Солдатские письма - важный историко-литературный источник, имеющий личностную эмоционально-насыщенную нравственную силу, который никого не оставит равнодушным.
Цель исследования- изучение историко-литературного наследия Великой Отечественной войны- фронтовых писем и определение их нравственной силы.
Вложение | Размер |
---|---|
szhataya_zip-papka.zip | 606.11 КБ |
Эколого-краеведческая конференция
«Юные исследователи Забайкалья»
Нравственная сила эпистолярного жанра –фронтовые письма
Работу выполнила: ученица 9 класса МБОУ «Кайластуйская СОШ» Юрченко Ирина Альбертовна Научный руководитель: Лапердина Лариса Иннокентьевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Кайластуйская СОШ» |
с. Кайластуй 2019
На протяжении последних лет мы празднуем, скорбим и познаем историю победы советского народа в одном из самых трагичных событий ХХ века – Великой Отечественной войны. На защиту своей Родины встали все - от мала до велика. Они сражались за себя, свою семью, мирную жизнь. Солдаты, призванные в действующую армию не знали, вернутся ли они живыми домой, поэтому письмо становится единственным способом передачи весточки о себе и от своих близких, друзей. Эти пожелтевшие, полуистлевшие треугольники, открытки и были залогом того, что приславший человек (муж, сын, брат, любимый) жив, а значит, есть надежда увидеть его живым.
Солдатские письма - важный историко-литературный источник, имеющий личностную эмоционально-насыщенную нравственную силу, который никого не оставит равнодушным.
Работая в музее над созданием экспозиции, посвященной 75-летию Великой Победы, мы, члены кружка «Юный краевед» знакомились с письмами, обсуждали, как их можно представить слушателям, зрителям. Так возникла идея написания работы «Нравственная сила эпистолярного жанра - фронтовые письма». Нас привлек не тот ужас, который несет с собой война, а судьбы людей, их мужество, самоотверженность и патриотизм. И переполняет сердце чувство гордости за ту страну, где мы родились, за наш народ, победивший фашизм на земле.
Цель исследования- изучение историко-литературного наследия Великой Отечественной войны- фронтовых писем и определение их нравственной силы.
Задачи:1. Изучить историю письма как эпистолярного жанра.
2. Проанализировать содержание имеющихся в нашем распоряжении части фронтовых писем.
3. Выявить нравственные аспекты фронтовых писем.
4. Оформить исследовательскую работу.
Гипотеза: В уже пожелтевших, а порой и полуистлевших от времени письмах сосредоточен целый пласт бесценных исторических хроник, запечатленных непосредственными участниками тех поистине страшных лихолетий. По ним мы можем изучать исторические события, происходившие на фронтах Великой Отечественной войны, узнаем, что испытывали их непосредственные участники, какие моральные и физические страдания выпали на их долю, и, как благодаря любви к жизни, они вышли победителями.
Объектом исследования являются фронтовые письма солдат-участников Великой Отечественной войны.
Предметом исследования является содержание имеющихся в нашем распоряжении фронтовых писем.
Методы исследования: работа с письмами- чтение и анализ, описание, систематизация , обобщение.
Этапы работы:
Практическая значимость: Работа будет использоваться во время проведения экскурсий в музейной комнате, на уроках истории, классных часах.
Письма. Кто-то сказал, что письмо - фотография души, что соответствует действительности, потому что хорошее письмо не только рассказывает о чём-нибудь, но и передаёт мысли, настроение, чувства человека, говорит о его стремлениях, интересах, увлечениях.
Письмо - знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени.
Привычное для нас слово «письмо» образовалось от глагола «писать» одновременно с развитием на Руси письменности. На чем только не писали письма: на каменных и глиняных пластинах, деревянных дощечках, бересте, папирусе, пергаменте. На протяжении столетий переписка была единственным способом общения на больших расстояниях. Потребность в эпистолярном жанре возникла и вошла в речевое общение при отсутствии непосредственного контакта. Эпистолярный жанр в широком понимании - это жанр письма. Название этого жанра происходит от греческого слова «epistole», что значит «письмо». Эпистола – послание в форме письма. Эпистолярный жанр- это труд души, обращенный к другому человеку. Нужно всегда помнить, что адресат ждет от вас писем, полных дружеского расположения и участия. В XVIII-XIX веках выпускались специальные книги-письмовники, где размещались рекомендации по написанию писем разного содержания. Автор одного из письмовников Е.А.Бельский так охарактеризовал переписку: «Всякое письмо, кем бы оно написано ни было, изображает нравственный облик пишущего, умственное мерило его образования и знания…». В наше время письмо уходит в забвение. Телефон,SMS, Skape заменили умение передавать мысли на бумаге, тем самым обеднили нашу жизнь процессом ожидания, счастья получения известия.
Хранящиеся в музейной комнате библиотеки села Кайластуй фронтовые письма, стали ценным достоянием благодаря Софронову Евгению Гурьяновичу, который передал их в дар. Письма адресованы одному человеку- Софронову Гурьяну Дмитриевичу (1915 – 1989), потомственному казаку, корнями с Дона. В 1946 году Гурьян Дмитриевич переехал в село Кайластуй из Приаргунского района. С 18 лет и до ухода на пенсию Гурьян Дмитриевич работал бухгалтером, экономистом. Сам он не воевал, был инвалидом с детства. Профессиональная привычка систематизировать материалы и желание сохранить историю своей семьи, товарищества и дружбы позволили нам еще раз пережить историю страны с 1942 по 1946 год. В подшивке хранится 890 писем Гурьяну Дмитриевичу от родных и друзей.
Письмо начинается зачином, содержащим дату, место, откуда оно направляется, приветствие и обращение. Далее располагается основная информационная часть, в которой сообщаются сведения, послужившие поводом для написания письма. Концовка письма содержит слова прощания, просьбы, пожелания, подпись, приписки. Подпись в конце письма соответствует форме обращения в зачине: называющие друг друга по имени-отчеству корреспонденты, прощаясь, обычно тоже указывают имя-отчество, иногда — вместе с фамилией; те, кто обращается друг к другу, употребляя имена, наименования родства, прозвища, иногда фамилии или только инициалы и т. п., соответственно так же и подписываются. Таблично письмо представляется так:
Основные части письма | Содержание | Речевые формулы |
Зачин | 1. Место и дата написания | |
2. Приветствие | Здравствуйте! Добрый день! Приветствую тебя! | |
3. Обращение | Мои дорогие мама и папа! Родной мой брат! Милая бабушка! | |
Информационная часть | 1. Раскрывается основное содержание письма | Опишу тебе, как идёт моя жизнь в школе и дома… Я хочу рассказать тебе… |
2. Сообщается о новостях | У нас много новостей… Я хочу поделиться новостями… | |
3. Вопросы к адресату | Как ты живёшь? Чем занимаешься? Как твоё здоровье? Какие у тебя новости? Где и как собираешься проводить каникулы? | |
Концовка | 1. Благодарности | Спасибо за внимание Спасибо за помощь |
2Просьба писать письма | Я прошу тебя ответить на письмо… Прощу писать мне… Напиши, буду ждать … | |
3.Передаёт приветы | Передай большой привет… | |
4. Прощание, уверения в уважении | До свидания! До скорой встречи! Всего хорошего! С глубоким уважением Уважающий Вас… | |
5. Подпись |
Проведем анализ одного из писем с выявлением ценностей (сохранен стиль и орфография автора) Михаила Якимова.
Название частей письма | Признаки | Содержание письма | Ценности |
Зачин | дата, место, откуда оно направляется, приветствие и обращение | Привет с фронта от защитника Москвы, другу и товарищу Гурьяну Дмитриевичу Софронову. | Воин-защитник Родины Дружба |
Основная информационная часть, | сообщение сведений, послуживших поводом для написания письма. | Получил ваше письмо от19.1.42 г.Получил я его 12.2.42 г. Закоторое сирдечно блогодарю. Пишишь что от миня не получал но я писал в первых числах января и одну открытку в феврале. Гурьян когда получил ваша письмо я был настолько доволен и интересно то что узнал о жизни села и МТС. Да в части горючего сичас сие не касается в части посевной то хорошо что тоже дело пойдет этого требует от вас фронт что засеянный каждый гектар он пойдет на оборону страны. Житуха идет ничего пока жив(зачеркнуто) здоров а главное жив что и тебе желаю. В бою я выполняю обязанность разведчика дастаю сведения о противнике часто приводил живых немцев по нашему язык. Ходим в тыл. В данное время гоним освободили ряд населенных пунктов и городов. Близко около Вязьмы и Смоленска. Ни далек тот час когда расплотится немцам за вседа за грабежь и за убийство стариков и дитей и за насилия девушек. Не выйдет не один гад из наших лесов всех найдут а некаторыке уже нашли сибе могилу Гурьян я сночало был ты знаешь где. Немного были вмести с Пинигиным И И но потом отдельно он сичас здесь но в пехоте видал при наступлении но сичас не знаю ничего о нем. В части Гуляева опиши где он служит и а вчасти того что разошолся это я еще был дома. В части Лыткина А Е я не слышал его же тоже брали и до борзи ехали . Я его и Мохорова видел. | Ожидание известий от родных и близких, друзей Призыв борьбы с врагом в далеком тылу- качественной работой Воин-защитник Неотвратимость наказания врага за поругание нашей Родины Вера в победу Забота о друзьях |
Концовка письма | слова прощания, просьбы, пожелания, подпись, приписки. | Ну перидай ему горячий красноармейский привет и Фиофили и Мунгаловой Вали скажи пускай опишит как живет я ей писал но знаешь не хотит или что иное. Может она вышла замужь. Прошу будит если время то в гараже перидай всем кто знает привет. Я писал открытку молодым сила но ответа нет. Да проделанные дела гуляевские это хорошо но и я одну . Ну Глотов новерно уже женился. Гурьян опиши еще кто есть на фронте из ребят. Ну особо писать нечего пиши какие есть новости сообщай. Ну а пока жму руку с приветом( подпись) М Якимо Привет всем и Глотову дай мой адрес 13.2.42г. | Преданность и любовь к родному краю, отдельным людям |
Культура письма требует выделения в тексте законченных смысловых отрезков, начинающихся с красной строки (абзацев). Стоит отметить, что в военное время это не всегда соблюдалось, ведь писал его человек, сидящий в окопе, перед атакой, либо после задания. «Здравствуй Гурьян получил твое письмо остался очень доволен живу хорошо здоров чиго и тибе желаю письма получаю от друзей и от тибя. Писать сичас нет время…….. да ещо рука болит. Привет друзьям. Ну пока все С приветом МЯкимо Время нет идем в пиред на запад. Новости узнаешь из газет ну а пока я на западном фронте Все жду ответ Сегодня идем вперед 15.8.42г.» (сохранен стиль и орфография автора)
Письма с фронта позволяют нам делать выводы о специфических представлениях солдат о ценностях, свидетельствуют об особенностях мироощущения, поведения, об образе жизни и круге общения, а так же об интересах фронтовиков. В письмах можно было прочитать то желание увидеть своих родных и просто их обнять. Как отчетливо, хоть и в мыслях, видели они счастливую будущую жизнь, в которой им возможно не суждено жить.
Привет Гурьян! 3.04.1942
Получил от тебя открытое письмо, за что сердечно благодарю.
Гурьян, для меня самое интересное, все новое, что происходит в районе и в нашем селе. Как идет подготовка к посевной, ведь они, наши женщины, можно сказать дома… как они там развивают дело, как работает потребкооперация при новом руководстве. Как идет дело в МТС при политотделах, ведь это новое… в клубе бывает - ли что – то в виде художественного развития, кто руководит этим делом.
Твой друг боевой товарищ Перебоев И.В.
…Правда порой бывает грустно воспоминания о доме, о родных. Знаеш всякие мысли ходят в голове. Уже скоро 3 года войны и хочется видеть родные края, родную семю, но а все же думаю скорей закончить эту богадельню- разбить заклятого врага а потом вернутся с боевого фронта на мирный и с новыми силами начать работать
11.4.44 Василий Перебоев (сохранен стиль и орфография автора)
Мы видим, что авторы писем скромно говорят о своих заслугах и искренне радуются и гордятся наградам своих друзей, односельчан.
…В части награды подавали в 42 году, что – то тихо на Красную Звезду. Да потом еще покажу кое – что. Сейчас фриц не тот, что в 1941, а зима его обломала. 4.02.1943 М Якимов
Я очень восхищен, что наши бывшие работники как Гуляев М.Я., Якимов М., Баженов А.В. удостоены высокой награды за проявленное мужество в борьбе с немецкими оккупантами.
7.02.44 Мохоров
Особое место занимают письма победы. Их нравственная сила передается каждому, кто прикоснулся к таким строкам.
Добрый день, вздравствуй друг Гурьян!! Во первых чертах своего письма
Разрешите Вас поздравить с праздником днем победы над немецкими захватчиками.
Гуря, ты не можешь представить как ликуют фронтовики. Этой ночью было как днем светло и у всех на устах только одно – победа. Для нас это слово означает тоже что и день рождения, это значит, что нам представлено жить. Победа завоевана потом и кровью. В этой победе немалая доля ваша – вы ковали оружие для победы, а мы им побеждали немцев. Ну пока всего хорошего в вашей жизни сегодняшний день нельзя описать пером. Что делается в душе каждого и в частности у меня. До скорой встречи С приветом Василий 9.5.45 г.
Есть ли оправдание войне? Нет! Война - событие, не поддающееся никакому оправданию. Жизнь каждого человека – это единственная неоспоримая ценность. Малосодержательность «пороховых строк» при внимательном прочтении позволяет увидеть обращение к некоей сверхъестественной силе, выражаемой словами- Надежда, Мечта, Вера в победу. Ей солдаты соизмеряют свою судьбу на войне. Письма Великой Отечественной войны это подлинная картина тяжелых военных лет, судьба целого поколения, это еще и отражение человеческих судеб, это связующая нить между поколением военных лет и нами, живущими уже в другом тысячелетии. И мы изучаем историю не только по учебникам, но и по документальным источникам, которыми являются фронтовые письма.
Прошли годы, а письма с фронта бережно хранят самые трогательные человеческие чувства. Письма, ветхие солдатские треугольники со штемпелями полевой почты, фотографии…Собранные воедино, они воссоздают страницы героического прошлого, уже ставшего историей. Историей, которая не стареет от времени и всегда остается живой в памяти народной. И нам, молодому поколению, познакомившемуся и прикоснувшемуся к героической истории и судьбе нашей великой страны через личные письма фронтовиков, предстоит беречь этот мир.
Литература
Зимовье зверей
Развешиваем детские рисунки дома
Разлука
Лиса-охотница
На горке