Рассмотрев притчу как жанр литературы, мы узнали, что ещё в 19-20 веках, существовали притчи – рассказы, притчи – пьесы, притчи-романы, стихотворения в прозах. Притча из поучительной формы перешла от поучительной формы в обобщенное философское размышление.
Знакомство с притчами полезно в любом возрасте. Каждый человек принимает их в сердце по-своему. Эта тема для многих сокровенна. И взрослые, и дети должны задуматься о смысле жизни, приобщаться к духовным ценностям.
Наша жизнь – это тоже притча, и чтобы понять значение её глубокого смысла, нужно обладать такими качествами как чуткость, воображение, чтение Библии с толкованием, ведь мудрость Иисусовых притч на все времена, и они озаряют светом нашу жизнь.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_na_temu_pritchi_iisusa_hrista.docx | 227.3 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Одинцовская средняя общеобразовательная школа № 17
с углубленным изучением отдельных предметов
II муниципальная научно-просветительская конференция «Россия Православная: история и современность»
Тема исследовательской работы:
«Притчи Иисуса Христа»
Выполнил:
Казмалы Михаил Михайлович,
ученик 5в класса
МБОУ Одинцовская СОШ №17
Руководитель:
Куфаева Наталья Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Одинцовская СОШ №17
г. Одинцово
2018 год
Оглавление
Введение………………………………………………………………….……3
Заключение…………………………………………………………………...10
Список используемых источников……………………………...…………..11
Приложения ………………………………………………………………….12
Введение
Притча – это исскуство слов попадать прямо в сердце. Во все времена люди обращались к притчам, чтоб разьяснить и донести проблему в аллегорической форме, находя в ней ответы на все вопросы. В иносказательных историях притч можно понять каждому что-то важное и спасительное о жизни. В них есть размышления о доброте и зле, о любви и гордости, послушании и расточении, о спасении и гибели, предостерегая нас всех, чтобы мы не гордились, не хвалились, считая себя праведными и лучше других, не осуждали ближнего, а старались видеть себя и свои грехи, сокрушались о них и стремились душой к Богу. Стать христианином – это не просто принять определённые вероучения. Очень важно разобраться в себе и посмотреть на себя и свои поступки со стороны и принять истину как плод самостоятельного раздумья и личного выбора.
К сожалению, большинство людей не понимают важность Бога в их жизни. На первый план ставят богатство не души, а материальные блага. Карьера занимает главенствующую роль в жизни человека и порой люди ради статуса успешности, значимости в определённых кругах идут на сделку с совестью и нарушают главные заповеди Бога и тем самым отдаляются от него. Грехи растут как снежный ком и человек «слепнет», не замечая своих ошибок. Вместе с материальными благами растёт и вседозволенность. Актуальность данной темы именно в этом и состоит, чтоб донести до людей, что есть вещи важнее и ценнее. Именно притчами можно показать всю важность их поступков и помочь им стать ближе к Богу, обретя в своём сердце любовь к ближнему, сострадание, участие…
В наши дни интерес к изучению Слова Божьего возрос. С появлением интернета увеличились возможности в изучении Библии, информация стала в разы доступнее, но не всё изложено доступным языком для простого христианина, который находится в начале своего пути к Богу. И вот на помощь приходят притчи.
Цель исследовательской работы заключается в ознакомлении с жанром притчи с отражением её значения в жизни человека, в понимании особенности Иисусовой притчи.
Достижение данной цели подразумевает под собой решение следующих задач:
- раскрыть понятие притчи;
- узнать, чему учил Иисус Христос;
- рассмотреть несколько притч Иисуса Христа с отражением их интерпретации;
- разработать методику истолкования притч.
Притча – это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость). Жанр притчи появился на Востоке в древности, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями. В обычном, житейском случае скрывается всеобщий смысл – урок для всех людей. Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому содержит аллегории. Широкое распространение получили притчи с религиозным содержанием («поучением»), например, «Притчи Соломона», новозаветные притчи о десяти девах, о сеятеле и др.
Таким образом, главный смысл и предназначение притчи – это достучаться до сердца человека и заставить его увидеть себя на месте главного героя притчи и задуматься о своих тех или иных поступках и по возможности исправить их. Как говорится в книге притчей Саломоновых: послушает мудрый и умножит познания, и разумный найдёт мудрые советы; простой человек получит смышлённость, а юноша – знание и рассудительность.
