• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Моя будущая профессия"

Опубликовано Парыгина Ольга Геннадьевна вкл 24.04.2019 - 13:15
Парыгина Ольга Геннадьевна
Автор: 
Козина Анастасия Сергеевна

Работа была представлена на VII научно-практическая конференция студентов «Шаг в будущее-2018», которая ежегодно проходит в ГПОУ "КПТТ", работа заняла второе место 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская работа "Моя будущая профессия"40.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное профессиональное образовательное учреждение

"Краснокаменский промышленно-технологический техникум"

VII научно-практическая конференция студентов

«Шаг в будущее-2018»

"Моя будущая профессия"

Выполнила: студентка 15 группы

Козина Анастасия Сергеевна

Научный руководитель:

Парыгина Ольга Геннадьевна,

мастер п/о

Краснокаменск - 2018


Содержание

Аннотация        3

План исследования        4

Введение        7

История профессий        8

Профессии прошлого и будущего        10

Экспериментальная часть        11

Вывод        14

Приложение 1        15

Приложение 2        16

Источники:        17


Аннотация

Выбор профессии – жизненно важный вопрос. Он сравнивается со вторым рождением.

Обдумать вопрос о будущей профессии - полезно. Это значит поставить себе много вопросов и найти правильный ответ.

Цель: изучение профессии для удачного выбора будущей профессии

Задачи:

1) узнать, какие профессии существуют;

2) выяснить, какие профессии предпочитают мои ровесники;

3) выяснить, кто и что влияет на выбор профессии;

4) выяснить удовлетворенность учителей МАОУ «СОШ № 2» и других взрослых своей профессией

5) понять, какой профессией я бы хотела овладеть.    

Методы и приемы работы:

  • сбор информации из разных источников;
  • чтение литературы;
  •  анализ полученной информации;
  • анкетирование;
  • собственные наблюдения.

Практическая значимость. Данная исследовательская работа может быть использована педагогами и специалистами молодежных центров при проведении образовательных выставок, в профориентационной работе

Выводы работы:

  1. нужно хорошо учиться в школе по всем предметам, потому что все они формируют как культурного и образованного человека;
  2.  нет главных и неглавных учебных предметов, и в будущей профессии пригодятся разные знания и умения;
  3. все профессии важны и почетны, и важно, чтобы было интересно делать свою работу


План исследования

У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

Известное стихотворение Владимира Маяковского «Кем быть?», написанное в 1928 году, не утратило своей актуальности по сей день. Вопросом выбора будущей профессии задаётся каждый человек. Кто-то еще до школы решает стать моряком или хирургом и затем целенаправленно идет к своей мечте. А кто-то мучается сомнениями и в 18 лет. И здесь главное вовремя вспомнить мудрость, изреченную классиком: «Все работы хороши, выбирай на вкус!»

Будущая профессия должна приносить радость. Чтобы, отправляясь на работу, не испытывать чувство тягости, нужно любить то дело, которым выпало заниматься. В XXI веке очень популярны профессии, связанные с экономикой, юриспруденцией, общественно-политической деятельностью. Однако не стоит ломать себя и стремиться стать банкиром или судьей, если в душе горит желание мчатся по бескрайним просторам нашей страны в кабине машиниста поезда.

Есть у взрослых "вредная привычка" задавать вопросы. Помню, когда еще училась в школе все взрослые: родители, бабушки, дедушки, тети, дяди, считали своим долгом спросить меня:

-А кем ты будешь, когда вырастешь?

Если сразу не ответишь, то они, начинают делать свои прогнозы и предположения. А мне оставалось только шутить по этому поводу и отмалчиваться. Но, увы, шутки шутками, а по мере того как приближается конец 9 класса мне и самой приходил в голову тот же вопрос, кем же я хочу быть в будущем. До поступления в техникум, я долго думала, выбирала себе профессию, и мне повезло, я выбрала то, что мне нравится, но у меня есть мечта, после техникума продолжить обучение и получить высшее образование. Оказалось, что тема выбора профессии для меня очень актуальна. Ведь я еще не определилась окончательно.

Я прохожу дуальное обучение в СОШ № 2, и общаюсь с учениками 9 и 11 классов у меня возник вопрос, а знают ли они какой профессией хотят овладеть в будущем? Важен ли для них выбор профессии? Какие профессии существуют? Какие из профессий популярны, а какие не очень?

Наблюдая за работой учителей, у меня возник вопрос, а нравится ли им их работа? И я решила стать исследователем и все выяснить.

