• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проектная работа «Слово о словах»

Опубликовано Мухина Ирина Валерьевна вкл 25.04.2019 - 16:54
Мухина Ирина Валерьевна
Автор: 
Каминская Анастасия

Проект посвящён слову. Когда мы говорим «язык», мы думаем «слова».  Это естественно: язык состоит из слов. Но мало кто представляет себе  по-настоящему, каково оно, самое простое и обычное человеческое слово, каким  тонким и сложным творением человека оно является, какой своеобразной (и во многом ещё загадочной) жизнью живёт, какую неизмеримо огромную роль играет в судьбах человека.  Будет замечательно, если кто-то начнёт прислушиваться к речи окружающих, внимательнее вглядываться в строки книг и газет и думать не только словами, а думать о словах.

Актуальность проекта: 
данный проект позволит мне создать  основу для изучения языка художественных
произведений на уроках литературного чтения; сформировать умение находить в
тексте и употреблять в собственной речи изучаемые лексические и фразеологические  
явления, обосновывать необходимость их использования,  научиться работать работу со 
словарями.
 
Цель  работы:
Выяснить откуда  возникает многообразие языка ?Исследовать  происхождение некоторых 
слов и выражений русского языка и изменения в их значении 
 
Задачи:
• Понять, как появляются новые слова?
• Выяснить, что изучает наука этимология?
• Уточнить, как появляются новые значения слов?
• Определить, о чем рассказывают разные словари?
• Составить универсальный словарь.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Слово о словах"32.4 КБ

Предварительный просмотр:

   

АНО ОШ  «Академическая гимназия-Новогорск»

                                           

        

Проектная работа

«Слово о словах»

   

                                                               Автор работы:

                                                                                     учащаяся   2-А класса:

                                                                                     Каминская Анастасия.  

                                                                                     Руководитель работы:

                                                                                     учитель начальных классов                                                                                                                                    

                                                                                     Мухина Ирина Валерьевна

 

Новогорск 2018 г

Введение……………………………………………………………….…..3

  1. Теоретическая часть
  1. Как  появляются слова?..............................................................
  2. Что изучает наука этимология?.................................................
  3. Как появляются новые значения слов?.....................................

1.4.    О чем рассказывают разные словари?...................................

  1. Практическая  часть

  1. Универсальный словарь

Заключение………………………………………… …12

Литература……………………………...…………….. 13

Приложение…………………………………………...14


Введение.

        Свой проект я посвящаю слову. Когда мы говорим «язык», мы думаем «слова».  Это естественно: язык состоит из слов. Но мало кто представляет себе по-настоящему, каково оно, самое простое и обычное человеческое слово, каким тонким и сложным творением человека оно является, какую огромную роль играет в жизни человека. Хорошо если кто-то начнёт прислушиваться к речи окружающих, внимательнее вглядываться в строки книг и газет и думать не только словами, а думать о словах и будет задаваться вопросом  о происхождении слов. Почему окружающие нас предметы и явления называются так, а не иначе?

Актуальность проекта: 

данный проект позволит мне создать основу для изучения языка

художественных произведений на уроках литературного чтения;

сформировать умение находить в тексте и употреблять в собственной речи

изучаемые лексические и фразеологические явления, обосновывать

необходимость их использования,  научиться работать со словарями.

Цель работы:

  • Выяснить откуда возникает многообразие языка?
  • Создать «Универсальный словарь»

Задачи:

  • Понять, как появляются слова?
  • Выяснить, что изучает наука этимология?
  • Уточнить, как появляются новые значения слов?
  • Определить, о чем рассказывают разные словари?
  • Составить универсальный словарь.

  1. Теоретическая часть.

         «Хромое слово – кривая речь», - гласит русская пословица. Действительно, чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее выражает он свою мысль. Чтобы речь была не кривой, а красивой, надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться. Тогда можно хорошо понять прочитанное и увиденное, точно рассказать об этом.

        Все, что нас окружает и волнует, мы называем и высказываем словами.        Умение владеть языком, а не просто знание свода правил – это настоящее умение, которое показывает уровень культуры человека. Умея без запинки определить окончание существительного, гласную после шипящей и т.д., нельзя оставаться глухим к красоте, гармонии, живой душе слова. Именно живая речь, художественные тексты помогают почувствовать вкус родного слова.

