«Наука в Подмосковье» – новый формат привычных кружков,
региональный проект развития дополнительного образования.
Цель проекта: выявление и раскрытие талантов в сфере науки и технологий, удовлетворение спроса жителей Подмосковья на современное качественное дополнительное образование.
Задачи проекта: увеличение охвата детей в возрасте 5-18 лет. Поддержка современных форм дополнительного образования. Обеспечение связи образования с наукой и. производством. Стимулирование интереса к инновациям и техническому творчеству.
Оператором проекта является — «Областной центр развития дополнительного образования и патриотического воспитания детей и молодежи», подробную информацию можно найти на сайте https://mosoblcenter.edumsko.ru/
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_o_detskom_obedinenii_dopolnitelnogo_obrazovaniya.pdf | 1.34 МБ |
udostoverenie_o_kpk.pdf | 692.06 КБ |
diplom.pdf | 292 КБ |
scan.pdf | 294.58 КБ |
programma_ekomir.doc | 272.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Константиновская основная общеобразовательная школа»
Сергиево-Посадского муниципального района Московской области
ПРИНЯТО На заседании Педагогического совета Протокол № 1 от 28.08.2018 года | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Константиновская ООШ» _________________ С.П.Дементьева Приказ № 85/1 от 29.08.2018 года |
Дополнительная общеразвивающая программа «ЭкоМир»
Направленность программы: естественнонаучная
Уровень программы: базовый
Возраст учащихся: 11-16 лет
Срок реализации программы: 4 года
Автор-составитель программы:
Сазанакова Елена Васильевна
Учитель начальных классов
с.Константиново, 2018
Пояснительная записка
Нормативно – правовой базой для составления программы послужили следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014г., № 41, СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экомир» относится к программам естественнонаучной направленности.
Программа направлена на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья.
Детство – становление личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей школьного возраста. Формирование личностной культуры детей школьного возраста основывается на четырех сферах.
• природа
• рукотворный мир человека
• отношение к общественной жизни
• человек и его собственная жизнь
Село Константиново живописное место, вокруг леса, богатые растительным и животным миром, прекрасные луга с разнотравьем. Исходя, из всего этого, в ОУ организована работа по программе «Экомир». Программа нацелена на развитие у школьников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка, на познавательную его деятельность. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность школьников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.
Педагогическая целесообразность программы заключается в дополнении и расширении знаний по экологии, полученных в школе и формирование элементарных навыков изучения природы, через проектную деятельность. При определении педагогической целесообразности в основу были положены следующие концепции и подходы: совокупность идей о дополнительном образовании детей как средстве творческого развития, концепция развития дополнительного образования в образовательной учреждении, концепция развития школьников в личностно-ориентированном учебно-воспитательном процессе, идеи формирование у школьников ответственного отношения к природной среде, совокупность идей о единстве учебной и неучебной деятельности в подготовке детей безопасному поведению в природной среде, совокупность идей о развитии дополнительного образования в России, концепция государственного управления развитием системы образования.
Актуальность программы в том, что в настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы. Рост промышленности, нерациональное использование природных ресурсов и многое другое, ведет к гибели природы, а значит и человечества. Основным из решений данной проблемы является воспитание «нового» человека, становление экологической культуры личности и общества. В развивающей системе непрерывного экологического образования все более весомую роль стало играть дополнительное образование. Экологическое образование направлено на формирование у человека гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Оно должно помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования.
В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий.
Личностно ориентированное обучение призвано обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого.
Метод проектов как технология прекрасно решает многие задачи, именно поэтому его актуальность не снижается уже многие годы.
Цель программы: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человечества.
Задачи:
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Ценностными ориентирами содержания данной программы являются:
Отличительной особенностью данной программы является организация жизнедеятельности подросткового коллектива как исследовательской команды, где каждый из обучающихся занимался своим проектом, и в тоже время работал на общий результат группы.
2. Календарный учебный график.
Начало учебного года – основной прием обучающихся идет с 1 по 30 сентября. Занятия начинаются по мере комплектования группы, но не позднее 1 октября.
Окончание учебного года – 31 мая
Продолжительность учебного года: 34 недели.
Продолжительность учебной недели – 5 дней.
Продолжительность занятий – 45 минут.
Перерывы между занятиями – не менее 10 минут.
Сроки проведения промежуточной аттестации: с 15 по 30 мая.
Промежуточная аттестация может проводиться в следующих формах:
3. Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экомир».
№п/п | Раздел | Теория | Практика | Итого |
«Введение» | 1 | 1 | 2 | |
«Знакомство с простейшими исследовательскими методиками» | 2 | 5 | 7 | |
«Природа – наш чудесный дом» | 20 | 32 | 52 | |
«Экология нашей местности» | 6 | 15 | 21 | |
«Я и мир вокруг» | 10 | 16 | 26 | |
«Экологические проекты» | 3 | 3 | 6 | |
«Наше творчество» | 3 | 3 | 6 | |
ИТОГО: | 45 | 75 | 120 |
4. Организационно-педагогические условия реализации программы
Для успешной реализации программы обучающимся гарантируется соблюдение их прав на образование, охрану здоровья, отдых и досуг; предоставление возможности высказывать свое мнение о качестве образовательного процесса; обеспечение возможности участия в социально-творческой деятельности, в том числе в реализации проектов, имеющих важное общественное значение; гарантируется физическая и психологическая безопасность обучающихся.
Материально-технические ресурсы. Для реализации программы в Учреждении имеются необходимые материально-технические условия. Материально-технические условия позволяют соблюдать санитарно-гигиенические нормы образовательного процесса. Соблюдаются санитарно-бытовые условия, требования пожарной и электробезопасности, требования охраны труда.
Ресурсы | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Информационные ресурсы | Энциклопедии, справочники-определители. Видеофильмы по курсу. |
Наглядные материалы | Изобразительные наглядные пособия – таблицы. |
Технические средства | Персональный компьютер. |
5.Рабочая программа педагога
Программа предназначена для детей среднего школьного возраста. Продолжительность реализации программы – 4 год.
Курс рассчитан на 120 часов (в т.ч. теория – 45 часов, практика – 75 часов), из расчёта 1 час в неделю.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества
Наряду с теоретическими знаниями большое внимание уделяется проектной работе, а также большое внимание уделяется практическим, исследовательским работам.
Формы и методы обучения. В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.
Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.
Основными критериями оценки эффективности реализации дополнительной образовательной программы являются:
•мотивационно-ценностный критерий (отношение к природе и осуществление научно-исследовательских работ);
•информационный критерий (степень сформированности знаний о природе);
•инструментальный критерий (степень сформированности умений и навыков проектной деятельности);
•деятельностный критерий (участие в конкурсах, научно-практических конференциях, фестивалях и т.д.
Подведение итогов работы проходит в форме общественной презентации (выставка сочинений, рисунков, мини-проектов, конкурс, конференция, выставки фотографий, компьютерная презентация результатов работы юных экологов).
Расписание занятий ДТО по дополнительной общеразвивающей программе «Экомир»:
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ |
16.15-17.00 | 16.15-17.00 | 16.15-17.00 | 16.15-17.00 | 16.15-17.00 |
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
Общее | Теория | Практика | ||
Раздел №1 «Введение» | ||||
Организационное занятие. Выбор актива кружка. Составление плана работы. | 1 | 1 | ||
Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. | 1 | 1 | ||
Раздел №2 «Знакомство с простейшими исследовательскими методиками» | ||||
Изучение простейших методик исследовательской работы в природе. | 1 | 1 | ||
Выход в природу «Изучение антропогенного влияния на природное окружение». Оформление результатов: письменный отчет. Подведение итогов. | 2 | 2 | ||
Осенние явления в жизни растений и животных, как результат приспособленности к изменениям условий среды. | 1 | 1 | ||
Сбор коллекций, гербариев «Осенние явления в природе» | 1 | 1 | ||
«Угадай гриб» | 1 | 1 | ||
Оформление результатов экскурсии. | 1 | 1 | ||
Раздел № 3 «Природа – наш чудесный дом» | ||||
