Актуальность темы: модернизация российской образования направлено не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменение подходов к методикам преподавания.
Цель работы: выделить самые продуктивные методы и технологии обучения и вести их в систему образования в моей школе.
Вложение | Размер |
---|---|
zapryagaeva_i_a_rabota.doc | 89 КБ |
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
школа № 29 г.о. Самара
«Предложения об изменении системы образования в основной школе»
«Методы и технологии обучения на уроках гуманитарного цикла»
Выполнила:
Ученица 8 «Б» класса
МБОУ «Школы №29» г.о. Самара
Октябрьского района
Запрягаева Ирина
Научный руководитель:
Мясоедов Антон Владимирович
Самара
2016 г.
Содержание
1. Введение………………………………………………………………...............3
2. Методы обучения………………………………………………………………4
2.1 Интерактивный метод…………………………………………..……...4
2.2 Пассивный метод……………………………………………………….5
3. Методы интерактивного обучения …………………………………………...7
3.1 Эвристическая беседа………………………………………………….7
3.2 Дискуссия……………………………………………………………….8
4. Технологии обучения ………………………………………………………….9
4.1 Коллективный способ………………………………………………….9
4.2 Игровые технологии……………………………………..……………10
4.3 Личностно-ориентированные технологии……………………..……10
5. Социальный опрос…………………………………………………………….11
5.1 Опрос о методы обучения……………………………………………11
5.2 Опрос о технологии обучения………………………………………..12
6. Заключение…………………………………………………………………….13
7. Литература…………………………………………………………………….14
«Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он не удобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики» Л.Н. Толстой
Педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Их классифицируют на различные группы в зависимости от источников восприятия информации и дидактических задач. Методы сочетаются и комбинируются в модели обучения, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся. Для этого используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности.
Актуальность темы: модернизация российской образования направлено не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменение подходов к методикам преподавания.
Цель работы: выделить самые продуктивные методы и технологии обучения и вести их в систему образования в моей школе.
Задачи:
Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. В современном понимании процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.
Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы: пассивные методы, активные методы, интерактивные методы. Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее.
2.1 Интерактивный метод.
Интерактивный метод («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план. Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя, их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность школьника. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности, способной меняться в меняющемся мире. Например, использование этих методов в начальной школе позволит учащимся при переходе на вторую ступень общего среднего образования наиболее успешно и безболезненно пройти период адаптации и продолжить обучение в последующих звеньях системы образования.
Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.
В век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплоченно. Интерактивные методы предполагают умение распределять обязанности, ставить цели, делать взвешенный, правильный выбор, анализировать ситуацию, а также дают ощущение полета творческой мысли, чувство радости и глубокого удовлетворения от своей работы.
2.2 Пассивный метод
Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. При всех своих достоинствах методы пассивного обучения обладают тем недостатком, что, если при обучении использовать только их, то, как правило, не выполняются все три основных принципа обучения. Практика в таких случаях отсутствует, единственной возможностью осуществления обратной связи является проведение тестов. Несмотря на то, что с точки зрения основных критериев эффективного человеческого научения методы пассивного обучения оцениваются довольно низко, при определенных условиях их использование необходимо или вполне уместно. Методы пассивного обучения нужны в тех случаях, когда характер информации, которую надо сообщить в процессе обучения, не допускает активного участия обучаемого в процессе обучения. Для выполнения многих видов работы требуются не только умения, но и знания, и метод пассивного обучения может быть единственным возможным способом передачи знаний на этапе обучения.
При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Действует и такой психологический феномен, как заражение, и высказанная соседом мысль способна непроизвольно вызвать собственную аналогичную или близкую к высказанной или, наоборот, вовсе противоположную.
Во время таких занятий от преподавателя требуется гораздо больше активности и творчества, чем тогда, когда оно проходит в форме пересказа вычитанных в книгах или давно известных истин. Формы участия преподавателя в дискуссии могут быть самыми разнообразными, но ни в коем случае не навязыванием своего мнения. Лучше всего это делать путем тонко рассчитанного управления ходом дискуссий, через постановку проблемных вопросов, требующих продуктивного мышления, творческого поиска истины.
К методам интерактивного обучения могут быть отнесены:
1) эвристическая беседа, 2) метод дискуссии, 3) «мозговая атака», 4) метод «круглого стола», 5) метод «деловой игры»
Рассмотрим некоторые из них.
3.1 Эвристическая беседа.
Метод получил название от восходящего к Сократу метода обучения «эвристика» (гр. – нахожу, отыскиваю, открываю). Данный метод путем искусно сформулированных наводящих вопросов и примеров побуждал учеников прийти к самостоятельному правильному ответу. По своей психологической природе эвристическая беседа, в современном понимании – это коллективное мышление или беседа как поиск ответа на проблему. В педагогике этот метод принято считать методом проблемного обучения. Объясним, почему эвристическую беседу мы рассматриваем не в ряду методов проблемного обучения, хотя она построена на мыслительном поиске решения учебной проблемы. Дело в том, что в беседе мыслительный поиск превращается в поиск коллективный, где происходит обмен мнениями, предположениями, догадками, различными вариантами промежуточных решений, когда учащиеся ищут истину во взаимодействии и во взаимопомощи, активизируя мышление друг друга. Следует иметь в виду, что этот метод предполагает наличие у учащихся определенного запаса знаний, представлений, понятий.
3.2 Дискуссия.
Дискуссия как метод интерактивного обучения успешно применяется в системе учебных заведений на Западе, в последние годы стала применяться и в нашей системе образования. Метод дискуссии представляет собой «вышедшую из берегов» эвристическую беседу. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. Это активный метод, позволяющий научиться отстаивать свое мнение и слушать других.
Обычно предполагается, что из мышления рождается ответ на высказывание оппонента в дискуссии, поэтому разномыслие и рождает дискуссию. Однако дело обстоит как раз наоборот: спор, дискуссия рождает мысль, активизирует мышление, а в учебной дискуссии к тому же обеспечивает сознательное усвоение учебного материала как продукта мыслительной его проработки.
Метод дискуссии используется в групповых формах занятий: на семинарах-дискуссиях, собеседованиях по обсуждению итогов выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях, когда студентам нужно высказываться. На лекции дискуссия в полном смысле развернуться не может, но дискуссионный вопрос, вызвавший сразу несколько разных ответов из аудитории, не приведя к выбору окончательного, наиболее правильного из них, создает атмосферу коллективного размышления и готовности слушать преподавателя, отвечающего на этот дискуссионный вопрос.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы изберем следующее: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Рассмотрим основные технологии.
4.1 Коллективный способ
Коллективный способ обучения (КСО) - это такая форма организации учебных занятий, где каждый ученик по очереди работает с каждым, выполняя то роль обучаемого, то обучающего. Каждый участник работает на всех и все работают на каждого.
У истоков данной технологии стоял А.Г.Ривин, инженер и педагог, который в 1918 году впервые использовал коллективные учебные занятия для изучения почти всех предметов в старших классах средней школы, а в 1930 открыл неформальный вуз в г. Киеве, в котором в течение трех лет обучал будущих инженеров. Идеи А.Г.Ривина были подвергнуты забвению, и только в послевоенные годы, несмотря на преграды, выстраиваемые официальной педагогикой и консервативной системой управления образованием, эти идеи реализовал на практике и развил в целостную систему В.К.Дьяченко, его поддержали М.А.Мкртчян, А.Г.Границкая
4.2 Игровые технологии.
Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
4.3 Личностно-ориентированные технологии
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Такие технологии называют еще антропоцентрическими.
Сразу отметим неточность термина «личностно-ориентированное образование». Правильнее говорить «индивидуально-ориентированное образование», потому что все педагогические технологии являются личностно-ориентированными, так как задаются целью развития и совершенствования личности ребенка. Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.
Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка как субъекта деятельности.
5. Социальный опрос.
Нами был проведен опрос среди учащихся 8 классов
5.1 Опрос о предпочтениях в методах обучения
Проанализировав ответы учеников, мы пришли к выводу, что 49 % учащиеся 8 классов предпочитают интерактивный метод обучения, а остальные 11% пассивный метод.
5.2 Опрос о предпочтениях в технологиях обучения.
На основании этой диаграммы мы пришли к выводу, что 40% учащихся предпочитают коллективный способ обучения, остальные 48% выбрали технологии личностно-ориентированнго образования. Меньше всего участники опроса выбрали игровые технологии (37%)
Пример:
1 | 2 | 3 | 4 |
4 | 3 | 4 | 3 |
3 | 3 | 5 | 4 |
2 | 3 | 3 | 5 |
5 | 3 | 5 | 5 |
3 | 3 | 4 | 4 |
5 | 5 | 5 | 5 |
4 | 4 | 4 | 5 |
На основе данных построим график и увидим динамику.
7. Заключение.
7. Литература
Книги:
1. Жуков Р.Ф. Пути развития активных методов обучения в университете. // Сб. науч. тр. «Технология акмеологических методов обучения» / отв. ред. Р.Ф. Жуков. - СПб.: СПбГИЭУ, 2001.
2. Ильина Г.А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984. - с. 321-328.
3. Лернер И.Н. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - с. 94-100, 114-123.
4. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссий (анализ зарубежного опыта). - Рига: Эксперимент, 1998.
Интернет ресурсы:
1. http://www.grandars.ru/college/psihologiya/metody-obucheniya.html
2. http://www.grandars.ru/college/psihologiya/metody-obucheniya.html
3. http://xn--80ahc0abogjs.com/psihologiya-pedagogika-voennaya/tehnologiya-obucheniya-suschnost.html
4. http://www.grandars.ru/college/psihologiya/metody-obucheniya.html
5. https://4brain.ru/pedagogika/new-methods.php
Как нарисовать небо акварелью
Четыре художника. Осень
Пчёлы и муха
Как напиться обезьяне?
Какая бывает зима