Вопрос: 1. Узнать какие профессии актуальны среди учеников и какие профессии, по их мнению, будут востребованы в будущем. 2. Удовлетворены ли учителя своей профессией?

Гипотеза: возможно, мои ровесники ещё не решили, какую профессию изберут в будущем. Может наши учителя работают с нами только ради денег?

Объектом исследования - является разнообразие профессий.

В своей работе я использовала такой метод исследования как – анкетирование.

Анкета[1] является основным инструментом опроса и представляет собой социологический документ, содержащий структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачами проводимого исследования. Эта связь выражается в необходимости получения информации, отражающей характеристики изучаемого объекта.

По форме проведения анкетирование – групповое, очное. Опрашиваемые заполняли опросник в присутствии анкетера.

Ученикам МАОУ «СОШ № 2» предлагалось ответить на вопросы анкеты (Приложение1).

Степень научной разработанности проблемы[2]. В современной научной литературе процессы выбора профессии рассматриваются достаточно часто, но фрагментарно, не в целостном виде, но для проведения данного исследования необходимо учитывать то, что уже сделано в таких смежных областях гуманитарного знания таких как: философия, социология, психология, культурология, экономика.

Разработка различных аспектов процесса выбора профессии имеет давнюю традицию в европейской философии, социологии, и психологии, которая имела место в трудах Аристотеля, Ф.Бэкона, Г.Гегеля, Л.Фейербаха, К.Маркса, Ф.Энгельса, М.Вебера, Э.Фромма и ряда других ученых.

Значительный вклад в изучение проблем выбора профессии молодежи в связи с влиянием социально-образовательной среды внесен отечественными учеными. Среди них работы:

  1. Блинов Н.М. Труд и молодежь. - М.:3нание, 1975;
  2. Головатый Н.Ф. Студент путь к личности. -М.,1982; С.Н.,
  3. Лисовский В.Т. Человек и общество. Социальные проблемы молодежи. Уч. Зап. ЛГУ, вып. У1, 1969;
  4. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социс. 1998. N 5;
  5. Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идетификации// Социс. 1998.N 12


Введение

ПРОФЕССИЯ[3] (от латинского professio) - род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. Выбор профессии – жизненно важный вопрос. Он сравнивается со вторым рождением. Обдумать вопрос о будущей профессии - полезно. Это значит поставить себе много вопросов и найти правильный ответ. В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий и из такого обширного списка очень трудно подобрать ту, которая будет по душе любому. И именно поэтому все мы хотим, чтобы работа соответствовала нашим интересам и возможностям, приносила радость и достойно оплачивалась, ведь большую часть своего времени люди посвящают именно работе.

Выбор профессии зависит от наших способностей. Все это заставило нас задуматься о будущей профессии. Ведь выбор профессии – это достаточно серьезный вопрос, к которому стоит подходить обдуманно.

Во-первых, нужно учитывать свои личные интересы. Во-вторых, оценить собственные способности. В-третьих, проанализировать соответствие своих личностных качеств с теми качествами, наличия которых требует выбранная профессия. В-четвертых, изучить возможные жизненные перспективы, которые даст нам та или иная профессия.

Каковы главные критерии выбора будущей профессии?

Она должна быть интересна и не должна ассоциироваться со словами из одной малоизвестной песни: «…твой бунт против папы и мамы закончится офисным креслом, мерцающим синим экраном и нудным трудом бесполезным, на смену протесту и крику придут тишина и усталость, твоя жизнь не кино и не книга, какая жалость»[4]. Захватывающее занятие, которое действительно нравится - это важная составная часть счастья в жизни. Затем следует учесть необходимость зарабатывать на жизнь.


История профессий

«На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, — кто ты будешь такой»? Всем знакома эта детская считалочка. У считалочки продолжение простое: выбирай любое звание и продолжай игру. Все не так просто, если подумать на минутку, кем ты и вправду будешь, когда подрастешь? Царем? Королем? — Хотелось бы, наверное, но — увы!.. А что если сапожником стать? Или портным?

В доисторические времена не было никаких мастеров и тем более профессий. Люди еще не умели мастерить из природных материалов полезные вещи, инструменты и машины. Они просто надевали на себя шкуры, чтобы было тепло, украшали свои жилища, чтобы было красиво, готовили пищу, чтобы не умереть с голоду. Но делали они это умело, мастерски.

Первые упоминания о профессиях появились на Руси лишь 600 лет назад при царе Иване lll. Это были такие профессии как: стрелок, повар, хлебник, портной, садовник, псарь, рыболов, мельник, огородник, плотник, купец.

