О том, что у людей существует своеобразный «стадный инстинкт», известно каждому. Подобное явление охватывает множество аспектов жизнедеятельности человека. Лидирующие позиции занимают религия, политика и реклама. Особенно сильно «стадный инстинкт» проявляется в подростковом возрасте. Что является причиной этого, почему толпа всегда способна повлиять на личность и уничтожить индивидуальность? Каким образом работает этот эффект? Ответы на эти и другие вопросы содержатся в данной работе.
Вложение | Размер |
---|---|
stadnyy_instinkt_i_ego_rol_v_sotsializatsii_podrostkov.rar | 135.17 КБ |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
Научно-исследовательская работа
СТАДНЫЙ ИНСТИНКТ И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Работу выполнила:
Шушарина Виталина, ученица 9А
класса
Руководитель: Козьякова Т.А.,
учитель истории и обществознания
Райчихинск
2018 г
СОДЕРЖАНИЕ
| 3 |
| 5 |
| 5 |
| 5 |
| 7 |
| 7 |
| 7 |
| 8 |
| 9 |
| 13 |
| 13 |
| 14 |
Приложение 1. Карточки для проведения эксперимента по определению чувства стадности у подростков………………………….. | 15 |
Приложение 2. Анкета «Насколько силен в вас стадный инстинкт?»……
Приложение 3. Результаты диагностики среди учащихся 8-10-х классов ………………………………………………………
Приложение 4. Процентное соотношение по уровню стадного инстинкта среди учащихся 8-10-х классов ……………………………. Приложение 5. Распределение среди учащихся по классам по уровню стадного инстинкта…………………………………………. | 16-17 |
18 19 20 |
В октябре 2010 года в Африке разбился самолёт, который совершал рейс из столицы Конго Киншаса в городок Бандунду. Крушение произошло при заходе на посадку. При этом погибли двадцать пассажиров и два пилота. Выжил только один пассажир, которого сразу же увезли в больницу. Причина катастрофы оставалась загадкой, так как самолет был современным, технически исправным, а пилоты обладали необходимой квалификацией. Однако после опроса выжившего пассажира картина прояснилась. То, что он рассказал, повергло всех в шок. Один из пассажиров спрятал в сумку крокодила и тайком пронес в салон. При заходе самолета на посадку крокодил каким-то образом выбрался из сумки. Стюардесса в панике побежала в кабину пилотов, пассажиры тоже запаниковали и побежали следом за ней. Центр тяжести самолета сместился к носовой части, и он стал падать. Пилоты попросили пассажиров вернуться на свои места, но было уже слишком поздно. Самолет вошел в штопор и на полной скорости врезался носом в землю. А крокодил выжил, потому что находился в хвостовой части самолета.
Вы думаете, самолет разбился из-за крокодила? Нет, это произошло из-за паники. На самом деле крокодил был маленьким и в худшем случае мог кого-нибудь укусить, но об этом никто не думал. Все копировали действия других, руководствуясь правилом: все бегут – значит нужно бежать, поддаваясь так называемому стадному инстинкту.
О том, что у людей существует своеобразный «стадный инстинкт», известно каждому. Подобное явление охватывает множество аспектов жизнедеятельности человека. Лидирующие позиции занимают религия, политика и реклама. Особенно сильно «стадный инстинкт» проявляется в подростковом возрасте. Что является причиной этого, почему толпа всегда способна повлиять на личность и уничтожить индивидуальность? Каким образом работает этот эффект? Ответы на эти вопросы я постаралась найти в своей работе.
Объект моего исследования – стадный инстинкт и его проявления.
Цели исследования:
- выяснить, как влияет стадный инстинкт на формирование личности и социализацию современного подростка;
- показать, что со стадным инстинктом можно и нужно бороться;
- определить доступные способы для борьбы с ним.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научные данные и данные из Интернет-ресурсов по вопросам социализации и стадному инстинкту.
2. Провести диагностику среди учащихся 8-10-х классов на определение уровня формирования у них стадного инстинкта.
3. Обработать результаты и оформить их в виде диаграмм и сравнительных таблиц.
4. Экспериментально и практически доказать актуальность эффекта авто синхронизации или закона «5-ти процентов».
Методы исследования:
Поисковый и социологический опрос, экспериментальный метод.
Гипотеза:
Стадный инстинкт сопровождает человека на всём жизненном пути. Но бороться со стадным инстинктом и внушаемостью необходимо для развития неповторимой совокупности индивидуальных качеств личности, а, следовательно, здорового социума.
