• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Георг Бюхнер и его последователи в немецкой литературе

Опубликовано Ольховская Валентина Алексеевна вкл 01.04.2019 - 21:30
Ольховская Валентина Алексеевна
Автор: 
Кудинова Ксения ученица 10 класса

17 октября  2013 года  литературная Германия отмечала 200-летие со дня рождения   Георга Бюхнера, немецкого поэта и драматурга, самого яркого представителя раннего романтизма в немецкой литературе. Из-под его пера вышли такие великолепные произведения, которые не утратили свою актуальность и в наши дни. Он прожил короткую, но насыщенную яркими событиями жизнь: писал, занимался политической деятельностью, участвовал в революционном восстании. Его имя было для меня совершенно новым и неизвестным, поэтому я с интересом изучила информацию о нем и его творчестве, узнала о самой престижной литературной премии из примерно ста существующих в Германии премий и стипендий, Georg-Büchner-Preis.  Премия была учреждена еще во времена Веймарской республики, в 1923 году. С 1951 года ее ежегодно присуждает Академия немецкого языка и литературы, и она считается наивысшей наградой Германии в области прозы. 
Среди награжденных премией имени Бюхнера были многие крупные писатели Германии, Австрии, Швейцарии: Анна Зегерс (Anna Seghers), Гюнтер Грасс (Günter Grass), Генрих Бёлль (Heinrich Böll), Фридрих Дюрренматт (Friedrich Josef  Dürrenmatt), Макс Фриш (Max Frisch), Ингеборг Бахман (Ingeborg Bachmann).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл исследовательская работа о писателе Г.Бюхнере и его последователях48.16 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону

Донская академия наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова

Секция:  страноведение

Исследовательская работа

Георг Бюхнер и его последователи в немецкой литературе

Автор работы: Кудинова Ксения , 10 «Б» класс

 МБОУ СОШ №7 г. Сальска.

Руководитель: Ольховская Валентина Алексеевна,

учитель иностранных языков МБОУ СОШ №7 г. Сальска

г. Ростов-на-Дону

2014 г.

Содержание:

1. Введение                                                                                                 … стр. 3

2. Раздел 1. Георг Бюхнер - основоположник реализма в

немецкой литературе                                                                                ... стр.5                                                                                                    

3. Раздел 2.   Лауреаты литературной  премии имени Бюхнера                    ...стр. 9

    2.1 Ингеборг Бахман – публицист, переводчик, поэтесса, писательница          

    2.2 Макс Фриш -  один из крупнейших немецкоязычных прозаиков ХХ века.

3.Заключение                                                                                             … стр.13

4. Литература                                                                                             …  стр.14

Введение.

17 октября  2013 года  литературная Германия отмечала 200- летие со дня рождения   Георга Бюхнера , немецкого поэта и драматурга, самого яркого представителя раннего романтизма в немецкой литературе. Из-под его пера вышли такие великолепные произведения, которые не утратили свою актуальность и в наши дни. Он прожил короткую, но насыщенную яркими событиями жизнь: писал, занимался политической деятельностью, участвовал в революционном восстании. Писатель и революционер даже был объявлен в полицейский розыск.

 Его имя было для меня совершенно новым и неизвестным, поэтому я с интересом изучила информацию о нем и его творчестве, узнала о самой престижной литературной премии из примерно ста существующих в Германии премий и стипендий, Georg-Büchner-Preis.  Премия была учреждена еще во времена Веймарской республики, в 1923 году. С 1951 года ее ежегодно присуждает Академия немецкого языка и литературы, и она считается наивысшей наградой Германии в области прозы.  
Среди награжденных премией имени Бюхнера были
многие крупные писатели Германии, Австрии, Швейцарии: Анна Зегерс (Anna Seghers), Гюнтер Грасс (Günter Grass), Генрих Бёлль (Heinrich Böll), Фридрих Дюрренматт (Friedrich Josef  Dürrenmatt), Макс Фриш (Max Frisch), Ингеборг Бахман (Ingeborg Bachmann).

В год Германии в России тема моей  работы « Георг Бюхнер и его последователи в немецкой литературе»,  на мой взгляд, актуальна, имеет практическое значение и важна для современных школьников, так как поможет им больше узнать о немецких писателях. Выбор темы вызван следующими причинами:

  1. 200 – летие  со дня рождения поэта и драматурга Г. Бюхнера было широко отмечено на его Родине в Германии и не осталось без внимания в России;
  2. Отрывки из произведений лауреатов премии имени Г. Бюхнера включены в содержание книги для чтения к учебнику немецкого языка (автор Воронина Г. Н) .