Так же, как из году в год меняют леса

свои листья – старые падают, ─ так же и слова

ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и

 крепнут, как дети, на смену другие.

Гораций.

  1. Как  появляются слова?

        Я как и многие, наверное, задумывалась над тем, почему все вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются? Откуда пришли к нам в язык устойчивые выражения, в которых уже не переставишь и не заменишь словечко- другое.

        Я задалась вопросом «Как появились первые слова на Земле и как  пополняется наш словарь?» Изучив данный вопрос, пришла к выводу, что , точный ответ на этот вопрос неизвестен. Однако, существует целый ряд теорий того, как появились языки.

        Мне показалась интересной одна из версий, которую выдвинул лингвист Макс Мюллер  ещё в XIX веке. А он тогда предположил, что могло быть четыре причины, по которым люди начали разговаривать:

1) Теория "Куку", согласно которой люди начали разговаривать, изображая звуки животных и, таким образом, предостерегая друг друга от опасности;

2) Теория "Пу-пу", согласно которой люди начали разговаривать звуками, изображающими боль, удовольствие, удивление и другие основные чувства и эмоции;

3) Теория "Динь-Дон", согласно которой люди начали разговаривать, изображая естественные звуки природы (такие, как шум воды, треск дерева, шум ветра и так далее);

4) Теория "Йо-хе-хо", согласно которой люди начали разговаривать, издавая ритмичные звуки во время коллективного труда, что позволяло им синхронизировать работу и совершать её эффективнее;

        Несмотря на то, что теория Мюллера были выведена ещё в XIX веке, многие современные лингвисты не считают их устаревшими.

  1. Что изучает наука этимология?

        Ответом на вопрос как возникают слова занимается этимология (в переводе с греческого –наука о значении и происхождении слов).

        Этимология - раздел лингвистики, изучающий происхождение слов. Порой так же называют само происхождение слова: например, «у слова тетрадь греческая этимология», «предложить новую этимологию», то есть версию происхождения.

1.3.Как появляются новые значения слов?

        С появлением новых вещей, предметов культуры, новых технологий и представлений о мире в русском языке появляются новые слова или словосочетания. Их называют неологизмами (др.-греч. νέος — новый + λόγος — слово).

        Неология — наука, которая занимается изучением неологизмов.

        В языке больше создается новых слов, чем исчезает старых, так что словарный состав языка непрерывно увеличивается. Новые слова возникают потому, что развитие общества, производства, науки, культуры приводит к появлению новых понятий, которые не могут существовать, не получая языкового оформления. Потребность в новых словах удовлетворяется языком; создаются новые слова теми способами и из тех средств, которые характерны для его структуры.

        Очень редко они придумываются заново, да и в этом случае обычно используются какие-то модели, образцы, существующие в языке. Так, слово нейлон было выбрано фирмой, начавшей изготовлять этот вид волокна, по специальному конкурсу, но выбрали это слово из-за его созвучия с семантически близкими словами (ср. английские: cotton, rayon и т. п.). Слово газ долго считали придуманным голландским физиком Ван-Гельмантом, но сейчас доказано, что «придумал» он его по связи с фламандским словом geest (дух).

         Примеры слов, которые были новыми в прошлом веке и стали общеупотребительными, а некоторые из них перешли в раздел устаревших: калькулятор, колхоз ,комсомол

        Примеры некоторых неологизмов, которые появились в конце прошлого века (в наши дни можно говорить о том, что слова стали общеупотребительными): вай-фай ,джойстик, интернет

        Примеры неологизмов современного русского языка, которые появились в последние года: гироскутер, лайфках ,квест, селфи,смартфон

  1. О чем рассказывают разные словари?

         «Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги. Нужно лишь извлечь их из нее».

        Словарь должен быть у каждого человека и являться настольной книгой. Словари - это книги без времени и возраста, ими пользуются и маленькие дети, и школьники, и взрослые. Ведь человек не может знать абсолютно всё в этом мире, а словарь даёт эти знания тому, кто хочет их постигнуть и в тот момент времени, когда это нужно. Мы на уроках  часто обращаемся к словарю для того, что бы узнать что обозначает то или иное слово, как оно правильно пишется.

        Конечно, прежде чем начать свою работу мне нужно было узнать лексическое значение слова словарь. И вот что я узнала: Словарь — это книга, содержащая перечень слов, расположенных в определенном порядке (обычно по алфавиту), с толкованиями на том же языке или с переводом на другой язык.