Многообразие природы. Связи между живой и неживой природой. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Как человек связан с природой. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Наблюдения за сезонными изменениями в природе. | 1 | 1 | ||
Редкие и исчезающие растения края. | 1 | 1 | ||
Роль растений в жизни человека. | 1 | 1 | ||
Лесные ягоды полезные и ядовитые. | 1 | 1 | ||
«Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты» | 1 | 1 | ||
Деревья нашего края. | 1 | 1 | ||
Хвойные и лиственные деревья. | 1 | 1 | ||
Роль деревьев в жизни людей и животных. | 1 | 1 | ||
«Вырастим цветы мы сами к празднику любимой мамы» | 1 | 1 | ||
Вырасти своё деревце. | 1 | 1 | ||
Комнатные растения в квартире. | 1 | 1 | ||
Зелёный мир на подоконнике. | 1 | 1 | ||
«Живи, ёлочка!» | 1 | 1 | ||
Пищевые и лекарственные растения родного края и нашего района. | 1 | 1 | ||
Водные растения. | 1 | 1 | ||
Народные рецепты, собранные у местного населения. | 1 | 1 | ||
Редкие и охраняемые растения. | 1 | 1 | ||
Братья наши меньшие. | 1 | 1 | ||
Роль животных в жизни природы и человека. | 1 | 1 | ||
«Кормушка» | 1 | 1 | ||
Животные на суше и в воде | 1 | 1 | ||
Животный мир нашего края. | 1 | 1 | ||
Млекопитающие нашего края. | 1 | 1 | ||
Отличие и сходство животных и растений. | 1 | 1 | ||
Насекомые нашего края. Общественные насекомые: пчелы, муравьи. | 1 | 1 | ||
«Муравейник и его обитатели». | 1 | 1 | ||
Насекомые вредители сельского хозяйства. | 1 | 1 | ||
Водные беспозвоночные нашего края. | 1 | 1 | ||
Рыбы. Экология рыб. | 1 | 1 | ||
Рыбы родного края. | 1 | 1 | ||
Птицы родного края. | 1 | 1 | ||
Перелетные птицы и их экология. | 1 | 1 | ||
Зимующие птицы нашего края. | 1 | 1 | ||
Значение птиц для человека. | 1 | 1 | ||
«Лекарственные животные» | 1 | 1 | ||
Среды обитания животных. | 1 | 1 | ||
Причины сокращения численности растений и животных, необходимые меры их охраны. | 1 | 1 | ||
Редкие и охраняемые животные нашего края. | 1 | 1 | ||
Сбор информации в Интернете «Красная книга Свердловской области». | 1 | 1 | ||
Помощь школьников животным в зимнее время. | 1 | 1 | ||
Помоги птицам зимой. | 2 | 1 | 1 | |
Экологические игры. | 2 | 2 | ||
Подготовка и выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету». | 2 | 2 | ||
Изготовление поделок из природного материала. | 2 | 2 | ||
Составление ребусов, кроссвордов «Животные и растения Свердловской области». | 2 | 1 | 1 | |
Раздел №4 «Экология нашей местности» | ||||
Экологические проблемы нашей местности. | 1 | 1 | ||
Понятие «родной край» | 1 | 1 | ||
Основные источники загрязнения окружающей среды. | 1 | 1 | ||
Охрана окружающей среды: воздуха, почвы. | 1 | 1 | ||
Охрана окружающей среды: воды | 1 | 1 | ||
Отбор проб воды и определения общих показателей воды. | 2 | 2 | ||
Вода – источник жизни. | 1 | 1 | ||
О воде в народном творчестве | 1 | 1 | ||
Богатства нашего родного края. | 1 | 1 | ||
Обеспеченность природными ресурсами. | 2 | 1 | ||
Подготовка и проведение экологического турнира. | 3 | 1 | 2 | |
Родной край сегодня, перспективы его развития. | 2 | 1 | 1 | |
Посещение предприятия села | 3 | 3 | ||
Оформление результатов экскурсии. | 1 | 1 | ||
Раздел № 5 «Я и мир вокруг» | ||||
Фенологические наблюдения «Зима – покой природы» | 1 | 1 | ||
Сезонные изменения в природе. | 1 | 1 | ||
«Моя синичка в надёжных руках». | 1 | 1 | ||
Чудеса и тайны природы. | 1 | 1 | ||
Вода и жизнь. | 1 | 1 | ||
Значение воды для живых организмов. | 1 | 1 | ||
Причины загрязнения воды. | 1 | 1 | ||
Дефицит воды и ее экономия. | 1 | 1 | ||
Путешествие за капелькой воды. | 1 | 1 | ||
Круговорот воды в природе. | 1 | 1 | ||
Необходимость бережного отношения к природе. | 1 | 1 | ||
Домашние питомцы в моей семье. | 3 | 1 | 2 | |
Акция «Мы в ответе за тех, кого приручили». | 1 | 1 | ||
Анти – мусор. | 1 | 1 | ||
Фенологические наблюдения «Весна – пробуждение природы» | 2 | 2 | ||
«Природа глазами художников» | 2 | 1 | 1 | |
«Наша школа – цветущий сад» | 1 | 1 | ||
Фенологические наблюдения «Весна в нашем крае» | 1 | 1 | ||
На лесных проталинках (о первоцветах) | 1 | 1 | ||