Цель работы: привлечь внимание современных школьников к творчеству малоизвестных представителей  немецкой  литературы.

Задачи исследования:

  1. Собрать и систематизировать информацию о жизни Г. Бюхнера и его вкладе  в немецкую  литературу.
  2.  Изучить  биографию  писателей, удостоенных премии имени Георга Бюхнера:      М. Фриш, И. Бахман.

Методы исследования: подбор, анализ и обобщение информации.

Данная работа состоит из введения, 2 разделов, заключения и списка использованной литературы.

Раздел 1.  ГЕОРГ БЮХНЕР - ОСНОВОПОЛОЖНИК  РЕАЛИЗМА  В НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ                                                                                        

Карл Георг Бюхнер -   немецкий писатель, переводчик,  создатель реалистической драмы -  родился 17 октября 1813 года в Гедделау, неподалёку от Дармштадта.  Бюхнер был сыном естествоиспытателя и врача Людвига Бюхнера. Обучение проходил в  университетах  Гессена и Страсбурга. Политические взгляды будущего гения формировались в условиях общественно - политической жизни Германии того времени.

17-летний Бюхнер был свидетелем восстания безоружных крестьян в Верхнем Гессене в 1830 году. Жестокое подавление восстания вооруженными войсками вызвало бурю негодования и озлобленности в обществе,  сыграло большую роль в становлении будущего писателя.  Позднее Бюхнер поступил в Страсбургский университет, где ранее побывали писатели Гете и Ленц, где были  свежи еще воспоминания о Французской революции,  где собирались политические эмигранты. Вот в такой обстановке в течение двух лет Бюхнер изучал медицину и естественные науки. Будучи студентом Бюхнер увлекся идеями Великой французской революции и утопического социализма, участвовал в революционном "Обществе прав человека",  привлек туда крестьян и ремесленников. Молодой ученый  понимал, что общество делится на два класса в зависимости от отношения людей к собственности: ее наличия (богатые) или отсутствия (бедные).  Желая раскрыть глаза  бедным крестьянам, призвать их к борьбе, Бюхнер  написал свое «Воззвание к гессенским крестьянам».

Это послание было совершенно новым, исключительным, незнакомым Германии явлением уже хотя бы потому, что целевой группой была избрана не образованная часть общества, а простые крестьяне.

В 1834 году Г. Бюхнер разыскивался полицией за написание политического памфлета «Der Hessische Landbote»  с эпиграфом: «Мир - хижинам, война - дворцам» («Friede den Hütten, Krieg den Palästen»). Ранее властями было сделано распоряжение о взятии  под стражу студента университета, его допрашивал университетский судья, но по тактическим соображениям тогда его не арестовали, хотя написанное им «Воззвание к гессенским крестьянам» наделало много шума.  В это время  усиливалось  свободомыслие юного Бюхнера, крепла  мечта о Германии, где царила бы свобода и уважались бы  права человека.

13 июня 1835 года Придворный суд провинции Верхний Гессен Великого княжества Гессенского распространил информацию о розыске скрывшегося преступника. Тут же указывались и его приметы:

Возраст: 21 год.

Рост: 6 футов, 9 дюймов (примерно 1 м 72 см).

Волосы: светлые (блондин).

Форма лица: овальная.

Цвет лица: свежий.

Телосложение: крепкое.

Особые приметы: близорукость.

Обвинялся этот преступник в государственной измене и в бегстве от следствия. Всем соответствующим государственным учреждениям внутри страны и за ее пределами предписывалось его арестовать и под надежной охраной доставить в полицейский участок Дармштадта.

Тем не менее, как повествует  биография Георга Бюхнера, он сумел избежать грозившего ему ареста путём бегства в Страсбург в 1835 году, где впоследствии посвятил свою дальнейшую жизнь изучению трудов по новой философии, а именно Спинозы и Декарта. В октябре 1836 года Бюхнер приехал в Цюрих, где продолжил свое образование, здесь же он получил разрешение читать лекции по анатомии  в Цюрихском университете.

