«Что в имени тебе моем?..» - спрашивает А.С. Пушкин в одном из своих стихотворений. Действительно, вопрос о том, какой смысл несет в себе личное имя, все еще до конца не решен.
С давних времен, как только люди стали сознательно владеть языком, они начали давать имена всему, что их окружало: предметам, явлениям, событиям и, конечно же, самим людям. Имя − основное средство общения. В имени всегда видится нечто большее, чем просто «название» человека, в нем имеется определенный тайный смысл. Людям всегда казалось, что имя незримой нитью связано с прошлым, будущим и настоящим его обладателя.
Собственное личное имя – предмет особого внимания в жизни личности и человеческого коллектива, потому что оно появилось в обществе c самого начала осознания им своей человеческой сущности. Во все времена, у всех народов личное имя – это особый объект, который охраняется этим народом, используется для обозначения личности и её выделения среди себе подобных. Функционирующие в речевой действительности личные имена складывались по-своему в каждой языковой системе. До сих пор среди лингвистов ведутся споры, решается проблема, касающаяся первичности-вторичности возникновения собственного или нарицательного имен.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 138 КБ |
![]() | 1000.87 КБ |
![]() | 700.22 КБ |
МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа» Черемисиновского района Курской области
Научно-исследовательская работа
«Что в имени тебе моем?
(Особенности функционирования имени собственного в фольклоре и жизни человека)»
Подготовил: Суслов Евгений
Александрович, 9 класс
Руководитель работы: Горлатых
Оксана Ивановна учитель
русского языка и литературы
МКОУ «Покровская средняя
общеобразовательная школа»
Курск, 2016
Оглавление
1. Введение…………………………………………………………………...…3
2. Учение об имени собственном в языкознании…………….………………5
3. Имя собственное в фольклорных текстах………………………………….8
4. Экспериментальная часть исследования и ее анализ…………………….. 9
5. Заключение………………………………………………………………….14
Введение
«Что в имени тебе моем?..» - спрашивает А.С. Пушкин в одном из своих стихотворений. Действительно, вопрос о том, какой смысл несет в себе личное имя, все еще до конца не решен.
С давних времен, как только люди стали сознательно владеть языком, они начали давать имена всему, что их окружало: предметам, явлениям, событиям и, конечно же, самим людям. Имя − основное средство общения. В имени всегда видится нечто большее, чем просто «название» человека, в нем имеется определенный тайный смысл. Людям всегда казалось, что имя незримой нитью связано с прошлым, будущим и настоящим его обладателя.
Собственное личное имя – предмет особого внимания в жизни личности и человеческого коллектива, потому что оно появилось в обществе c самого начала осознания им своей человеческой сущности. Во все времена, у всех народов личное имя – это особый объект, который охраняется этим народом, используется для обозначения личности и её выделения среди себе подобных. Функционирующие в речевой действительности личные имена складывались по-своему в каждой языковой системе. До сих пор среди лингвистов ведутся споры, решается проблема, касающаяся первичности-вторичности возникновения собственного или нарицательного имен.
Существенную роль в общении людей имена играли во все эпохи. Поэтому и невозможно представить лексику какого-либо языка без имен собственных. В науке личные собственные имена людей называют антропонимами. Они представляют собой часть истории и общечеловеческой культуры, так как в них отражаются быт, верования, фантазия и художественное творчество, а также исторические контакты народов.
Функционируя в составе фразеологических единиц, ономастическая лексика значительно обогащает их содержание, являясь хранителем сведений о традициях, обычаях, быте, верованиях, мировоззрении русского народа, культурных, исторических, социальных особенностях страны.
Целью данного исследования является анализ и описание уровня знаний школьников об имени собственном.
Цель предполагает решение следующих задач:
- познакомиться с историей изучения имени собственного;
- составить задания для учащихся по теме «Имя собственное»;
- провести исследование среди учащихся старших классов;
- на основании полученных результатов сделать выводы.
Объектом исследования является имя собственное.
Предмет настоящего исследования – особенности функционирования имени собственного в фольклоре и жизни человека.
Актуальность исследования. Несмотря на то, что по данной теме написано немало научных работ, проблема изучения ономастики, в том числе и в школе, остается открытой. Также продуктивность разрабатываемого в современной лингвистике антропоцентрического подхода к описанию языка, усиление стремления к исследованию языковой личности и национального в языке обусловили активизацию внимания к описанию языковой картины мира, поскольку язык, содержит сведения о национальной специфике определенного языкового коллектива. Наибольшей лингвокультурологической значимостью обладают языковые единицы двух типов: имя собственное и фразеологизм, что нами и будет рассматриваться в данном исследовании.
