проектно-исследовательская работа ученика 2 класса моисеенкова Владислава. Влияние веса школьного портфеля на здоровье младшего школьника.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 319
Петродворцового района Санкт-Петербурга
VI районный конкурс проектных и исследовательских работ учащихся «Наука и здоровье»
Исследовательская работа:
«Влияние веса школьного портфеля на здоровье младшего школьника»
Направление: естественно-математическое
Выполнили:
В. Моисеенков ученик 2 «Б» класса
Руководитель:
Демидова Елена Михайловна
Содержание.
Портфель наш верный спутник на дороге школьной жизни. Очень трудно представить современного школьника без портфеля. Но с самых первых дней учёбы мы сталкиваемся с тем, что сложив в новый красивый портфель все необходимые учебные принадлежности, мы с трудом можем его поднять. И поэтому свою исследовательскую работу мы посвятили волнующему нас вопросу, влияние тяжёлого портфеля – ранца на здоровье младшего школьника, в частности на осанку.
Если портфель будет тяжёлым, то это может нанести большой вред нашему здоровью. Мы решили узнать всё о школьном портфеле и выяснить, как тяжёлые портфели могут пагубно сказаться на здоровье школьника.
Актуальность исследования: здоровый позвоночник и осанка – это очень важно, потому что от этого зависит здоровье всего организма. Поэтому детям нашего возраста надо соблюдать ограничения в подъёме тяжестей.
Цель исследования: выяснить как тяжелый ранец влияет на осанку ученика
Задачи:
Объект исследования: вес школьных портфелей.
Предмет исследования: влияние веса портфеля на здоровье ученика.
Гипотеза мы предполагаем, что тяжёлый портфель вредит здоровью.
Основные методы исследования: анализ литературы и электронных ресурсов, опрос – анкетирование, практическая работа – взвешивание портфелей, анализ.
Сначала мы провели исследование в форме анкетирования, предложив ребятам ответить на вопросы анкеты:
Дорогие ребята! Одной из главных школьных принадлежностей у вас является что? Конечно же, портфель. Давайте откровенно ответим на вопросы и пофантазируем о его будущем. Выбранный ответ обводим кружочком.
1. Кто выбирал для вас портфель?
А) Я сам (сама). (5)
Б) Мама. (9)
В) Папа. (4)
Г) С родителями вместе. (4)
Д) Родственники (кто из родственников можете дописать здесь_
Е) Подарили.
2. Где покупали?
А) В магазине.
Б) На рынке.
3. Выбираете портфель, изготовленный у нас в России или импортный (в другой стране)?
А) Российский. (18)
Б) Импортный. (4)
4. По каким критериям (признакам) выбираете? (можете отметить несколько признаков сразу)
А) Цвет. (9)
Б) Форма. (5)
В) Цена. (6)
Г) Удобство. (13)
5. Какого цвета, формы портфель вам нравится? Напишите.
В форме рюкзака, квадратный, пятиугольный, в виде сумки
Оранжевый, красный, синий, голубой, бирюзовый, чёрный
6.Как долго пользуетесь одним портфелем? Напишите.
7.По какой причине меняете? Напишите.
Маленький, износился, порвался
Спасибо за интересные ответы!
Портфель – слово французского происхождения. Состоит из двух частей «Порт» – несу, «Фель» - листы. В переводе на русский «носить лист». Означает четырехугольную сумку с застежкой, обычно кожаную.
В словаре Ожегова дается такое определение слова «ранец»: ранец – это жесткая четырехугольная заплечная сумка с откидывающейся крышкой и запором или жесткая сумка для ношения за спиной. И такое определение слова «портфель»: портфель – род жесткой прямоугольной сумки с закидывающейся крышкой и запором для ношения бумаг в одной руке.
Когда на земле появился портфель? Совершая раскопки в Альпийских горах, ученые – археологи нашли тело древнего человека, рядом с которым лежал портфель. Хозяину портфеля было около пяти тысяч лет. Портфель был сделан из кожи и досок. Его можно было носить как на спине, так и в руках. Мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием занесли к нам как «Заплечный походный мешок» - Ranzen наемный немецкий солдат московских царей в XVII веке. Лет через 150-200 слово перешло на ученическую сумку (раньше их делали из тюленьей кожи), так же носимую на спине.
