• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"Нам не наплевать"

Опубликовано Лазновская Галина Юрьевна вкл 28.04.2019 - 10:14
Автор: 
Пожеванная Екатерина 11 "Г"

Цель: проанализировать проблему плевков на улице.

Задачи:

1. Исследование традиций и культуры плевания в России и других странах.

2. Изучение социально-психологических причин физиологической агрессии (плевков) на улицах.

3. Выявление путей решения проблемы бескультурья в обществе (в Волгоградском регионе и России).

Методы

Исследования: анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, опрос.

Содержание

положений, выводы:

Традиции плевания в России связаны с глубокой древностью, однако это явление почти всегда считалось оскорбительным.

Перемены в обществе, произошедшие после октября 1917 г. превратили плевок из разряда оскорбительного действия в обыденное.

Плевание на улицах можно рассматривать как проявление раздражения и как выражение оральной агрессивности, истоки которой заложены в раннем детстве. Плевки в общественных местах связаны с психологическим отчуждением лиц от общества и государства.

Мы предлагаем познакомиться со способами решения данной проблемы через изучение опыта других стран, пропаганду здорового образа жизни и культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nam_ne_naplevat.doc199.09 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение                                                                                                                3-5

Глава I. Исследование традиций и культуры плевания в России и других странах.                                                                                                                  6-8

Глава II.  Социально-психологические и исторические причины плевков на улицах.                                                                                                                 9-14

III. Выявление путей решения проблемы бескультурья в обществе.         15-16

Заключение                                                                                                       17-18

Список использованной литературы                                                                   19

Введение

Приезжие из других городов России и иностранцы отмечают, что Волгоград – очень красивый город со славной историей, но – почему-то заплеванный.  Проблема плевков на улицах – настолько привычное явление, что многие перестают обращать на нее внимание.  Но, сколько раз, идя по улице, мы вынуждены обходить, ямы, лужи, грязь, а еще чаще – плевки.

Многие горожане не имеют представления об элементарных правилах культурного поведения и этикета. Надо отметить, что заплеванными являются не только улицы г. Волгограда. Эта проблема актуальна для всей России.

Наши люди плюют под ноги и себе и рядом идущим, гуляющим детям и старикам. Плюют везде: в красивых парках, скверах, возле исторических памятников, на детских площадках, даже возле мечетей и храмов. И, сморкаются, прямо тут же, на улице, невзирая ни на что.

Как можно так себя не уважать: в наше цивилизованное время, с наличием, специально-отведенных для этого, санитарных мест или средств, выполнять часть своего гигиенического туалета прямо на улице, на глазах у других людей? Это неуважение и к другим горожанам.

Мы предлагаем познакомиться со способами решения данной проблемы через изучение опыта других стран, пропаганду здорового образа жизни и культуры

Цель работы: социально-психологический и исторический анализ проблемы плевков в общественных местах.

Задачи:

1. Исследование традиций и культуры плевания в России и других странах.

2. Изучение социально-психологических и исторических причин плевков на улицах.

3. Выявление путей решения проблемы бескультурья в обществе.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, опрос.

Степень исследования проблемы

Мы считаем, что желание плеваться на улицах связано с психологическими установками личности, которые закладываются в детстве.  В связи с этим мы опирались на психологические теории, которые анализируют детскую агрессию, которая по нашему мнению лежит в основе асоциального поведения во взрослом состоянии.

В целом, подходы ученых-психологов в этом направлении разделились. Одни считают, что агрессия в детстве закладывается генетически. Другие считают, что агрессия приобретаема и зависит от того общества, в котором формируется человеческая личность.

Среди важных теорий выделяются: инстинктивная теория Мак Дугала, которая считает, что агрессивное поведение находится под контролем инстинктов. Психоаналитическая теория З.Фрейда рассматривают агрессию как выражение инстинкта смерти. Этологическая теория К. Лоренца полагает агрессивное поведение следствием реакций, высвобождающихся под действием внешних или знаковых стимулов. Гипотезы фрустрации Д. Долларда и Н. Миллера объясняют агрессию драйвом, порожденным фрустрацией (состоянием, возникающим в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей).