2. Учение об имени собственном в языкознании
Собственные имена c давних пор привлекали внимание ученых. Историю их возникновения, значение и смысл, связь c жизнью общества, c мировоззрением и верованиями людей, c окружающей нас природой изучали и изучают представители самых разных научных дисциплин.
Ономастика как раздел науки долгое время считалась вспомогательной дисциплиной для таких наук, как география, история и ряда других наук, при этом не учитывалась всерьез ее лингвистическая суть. «Это объясняется положением имен собственных в языке, их более тесной связью с внеязыковыми фактами, чем у имен нарицательных», — отмечает советский и российский лингвист В.Д. Бондалетов. «Любое наименование, любое имя собственное (вне зависимости от того, к какому объекту живой или неживой природы оно относится: к человеку, животному, улице, городу, озеру, книге или даже космическому кораблю) – это слово, а поэтому оно входит в систему языка, образуется по законам языка, по определенным законам живет и употребляется в речи, подвергается разным изменениям». Также этот факт отмечает и отечественный лингвист А.В. Суперанская, она утверждает: «Существует ряд наук, особенно заинтересованных в ономастическом материале (история, география и др.), представители которых считают ономастику своей вспомогательной дисциплиной. Однако собственные имена — слова, и как таковые они принадлежат, прежде всего, лингвистике. Правда, в составе географической или исторической номенклатуры имеется немало редких названий, почти не употребляющихся в повседневной практике. Это накладывает особый отпечаток на значительные пласты онимии, делая их принадлежностью узкого круга специалистов, но все же не превращая в географическую или историческую категорию» [5].
Слово «ономастика», как и многие лингвистические термины, греческого происхождения, буквально означает «искусство давать имена».
Еще древнеегипетские, древнегреческие и древнеримские ученые обратили внимание на особенности имен собственных. Гораздо позже стоиками, а в частности, греческим философом Хрисиппом они были выделены как особый класс слов. Однако и позднее — в эпоху Возрождения, а также в Новое Время и в течение всего XIX столетия продолжалась дискуссия о них, в ходе которой было высказано немало как однозначных, принимаемых большинством ученых, так и совершенно противоположных суждений [5].
Для исследователей самой трудной задачей оказалось определение своеобразия значения имени собственного.
«В XIX веке, — отмечает В.Д. Бондалетов, — эта проблема воспринималась не столько как лингвистическая, сколько как логическая, поэтому ее исследователями были преимущественно логики и философы» [1].
Много усилий по ее разрешению посвятил крупный английский логик Джон Стюарт Милль. Он приходил к выводу, что собственные имена не обладают значением, они — своеобразные ярлыки, или метки, помогающие узнавать предметы и отличать их друг от друга. С именем-меткой не связывается характеристика названной вещи, оно лишь называет ее. Милль предполагал, что «коннотирующие имена появились после собственных» [2].
Другие зарубежные исследователи, в том числе и X. Джозеф, не соглашаясь с Миллем, отказывавшим собственным именам в семантике, высказывали прямо противоположное мнение: они не только допускали наличие у собственного имени значения, но полагали, что «собственное имя имеет даже больше значения, чем нарицательное».
Истоки же отечественной ономастики принято видеть в статье А. Х. Востокова «Задача любителям этимологии» (1812), обращённой в первую очередь к топонимии, систематическое собирание фактов которой началось в 1847 году после «обращения» Русского географического общества.
К концу XIX века русская наука уже располагала фундаментом для развития ономастики как самостоятельной научной дисциплины, что и происходит во второй половине XX века, когда в академических институтах создаются группы ономастики, проводятся ономастические конференции, семинары, публикуются продолжающиеся издания типа «Ономастика», «Ономастика Поволжья». Специализированный журнал «Вопросы ономастики» начинает выходить в Екатеринбурге в 2004 году [3].
Отметим значение ономастики в современной системе знаний. Ономастика − это наука прежде всего лингвистическая, ведающая особым типом слов в языке, их спецификой и отношениями со всеми другими словесными ресурсами. Однако говорить о том, что это наука исключительно лингвистическая, не приходится. Ведь для объяснения многих тайн имен собственных невозможно обойтись без обращения к данным диалектологии и фольклористики, истории и археологии, наконец, географии, геологии, ботаники и других естественных наук.
