исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
mir_teatra.docx | 352.5 КБ |
Юго-Западное управление МОиН СО
Окружная научно-практическая конференция
младших школьников и школьников 5-6 классов
Секция «Культурология»
«Мир театра»
Автор: Воронцов Ярослав Вячеславович,
Жукова Лидия Васильевна
обучающиеся 2 класса
ГБОУ НШ с. Красноармейское
Руководитель: Великанова Елена Васильевна,
Инжуваткина Галина Николаевна
учителя начальных классов
ГБОУ НШ с. Красноармейское
г. Чапаевск, 2019 г.
Оглавление Стр.
Введение …………………………………………………………… 3 - 4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
§1. История возникновения театра………………………………….. 5
§2. Какие же жанры театра бывают?............................................. 6 - 7
§3. Театральные профессии …………..………………………………... 7
§4. Искусство подвластно всем…………………………………...... 7 - 8
Глава II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
§1. Описание выборки и диагностических методик ……………. 8 - 9
§2. Сравнительный анализ результатов исследовательской работы 9 – 12
Выводы ……………………………………………………………. 12
Заключение……………………….………………………………… 12
Список использованных источников ………………………….. 13
Приложения ……………………………....…………………...… 14 - 20
ВВЕДЕНИЕ
«Театр – волшебный край, в котором ребёнок
радуется играя, а в игре он познаёт мир»
С. И. Мерзлякова
Актуальность нашей работы не вызывает сомнения, т.к. сегодняшние дети мало интересуются театром. Имея высокую технологическую базу, человек чаще всего забывает о потребностях своей души, о саморазвитии, о приобщении к культурным ценностям (7,19).
В соответствии с Указом Президента Владимира Путина 2019 год в Российской Федерации объявлен Годом театра.
В детстве в театр каждого из нас возили родители, чтобы приобщить к прекрасному. Каждый год мы смотрим новые постановки, которые к нам привозят артисты Самарской филармонии. На уроках литературного чтения читаем сказки, рассказы, стихотворения по ролям. Но больше всего нам нравится инсценировать различные произведения, ведь это напоминает маленький театр. И однажды, мы подумали, что хотим не только наблюдать за происходящем со стороны, но и участвовать в театральном действии. И вот уже второй год мы участвуем в районных и окружных Толстовских чтениях с разными театральными постановками, где занимаем призовые места. Но, к сожалению, мы заметили, что участвуют в постановках не все дети, и задумались, почему? Разве им не интересно? Ведь театральное искусство близко и понятно нам, так как в основе театра лежит игра, в которой, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.
Вопросы использования театрального искусства в педагогическом процессе активно разрабатывались современными исследователями: Ю. И. Рубиной, А. П. Ершовой, Н. С. Карпинской, А. Я. Михайловой и другими. Проблема творчества и развития художественно-творческих способностей исследовались Т. И. Артемьевой, Л. Б. Ермолаевой-Томиной, А. А. Мелик-Пашаевым.
Из информационных источников мы узнали, что уровень посещаемости театров в России ниже, чем в других странах, да и многие ребята в нашей школе не очень любят ходить на театральные постановки. Мы решили выяснить, какова причина их нежелания и определить, как можно исправить сложившуюся ситуацию.
Стремление найти решение данных вопросов определило проблему и тему нашего исследования: «Мир театра».
Объект исследования: литературные источники, обучающиеся.
Предмет исследования: театр, его особенности.
Цель исследования: вовлечение своих сверстников в мир театрального искусства.
Гипотеза исследования. Если человек будет иметь представление о театре, узнает о пользе театрального искусства, то сможет измениться сам, и изменить мир вокруг себя.
Для реализации цели исследования необходимо выполнить следующие задачи:
Методы исследования: теоретический анализ литературы; анкетирование, опрос; метод обобщения, наглядное представление информации в презентации.
Теоретическая значимость исследования: систематизация и анализ информации о пользе театра.
Практическая значимость исследования: заключается в изучении и анализе мнения обучающихся.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
§1. История возникновения театра.
Слово «театр» имеет несколько значений. Этот вид искусства зародился в Древней Греции около двух с половиной тысяч лет назад. Само слово «театр» - означает «место для зрелищ». Как же возникло это искусство? Греки верили во многих богов, но больше всего они почитали Диониса – бога вина и плодородия. В честь Диониса весной устраивались празднества – Дионисии. Это и были первые театральные представления. Участниками их были сатиры – первые актеры. Зрители же усаживались на склонах холмов, чтобы хорошо видеть, что происходит на сцене. Позднее появились места, здания, где происходят действия (спектакли, концерты, выступления) – это тоже театр; и ни одна страна мира не обходится без театральных заведений (8).
На Руси театра долго не было, только бродячие скоморохи веселили народ своими песенками-частушками. Скоморохи использовали кукол, маски. Театр появился в России благодаря иностранцам. Первый театр принадлежал царю Алексею Михайловичу и просуществовал с 1672 года до 1676 года. Начало его связано с именем боярина Артамона Матвеева, человека весьма образованного и принимавшего западную культуру, который первым и подал идею создания театра по образцу европейского русскому царю, искавшему различные увеселительные мероприятия. ... У него была своя цель: царю очень хотелось улучшить отношения с Персией, и именно об этой стране шла речь в первой пьесе (2,28).
В царствование Елизаветы Петровны музыкальное и театральное дело очень выросло и стало на ноги. При дворе Екатерины 2 показывали довольно часто любительские спектакли. Появились: любительские театры, театральные кружки, солдатские театры, появились частные театры.
Первый публичный (доступный всем) театр появился в Москве при царе Петре I в 1702 году (10).
Сейчас 27 марта – стали отмечать международный день театра (9).
§2. Какие же жанры театра бывают?
Раньше существовало три основных жанра – вида греческого театра: трагедия, комедия, драма.
Слово «трагедия» означает «козлиная песнь» - это серьезная, печальная пьеса, которая часто заканчивается гибелью героев.
Комедия – «песня на гульбище», отражает веселые стороны нашей жизни.
Драма – серьезная пьеса, с веселыми эпизодами и счастливым концом (1, 138).
В наше время существует большое разнообразие театральных жанров:
Опера - здесь главное место принадлежит музыке и вокалу.
Балет – здесь главенствуют музыка и танец.
Мюзикл – соединение музыки, вокала, танца.
Настольный театр – знают дети с раннего возраста.
Театр кукол – здесь главные герои – куклы.
Театр марионеток – эти куклы управляются с помощью специального устройства и умеют делать много движений.
И, конечно же, самый любимый всеми – и детьми, и взрослыми – Театр зверей (6,284).
Сейчас много новых театров:
– театр масок, с применением театральных масок — специальных накладок с вырезом для глаз, надеваемые на лица актёров, впервые, как считается, появившиеся в Античности у древних греков и римлян;
- театр оперы и балета - музыкальный театр, в котором проходят, прежде всего, представления оперы и балета;
– театр оперетты - музыкально-театральный жанр, сценическое произведение и представление, сценического действия, музыки и хореографии;
– театр теней - использует большой полупрозрачный экран и плоские цветные марионетки, управляемые на тонких палочках. Марионетки прислоняются к экрану сзади и становятся видны; – театр эстрады - это разноплановый театр, в котором, наряду с эстрадными жанрами, успешно представлены и серьезные направления театральной деятельности;
– театр сатиры - работает в жанре сатиры, которое является одним из самых сложных в искусстве, как юмор (3,456).
§3. Театральные профессии.
Ещё одно значение слова «театр» заключается в том, что всех работников этого заведения называют театром. Это:
- актеры – люди, которые показывают спектакли;
- драматурги – люди, которые пишут спектакли для театра;
- режиссеры – люди, которые ставят спектакли;
- гримеры – люди, которые помогают актеру создать сценическую внешность;
- художники – люди, которые создают декорации для спектакля;
- композиторы – люди, которые пишут музыку для театра.
А также осветители, рабочие сцены, гардеробщики, билетеры – все это – театр. Большое значение для процветания театра имеет весь состав работников, но главная роль принадлежит актеру (5, 79).
Актер, не обязательно живой человек, это может быть и кукла, главное, чтобы выразительность действия была доведена до зрителя. Эмоции могут быть самыми разнообразными: от печали до радости, от самых горьких слез до веселья. Здесь ни один зритель не останется равнодушным. Это достигается игрой актера, его ролью. Роли бывают положительные и отрицательные. И талантливый артист должен уметь одинаково хорошо сыграть и добряка, и злодея (4,156).
§4. Искусство подвластно всем
Это искусство подвластно всем и в нём нуждаются. В Москве открылся театр «Таганка Шед», в состав которого вошли актёры – дети и подростки-инвалиды (11).
В Санкт-Петербурге уже на протяжении 4 лет успешно работает «театр без границ» «Шед Эврика» для маленьких инвалидов (12).
В г. Омске организован клуб «Отдыхаем всей семьёй» по инициативе родителей детей-инвалидов. Совсем недавно произошло настоящее маленькое чудо – на одной из репетиций этого клуба вдруг заговорил мальчик Паша, играющий дворника в спектакле «Кукольный город», а до этого он всегда молчал. Хореограф Герда Кёниг набирает группу молодых людей с ограниченными возможностями. В процессе тренировок танцоры начинают избавляться от неловкости и комплексов. Некоторые актёры не только играют в спектаклях, но и проводят занятия в театральной студии, изучают историю театра, сценическую речь, актёрское мастерство, кукловождение (13).
Таким образом, театр нужен людям.
Выводы по I главе.
Мы изучили литературу по предложенной теме, познакомились с историей возникновения театров, узнали, что существуют различные жанры театрального искусства, а также с профессиями театрального искусства, выяснив, что театр подвластен всем.
Театр всегда был, есть и будет очень нужным людям, также, как нужны добро, радость, любовь.
§2. Описание выборки и диагностических методик
Исследовательская работа, направленная на вовлечение своих сверстников в мир театрального искусства проводилась на базе ГБОУ НШ с. Красноармейское и заключалась в сравнительном анализе данного опроса обучающихся 2 -х классов.
Чтобы доказать или опровергнуть данную гипотезу - было проведено пять исследований:
1) анкета – опрос «Что я знаю о театральном искусстве» среди обучающихся 2 - х классов, состоящую из четырёх вопросов (Приложение 1.);
2) классный час «Мир театра» среди обучающихся, где предлагалось нарисовать себя в жизни театра (Приложение 3.);
3) анкета «Готов ли я заниматься театральной деятельностью» среди обучающихся 2 х классов (24 человека) (Приложение 4 .); 4) театральная постановка «Новогодний бал у Царя Гороха»;
5) сравнительный анализ по анкете «Готов ли я заниматься театральной деятельностью».
§3. Сравнительный анализ результатов исследовательской работы.
Мы решили провести Анкету-опрос «Что я знаю о театральном искусстве», для того, чтобы узнать уровень знаний о театре, выявить отношение к театру. Для эксперимента была создана группа учащихся 2-х классов в количестве 24 человека. Опрос включал в себя серию вопросов касающихся трёх тем: обобщенные знания о театре; знания о театральных профессиях; знания видов театра.
Испытуемым предлагалось по возможности быстро и точно ответить на четыре вопроса:
Были получены следующие ответы: ходили в театр 100% детей (25 % - посещали театр с родителями, 75% - посещали в стенах школы). Среди, увиденных спектаклей, школьники чаще называли: «Буратино», «По щучьему велению», «Кот в сапогах», «Петрушка Ра-та-туй», «Репка», «Дюймовочка». С большими трудностями столкнулись при ответах на вопрос о театральных профессиях, 63 % смогли назвать 1-2 театральные профессии, 29% смогли назвать 3-4 театральные профессии, 8 % смогли назвать 5 театральных профессий. Ещё большие затруднения вызвали вопросы о видах театра: 5 учащихся не смогли ответить на этот вопрос, а 8 - назвали только кукольный театр.
Вывод: Исходя из полученных данных видно, что только у пяти обучающихся (21%) уровень знаний о театре - высокий, у шести обучающихся (25%) уровень знаний о театре - средний, остальные тринадцать обучающихся (54 %) имеют низкий уровень знаний о театральном искусстве. (Приложение 2.)
После первого исследования мы поняли, что у ребят недостаточны знания о театральном искусстве, поэтому следующим шагом нашей исследовательской работы было решение провести классный час «Мир театра». Идею провести такой классный час охотно поддержали наши классные руководители. Мы обратились к художественной литературе и провели классный час, где рассказали ребятам о истории возникновения театра, какие же жанры театра бывают, о театральных профессиях и о том, что актёрами могут быть даже дети – инвалиды, то, что мы готовили в I части нашей работы.
Выводы: ребятам было интересно, а в заключении каждый нарисовал себя в жизни театра. (Приложение 3).
Исследование проведено с помощью метода анкетирования. Каждому была роздана анкета «Готов ли я заниматься театральной деятельностью», в которой испытуемым предлагалось выбрать один из вариантов ответов на два вопроса:
Были получены следующие ответы: На первый вопрос ответили: да - 25%, нет - 29%, затруднились ответить - 46%. На второй вопрос ответили: в игре на музыкальных инструментах - 4% ; в пении -8%, поэзии - 0%; в танцах - 8%; в актерском мастерстве - 17%; в рисовании - 21%; затруднились ответить - 42%. На третий вопрос ответили: я активен - 33%, я хотел бы быть активным, но стесняюсь - 38%, я пассивен - 21%, мне всё равно - 8%.
Вывод: Исходя из полученных данных видно, что большая часть обучающихся, не хотят проявить себя творчески, так как стесняются и занимают пассивную позицию. Поэтому необходимо привлечь их к участию в театральных постановках (Приложение 5.)
Перед замечательным праздником «Новый год» мы со своими руководителями подобрали новую театральную постановку «Новогодний бал у Царя Гороха». Каждый ребёнок (24 человека) получил роль. Сначала работа велась индивидуально, для того чтобы можно было работать над речью, движением. После мы устраивали общую репетицию с музыкальным сопровождением. Сказка была показана для родителей. Постановка получилась замечательной и понравилась всем.
После выступления ребятам был задан вопрос: «Какие ощущение были у вас, когда вам аплодировали?».
Были получены следующие ответы: что ощущали себя настоящими артистами; были ощущения радости и славы.
Вывод: Исходя из полученных ответов, можно сказать, что детям понравилось что-то делать, помогать, творить.
Для того чтобы окончательно убедиться в верности выдвинутой гипотезы, мы провели сравнительный анализ результатов исследования. Мы задали ребятам те же вопросы анкеты «Готов ли я заниматься театральной деятельностью», но получили уже совсем другие результаты.
Были получены следующие ответы: На первый вопрос ответили: да - 74%, нет - 13%, затруднились ответить - 13%. На второй вопрос ответили: в игре на музыкальных инструментах - 4% ; в пении - 13%, поэзии - 4%; в танцах - 13%; в актерском мастерстве - 38%; в рисовании - 25%; затруднились ответить - 4%. На третий вопрос ответили: я активен - 74%, я хотел бы быть активным, но стесняюсь - 13%, я пассивен - 9%, мне всё равно - 4%.
Вывод: Исходя из полученных данных видно, что повысилась позиция активности детей. Сократилось количество пассивных и скрытых, снизилась безразличная активность. (Приложение 6.)
Выводы:
Заключение
В заключении хочу сказать, что театр по-настоящему вошел в жизнь современного школьника и помог ему в становлении его самореализации и социальном развитии в обществе. Театр способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Театр волнует людей, радует и печалит, а значит, помогает жить!
Моя гипотеза относительно того, что если человек будет иметь представление о театре, узнает о пользе театрального искусства, то сможет измениться сам, и изменить мир вокруг себя подтвердилась!
Список использованных источников
Приложения
Приложение 1.
Анкета-опрос «Что я знаю о театральном искусстве»
Ответьте, пожалуйста, на вопросы.
Вопросы:
Интерпретация результатов.
Высокий уровень – ответили на все вопросы, назвали не менее 5-6 театральных профессий, не менее 4-5 видов театра.
Средний уровень – ответили на все вопросы, назвали не менее 3-4 театральных профессий, не менее 2-3 видов театра.
Низкий уровень – ответили не на все вопросы, назвали только 1-2 театральные профессии или 1 вид театр.
Приложение 2.
Таблица 1. Показатели отражающие результаты знаний обучающихся 2-х классов о театральном искусстве
Вопросы, ответы | обучающиеся 2 классов (24 чел.) | |
кол-во | % | |
Ходили вы когда-нибудь в театр? | ||
- Да (посещал в школе) | 18 чел. | 75% |
- Да (посещал с родителями) | 6 чел. | 25% |
Какие спектакли вы смотрели? | ||
- перечислили названия спектаклей | 10 чел. | 43% |
Какие театральные профессии вы знаете? | ||
- назвали 5-6 театральных профессий | 2 чел. | 8% |
- назвали 3-4 театральных профессий | 7 чел. | 29% |
- назвали 1-2 театральных профессий | 15 чел. | 63% |
Какие виды театра вы знаете? | ||
- назвали 4-5 видов театра | 5 чел. | 21% |
- назвали 2-3 видов театра | 6 чел. | 25% |
- назвали 1 вид театра | 8 чел. | 33% |
- не назвали совсем | 5 чел. | 21% |
Таблица 2. Анализ результатов знаний обучающихся 2-х классов о театральном искусстве
Уровни: | % | кол-во |
В – высокий | 21 % | 5 чел. |
С – средний | 25% | 6 чел. |
Н – низкий | 54% | 13 чел. |
Диаграмма. Уровень осведомленности обучающихся о театральном искусстве
Приложение 3.
Рисунки детей «Я в жизни театра»
Приложение 4.
Анкета «Готов ли я заниматься театральной деятельностью»
Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты, поставив знак «V» напротив выбранного вами ответа
3. Как ты проявляешь своё творчество в школе?
Приложение 5.
Таблица 3. Показатели отражающие готовность заниматься театральной деятельностью
Вопросы, ответы | обучающиеся 2 классов (24 чел.) | |
кол-во | % | |
Хотел(а) бы ты сам(а) участвовать в театральной постановке? | ||
- да | 6 чел. | 25% |
- нет | 7 чел. | 29% |
- затрудняюсь ответить | 11 чел. | 46% |
В чем ты можешь себя проявить? | ||
- в игре на музыкальных инструментах | 1 чел. | 4% |
- в пении | 2 чел. | 8% |
- в поэзии | 0 чел. | 0% |
- в танцах | 2 чел. | 8% |
- в актерском мастерстве | 4 чел. | 17% |
- в рисовании | 5 чел. | 21% |
- затрудняюсь ответить - | 10 чел. | 42% |
Как ты оцениваешь свою позицию в этом? | ||
- я активен(на) | 8 чел. | 33% |
- я хотел бы быть активным, но стесняюсь | 9 чел. | 38% |
- я пассивен(на) | 5 чел. | 21% |
- мне всё равно | 2 чел. | 8% |
Диаграммы. Показатели, отражающие готовность заниматься театральной деятельностью
Приложение 6.
Таблица 4. Показатели сравнительного анализа, отражающие готовность заниматься театральной деятельностью
Вопросы, ответы | обучающиеся 2 классов (24 чел.) | |||
кол-во | % | |||
было | стало | было | стало | |
Хотел(а) бы ты сам(а) участвовать в театральной постановке? | ||||
- да | 6 чел. | 18 чел. | 25% | 74% |
- нет | 7 чел. | 3 чел. | 29% | 13% |
- затрудняюсь ответить | 11 чел. | 3 чел. | 46% | 13% |
В чем ты можешь себя проявить? | ||||
- в игре на музыкальных инструментах | 1 чел. | 1 чел. | 4% | 4% |
- в пении | 2 чел. | 3 чел. | 8% | 13% |
- в поэзии | 0 чел. | 1 чел. | 0% | 4% |
- в танцах | 2 чел. | 3 чел. | 8% | 13% |
- в актерском мастерстве | 4 чел. | 9 чел. | 17% | 38% |
- в рисовании | 5 чел. | 6 чел. | 21 | 25% |
- затрудняюсь ответить - | 10 чел. | 1 чел. | 42% | 4% |
Как ты оцениваешь свою позицию в этом? | ||||
- я активен(на) | 8 чел. | 18 чел. | 33% | 74% |
- я хотел бы быть активным, но стесняюсь | 9 чел. | 3 чел. | 38% | 13% |
- я пассивен(на) | 5 чел. | 2 чел. | 21% | 9% |
- мне всё равно | 2 чел. | 1 чел. | 8% | 4% |
Диаграммы. Показатели сравнительного анализа, отражающие готовность заниматься театральной деятельностью
В поисках капитана Гранта
Тупое - острое
Вода может клеить?
Петушок из русских сказок
Барсучья кладовая. Александр Барков