Исследовательская работа в номинации "Животный мир"
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа /биология/ животный мир | 61.5 КБ |
Исследовательская работа на тему:
«Почему у птиц клювы разные»?
Мардоленова Софья, 8 лет
ученица 2-го класса
Руководитель работы:
Федосеева Елена Михайловна,
учитель начальных классов,
МАОУ «СОШ № 5 г. Закаменск»
г. Закаменск Республика Бурятия
2017 г.
Введение
Человек по своей природе существо любознательное. Его всегда интересовали секреты природы. Наверняка, каждый из вас в детстве задавался вопросом: почему трава зеленая или кто держит звезды на небе.
Меня же интересуют вопросы о жизни животных, о том, как они питаются, где прячутся, что умеют делать. Но особенно интересно мне узнавать о птицах. Ведь они такие замечательные певуньи и встретить их можно повсюду: во дворе, в поле, в лесу, в горах. Они летают в вышине, прыгают с ветки на ветку, плавают на реке, ищут себе корм. И вот однажды я обратила внимание на то, что у птиц клювы разные. Мне стало интересно, почему? Поэтому я выбрала для исследования тему: «Птичьи клювы».
Я предполагаю, что клювы птиц различны из-за способа добычи питания и от условий, в которых живут птицы.
Цель работы: выяснить, для чего птицам нужны клювы и разделить птиц на группы по их функции.
Задачи:
Форма реализации: реферат.
Дополнительные навыки: уроки компьютерной грамотности (печатание текста)
Объект исследования: птицы.
Предмет исследования: особенности строения клювов птиц.
Методы исследования:
Вид исследования:
Основная часть
Все живое на Земле можно разделить на группы: животные, растения, микроорганизмы, грибы. Кого же мы называем птицами? Птицы относятся к одной из самых многочисленных групп животных. На Земле насчитывается около 10 тысяч птиц. У птиц есть отличительные признаки:
Читая энциклопедию «Ребятам о животных», я узнала, что ученых, которые изучают птиц, называют орнитологами, а наука о птицах – орнитология.
Изучая различную справочную литературу и наблюдая за птицами в природе, я составила таблицу:
Птицы Бурятии
Название птицы | Место обитания | Чем питается | Особенности клюва | примечания |
Серая цапля | Водоемы | Мелкая рыба, насекомые и их личинки, головастики лягушки, ящерицы, | Широкий, длинный, плоский в виде конуса с узкими пластинками по краям, | Перелетная птица |
Серый журавль | Луг, долины рек | Семена растений, молодые побеги, всходы на полях, иногда насекомые | Наблюдала в своей местности с мая по сентябрь | |
Чибис | Мелководье, сырые луга | Насекомые и их личинки, черви | Короткий, тупой, конусовидный | |
Удод | Смешанный лес, степь, населенные пункты | Крупные насекомые | Длинный, тонкий, чуть изогнутый | Наблюдала в своей местности с мая по сентябрь |
Турпан (красная утка) | Реки, степные озера | Водные растительность и насекомые | Наблюдала в своей местности с апреля по сентябрь | |
Ласточка | Населенные пункты, луг, степь | Насекомые и паукообразные | Короткий, узкий, конусовидный | Наблюдала в своей местности с мая по сентябрь |
Трясогузка | Парки, лес, степь | Насекомые, семена растений | Тонкий, прямой, шиловидный | Наблюдала в своей местности с апреля по сентябрь |
Большая синица | Лес, степь, населенный пункт | Насекомые, семена, зимой продуктами, вывешенными за окном | Короткий, прямой, конусовидный | Наблюдала в своей местности круглый год |
Коршун | Лес, степь, населенный пункт | Падаль, отбросы, грызуны, мелкие птицы, рыба | Крючкообразный, загнутый на конце | Наблюдала в своей местности круглый год |
Сизый голубь | Населенный пункт | Насекомые, ягоды, семена растений, отбросы | Клюв сильный, конический, слегка выгнутый по надклювью | Наблюдала в совей местности круглый год |
Воробей | Населенный пункт | Семена растений, насекомые | Короткий, конический | Наблюдала в своей местности |
Цель работы: определить, как птицам удается добывать пищу, без участия рук.