Видов школьного портфеля с каждым годом становится больше. Это связано с появлением новых гаджетов, а также с появлением новых школьных предметов.
На сегодняшний день можно выделить следующие популярные виды школьного портфеля:
2.2. Что такое осанка? Это привычная поза тела человека в вертикальном положении. Она может быть правильной и неправильной. Почему так важно иметь правильную осанку?
Осанка – это положение тела во время ходьбы, сидения, стояния. У человека с правильной осанкой стройная, красивая фигура: спина прямая, плечи развёрнуты, голова приподнята, живот втянут. При неправильной осанке плечи и голова опущены, спина сутулая, живот выпячен, колени согнуты.
В словаре С.И. Ожегова, осанка – строй, склад живого тела, под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие и красоту.
В словаре Ушакова, осанка − внешность, манера держать свою фигуру.
Правильная осанка не только делает человека стройным и красивым. При правильной осанке происходит нормальное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу. Выработке правильной осанки способствуют утренняя зарядка, подвижные игры, спорт.
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. Не последнюю роль в этом играет вес школьного портфеля. Ведь содержимое школьного портфеля влияет не только на осанку и позвоночник, но и на зрение. Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела.
Ношение портфеля, превышающего допустимые нормы, влияет на позвоночный столб и внутренние органы, к тому же ребёнок физически утомляется, идёт нагрузка на сердце.
Для того чтобы сохранить правильную осанку, мы рекомендуем выполнять простые упражнения. (приложение)
2.3. Гигиенические требования к портфелю и учебным изданиям.
Изучив литературы, мы выяснили, что согласно нормам, вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей должен быть для учеников 1-х и 2-х – классов не более 1,5 кг, для 3-4 - х классов – не более 2 кг, для 5-6 – х классов – не более 2,5 кг, для 7-8 -х классов – не более 3,5 кг, а для 9-11 -х классов – не более 4 кг.
Вес пустого ранца должен составлять:
− для учащихся 1-4 классов − 600 г;
− для учащихся 5-11 класса − 700 г.
Вес одного издания не должен превышать:
300 г – для 1-4 классов;
400 г – для 5-6 классов;
500 г – для 7-9 классов;
600 г – для 10-12 классов.
Вес ранца со школьными принадлежностями не должен превышать:
от 1,5 до 2,0 кг для 1-3 классов;
от 2,0 до 2,5 кг для 4-5 классов;
от 3,0 до 3,5 кг для 6-7 классов;
от 4,0 до 4,5 кг для 8-9 классов.
В нашей стране принято считать, что вес школьного портфеля не должен превышать 10% (процентов) от веса школьника.
Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент в своем классе. В эксперименте участвовали наши одноклассники. Для этого мы провели ряд практических исследований, дающих ответ на состояние здоровья наших одноклассников.
Методика исследования:
- измерение массы пустого портфеля учащихся;
- составление списка предметов, находящихся в портфеле;
- измерение массы полного портфеля учащихся;
Мы узнали, что правильный вес ранца можно вычислить по формуле: вес ученика умножить на 10 и разделить на 100. Вместе с учителем мы проделали такую и работу, и вот, что у нас получилось:
Таблица 1.