Г.Бюхнер написал всего три драматических произведения и один прозаический фрагмент, однако они принадлежат к числу наиболее оригинальных творений немецкой литературы.  Перед своим последним путешествием в Страсбург он написал в Дармштадте в течение нескольких недель драму «Смерть Дантона» («Dantons Tod, dramatische Bilder aus der Schreckenzeit»), которая считается одним из первых образцов современной драмы.  Новаторская по форме, "Смерть Дантона" состоит из отдельных сцен, где сменяют друг друга философский спор, меланхолическая медитация и политическая риторика. В пьесе Бюхнер показал французскую революцию в ее историческом величии и противоречиях. Бюхнер вышел за пределы чистой истории, подчеркивая безнадежное положение своих героев, для которых жизнь более не имела смысла.  

В Страсбурге Бюхнер перевёл пьесы Виктора Гюго «Лукреция Борджиа» и «Мария Тюдор» (1835 г.).  В рукописи,  кроме философских работ и отрывков поэтических сочинений, он оставил комедию «Леонс и Лена» («Leonce und Lena»; издана в 1839 г.),  полную ума, остроты и резкой иронии в адрес немецких карликовых государств, а также отрывки повести «Ленц» («Lenz», 1835 г.) о немецком писателе Якобе Михаэле Рейнхарде Ленце (1751—1792), входившем в движение «Буря и натиск».  В новелле "Ленц" выражены эстетические взгляды Бюхнера.  Материалист по мировоззрению, он выступал против шиллеровской идеализации образов и романтизма в литературе. Лучшим сочинением Бюхнера называют пьесу "Войцек" (Woyzeck, 1837), которая включает 27 сцен, повествующих о реальных исторических событиях и горестной жизни солдата.  Человек пассивный по натуре, всегда во власти обстоятельств, Войцек беззащитен как перед внешним гнетом, так и перед собственной смутной страстью. Человек создается средой, которая унижает, эксплуатирует, выхолащивает личность и толкает человека на отчаянные и порой преступные поступки – таков лейтмотив творчества Бюхнера.

 В своей лучшей пьесе  молодой писатель показал социальный гнёт и пробуждение классового сознания рабочего люда.   Произведения Г. Бюхнера оказали большое влияние на развитие драматургии в немецкой литературе.

Поэтическое наследие писателя было издано его братом под заглавием «Nachgelassene Schriften» (Франкфурт, 1850 г.), но он был надолго забыт. Возвращением писателя стало критическое издание всех сочинений Бюхнера «Sämtliche Werke und handschriftlicher Nachlass» с биографией, написанной австрийским писателем Карлом Эмилем Францозом, оно появилось в 1879 году во Франкфурте-на-Майне. С 1921 года  пьесы и проза Бюхнера переносятся на кино, а потом и на телеэкран, появляется самая престижная литературная премии  в Германии , Georg-Büchner-Preis, которая считается с 1923 года наивысшей наградой Германии в области прозы.

Знаменитый немецкий поэт и драматург многое успел сделать за свои  неполные 24 года жизни:  защитить диссертацию по зоологии, стать доцентом, читать лекции по сравнительной анатомии, создать тайное общество, бежать от преследования властей, написать политическое воззвание, две пьесы, комедию, новеллу. Он успел влюбиться, тайно обвенчаться и умер от тифа в феврале 1837 года в Цюрихе, на руках у Минны Йегле, своей невесты, которая прожила долгую жизнь и осталась ему верной, так и не создав свою семью.

Актуальными и сегодня остаются произведения Г. Бюхнера  практически неизвестные вплоть до 20 века.  Деятельность этого ученого и политика  навлекла на него преследования властей, с другой же стороны, заставила  его заняться изучением Французской революции  и литературным творчеством,  давшим начало формированию реализма в немецкой литературе.

Раздел  2. ЛАУРЕАТЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ  ПРЕМИИ ИМЕНИ БЮХНЕРА

