Сон
Вложение | Размер |
---|---|
npk-son.docx | 131.1 КБ |
РЕЦЕНЗИЯ НА РАБОТУ УЧЕНИЦЫ 10 «Б» КЛАССА «СОН И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ, И ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССОВ».
Данная работа исследует влияние сна на работоспособность учащихся. Работа объемом в 22 страницы включает введение, обзор литературы, теоретическую практическую части, заключение, список литературы и приложения.
Во введении объясняется выбор темы, её актуальность, чётко показаны цель, задачи, объект исследования, методы исследования.
В практической представлены результаты анализа анкетирования и опроса. Собственные результаты исследования обобщены в виде диаграмм и достаточно подробно проанализированы. На основе проведенных экспериментов делаются чёткие и вполне обоснованные выводы.
Данная тема актуальна в век прогрессивного развития информационной техники, когда люди затрачивают время сна на просмотр телевизора и за компьютером, при этом не высыпаясь. А когда подростки недосыпают, это может повлечь серьезные побочные эффекты. Ребенку трудно сосредоточиться в школе, он может сидеть и дремать в классе, что вызывает недоумения учителя. Это может привести к снижению производительности труда и учебы. К сожалению, это стандартная проблема подростков, особенно старшеклассников. Многие родители, считая, что ребенок уже повзрослел, не контролируют режим сна своего ребенка, что приводит засиживанию допоздна за телевизором и компьютером подростка. Родители, да и сами подростки не представляют к чему, может привести хроническое недосыпание. Ведь в крайних случаях недосыпание может привести к немотивированной агрессии, злобному поведению и ухудшению здоровья детей.
Результаты исследования говорят, что эта проблема стоит остро в среде старшеклассников нашей школы. Цель и задачи, которые были поставлены решены. В заключении даны рекомендации для учащихся, как сохранить работоспособность и свое здоровье.
Научный руководитель: Буянтуева Баярма Борисовна.
Тема: Сон и его влияние
на работоспособность и здоровье учащихся 10 классов
Выполнила: уч-ся 10 «б» класса Веретельникова Ксения
Научный руководитель: Буянтуева Баярма Борисовна
учитель биологии
УЛАН-УДЭ
Содержание:
Введение.
Основная часть:
Введение.
Во сне мы проводим около трети жизни. А в наш век компьютеризации, развития информационной техники человек спит меньше. Он пытается вырвать время из сна, затрачивая их на просмотр телевизора, интернета. И порою просыпается утром в разбитом, подчас неработоспособном состоянии и чувствует усталость целый день. И это недосыпание переходит в хроническую форму, что негативно сказывается на работоспособность и здоровье человека. Ведь недосыпание особенно опасно для здоровья детей, которым необходим продолжительный сон.
Что же такое сон? Отчего он возникает и насколько велика потребность в нём? А как правильно рассчитать свой распорядок дня, чтобы высыпаться, чувствовать себя бодрым и здоровым, сохранять свою работоспособность на высоком уровне? Попробуем немного приоткрыть тайну сна и ответить на эти вопросы путем исследования природы сна и его влияния на работоспособность и здоровье учащихся 10 классов.
"Кто познает тайну сна, познает тайну мозга". М. Жуве.
Цель: выяснить особенности сна и его влияние на работоспособность и здоровье учащихся 10 класса.
Задачи:
Методы:
1. Работа с литературой, интернет.
2. Анкетирование, опрос.
Объект исследования: учащиеся 10 классов.
Прежде всего, хотим заметим, что сон – это естественное состояние организма, сила его неодолима. Природа сна так до сих пор и не понята окончательно, хотя были немало попыток разобраться в физиологии этого явления.
Сон — естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем активного сознания и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым (например, дрозофилам).
Согласно современным научным данным, сон представляет собой разлитое торможение коры больших полушарий, возникающее по мере расходования нервными клетками своего биоэнергетического потенциала в течение периода бодрствования и снижения их возбудимости. Распространение торможения на более глубокие отделы мозга - средний мозг, подкорковые образования - обусловливает углубление сна. При этом в состоянии торможения, частично функционального покоя нервные клетки не только полностью восстанавливают свой биоэнергетический уровень, но и обмениваются информацией, необходимой для предстоящей деятельности. К моменту пробуждения, если сон был достаточно полноценным, они снова готовы к активной работе.
Сон - жизненно необходимая потребность организма, не менее важная, чем пища. Физиологи экспериментально доказали, что, например, собака может жить без пищи около месяца. Если же лишить ее сна, она погибает через 10-12 дней. Человек, попавший в исключительные условия, может голодать около двух месяцев, а без сна он не проживет больше двух недель.
Еще совсем недавно сон представлялся простым отдыхом мозга после дневного периода напряженной работы, торможением его деятельности. Но положение радикально изменилось, когда в 1953 году были опубликованы первые результаты исследований двух ученых из Чикагского университета - Е.Азеринского и Н. Клейтмана. Проводя непрерывные наблюдения за человеком во время его сна, включающие электроэнцефалографию, запись движения глазных яблок, состояние тонуса мышц и т. д., они обнаружили, что в течение ночи попеременно сменяются две фазы сна, которые они обозначили как медленный и быстрый сон.
