• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа на тему "Почему у птиц клювы разные"?

Опубликовано Федосеева Елена Михайловна вкл 31.03.2019 - 7:34
Федосеева Елена Михайловна
Автор: 
Мардоленова Софья

Исследовательская работа в номинации "Животный мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon исследовательская работа /биология/ животный мир61.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Исследовательская работа на тему:

«Почему у птиц клювы разные»?

Мардоленова Софья, 8 лет

ученица 2-го класса

Руководитель работы:

Федосеева Елена Михайловна,

учитель начальных классов,

МАОУ «СОШ № 5 г. Закаменск»

г. Закаменск Республика Бурятия

2017 г.

Введение

Человек по своей природе существо любознательное. Его всегда интересовали секреты природы. Наверняка, каждый из вас в детстве  задавался вопросом: почему трава зеленая или кто держит звезды на небе.

Меня же  интересуют вопросы о жизни животных, о том, как они питаются, где прячутся, что умеют делать. Но особенно интересно мне узнавать о птицах. Ведь они такие замечательные певуньи и встретить их можно повсюду: во дворе, в поле, в лесу, в горах. Они летают в вышине, прыгают с ветки на ветку, плавают на реке, ищут себе корм. И вот однажды я обратила внимание на то, что у птиц клювы разные. Мне стало интересно, почему?  Поэтому я выбрала для исследования тему: «Птичьи клювы».

Я предполагаю, что клювы птиц различны из-за способа добычи питания и от условий, в которых живут птицы.

Цель работы: выяснить, для чего птицам нужны клювы и разделить птиц на группы по их функции.

Задачи:

  1. Изучить различную научную литературу о птицах;
  2. пополнить свои знания и разных видах птиц;
  3. проверить на практике различные способы добывания пищи птицами разных видов
  4. разделить птиц на группы по видам клювов и особенностям питания;
  5.  сделать вывод.

Форма реализации: реферат.

Дополнительные навыки: уроки компьютерной грамотности (печатание текста)

Объект исследования: птицы.

Предмет исследования: особенности строения клювов птиц.

Методы исследования:

  • Изучение научной и справочной литературы;
  • Наблюдение;
  • Практическая работа.

Вид исследования:

  • По количеству участников: индивидуальный;
  • По месту проведения: внеурочный.
  • По времени: кратковременный.
  • По теме: предметный

Основная часть

  1. Признаки птиц.

Все живое на Земле можно разделить на группы: животные, растения, микроорганизмы, грибы. Кого же мы называем птицами?  Птицы относятся к одной из самых многочисленных групп животных. На Земле  насчитывается около 10 тысяч птиц.  У птиц есть отличительные признаки:

  • 2 ноги (лапы), с помощью которых они  ходят, хватают, гребут; защищаются, нападают, держатся за ветку, когда сидят,
  • Тело, по форме похожее на самолет
  • 2 крыла, которые поднимают птицу в воздух. Крыло по строению напоминает руку. Оно сгибается в двух местах и помогает птице летать;  Стоит заметить, что не все птицы умеют летать. Страус, например, для полетов слишком тяжелый, да и перья на крыльях – короткие. Такая птица как пингвин – тоже не умеет летать. Крылья он использует как ласты, чтобы плавать под водой. С помощью крыльев пингвин сохраняет равновесие. А в Южной Америке живет гоциан. Она плохо летает и предпочитает скользить по веткам. А на крыльях у него есть крючки, чтобы цепляться за ветки.
  • Оперенье. Перья бывают пуховые (маленькие), кроющие (чуть длиннее), маховые (жесткие, упругие).
  • Клюв – это нос и рот одновременно. С его помощью  птицы вьют гнезда,  питаются,  чистят перья, кормят птенцов.

Читая энциклопедию «Ребятам о животных»,  я узнала, что ученых, которые изучают птиц, называют орнитологами, а наука о птицах – орнитология.

  1. Птицы Бурятии и особенности их клювов.