  1.  . Ингеборг Бахман - публицист, переводчик, поэтесса, писательница          

И. Бахман родилась 25 июня 1926 года в Австрии в учительской семье, где была старшей из троих детей. С 1945 по 1950  год  она изучала философию, психологию,  филологию и право в университетах Инсбрука, Граца и Вены. В  1949  году  Ингеборг Бахман защитила диссертацию по философии,  после этого работала секретарем в американской оккупационной администрации в Вене, а  в 1952-53 годах   на венской радиостанции «Рот-Вайс-Рот».
В 1953 году писательница вошла в литературное объединение «Группа 47»  - своеобразный центр культурной жизни послевоенной Германии.
 В это же время она впервые приехала в Рим, где впоследствии большей частью и жила. После путешествия в Италию Бахман написала в 1954 году радиопьесу «Цикады», в которой  развила тему бегства от реальности, характерную для всей немецкоязычной литературы того времени. Год спустя пьеса была записана и передана в эфир. В 1955 году началась совместная жизнь молодой и многообещающей писательницы с австрийским композитором Хансом Вернером Хенце. «Семейная идиллия» продолжалась около 5 лет: он писал музыку к ее радиопьесам, а она - стихи к его балету-пантомиме. Жизнь Бахман была насыщена работой, кроме литературной деятельности  она успешно читала лекции в университетах Германии и США. В 1961  году после встречи Бахман  с писателем Максом Фришем завязались бурные и очень непростые отношения осложненные соперничеством двух литературных талантов и метаниями из Рима в Цюрих и обратно.  Болезненные переживания  после разрыва с любимым человеком нашли отражение в романе  Бахман «Малина».

Творчество писательницы было высоко оценено ее современниками: в 1957 году  И. Бахман была награждена литературной премией г. Бремена, а в 1967 году получила премию имени Георга Бюхнера. Среди самых известных произведений Бахман роман «Malina» / Малина (1971г.), сборник стихов «Die Gestundete Zeit» / Отсроченное время (1953г.), рассказы « Das dreißigste Jahr» / Тридцатый год (1961г.), «Simultan»/ Синхрон (1972г.), «Probleme Probleme». И. Бахман была признана литературными критиками одной из основательниц немецкоязычной поэзии послевоенного времени.
Растерянность человека в жестоком мире, поиски опоры в жизни, любви — таковы были основные темы поэзии Бахман.  Образ действительности, создаваемый поэтессой, до краев наполнен ее собственным восприятием бытия и личными переживаниями.
Ранние рассказы и повести Бахман тесно связаны с ее стихотворениями. В основном это лирическая, ярко образная проза со сложной алогичной композицией. Сюжет полностью выстраивается вокруг главного героя, от лица которого чаще всего и ведется повествование.
«Малина» — это роман
 о любви и смерти, насилии и свободе, чувстве и разуме, «роман о самопознании», состоящий из монологов главных героев, это и своего рода дневник писательницы: в нем собраны воспоминания о различных событиях из жизни Бахман, содержатся наброски будущих произведений. Его сюжет  - зарождение, развитие и крах любовных отношений безымянной героини (“я”) с неким Иваном на фоне все более напряженного ее конфликта с реальностью. Финал - окончательное торжество разума над чувством.
Прозаический сборник «Одновременно» (1972) состоит из пяти рассказов. Это ироничные истории из жизни пяти женщин. Героини рассказов Бахман эмоционально холодны, одиноки.  Рассказы цикла «Одновременно» отличаются простотой композиции, утонченным психологизмом, большой реалистичностью, они дают достоверную картину австрийской действительности.

Жизнь писательницы оборвалась трагически:
 ночью с 25 на 26 сентября 1973 года в римской квартире Бахман произошёл пожар (она заснула, не потушив сигареты). Через три недели писательница скончалась в больнице, причины её смерти с точностью не установлены, похоронена  писательница на Родине, в Клагенфурте.

  1.  Макс Фриш - один из крупнейших немецкоязычных прозаиков ХХ века.

М.Фриш родился в 1911 году в Швейцарии, в стране сыров, часов, шоколада и анонимных банковских счетов. Но почти во всех его произведениях родина упоминается мало, место действия не называется. Известны слова М. Фриша: «Швейцария – слишком спокойная и добропорядочная страна, чтобы быть интересной писателю, а немецкий язык в быту для швейцарца- все равно, что латынь для средневекового парижанина». [7]

Отец Макса Фриша был архитектором, мать служила гувернанткой. Из некоторых воспоминаний писателя мы знаем,  что, будучи еще ребенком, в Цюрихе он видел Ленина, жившего по соседству, но этот факт из его жизни мало повлиял на формирование мировоззрения писателя. С 1930 по 1932 год он учился  в университете Цюриха,  изучал германистику. После смерти отца М. Фриш бросил учебу и поступил на службу газетным репортером.  В это время он написал свои первые произведения «Юрг Рейнгарт» (1934) и «Ответ из тишины» (1937).  В 1936 году он поступил на архитектурное отделение Цюрихской высшей технической школы и закончил её в 1940-м году. В этот же период он разочаровался в собственном творчестве и,  несмотря на прозаическую деятельность, зарабатывал на жизнь до 1950-х годов трудом архитектора. По словам  библиографов писателя, он был талантливым  и порядочным человеком, наружностью напоминал одновременно римского патриция и хозяина гамбургской пивной (Bierstube).  Его глаза за массивными очками выражали «грустноватое веселье».

Во время второй мировой войны Фриша призвали в армию, где он вел дневник, который был опубликован  под названием «Листки из вещевого мешка», затем появился роман «J’adore ce qui me brûle», который с французского переводится как «Обожаю то, что меня сжигает».

Мировую известность Максу Фришу принесли три романа: «Штиллер» (1954), «Homo Faber» (1957) и «Назову себя Гантенбайн» (1964).

«Штиллер» - это роман о человеке, который не хочет быть самим собой,  упорно отказывается признать себя Штиллером, отстаивает свое право быть Уайтом. Он отказывается играть ту роль, которую ему навязывает общество, социум, но новая роль еще не найдена. Герой романа пытается найти себя настоящего, мучительно «высвобождая себя из себя», найти свою роль в жизни. Отношения с женой, любовницей и собственная неуверенность Штиллера завязаны в романе в тугой узел.

Литературные критики считают, что никто кроме Макса Фриша не проникал в такие глубины психологии отношений  между мужчиной и женщиной, никто так остро и болезненно не рассказывал об отношениях в браке.

«Роман «Штиллер» - это удивительное по глубине исследование отношений мужчины и женщины, смелое и откровенное,  в какие-то моменты, словно впрыскивание противоядия от замыкания в собственном «я»,  в тот момент, когда двое партнеров… углубляют и расширяют пролегшую между ними пропасть молчанием, недомолвками,  погружением и концентрацией только на себе и своих желаниях, …когда двое, находясь на разных берегах, мучительно хотят прикоснуться друг к другу, но не смеют, не знают, как и в каком месте перебросить для другого мостик, что соединит их. Прикосновения же друг к другу подобны ожогам, измучивающим и испепеляющим». [8]  

В поздних произведениях М. Фриша нет сюжета, фабулы, это записи драматурга, ставшего прозаиком. «Никаких описаний – только диалоги, реплики, ремарки, непрерывные движения и толчки мысли». [7]  

В 1960-е годы М.Фриш много путешествовал, посетил Японию, США и другие страны. В 1972 году он поселился в Берлине, а в начале 1980-х годов  уехал  в США и  жил до конца жизни (1991 год) в Нью-Йорке со своей спутницей жизни Элис Лок-Кэри,  которой он посвятил  часть своих дневников. Эти дневники, найденные в архивах его секретарши, о жизни в США были  опубликованы в марте 2010 года после смерти писателя.

Заключение.

В своей  исследовательской работе я изучила и обобщила факты  из биографии  немецкого писателя, создателя реалистической драмы Георга Бюхнера и его последователей в немецкой литературе  австрийской писательницы Ингеборг Бахман и писателя из Швейцарии Макса Фриша.

После анализа  информации о  произведениях И.Бахман и М. Фриша я пришла к выводу, что их творческий и жизненный путь связан между собой. Мне захотелось прочитать их произведения, чтобы иметь собственное представление о их творчестве.

Я думаю, что результаты моей работы будут интересны и полезны всем, кто интересуется немецкой литературой.

Литература:

  1. http://ruk.1september.ru/article.php?ID=200900105
  2. http://www.ae-lib.org.ua/texts/dmitriev__german_romantism__ru.htm
  3. http://news.euro-coins.info/2013/11/15338/
  4. http://www.vokrugsveta.ru/company/news/?item_id=2238
  5. http://news.ge/ru/news/story/67544-spravka-literaturnye-premii-germanii
  6. http://www.peoples.ru/art/theatre/dramatist/georg_buhner/
  7. http://www.velib.com/biography/frish_maks
  8. http://www.livelib.ru/book/1000476856
  9. Воронина Г. И. Немецкий язык, контакты: Учеб. для10- 11 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2004.  


Поделиться:

Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым

Бабочка

Карты планет и спутников Солнечной системы

Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский

Почта