Согласно теории социального научения, агрессивные формы поведения усваиваются либо через непосредственное переживание, либо из наблюдения. Американские исследователи в области семейной психологии (Л. Керри, Д. Лешли), полагают, что физическая агрессия развивается у ребенка, воспитывающегося, преимущественно в авторитарных семьях с доминирующим, подавляющим стилем общения, использующим по отношению к своим детям телесные наказания.[1]

Теорией агрессивного поведения детей и подростков, получившей наибольшие распространение и поддержку в США, стала теория социального научения (А. Бандура).

Исследователи считают, что наиболее доказательными, непротиворечивыми и верифицированными на сегодняшний день являются фрустрационно-агрессивная теория и концепция социального научения агрессии.[2] 

Глава I. Исследование традиций и культуры плевания в России и других странах.

Физиологическое действие, которое в светском обиходе воспринимается как признак бескультурья и неуважения, в разных религиозных традициях имеет мистическую окраску. Религиозное восприятие «плюновения» встречается уже в очень древних, дохристианских традициях.[3]

В Древнем Египте дьявол (Апоп), представляющий собой гигантского змея и постоянно воюющего с солнечным богом Ра, появляется в результате неосторожного плевка богини-матери Нейт. Хотя о древнеславянском язычестве, в отличие от древнеегипетского, известно совсем немного, но некоторые исследователи утверждают, что плевок в лицо был у славян важным ритуалом, знаменующим отлучение человека от общины. Широко распространен в России явно языческий обычай троекратного плевания через левое плечо, чтобы избежать какой-либо неприятности или, наоборот, достичь намеченного. С христианской точки зрения этот обычай пытаются толковать как знак отречения от диавола во имя Святой Троицы.

О «плюновении» Иисуса Христа рассказывается в Евангелии (от Иоанна, 9:6). Исцеляя слепорожденного, Христос смешал свою слюну с глиной и помазал этим раствором глаза болящего, после чего тот омыл их в Силоамской купели в Иерусалиме и прозрел. Толкуя этот эпизод, блаженный Феофилакт Болгарский проводит параллель с творением Адама «из глины и воды» («Адам» на иврите означает красную глину). Но на этом эпизоде, пожалуй, и заканчивается «позитивный образ» плевка в христианстве. Доминирующим все-таки является негативное понимание символики этого действия.

Чаще всего православные христиане сталкиваются с обрядом плевка во время таинства крещения. Перед началом священнодействия священник поворачивает крещаемого лицом к западу, то есть к области тьмы, где обитает диавол, повелевает крещаемому отречься от сатаны, а потом говорит: «И дуни, и плюни на него». Этот обряд был широко известен на Руси, поэтому, очевидно, под его влиянием плевок стал восприниматься как акт отречения, попрания и даже поругания. Оплеванный как бы уподобляется дьяволу, но вместе с тем его злая энергия нейтрализуется через плевок. Это вызывает параллели с представлением о слюне в восточных религиозных традициях, где она считается защитным средством от того, что назвают порчей или сглазом.

Исламская традиция тоже знает плевок через левое плечо, который также означает отречение от сатаны. Этот ритуал упоминается в хадисах пророка Мухаммада. Согласно этому преданию, пророк заповедал своим последователям, если они увидят дурной сон, плюнуть в левую сторону, потому что «злой сон — ​от сатаны». На Востоке и в прошлом и в настоящем суеверные женщины, чтобы не сглазить новорожденного, отвести от него злых духов и призвать добрых, первое, что говорят: «Тьфу на тебя».[4]

Таким образом, для верующих плевание – это важное средство защиты от дьявольских искушений.