№ | Фамилия, имя | Вес учащегося кг | Вес полного портфеля | Вес пустого портфеля г | Оптимальный вес портфеля | Вывод |
1. | Берлинер Александр | 24.200 | 3700 | 500 | 2.420 | - |
2. | Бортник Даша | 29.500 | 3100 | 310 | 2.950 | - |
3. | Воронин Вадим | 28.700 | 3400 | 615 | 2.870 | - |
4. | Желнова Ирина | 27 | 4200 | 850 | 2.700 | - |
5. | Жермаль Андрей | 20.500 | 3500 | 615 | 2.050 | - |
6. | Захарова Соня | 27 | 4800 | 1045 | 2.700 | - |
7. | Ковальчук Полина | 26 | 3700 | 500 | 2.600 | - |
8. | Коняева Соня | 22 | 3400 | 500 | 2.200 | - |
9. | Копьёв Дмитрий | 28.500 | 3030 | 500 | 2.850 | - |
10 | Кузнецова Арина | 24 | 3340 | 1135 | 2.400 | - |
11 | Максимова Вика | 27.400 | 3800 | 1250 | 2.740 | - |
12 | Моисеенков Влад | 36.200 | 4300 | 1205 | 3.620 | - |
13. | Мыльникова Маша | 24.300 | 3350 | 900 | 2.430 | - |
14. | Мыльникова Тамара | 23 | 3360 | 900 | 2.300 | - |
15. | Родионова Юля | 29 | 3500 | 600 | 2.900 | - |
16. | Саксонова Элина | 27.900 | 4800 | 104 | 2.790 | - |
17. | Серветник Егор | 31 | 4285 | 905 | 3.100 | - |
18. | Тарабанова Вика | 23.500 | 3340 | 655 | 2.350 | - |
19. | Тарасова Злата | 25.800 | 4800 | 1108 | 2.580 | - |
20. | Шерышева Настя | 25.500 | 3600 | 1145 | 2.550 | - |
21. | Юрова Соня | 26.200 | 4600 | 1200 | 2.620 | |
22. | Явдошенко Глеб | 31.500 | 1200 | 500 | 3.150 | - |
По данным таблицы №1 видно, что только у 9 - учеников 2 «Б» класса портфель не превышает норму. У остальных 13 человек вес ранца превысил гигиеническую норму. При этом ранцы – тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой системы.
Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами –легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребёнка, в частности осанки.
А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях? Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их.
Название учебных пособий | Масса учебных пособий (г) |
Математика | 300 |
Тетрадь на печатной основой | 100 |
Русский язык | 300 |
Окружающий мир (учебник, тетрадь на печатной основе) | 1300 |
Литературное чтение + тетрадь на печатной основе | 400 |
Английский язык + тетрадь на печатной основе, дидактическая тетрадь | 600 |
Английский язык (тетрадь) | 100 |
Тетрадь (простая) | 55 |
Дневник | 200 |
Все книги соответствовали гигиеническим нормам- 300 гр. для ученика начальной школы.
Затем мы решили выяснить, в какой день недели самый «легкий» портфель, в какой день портфель нести «тяжело». Для начала мы измерили портфель с принадлежностями по дням недели, (если в портфеле не будет ничего лишнего, кроме учебных принадлежностей) и выяснил, что:
День недели | Вес портфеля | Спорт.форма | Общая масса |
понедельник | 2кг200г | +700г | 2кг900г |
вторник | 1кг500г | + бассейн 500г | 2кг |
среда | 2кг 200г | 2кг200г | |
четверг | 2кг | 2кг | |
пятница | 1кг800г | +700г | 2кг700г |
Понаблюдав в течении недели за массой ранцев, мы обнаружили, что самый тяжёлый ранец в понедельник 2кг 200г, самый лёгкий во вторник, четверг.
Изучая историю портфеля, мы узнали для себя много нового и интересного. Мы узнали, что такое осанка, как она важна для здоровья человека. В ходе работы мы поняли, что неправильное ношение тяжелых предметов может отрицательно сказаться на позвоночнике, и именно школьный ранец может стать другом или врагом для нашей спины. Надеемся, что и наши одноклассники воспользуются результатами данного исследования и ответственно отнесутся к нашим советам.
Наша гипотеза подтвердилась: что тяжелый ранец вредит здоровью.
Здоровье нельзя купить. Здоровье нельзя взвесить. Ни одного человека нельзя сделать здоровым без его собственных усилий и желания быть здоровым.
https://www.gazeta.ru/social/2015/08/24/7714481.shtml
http://www.examen.ru/add/manual/materialyi-dlya-shkolnikov/ves-portfelja-shkolnika
VI. Приложение
Рекомендации ученикам.
1. Не носите лишнего в ранцах.
2. Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.
Рекомендации родителям.
