• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект "Традиции и быт донских казаков"

Опубликовано Пятницкова Лариса Викторовна вкл 27.05.2019 - 18:07
Пятницкова Лариса Викторовна
Автор: 
Солонин Мирон

В данном проекте иследуется быт и традиции донских казаков.

Цель:выявить особенности семейной обрядовой культуры донцов; богатство обрядов и традиции казаков;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_original.docx20.92 КБ
Файл proekt.pptx2.69 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Апаринская средняя общеобразовательная школа

Проектная работа в рамках

внеурочной деятельности

«Доноведение» 

Выполнил(а):

ученик  «3 » класса

Солонин Мирон

Руководитель: Мордасова Л.В.

2018 год

Введение

        Я родом из Донского края.
На свете нет прекрасней рая.
Простор степей, простор песков
И хлебных желтых колосков.

Великий и могучий Дон,
Он с Волгой нежной обручен.
Прекрасный здесь живет народ.
Казаки - мир его зовет!

В древности говорили: «Каждое древо сильно своими кореньями, отруби их – и древо погибнет». Так и народ, и нация, не знающие своей истории и культуры, обречены на вымирание  и в конечном счёте на исчезновение с лица земли вообще.

Казаки  – народ исконно русских корней и православной веры, создавший за многие столетия своего существования самобытную культуру.

Силой, скрепляющей общину, семью и всё казачье общество, является  любовь к своему народу и своим ближним, христианская нравственность и казачий обычай.

Цель работы – выявить особенности и ценность семейной обрядовой культуры донцов, её своеобразие; богатство обрядов и традиций казаков.

Задача исследования:

  • проследить основные традиции казачьих семей на Дону;
  • рассмотреть особенности соблюдения обычаев казаков, связанных с рождением и крещением ребёнка;
  • выяснить обычаи, связанные с посвящением мальчика в казаки;
  • узнать об особенностях воспитания девочки в казачьей семье.

ГЛАВА 1. КАК ЖИЛИ КАЗАКИ.

У каждого человека есть свое родное гнездо, где он родился и вырос. Жилища свои они называли куренями Это шестигранная или восьмиугольная бревенчатая юрта.. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонное сооружение.

Комнаты в курене были соединены по кругу. А самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом или соломой.

Обычно казачий курень имел столовую, залу и две спальни. Первая от входа комната была столовой. Здесь семья стряпала и ела. В этой комнате находилась и печь

Зало, или горница, всегда выглядела очень красиво и торжественно. В зале стояла горка с праздничной посудой. Здесь же находились «комода», где хранилось белье. Стены казачьих куреней украшались оружием.

В земле выкапывали погреба, где хранили продукты. В каждом дворе была кухня.

Каждый дом имел свой двор. Казачий двор состоял из амбара, сарая, загонов для скота, с катухом для свиней и овчарней для овец.

Донской курень исстари славится плетеными украшениями. Материал для плетения каждый мастер выбирает свой: камыш, лозу, бересту, соломку.

Кружево – второе традиционное украшение донского куреня. Именно кружева украшают занавески, шторы и постельное белье. Исстари все донские кружева не просто составляли внутреннее убранство куреня, они воспевали донскую цветущую степь, поле и сад.

    ГЛАВА 2.  ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В КАЗАЧЬЕЙ СЕМЬЕ.

Большой считалась семья из 13 человек: отец, мать, родители отца, два взрослых сына и семь малолетних детей.

Среднее семейство насчитывало от 6 до 9 душ, и малая семья состояла из 4 человек

На воспитание мальчиков в казачьей семье оказывала влияние военная организация жизни донских казаков. Если в семье рождался сын, это считалось большим счастьем. Но нередко матери роняли слёзы над колыбельками казачат, думая об их судьбе: о том, где и как он может быть ранен, изувечен, сложит свою чубатую голову. Родственники,  знакомые, приходившие в дом новорождённого, приносили «на зубок» стрелу, патрон с порохом, пулю, лук и даже ружьё.

Казаки строго соблюдали старые обычаи. На седьмой день младенца крестили.

 Христианское крещения означало вход ребенка в мир.

Дети при крещении получали имя того святого, которого праздновали за седмицу до рождения.

После крещения, выходя из церкви, загадывали, кто первым на выходе встретится: если мужчина, то ребёнок будет счастливым, если женщина – к несчастью, если какое-нибудь животное, то будет богатым.

У казаков при рождении мальчика дед и отец стреляли из ружей, тем самым, давая знать станичникам, что родился воин, защитник границ Отечества.

     С 3 лет мальчиков учили верховой езде.

     С 5 лет мальчишки работали в поле: погоняли волов на пахоте, пасли скот. Любимой игрой пастухов была дзига, или кубарь.

С 17 лет казак –   малолетка.  Со  многих страниц казаки-малолетки собирались в одно место на смотр, где они демонстрировали свое умение метко стрелять в цель на всем скаку, рубке лозы. Переплывали через реку вместе с лошадьми, амуницией и пиками. Тренировки и упражнения шли круглый год.

Часто отец, дед рассказывали своим детям и внукам, как строятся и движутся полки в казачьих баталиях, как утверждаются посты, пикеты, как делаются разъезды, словом, все казачьи уловки в воинском деле. Из этих уроков юные донцы учились быть храбрыми против врагов, пламенно любить своего государя и не щадить живота за веру православную.

