• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Портфель и здоровье школьника"

Опубликовано Лысова Вера Фёдоровна вкл 13.04.2019 - 12:15
Лысова Вера Фёдоровна
Автор: 
Заводаева Дарья

Неправильное ношение тяжёлых предметов может отрицательно сказаться на позвоночнике, и именно школьный ранец может стать "другом" или "врагом для нашей спины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_portfel_i_zdorove.docx115.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема моего проекта «Портфель и здоровье школьника»

Введение 

Однажды на уроке математики мы выяснили, что школьные принадлежности могут превышать по массе санитарные нормы. И я задумалась: «А мы пять раз в неделю носим в школу портфель, иногда он бывает очень тяжелым, может, поэтому у меня болит и устает спина?»  И я решила провести исследование.

 Гипотеза: я предполагаю, что тяжелый ранец вредит здоровью – нарушает осанку школьника.

Цель: Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью. 

Задачи: 

  1. Познакомиться с санитарными нормами для обучающихся.
  2. Узнать, как тяжелый  ранец влияет на осанку школьника.
  3. Провести анкетирование.
  4. Предложить свои способы решения проблемы.

 Болезни опорно-двигательного аппарата – одни из самых распространенных. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Очень часто дети и подростки обращаются к врачам с жалобами на боли в спине, пояснице, шее, головные боли, быструю утомляемость при длительной ходьбе. Все эти неполадки в организме связаны с проблемами позвоночника и формированием неправильной осанки. Одной из причин этого является ношение тяжелых ранцев.

Актуальность исследования: Здоровый позвоночник и осанка – это очень важно, потому что от этого зависит здоровье всего организма. Поэтому детям нашего возраста надо соблюдать ограничения в подъёме тяжестей.

Проблема: Тяжёлый, неправильно подобранный школьный рюкзак оказывает губительное воздействие на наш позвоночник.

Объекты исследования: человеческий организм, осанка, школьный портфель.

Субъект (предмет) исследования: учащиеся 4Вкласса.

Методы и приемы исследования: анкетирование, опрос, наблюдение, сбор информации из бесед, книг, журналов, газет и электронных ресурсов.

Своё исследование я начала с ответа на вопрос «Когда появился портфель?» Я предположила, наверное, вместе с тетрадками и книжками.

Портфель – слово французского происхождения. В переводе на русский «носить лист». Означает четырехугольную сумку с застежкой, обычно кожаную. Слово ранец (заплечная сумка) появилось на Руси в 17-м веке. Через 150-200 лет это слово вошло в школьный обиход. В портфелях книги и учебники стали носить после второй мировой войны, но всё же чаще ходили с полевыми сумками.

В советское время ранцы делали со съёмными лямками, что превращало его в портфель. Цвет чаще всего тёмно-коричневый. В старших классах носили кейсы или спортивные сумки.

В странах Европы и Америки дети начальных классов также ходят в школу с портфелями и ранцами.

В Пекине учащиеся начальной школы используют чемоданы вместо портфелей и ранцев, потому что количество учебников и школьных принадлежностей постоянно увеличивается. А в Тайване уже создали 10-и дюймовый ПК (компьютер), который весит около килограмма и включает в себя все учебники и дневник.

Затем я отправилась в детскую поликлинику №3.  Там я встретилась с врачом-ортопедом, Кузнецовой М. И. Вот что я узнала.  Значение осанки особенно велико у детей, в период роста и формирования скелета. Неправильные привычные положения тела быстро приводят к искривлению позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы.

Основная задача осанки – предохранение опорно-двигательной системы от перегрузок и травм.

Процесс формирования осанки начинается с первых лет жизни и продолжается до 21 года. У детей с 4 до 8 лет осанка неустойчива. Возраст от 8 до 17 лет – самый важный период жизни для формирования осанки, даже малейшее отклонение в развитии осанки могут привести к тяжелым деформациям позвоночника,  конечностей и даже остановку роста. Именно в этот период «закладываются» будущие болезни позвоночника и суставов.

Осанку школьника портят тяжелые ранцы и особенно портфели. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь. Медики говорят: «В целом, для маленького ребенка носить в школу портфель весом 4-5 килограммов равносильно тому, как если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 20-30».

Поэтому школьникам и их родителям необходимо предпринять все меры для того, чтобы сохранить здоровье позвоночника. А помогут им в этом и физкультура, и правильная мебель в классе и, конечно же, портфель, подобранный с учетом всех санитарных правил.

 Из рассказа врача-ортопеда меня очень заинтересовало слово осанка, я заглянула в медицинский словарь. В нем написано, что осанка – это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении, которая характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника.

В словаре С.И. Ожегова, осанка – строй, склад живого тела, под осанкою разумеют стройность, величавость, приличие и красоту.

В словаре Ушакова, осанка − внешность, манера держать свою фигуру.

Осанка обычно ассоциируется с выправкой, привычной позой, манерой держат себя.

Слово «осанка» образовано от корня «-сан-», от этого корня произошли слова «сан», «сановник», «приосаниться». А слово «сан» означало высокий чин или званье, знатная должность.

Читая сказки, былины можно любоваться царственной осанкой принцесс, богатырей, рыцарей. Принято считать, что царственных особ отличает горделивая посадка головы и прямая спина. Сложно представить себе прекрасную принцессу сутулой. Однако в жизни, такие «вопросительные знаки» встречаются очень часто. 

В старой Англии, для выработки хорошей осанки применялся специальный покрой одежды воспитанников – сидеть, ссутулившись в такой одежде просто невозможно. Одежда болезненно врезывалась в кожу. Гимназическое образование в России отличалось строгим режимом воспитания. Воспитанников заставляли выполнять специальные упражнения, чтобы вырабатывать стройную осанку. В дореволюционных гимназиях с плохой осанкой боролись радикально – отхаживая воспитанников линейкой.

И сегодня, дома, в школе, на занятиях я слышу фразу: «Держи спину!»

 У своей мамы я узнала, она у меня медработник школы №29, что согласно новым санитарным нормам, вес каждой книги для начальных классов не должен превышать 300 г, вес школьного ранца не должен превышать 700 граммов, а вес ранца с книгами  не должен превышать 2кг 700г.

На практике школьный портфель часто бывает вдвое тяжелее. Чтобы уменьшить нагрузку, врачи советуют родителям ежедневно проверять портфель ребенка и вынимать оттуда ненужные предметы. Так же выбрать хороший ранец – это важная задача для родителей. При покупке следует обратить внимание не только на красоту и яркость, но, прежде всего на функциональные качества. У ранца должна быть твердая спинка с ортопедическими элементами. Материалы для ранца должны быть легкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобным для очистки. Для наших холодных зим важно еще и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет, и будет напоминать ледяную корку. Еще будет хорошо, если на ранце есть светоотражающие элементы. Ребенок с таким ранцем будет весьма приметным на дорогах.

Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела.

.

Выбирая между ранцем, портфелем, рюкзаком и сумкой, лучше всего остановиться на ранце. В отличие от портфеля ранец не вредит позвоночнику.
 

Получив эту информацию, я решила провести исследование  в своем классе.

Сначала я провела анкетирование.

                               АНКЕТА.

Выбранный ответ нужно обвести кружочком или подчеркнуть.

1. Какой у вас портфель? (Форма: ранец, сумка, портфель (носят в одной руке), пакет)

2. Кто выбирает для вас портфель?
а) Я сам/сама
б) Мама/папа
в) С родителями вместе
г) Родственники

3. По каким признакам вы выбирали портфель? (Можно отметить несколько признаков)
а) Цвет
б) Форма
в) Размер, вес
г) Цена
д) Наличие у портфеля ортопедической спинки

4. Нравится ли вам ваш портфель или вы бы хотели его поменять?
(Напишите) _______________________________________________________

5. Поддерживаете ли вы и ваши родители идею введения в школах «электронного» портфеля (портфель в виде небольшого компьютера)? __________________________________________________________________

6. Вы посещали врача из-за проблем с осанкой?
а) Да б) Нет

7. Каким вы представляете портфель ученика в будущем?

====================

Проанализировав ответы на основные вопросы, я получила следующие результаты.

    Из 29 опрошенных ребят все выбирали портфель со своими родителями, но  9 человек поменяли бы свой портфель на более легкий и удобный. Все дети класса желают иметь портфель, что называется «на все случаи жизни», т.е. электронный, легкий и небольшой.
    У медицинского работника нашей школы я узнала информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса. Оказалось, что из 31 человека нарушение осанки имеют 3 человека. У остальных 28 человек осанка соответствует норме.


Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребёнка, в частности, осанки. Но таких, к сожалению всего лишь 6 человек.

В течение недели я наблюдала за изменением веса ранца (без сменной обуви и спортивной формы) в связи с учебными нагрузками и сравнила с гигиеническими нормами.

Понедельник-3кг 050г

Вторник-3кг 250г

Среда-2кг 700г

Четверг-3кг 416г

Пятница-2кг 907г


   

 В результате наблюдений я обнаружила, что самым тяжёлым ранец бывает в четверг –3кг 416г. Самым лёгким ранец оказался в среду-2кг700г. И то в этот день он чуть не перешёл границы нормы.

И так проведя исследование можно сказать, что в группе риска находятся 25 детей нашего класса из 31.

Поэтому я разработала рекомендации, которые помогут избежать вредного влияния школьного рюкзака на здоровье ученика.

Рекомендации

Необходимо:
1) при покупке рюкзака учитывать его вес (он не должен быть тяжелее 700 г);
2) убирать из него все лишнее (например, игрушки или ненужные в данный день учебники и принадлежности);
3) поискать возможность использовать два комплекта учебников: один пусть хранится и используется в школе, а другой – дома;
4) учитывать вес ежедневного комплекта учебников и принадлежностей при составлении расписания уроков;
5) носить рюкзак на спине, используя обе лямки,

6)правильно укладывать учебные принадлежности в ранец

Ну, конечно же, школьный рюкзак поможет сохранить здоровье своему владельцу, если на нем будут вставки из специальных светоотражающих материалов. Это обеспечит безопасность школьника на дороге в темное время суток.

Кроме того, школьник должен регулярно заниматься физкультурой, потому что физические упражнения укрепляют мышцы и скелет.

          КАК УЛОЖИТЬ УЧЕБНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ В РАНЕЦ

 Стандартный школьный ранец обязательно имеет несколько отделений.

Наиболее тяжелые предметы - учебники и альбом для рисования - должны складываться в первое отделение (которое ближе всего к спине ребенка);

папка с тетрадями и дневник - укладываются в среднее отделение;

остальным школьным принадлежностям - пеналу, карандашам, линейкам, набору фломастеров и т.д. - место в крайнем отделении или в кармашках ранца.

Такое распределение предметов в школьном ранце наиболее удобно, поскольку центр тяжести ранца становится более всего приближенным к оси тела ребенка, и ребенку, несущему ранец за спиной, нет необходимости слишком сильно наклоняться вперед                

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучая историю портфеля, мнения и советы медицинских работников я узнала для себя много нового и интересного. Я узнала, что такое осанка, как она важна для здоровья человек. Я думаю, что моя гипотеза нашла подтверждение в моей работе, так как неправильное ношение тяжелых предметов может отрицательно сказаться на позвоночнике, и именно школьный ранец может стать «другом» или «врагом» для нашей спины. Надеюсь, что мои одноклассники, родители и учителя воспользуются результатами данного исследования и ответственно отнесутся к моим советам и рекомендациям.

ПОМНИТЕ - НАШЕ ЗДОРОВЬЕ ЗАВИСИТ ОТ НАС САМИХ!

Список используемой литературы

1.Степанова М.И., Школьные ранцы и здоровье детей / Вестник образования Росси № 17// М., – 2004. – сентябрь. – с.5

2. Как выбрать школьный ранец для ребенка? Советы врача-ортопеда. Статья из газеты: «АиФ. Здоровье» № 34 25/08/2011

3.Большая медицинская энциклопедия / Акад. мед. наук СССР ; гл. ред. акад. Б. В. Петровский. - 3-е изд. - Москва : Советская энциклопедия, 1974 - 1989.

4.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М -«Русский язык» 1990г.;

5. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. Д. Н. Ушаков. - М.: Альта - Принт [и др.], 2008.


ПОРТФЕЛЬ И ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА

Выполнила: ученица 4В класса

Заводаева Дарья

Руководитель: Лысова В. Ф.

Саранск-2018


Поделиться:

Калитка в сад

Цветок или сорняк?

Ах эта снежная зима

Позвольте, я вам помогу

Спасибо тебе, дедушка!