С началом индустриализации появилось множество новых профессий, связанных с разработкой и обслуживанием машин: инженеры, рабочие на заводах, машинисты и т. п. Из-за возросших потребностей цивилизации в новых видах и больших количествах ресурсов также расширились списки добывающих профессий: появились шахтёры, нефтяники и др.

С развитием автоматизации потребность в тяжёлом ручном труде начала падать. Если раньше рабочие работали по 14-16 часов в сутки лишь для того, чтобы прокормить семью, то теперь они могут работать по 9 часов, а в самых развитых странах люди могут работать 3-4 дня в неделю или вообще жить на пособие.

У людей появилось больше свободного времени, которое они начали тратить на потребление информации, поэтому в ответ на спрос появилось предложение — начали развиваться средства массовой информации: телевидение, радио, а в конце XX века — и интернет.

Также, несмотря на автоматизацию, по-прежнему осталась необходимость в людях, которые будут создавать новые средства автоматизированного производства: учёных и инженерах. А массовая компьютеризация потребовала больших количеств людей, способных обслуживать компьютеры и создавать, и поддерживать их программное обеспечение.

Так возник целый пласт профессий информационных работников, то есть работников, чья деятельность связана с переработкой и производством информации: программистов, учёных, инженеров и т. п.; благодаря СМИ получили сильное развитие творческие профессии: актеры, музыканты, художники, писатели и др. Таким образом, большое значение в профессиональном развитии теперь имеют не механические навыки, как в предыдущую, индустриальную, эпоху, а знания и творческое мышление.


Профессии прошлого и будущего

Технический прогресс молниеносно меняет окружающий мир, принято считать, что к лучшему. Множество профессий на гране исчезновения, ведь они становятся не актуальными. Так в ближайшем будущем могут исчезнуть такие профессии как: турагент, курьер и почтальон, Web-мастера, художники и журналисты, а так де охранники, экскурсоводы и официанты.

Многим ныне живущим людям придется менять профессии, «перезагружать» свои знания, навыки, качества и даже облик (новые технологии позволят и это). При этом конкурировать вскоре придется не только друг с другом, но еще и с роботами и компьютерами, которым человек будет вынужден соответствовать и умом, и ответственностью, и скоростью реакции на изменения среды, чтобы не остаться за бортом этого прекрасного мира будущего.

А теперь давайте поговорим о профессиях, которые будут актуальны в недалеком будущем. Как и в ближайшем будущем, так и сейчас нужны преподаватели и педагоги нового времени. Нужно все больше инженеров, ведь из-за технического прогресса нужно все больше людей, умеющих управлять сложными механизмами. Так же у нас не стоит на месте робототехника и нано технологии, так что и эта профессия скоро станет очень актуальна. А еще в нашей медицине дела обстоят не лучшем образом, ведь у них низкая заработная плата и это не особо влечет молодых людей идти обучаться на эту профессию. Но правительство Российской Федерации обещает поднять заработную плату. Так что эта профессия скоро станет очень актуальна. Все уже вкурсе развития Виртуальной реальности, ведь это очень удобно. И по прогнозам к 2026 году миллионы людей начнут «зависать» в виртуальной реальности. Есть еще множество интересных профессий, которые будут актуальны в недалеком будущем, например космический гид и востонавитель окружающей среды

Возможно, выбирая будущую профессию, многие ученики и студенты с интересом взглянут на одну из тех, которые вскоре уйдут в прошлое – например, на профессию бухгалтера, и даже не представляют, что есть молодой и перспективный сектор новых рабочих задач.


Экспериментальная часть

Я понимаю, что надо найти себя в мире профессий, чтобы получить возможность достойно зарабатывать, чувствовать себя нужным людям, максимально полно раскрыть свои способности, заслужить почет и уважение. А для этого нам надо уже с детства задумываться о выборе профессии. Я решили узнать, что по этому поводу думают школьники и люди, уже имеющие стаж своей работы, и провела среди них анкетирование (анкета: ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Анкетирование я проводила среди школьников 9-ого и 11-ого класса МАОУ «СОШ № 2». Результаты были таковы:

Всего из 9 класса в анкетирование участвовало 30 человек, а из 11 класса 25 человек. Из них 32 девушки и 23 парня. 26 учеников уже задумались о будущем выборе профессии, 12 считают, что их выбор может поменяться, а 17 еще и не задумывались об этом, а хотя стоит уже. Ведь скоро экзамены и предстоит выбирать куда идти дальше учится.