Рождение девочки не праздновалось так широко, как рождение мальчика, при известии  о её рождении не грохотали выстрелы. Однако появление на свет девочки тоже было радостью – тихой, домашней, овеянной легендами и молитвами.

От самого рождения её воспитывали иначе, чем мальчика, старались развить в ней женственность. Трудолюбие, терпение и отзывчивость.

Все обычаи и обряды, которыми была окружена жизнь девочки, - домашние, семейные…

Если мальчика постоянно настраивали на то, что он должен быть первым, быть на людях, постоянно соревноваться, то девочке внушалось, что самое главное – спокойная душа и чистое сердце. А счастье – крепкая семья и честно заработанный достаток, хотя жизнь казачки была полна великих тревог, а трудов и страданий в ней было не меньше, а то и больше, чем в жизни казака.

Начиная от самого первого, все «женские» обычаи были шутливыми, не жестокими,  а весёлыми. Так, «смывали с дочушки заботы» - тётки, мамки, няньки, крёстная – первый раз с песнями и добрыми пожеланиями мыли девочку.

В это время отец – единственный мужчина, допускавшийся на этот праздник (ребёнка до трёх лет вообще никому не показывали, боялись сглаза, и даже крестить в церковь носили с закрытым кружевом лицом), ел «отцовскую кашу», специально приготовленную - горелую, насоленную, наперчённую, политую горчицей, чтобы она была совершенно несъедобной. Он должен был съесть её, не поморщившись, «чтобы девочке меньше горького в жизни досталось»,

Все девичьи праздники отмечались в узком детском кругу на женской половине дома, куда приглашались только родственники. Праздники всегда сопровождались подарками, угощением, песнями, танцами. Праздновали «первый шаг», дарили ленточки «на бантик», гребешок на косынку, платочек – « в церкву ходить».

Девочки начинали работать с очень раннего возраста. Таскаясь «хвостиком» за матерью по дому, они участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С пяти лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь.

Была и особенная работа – нянчить младших! Трёхлетнего брата могла нянчить пятилетняя сестра, а трёхлетняя – годовалого. Пятилеток то уже в няньки «в люди» отдавали.

К братьям девочки относились с огромным уважением. И не зря: случалось, что пятилетние братья уходили с отцами в военные походы и возвращались домой через десяток лет закалёнными бойцами.

Когда девочка становилась девушкой, то об этом, как правило, по секрету бабушка сообщала деду – самому старшему в семье.

Дед покупал серебряное колечко и дарил его внучке, а то и правнучке, сопровождая свой подарок песенкой про колечко и наставлениями, что внучка теперь «не дитё», а «барышня» и вести себя должна иначе: «на неё женихи смотрят».

Колечко на левой руке означало, что перед нами «хвалёнка» - пускай ещё  «не на выданье», но о ней уже  можно думать как о невесте.

С момента получения серебряного колечка девушка начинала готовить себе приданое. Девичья жизнь кончалась сватовством.

Несмотря на старинное казачье присловье «женщину и коня всегда держат в поводу» и то, что никогда девушка не показывалась на улице одна (всегда в сопровождении матери, тётки, брата или крёстной), казачки по сравнению с женщинами других народов пользовались большей свободой. Казачки Великой степи наследовали традиции народов. Живших там прежде. А у степных народов женщина всегда обладала значительной свободой, без которой в степи не прожить.

Большая часть юридических прав принадлежала казачке. Она наследовала имущество, она полностью верховодила в доме. Казак, приезжавший со службы, чувствовал себя скорее гостем, чем хозяином. И в домашние подробности не входил, считая это унижением своего воинского и мужского достоинства.

.

Заключение.

Жизненный цикл донского казака сопровождался особенными обычаями и традициями. Часть из них сегодня утрачена, но основные: крестины, пострижение волос в первый год жизни ребёнка сохранились и в наши дни.

Таким образом, можно отметить, что семейная обрядовая культура казаков богата обычаями и традициями. К сожалению, часть из них на сегодняшний день утрачена. Но, как мне кажется, с возрождением казачества на Дону, возрождаются забытые традиции, появляются новые.


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель: выявить особенности и ценность семейной обрядовой культуры донцов, её своеобразие; богатство обрядов и традиций казаков Задачи: проследить основные традиции казачьих семей на Дону; рассмотреть особенности соблюдения обычаев казаков, связанных с рождением и крещением ребёнка; выяснить обычаи, связанные с посвящением мальчика в казаки; узнать об особенностях воспитания девочки в казачьей семье. Цели и задачи:

Слайд 2

Встреча с атаманом Апаринского сельского поселения

Слайд 3

Казачий курень

Слайд 4

з Главное помещение в казачьем курене - «зало»

Слайд 5

з Спальня

Слайд 6

з Кухня

Слайд 7

Двор донского казака

Слайд 8

Казачьи семьи

Слайд 9

Воспитание мальчиков и девочек в казачьей семье

Слайд 11

Крестная смывает с девчушки заботы. Казак ест «отцовскую кашу»- пересоленую

Слайд 12

Спасибо за внимание!

Поделиться:

Северное сияние

Рисуем подснежники гуашью

Акварель + трафарет = ?

Крутильный маятник своими руками

Тигрёнок на подсолнухе