SOS- мастерская | 1 | 1 | ||
Подготовка агитбригады: «Экомир» | 1 | 1 | ||
Агитбригада | 1 | 1 | ||
Раздел № 6 «Экологические проекты» | ||||
Структура и содержание экологического проекта. | 1 | 1 | ||
Заповеди чистого села. | 1 | 1 | ||
Требования к оформлению и реализации проекта. Формы защиты проектов. | 1 | 1 | ||
Проектная деятельность. | 1 | 1 | ||
Работа над экологическими проектами. | 1 | 1 | ||
Презентация и защита проектов. | 1 | 1 | ||
Раздел № 7 «Наше творчество» | ||||
«Наша школа – цветущий сад» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
«По тропинкам родного края» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
«Природа родного края» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Подготовка к агитбригаде | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Агитбригада: «В защиту природы» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Итоговое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Итого: | 120 | 45 | 75 |
Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Экомир»
Раздел №1 «Введение» (2 часа).
Организационное занятие. Выбор актива кружка. Составление плана работы. Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом.
Раздел №2 «Знакомство с простейшими исследовательскими методиками» (7 часов).
Изучение простейших методик исследовательской работы в природе. Выход в природу «Изучение антропогенного влияния на природное окружение». Осенние явления в жизни растений и животных, как результат приспособленности к изменениям условий среды. Сбор коллекций, гербариев «Осенние явления в природе». «Угадай гриб». Оформление результатов экскурсии.
Раздел №3 « Природа – наш чудесный дом» (52 часа).
Многообразие природы. Связи между живой и неживой природой. Как человек связан с природой. Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Редкие и исчезающие растения края. Роль растений в жизни человека. Лесные ягоды полезные и ядовитые. «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты». Деревья нашего края. Хвойные и лиственные деревья. Роль деревьев в жизни людей и животных. «Вырастим цветы мы сами к празднику любимой мамы». Вырасти своё деревце. Комнатные растения в квартире. Зелёный мир на подоконнике. «Живи, ёлочка!». Пищевые и лекарственные растения родного края и нашего района. Водные растения. Народные рецепты, собранные у местного населения. Редкие и охраняемые растения. Братья наши меньшие. Роль животных в жизни природы и человека. «Кормушка». Животные на суше и в воде. Животный мир нашего края. Млекопитающие нашего края. Отличие и сходство животных и растений. Насекомые нашего края. Общественные насекомые: пчелы, муравьи. «Муравейник и его обитатели». Насекомые вредители сельского хозяйства. Водные беспозвоночные нашего края. Рыбы. Экология рыб. Рыбы родного края. Птицы родного края. Перелетные птицы и их экология. Зимующие птицы нашего края. Значение птиц для человека. «Лекарственные животные» Среды обитания животных. Причины сокращения численности растений и животных, необходимые меры их охраны. Редкие и охраняемые животные нашего края. Сбор информации в Интернете «Красная книга Свердловской области». Помощь школьников животным в зимнее время. Помоги птицам зимой. Экологические игры. Подготовка и выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету». Изготовление поделок из природного материала. Составление ребусов, кроссвордов «Животные и растения Свердловской области».
Раздел №4 «Экология нашей местности» (21 час).
Экологические проблемы нашей местности. Понятие «родной край». Основные источники загрязнения окружающей среды. Охрана окружающей среды: воздуха, почвы. Охрана окружающей среды: воды. Отбор проб воды и определения общих показателей воды. Вода – источник жизни. О воде в народном творчестве. Богатства нашего родного края. Обеспеченность природными ресурсами. Подготовка к экологическому турниру. Проведение экологического турнира. Родной край сегодня, перспективы его развития. Посещение предприятия села. Оформление результатов экскурсии.
Раздел №5 «Я и мир вокруг» (26 часов).