Изучая различную справочную литературу и наблюдая за птицами в природе, я составила  таблицу:

Птицы Бурятии

Название птицы

Место обитания

Чем питается

Особенности клюва

примечания

Серая цапля

Водоемы

Мелкая рыба, насекомые и их личинки, головастики лягушки, ящерицы,

Широкий, длинный, плоский в виде конуса с узкими пластинками по краям,

Перелетная птица

Серый журавль

Луг, долины рек

Семена растений, молодые побеги, всходы на полях, иногда насекомые

Наблюдала в своей местности с мая по сентябрь

Чибис

Мелководье, сырые луга

Насекомые и их личинки, черви

Короткий,  тупой, конусовидный

Удод

Смешанный лес, степь, населенные пункты

 Крупные насекомые

Длинный, тонкий, чуть изогнутый

Наблюдала в своей местности с мая по сентябрь

Турпан (красная утка)

Реки, степные озера

Водные растительность и насекомые

Наблюдала в своей местности с апреля по сентябрь

Ласточка

Населенные пункты, луг, степь

Насекомые и паукообразные

Короткий, узкий, конусовидный

Наблюдала в своей местности с мая по сентябрь

Трясогузка

Парки, лес, степь

Насекомые, семена растений

Тонкий, прямой, шиловидный

Наблюдала в своей местности с апреля по сентябрь

Большая синица

Лес, степь, населенный пункт

Насекомые, семена, зимой продуктами, вывешенными за окном

Короткий, прямой, конусовидный

Наблюдала в своей местности круглый год

Коршун

Лес, степь, населенный пункт

Падаль, отбросы, грызуны, мелкие птицы, рыба

Крючкообразный, загнутый на конце

Наблюдала в своей местности круглый год

Сизый голубь

Населенный пункт

Насекомые, ягоды, семена растений, отбросы

Клюв сильный, конический, слегка выгнутый по надклювью

Наблюдала в совей местности круглый год

Воробей

Населенный пункт

Семена растений, насекомые

Короткий, конический

Наблюдала в своей местности

  1. Практическая работа с разными продуктами питания.

Цель работы: определить, как птицам удается добывать пищу, без участия рук.

Материалы: семечко подсолнуха, кедровая шишка, стакан компота с сухофруктами, две деревянные палочки и тонкий высокий сосуд (пробирка), на дне которого лежит камешек,  отварная сосиска в натуральной оболочке.

Опыт №1. Как устроен клюв птицы, питающейся семенами?

Требуется  добыть семечко из шелухи без помощи рук.

 Вывод:  чтобы расщелкнуть семечко, необходимо участие языка, зубов, губ. А так как у птицы губ нет, ей чтобы удержать семечко, надо иметь острый клюв, чтобы расщелкнуть семечко и шероховатый изнутри, чтобы его удерживать.

Опыт № 2.  Как устроен клюв птиц, питающихся семенами хвойных деревьев?

Требуется вынуть кедровый орех из шишки без помощи рук, добыть из него ядрышко.  

 Зубами удалось сначала  снять чешуйки, вынуть орех, а затем расщелкнуть его.

Вывод: птицам необходим клюв, слегка загнутый на кончике с мелкими зазубринами внутри, чтобы отодвинуть чешуйку, а затем, удерживая в клюве, расщелкнуть орех.

Опыт № 3. Как птице удается достать пищу,  из расщелин в коре?

 Берем пробирку с мелким камешком на дне. Вопрос: как без участия рук можно достать камешек?

Варианты решений: 1)можно перевернуть пробирку и высыпать камешек на стол, но птицы этого сделать вряд ли сумеют.  2) можно ртом взять две палочки или какие – то щипцы,  и, зажав камешек, вынуть его из пробирки.

Вывод: чтобы птица могла достать корм из труднодоступных мест, она должна иметь длинный, тонкий клюв и орудовать им как пинцетом.

Опыт № 4.  Как птицы добывают корм в воде?

Требуется достать из стакана с компотом  без помощи рук чернослив.

Варианты решений: 1) вылить содержимое  стакана, захватив зубами за край и уронив его. 2) выпить компот, постепенно наклоняя его и достать чернослив. 3) взять зубами резиновую грушу, отсосать ею жидкость, а потом наклонить стакан и достать чернослив 4) можно попробовать достать чернослив с помощью пинцета, зажатого зубами.