        

Словарей бывает много видов. Их можно разделить на следующие группы:

а) двуязычные и многоязычные словари — переводят слова с одного языка на другой. Обычно распространены словари с двумя языками, но иногда попадаются многоязычные словари, где языков три и больше.

б) толковые словари — объясняют значения слов. Типичные примеры толковых словарей: словари Даля, Ушакова, Ожегова. Часто в толковых словарях все словарные статьи бывают написаны прописными буквами.

в) этимологические словари — рассказывают об этимологии, то есть о происхождении слов.

г) словари синонимов

д) словари антонимов

е) словари омонимов

ж) фразеологические словари — повествуют о различных фразеологизмах, идиомах, то есть об устойчивых выражениях. Иногда включают также пословицы и поговорки.

з) орфоэпические словари — учат, как надо правильно произносить слова и где нужно ставить ударение. Пример: словарь Рубена Аванесова 1989 года.

и) орфографические словари — учат, как нужно правильно писать слова. Отличаются краткостью, но я их как раз очень уважаю за немногословность.

к) энциклопедические словари — рассказывают дополнительные подробности о тех или иных предметах. Характеризуются пространностью изложения, могут иметь большой объём. Часто в таких словарях бывают различного рода картинки и изображения.

Так что выбор зависит от того, на какой урок Вам нужен словарь. Но мне показалось, что не всегда удобно пользоваться многими словарями и не всегда  они есть под рукой. Я решила создать универсальный словарь, в котором собрала информацию из многих словарей для удобства получения всесторонней информации о слове.

2.Практическая часть.

2.1.Универсальный словарь.

        Свой «Универсальный словарь» я создавала с использованием словарей и  других источников:

  1. Орфографический словарь
  2. Толковый словарь
  3. Словарь синонимов
  4. Словарь антонимов
  5. Этимологический словарь
  6. Фразеологический словарь
  7. Словообразовательный словарь
  8. Слово в художественных произведениях, фольклоре.

Пример словарной статьи « Универсального  словаря»

Заключение.

Итак, создавая  свой проект, я:

  • пополнила  багаж знаний и научилась отбирать информацию из разных источников.
  • научилась оформлять свою работу в виде презентации и текстового варианта
  • выяснила, что в  школьной библиотеке существует семь разновидностей словарей:
  1. Орфографический словарь (Н.Д. Ушаков)
  2. Школьный словарь антонимов (М.Р. Львов)
  3. Школьный словарь строения слов русского языка (З.А. Потиха)
  4. Краткий словарь по эстетике (Овсяников)
  5. Краткий словарь литературоведческих терминов (Л.И. Тимофеев)
  6. Толковый словарь (Л.А. Кутин)
  • для реализации потребности получения всесторонней информации  о слове  был создан пример «Универсального словаря»  

В  заключении работы над проектом я сделала неожиданные для себя интнресные  выводы. Чтение толкового словаря русского языка - это изучение истории нашей страны Ведь в словаре много слов, которые сейчас не употребляются в речи, а когда встречаются, мы смотрим в словарь что бы понять, значение этого слова. Таким образом, мы можем себе представить, о чем и как говорили и думали наши предки, какая была наша страна.  А при поиске информации о слове  узнала много интересного и нового для себя.

        

Литература:

  1. Словарь устаревших слов русского языка./Р.П.Рогожникова, Т.С.Карская. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
  2. Историко-этимологический словарь современного русского языка в 2 т./П.Я.Черных, - 8-е изд., стереотип., М.: Рус.яз. – Медиа, 2007.
  3. Тематический словарь русского языка./Л.Т.Сяяхова, Д.М.Хасанова, В.В.Морковин; под ред. проф. Морковина. – М.:Дрофа, 2007.
  4. Русская фразеология. Словарь-справочник: ок. 1500 фразеологизмов/Р.И.Яранцев.- 5-е изд., стереотип. – М.:Рус.яз. – Медиа, 2007.
  5. https://studopedia.ru/17_167542_poyavlenie-novih-slov.html


Поделиться:

Никто меня не любит

Вода может клеить?

Учимся рисовать горный пейзаж акварелью

Астрономический календарь. Январь, 2019 год

В Китае испытали "автобус будущего"