На Руси традиции плевания были очень сильны. Плевок иногда упоминается в качестве некоего знака внимания, существует выражение: «он плевка не стоит». Тем не менее, это явление почти всегда считалось оскорбительным. При Петре I в книге «Юности честное зерцало» утверждалось: «Такожде когда в беседе или в компании случится в кругу стоять, или сидя при столе, или между собою разговаривая, или с кем танцуя, не надлежит никому неприличным образом в круг плевать, но на сторону, а ежели в каморе, где много людей, то прими харкотины в платок, а также невежливым образом в каморе или в церкви не мечи на пол, чтоб другим от того не згадить или отьид для того к стороне (или за окошко выброси), дабы никто не видал, и подотри ногами так чисто, как можно».[5]

Исследуя отношение к плевкам в других странах мы выяснили, что наиболее отрицательное отношение к плевкам в странах, исповедующих ислам. Для них плевок является большим оскорблением, а плевок в исполнении женщины считается намного более оскорбительным чем у мужчины. В Северном Кавказе плюются только в отношении враждующего народа, и то лишь в случае если они не разговаривают друг с другом.

В Европе плеваться на улице считается неприличным. Все граждане носят с собой платочек для таких целей. В США к плевкам относятся в целом равнодушно, но плеваться на улице все же непринято.

В Японии плевок считается оскорблением в отношении человека, если Японец обратится в полицию, то может и до судебного разбирательства дойти.

И лишь у Африканских племен плевок означает проявление уважения.[6]

 

Глава II.  Социально-психологические и исторические причины плевков на улицах.

Специалист по семейной личностной психотерапии А. Созончук полагает, что «бескультурность не объясняет сути явления». По мнению сексологов, все дело в сексуальном подтексте. С одной стороны, желание сплюнуть вызывает повышенная секреция слюнных желез, которая, в первую очередь, встречается у заядлых курильщиков. С другой стороны, по строению слюнные железы очень напоминают предстательную железу. То есть при появлении симпатичной женщины в мужском организме начинают происходить определенные процессы, и мужчину так и тянет сплюнуть. Тем самым проявляя заинтересованность и, словно, заявляя: «Ты на моей территории». У многих представителей сильного пола это происходит на уровне инстинктов.

Многие мужчины считают плевки «на людях» проявлением мужественности. Ведь женщины и интеллигенты, ограниченные рамками воспитания, так практически не поступают. Типично такое поведение в чисто мужских сообществах, например, в армии или местах заключения.

Мужчина может плеваться и в других ситуациях. Хулиган может демонстративно сплюнуть перед потенциальной жертвой. Такое поведение может демонстрироваться и в потенциально конфликтной ситуации, когда назревают ссора или драка. «Скрытая агрессия, проявленная в жесте, означающем провокацию конфликта или показывание своей готовности к бою», – так характеризует привычку плеваться в определенных обстоятельствах психолог-консультант и коуч-тренер Татьяна Лявенко.

На иррациональном уровне слюна является «заменителем» скверны, таким образом, плюющий символически оскверняет другого человека. Кстати, такое же поведение может наблюдаться и по отношению к мужчинам – например, представителям другого круга или социальной прослойки. По мнению психологов, это говорит об определенных личностных проблемах, ведь полноценной личности не требуется самоутверждаться за чужой счет. Мужчины часто чувствуют себя неуверенно в присутствии как женщин, так и других мужчин. Плевок как «признак настоящего самца» добавляет им превосходства, помогает на время поднять самооценку, утверждает клинический психолог И. Манойленко. Она считает подобное поведение «сформировавшейся реакцией в качестве негативной психологической защиты». [7]

Психолог М. Куликова считает, что плевки в общественных местах – это признаки оральной агрессии. Оральная агрессия фиксируется в самом раннем процессе развития (до 12 месяцев), если ребенку не разрешали ее проявлять: не давали плакать, или он не был услышан или правильно истолкован: давали соску или грудь, когда он не был голоден.

