• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Сопоставление ударения в родном и изучаемом языке"

Опубликовано Жильцова Анастасия Олеговна вкл 11.03.2019 - 17:13
Жильцова Анастасия Олеговна
Автор: 
Арифулина Т.

В данной исследовательской работе представлен сопоставительный анализ ударения в русском и английском языках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sopostavlenie_haraktrea_slovesnogo_udareniya_v_rodnom_i_izuchaemom_yazyke.docx30.53 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Московской области

«Орехово-Зуевский социально-гуманитарный  колледж»

Реферат на тему:

«Сопоставление характера словесного ударения в родном и изучаемом языках»

Выполнила студентка 41 группы

Специальность 050303

«Иностранный язык»

Арифулина Талия

Руководитель работы

Царькова А.О.

2013г.

Раздел языкознания, изучающий особенности и функции ударения, называется акцентологией ( отлат.accentus – ударение и греч. logos – слово, учение). В нашей речи важно и то, что мы говорим, и то, как мы говорим. По мнению психологов, наше отношение к говорящему сильно зависит от правильности его речи, от знания им языковых норм: правильного ударения в словах, согласованности падежных окончаний, правильного выбора единственного и множественного числа и др.Правильная постановка ударения — это необходимый признак культуры речи.

Цель:  сравнение и анализ словесного ударения в двух языках (русском и английском).

Задача:  раскрыть и проанализировать особенности  ударения в русском и английском языках.

Под ударением лингвисты понимают выделение речевых единиц при использовании различных приемов фонетики. Чаще всего таким способом делается акцент на слоги в слове. При помощи подобного акцентирования в предложении выделяются словосочетания и отдельные слова. Существует несколько видов ударения: словесное, фразовое и тактовое. Отдельно выделяют логическое, которое связано с выделением главного слова в предложении по смыслу. Оно реализуется при помощи увеличения интенсивности произнесения слога, находящегося под ударением, которое достигается при помощи специфических действий голосовогоаппарата.Самое распространенное ударение – силовое, оно наличествует в русском, венгерском, английском и прочих языках, где очень хорошо развито речевое интонирование. Ударный слог всегда является более интенсивным и более длительным по произношению. В некоторых языках, например во французском, показателем ударности помимо вышеперечисленных признаков является повышение тона голоса. Кроме того, силовое ударение может проявляться в редукции гласных (и, как следствие, в изменении слогов, гласные в которых находятся не под ударением). Ученые-лингвисты выделяют в некоторых словах главное и второстепенное ударение. В лингвистике данное явление наделено несколькими функциями, в частности, сигнификативной, делимитативной, кумулятивной и многими другими. Сигнификативная позволяет отличать два слова по смыслу («замок» с ударением на первом слоге и «замок» с ударением на втором слоге).

Делимитативная функция позволяет понять, где находится начало (конец) слова. Как правило, это фиксированное ударение, которое свойственно для чешского и венгерского языка. Помимо вышеперечисленных функций существует кумулятивная, которая помогает объединять слоги в целое слово.

В исторических источниках и языковых памятниках можно найти информацию о том, что в X-XI веке (т.е. во времена формирования кириллицы и русского языка как такового) существовало музыкальное ударение. Оно было достаточно сложным, поскольку активно взаимодействовало не только с привычной современному человеку длительностью гласных, но и с интонацией в каждом слоге. Постепенно это ударение перешло в силовое.

Типы словесного ударения.

Существуют разнообразные типы ударений, выделяемые при помощи различных критериев и обладающие определенными характеристиками:

1) фонетические типы:

а) по преобладающему акустическому признаку: динамическое (силовое) ударение, основанное на большей интенсивности, силе звука;количественное (квантитативное), основанное на удлинении звука;музыкальное (тоническое), основанное на повышении или понижении тона;

б) по звуковой соотнесенности между ударением в одном многосложном слове: главное с более выраженными акустическими свойствами (более сильное, напр. в нем., англ.);второстепенное с менее выраженными акустическими свойствами (более слабое): кни́гоизда́тельский;

2) структурные типы выделяются:

а) по характеру расположения в слоговой структуре слова: свободное (разноместное, падающее на любой слог;связанное, фиксированное, всегда падающее на определенный слог;

ограниченное (полусвязанное), имеющее определенную зону локализации;

б) по характеру расположения в морфологической структуре слова: подвижное, в процессе деривации падающее как на основу, так и на окончание;неподвижное (постоянное) ударение, падающее всегда на определенную морфему в слове.

Особенность и значение русского ударения.

Огромную и особую роль играют ударения, которые указывают не только на меняющуюся интонацию в сказанном, акцентируя главное и второстепенное, но и полностью изменяют смысл произнесённого, а также и записанного или напечатанного впоследствии — как в отдельном слове, так и в целом предложении.