Материалы: семечко подсолнуха, кедровая шишка, стакан компота с сухофруктами, две деревянные палочки и тонкий высокий сосуд (пробирка), на дне которого лежит камешек, отварная сосиска в натуральной оболочке.
Опыт №1. Как устроен клюв птицы, питающейся семенами?
Требуется добыть семечко из шелухи без помощи рук.
Вывод: чтобы расщелкнуть семечко, необходимо участие языка, зубов, губ. А так как у птицы губ нет, ей чтобы удержать семечко, надо иметь острый клюв, чтобы расщелкнуть семечко и шероховатый изнутри, чтобы его удерживать.
Опыт № 2. Как устроен клюв птиц, питающихся семенами хвойных деревьев?
Требуется вынуть кедровый орех из шишки без помощи рук, добыть из него ядрышко.
Зубами удалось сначала снять чешуйки, вынуть орех, а затем расщелкнуть его.
Вывод: птицам необходим клюв, слегка загнутый на кончике с мелкими зазубринами внутри, чтобы отодвинуть чешуйку, а затем, удерживая в клюве, расщелкнуть орех.
Опыт № 3. Как птице удается достать пищу, из расщелин в коре?
Берем пробирку с мелким камешком на дне. Вопрос: как без участия рук можно достать камешек?
Варианты решений: 1)можно перевернуть пробирку и высыпать камешек на стол, но птицы этого сделать вряд ли сумеют. 2) можно ртом взять две палочки или какие – то щипцы, и, зажав камешек, вынуть его из пробирки.
Вывод: чтобы птица могла достать корм из труднодоступных мест, она должна иметь длинный, тонкий клюв и орудовать им как пинцетом.
Опыт № 4. Как птицы добывают корм в воде?
Требуется достать из стакана с компотом без помощи рук чернослив.
Варианты решений: 1) вылить содержимое стакана, захватив зубами за край и уронив его. 2) выпить компот, постепенно наклоняя его и достать чернослив. 3) взять зубами резиновую грушу, отсосать ею жидкость, а потом наклонить стакан и достать чернослив 4) можно попробовать достать чернослив с помощью пинцета, зажатого зубами.
Учитывая то, что водоплавающие птицы, обитают в водоемах, гораздо большей глубины, чем наш стакан, и из них невозможно отсосать или выпить всю воду, которая создает преграду, делаем вывод, что их клюв должен уметь набирать воду вместе с ее мелкими обитателями как насос и отцеживать воду через какие – то отверстия в нем.
Опыт № 5. Как птицы поедают мелких грызунов?
Требуется вынуть из оболочки сосиску без помощи рук и каких – либо приспособлений.
Варианты решений: 1) надавить на сосиску, чтобы оболочка лопнула. Затем зубами отрывать кусочки сосиски и съесть, 2) зубами попробовать разорвать оболочку сосиски, мотая головой из стороны в сторону и также как в первом варианте отрывая кусочки, съесть ее.
Вывод: чтобы птице справиться с каким – то грызуном, надо иметь острый клюв, способный хватать и разрывать, и сама птица должна быть крупного размера.
Заключение
Изучая разные энциклопедии и справочники, я узнала о птицах много нового и интересного. Например:
Но самое главное, я сделала вывод о том, что птицы имеют разную форму клюва из-за того, что они едят различную пищу, которую добывают в разных местах, в зависимости от мест обитания. Например,
Кроме этого я узнала, что клювы бывают шиловидные, как у трясогузки, перекрещенные, как у клеста, с большими мешками, как у пеликана или с наростами на клюве. Ясно одно: птицы таким образом приспосабливаются к разным условиям, чтобы выжить.
Список использованной литературы
Госпожа Метелица
Сладость для сердца
Простые летающие модели из бумаги
Зимняя сказка
Загадка Бабы-Яги