Научная новизна данной работы состоит в том, что я изучала стадный инстинкт на примере закрытого социума и сделала вывод, что проблемы с социализацией подростков являются глобальными для нашего общества и решать их следует безотлагательно.
Практическая значимость: данные настоящего исследования могут быть использованы на уроках обществознания и могут помочь старшеклассникам задуматься о плюсах своей индивидуальности и успешной социализации.
Попробуйте ответить на вопрос: считаете ли вы себя независимым ни отчего? Если да, то могу вас разочаровать, ваша зависимость уже заложена на уровне инстинктов.
2.1. Определение понятий «инстинкт», «стадный инстинкт»
Инстинкт – это совокупность врожденных тенденций и стремлений, выражающихся в форме сложного автоматического поведения.
Инстинкт стадности – наблюдаемая у многих видов животных потребность жить в крупных структурированных группах (стадо, стая, орда).
По В.Троттеру (английский социальный психолог и хирург) – желание человека присоединяться к определённым группировкам и социальным группам, их вождям и подражать их поведению.
Если в мирно пасущемся табуне лошадей испугать 5% особей и «пустить их в бегство», то весь остальной табун сорвется с места; если даже 5% светлячков случайно синхронно вспыхнут, то тут же будет вспышка целого луга. Данная особенность проявляется и у людей.
Дабы избежать обвинений в скрытой рекламе, приведу пример без ссылок на производителя и марку. Одна весьма известная компания готовилась «выбросить» в продажу новый смартфон. Когда отгремели рекламные ролики, была названа точная дата появления новинки на прилавках. И вот в означенный день люди вышли из домов и увидели у салонов мобильной связи огромные очереди. На вопрос что, собственно, собираются продавать, люди в очереди крутили пальцем у виска. «Ну, ты даешь! Смартфон Х, конечно же!» В тот же день смартфоны были сметены с прилавков подчистую. Люди, сформировавшие очередь, были не покупателями, а наемными «рекламными стендами». Их задача была проста: стоять в очереди и говорить, что продают. Остальное оставалось за стадным инстинктом. И он сработал на «отлично».
А теперь давайте вернемся к начальному эпизоду с крушением самолета в Конго. Из двадцати девяти человек, находившихся на борту самолета, выжил только один пассажир. Остальные поддались панике и погибли.
Все эти действия можно объяснить понятием авто синхронизации. Впервые это явление было замечено в древнем Египте. Суть такова – если в какой-то общности 5% процентов совершают одновременно определенное действие – остальное большинство начинает повторять. (Теория так же может называться ДОТУ - Достаточно общая теория управления).
В данном случае автоматически срабатывает стадный инстинкт, и на подсознательном уровне человек начинает делать то, что выполняет 5% демонстраторов. Даже если нам не понравилось выступление какого-либо докладчика или артиста, мы машинально рукоплещем им из-за аплодисментов зала. Подобное явление охватывает множество аспектов жизнедеятельности человека.
Чтобы узнать, как чувство стадности влияет на них, я провела социальный эксперимент с учащимися 9-10 классов.
Я пригласила 5 подростков в учебный класс и показала им две карточки. На первой карточке три линии разной длины – линия 1, линия 2 и линия 3, на второй карточке – одна линия. (Приложение № 1). Ребятам было предложено назвать номер самой длинной линии. Однако один из учеников не знал, что остальные были заранее предупреждены и называли номер неверной линии. То есть их попросили отвечать неправильно. В результате испытуемый, поддавшись мнению толпы, тоже назвал номер неверно.
В поведении этого молодого человека нет ничего необычного: из 5 молодых людей, проходивших этот тест, трое ответили неверно. Они раз за разом повторяли то же, что говорили их товарищи. У них просто не хватало мужества сказать: «Группа ошибается. Я не могу объяснить почему, но все эти ребята запутались». Лишь два человека нашли в себе силы и выступили против группы.
Это яркий пример того, что давление сверстников делает с неуверенными людьми, какими в большинстве своем и являются подростки.
Этот эксперимент позволил выявить еще одно интересное качество. Если хотя бы один из предупреждённых учеников назвал линию правильно, вероятность того, что и обследуемый ученик сделает то, что считает правильным, заметно возросла бы. Это означало бы, что, у него есть друг, который будет стоять на его стороне наперекор коллективу. Тогда у него самого тоже добавилось бы мужества. Но когда подросток совсем один, ему очень трудно отстоять свое мнение. Отсюда возникает множество вопросов и проблем. И у самих детей, и у «взрослых» родителей. Необходимо понять всем, что люди сами развивают у себя стадный инстинкт, подчиняясь мнению толпы. Это зачастую относится не только к детям, но и к «взрослым» родителям.