Фенологические наблюдения «Зима – покой природы» Сезонные изменения в природе. «Моя синичка в надёжных руках». Чудеса и тайны природы. Вода и жизнь. Значение воды для живых организмов. Причины загрязнения воды. Дефицит воды и ее экономия. Путешествие за капелькой воды. Круговорот воды в природе. Необходимость бережного отношения к природе. Домашние питомцы в моей семье. Акция «Мы в ответе за тех, кого приручили». Анти – мусор. Фенологические наблюдения «Весна – пробуждение природы». «Природа глазами художников». «Наша школа – цветущий сад». Фенологические наблюдения «Весна в нашем крае». На лесных проталинках (о первоцветах). SOS- мастерская. Подготовка агитбригады: «Экомир». Выступление агитбригады.
Раздел №6 «Экологические проекты» (6 часов).
Структура и содержание экологического проекта. Заповеди чистого села. Требования к оформлению и реализации проекта. Формы защиты проектов. Проектная деятельность. Работа над экологическими проектами. Презентация и защита проектов.
Раздел №7 «Наше творчество» (6 часов).
«Наша школа – цветущий сад». «По тропинкам родного края». «Природа родного края». Подготовка к агитбригаде. Агитбригада: «В защиту природы». Итоговое занятие.
6.Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы «Экомир»
В результате обучения по программе обучающиеся будут:
– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– проявлять интерес к познанию мира природы;
– осознавать место и роли человека в биосфере;
– понимать необходимость заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки, осуществлять поиск информации при выполнении заданий;
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку;
– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.
.В результате реализации программы обучающиеся должны:
7. Методическое обеспечение программы
7.1. Методика проведения фенологических наблюдений с обучающимися (Е.В.Григорьева «Методика преподавания естествознания», 2008г)
Сезонные изменения в жизни растений и животных (распускание листьев, листопад, прилет и отлет птиц и т. п.) называют фенологическими явлениями.
Очень важно познакомить детей с правилами проведения наблюдений, выработать у них первоначальные умения по отбору объектов и фиксации результатов наблюдений.
На педагогическую ценность учета сезонных изменений в природе при работе с младшими школьниками указывал еще К. Д. Ушинский: «Если учение не хочет быть сухим, отвлеченным и односторонним, а стремится к тому, чтобы развивать дитя во всей его гармоничной природной целостности, то не должно никогда терять из вида места и времени… Я не нахожу… лучшего средства как взять предметом для чтений и бесед ту местность, которая окружает дитя и то время года, когда учение происходит, чтобы впечатления… были в ребенке живы и могли быть проверены его собственным опытом и чувствами».
Большое значение проведению фенонаблюдений придавал А. Я. Герд. Он писал: «Весной дети делают ежедневные наблюдения над пробуждающейся растительностью, развитием почки, прилетом птиц, осенью – над увяданием цветов, изменениями цвета листвы, созреванием плодов, над муравьиной кучей или пчелиным ульем и пр.».
В начале XX века методику проведения школьных фенологических наблюдений разрабатывал Д. Н. Кайгородов. «…Если вы отметили день вскрытия местной реки (пруда, озера), вы произвели уже фенологическое наблюдение. Если вы отметили день, когда впервые закуковала кукушка, запел жаворонок, появились первые ласточки…, зазеленела береза,…прошла первая весенняя гроза, покрылась льдом река… – вы произвели уже целый ряд фенологических наблюдений», – писал он в книге «О школьных фенологических наблюдениях».
И. И. Полянский считал, что если проводить такие наблюдения из года в год, то они «…в конце концов втягивают наблюдателя, обращаются в потребность… Сближая с окружающей природой, они весьма ценны и тем, что… заставляют внимательно всматриваться в окружающее, предвидеть,… какое явление следует ожидать в ближайшую очередь…Изучение последовательности и связи явлений дает возможность предвидения. Например, весенний прилет черных стрижей почти безошибочно указывает на приближение теплого воздушного течения…».
Фенологические наблюдения содержат много ценных педагогических элементов, дают простор исследовательской работе. Их проведение помогает развитию внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления детей – качеств, необходимых при изучении естественных наук.
Для организации наблюдений за сезонными явлениями в природе педагогу нужно знать основные правила их проведения.
1. Выберите постоянный участок для наблюдений. Он должен быть расположен недалеко от ОУ или от места жительства детей. При сравнении наблюдений помните, что в разных частях населенного пункта микроклимат разный. Поэтому одни и те же фенологические явления (например, зацветание черемухи) могут наблюдаться в разное время в центре и на окраине, в южной и северной части населенного пункта.