Сон крайне важен для нашего организма. Во время него происходит множество жизненно-важных процессов. Рассмотрим главные функции сна.
Сон играет важную роль в процессах метаболизма. Во время медленного сна высвобождается гормон роста. Во время быстрого сна происходит восстановление пластичности нейронов и обогащение их кислородом, биосинтез белков и РНК нейронов.
Антитела, которые борются с инфекцией, вырабатываются во время сна в больших количествах. Когда мы отдыхаем, организм может сосредоточиться на восстановительных процессах, и именно поэтому лучшее предписание во время болезни - это вдоволь выспаться.
Сон способствует переработке и хранению информации. Сон (особенно медленный) облегчает закрепление изученного материала, быстрый сон реализует подсознательные модели ожидаемых событий. Последнее обстоятельство может служить одной из причин феномена дежавю.
Сон помогает восполнить наш уровень энергии, таким образом, увеличивая и поддерживая общий уровень активности и внимательности. Достаточное количество сна также связано с уменьшением риска заболевания хроническими болезнями, включая болезнь сердца и диабет 2-й степени.
Ночью у человека растут волосы и ногти.
Важным также является то, что во время сна в организме вырабатывается такой гормон как мелатонин. Мелатонин синтезируется из серотонина в эпифизе. Секреция мелатонина подчинена суточному ритму. Синтез и секреция мелатонина зависят от освещённости — избыток света тормозит его образование, а снижение освещённости повышает синтез и секрецию гормона. У человека на ночные часы приходится 70 % суточной продукции мелатонина.
Мелатонин способен быстро восстановить жизненные силы. Способствует омоложению, защищает клетки от канцерогенов, радиации, гербицидов и пестицидов, помогает бороться с опухолями, замедляет процессы старения, укрепляет иммунную систему, помогает справиться со стрессом, увеличивает способность переживать радость, удовольствие, уменьшает количество холестерина в крови, снижает кровяное давление, помогает справиться с аритмией сердца, уменьшает риск остеопороза.
Чем позже ложится человек спать, тем меньше вырабатывается мелатонина. Соответственно, он недополучает то, что должно было восполниться и образоваться в его организме во время сна. Это неизбежно ведет к ослаблению организма, понижению работоспособности, ухудшению самочувствия.
Сон (нравится нам это или нет) - жизненная необходимость. Он обладает волшебным свойством продлевать жизнь, увеличивать работоспособность, лечить от болезней. Экономия времени за счет сна никогда не окупится.
В XI век в век научно - технического прогресса многие люди страдают от недосыпания. Либо они спят недостаточное количество времени, либо качество сна не настолько хорошее, чтобы при пробуждении чувствовать себя бодрым и выспавшимся. Играют роль и некоторые другие причины. Рассмотрим, к чему может привести недосыпание и как оно может отразиться на нашем организме.
Ученые из Британии доказали, что дефицит сна негативно действует на внутренние процессы организма человека. Если человек целую неделю, спит меньше шести часов в сутки, то у него нарушается активность сотни генов. Профессор Смит утверждает: «Несомненно, полноценный сон играет важную роль в восстановлении организм и поддерживает его основные функции на высоком уровне. Если клетки организма не смогут восполняться и восстановляться, то это спровоцирует ряд дегенеративных болезней». Лишение сна грозит сначала эмоциональными расстройствами: раздражительностью, апатией, быстрыми переходами от эйфории к депрессии и обратно, а потом зрительными и слуховыми нарушениями (галлюцинации!), болевыми ощущениями в ногах и руках, повышением чувствительности к боли. Человеку, который очень долго находился без сна, бывает трудно выбрать правильное слово в разговоре, закончить предложение при ответе на вопрос. Он забывает недавние события.
У "бессонников" нарушается умственная деятельность, они не могут сконцентрировать внимание на самых простых вещах (например, не могут расставить буквы в алфавитном порядке). Плюс начинаются галлюцинации, резко падает зрительная способность. Может появиться ощущение тугой повязки на голове. К четвертому дню сильного недосыпания прибавляются галлюционизирующая паранойя, даже шизофрения, до ужаса гипертрофированное восприятие действительности, резкое ухудшение двигательной способности.
Проводившиеся ранее исследования акцентировали внимание на последствиях кратковременного лишения сна. Теперь же медики изучали влияние регулярного недосыпания. Они выяснили, что уже недельное недосыпание по 3-4 часа в ночь негативно влияет даже на молодых и здоровых людей: их организм хуже переваривает и усваивает углеводы и хуже переносит стрессовые состояния. У них появляются гормональные отклонения, и ослабляется иммунная система.
Отсутствие сна, кроме всего прочего, приводит к нарушению контроля уровня сахара в крови и снижению уровня лептина, гормона, который подавляет аппетит. Вот почему работающие ночью очень часто подкрепляются, без явной на то необходимости и как можно более калорийной пищей. Такого рода изменения могут способствовать набору массы тела и увеличивать риск развития сахарного диабета.
Более того, недостаточный сон облегчает развитие в организме воспалительного процесса в различных органах и тканях. Это объясняют тем, что ночью, во время сна, в надпочечниках человека вырабатываются гормоны кортикостероиды, которые обладают противовоспалительным эффектом. Их максимальная концентрация приходится на утро и первую половину дня. Если на биологических часах организма утро не наступает никогда, значит и выработка гормонов модифицируется под новые условия, оставаясь одинаково низкой.