Почему давление мнения большинства оказывает такое сильное влияние в период взросления? Почему подростки так боятся быть отверженными коллективом? Почему они делают то, что им говорят ровесники? Почему им трудно быть независимыми?
В подростковом периоде мы, зачастую, чувствуем себя неуверенно, мы сами себе не нравимся, очень боимся насмешек и того, что друзья нас отвергнут. Наши проблемы кажутся нам и без того слишком серьезными, чтобы осложнять их несогласием с большинством. И мы одеваемся как все, говорим, как все, и все наши идеи становятся такими, как у всех. Мы боимся поднять руку, когда знаем правильный ответ, или выразить свое собственное мнение. Мы стараемся вести себя как можно «безопаснее».
Все эти типы поведения имеют нечто общее: они порождены ощущением неуверенности. Я говорю о боязни быть отвергнутым коллективом, боязни не получить приглашение на вечеринку, боязни не понравиться, потерпеть неудачу… Огромное давление загоняет нас в одинаковые клетки и превращает из человеческих существ в роботов.
Все мы знаем, что вредные привычки подростков являются серьёзной проблемой современного общества. Алкоголизм, табакокурение, наркомания чаще всего случаются, когда не курящему и не пьющему не хватает сил и воли сказать друзьям, предлагающим это попробовать впервые, «нет!» или «Ни за что!». И многие делают это, совершенно точно зная, какие губительные последствия могут быть. «Как все!» - о чём потом многие сожалеют.
Давайте вспомним художественный фильм режиссёра Ролана Быкова «Чучело» о шестикласснице Лене Бессольцевой. Ребята решили прогулять урок и пойти в кино. В наказание за прогул ребятам отменяют поездку в Москву в осенние каникулы, к которой все очень долго и трепетно готовились. Ребята решают найти и наказать виновного, и Лена берет вину на себя, в результате чего становится изгоем. Все ученики объявляют ей бойкот, издеваются над ней при каждом удобном случае и даже несколько раз жестоко избивают. Это яркий пример проявления стадности среди подростков.
В целом можно сделать вывод, что стадный человек, а тем более в подростковом или раннем юношеском периоде, одержим двумя подсознательными страхами: быть изгнанным из стада или оказаться в стаде последним.
Социализация подростков - один из важнейших вопросов современности. Именно в подростковом периоде появляется желание выделить себя среди других, наблюдается критическое отношение к обществу, нормам поведения, то есть в свои права вступает стадия индивидуализации, самоопределения «Мир, и я» и эта стадия характеризуется как промежуточная социализация, так как в характере и мировоззрении подростка всё ещё очень неустойчиво.
«С кем ты?» - вот самый главный вопрос для подростка. То, что ты можешь быть сам по себе, в голове у подростка, которым ещё мощно управляет стадный инстинкт, не укладывается. Другой, значит ты нам враг. И тут приходит вывод: носи крутую одежду, жуй крутую жвачку, имей телефон как у всех, и ты будешь вполне успешен в этом обществе, главное, потреблять всё то, что и члены данного коллектива. Ярче всего это проявляется в подростковом возрасте, когда социализация осуществляется в общении и деятельности. В этом возрастном периоде постигаются азы выстраивания взаимоотношений с социумом и зачастую подростки общаются только с теми, кто разделяет их мнения и увлечения. Необходимо подчеркнуть огромное значение процесса воспитания как семейного, так и в школе в борьбе с формированием стадного инстинкта. Именно этот целенаправленный процесс формирования личности в определённых социальных условиях, поможет усвоить подросткам успешный социальный опыт, приобрести личные качества, необходимые для дальнейшей самореализации в жизни. Именно воспитание создаёт платформу для формирования устойчивых свойств личности с 18 до 25 лет, когда в свои права вступает устойчиво-концептуальная социализация.
Социализация – это освоение различных социальных ролей, а также усвоение этических и культурных ценностей и норм, которое начинается в раннем детстве и продолжается до глубокой старости. Успех процесса социализации зависит от трех основных факторов:
1. Понимания того, что ожидает от тебя окружение в соответствии с правилами общества.
