• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Молодежный сленг в речи студентов

Опубликовано Агишева Ирина Львовна вкл 06.06.2019 - 18:45
Агишева Ирина Львовна
Автор: 
Игошина Диана

Данная исследовательская работа поднимает достаточно актуальную тему - жаргонизацию речи современной молодежи. Автор пытается разобраться в истоках молодежного сленга, в причинах его возникновения, а также обратить внимание на засорение языка. Материал имеет практическую направленность, ее можно использовать на занятиях русского языка по теме "Лексика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Русский язык в современном обществе.26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Игошина Диана Максимовна

2 курс группа 29П профессия «Закройщик»

ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»

Агишева Ирина Львовна преподаватель

русского языка и литературы

 первой квалификационной категории

Молодежный сленг в речи студентов

Содержание:

  1. Введение
  2. Глава 1. Теоретический аспект исследования
  1. Что такое сленг?
  2. Источники пополнения сленга
  3. Причины употребления молодежного сленга
  1. Глава 3. Практическая часть исследования
  1. Результаты анкетирования
  2. Тематические группы жаргонизмов
  1. Заключение
  2. Литература
  3. Приложение

Введение

  Современная языковая ситуация характеризуется, к сожаленью, снижением общего уровня речевой и коммуникативной культуры в обществе. Состояние русской речи, особенно молодежи, вызывает озабоченность у наших преподавателей. В самом деле, есть чем обеспокоиться: речь молодежи  бедна по своему словарному запасу, студенты не всегда умеют точно , правильно и образно выразить свои мысли, а также часто не желают контролировать свою речь с точки зрения использования жаргонной лексики.

В молодежной среде степень жаргонизации речи превышает 50%. Молодежь, особенно подростки, в целях самоутверждения начинают употреблять слова, отличающиеся от общепринятой речевой нормы. Это иностранные слова, вульгаризмы, молодежный сленг, жаргонизмы. Часто применяются они неосознанно, смысл их приблизителен, а происхождение иногда и вовсе неизвестно для говорящего.

       Актуальность выбранной темы, думаю, вполне очевидна. Она обусловлена желанием разобраться в истоках молодежного сленга, в причинах его возникновения, а также обратить внимание на проблему загрязнения языка.

      Объектом исследования стали изменения в разговорной речи студентов, которые приводят к снижению речевой культуры.

      Предметом исследования является молодежный сленг.

       Гипотеза: в речи молодежи и студентов  преобладает жаргонная лексика, сленг, что является показателем низкой речевой культуры, использование данной лексики засоряет и огрубляет нашу речь.

       Цель моей работы: изучить особенности речи современных студентов нашего колледжа.

      Задачи:

- изучить литературу по данной теме;

- определить источники пополнения сленга;

- выявить причины употребления молодежного сленга;

- провести анкетирование среди обучающихся нашего колледжа и составить словарик слов, наиболее часто употребляемых в речи студентов;

- сделать презентацию по данной теме.

     Методы исследования:

- изучение литературы;

- беседы с однокурсниками и одногруппниками, анкетный опрос;

- наблюдение за речью студентов.

      Основные этапы исследования:

Исследование проводилось с декабря 2018 года по настоящее время.

На первом этапе изучалась литература по теме.

На втором этапе проводился опрос студентов и анализировались полученные результаты.

      Практическая значимость: материал данной работы и презентация могут быть использованы на внеклассных занятиях по русскому языку, на классных часах, на уроках русского языка при изучении лексики.

Глава 1. Теоретический аспект исследования

  1. Что такое сленг?

        В современном русском языке выделяют молодежный жаргон, или сленг ( от англ.slang- слова и выражения, употребляемые людьми определенных профессий или возрастных групп). Термин «сленг» в науке широко применяется сравнительно недавно. Например, в словарях С.И.Ожегова и В.И.Даля этого слова нет.

         В Википедии термину «сленг» дается следующее толкование: « Сленг – набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей (профессиональных, общественных, возрастных и т.д.)».

        В «Словаре современного молодежного жаргона»  Грачева М.А.под молодежным сленгом понимается «социальный диалект людей в возрасте 13-30 лет, возникший из противопоставления себя не столько старшему поколению, сколько официальной системе. Бытует в среде городской учащейся молодежи и отдельных закрытых групп».

В «Словаре лингвистических терминов» О.С.Ахмановой даны два определения термина « сленг» [ 419]:

  1. Разговорный вариант профессиональной речи.
  2. Элементы разговорного варианта той или другой профессиональной или социальной группы, которые, проникая в литературный язык или вообще в речь людей, не имеющих прямого отношения к данной группе лиц, приобретают в этих разновидностях языка особую эмоционально-экспрессивную окраску.