На мой вопрос "Кем вы хотите работать в будущем", ребята ответили так. Большая часть школьников предпочла профессию юрист. Эту профессию выбрали 15 учеников. Так же не менее популярна среди школьников такая профессия, как психолог. Ее выбрали 11 учеников. 9 учеников хотят стать программистами, ведь они сейчас нужны везде. А вот врачами хотят стать всего 5 человек. А хотя хороших врачей у нас не хватает. Учителями хотят стать всего 2 ученика. Такие профессии как: автомеханик, слесарь, бухгалтер, лингвист и дизайнер выбрали по одному ученику. Остальные 8 человек не выбрали не одной профессии.

На следующий вопрос, почему они выбрали именно эту профессию, ученики ответили следующим образом:

  • Это престижно (16 учеников)
  • Мне нравится заниматься с ПК (с людьми, с документами) (11 учеников)
  • Мне так посоветовала мама (учитель, сверстник) (10 учеников)
  • Легкое трудоустройство (7 учеников)
  • Высокая заработная плата (6 учеников)
  • другое (5 учеников)

Следующий вопрос для учеников был такой: кто (что) влияет или повлиял на ваш выбор, ответы стали такими:

  • Мама, папа, родственники (18 учеников)
  • Беседы на уроках (13 учеников)
  • Заинтересованность в каком-либо деле (10 учеников)
  • Друзья (8 учеников)
  • Другое (6 учеников)

На вопрос, "Какие 3 самые популярные профессии, по вашему мнению" ученики ответили так: самой популярной стала профессия программист (18ченик). На втором месте юрист (15 учеников). Чуть-чуть позади психолога (13 учеников). Такие профессии как врач, дизайнер, учитель и воспитатель выбрали по 2 ученика. Слесарь и автомеханик выбрали по 1 ученику.

Дальше вопрос шел противоположный предыдущему. Ученикам надо было назвать самую не престижную, по их мнению, профессию. Больше всего учеников проголосовало за профессию сантехника (25 учеников). Дальше следовала профессия таксист (20 учеников). Меньше голосов набрали профессии парикмахер, официант, няня (по 3 ученика) и один ученик выбрал профессию бармен.

Потом ученикам следовало, ответь на вопрос, в котором нужно было назвать профессии будущего. И как ни странно большинство посчитало, что профессией будущего будет программист все профессии, которые связаны с компьютерами (32 ученика). Как ни как сейчас идет технический прогресс, и он не стоит на месте. Далее шла профессия космического работника (8 учеников). Ведь космос так велик и неизвестен для нас, и я, пожалуй, соглашусь, что это отличная профессия будущего. Столько же учеников выбрало профессию разработчика роботов (8 учеников).  Дальше шли профессии дизайнера виртуальной реальности и врач, работающий с нано технологиями (по 3 ученика). Ну и один ученик затруднился в выборе.

На последний вопрос «Влияет ли выбор профессии на дальнейшую жизнь человека?». 40 учеников ответили «ДА». 8 учеников ответили «НЕТ». И 7 учеников затруднились ответить.

 А также мне стало интересно, а довольны ли наши родители выбором профессии, может они сожалеют, что сделали такой выбор, а может наоборот, очень даже рады, ведь занимаются любимым делом. И я так же провела среди них анкетирование (анкета: ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

И вот, в моем анкетирование приняли участие 34 взрослых. Из них 28-это женщины, а 6- мужчины.

Второй вопрос был такой «По какой профессии вы работаете?» Так как я проводила анкетирование в школе, то большинство ответило преподаватель (21 человек), так же в анкетирование приняли участие повара (5 человек), бухгалтера (3 человека), а также секретаря (2 человека), психолог (1 человек), плотник (1 человек) и библиотекарь (1 человек)

Следующий вопрос был такой «Довольны ли вы выбором своей профессии?»

  • Да (26 человек)
  • Нет (6 человек)
  • Вполне удовлетворяет (2 человека)

Дальше следовало ответить на вопрос «Вы работаете по профессии, на которую обучались?»

  • Да (26 человека)
  • Нет (8 человек)

Пятый вопрос звучал так «Кто или что повлияли на ваш выбор профессии»

  • Тогда это было престижно (15 человек)
  • Мне так посоветовали родители (6 человек)
  • Мне нравилось заниматься этим делом (3 человека)
  • Я пошел(а) учится вместе с друзьями (2 человека)
  • Я работаю не по специальности (8 человек)

Последний вопрос был такой «Влияет ли выбор профессии на дальнейшую жизнь человека?». И взрослый ответили так:

  • Да, конечно (24 человека)
  • Возможно, но моя жизнь не особо изменилась (7 человек)
  • Нет, это ни как не повлияет на нашу жизнь (3 человека)


Вывод

На этом моя исследовательская работа подошла к концу.