Самыми ранними притчами, зафиксированными на материальных носителях, считаются древнееврейские и раннехристианские притчи, записанные в Библии. В Ветхом Завете им полностью посвящена Книга Притчей Соломоновых. Но притча в том виде, в котором мы привыкли видеть ее сегодня, появляется только в Новом Завете. Подобные «классические» притчи составляют часть учения Христа и представляют собой короткие рассказы-метафоры поучительного характера: например, притча о блудном сыне, притча о Сеятеле, притча о богатом и Лазаре.
Притча близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. Главными героями басен являются люди или животные, наделенные определенными человеческими качествами, обычно помещенные в ситуации бытового характера. Действующие лица притчи не имеют ни внешних черт, ни «характера». Это некий человек, некий царь, некая женщина, некий крестьянин, некий отец, некий сын. Это «человек вообще». Смысл притчи не в том, какой человек в ней изображен, а в том, какой этический выбор сделан человеком. Также в притче нет указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них. При этом смысл притчи обусловлен поводом, по которому притча рассказана.
В Библии слово «притча» соответствует двум греческим словам «παροιμία» и «παραβολή», различным по смыслу. Παροιμία — это краткое изречение, выражающее правило жизни, умозрительную истину либо наблюдение за ходом человеческой жизни, таковы многие притчи Соломона. Слово «παροιμία» переводится буквально как «припутное», то есть указатель жизненного пути, таков же буквальный смысл слова «притча». Παραβολή — это целый рассказ, использующий образы и явления, взятые из повседневной жизни людей, но иносказательно выражающий высшие духовные истины и служащий для того, чтобы облегчить их познание духовно-огрубевшим людям. Такими притчами изобилует Евангелие.
Особого внимания в рамках данной исследовательской работы, безусловно, требуют притчи Иисуса Христа, изучение которых необходимо начать с исследования непосредственно самого учения Иисуса Христа.
2. Учение Господа Иисуса Христа
О своем учении Иисус Христос говорил так: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине, и всякий, кто от истины, слушает гласа Моего». Поэтому мы должны с благоговением принимать каждое слово Христа как абсолютную и непреложную истину и на нем строить свое мировоззрение и жизнь.
Иисус Христос учил, что Он имеет одну сущность с Богом Отцом: «Я и Отец – одно», что Он одновременно «сошедший с небес» и «сущий на небесах» т.е. – Он одновременно пребывает на земле, как человек и на небе, как Сын Божий, будучи Богочеловеком. Поэтому «все должны чтить Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его».
Отвернувшись от Бога, люди заблудились в своих религиозных понятиях о Творце, о своей бессмертной природе, о цели жизни, о том, что хорошо, что плохо. Господь Иисус Христос раскрывает человеку важнейшие основы веры и жизни, дает направление его мыслям и стремлениям. Приводя наставления Спасителя, Апостолы пишут, что «Иисус Христос ходил по всем городам и селениям, уча в синагогах и проповедуя Евангелие Царствия» – благую весть о наступлении Царства Божия среди людей. Часто Господь Свои поучения начинал словами: «Царство Божие подобно...». В девяти заповедях Блаженства, Иисус Христос начертал путь духовного обновления. Этот путь состоит в смирении, покаянии, кротости, стремлении к добродетельной жизни, в делах милосердия, чистоте сердечной, миротворчестве и исповедничестве.
В Нагорной проповеди Господь учит не мстить, преодолевать чувство злобы, быть целомудренными, верными своему слову, прощать врагов, стремиться к подлинной праведности, которая в сердце человека объясняет, как надо подавать милостыню, молиться и поститься, дабы эти дела были угодны Богу. Далее призывает к нестяжанию и надежде на Бога, учит не осуждать ближних, быть постоянными в добрых делах.
Господь учил не привязываться к земным благам, потому что: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» Ведь человек, стремящийся к обогащению, далёк от Бога, потому что – «где сокровище ваше, там и сердце ваше». Находиться в благодатном общении с Богом — это высшее благо для человека, поэтому Христос призывает: «Прежде всего ищите Царствия Божия и правды Его, и это всё (остальное) приложится вам».
Говоря о духовной ценности Царства Божия, Иисус Христос в одной из притч уподобил его жемчужине, ради которой мудрый купец продал всё, что имел, и купил её. Как заповеди блаженства, так и все учение Спасителя проникнуто верой в победу добра и духом радости: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах». «Вот Я с вами есть до скончания века» – и обещает, что всякий верующий в Него не погибнет, но наследует жизнь вечную.