В «Философском энциклопедическом словаре» под редакцией С.М.Ковалева даны следующие определения данного понятия:

  1. Речь социально или профессионально обособленной группы в противоположность литературному языку;
  2. Вариант разговорной речи ( в том числе экспрессивно окрашенные элементы этой речи), не совпадающие с нормой литературного языка.

         Некоторые исследователи полагают, что термин « сленг»    применяется в двух значениях: как синоним жаргона и как совокупность жаргонных слов, принадлежащих по происхождению к разным жаргонам и ставших если не общеупотребительными, то понятными достаточно широкому кругу говорящих на русском языке.

        Таким образом, сленг можно рассматривать как жаргонную лексику, употребляемую представителями определенных профессий или возрастных групп, а также как разновидность разговорной речи, оцениваемую обществом как подчеркнуто неофициальную ( бытовую, фамильярную, доверительную).

       Сленг – это открытая система ненормативных лексических единиц разговорного языка, предназначенная для выражения усиленной экспрессии и особой оценочной окраски ( обычно негативной).

       Его носителями могут быть представители разных профессий, разного социального и образовательного статуса и различного возраста.

       Молодежный сленг – это социальный диалект людей в возрасте 13-30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе и отличаюшийся разговорной, а иногда и грубо-

-фамильярной окраской.

2. Источники пополнения сленга

        Факторы, влияющие на развитие речевой культуры молодежи и приводящие к появлению новых слов в молодежном сленге, различны:

       - влияние средств массовой информации, прежде всего телевидения, Интернет-ресурсов, газет и журналов. Сленг очень интенсивно просачивается в язык прессы. ( Круто ты попал на ТВ!)

       - криминализация современного общества, высокий уровень преступности в стране, активное информирование населения об истории криминальных авторитетов, уголовных преступлениях через СМИ тоже приводит к пополнению речи молодежи жаргонной лексикой. ( Авторитет, мусор, гопник, замочить, стучать, хаза, малина, шестерка и др.)

      -  появление новых видов коммуникации ( мобильная связь, виртуальное общение), компьютерных средств обучения и средств мультимедиа привело к появлению компьютерного жаргона, который уже активно вошел в речь молодежи. ( Вирусняк, инэт, смайлы, глючит, мыло, оперативка и др.)

    - современная музыкальная культура. Жаргонизмы, относящиеся к сфере музыки, содержат названия различных музыкальных стилей ( попса, попсятина, дарк, дрим, хаус, транс) и композиций ( свежак, релиз, трэк, плэйлист) названия действий музыканта ( сбацать – сыграть).

    - иностранный язык слова, заимствованные с английского языка. ( отксерить, фифти-фифти, респект, лузер, плиз, фейс, пардон, сори).

  1. Причины употребления молодежного сленга

       Употребление подростками и молодежью сленга связано с особенностями возраста и поведенческих реакций:  необходимость чувствовать себя членом некой общей группы; сленг как способ свободы выражения, как протест против взрослых; как способ самоутверждения, повышения статуса в группе; сленг как подражание какому-то лицу; сленг как проявление интереса к деятельности лиц, занимающихся творчеством.

      А также употребление сленга иногда связано с стремлением к эмоциональности, краткости и разнообразию.

       Я считаю, что основной причиной употребления молодежью сленга все-таки является желание создать свой язык, организовать общение среди сверстников. Отсутствие словарного запаса не дает возможности грамотно и образно выражать свои мысли и поэтому проще и легче свое отношение к чему-либо выразить с помощью жаргонизмов.

Глава 3. Практическая часть исследования

  1. Результаты анкетирования

       В своей работе я останавливаю внимание на молодежном сленге, который используют современные школьники и студенты как одно из средств загрязнения родного языка.

       Я провела анкетирование среди обучающихся групп 29П, 19П и 22 нашего колледжа ( всего 65 человек), целью которого было следующее:

  - определить мотивы употребления сленга в своей речи;

  - определить круг наиболее употребляемых жаргонизмов в речи студентов нашего колледжа;

  - определить отношение студентов и преподавателей к жаргонным словам;

 - выявить наличие желания обойтись без жаргонизмов.

       На вопрос анкеты: « Употребляете ли вы в своей речи сленговые слова?» положительно ответили 35 человек, иногда употребляют – 25 человек, никогда не употребляют – 5 человек.

      Исследуя причины использования сленга в речи студентов, я выяснила, что большинство так говорят потому, что им так легче общаться – 20 человек; использование сленга помогает лучше и точнее выразить свои мысли – 12 человек; 15 человек сказали, что такие слова делают их речь понятнее для друзей. « Я считаю, что это модно и современно» (7 человек); « Мне все равно, как я говорю» ( 5 человек); «Все так говорят» (3 человека); « Мне это помогает самоутвердиться» ( 3 человека).

