Наш исследовательский проект «Про витамины, которые выросли на грядке» направлен на то, чтобы показать важную роль овощей в здоровом питании детей.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pro_vitaminy.docx | 756.5 КБ |
Исследовательский проект «Про витамины, которые выросли на грядке»
«Овощи - слава докторов и гордость поваров»
Пословица
Актуальность исследования
Будущее страны – это здоровое подрастающее поколение. Быть здоровым, сохранять и укреплять здоровье – должно стать потребностью, образом жизни. Здоровый образ жизни невозможен без правильного питания. Сегодня существует проблема правильного питания в семье. Многие родители не в состоянии обеспечить своим детям здоровое питание из – за отсутствия теоретических знаний или собственной лени. Во многих семьях кормят детей однотипно – колбаса, макароны, пельмени; если фрукты присутствуют в меню, то овощи очень редко; часто включают в меню солёное, жареное, жирное, копчёное, острое, сладкое; балуют детей чипсами, колой, кириешками и другими вредными продуктами. Из–за этого дети, не привыкшие к здоровой пище, отказываются в детском саду от многих блюд, что ведет к заболеваниям ЖКТ. Хорошие привычки, в том числе и к здоровому полноценному питанию, необходимо вырабатывать с самого детства, и они в дальнейшем станут привычным образом жизни.
Цель проекта: Показать важную роль овощей в здоровом питании детей.
Проект создавали и принимали участие:
Место проведения: МАДОУ детский сад «Сказка».
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Вид проекта: Групповой, долгосрочный.
Сроки реализации проекта: май – октябрь 2018 г.
Организация проекта
I этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы
Проблема исследования:
В нашем детском саду овощные блюда готовят каждый день. Мы заметили, что многие ребята не любят овощное рагу, салаты из свежих овощей, борщ. У нас возникли вопросы:
Что знаем? | Что еще хотим узнать? | Как можем найти ответы на наши вопросы? |
1.Где и как растут овощи. 2. Овощи богаты витаминами. | 1.Какие витамины есть в овощах? 2. В чем польза витаминов, минералов? 3. Что будет, если не употреблять продукты с витаминами? 4. Какие мы вырастим, если будем употреблять здоровую пищу? | 1. Посмотреть в книгах. 2. Хорошо подумать самим. 3.Спросить у поваров на кухне. 4.Задать вопросы медицинской сестре детского сада. 5. Спросить у взрослых. 6. Узнать в интернете. |
Мы поставили перед собой цель найти ответы на эти вопросы, так появилась тема нашего исследования «Про витамины, которые выросли на грядке».
Была выдвинута гипотеза исследования (выдвигалась в процессе совместного обсуждения): если мы сами вырастим овощи, узнаем больше о их питательной ценности, поймем, что овощи – это ценный, незаменимый продукт питания для детского организма, то у нас появится желание употреблять их в пищу.
В соответствие с проблемой и гипотезой исследования были поставлены задачи дальнейшего исследования проблемы:
Объект исследования: овощи.
Предмет исследования: полезные вещества, которые содержатся в овощах.
Для решения поставленной цели и задач использовали следующие методы исследования: Изучение литературы, поиск информации в интернете, экскурсия, опрос, наблюдение, опыт, эксперимент, сравнение, анализ результатов опыта.
Результаты исследования:
IIэтап. Организация исследования в рамках проекта
С целью исследования мы задали вопросы всем ребятам из старшей и подготовительной групп: Часто ли готовят блюда из овощей в вашем доме? Можно ли обойтись без овощей? Какие овощи наиболее любимы у вас? Какие овощи вы совсем не любите? Например из 28 ребят старшей группы 17 ответили, что у них дома не часто готовят блюда из овощей. 13 детей ответили, что могут обойтись без овощей. Выбор овощей не отличается разнообразием, в основном предпочитают огурцы и помидоры. Почти все дети не любят свеклу и сладкий перец, многим не нравится редис и лук. (Приложение №1) Похожая ситуация и в подготовительной группе.
Раннее мы уже выращивали на подоконнике лук, на участке в огороде - горох. За своими посадками мы наблюдали, проводили разные опыты и знаем об условиях, которые необходимы для роста растений. Поэтому мы смело решили посадить огород на своем участке. Родители нам в этом помогли: привезли плодородный грунт, купили семена. Мы сами вырастили рассаду огурцов, перца и помидор. Ребята самостоятельно делали бороздки для посева, сеяли мелкие семена редиски, пророщенные семена гороха, помогали высаживать рассаду. Не забыли и про лук. Каждый день мы ухаживали, наблюдают за ростом нежных росточков, которые под заботливыми руками крепли и дружно подрастали, проводили опыты.
Пока ждали урожай из энциклопедии и источников в интернете мы узнали что организму человека для роста и развития нужны белки, жиры, углеводы, минералы, витамины и вода.
Витамины укрепляют кровеносные сосуды, обеспечивают нормальную работу нервной системы, помогают сохранить здоровую кожу. Многие витамины быстро разрушаются и не накапливаются в организме в нужных количествах, поэтому человек нуждается в постоянном поступлении их с пищей. Недостаток витаминов в пище может привести к различным заболеваниям. Различными витаминами богаты овощи, фрукты, ягоды.
Минералы помогают работе желудочно-кишечного тракта, обеспечивают процессы обмена в организме, участвуют в формировании клеток крови, костей, помогают регуляции мышечного тонуса. Их еще называют микроэлементами. К макроэлементам относятся: кальций, фосфор, калий, магний, натрий, железо, медь, цинк, йод, фтор и другие.
Мы поняли, что овощи являются одним из основных источников витаминов. Если мы посмотрим на пирамиду здорового питания, которая рекомендована Всемирной Организацией здравоохранения, то увидим, что вторая ступень пирамиды – это фрукты и овощи. Продукты в пирамиде располагаются по мере убывания их потребности для организма. Отсюда можно сделать вывод, что овощей и фруктов человек должен есть очень много, а они, как мы уже выяснили, основной источник витаминов, в них содержится много микроэлементов и клетчатка. (Приложение №2)
Медсестра Ирина Владимировна нам рассказала о содержании полезных веществ в овощах и о роле витаминов для здоровья человека:
Витамин А или ретинол. Благодаря ему укрепляется иммунитет и улучшается сумеречное зрение (известно, что именно недостаток ретинола является причиной так называемой «куриной слепоты»). Также витамин А активно участвует в процессах обновления клеток кожи и слизистых оболочек.
Витамин В1. Обеспечивает защиту нервным клеткам, оберегая организм от нервных перегрузок и снимая усталость. Он незаменим в углеводном и жировом обменах, а недостаток этого витамина может привести к возникновению судорог и повышению артериального давления.
Витамин В6 или пиридоксин. Особенно полезен людям, страдающим от малокровия, атеросклероза и заболеваний нервной системы. Пиридоксин активно участвует в жировом и белковом обменах, а также обмене таких микроэлементов, как медь и железо.
Витамин С или аскорбиновая кислота. Способствует укреплению иммунитета и стимулирует процессы кроветворения, участвует в синтезе белков мозга и снижает уровень холестерина в крови.
Витамин Е или токоферол. Крайне необходим для здоровья сердечной мышцы и мышц скелета.
Витамин К. Обеспечивает быстрое свертывание крови и способствует более быстрому заживлению ран.
Витамин Р, или рутин. Это полезное вещество хорошо укрепляет сосуды. (Приложение №3)
Вместе с родителями мы получили домашнее задание: собрать подробный материал об овоще, какие полезные вещества он содержит, и что будет, если его недостаточно употреблять в пищу или же наоборот переедать и поделится опытом друг с другом. Все вместе мы составили плакат «Витаминная семейка».
А пока мы изучали в чем польза витаминов и минералов, какие витамины есть в овощах на нашей грядке первой поспела редиска. Мы уже знали какую пользу принесет редиска нашему организму и поэтому все ребята ее ели, хотя некоторым вкус был непривычен. На нашей грядке за лето мы вырастили два урожая редиски. Следующим поспел горох. С помощью прищипывания мы увеличили урожайность гороха в два раза, все равно нам показалось мало, уж очень он был вкусным. К концу лета у нас поспели помидоры, огурцы, перец и лук из которых мы каждый день к обеду готовили витаминный салат.
Чтобы узнать, как готовят овощное рагу, мы отправились на кухню. Повара нам показали, как они подготавливают овощи, нарезают, и тушат. Наблюдая за работой поваров, у нас появился аппетит и нам захотелось попробовать рагу. Было очень вкусно. Еще повара нам объяснили, что недостаточно лишь понимать, в каких овощах содержатся витамины, необходимые человеку. При неправильном приготовлении или употреблении продукты могут потерять свои полезные элементы, а в некоторых случаях способны даже навредить организму. Об этом мы рассказали родителям.
Вместе с родителями мы сделали поделки из овощей на конкурс «Загадки с грядки». На празднике "Осенины" наши родители делились между собой рецептами блюд из овощей.
В конце нашего исследования мы провели повторный опрос, и те же вопросы задали ребятам. Все ребята ответили, что у них дома стали часто готовить блюда из разных овощей. Так же все ответили, что нельзя обойтись без овощей, потому что витамины, которые в них находятся важны для работы сердца, делают крепкими наши кости, улучшают зрение, помогают быстрее справиться с простудой. В детском саду мы стали охотно есть овощные блюда, даже салат из свеклы, который раньше почти никто не ел.
Выводы: Мы узнали очень много о пользе витаминов и минералов, какие полезные вещества есть в овощах, что будет, если не употреблять продукты с витаминами, какие мы вырастим, если будем употреблять здоровую пищу. В конце исследования мы сделали вывод, который подтвердил наше предположение: если мы сами вырастим овощи, узнаем больше о их питательной ценности, поймем, что овощи – это ценный, незаменимый продукт питания для детского организма, то у нас появится желание употреблять их в пищу.
III этап. Презентация результатов исследовательской деятельности
О результатах нашего исследования мы расскажем детям из других групп, чтобы они тоже полюбили овощи и были здоровы.
Использованная литература:
Приложение 1
АНКЕТА И РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ
Уважаемые ребята, предлагаем вам принять участие в анкетировании
№ | Вопросы |
1 | Часто ли готовят блюда из овощей в вашем доме? А) Да Б) Нет |
2 | Можно ли обойтись без овощей? А) Да Б) Нет |
3 | Какие овощи наиболее любимы у вас? |
4 | Какие овощи вы совсем не любите? |
Вывод:
Приложение 2
ПИРАМИДА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ
Приложение 3
Кактусы из сада камней
Кто самый сильный?
Сказка "12 месяцев". История и современность
Ветер и Солнце
Мальчик и колокольчики ландышей