3. Притчи Иисуса Христа
Иисус Христос любил проповедовать притчами. Для того чтобы простой народ лучше понял Его, он рассказывал истории таким образом, что доносил до каждого мысль, что быть плохим человеком не хорошо, лучше быть добрым … Или сравнит, например, грешника с какой-либо аллегорической формой, в виде ненужной травы, которую бросают в огонь: так что всякий мог догадаться, что речь идёт о грехах и, что грешники подобно этой траве, будут гореть в вечном аду.
Всякий предмет, на который обращал взор Иисус Христос, становился поучительным образом для объяснения Законов Царствия Божия. С какого момента Иисус стал широко учить притчами? В большинстве случаев Он любил проповедовать под открытым небом, сидя в лодке, а народ с любопытством слушал с берега, внимая каждое Его слово и смотрели на чудесное мироздание как на грандиозную притчу. «Вышед же в тот день из дома Иисус сел у моря и поучал их много притчами …».
Притча о сеятеле
Данная притча звучит следующим образом.
«Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!»
Затем Иисус пояснил ученикам значение этой притчи: «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатством заглушает слово, и оно бывает бесплодным. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать».
Смысл притчи о Сеятеле достаточно подробно объяснен Самим Господом. К евангельскому объяснению можно еще прибавить, что Сеятель — это Сам Господь, семя — слово Божие, поле — все человечество, весь мир, воспринимающий в свои недра чудодейственное семя евангельского слова. Подобно семени, евангельское слово носит в себе начало жизни, жизни истинной, духовной, ибо что такое истинная жизнь? «Сия же есть жизнь вечная, — отвечает Господь в Своей первосвященнической молитве, — да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». Евангельское слово дает это знание истинного Бога, и потому оно является дивным семенем спасения и жизни. Брошенное в человеческое сердце, оно при благоприятных условиях взрастает и приносит плоды — добрые дела и святую жизнь. Подобно семени, оно вечно носит в себе эту живую силу.
В настоящее время, как и девятнадцать веков тому назад, оно одинаково волнует и трогает, радует и утешает, судит и смиряет, затрагивая самые сокровенные струны человеческого сердца. Умирают философские системы, забываются политические теории, блекнут цветы поэзии, но «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные». В нем скрыта вечно живая истина.
Но, обладая всегда этой скрытой живой силой в одинаковой степени, слово Божие не всегда дает одинаковый урожай. Это зависит от той почвы, в которую оно падает, и здесь притча приобретает для нас особенно жгучий, живой, личный интерес, ибо почва эта — наше сердце. Мы все, слушатели и читатели слова Божия, получаем свою долю святых семян; мы все, наверное, хотели бы, чтобы в нашем сердце была плодородная почва, приносящая стократный урожай, и вопрос, по чему этого не бывает и почему всходы так чахлы, убоги и перемешаны с сорной травой, — вопрос этот, конечно, для нас далеко не безразличный.
Вдумаемся внимательнее в притчу, чтобы в ее дивных образах и символах открыть важные для нас законы душевной агрономии, на которые указывает Господь Иисус Христос. Для того, чтобы с успехом возделывать землю и применять к ней рациональные способы обработки, необходимо прежде всего изучить почву и знать ее состав. Песчаная почва требует одного удобрения, суглинок — другого, чернозем — иного; да и сами приемы обработки на разной почве бывают неодинаковы. Точно также и в духовной жизни. Чтобы понять причины, обусловливающие для человека бесплодность слова Божия, и в то же время найти правильные способы обработки и воспитания души, которые могли бы повысить урожай святого семени, усилить влияние и действие на человека евангельского слова, — для этого надо изучить почву нашего сердца и выяснить, что именно в этом сердце препятствует успешному произрастанию семени. Соответственно с этим мы и можем принять те или другие меры.
Притча о блудном сыне
Данная притча звучит следующим образом.
«У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
Эта притча рассказывает о грехе, покаянии и о том, какое может быть отношение Бога к человеку. Все беды младшего сына начались с того, что он сразу потребовал то, что ему принадлежит по праву. Все это равняется тому, как люди относятся к дарам Божьим с практической точки зрения. То есть дай мне сейчас все, что я захочу, а от того, что можно получить в будущем, я отказываюсь. Это и есть величайший грех безумного человека, который за быстрое и сиюминутное удовольствие платит тем, что отказывается от больших будущих благ, о которых он вначале совершенно не заботится.
Сам собой напрашивается вопрос о том, почему юноша захотел получить свою долю. А все потому, что ему была в тягость опека отца, и он захотел свободы. Именно так сейчас поступает большинство современных молодых людей. Из-за всевозможных средств воздействия они решили, что если не разорвут сейчас Божьи узы, то не повяжутся по ногам и рукам узами манящих и сладострастных запретных желаний, и похотей. Вот таким образом и происходит вероотступничество от Бога. Люди начинают считать себя богами и думают, что хорошо разбираются, где добро, а где зло. Именно об этом и предостерегает «Притча о блудном сыне». Смысл в том, что люди хотят делать только то, что им заблагорассудится, и совсем не хотят жить по Божиим заповедям.
Согласно проведенному исследованию притч Иисуса Христа, мы видим, что их суть, значение не совсем лежит на поверхности. Чтобы понять притчу, не достаточно просто прочитать. Именно поэтому далее будет представлена методика истолкования притч, а именно алгоритм, согласно которому мы должны понимать значение той или иной притчи.
1. Учет контекста.
Чтоб понять значение притчи, следует внимательно прочитать. Иисус рассказывал истории, которые происходили здесь и сейчас, тем самым человек мог посмотреть на себя в иллюстрированной форме и сделать свои выводы.
2. Знание истории, быта и нравов Палестины.
В те времена, когда Иисус проповедовал, культурная среда была богата обычаями и традициями. Всё это присутствовало в Иисусовых историях. Он затрагивал и исторические корни людей, их обыденные занятия, особенности восточных браков. При толковании притч Сына Божьего, необходимо учитывать культуру Древней Палестины.
3. Определение главной мысли.
Очень важно при толковании притч, не пытаться в каждой детали искать аллегорию, так как можно неправильно истолковать главную мысль истории. Исключением является притча «О сеятеле», в нём присутствует необходимость рассмотреть его детально, остальные же притчи содержат в себе одну и ту же смысловую нагрузку. Истории Христа в большей степени предназначены для слушания и внимания сути, нежели для пристального чтения.
Заключение
Итак, из вышеизложенного мы узнали, что жанр притча берёт свои истоки ещё с Древнего Востока. Они существовали до прихода Иисуса Христа, но широкую огласку получили имеено при Сыне Божьем, когда он проповедовал слово Божье, доступным для людей языком, в иносказательной и аллегорической форме в своих притчах. У него была одна единственная миссия: донести до каждого христианина о существовании Бога и Жизни Вечной. Давал понять, что никогда не поздно осознать свои грехи и расскаяться, покаяться и попросить Милоссердия Божиего, как это показано в притче «О блудном сыне». В нашем современном мире, в век технологий, о Слове Божьем знает и слышит практически каждый второй человек, но, к сожалению, нашему, они подобны той самой почвы, из притчи о сеятеле, на которую падали семена и по-разному восходили и в редких случаях давали плоды.
Также немало важным является правильное толкование Иисусовых историй и для этого мы рассмотрели три метода истолкования притч и узнали, что мало просто прочитать, надо ещё и знать особенности тех времён Древней Палестины и учитывать их культуру, образ жизни и особенности брака.
Рассмотрев притчу как жанр литературы, мы узнали, что ещё в 19-20 веках, существовали притчи – рассказы, притчи – пьесы, притчи-романы, стихотворения в прозах. Притча из поучительной формы перешла от поучительной формы в обобщенное философское размышление.
Знакомство с притчами полезно в любом возрасте. Каждый человек принимает их в сердце по-своему. Эта тема для многих сокровенна. И взрослые, и дети должны задуматься о смысле жизни, приобщаться к духовным ценностям.
Наша жизнь – это тоже притча, и чтобы понять значение её глубокого смысла, нужно обладать такими качествами как чуткость, воображение, чтение Библии с толкованием, ведь мудрость Иисусовых притч на все времена, и они озаряют светом нашу жизнь.
Библиографический список
Приложения
Рисунок 1. Иллюстрация к притче «О сеятеле»
Рисунок 2. Иллюстрация к притче «О блудном сыне» (Автор: Н.Лосев, 1882)
Ветер и Солнце
Сказка "12 месяцев". История и современность
Зимний лес в вашем доме
Мост Леонардо
Любимое яичко