В русском языке ударный гласный отличается от безударного силовыми, количественными и качественными характеристиками; тонического ударения нет (но высота звука может измениться в момент ударения). В среднем ударный гласный в 1,5-2 раза длиннее безударного.

Ударение может стоять на любом слоге и любой части слов (зОлото, болОто, молокО); в разных грамматических формах одного и того же слова ударение может переходить с одного слога на другой (ногА — нОгу, прИнял — принялА); такими приёмами пользовались многие поэты XIX века. Тем не менее, есть определённые закономерности: так, в русском языке (в отличие от близкого ему современного церковнославянского) не может быть ударным окончание «-ый»/«-ий», что приводит к широкому распространению неверного произнесения некоторых монашеских имён, которые в церковном употреблении традиционно произносятся в соответствии с церковнославянской орфоэпией (например, ударение в имени АлексИй русскоязычный инстинктивно будет склонен смещать на второй слог).

Некоторые сложные слова, а также слова с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс- и др. могут иметь, кроме основного, побочное (или второстепенное) ударение. Побочное ударение обычно по порядку бывает первым (ближе к началу слова), а основное — вторым (ближе к концу слова): клЯтвопреступлЕние, ОколозЕмный, вИце-президЕнт.

Также, во всех словах, где присутствует буква ё, ударение обязательно падает на неё. Исключением являются заимствованные (напр., амёбиАз) и сложные, составные слова (напр., трёхъЯрусный).

В русском языке нет единых правил ударения, для выяснения принятого и допустимых вариантов для конкретной формы слова можно обратиться к орфоэпическим словарям или специализированным словарям ударений

Правильная постановка ударения в словах — необходимый признак культурной, грамотной речи.

Сложность и прихотливость русского ударения известны всем. Пожалуй, ни одна область русского языка не вызывает столько споров, недоумений и колебаний. Во многом это обусловлено спецификой русского ударения в целом:оно отличается разноместностью (может быть на любом слоге в слове, ср.: кУхонный, экспЕртный, проходнОй);

подвижностью (может менять свое место в разных формах одного слова, ср.: начАть, нАчал, началА, нАчало);

Кроме того, ударение может меняться с течением времени.  Однако колебания в сфере ударения наблюдаются и в пределах одного отрезка времени. Такие варианты редко бывают равноценными. Хотя одинаково правильным считается произношение таких вариантов, как твОрог и творОг, бАржа и баржА и др;

Обычно существует несколько вариантов произношения в зависимости от сферы употребления:

литературный и нелитературный (то есть просторечный, жаргонный, диалектный);

основной (используемый в официальной обстановке) и дополнительный (допускаемый только в бытовом общении, в неофициальной обстановке).

Например, глагол занЯться в прошедшем времени фиксируется в речи в трех вариантах: занялсЯ— основной вариант, занЯлся— дополнительный литературный вариант (допустим в неофициальном общении), зАнялся— встречается в просторечии, не рекомендуется для использования в литературном языке.

Наибольшие трудности обычно вызывают иноязычные, книжные, устаревшие или, наоборот, только вошедшие в язык слова. Колебания наблюдаются также и в некоторых широкоупотребительных словах.

В некоторых словах русского языка отмечаются колебания ударения. В большинстве словарей признаются равноправными варианты ударения в следующих словах: Августовский — августОвский, джИнсовый – джинсОвый,казАки – казакИ, кЕта – кетА и др.

Разноместность и подвижность — важные средства различения форм слов и слов.  Например, различное смысловое значение приобретают слова: белОк и бЕлок, мУка и мукА, языковОй (барьер) и языкОвая( колбаса), лЕдник(погреб) и леднИк, бронИровать(закреплять) и бронировАть(дверь), занятОй человек и зАнятое место

 Следует запомнить слова с неподвижным ударением: бАнт, звонИть, квартАл, красИвый, повторИть, облегчИть, тОрт, шАрф.

Место ударения зависит от происхождения слова.  Большинство слов, заимствованных из французского языка, сохраняют ударение на последнем слоге: диспансЕр, жалюзИ.

Особенность и значение английского ударения.

В английском языке ударение наиболее сильно проявляет себя в фокусных словах предложения, которые выделяются по смыслу. Также для этого языка характерно ритмичное ударение, которое представляет собой чередование ударных слогов через равные промежутки времени. Более того, безударные слоги в данном случае подлежат такому сокращению, чтобы был соблюден ритм.

Словесное ударение в английском языке – это выделение одного или более слогов в слове. Существуют языки, в которых словесное ударение можно назвать «фиксированным».