       Отвечая на вопрос: « Согласны ли вы с тем, что сленг засоряет , разрушает нашу речь?», 40 человек согласились с этим, 25 студентов об этом не задумывались.

       На вопрос « Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений» утвердительно из всего числа опрошенных ответили 25 студентов, 20 человек сказали, что не могут обойтись без сленга, 20 человек вообще об этом не задумывались.

       Некоторые студенты считают, что их сленговую речь одобряют взрослые

 ( учителя – 5 человек, родители – 10 человек). Но больше всего такую речь одобряют их друзья и сверстники – 50 человек.

      В результате беседы с педагогами нашего колледжа я выяснила, что молодежный сленг – это неотъемлемая часть нашей современной речи, которая негативно влияет на культуру речи и засоряет наш язык. По их мнению, на речь современных студентов влияют телевидение, интернет, воспитание, социальные сети, низкая мотивация чтения, социальное окружение.

  1. Тематические группы жаргонизмов

       В результате  проведенного исследования были выявлены следующие тематические группы сленговых слов, употребляемые студентами нашего колледжа:

1. Человек: чел, братела, красавчик, звезда, урод, придурок, баран, чмо, овца, дебил, препод, физичка, предки, браток, перец, кореш, училка, малявка.

2. Предметы: комп, мобила, труба, ящик, стиралка.

3. Деньги: бабки, бабло, сотка, косарь, червонец, стольник, штука, пятихатка.

4. Состояние: клево, классно, офигенно, нормалек, потрясно, круто, вау, прикольно, супер, зашибись, фигня, стремно, отстой ( плохо), ништяк, все тип-топ.

5. Глаголы: отвали, отвянь, затихни, сгинь, заткнись, умолкни, шевели копытами, шевели батонами, смени пластинку, иди в баню.

6. Части тела: грабли, зенки, фонари, башня, пасть, костыли, моргалы, чугун, клешни, лапти, башка, тыква.

7. Слова, относящиеся к обучению : шарага, препод, класснуха, пара, матика, русиш, физичка, химичка, тубзик, столовка, физра.

Заключение

       В начале своей работы я выдвинула гипотезу исследования:  в речи молодежи и студентов  преобладает жаргонная лексика, сленг, что является показателем низкой речевой культуры, использование данной лексики засоряют и огрубляют нашу речь.

     Применив исследовательский метод, считаю, что я доказала, что речь современных студентов изобилует жаргонным сленгом, который засоряет речь, обедняет ее, делает грубой и некрасивой.

       Цель и задачи работы выполнены. В работе рассмотрено что такое сленг, каковы источники его пополнения и причины использования молодежью; был составлен краткий словарь молодежного сленга, который позволил сделать вывод об экспрессивности молодежной лексики.

      Проведенный опрос позволили сделать следующие выводы: подростки 14-17 лет и молодежь 17-19 лет активно употребляют молодежный сленг. Большая их часть пользуются им по привычке. А некоторые так говорят, потому что этого требует их окружение.

     В заключение хочется сказать, что молодежный сленг – это неотъемлемая часть речи современной молодежи, который негативно влияет на культуру речи и засоряет русский язык. Очень правильно сказал С.Я.Маршак: « Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, - с придачей некоторого количества новых, - будут служить многие столетия после нас для выражения еще неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений. И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, емкий, умный язык».

Литература:

  1. Философский энциклопедический словарь/ Гл.редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов.- М.: Советская энциклопедия,1983.
  2. Словарь лингвистических терминов. О.С.Ахманова. – М.: Советская энциклопедия, 1968.
  3. Савельев М.А. К вопросу о молодежном сленге ( на примере молодежного сленга обучающихся колледжа) // Молодой ученый. – 2018. - № 14.
  4. Горбачевич К.С. Особенности молодежного жаргона. // РЯШ.2001.
  5. С.Я.Маршак. Мысли о словах. – Впервые в журнале «Новый мир», 1958, № 9, сентябрь ( в цикле «Заметки о мастерстве»)
  6. Интернет-ресурсы:

Wikipedia.ru.org

  1. Грачев М.А. Словарь современного молодежного жаргона. М.:    

Эксмо. 2006.

 

Приложение:

Вопросы анкетирования:

  1. Как вы понимаете значение  слова «сленг»?
  2. Употребляете ли вы сленговые слова?
  3. По какой причине вы используете в своей речи жаргонные слова?
  4. Согласны ли вы с тем, что жаргон засоряет наш язык?
  5. Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?
  6. Кто-нибудь из ваших друзей, знакомых одобряет употребление в речи сленга?
  7. Какие слова вы употребляете чаше всего?


Поделиться:

Астрономический календарь. Май, 2019

Сочные помидорки

Как нарисовать зайчика

Если хочется пить...

Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым