Исследовательская работа "Выразительные средства в стихотворениях о Байкале"
Вложение | Размер |
---|---|
vyrazitelnye_sredstva_v_stihotvoreniyah_o_baykale.docx | 29.25 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Бурятский Государственный университет
Институт непрерывного образования
МАОУ «СОШ №4 г. Улан-Удэ»
III Научно-практическая конференция школьников
«Байкальское развитие: проблемы, пути и способы решения»
Исследовательская работа по русскому языку:
«Изобразительно-выразительные средства в стихотворениях о Байкале»
Автор: ученица 9а класса Аханянова Анна
Руководитель: учитель русского языка
Ринчинова Лыгжима Мункуевна
Контактные телефоны:
Рабочий – 21-21-37,
Мобильный – 89833-30-90-68
г. Улан-Удэ
2018 год.
Оглавление
Введение.
Красота Байкала и его берегов вызывает у каждого человека размышления о первозданном, непреходящем, вечном; занимает мысли и чаяния людей. Кристальная вода, величественные гольцы, бескрайняя тайга, древняя и священная земля – это наш благодатный край. Край богатый, уникальный и неповторимый. Большая гордость – люди, которые во все времена прославляли родную землю. К ним мы можем отнести поэтов – талантливых художников слова.
Поэты писали о Байкале всегда; и в минувшие века, и сегодня. Всех их объединяет одна тема – Байкал, любовь к родному краю, своей Отчизне. Каждый из них раскрывает в стихах о Байкале новые черты и грани в его облике и истории, в его силе и красоте, у каждого поэта свое тонкое восприятие и ощущение, восторженное отношение, чувство радости и гордости.
Дмитрий Сергеевич Лихачев говорит: «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором оно выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастаю на родной почве и могут быть поняты только в связи со всей родной страной» .
Цель: рассмотреть изобразительно-выразительные средства в стихотворениях бурятских поэтов о Байкале.
Задачи:
Методы: изучение научной и художественной литературы, анализ лирических произведений, наблюдение за художественным текстом.
Солбонэ Туя (1892-1938) (Дамбинов Петр Никифорович).
«Байкал»
Родной, необъятный и властный Байкал,
Волною рожденный меж каменных скал,
Ты, любящий бурю, синеющий вал,
И бодрость, и смелость во мне ты сковал!
Бегущие волны, зовущие в даль,
И чистые воды твои как хрусталь,
Во мне воспитали не грусть и печаль,
А волю к борьбе, и волю, как сталь.
Я с детства с волнами твоими дышал,
О бурях могучих твоих я мечтал,
Что грозно волною рождают обвал,
И смел я в борьбе, как вспененный твой вал.
Как волны твои в вековечной борьбе
Разгневанный вызов бросают судьбе.
Я путь прорывал так же в жизни себе.
Родной мой Байкал, я в тебе… я в тебе! ...
В стихотворении «Байкал» Солбонэ Туя говорит о том, что Байкал является для него родным и необъятным, бурным и властным. Священное озеро помогает обрести бодрость и смелость, помогает быть решительным в споре с судьбой. Автор использует в своем стихотворении литературные выразительные средства такие, как сравнение, олицетворение.
Давайте рассмотрим в более широком смысле литературное выразительное средство «сравнение».
Сравнение – это изобразительный прием, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением или понятием, с целью выделить какой-либо особо важный в художественном отношении признак объекта сравнения.
Солбонэ Туя сравнивает воду с хрусталью, и эта чистота дает уверенность, желание быть свободным в своих мыслях и действиях. В стихотворении также сравнивается смелость лирического героя со вспененным и грозным валом, и это сопоставление показывает духовную близость героя и необъятного Байкала.
Людмила Олзоева (1937)
«Полумесяц Байкала»
На моих небесах Полумесяц Байкала.
Словно в сказке, он полон живою и мертвой водой.
Я нашла на земле, а потом в небесах
отыскала это море – наперсток с упавшей иголкой-звездой.
Потому на земле никогда не клянусь небесами,
что не знаю, со мною они или с ними я там.