Учитывая то, что водоплавающие  птицы, обитают в водоемах, гораздо большей глубины, чем наш стакан, и из них невозможно отсосать  или выпить всю воду, которая создает преграду, делаем вывод, что их клюв должен уметь набирать воду вместе с ее мелкими обитателями  как насос и отцеживать воду через какие – то отверстия в нем.

Опыт № 5. Как птицы поедают мелких грызунов?

Требуется вынуть из оболочки сосиску без помощи рук и каких – либо приспособлений.

Варианты решений: 1) надавить на сосиску, чтобы оболочка лопнула. Затем зубами отрывать кусочки сосиски и съесть, 2) зубами попробовать разорвать оболочку сосиски, мотая головой из стороны в сторону и также как в первом варианте отрывая кусочки, съесть ее.

Вывод: чтобы птице справиться с каким – то грызуном, надо иметь острый клюв, способный хватать и разрывать, и сама птица должна быть крупного размера.

Заключение

Изучая разные энциклопедии и справочники, я узнала о птицах много нового и интересного.  Например:

  1. самая крупная птица Бурятии - это дрофа, ее вес достигает 12- ти кг.
  2. самая маленькая птица Бурятии – корольковая пеночка. Она обитает в хвойных лесах и весит 5 граммов.
  3. есть птица – оляпка, которая умеет нырять в воду и бегать по дну, ловя насекомых и червей. При этом ноздри и ушные отверстия у нее закрываются кожными складками, поэтому она не захлебывается  воде
  4. самец белой куропатки может издавать звуки, похожие на лай собаки. Вертишейка шипит прямо как змея, когда отпугивает непрошенных гостей от гнезда.  

Но самое главное, я сделала вывод о том, что  птицы имеют разную форму клюва из-за того, что они едят различную пищу, которую добывают в разных местах, в зависимости от мест обитания. Например,

  • если птица питается мелкими насекомыми, то она имеет клюв короткий, в виде конуса; (воробей, синица, трясогузка, ласточка)
  • птицы, питающие крупными насекомыми, имеют длинный, тонкий конический клюв, (жулан, удод)
  • у птиц, питающихся рыбой и мелкими водяными насекомыми, клюв плоский, широкий,(лебедь, цапля, турпан)
  • птицы, которые питаются мелкими грызунами, имеют клюв сильный, крючкообразный, загнутый на конце (коршун).

Кроме этого я узнала, что клювы бывают шиловидные, как у трясогузки, перекрещенные, как у клеста, с большими мешками, как у пеликана или с наростами на клюве. Ясно одно: птицы таким образом приспосабливаются к разным условиям, чтобы выжить.  


Список использованной литературы

  1. Боровицкая Г.К. «Птицы Бурятии». Улан – Удэ: Бурятское книжное издательство. 1998 г.
  2. «Великая энциклопедия животных» под редакцией Б. Васильева. Москва: «Махаон». 2005 г.
  3. Голубева Е. Б. «Занимательное естествознание Нескучный учебник». Санкт- Петербург: «Тритон».2004 г.
  4. Дерягина Л.Б. «Растения и животные России» Санкт- Петербург: «Литера». 2007 г.
  5. Журнал «Начальная школа» 2008 г. № 5. Статья Е. В. Пержинской «Как организовать исследовательскую работу в первом классе». С. 39
  6. «Новая энциклопедия школьников». Под редакцией Е. Бубновой. Москва: «Махаон». 2008 г.
  7. Плешаков А. А. «Мир вокруг нас». Учебник для 1 класса. Москва: «Просвещение». 2008  г.
  8. «Растительный и животный мир». Сборник загадок: 1- 4 классы| сост. Е.М. Тихомирова. Москва: «Экзамен».
  9. Энциклопедия «Вопрос и ответ.  Живая природа»  Москва: «Омега». 2007 г.



Поделиться:

Госпожа Метелица

Сладость для сердца

Простые летающие модели из бумаги

Зимняя сказка

Загадка Бабы-Яги