2. Изменения поведения в ответ на эти ожидания.
3. Конформизма, т.е. желания и стремления следовать общественным нормам и правилам.
Уже в самом термине «конформизм» я заметила схожесть со стадным инстинктом. Значит ли это, что более удачно войдет в общество тот, кто последует всем его правилам, и не будет пытаться нарушить привычный ход вещей?
Возникает вопрос: «Получается, лучше всех социализируется тот, у кого наиболее сильно развит стадный инстинкт?»
Для того чтобы это выяснить я провела диагностику: насколько силен стадный инстинкт в подростковом и раннем юношеском периоде, а именно у учеников 8-10-х классов. (Приложение №2, 3)
Мои исследования показали, что стадный инстинкт на нормальном (среднем) уровне показали всего 21,1% опрошенных учеников. (Приложение № 4). Эти люди в большинстве случаев идут за толпой (лидерами), но если это сильно противоречит их желаниям и принципам, то они могут проявить индивидуальность.
Это и есть будущие законопослушные и благополучные члены общества. Эти подростки в будущем станут средним классом и проживут спокойную и размеренную жизнь.
Нужно отметить, что зависимость от чужого мнения заметно ослабевает в старших классах: 40% в 8 классе и 16,7% в 10 классе. (Приложение № 5). Это можно объяснить разными этапами социализации: например, 8 класс- это этап индивидуализации, 9 класс, который находится в периоде переформирования - этап интеграции, а 10 класс – этап адаптации в новом коллективе. Именно в 9 классе у подростков появляется смелость, появляются качества, выделяющие его из толпы, так как наступает время показать себя. В этот момент у обследуемых мною подростков проявляются индивидуальные свойства личности.
В 9 классе больше всего людей готовых идти за коллективом, т.е. конформистов. Они находятся в сплоченном коллективе, внутри которого превалирует дружеская обстановка. Поэтому люди с сильным стадным инстинктом не видят смысла отгораживаться от остальных, или пытаться проявить себя. Они успешно интегрировались.
Но при этом 9 и 10 классы показывают одинаковые результаты проявления сильного стадного инстинкта в момент отбора.
Необходимо подчеркнуть, что в 10 классе больше всего людей со слабым стадным инстинктом. И это связано с тем, что в новом окружении каждый держится обособлено. У них еще трудно выявить лидеров и «стадо».
В целом социализация, проходящая в старших классах, очень важна. В этот период жизни человек решает много значимых вопросов, которые в дальнейшем определят его судьбу. Именно сейчас становится понятно, кто сумеет устроиться в жизни, а кто так и не займет свое место в социуме.
В итоге, опрос показал, что большинство подростков обладают стадным инстинктом на среднем уровне, а значит, успешно социализируются, найдут нормальную работу, заведут семью и станут благополучными членами общества.
А вот те, кто попал в процент людей с сильным стадным инстинктом (32,4 %) (Приложение № 5), находятся в «зоне риска». Они подвержены влиянию больше всего, причем, не только позитивному воздействию, но и негативному. Эти подростки уже сейчас идут за коллективом, абсолютно не думая о себе, своей безопасности, своих интересах. При этом они могут быть активными, постоянно находящимися в курсе событий, модными, но лишь в угоду кому-то. Эти люди - отличные потребители, на них производители и делают большую часть своей прибыли. Причем потребляют они не то что им нужно, а то, что преподносится как товар, помогающий поддержать свой социальный статус.
Но и первая, и вторая группа людей будут делать так, как делают все, то, что делают все, чтобы если не поднять, то хотя бы удержать свой социальный статус. Ведь современный подросток крайне зависим от общественного мнения.