 Английский язык, также как и русский, отличается свободным ударением, а это значит, что в различных словах оно может падать на разные слоги. На письме словесное ударение в английском языке никак не отображается, но его можно найти в транскрипциях слов, которые представлены в словарях. Кстати, ударение в английском языке ставится перед ударным слогом, а не на гласную ударного слога, как в языке русском.

Обращать внимание на словесное ударение в английском языке нужно непременно. Во-первых, это показатель грамотной речи, ведь вы будете знать, как правильно произносить то или иное слово. Во-вторых, в английском языке существуют слова полностью идентичные, но принадлежащие к различным частям речи. И отличить их можно только с помощью словесного ударения. Например: cОntest (ударение на первом слоге) – состязание, конкурс, спор. То есть имя существительное. И contЕst (ударение на втором слоге) – оспаривать, бороться, состязаться. То есть глагол. Та же ситуация со словами prОgress и progrЕss. С помощью словесного ударения в английском языке также можно отличить составное слово от словосочетания (сравните, a blАckboard и a blackbОArd).

У большинства двусложных слов ударение в английском языке падает на первый слог: flIcker (мерцание), hAzard (опасный), lEvel (уровень), mAne (грива), rApid (быстрый).

Если в слове три или четыре слога, ударение в английском языке падает на третий слог от конца слова, а гласная в этом случае читается по закрытому типу слога. Например: confInement (заключение), delIberate (умышленный), exAsperate (гневный), manufActurer (производитель).

В многосложных словах присутствует два ударения в английском языке – главное и через слог от него второстепенное: represAntative (представитель), sentimEntal (чувствительный), therapEutic(терапевтический), whOlesaler (оптовик). В существительных, оканчивающихся на –ion (-sion), -ity, -tion (-ation), -ious, -ant, -ent, -ence и прилагательных на –ic (-ical) ударение в английском языке падает на слог перед суффиксом. Например: demolitIon (разрушение), geomEtric (геометрический), hesitAtion (колебание), mystErious (загадочный). Ударение на втором слоге также отмечается в словах с приставками com-, dis-,mis-, in-, im- и других (помним, что приставки безударны). Примеры: disconnEction (отключение), misunderstAnding (недоразумение), impolIte (невежливый).

Все перечисленные особенности ударения в английском языке даже и правилами не назовешь, так как это не что-либо постоянное, а, скорее всего, закономерное. Помните, что английский язык – это язык всевозможных исключений. Ударения это тоже касается. Поэтому, если вы сомневаетесь, как произносится незнакомое вам слово, лучше проверьте его ударение в словаре с транскрипцией. Со временем, вы будете интуитивно определять ударение на английском языке в различных словах.

Заключение.

Разработка различных методов типологии и форм типологии, в частности типологии уровней (морфологическая, фонологическая и т. д.), типологии отдельных категорий (залога, падежа и т. д.), типологии универсалий, типологии отдельных семей языков и ареалов, в конечном итоге направлена на выявление существенных и специфических черт естественного языка, его структуры.

Будучи языком с ярко выраженным динамическим ударением, английский весьма напоминает в этом русский. Как и в русском, уход тона вверх означает незавершенность мысли, а вниз – законченность. Хотя общая закономерность одна, мелодии многообразны, и в английском не те, что в русском. В английском языке тоновое ударение на каждом ударном слоге выражено сильнее.

В английском можно говорить о двух типах ударения. Ударение грамматическое и ударение смысловое. Грамматическое ударение присутствует всегда и помогает отличить одно слово от другого, одинаково написанного. И в русском и английском тоновое ударение не является грамматическим, как силовое-длительное, то есть, смысла слова тоновое ударение не меняет.

 Задача смыслового ударения подчеркнуть отдельное слово, на которое нужно обратить внимание. Тогда грамматическое ударение на ударном слоге особо подчеркнуто, и именно на это слово в предложении мы обращаем внимание.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1983; 5-е изд., испр. и доп. М., 1989; 8-е изд., испр. и доп. М., 2000
  2. Пассов Е.И. Формирование произносительных навыков. - Воронеж: 2002
  3. Словарь русского языка в интерпретации Даля, также доступны другие по следующему адресу онлайн словари  http://slovar.nashol.com/
  4. http://www.kakprosto.ru
  5. http://ru.wikipedia.org
  6. http://www.licey.net
  7. http://engblog.ru/accent
  8. http://www.native-english.ru
  9. http://nashol.com
  10. http://alfavit.dljavseh.ru/
  11. http://chisto-po-russki.ru
  12. http://www.correctenglish.ru


Поделиться:

Под парусами

Две снежинки

Крутильный маятник своими руками

Карандаши в пакете

Чайковский П.И. "Детский альбом"