 Оральная агрессия также формируется на стадии прорезания зубов. Ребенок проявляет  оральную агрессию, кусая грудь, мать может бояться его плача, так как не понимает его, не знает, как успокоить или убаюкивает вместо того, чтобы удовлетворить потребность. Позже ребенка приучают к тому, что еда это символ послушания, то есть надо есть, чтобы быть хорошим ребенком, нельзя выплевывать еду, нельзя кричать на маму. Таким образом, формируется либидинозно заряженная зона в области рта, которая не получала разрядки, удовлетворения, потому в моменты раздражения через эту зону напряжение  сбрасывается – появляется необходимость грызть что-то постоянно, чтобы раздражать свою слизистую и требуется через речь нападать на кого-то.

На стадии 0-18 месяцев основной аффект ребенка это страх смерти и страх оставленности, и возможность сказать о своих чувствах часто кажется разрушительной для них.[8] 

Плевки, постоянное употребление жесткой еды: орехи, семечки, сушки, сухари, чипсы, язвительная, обидная, насмешливая речь, склонность к высмеиванию, спорам, одержанию верха в разговоре, сплетни, токсичная болтовня о ни о чем, осуждение, крики, споры, громкая речь, командная речь, сосание сигарет, кусание уголков рта, обкусывание губ или ногтей, наконец, использование неформальной лексики – это все признаки оральной агрессии, заложенной в ранний детский период. Такое выражение связано у них со страхом тотального одиночества  и брошенности, непонятости и непринятости.

Психолог Ильдар Акбутин также считает, что бескультурное поведение на улицах закладывается в детстве. Дети копируют поведение взрослых, в особенности родителей. «Дети не слышат нас, они нас только видят», –  утверждает психолог. И поэтому, сколько бы не ругать детей, не объяснять, что плеваться нехорошо – толку от этого не будет пока он на примере взрослых  не увидит это.

У подростков плевки являются неким вызовом обществу в целом и родителям, как главному авторитету для ребенка, в частности: «Если ребенка передавили авторитетом и нормами в детстве, то чуть позже он начинает бунтовать против их системы убеждений, но не всегда открыто, а нарушая очевидные общеизвестные правила, плеваться, сидеть на скамейке ногами, ездить бесплатно, приворовывать и т. д.».

Такое поведение у ребенка является ответной реакцией, местью за оказанное давление на него.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что окружение для человека является очень важным фактором. Именно социум влияет на большую часть привычек и модель поведения. У человека в природе заложено подстраиваться под окружающую среду. Человек подсознательно старается подстроится под существующее окружение. Так как человек, не следующий этому негласному правилу, чаще всего отвергается социумом, то ему будет сложнее выживать. Поэтому важно выбирать свою среду.[9]

Кроме психологических предпосылок плевание на улицах необходимо объяснять и с точки зрения социально-исторических факторов.

Перемены, произошедшие в обществе после октября 1917 г., привели к тому, что уровень культуры, задаваемый дворянством и разночинством в России резко снизился. Дворянство как класс перестало существовать. Ведущее положение в обществе заняли представители других слоев общества со своей специфической культурой. Правила этикета были забыты вместе с их носителями. Уже в 1920- е гг. в советском обществе обозначилась проблема грязи на улицах и в помещениях. Плевок из разряда оскорбительного действия превратился в обыденность.

Пропагандировать культурное поведение в общественных местах призван был и ведущий поэт В.В. Маяковский.[10] 

«Омерзительное явление,

что же это будет?

По всем направлениям

 плюются люди.  

Плюются чистые,

плюются грязные,

плюют здоровые,

плюют заразные.

Плевки просохнут,   

станут легки,    

и вместе с пылью

летают плевки.      

В легкие,

в глотку    

несут чахотку.

Плевки убивают

по нашей вине      

  народу

больше,    

  чем на войне».

Плевки в общественных местах возможно связано и с психологическим отчуждением лиц от общества и государства. Это отчуждение происходит, потому что население такого депрессивного региона как Волгоградская область не чувствует, что о нем заботится государство. Ощущает свою заброшенность и покинутость.

К наиболее болезненным проблемам региона относятся:[11] 

- низкая эффективность региональных органов исполнительной власти (численность занятых в 11 органах исполнительной власти Волгоградской области и расходы на их содержание в несколько раз превышают аналогичные показатели в регионах с большей численностью населения);

- низкая инвестиционная привлекательность, при этом в регион практически не поступают иностранные инвестиции;

- неэффективная структура экономики – в структуре экономики преобладают сырьевые отрасли и сектора первичной переработки сырья;

- недостаточная бюджетная обеспеченность – показатели бюджетной обеспеченности существенно ниже среднероссийских, бюджет является дотационным;

- уровень доходов населения отстает от среднероссийских показателей;

- низкая обеспеченность и качество базовой инфраструктуры;

- экологические проблемы.

Из Волгоградской области уезжает большое количество трудоспособного населения в более благополучные регионы: Москву, Санкт-Петербург, Краснодар, за рубеж.

III. Выявление путей решения проблемы бескультурья в обществе

1. Психологи советуют следующие способы нейтрализовать оральную агрессию и перестать плеваться:

– признать себя грубыми.

– говорить о своем гневе напрямую, вместо того, чтобы выливать свой гнев в других формах.

– учиться искать способы легитимного выражения гнева, говорить о своем гневе так, чтобы не причинять боль близким.

2. Активно участвовать в политической жизни региона, ходить на выборы и поддерживать те политические силы, готовые помочь Волгоградской области выйти из кризиса. Не уезжать из Волгоградской области, а стараться сделать регион чище и лучше.

3. Использовать правовой опыт других стран, где плюющие в общественных местах подвергаются наказанию. В Алма-Ате в Казахстане перед одним из ЖК появился знак с надписью «Не плевать».

На знаке размещены предупреждающие надписи на трех языках: казахском, русском и английском. Также на нем сообщается о штрафе в 5000 тенге.

За плевки предусмотрен штраф в размере 5 МРП - 11 345 тенге. Наказание предусмотрено статьей 505 КоАП РК "Нарушение правил благоустройства города".

В Китае, за год до Олимпиады в Пекине 2008 г., вышел строгий закон, запрещающий плевать в общественных местах. В миллиардной стране почти справились с существующей проблемой.

В г. Табер, расположенном в канадской провинции Альберта, местный муниципалитет запретил не только нецензурную ругань в общественном месте (штраф $150), но и плевки ($75).

В нашей стране власти должны уделять особое внимание формированию у граждан общественного сознания и опыта поведения в обществе. Применение штрафных санкций — эта мера, которая сегодня является объективно необходимой. Следовало бы законодательно запретить плевание на землю в общественных местах, с наложением штрафов при задержании. Наравне с патрульными административной полиции, создать группы граждан, например, временные наемные дружины.

4. Одновременно вести воспитательную и разъяснительную информационную агитацию. Привлекая к пропаганде многих известных личностей, которые через свой авторитет смогут донести до граждан и привить им любовь к своей бесценной земле, нелегко доставшейся нашим предкам.

5. Использовать обращения к гражданам представителей традиционных религий, в учениях которых всегда подчеркивается важность и обязательность чистоты человека во всем абсолютно, о чем многие даже не знали, причисляя себя к приверженцам этих верований. Нужно сформировать в обществе нетерпимость, резкое критическое неприятие к этой позорной некультурной привычке, в том числе в среде молодежи, учащихся всех заведений.

6. Воспитывать у подрастающего поколения с детского сада любовь к чистоте и бережному отношению к природе и окружающей среде. Проводить различные акции, флешмобы, запускать хэштеги, выражать свой протест против загрязнения улиц городов.

Заключение

Решая поставленные задачи, мы пришли к следующим выводам. Плевки – это часть общей проблемы бескультурья.

Традиции плевания в России связаны с глубокой древностью, однако это явление почти всегда считалось оскорбительным.