1. Просим вас: не покупайте тяжёлые ранцы! Врачи рекомендуют средняя масса пустого ранца для ученика начальной школы – 300г.
2. У ваших детей от тяжёлых нагрузок портится осанка.
3. Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.
4. Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
Эксперимент: проверяем правильность осанки у школьника.
Комплекс упражнений для осанки
1. Стоя прямо, руки необходимо свести за спиной в «замок». Затем следует делать пружинистые движения, поднимая руки как можно выше и одновременно прогибая спину. Повторить 10 раз.
2. Встав на четвереньки, с опорой на колени и прямые руки, следует делать взмахи попеременно: сначала правой рукой и левой ногой, а затем левой рукой и правой ногой. Повторить 8 раз.
3. Лежа на спине нужно вытянуть руки вдоль тела и согнуть ноги в коленях, чтобы опираться на полную стопу. Следует поднимать корпус тела, прижимаясь грудью к бедрам, после чего возвращаться в исходное положение. Повторить 5 раз.
4. Сидя на полу и согнув ноги в коленях, следует поставить стопы на пол, а руки расположить сзади, упираясь в пол ладонями. Пользуясь руками как рычагом, следует прогибаться вверх, приподнимая таз и одновременно запрокидывая голову. Замерев в такой позе на 5 секунд, можно вернуться в исходное положение. Повторить 8 раз.
5. Лежа на животе и вытянув руки в стороны, следует плавно приподнимать верхнюю часть тела максимально высоко. Зафиксировав такое положение на 4-5 секунд, можно вернуться к исходному. Повторить упражнение 8 раз.
6. Стоя лицом к стене следует прислониться к ней ладонями. После этого, не отрывая рук, нужно постараться максимально прогнуться назад, удерживая при этом равновесие. Замерев в этой позе на 4 секунды, стоит вернуться к исходному положению. Повторить 5 раз.
7. Повернувшись спиной к стене, стоит прижаться к плоскости всем туловищем, максимально плотно, стоя при этом ровно. В течение 10 секунд следует сохранять положение, а затем можно расслабиться. Повторить 8 раз.
8. Встав спиной к углу стены или к гимнастическому шесту, нужно прижаться к нему затылком и ягодицами. В этом положении следует совершать приседания, делать которые нужно поочередно, по 5 раз, а затем наклоны вправо и влево (по 5 раз), возвращаясь после каждого наклона в исходное положение.
9. Находясь лицом к полу, нужно опираться на прямые руки, а также на носочки. Живот при этом должен быть втянут, а спина оставаться прямой. В таком положении следует задержаться на 30–40 секунд. Повторить 5 раз.
10. Встав на ноги и выпрямившись, на голову необходимо положить книгу. Медленно передвигаясь по комнате необходимо сохранять правильную осанку, чтобы книга не упала. Начинать упражнение необходимо с 2 минут, постепенно доводя его до 20 минут и более.
Попробуйте пройти, соблюдая осанку.
Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.
Это интересно! Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.
Анкета.
Дорогие ребята!
Одной из главных школьных принадлежностей у вас является что? Конечно же, портфель. Давайте откровенно ответим на вопросы. Выбранный ответ обводим кружочком.
1. Кто выбирал для вас портфель?
А) Я сам (сама).
Б) Мама.
В) Папа.
Г) С родителями вместе.
Д) Родственники (кто из родственников можете дописать здесь_
Е) Подарили.
2. Где покупали?
А) В магазине.
Б) На рынке.
3. Выбираете портфель, изготовленный у нас в России или импортный (в другой стране)?
А) Российский.
Б) Импортный.
4. По каким критериям (признакам) выбираете? (можете отметить несколько признаков сразу)
А) Цвет.
Б) Форма.
В) Цена.
Г) Удобство.
5. Какого цвета, формы портфель вам нравится? Напишите.
6. Как долго пользуетесь одним портфелем? Напишите.
7. По какой причине меняете? Напишите.
Спасибо за интересные ответы!

Круговорот воды в пакете

Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?

Заяц, косач, медведь и весна

Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного

Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды