейзаж» (оба 1959), «Дети на пляже» (1963), «На берегу Лейлупе» (1964), «Берёзки» (1967) и другие. Его работы есть в Государственном русском музее, Третьяковской галерее. Во многих других музеях и частных коллекциях как в России, так и за рубежом.
Как видно из названий, художник был приверженцем вполне мирных тем. И только война заставила художника обращаться к теме героизма. Патриотизма и стойкости. Его агитки и плакаты в годы войны можно сравнить с солдатским штыком.
Художника-иллюстратора Кузнецова Константина Васильевича можно по праву назвать учеником Овсянникова Леонида Федоровича. Родился Константин Васильевич в деревне Починок Юринского района 25 марта 1886 года в крестьянской семье. По соседству с ним жил Овсяников Леонид Федорович, будущий профессор Ленинградской академии художеств. Детство Константина Васильевича прошло среди лесов. Стройные березы, величественные сосны и пушистые ели привлекали своей сказочной красотой. Неудивительно, что Константин Васильевич, недолго и безуспешно проучившись в психоневрологическом институте в Петербурге, в 1910 году пошел учиться в рисовальную школу Общества поощрения художеств.
Любовь к игрушке возникла у Константина Васильевича еще в детстве. В зрелые годы эта любовь окрепла и нашла выражение в его работах – иллюстрациях к сказкам, героях мультфильмов и других. «В его папках можно найти целые серии рисунков и гравюр, изображающих... различные игрушки из глины, соломы, картошки и спичек. Он любил сам их придумывать, вкладывая в них свою веселую фантазию, легкий юмор и неистощимую изобретательность» [ 5 ].
Его цепкий взгляд очень точно подмечал детали, особенности его игрушечных героев, что позволяло создавать правдивые художественные образы. Художник успешно работал в различных техниках литографии, коллажа и многих других. Особенно интересно то, что в военные годы он оставался верен своему творчеству и продолжал создавать своих сказочных героев. Думается, связано это было с тем, что сказки и мультфильмы, героев к которым он создавал в военные годы, о Добре и Зле. Именно эта тема была в годы войны главной, а в сказках Добро всегда одерживает победу. Своим трудом Константин Васильевич также помогал людям не падать духом, верить, что правда и добро обязательно победят.
Его земляк Павел Михайлович Кожин, скульптор-анималист, родился в деревне Быковка Юринского района в семье сельских учителей в 1904 году, его детство также прошло на Юринской земле. Потом он учился в Нижем Новгороде в школе-коммуне. Работа с керамикой стала его смыслом жизни. Он также являлся организатором музея в поселке Юрино. «Биография художника типична для многих советских художников. Это путь одаренного крестьянского мальчика, рисовавшего зверей на грифельной доске за неимением бумаги, лепившего из глины, вырезавшего из бумаги, который обнаруживал при этом живую наблюдательность и удивительную фантазию». [ 6].
Одним из первых его учителей-художников также стал Л.Ф. Овсянников. Именно он посоветовал юному художнику поступать учиться на керамический факультет Высшего художественно-технического института.
Жанры, в которых работал Павел Кожин, разнообразны. Это и сатирический, и бытовой жанр. Но больше всего он любил жанр анималистический. И это тоже связано с его замечательным детством на берегу Волги. Любовь к родной природе, родному краю позволила Павлу Кожину создать большое количество фигурок птиц, животных и рыб. Этих героев он видел в своем родном Юрино.
Много лет проработал Павел Кожин на знаменитом Дулевском фарфоровом заводе, где в годы ВОВ даже изготавливались глазные протезы – был целый цех по подбору цвета глазных яблок. Так, война вторглась в мирную жизнь художника. Он не писал плакатов, агиток, но вместе с другими работниками завода он физически помогал людям, получившим на войне увечья. Также на Дулевском фарфоровом заводе в эти годы выпускали посуду для больниц и даже корпуса для ручных гранат. [ 8]. И это тоже вклад в Победу.
2.2. Творчество композитора Н.В. Макаровой в годы Великой Отечественной войны. Нина Владимировна Макарова родилась в поселке Юрино 12 августа 1908 года. Детство прошло в Юрино. Девочка очень любила музыку. Любовь к музыке давала ей силы преодолевать расстояние в 20 километров, чтобы бегать зимой через Волгу в город Козьмодемьянск брать уроки музыки. Уже в 14 лет она на пароходе добралась до Нижнего Новгорода и поступила там в музыкальный техникум. Окончив техникум, продолжила образование в Московской консерватории по классу композиции у Н.Я. Мясковского. Училась она вместе с Арамом Хачатуряном, впоследствии ставшим ее мужем. Для Арама Хачатуряна Нина Владимировна была сразу и музой, и соратником, и коллегой.
Война заставила Нину Владимировну менять репертуар. Теперь она писала произведения для голоса на стихи М. Алигер. О. Берггольц,
Л. Ошанина, М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача и многих других. Лирические темы сменились героическими. В годы войны у Нины Владимировны родились замыслы таких опер как «Зоя», которая была завершена в 1963 г., опера «Мужество» (1948 г.), сюита «Как закалялась сталь» (1967 г.).
Рядом с Ниной Владимировной трудился и ее муж. Арам Хачатурян писал Вторую симфонию. Это была симфония – «реквием гнева, реквием протеста против войн и насилия» [10 ].
Подвиг народа, его мужество, сила духа и любовь к жизни – все это нашло отражение в произведениях композитора Нины Макаровой. В годы войны ею была написана музыка к объемному мультфильму «В кукольной стране» (1941 г.) и «Песня о Чапаеве» (1944 г.). Мультфильм «В кукольной стране» - сказка о жестоких детях, превращенных в кукол и отданных на расправу жестокому мальчику, чтобы они на себе ощутили, что такое жестокость. В период войны эта тема была очень актуальна.
2.3. Писатель Константин Андреевич Кислов и его творчество.
Константин Андреевич Кислов родился в марте 1911 года в селе Юрино Васильсурского уезда Нижегородской губернии в рабочей семье. Как и многие юринские жители, семья занималась кустарным производством. В доме работали все: и большие, и малые. Первые литературные опыты Кислова относятся к довоенному периоду, но, как считал сам писатель, они были довольно слабыми, непрофессиональными.
К литературному творчеству вернулся в годы войны, когда был призван на службу. Как говорится, оттачивал и штык, и перо. Писал очерки и небольшие рассказы, которые печатались в газете. Времени на большую литературу просто не было.
Только после войны Константин Андреевич Кислов написал повесть «Просто мальчишки» о ребятах-подростках времен Отечественной войны.
Повесть была опубликована в 1956 году. Эта повесть и стала возвращением писателя в большую литературу. В основном он писал о детях и пограничниках. Тема героических буден защитников Отечества стала ведущей в его творчестве.
Заключение
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы: художественная интеллигенция Юринского района Республики Марий Эл принимала активное участие в поддержании боевого духа народа в годы войны, в своем творчестве отражала темы героизма народа, а также отстаивала победу с оружием в руках. Несмотря на то, что деятели культуры и искусства выехали за пределы республики, и основная деятельность их проходила за пределами Марий Эл, в их произведениях отразилась любовь к родной природе, родному краю. Такое отношение к своей малой родине в годы войны было особенно ценно, думается, каждый зритель и слушатель, кто встречался с произведениями наших земляков, думал и вспоминал свою малую родину и в бой шел с твердой уверенностью в победе над фашизмом!
Интернет-ресурсы
1. Мир путешествий. Дворец Шереметевых в Юрино. [Электронный ресурс]. URL: http://deni-spiri.livejournal.com/42735.html (Дата обращения: 15.02.2015).
2. Сарычева Т.М. Марийская АССР в годы Великой Отечественной войны. [Электронный ресурс] URL: http://knowledge.allbest.ru/history/3c0b65635b2bc68a4d43b89421316d36_0.html.
3. Овсянников Леонид Федорович. [Электронный ресурс]. URL: http://artru.info/ar/20732/en/.
4. Информационный ресурс Республики Марий Эл: Юринский район. [Электронный ресурс] URL: http://www.12rus.ru/List/41/2916.
5. Кузнецов Константин Васильевич. [Электронный ресурс]. URL: http://artru.info/ar/22958/en/.
6. Кожин Павел Михайлович. [Электронный ресурс]. URL: http://forum.collectors.ru/index.php?showtopic=576.
7. Павел Михайлович Кожин. [Электронный ресурс]. URL: https://artchive.ru/artists/39624.
8. Экскурсия в Ликино-Дулево. Посещение Дулевской фабрики фарфора. Покупка дулевского фарфора по заводским ценам. Стоимость экскурсии в Ликино-Дулево. Экскурсии в Ликино-Дулево для школьников. [Электронный ресурс]. URL: http://www.stranatur.ru/ru/Incoming-tours/Excursions/duljovo-pavlovski/.
9. Дулевский фарфоровый завод, где лепят "белье" и рисуют "агашки". [Электронный ресурс]. URL: http://inmosreg.ru/places_details/20140723/604065755.html.
10. Биография Арам Хачатурян. [Электронный ресурс]. URL: http://jumpmusic.ru/artist/Aram_Hachaturjan/history.
11. Информация о персоне: Нина Макарова. [Электронный ресурс]. URL: http://www.russiandvd.com/store/person.asp?fullbiography=1&genreid=&id=2404&media=6&type=actor.
12. Макарова Нина Владимировна. [Электронный ресурс]. URL: http://gufo.me/content_bigbioenc/makarova-nina-vladimirovna-123030.html.
13. Кино-Театр.ru. Макарова Нина Владимировна. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kino-teatr.ru/kino/composer/sov/292379/bio/.
14. Константин Андреевич Кислов. [Электронный ресурс]. URL : http://library.univer.kharkov.ua/OpacUnicode/index.php?url=/auteurs/view/36589/source:default.
Медведь и солнце
Что есть на свете красота?
Свадьба в Малиновке
Рождественские подарки от Метелицы
Как Дед Мороз сделал себе помощников