Мне очень понравилось проводить анкетирование среди учеников и взрослых. И я узнала, что все же большая часть учащихся задумалась над выбором будущей профессии, ведь экзамены уже не за горами и надо решать, куда идти учиться дальше. Так же я во время поиска различных профессий нашла очень интересные, например, космический гид. Ведь будет очень здорово слетать на экскурсию в космос, хотя не каждый сможет себе позволить такое увлечение.

Проводя тестирование, я убедилась, что ученики тоже считаю профессии, связанные с космосом одними из профессий будущего. Ведь это очень здорово.

Так же мне понравилось проверять анкеты взрослых и узнать, довольны ли они выбором своей профессии. Как оказалось, большинство из них удовлетворены своим выбором.

И на последок хочу сказать, что перед тем как пойти учиться в наш техникум, я перебрала множество различных вариантов, но в конце концов выбрала профессию «Мастер по обработке цифровой информации». Я, считаю, что это профессия будущего.


Приложение 1

№1

Укажите свой класс и пол (подчеркните верное)

9 класс   11 класс                                                Женский       Мужской

№2

Задумывались ли вы о будущем выборе профессии? (подчеркните верное)

Да                                                  Мой выбор может поменяться

Нет

№3

Кем вы бы хотели работать в будущем? (напишите свой вариант)

 …………………………………                                                

№4

Почему вы выбрали именно эту профессию? (подчеркните верное)

Это престижно                                             Легкое трудоустройство

Мне нравится заниматься этим                  Высокая заработная плата

Мне посоветовала мама                              Другое

№5

Кто (что) влияет или повлиял на ваш выбор? (подчеркните верное)

Мама, папа, родственники                                            Друзья

Беседы на уроках.                                                           Другое

Заинтересованность в каком либо деле

№6

Назовите 3 самых популярных профессии по вашему мнению (напишите свой вариант)

…………………………………

№7

Назовите самую не престижную, по вашему мнению, профессию (напишите свой вариант)

…………………………………

№8

Назовите профессии будущего (напишите свой вариант)

…………………………………

№9

Влияет ли выбор профессии на дальнейшую жизнь человека? (подчеркните верное)

Да          Затрудняюсь ответить

Нет


Приложение 2

№ 1

Укажите свой пол (подчеркните верное)

                                  Женский                                      Мужской

№2

По какой профессии вы работаете?  (напишите свой вариант)

…………………………………

№3

Довольны ли вы выбором своей профессии?  (подчеркните верное)

Да.                                                         Вполне удовлетворяет

Нет

№4

Вы работаете по профессии, на которую обучались? (подчеркните верное)

                                       Да.                                                               Нет

№5

Кто или что повлияли на ваш выбор профессии   (подчеркните верное)

Тогда это было престижно                             Мне так посоветовали родители

Мне нравилось заниматься этим делом        Я пошел(а) учится вместе с друзьями

Я работаю не по специальности  

№6

Влияет ли выбор профессии на дальнейшую жизнь человека?  (подчеркните верное)

                                             Да.                                                           Нет


Источники:

  1. Татьяна Селиванова, профессии будущего

https:// legkopolezno.ru /rabota/ karera/professii-budushhego/

  1. Учеба.ру, 10 профессий будущего: что будет в 2025 году и позже https://www.ucheba.ru/article/3229
  2. https://bbf.ru/magazine/7/3540/
  3. Текст песни «Какая жалость», https://www.gl5.ru/noize-mc-kakaya-zhalost.html
  4. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCathttp://www.dissercat.com/content/sotsialno-filosofskie-osnovaniya-kontseptsii-ustoichivogo-razvitiya-obshchestva#ixzz5F61FrreF
  5. Большой энциклопедический словарь, https://slovar.cc/enc/bolshoy.html.


[1] Студопедия, Техника проведения анкетирования. https://studopedia.su/16_48883_tehnika-provedeniya-anketirovaniya.html.

[2] Диссертация на тему «Социально-философские основания концепции устойчивого развития общества», доктор философских наук Мальцева Наталия Львовна

[3] Большой энциклопедический словарь

[4] Текст песни Noize MC – Какая жалость


Поделиться:

О путнике

Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"

Знакомимся с плотностью жидкостей

Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна

Дымковский петушок