Знаю, свет золотистый летит над чужими лесами,
чуть прищуренным глазом сияет большим городам.
А на карте земли голубой полумесяц Байкала –
как ломоть синевы, как с небес прозвеневший напев.
Словно в эту расщелину небо по каплям стекло
И застыло, сверкая, навеки к земле прикипев.
Но ни с чем не сравнить красоты твоей шероховатой:
на траве и на кедре, на гальке – налет чистоты.
Незнакомое прежде, покажется горькой утратой
улетевшее облако, влажно пройдя сквозь цветы.
В данном стихотворении используется метафора. Метафора – это слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким- либо другим на основании их общего признака.
В стихотворении «Полумесяц Байкала» возникает метафора, связанная с подобием формы: полумесяц в небе – полумесяц Байкала. Для лирической героини Байкал – это море, сказочное, по каплям стекшее сверху. Невероятная чистота моря, ни с чем несравнимая красота является свидетельством чего-то высшего, нам недоступного. Автор отыскала на Земле голубое озеро – частицу синего неба.
Андрей Румянцев (1938)
«Байкалу»
Я не знаю, где оно, начало
Нашего знакомства и родства.
С детских лет волна твоя качала
И меня, и деда, и отца.
Закаляло,
Исцеляло море:
Крепкий дед мой
От любой беды
В туеске, как заговор от хвори,
Мне байкальской привозил воды.
Мы растём, мы ездим за полсвета,
Изучили улицы столиц.
У меня родного края мета –
Ветром обожжён и темнолиц.
Если сил моих ослабнут токи,
Если в чём-то вдруг не повезет,
Я приду на берег твой высокий,
Будто добрый кто-то повезет.
Ты глазам представишь синий-синий,
Радости отцовской не тая.
И взлетит в твоих ладонях сильных
Лодка, словно колыбель моя.
Это стихотворение-обращение великому озеру. Для автора Байкал – это живое создание, добрый друг, мудрый отец, советчик. Основным изобразительным средством в произведении является олицетворение.
Олицетворение – это литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. С первой строфы автор говорит о знакомстве с Байкалом с незапамятных времен («волна качала и меня, и деда, и отца»). Андрей Румянцев говорит о том, что байкальская вода исцеляет, закаляет и является заговором от любых бед. И где бы герой ни был, Байкал вместе с ним и в трудную минуту даст добрый совет.
Ширап Нимбуев (1910-1971)
«На берегу Бакала»
Ты, синея, катишь волны,
Ненаглядный мой Байкал.
Дум моих властитель вольный,
Вновь тебя я увидал.
Сколько раз, как к другу в гости,
Я на берег твой ходил,
Воду чистую из горсти
Сколько раз с волненьем пил.
Ты качал меня с любимой
В лодке возле берегов...
Приношу тебе, родимый,
Строки скромные стихов.
В стихотворении «На берегу Байкала» Ширап Нимбуев, сравнивает Байкал со своим родным, и другом. Говорит, о том, что вода Священного Байкала чиста и прозрачна, сколько бы раз он её не пил.
В данном стихотворении основным изобразительно-выразительным средством является эпитет.
Эпитет – это определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием, именем существительным , числительным. Ширап Нимбуев в своем стихотворении использует эпитет «ненаглядный» говоря этим, что Байкал ему дорог, очень красив и неповторим.
Заключение.
В своей работе мы попытались рассмотреть, как авторы данных произведений рассматривают образ Байкала. Каждый поэт воспринимает Священное море по-разному. Для кого-то Байкал – это небесное светило, для кого-то друг. Каждое стихотворение уникально, такого больше нигде не найдете. У поэтов красота и величие Байкала не вызывает сомнения.
Лирические произведения художников слова показывает тонкое восприятие Священного моря, показывает истинную любовь к родному краю, гордость за Отчизну.
Список литературы
Девочка-Снегурочка
Осенняя паутина
Злая мать и добрая тётя
Браво, Феликс!
Весёлые польки для детей