Следует отметить, что современная психология предлагает много способов борьбы со стадным инстинктом*. Каждый человек может корректировать его, овладевая определёнными знаниями:
- необходимо сохранять спокойствие и душевное равновесие в любой жизненной ситуации. Если мы возбуждены или эмоционально перевозбуждены - мы мишень для манипуляторов. Спокойствие – главное оружие против них;
- эмотивные (сенситивные) и экзальтированные характеры обладают высоким уровнем стадного инстинкта. Необходимо четко осознавать сильные и слабые стороны своей личности и работать над ними;
- импульсивность – двигатель стадного инстинкта. Это качество личности появляется ещё до того, как человек успел обдумать свои действия и о котором он очень сожалеет в дальнейшем. Ставьте «ограничители» на такие поступки;
- постоянный анализ своего поведения позволит включить разумный (интеллектуальный) уровень своего поведения, даст свободу выбора, и, следовательно, позволит сознательно управлять течением своей жизни;
- не обязательно быть бунтарём и идти против толпы. Но как важно дать понять людям, что у вас чёткая жизненная позиция и личные предпочтения;
- надо любить себя, уважать себя, достойно, а может быть и как порцию лекарства, воспринимать критику со стороны окружающих. Помните: «Мёртвую собаку не бьют». Если вас критикуют, значит, вы значимы;
- работайте постоянно над вашей самооценкой, её адекватностью;
- занимайтесь интересными делами;
- включайте юмор! Именно это качество делает человека интересным и «душой компании»;
- общайтесь с разными людьми, уважайте их и их мнение, даже если совершенно с ним не согласны;
- свои интересы, интересы своей семьи ставьте превыше всего, не превращая это в эгоцентризм.
Такое поведение не позволит стадному инстинкту возобладать над вами, управляя вашим поведением.
Несколько рекомендаций взрослым*:
- не предъявляйте слишком высоких требований к подростку ни дома, ни в школе;
- уделяйте каждому достаточно внимания;
- всегда владейте информацией об окружении вашего ребёнка;
- не требуйте от него быть первым во всём, это часто приводит к нервным срывам;[1]
- уважайте личность своего ребёнка или ученика, собственным примером научите его этому;
- научите подростка регулировать своё поведение, исключать агрессию в общении, так как именно она осложнит всю его дальнейшую жизнь конфликтами.
Всё это позволит ребёнку в подростковом периоде сформировать правильные поведенческие реакции и не позволит перейти в крайние варианты нормы.
Это поможет ему в процессе социализации делать правильный выбор, формируя собственную «Я - концепцию».
По сути, на ещё формирующуюся и неокрепшую психику подростков оказывается огромное моральное давление социума. Как следствие их сознание, мысли и поступки на 90% определены мыслями и поступками других людей, и они предпочитают быть как все, идти за всеми, а не иметь своей чёткой жизненной позиции и не отстаивать свои интересы.
В ходе своей работы я выяснила, что стадный инстинкт непрерывно сопровождает подростков на данном отрезке их жизненного пути. Мы руководствуемся им в своих поступках и желаниях, действиях и мыслях.
Но, познавая этот удивительный мир, получая разнообразные знания, анализируя буквально лавинообразный поток информации о человеке в разные возрастные периоды его жизни, проблемы, возникающие, в том числе, и в подростковом периоде, мы приходим к выводу, что нерешаемых проблем нет, особенно, когда рядом семья, опытные школьные наставники. ВЫБОР ЕСТЬ ВСЕГДА!
Сейчас мы пока боимся делать его, но мы уже готовы выбирать, учитывая все нюансы, обозначенные в данной работе!
Ведь скоро мы станем полноценными членами социума. Мы уже понимаем, что будем выбирать не просто вещи или продукты, мы будем выбирать своё будущее и будущее нашей страны!
Перефразируя известный политический слоган, я хочу закончить мою работу, обращаясь к ученикам подросткового возраста, словами: «Выбирай правильно, а то проиграешь!»
Приложение 1
Рис.1 Карточки для проведения эксперимента по определению чувства стадности у подростков
Приложение 2
«Насколько силен в вас стадный инстинкт»
А) да Б) нет
2. Все бегут, побежите ли вы?
А) да
Б) нет, я буду стоять на своем месте
В) попробую узнать, что происходит
3. Вы купили новый, дорогой, модный телефон. Почему?
А) потому, что у многих такой телефон и он крутой
Б) в нем много функций
В) старый сломался
4. Вы перестанете носить одежду, если несколько ваших знакомых посмеются над
ней?
А) нет, меня не интересует мнение других
Б) да, я не хочу, чтобы надо мной смеялись
В) я буду носить эту вещь реже
5. Нормально ли вы чувствуете себя в толпе?
А) да, так комфортнее
Б) нет, мне комфортнее одному
В) мне нейтрально
6. Если вас упрекают за что-то, что вы собираетесь сделать, измените ли вы свое
поведение или нарочно будете его продолжать?
А) не изменю
Б) зависит от того, в какой форме об этом сказано
В) если упрек справедлив, то я изменю
7. Считаете ли вы проявлением глупости продолжать настаивать на своем, когда
все вокруг утверждают нечто другое?
А) да Б) нет
8. Правильно говорят, что сама жизнь требует подчиниться тем, кому надо?