Сложность предмета ономастики делает ее комплексной наукой с широкой гуманитарной основой и глубокими связями с естественными дисциплинами. Отношения ономастики со всеми названными науками можно назвать взаимно обогащающими: широко пользуясь данными этих наук для решения своих проблем, она предоставляет им безусловно важную, а часто просто необходимую информацию[4].
3. Имя собственное в фольклорных текстах
Фольклорный текст имеет свои особенности: отсутствие авторов как таковых не позволяет найти взаимосвязи между ономастиконом в произведении и чьи-то замыслом. На выбор имен собственных, закрепившихся в различных текстах, влияют разные факторы: жанр произведения и степень развития ономастической системы языка в момент создания произведения.
Собственные имена в фольклоре возникли и существуют как средства выделения индивидуального из общего. Эта функция и определяет качественное своеобразие имени собственного, и также имеет лингвистическую и социальную значимость. Все элементы в системе языка взаимообусловлены и взаимосвязаны.
В различных фольклорных жанрах (былины, песни, сказки, пословицы, поговорки) употребляются различные виды собственных имен, а также встречаются местности, события, лица людей, которые известны в истории. Так, например, в песнях народ выражает свое отношение к событиям истории, ненависть к врагам и любовь и уважение к правителям, а в сказках и былинах встречаются традиционные фольклорные и мифологические имена. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Василиса Прекрасная, Иван-дурак). Среди топонимов и антропонимов встречаются как стилистически нейтральные, так и стилистически окрашенные различные варианты личных имен.
Все пословицы, включающие в свой состав антропонимы, можно условно разделить на две большие группы. В первую входят пословицы, источник которых стоит искать в исторических событиях, реальных или вымышленных. Для героев этих сюжетов можно (и даже необходимо) найти исторический, сказочный или иной прототип. Это может быть персонаж легенды или сказки, полководец, царь или православный святой. Во вторую группу входят пословицы, выбор имен в которых связан с рифмой и с социальной, общественной типизацией имени. Сюда можно отнести многочисленные пословицы, героями которых являются Ваньки, Емели, Афони, Варвары и Марьи. Рассмотрим каждую из групп более подробно.
Еще один значительный пласт среди пословиц первой группы составляют пословицы на религиозную тематику. Их можно назвать множество: это пословицы об Адаме и Еве, о библейских героях, о православных святых.
4. Экспериментальная часть исследования и ее анализ
Ономастика как раздел языкознания в школе специально не изучается. Чаще всего обращение к собственным именам на уроках русского языка сводится к правилам написания и употребления собственных имен в речи. Но онимы (собственные имена) являются многоуровневыми и многосторонними. Это связано с тем, что собственные имена в языковой системе занимают особое место среди других слов, так как являются теми единицами нашей речи, которые выполняют функцию выделения, индивидуализации и представляют собой разнообразные названия и имена. Как правило, наибольший интерес для исследования представляют антропонимы (имена людей), а среди антропонимов самым значимым для человека является его собственное имя.
С учащимися старших (8-11) классов нами был проведен эксперимент. Его основная цель – выявить уровень знаний учащихся средней общеобразовательной школы об ономастике. Кроме того предполагалось приобщение школьников к изучению имен собственных.
Целью эксперимента было выявление уровня знаний учащихся по теме «Ономастика». Методы диагностики, которые применялись на данном этапе эксперимента – это задания, направленные на работу с фольклорными текстами (пословицами и поговорками), содержащими различные онимы. Все задания для констатирующего эксперимента были специально разработаны и подготовлены нами.
В эксперименте участвовало 22 ученика. На выполнение заданий учащимся было отведено 30 минут.
Задания, подготовленные нами для проведения эксперимента:
1. Горькому Кузеньке а) а Марья с голоду умирает.
2. Умен, как поп Семен: б) то Кузьме и Демьяну.
3. Федюшке дали денежку, в) все люди канальи.
4. По бороде – Авраам, г) а он и алтына просит.
5. У злой Натальи д) горькая и песенка.
6. Что хромо, что слепо е) книги продал, да карты купил.
7. Иван в дуду играет, ж) а по дела – Хам.
Какую окраску приобретают имена собственные в этих пословицах?
________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Разделите имена на две группы:
а) имена исконно русские;
б) имена, пришедшие в русский язык из других языков.
Иван, Богдан, Марья, Владимир, Фома, Наталья, Людмила, Ярослав, Всеволод, Яков, Вадим, Светлана, Кузьма, Андрей.
а)________________________________б)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие имена вы чаще всего встречали в русских пословицах и поговорках?
________________________________________________________________
3. Объясните значение приведенных пословиц и поговорок. О каких видах онимов идет речь в этих пословицах и поговорках?
В лицо человек сам себя не признает, а по имени знает.
Не имя человека красит, а человек имя.
С именем Иван, а без имени – болван.
Без имени ребенок – чертенок.
Корова без клички – мясо.
Крестил поп Иваном, да прозвали люди болваном.
По шерсти собаке кличка.
Слывет Нижним, да стоит на горе.
На бедного Макара и шишки валятся.
Легок на помине. Помяни по имени, а он тут.
Хорошо там и тут, где по имени зовут.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какой темой объединены эти пословицы и поговорки?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Назовите русского учёного, писателя и лексикографа, который составил сборник «Пословицы русского народа».
_____________________________________________________________
Анализ полученных результатов
В ходе анализа полученных результатов было выявлено, что учащиеся средней общеобразовательной школы недостаточно владеют знаниями по теме «ономастика». Самым сложным заданием для ребят стало задание № 2 на определение происхождения имен (исконно русские или пришедшие из других языков). Верно выполнить это задание не смог ни один ученик. С заданием № 1, в котором надо было найти продолжение пословиц и определить окраску имен собственных справилось 5 учеников (23%). Задание № 3, где нужно было прочитать предложенные пословицы и определить их общую тему, выполнили 8 учеников (36%). А самым легким заданием из предложенных для учащихся стало последнее (назвать русского учёного, писателя и лексикографа, который составил сборник «Пословицы русского народа»). С ним справилось больше половины участников эксперимента – 14 человек (64%).
Пятеро учеников (23% участвовавших) успешно справились с тремя заданиями (№1,3,4) и частично выполнили задание № 2. Шестеро ребят (27%) верно выполнили 3 задания из 4х. Правильно выполнить половину заданий смогли пятеро десятиклассников (23%). Четверо учеников (18%) смогли успешно выполнить лишь по одному заданию. И двое ребят (9%) не смогли выполнить верно ни одного задания из предложенных.
Таким образом, в ходе проведенного эксперимента было доказано, что в современной общеобразовательной школе недостаточное внимание уделяется изучению такой интересной темы как ономастика. По результатам проведения педагогического эксперимента был сделан вывод о том, что учащиеся плохо знают происхождение и значение популярных имен (в том числе и своего собственного имени), а также плохо знакомы с малыми жанрами фольклора, в частности с пословицами и поговорками. Результаты эксперимента были проанализированы и объявлены учащимся.
В школе необходимо дополнительно уделять внимание вопросам ономастики на таких уроках как география, история и, конечно, русский язык. Это будет способствовать повышению уровня знаний учащихся, а также развитию их интереса по данной теме.
Заключение
Рассмотрев и проанализировав различные вопросы ономастики, и онимы, взятые из текстов русских народных пословиц и поговорок, мы пришли к выводу, что ономастика на сегодняшний день изучена недостаточно, однако, интерес исследователей к данной теме на современном этапе увеличивается. Большинство работ по ономастике посвящены этимологии имени, его значению и коннотации.
Кроме того, нами был подготовлен, проведен и проанализирован эксперимент, а также составлены все задания для его проведения. Эксперимент показал, что большинство обучающихся старшей школы имеют сравнительно небольшой запас знаний о пословицах, содержащих онимы, а также недостаточно владеют знаниями об имени собственном.
Исходя из этого, цель нашего исследования – анализ и описание уровня знаний школьников об имени собственном – достигнута при решении следующих задач:
- познакомились с историей изучения имени собственного;
- составили задания для учащихся по теме «Имя собственное»;
- успешно провели исследование среди учащихся старших классов;
- на основании полученных результатов сделали соответствующие выводы.
Проведя данное исследование, мы можем утверждать, что имя собственное, функционирующее в составе пословиц и поговорок, приобретает некоторые особенности, которые позволяют вычленять его из ряда других имен собственных.
Список литературы
Никонов В. А. Имя и общество. – М.: Наука, 1974. - 278 с.
Список использованных словарей
Этот древний-древний-древний мир!
Рисуют дети водопад
Мост Леонардо
По морям вокруг Земли
Выбери путь