Перемены в обществе, произошедшие после октября 1917 г. превратили плевок из разряда оскорбительного действия в обыденное.

Плевание на улицах можно рассматривать как проявление раздражения и как выражение оральной агрессивности, истоки которой заложены в раннем детстве.

 Плевки в общественных местах связаны с психологическим отчуждением лиц от общества и государства.

Что же можно сделать в этой ситуации?

Для тех, кто осознает свою психологическую зависимость от плевков существуют терапевтические способы снижения оральной агрессии:

 – осознать себя грубыми.

– говорить о своем гневе напрямую и легитимными способами, чтобы не причинять боль близким.

Активно участвовать в политической жизни региона, ходить на выборы и поддерживать те политические силы, готовые помочь Волгоградской области выйти из кризиса. Не уезжать из Волгоградской области, а стараться сделать регион чище и лучше.

Использовать правовой опыт других стран, где плюющие в общественных местах подвергаются наказанию. В Китае, Сингапуре, Казахстане, отдельных городах Европы и США на законодательном уровне запрещено плеваться или сморкаться на землю. За это подвергают штрафу.

 Вести просветительскую работу. Воспитывать у подрастающего поколения с детского сада любовь к чистоте и бережному отношению к природе и окружающей среде. Проводить различные акции, флешмобы, запускать хэштеги, выражать свой протест против загрязнения улиц городов.

В лицее «Лидер» мы провели конкурс четверостиший и рисунков под общим названием «Нам не наплевать!».

Надеемся, что один раз задумавшись над проблемой, многие будут более бережно относится к своей родной земле.


Список использованной литературы

  1. Акбутин И. Причины, почему люди плюют на улице, весьма банальны. //  https://kaktus.media 
  2. Валявко С. М., Аксёнова Ю. Ю. Концепции агрессивного поведения детей дошкольного возраста: современный взгляд. //  https://cyberleninka.ru
  3. Глуховский  Д. Тьфу на тебя. // https://www.novayagazeta.ru
  4. Куликова М. Сушки, семечки и чипсы - к вопросу оральной агрессии. // https://www.b17.ru/article/
  5. Лешли Д. Работать с маленькими детьми. М., Просвещение. 1991.
  6. Маяковский В.В. Плюй в урну. // https://www.rulit.me/
  7. Проявление брутальности: как психологи объясняют мужские плевки. // https://soundstream.media
  8. Самурай. // https://samurajsan.livejournal.
  9. Солдатов А. «И дуни и плюни…». // https://www.novayagazeta.ru

  10. Стратегия социально - экономического развития Волгоградской области до 2020 года (проект) С. 10. // http://volgoduma.ru/
  11.  Юности честное зерцало. // historicaldis.ru


[1] Лешли Д. Работать с маленькими детьми. М., Просвещение. 1991.

[2] Валявко С. М., Аксёнова Ю. Ю. Концепции агрессивного поведения детей дошкольного возраста: современный взгляд. //  https://cyberleninka.ru

[3] Солдатов А. «И дуни и плюни…». // https://www.novayagazeta.ru

[4] Глуховский  Д. Тьфу на тебя. // https://www.novayagazeta.ru

[5] Юности честное зерцало. // historicaldis.ru

[6] Самурай. // https://samurajsan.livejournal.com/6096.html

[7] Проявление брутальности: как психологи объясняют мужские плевки. // https://soundstream.media

[8] Куликова М. Сушки, семечки и чипсы - к вопросу оральной агрессии. // https://www.b17.ru/article/123144/

[9] Акбутин И. Причины, почему люди плюют на улице, весьма банальны. //  https://kaktus.media 

[10] Маяковский В.В. Плюй в урну. // https://www.rulit.me/

[11] Стратегия социально - экономического развития Волгоградской области до 2020 года (проект) С. 10. // http://volgoduma.ru/


Поделиться:

Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"

На берегу Байкала

Проказы старухи-зимы

Заколдованная буква

Смекалка против Змея-Горыныча