А) нет, я не буду никому подчиняться
Б) правильно, мы должны подчиниться более умным, и опытным
людям. Так будет лучше для меня самого
9. Я согласен с тем, что другие люди имеют большое влияние на мои мысли и
поступки
А) да, эти люди помогают мне принять решение
Б) нет, я сам думаю и знаю, что мне делать
В) я не знаю
Приложение 3
Вопросы | 8 кл | 9а кл | 9б кл | 10 кл |
У вас самостоятельная работа. Вы учили тему, но у ваших друзей есть верные ответы. Воспользуетесь ли вы ответами? да | 12 | 23 | 8 | 5 |
нет | 3 | - | 13 | 7 |
Все бегут, побежите ли вы? | ||||
да | 2 | 7 | 3 | 1 |
нет, я буду стоять на своем месте | 1 | 2 | - | 2 |
попробую узнать, что происходит | 12 | 14 | 18 | 9 |
Вы купили новый, дорогой, модный телефон. Почему? | ||||
потому, что у многих такой телефон и он крутой | - | 4 | - | - |
в нем много функций | 5 | 6 | 6 | 5 |
старый сломался | 10 | 13 | 15 | 7 |
Вы перестанете носить одежду, если несколько ваших знакомых посмеется над ней? | ||||
нет, меня не интересует мнение других | 7 | 11 | 17 | 10 |
да, я не хочу, чтобы надо мной смеялись | 3 | 3 | 1 | 1 |
я буду носить эту вещь реже | 5 | 9 | 3 | 1 |
Вы перестанете носить одежду, если несколько ваших знакомых посмеется над ней? | ||||
нет, меня не интересует мнение других | 8 | 7 | 8 | 4 |
да, я не хочу, чтобы надо мной смеялись | 3 | 5 | 1 | 3 |
я буду носить эту вещь реже | 4 | 11 | 12 | 5 |
Если вас упрекают за что-то, что вы собираетесь сделать: измените свое поведение или нарочно будете его продолжать? | ||||
не изменю | 2 | 2 | 4 | - |
зависит от того, в какой форме об этом сказано | 4 | 12 | 12 | 3 |
если упрек справедлив, то я изменю | 9 | 9 | 5 | 9 |
Считаете ли вы проявлением глупости продолжать настаивать на своем, когда все вокруг утверждают нечто другое? | ||||
да | 8 | 6 | 7 | 1 |
нет | 7 | 17 | 14 | 11 |
Правильно говорят, что сама жизнь требует подчиниться тем, кому надо? | ||||
нет, я не буду никому подчиняться | 13 | 17 | 15 | 10 |
правильно, мы должны подчиниться более умным и опытным людям. Так будет лучше для меня самого | 2 | 6 | 6 | 2 |
Я согласен с тем, что другие люди имеют большое влияние на мои мысли и поступки | ||||
да, эти люди помогают мне принять решение | 7 | 9 | 7 | - |
нет, я сам думаю и знаю, что мне делать | 5 | 7 | 13 | 9 |
я не знаю | 3 | 6 | 1 | 3 |
Таблица 1. Результаты анкетирования среди учащихся 8-10-х классов
Приложение 4
Уровень инстинкта | Количество людей | Процентное соотношение |
8 класс | ||
слабый | 4 | 26,7% |
нормальный | 5 | 33,3% |
сильный | 6 | 40% |
всего | 15 | 100% |
9а класс | ||
слабый | 7 | 30,4% |
нормальный | 5 | 21,8% |
сильный | 11 | 47,8% |
всего | 23 | 100% |
9б класс | ||
слабый | 13 | 62,0% |
нормальный | 4 | 19,0% |
сильный | 4 | 19,0% |
всего | 21 | 100% |
10 класс | ||
слабый | 9 | 75% |
нормальный | 1 | 8,3% |
сильный | 2 | 16,7% |
всего | 12 | 100% |
Общий результат | ||
слабый | 33 | 46,5% |
нормальный | 15 | 21,1% |
сильный | 23 | 32,4% |
всего | 71 | 100% |
Таблица 2. Процентное соотношение по уровню стадного
инстинкта среди учащихся 8-10-х классов
Приложение 5
Диаграмма 1 Сравнение распределения по уровню стадного
инстинкта среди учащихся по классам
Диаграмма 2 Распределение учеников 8-10-х классов по уровню
инстинкта в процентном соотношении
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Три коробки с орехами
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Груз обид