Систематическое недосыпание вызывает изменения метаболизма и эндокринной функции, аналогичные эффекту старения. При недосыпании резко ухудшается способность усваивать глюкозу, в результате ее содержание в крови начинает расти, что заставляет организм вырабатывать больше инсулина, а это может привести к росту инсулинного сопротивления - типичного признака диабета второго типа. Избыточный инсулин также способствует накоплению жира, повышая риск ожирения и гипертонии.
При постоянном недосыпании во второй половине дня и вечером повышается уровень в крови гормона стресса кортизола, что также типично при старении человека и ассоциируется с ростом инсулинного сопротивления и ухудшением памяти.
Ученые утверждают, что постоянно недосыпающие люди не "наверстывают" упущенные часы сна, отсыпаясь на выходных. Экономя время на сон, нельзя успеть больше: невыспавшийся человек все делает медленнее.
Продолжительность сна индивидуальна для каждого организма: кому-то хватает 5 часов сна, а некоторые и после 9 часов сна не чувствуют бодрости. Однако неоднократно проводились исследования для выявления средней оптимальной продолжительности сна для среднестатистического человека.
С 1988 по 1999 годы при поддержке правительства японские исследователи наблюдали с этой целью за жизнью 110 тыс. человек в 45 районах страны. Еще, более десяти, лет ушло на анализ результатов и выработку методики, призванной выделить только влияние сна на продолжительность жизни без учета других факторов типа стрессов, болезней и т.д.
Японские исследователи уверяют, что зафиксировали самый низкий уровень смертности в группе, ежедневно уделяющей сну 6.5 - 7.5 часов. У тех, кто спал в сутки менее 4.5 часов, жизнь в среднем сокращалась примерно в 1.6 раза. Исследователи уверяют, что еще вреднее спать слишком долго. В группе, уделявшей сну более 9.5 часов в сутки, смертность была в 1.7 - 1.9 раза выше, чем у тех, кто спал заветные семь часов.
Оказывается, для того чтобы улучшить свою память, можно не использовать различные предназначенные для этого лекарства, достаточно просто хорошо поспать днем. О пользе дневного сна говорят очень давно, но обычно дневной сон всегда рекомендовали только детям, а это не совсем правильно. Взрослый человек, который выделяет на дневной сон около полутора часов, приносит себе большую пользу. Тот факт, что спать днем полезно для памяти, доказали ученые из Израиля. Был проведен эксперимент, в ходе которого его участники были разделены на две группы. Этим людям было дано задание изучить определенную информацию за определенный период времени. Одна группа испытуемых спала днем, а другая днем бодрствовала. Выяснилось, что те люди, которые спали днем, гораздо лучше запоминали необходимую информацию.
Безусловно, на высыпаемость и самочувствие человека влияет не только количество сна, но и его качество. Иногда можно проспать долго, но проснуться все равно в разбитом и невыспавшемся состоянии.
Качество сна зависит, прежде всего, от атмосферы в комнате. Нужно соблюдать некоторые правила гигиены сна для повышения его качества.
Для качественного сна важно также состояние организма перед тем, как отойти ко сну.
Выполнение этих нетрудных правил обеспечит здоровый и полноценный сон.
1.6. Колебание работоспособности в течение суток.
Ученые установили, что максимум работоспособности наблюдается с 10 до 12 часов, затем уровень ее несколько падает и с 16 до 18 часов вновь незначительно повышается. При этом максимум отдельных функциональных показателей отмечается как в утренние, так и в вечерние часы. Так, утром мышечная сила меньше, чем вечером, с 16 до 19 часов у многих спортсменов выше результаты в прыжках в длину, в толкании ядра, в беге на 100 метров.
Однако замечено, что такого рода изменения работоспособности характерны лишь для части людей. Около 30-35% имеют максимальные показатели работоспособности только в вечерние часы, 15% - в утренние, и у 45 - 50% - одинаковый уровень работоспособности в течение всего рабочего дня. Эти группы людей условно названы "совами", "жаворонками" и "голубями".
Делением людей на типы по работоспособности ученые занимаются со времен Аристотеля и Теофраста. В своей книге «Ритмы жизни» В.А.Доскин и Н.А.Лаврентьева приводят классификацию, разработанную немецким ученым Лампертом. В одну группу Ламперт объединил людей с медленной и слабой реакцией, спокойных и рассудительных, отчасти инертных, которые не спешат делать выводы и стараются хорошо их обосновывать. Среди них немало педантов и систематиков. Они склонны к логике, математике, обобщениям. Это люди долга. Работать они предпочитают по вечерам; во время болезни температура повышается у них постепенно, выздоравливают они медленно. Таковы были Цезарь, Карл XII, Квант, Шопенгауэр, Бальзак, Моцарт, Менделеев.
Во второй группе оказались люди, сильно и быстро реагирующие на некоторые воздействия. Это энтузиасты, творцы новых идей. В науке они открывают новые пути, оставляя разработку деталей первой группе. Температура у них подскакивает и падает, диктуя резкие перемены и в общем состоянии. Они любят работать утром, быстро устают, но и быстро восстанавливают силы. Такие люди предрасположены к базедовой болезни, ревматизму, подагре, диабету, ожирению, гипертонии и обычно очень чувствительны к перемене погоды.
Утренние часы посвящал работе Лев Толстой. Наполеон с восходом солнца всегда был на ногах.
Однако не всегда образ жизни «сов» и «жаворонков» можно назвать здоровым. «Совы» ведут противоестественный образ жизни, который разрушает согласованность ритма клеток с освещенностью в течение суток. Солнечная энергия через повышение температуры тела, образование витаминов (например, витамин «Д» образуется при освещении тела), ионизацию жидкостных сред организма и другие факторы усиливает биохимические реакции, что приводит к повышению активности организма. В темное время суток эта естественная подпитка отсутствует, к тому же ночью организм охлаждается, а большинство ферментов оптимально активны при температуре 37-38 °С. Понижение температуры тела значительно снижает их активность, спазмируются сосуды. Только эти два фактора ухудшают переваривание принятой ночью или на ночь пищи, а также удаление из организма продуктом метаболизма. В результате такого порочного образа жизни происходит сильнейшая зашлаковка организма. Помимо этого, человек должен затрачивать собственные дополнительные усилия на «проталкивание» неестественного ритма бодрствования. Это в значительной мере преждевременно изнашивает организм.
«Совы» используют ночные часы для той или иной творческой работы, т.к. действительно на 24 - 1 час ночи приходится один из пиков нашей работоспособности. Но он является неестественной активностью, и в последующие дни у таких людей резко снижается работоспособность. Такие нарушения естественного ритма сна приводят к ишемической болезни сердца, гипертонии, хронической усталости и пр. Люди, живущие вопреки естественному биоритму, ускоряют процесс старения.
Быть жаворонком тоже не всегда полезно. Помимо того, что они сильнее подвержены некоторым видам заболеваний, а также стрессам и переживаниям, они также преждевременно изнашивают свой организм. Вставая очень рано, чтобы пойти на работу или сделать зарядку, человек не приносит пользы своему здоровью. Напротив, он скорее увеличивает риск возникновения заболеваний сердца и сосудов.
Поэтому наиболее благоприятен для организма режим «голубь». Таким образом, живет в соответствии со световым режимом, дает полноценно отдохнуть своим органам. Ему легче наладить распорядок дня, приспособиться к режиму трудовой нагрузки.
Но лучше всего прислушаться к своему организму и почувствовать, какой режим ему ближе всего. У каждого человека есть свой собственный график изменения работоспособности, который нетрудно определить. Возможно, мы заставляем себя жить в противоестественном режиме, трудиться в часы спада работоспособности и отдыхать, когда она на максимальном уровне. Если настроить свои биологические часы на нужный лад, соответствовать строго установленному режиму и жить в согласии со своим собственным организмам, то он прослужит нам много лет, сохранив дееспособность и здоровье.
Таким образом, мы видим, что сон крайне необходим для нормальной жизнедеятельности и здоровья организма. К тому же необходимо, чтобы сон был продолжительным, качественным и согласовывался с природными биоритмами. Недосыпание может привести к нежелательным последствиям, вызвать в организме серьезные расстройства и спровоцировать тяжелые болезни. Поэтому для того, чтобы сохранить здоровье и хорошее самочувствие на долгие годы необходимо высыпаться.
В последнее время проблема нарушения режима сна и бодрствования, недосыпания особенно часто встречается среди учеников, мы решили исследовать, сколько времени учащиеся 10 классов нашей школы уделяют сну? Высыпаются ли они? К какому типу активности относятся («совы», «голуби» или «жаворонки»), страдают ли от нарушения сна, соблюдают ли гигиену сна? А также выяснить, как влияет сон на работоспособность учеников? Участвовали в исследование 53 учеников 10 классов и им была предложена анкета (см. Приложение №1).
В ходе анализа анкеты мы получили следующие результаты.(приложение №2).
Раздел 1. Сон. В 10-х классах не высыпается почти 80% учеников, из которых 20% приобретает хроническую форму.
Количество часов, которое нужно ученику, чтобы выспаться, неизменно вне зависимости от возраста. Оно колеблется от 6 до 10 часов, но в большинстве своем составляет 7-8 часов. Для подростка сон для полноценного отдыха необходим 8-9 часов. Однако увеличивается разница между временем, которое ученик отводит на сон, и временем, которое ему необходимо, чтобы выспаться.
Ученики поздно ложатся спать, в основном, по следующим причинам: они делают уроки и занимаются (19%), отдыхают - читают книги, смотрят телевизор, сидят за компьютером (39%), поздно ложатся родители, брат, сестра – 7%, все равно не засну – 35%.
Примерно 30 % учащихся отметила, что они спят ночью неспокойно и иногда просыпаются, несмотря на то, что соблюдают гигиену сна. Большинство спят в свободной одежде, в темной проветренной комнате на удобной кровати с чистым постельным бельем.
Некоторые учащиеся (15%) употребляют энергетики типа колы, кофе. Никто не применял снотворное.
Уровень недосыпания у учеников разный: одни чувствуют лишь легкую усталость в течение дня, других одолевает сонливость в неурочное время, а некоторые отмечают, что сильно мучаются от недосыпания, им хочется спать на уроках (26%). В таком случае недосыпание носит острый характер и очень негативно сказывается на состоянии организма. Таким образам, можно сделать вывод, что недосыпание - достаточно актуальная проблема в нашей школе. Из-за этого ученики хотят спать на уроках, а некоторые очень плохо себя чувствуют. С недосыпанием также связано понижение работоспособности и ухудшение качества сна. Однако многие стараются соблюдать гигиену сна и соответствовать постоянному графику сна и бодрствования.
Раздел 2. «Совы» и «жаворонки». В этом разделе мы пытались выяснить, к какому из типов активности относится учащийся. Оказалось, что ярко выраженных типов очень мало, а также во многих случаях наблюдается несоответствие между тем, какой тип заложен в организме природой, и тем, какому типу приходится соответствовать при жизни.
100% учеников отмечают, что они пользуются будильником регулярно, просыпаются нехотя и не сразу(48 %), чувствуют разбитость в течение получаса (67%) , а зачастую и несколько часов (22%). С легкостью просыпаются всего 26%, а очень трудно просыпаются -26% учеников. Очень многие склонны поздно ложиться и поздно вставать, тем самым, тяготея к «совам». Однако этому можно найти и другие объяснения: многие учащиеся неорганизованные, откладывают все на потом, часто опаздывают. Это заставляет их заниматься до глубокой ночи и автоматически перейти на режим «сова», даже если по природе они «жаворонки». Мы подсчитали, сколько человек какому ритму соответствует. Для наглядности была составлена диаграмма. Как выяснилось, подавляющее большинство учащихся - «голуби» - 58%, «совы» - 31%, «жаворонки» - 11%.
В качестве вывода к этому разделу можно сказать, что умение организовывать свой рабочий день сильно сказывается на режиме сна и бодрствования. Те из учащихся, которые сбивают свои биоритмы, плохо себя чувствуют; их работоспособность понижается.
Раздел 3. Работоспособность. В этом разделе исследовалось влияние недосыпания на работоспособность учащихся, а также оценивалась общая их работоспособность.
Совершенно четко заметно, что работоспособность из-за недосыпания понижается, правда, у разных людей по-разному. У некоторых просто понизится настроение(16%) и пропадет интерес к работе, а некоторые вообще ничего делать не смогут (1%). Трудно работать у 25% учащихся, работоспособность почти не снижается у 31% десятиклассников.
Те, кто относится к типу активности «жаворонок» или «сова», отмечают, что их работоспособность больше зависит от того, какое сейчас время суток. А «голуби» утверждают, что их работоспособность зависит от того, как давно и как долго они спали.
Работоспособность учеников различна: одни могут работать при любых условиях, совершенно не обращая внимания на внешние раздражители (82 %) , а другим для плодотворной работы необходима атмосфера абсолютной тишины (18%). Однако замечено, что большинство учащихся все-таки склонны отвлекаться. Их могут отвлекать свет, музыка, разговоры, посторонние шумы, чувство сытости, а особенно люди, собственные мысли и чувство голода. Несмотря на это, подавляющее большинство учащихся (82%), делая уроки, параллельно смотрят телевизор, слушают музыку, говорят по телефону, сидят за компьютером и едят. Неудивительно, что за день они мало что успевают и основная работа остается на ночное время.
Те 18 % учеников, которые делают уроки в абсолютной тишине, как ни странно, имеют повышенную успеваемость и высыпаются. Почти 80% учеников проводят за компьютером и перед телевизором от 3 до 5 часов., чаще всего вечером.
В качестве вывода к этому разделу отметим, что учащимся нужно меньше отвлекаться и серьезнее подходить к выполнению той или иной работы. Необходимо меньше времени проводить за компьютером и просмотром телепередач, так как «читают и учатся» за компьютером всего 23 % учащихся. Остальные в большей степени общаются или просто «лазают в интернете». Для плодотворной деятельности необходимо днем организовывать вокруг себя соответствующую спокойную обстановку, а ночью отдыхать от дневных дел. Это самый полезный для организма режим функционирования, которым не стоит пренебрегать.
Раздел 4. Здоровье. И, наконец, обратим внимание на здоровье учащихся. Здесь совершенно четко видна зависимость: чем меньше человек спит, тем больше жалуется на здоровье. У большинства недосыпание вызывает бледность, боли в голове, покраснение и жжение глаз, забывчивость, исчезновение или появление аппетита, невнимательность, неспособность думать, ухудшение памяти, синяки под глазами, слабость, снижение физического тонуса и усталость. Особенно сильно недосыпание сказывается на психологическом состоянии человека. Недосыпающие (26%) жалуются на агрессивность, беспокойство, депрессии, конфликтность, медлительность, нерешительность, нетерпение, опустошенность, равнодушие, раздражительность, потерю интереса к учебе, торможение, угнетение и чувства страха, тревоги, смятения, безысходности, отчаяния, неловкости. Эти данные доказывают негативное влияние недосыпания на здоровье учащихся.
Таким образом, мы видим из этих данных, что недосыпание очень негативно влияет на состояние организма, причем не только физическое, но и психическое.
Те ребята, которые высыпаются, по праву считают себя здоровыми людьми.
Заключение.
Человек треть жизни проводит во сне. Но сожалеть об этом времени, считать его потраченным впустую, по меньшей мере, несправедливо. Ведь мы спим не только потому, что наше тело нуждается в отдыхе. Пробуждение после крепкого здорового сна можно сравнить с маленьким рождением – обновлением организма. Ведь только благодаря сну мы способны каждый день полноценно работать и активно отдыхать, ясно мыслить и чем-то увлекаться в жизни. Все функции сна до сих пор еще не выявлены, но можно утверждать, что:
1. Сон обеспечивает отдых организма и восстановление энергозатрат.
2. Сон играет важную роль в процессах метаболизма. Во время медленного сна у детей повышается выработка гормона роста. Быстрый сон: восстановление пластичности нейронов, и обогащение их кислородом; биосинтез белков и РНК нейронов. В это время также происходят восстановительные процессы и заменяются мертвые клетки.
3. Сон способствует переработке и хранению информации. Сон (особенно медленный) облегчает закрепление изученного материала, позволяет произойти переменам в мозгу, чтобы включились механизмы обучения и запоминания; быстрый сон реализует подсознательные модели ожидаемых событий. Последнее обстоятельство может служить одной из причин феномена дежавю.
4. Сон — это приспособление организма к изменению освещенности (день-ночь).
5. Сон восстанавливает иммунитет.(6)
В ходе исследования оказалось, что четверть опрошенных учащихся 10 класса страдают хроническим недосыпанием, тратя время сна на просмотр телевизора и за компьютером. Им трудно работать на уроках, хочется спать, ухудшается способность к обучению. Хотя часть из них стараются восполнить недосыпание на выходные, но все - таки не восполняют количество сна. Всего 40 % учащихся чувствуют себя выспавшимися, но просыпаются из них легко только половина ребят.
В результате сделаны выводы:
от продолжительности сна; от качества сна; от того, как согласуется режим сна и бодрствования человека с биоритмами природы.
Рекомендации ученикам 10 классов:
• нужно иметь постоянный график сна. Продолжительность сна должна составляет 7-8 часов вместе в дневным;
• нужно работать в атмосфере абсолютной тишины, делать уроки днем, ни на что не отвлекаясь;
• необходимо меньше проводить времени за компьютером и телевизором, исключая их в вечернее и ночное время;
Вот та модель режима сна и бодрствования, которой нужно придерживаться, чтобы быть здоровым и успевающим человеком.
Список литературы
4. Демин Н. Н., Коган А. Б. и Моисеева Н. И. Нейрофизиология и нейрохимия сна, Л., 1978.
5. Биология. Энциклопедия для детей. М., 1997. Т.4.
6. Краткая медицинская энциклопедия. М., 1988. - 600 с.
7. Роттенберг В. С. «Адаптивная функция сна, причины и проявления ее нарушения», 1982.
8. http://medicinform.net/
8. http://www.psystatus.ru/
9. http://www.Wikipedia.org.ru/
Приложение №1 .
АНКЕТА
Перед Вами анкета, на результатах которой будет основываться научное исследование, поэтому просьба отнестись к заданию серьезно. Вам требуется ответить на нижеследующие вопросы. На некоторые уже предложены варианты ответов. Вам остается только выбрать (не обязательно один вариант). Если подходящего варианта нет, вы можете написать свой ответ рядом или в конце анкеты как примечание. На некоторые другие вопросы Вам придется ответить самостоятельно. Анкета анонимна. Вы указываете лишь пол и класс. Заранее спасибо!
Пол: М Ж класс - __________
Раздел 1. Сон
1. Есть ли у вас постоянный график сна?
А) Да, я ложусь в ___ часов и встаю в ______ часов
Б) Нет, я сплю в среднем часов, но в разное время суток
2.Сколько часов Вам нужно, чтобы выспаться? __________________________
3.Какова Ваша недельная нагрузка помимо школы? (в часах)
4. Считаете ли Вы приемлемым дневной сон?
А) Да, я сплю днем
Б) Да, но у меня нет возможности спать днем
В) Не считаю это необходимым
5. Вы : а) Высыпаетесь б) Не высыпаетесь
6. Хочется ли Вам спать на уроках?
А) Да, потому что я мало сплю Б) Да, потому что на уроках неинтересно
В) Нет, потому что интересно г) Нет, потому что я высыпаюсь
7. Если Вы поздно ложитесь спать, то по причине:
А)Все равно не засну; б) Поздно ложатся родители, брат, сестра
В)Делаю уроки, занимаюсь г) Читаю книги, смотрю телевизор, сижу за компьютером
8. Как часто бывает, что за сутки вы спите меньше
А) 8 часов______________ Б) 6 часов_______________ В) 4 часа________________
9. Пропускаете ли Вы школу или другие занятия, потому что Вам надо отоспаться?
А)Да, в среднем раз в неделю Б)Да, в среднем раз в 3-4 недели в) Не пропускаю по этой причине
10. Часто ли Вы спите больше 12 часов подряд?
А)Бывает, во время учебы Б) Бывает, чаще на каникулах в) Очень редко
11. Если Вы хотите спать, Вы: а) Ложитесь сразу б)Ложитесь через 0.5-1 час
В) Продолжаете делать дела до тех пор, пока не сделаете или пока не доведете себя до изнеможения
12. Вы ложитесь спать
А)Просто когда становится поздно, даже если особо не хочется спать
Б)Когда родители заставляют ложиться в) Даже если не все успел сделать - здоровье важнее
Г)Если уже совсем ничего не могу делать д)Просто когда захочу
13. Легко ли Вы засыпаете? А) Да, всегда засыпаю сразу б)Иногда лежу дольше 15 минут
В) Иногда не могу заснуть больше получаса г)У меня часто бывает бессонница
14. Бывает ли так, что Вы не можете заснуть? Если да, то по какой причине?
А)Плохое самочувствие Б) Только что поел в)Нет усталости г) Напился кофе
Д)Неудобства (кровать, температура в комнате, свет) е)Волнения, стрессы, перевозбуждение, перенапряжение
15.Спокойно ли Вы спите? А) да б)нет
16. Просыпаетесь ли Вы ночью? А) да б)нет
17.Соблюдаете ли Вы гигиену сна? (выберите несколько ответов)
А)Сплю в свободной одежде б) Сплю, в чем засну в)Сплю в проветренной комнате
Г) Не проветриваю д)Сплю на удобной кровати с чистым постельным бельем
Е)Сплю, на чем засну: нет сил разложить диван или поправить сбившуюся простыню
Ё) В комнату не проникает свет Ж) В окно светит фонарь
З) Могу уснуть при включенном верхнем свете и)Могу заснуть в неудобной позе
К) Могу спать сидя или лежа за столом
18. Употребляете ли Вы энергетики (кофе, кола, адреналин)
19. Употребляете ли Вы снотворные?
20.Бывает ли, что вы надолго засыпаете, делая уроки, смотря телевизор, слушая радио?
А) Бывает, если я очень устал: иногда я могу проспать так всю ночь
Б)Бывает, но я скоро просыпаюсь
В) Не бывает, я не настолько устаю, чтобы засыпать при шуме или в неподобающем месте
21. Выберите утверждение(я):
А) Я очень недосыпаю и сильно от этого мучаюсь
Б) В любое время суток, если я лягу и закрою глаза, я моментально усну
В) Иногда я засыпаю даже тогда, когда не хочу или нельзя: на уроках, например
Г) Я все время пытаюсь улучить минутку, чтобы вздремнуть
Д) Когда я начинаю читать, через некоторое время у меня начинают плыть строчки и я засыпаю
Е) Интересная работа может подавить желание спать
Ё) Я все время бодр и чувствую усталость только ко времени, когда я обычно ложусь спать
Ж) Я никогда не заставляю себя что-либо делать, если хочу спать
З)Я успеваю сделать все, что нужно, за день, и поэтому сплю столько, сколько хочу / высыпаюсь
И) Я знаю, что мало спать вредно, поэтому в любом случае сплю 6-7 часов в день
К) Мне было бы намного удобнее спать днем (после школы) и всю ночь заниматься своими делами
Раздел 2 Типы людей по рабоспособности
22.Если бы Вы сами устанавливали свой график, во сколько Вы бы ложились спать и вставали?
Я бы спал(а) с _______ по ________
23.В какое время суток Вам сильнее всего хочется спать? ________________________
24.В какое время суток Ваша работоспособность максимальна: а)утром; б)днем в) вечером, ночью
25. В какое время суток Ваша работоспособность минимальна: а)утром; б)днем в) вечером, ночью
26. Раздражительность человека изменяется с течением суток. Когда с Вами чаще всего случаются ссоры, приступы агрессии, повышается нервозность и конфликтность?
а)утром; б)днем в) вечером, ночью
27. Вы предпочитаете
А) Рано ложиться и рано вставать
Б) Поздно ложиться и поздно вставать
28. Если Вам предстоит бодрствовать всю ночь, Вы предпочтете
А)Отоспаться перед ночью
Б) Отоспаться после ночи
В) Немного поспать до и немного после
29. Перед зачетом или контрольной работой Вы
А)Ложитесь спать пораньше или как обычно Б) Готовитесь до глубокой ночи в) Готовитесь все утро
Г) Готовитесь и ночью, и утром, притом работа достаточно эффективна
30. Если у Вас осталась невыполненная работа, Вы
А) Будете делать до ночи и ляжете поздно б) Встанете пораньше и доделаете утром
31. . Если Вы легли спать на несколько часов позже, чем обычно, Вы:
А) Проснетесь в обычное время и больше не заснете
Б) Проснетесь в обычное время и потом еще немного поспите
В) Будете спать дольше, чем обычно
32 . Пользуетесь ли Вы будильником?
А) Да, но иногда я его не слышу и просыпаю Б) Да, он мне просто необходим
В) Не обязательно: я просыпаюсь за несколько минут до звонка
Г) Перед важными мероприятиями я автоматически просыпаюсь вовремя
Д) Я всегда просыпаюсь без будильника
33. Легко ли Вам просыпаться утром?
А) Легко Б) Не очень легко В) Очень трудно
34 . Сразу ли Вы встаете утром?
А) Да, как только прозвенел будильник
Б) Не совсем, встаю через _______ минут после пробуждения
В) Не сразу, люблю понежиться в кровати и поспать еще «пять минут»
35. Чувствуете ли Вы сонливость и разбитость после пробуждения?
А) Нет, я просыпаюсь бодрым и отдохнувшим б) Да, в течение получаса
В) Да, первые несколько уроков
36. Чувствуете ли Вы усталость в течение дня?
А) Да, но только перед сном б) Да, во второй половине дня В) Да, в первой половине дня
Г) Все время чувствую д) Вообще не чувствую е) Это ощущение появляется периодически
37. Способны ли Вы работать после 12 часов ночи?
А)Нет, к этому времени мне очень хочется спать
Б) Да, но только до _______ часов В) Да, притом, до утра Г) Так часто получается
38 . Легко ли Вы адаптируетесь к новому режиму, перемене часового пояса?
А) Сразу же адаптируюсь Б) Мне нужно день-два В) Мне нужна неделя
39. Вы делаете уроки а) Сразу после школы б) Ближе к вечеру в) Ночью г) Рано утром
Раздел 3. Работоспособность
40. Сильно ли снижается Ваша работоспособность, если Вы не выспались?
А) Позеваю - и перестану Б) Буду соображать медленнее
В) Будет болеть голова, и мне будет трудно работать г) Понизится настроение
Д) Буду вялым и медлительным Е) Вообще ничего делать не смогу
Ё) Снизится, существенно Ж) Почти не снизится
39. Ваша работоспособность зависит больше
А) От того, как давно и как долго Вы спали Б)От того, какое сейчас время суток
41. Вы
А) Можете работать при любых условиях, совершенно не обращая внимания на внешние раздражители и полностью сосредоточившись на своей работе
Б) Можете полноценно работать при шуме, хотя время от времени отвлекаетесь
В) Сильно отвлекаетесь, что делает работу менее плодотворной
Г) Можете работать только при абсолютной тишине, когда никто и ничего не отвлекает
42. Делая уроки, Вы
А) Находитесь в атмосфере абсолютной тишины Б) Параллельно смотрите телевизор
В) Параллельно слушаете музыку Г) Параллельно говорите по телефону
Д) Параллельно находитесь в Интернете или общаетесь с друзьями Е) Параллельно едите
43. От работы Вас может отвлекать
А) Свет Б) Музыка В) Разговоры Г) Люди Д) Собственные мысли
Е) Посторонние шумы Ё) Чувство голода Ж) Чувство сытости
44. Ваша успеваемость (оценка за полугодие):
А) Математика ________
Б) Физика _______
В) Русский язык ________
Г) Английский язык _________
Д) Химия _________
Е) Биология __________
45. Относитесь ли Вы к такому типу людей, которые посвящают ночь работе? Если да, то почему Вы работаете именно ночью? ____________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел 4. компьютер и телевизор
46. Как часто и по сколько времени Вы проводите за компьютером (в среднем)?
___________
Чаще всего
А) Днем б) Вечером в) Ночью
С какой целью?
А)Учусь / работаю б) Играю в) Общаюсь г) Лазаю в Интернете д) Читаю книги
47. Сколько вы смотрите телевизор? В какое время? ______________________________
А) Днем б) Вечером в) Ночью
Раздел№4. Здоровье
48. Есть ли у Вас проблемы, связанные с недосыпанием? (отметьте или подчеркните нужное)
Физиологические:
«Переклинивание» мозгов
Бледность
Боли в голове
Глаза: болят, слезятся, опухают, краснеют, хуже видят; их дерет, они закрываются
Давление: повышенное / пониженное
Дрожь
Забывчивость
Звон в ушах
Избыточный вес
Исчезновение / появление аппетита
Лихорадка
Нарушения в речи
Невнимательность
Неприятные ощущения в области сердца
Неспособность думать
Общее болезненное состояние боли в суставах, позвоночнике, шее, мышцах
Опухание кожи
Отсутствие мыслительного процесса
Отсутствие снов
Падение температуры
Плохая память
Повышение уровня сахара в крови
Раздражения на коже
Сердце: стучит неравномерно, сбивается, дает боли, стучит сильнее обычного
Синяки под глазами
Слабость
Снижение физического тонуса
Судороги
Усталость
Психологические:
Агрессивность
Беспокойство
Видения
Дежавю
Депрессии
Замкнутость
Конфликтность
Медлительность
Нерешительность
Нетерпение
Опустошенность
Плохие сны
Равнодушие
Раздражительность
Сниженная устойчивость к стрессу
Теряется интерес к работе
Торможение
Трудности с самообладанием
Угнетение
Чувства: страха, тревоги, смятения, безысходности, отчаяния, неловкости
А также: ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
49.Есть ли у Вас какие-либо расстройства (дыхательной, пищеварительной, опорно-двигательной, нервной, иммунной систем и т.п.)? _______________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
50.Часто ли в жизни Вам приходится переживать, волноваться, нервничать и т.п.?
_____________________________________________________________________________
51.Можете ли Вы назвать себя абсолютно здоровым человеком? Ваши комментарии, заметки и пожелания: _______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Большое спасибо!
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Рисуем осенние листья
Пейзаж
Пчёлы и муха
5 зимних аудиосказок
Три орешка для Золушки