2. Выбранный участок по своему рельефу и составу растительности должен быть характерным для окружающей местности. Наметьте несколько видов деревьев и кустарников, растущих по соседству друг с другом и в достаточном количестве. Попытайтесь подметить, как сказываются на сроках сезонных изменений условия, в которых находятся растения (освещенность солнцем, возвышенный или низменный участок), и их возраст.
3. Определите названия деревьев, кустарников и травянистых растений вашего участка. Это могут быть: тополь черный, клен остролистный, береза повислая, ива ломкая, сосна обыкновенная, бузина красная, жимолость татарская, шиповник майский, лапчатка гусиная, клевер луговой и другие распространенные растения. По каждому виду ведите отдельные записи.
4. Проводите наблюдения весной ежедневно, летом и осенью 2–3 раза в неделю. Помните, что качество наблюдений зависит от их частоты.
5. Наблюдение за насекомыми, птицами и другими животными проводите в полной тишине. Не берите животных в руки. Помните, что нельзя наблюдать жизнь любого организма вне условий его существования.
6. Наступление того или иного фенологического явления соотносите с погодой, состоянием водоемов, почвы. Это поможет вам установить закономерности в развитии неживой и живой природы.
7. Все записи происходящих в природе явлений делайте в тот же день. В противном случае вы можете забыть точную дату их наступления.
8. Проводить летние наблюдения дети могут вместе с родителями или во время отдыха в оздоровительном лагере.
7.2. Методические рекомендации по проведению экологических игр
Цели использования игр экологической направленности:
Игра «Волшебный мир природы»
Тип игры: словесно - дидактическая
Цель игры - воспитание эмоционально положительного отношения к природе, умение видеть прекрасное
ТСО: Музыкальное оборудование, записи со звуками природы
Ход игры:
Педагог предлагает детям закончить предложения, предварительно разделив их на две группы.
Когда я окунаю руку в прозрачную чистую реку, я чувствую……..
Сегодня солнце светит так ярко и напоминает мне…………….…..
Капли дождя барабанят по окну, словно……………
Когда я думаю о море, я вспоминаю ………………………
Эти белые и пушистые облака напоминают………………
Я бегу босиком по траве и мои ноги ощущают…………..
Я дотрагиваюсь до ствола мощной раскидистой сосны и чувствую ………….
Этот прекрасная белая лилия напоминает мне ……………….
Это огромное дерево похоже на ……………………….
Во время выполнения задания включите спокойную приятную музыку или записи звуков природы.
Пусть дети одной группы читают только ту часть предложения, которую они придумали, а дети второй группы угадывают начало предложения.
Затем предложите детям нарисовать наиболее понравившийся образ. После этого каждый показывает свой рисунок, а остальные догадываются. Итогом игры служит выбор самого красивого рисунка и мини-выставка «Волшебный мир природы»
Игра «Опиши цветок»
Тип игры: словесно – дидактическая
Цель игры: развитие образного мышления, речи, закрепление знаний о цветковых растениях.
Методический материал: карточки с изображением цветов
Детям раздаются картинки с изображением различных цветов. По очереди каждый ребенок выходит и начинает описывать свой цветок (где растет, какого цвета, какой формы, как пахнет и т. д.). Остальные угадывают. Побеждает тот, кто лучше всех опишет свой цветок.
Игра «Белки и деревья»
Тип игры – подвижная.
Цель игры – показать важность сохранения деревьев в лесу.
Оборудование: стулья
Разделите детей на 3-4 группы по несколько человек. Каждая из групп – это семья белок. Каждая семья имеет своё дерево – это стул. Наступает день и все белки уходят на прогулку и добычу припасов. Включается музыка и все дети веселятся под музыку. Но в это время приходит охотник и срубает дерево (ведущий забирает стул). Наступает вечер, все белки должны вернуться домой. Но одной семье некуда вернуться, ведь одно дерево может вместить только одну семью белок. Эти белки должны уйти из леса (дети покидают игру). Игра заканчивается, когда все дети выходят из игры.
Игра «Найди себе корм»
Тип игры: предметная
Цель игры: закрепит знания о способах питания различных животных.
Методический материал:
Ход игры:
На столе раскладываются карточки с кормом, детям раздаются картинки с изображением животных. Каждый ребенок на время игры превращается в какое либо животное. Его цель – добыть пропитание. По команде ведущего дети «выходят на охоту» - начинают выбирать себе корм. На выполнение задания дается определенное время. После этого все дети встают вместе с ведущим в круг и выслушивают каждого обучающегося, вместе решают, выжил ли он.
Игра «Экологическая пирамида»
Тип игры: сюжетная
Цель игры: закрепить знания о пищевых цепочках.
Методический материал: изображение экологической пирамиды
Ход игры: Для игры потребуется 11 человек.
Ведущий распределяет роли: один ребенок – солнце, шесть детей встают в ряд, они изображают травку, трое детей – это зайчики, они встают вторым рядом, ещё один ребенок встает за спиной у зайцев, это волк.
Солнце дает энергию травке. Ребенок «солнце» раздает травкам энергию – это могут быть конфетки, печенье (по 2 штуки). Травка должна съесть энергию, но так как часть травки съедят зайцы, то съедают только по одной конфетке, а вторую отдают зайцам. Таким образом, у зайцев также получается по две конфеты. Зайцы съедают по одной конфете, вторую отдают волку. Так как волк – крупное животное, ему надо много энергии – поэтому у него три конфеты.
Так дети наглядно получат информацию о потерях энергии в пищевой пирамиде.
А теперь повторите игру, только пусть зайцы покинут её. Станет ли волк есть травку? Нет, таким образом, он останется без конфет, то есть без еды. Или можно проиграть без линии травы. Будет ли заяц питаться солнечной энергией? Так дети получат представление о важности каждого звена в пищевой пирамиде.
В представленном примере использована простейшая пищевая цепь леса. Можно проиграть и на примере луга (трава-мышь-коршун), реки (водоросль- рачок - мелкая рыба - хищная рыба), океана, и любой другой экосистемы.
Игра «Вода и почва»
Тип игры: сюжетная
Цель игры: закрепить знания о свойствах разных типов почв.
Ход игры: В игре участвуют 10-12 человек. Предложите детям разделиться на две группы. Пусть одни дети – это почва, другие – вода.
Теперь попросите детей сделать вывод. Где вода, легко, не задерживаясь, проходит сквозь почву? Где будет стоять на поверхности? А где самый оптимальный вариант? Какая почва самая благоприятная для растений? Дети с легкостью дадут ответ на эти вопросы.
Игра «Строение и опыление цветка»
Тип игры: сюжетная
Цель игры: наглядно показать процесс опыления цветка
Ход игры: В игре могут участвовать от 9 до 15 детей. Предложите детям создать модель цветка. Пусть это будет, например, цветок яблони. Первый ребенок изображает пестик и рыльце. Он будет стоять с поднятыми руками ладошками вверх. Второй ребенок сядет перед ним на корточки – это завязь. Трое-пятеро ребят встанут вокруг них с поднятыми вверх кулачками – это тычинки. Остальные дети встанут вокруг них, взявшись за руки – это лепестки.
Итак, подул легкий ветерок, и наши тычинки закачались, разжали свои кулачки - пыльцевые мешочки и коснулись ладошками рыльца - отдали ему свою пыльцу. (Лепесточки в это время могут медленно кружиться в хороводе под легкую музыку). После этого тычинки опускают руки – они сделали своё дело. Столбик проводит руками вдоль тела и касается завязи (ребенка, сидящего перед ним на корточках). Он передал ему пыльцу. Завязь начинает расти – ребенок медленно встает. Лепесточки отходят – опадают. Все, процесс опыления закончен! Игра занимает несколько минут, но очень наглядно демонстрирует процесс опыления, который многим детям кажется скучным и непонятным.
Игра «Больше всего я похож на…..»
Тип игры: игра-тренинг
Цель игры: скорректировать отношение детей к животным, традиционно считающимися «неприятными».
Методический материал: Таблички для ответов на вопросы
По данным социологических исследований, у большинства людей такие животные, как жаба, змея, червяк, таракан и т. д. вызываю неприязнь и даже отвращение. Для того, чтобы привить детям мысль, что всякое животное важно, нужно и имеет право на существование и придумана эта игровая методика.
Сначала спросите у детей, каких животных они больше всего не любят. Ответы запишите на доске. Затем предложите им таблички (приложение 2), в которых перечислены «неприятные животные» и простые вопросы – утверждения. Если ребенок согласен что данное утверждение подходит данному животному, ставит «+». В конце таблицы на те же вопросы ребенок отвечает про себя.
После выполнения задания пусть каждый ребенок ответит на вопросы:
Игра «По страницам Красной книги»
Тип игры – словесная
Цель игры: развитие внимания, наблюдательности, воображения. Закрепление знаний о растениях и животных Красной книги.
Методический материал: Красная книга
Игру лучше всего провести после занятия, посвященного Красной книге.
Педагог выбирает любое растение (животное, рыбу, гриб) из Красной книги. Предлагает детям нарисовать секретное растение. Начинает подробно описывать внешний вид. Дети рисуют со слов учителя. Потом сравнивают свои рисунки. После этого учитель дает детям Красную книгу, чтобы дети сами нашли это растение.
Литература и электронные образовательные ресурсы:
Для педагога:
1. Баринова И.И., Дронов В.П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/ сост. Е.В. Овсянникова- М., «Дрофа», 2009 г.
2. Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001
3. Болотникова Н.В. 2004
Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
4. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Москва, «Дрофа» 2006.
5. Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.
6. Клёнов, А. Малышам о минералах Текст / А. Клёнов. – М.: Педагогика - Пресс, 1993.
7. Красная книга «Среднего Урала»
8. Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей. Текст / М. М. Кларина. – М.: Вита - Пресс, 1995.
9. Кошевой, В. А. и др. География: 6 класс «Мир Земли» Текст /В. А. Кошевой. – М.: Издательский дом «С – ИНФО»; Издательство «Баланс», 1999.
10. Крылов, Г. Растения здоровья Текст / Г. Крылов. – Новосибирск, 1989. Лазаревич, К. С. Физическая география Текст / К. С. Лазаревич. –М.: Московский лицей, 1996.
11. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с. «Юный эколог»
12. Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению Тексты.
13. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
14. Элькин Г.Н. Красная книга России: Чудеса природы / Словарик-справочник школьника. – Спб.: Литера, 2009
Для обучающихся:
1. Веселая география. Агеева И.Д. 2004.
2. Борейко В.Е. Популярный словарь по экологической этике и гуманитарной экологии. Серия «Природоохранная пропаганда», № 22, 2003 г.
3. Глушко О.В. Лесоведение и экология. Программа по экологическому образованию. – М.: ИСАР, 1998 г.
4. Детская энциклопедия. Я познаю мир. – М.: АСТ, 1997 г.
5. Занимательная география, Садчикова О.Г. 2006
6. Торопова Т.К. Тесты. Викторины 5-6 класс. 2009.
7. Энциклопедия растений и животных мира.
Интернет-ресурсы:
http://www.aseko.org/(На сайте представлены русскоязычные ресурсы по экологическому образованию, образованию для решения экологических проблем, образованию для устойчивого развития).
http://www.ecosafe.nw.ru/ (Учебный сайт по теме охраны окружающей среды).
http://shcol778.narod.ru/ (На сайте московской школы N 778 представлена "Копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания).
http://www.edu.yar.ru/russian/misc/eco_page/bank/index.html (Ресурс содержит систематизированные материалы, подготовленные учреждениями экологического образования Ярославской области: информационные страницы, научно-педагогическую и практическую информацию, гипертекстовые учебники др.).
http://www.aseko.spb.ru/index.htm (Ресурс, посвященный развитию экологического образования и концепции "устойчивого развития" в России).
http://members.dencity.com/ecoclub/ (Познавательный сайт, для детей и взрослых; содержит исследования экологии Красноярского края).
http://www.biodat.ru/ - это портал в Интернете, созданный Проектом ГЭФ ""Сохранение биоразнообразия"", для информационной кооперации в сфере охраны живой природы России).
http://www.ecoanalysis.orc.ru (Сборник ресурсов. Анализы воды и почвы. Редкие экологические статьи и ссылки, карты загрязнения).
ttp://www.ecolife.org.ua (Данные по экологии, природопользованию и охране окружающей среды, книги, журналы и статьи, экологическое законодательство, база данных по фондам, рефераты по экологии, ссылки).
http://zelenyshluz.narod.ru/index-2.html (Путеводитель по экологическим ресурсам "Зеленый шлюз").
http://oopt.info/ (Особо охраняемые природные территории России).
http://list.priroda.ru (Каталог Интернет-сайтов о природных ресурсах и экологии).
http://ecoportal.ru/ (ECOportal.ru Вся Экология)
Знакомые следы
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Любимое яичко
Под парусами
Новый снимок Юпитера