Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskayaya_rabota._konyaev_d.docx | 57.29 КБ |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»
Студенческая научно-практическая конференция
«Технологии в авиационном и ракетно-космическом машиностроении:
от истоков до наших дней»
Тема Личность человека и профессионала в авиационной и ракетно-космической отрасли
Специальность: 24.01.02 Производство летательных аппаратов
Выполнил: | Руководитель работы: | |
Студент 1курса, Группа Л-24 Коняев Дмитрий | Преподаватель высшей категории Ульянова Светлана Владимировна |
Москва
2019
Содержание
Введение | 3 |
Глава 1 Авиационная и ракетно-космическая промышленность | 4 |
Глава 2 Подвиг майора Р.Н. Филипова | 5 |
Глава 3 Профессионально-личностные качества лётчика | 10 |
3.1 Формирование личности лётчика | 11 |
3.2 Духовно-интеллектуальные основы профессионализма военного летчика | 12 |
Заключение | 16 |
Список литературы | 17 |
Введение
Тема: Личность человека и профессионала в авиационной и ракетно-косической отрасли
Актуальность исследуемой темы определяется тем, что в современных условиях в авиационной и ракетно-космической отрасли к человеку предъявляются особые требования: повышенная моральная и материальная ответственность, здоровье, высокая работоспособность, стрессоустойчивость и точность выполнения задания, высокий уровень профессионализма.
Таким образом, актуальность темы данной работы не вызывает сомнения.
Объект – требования, предъявляемые к человеку, занятому в авиационной и ракетно-космической отрасли.
Предмет – личностные и профессиональные качества человека, занятого в авиационной и ракетно-космической отрасли.
Гипотеза: высокие морально-нравственные и волевые качества лётчика являются определяющими в данной профессии.
Цель – выявление основных личностных и профессиональных качеств, необходимых лётчику.
Задачи:
1. Изучить историю жизни и подвига Р. Филиппова.
2. Выявить его личностные и профессиональные качества.
3. Изучить и систематизировать требования, предъявляемые лётчику.
4. Обобщить исследуемый материал.
При написании работы использовались следующие методы научного исследования:
Глава 1 Авиационная и ракетно-космическая промышленность
Летчик ведь начинается с мечты,
с веры в идеал, с преодоления и управления собой
в части ограничения желаний, страстей, привычек.
В.А. Пономаренко
Авиационная и ракетно-космическая промышленность - отрасль машиностроения, производящая летательные аппараты для гражданских и военных целей: (самолеты, вертолеты, космические аппараты и корабли, ракеты, а также их части, узлы и агрегаты).
Одна из наиболее технически развитых отраслей машиностроения с высокой степенью кооперирования и концентрации производства.
Ракетно-космическая отрасль играет ведущую роль в обеспечении военно-экономической безопасности, оказывая существенное влияние на уровень военного, экономического, научного потенциалов России.
На заседании президиума Государственного совета 29 марта 2007 г. Президент Российской Федерации во вступительной речи подчеркнул тот факт, что «ракетно-космическая отрасль, в целом, сохранила свой производственный потенциал и имеет неплохой научный задел на будущее. И именно сейчас у России есть возможность реально перейти от мер использования и поддержания прежнего, еще советского «космического потенциала» к осуществлению новых, действительно амбиционных проектов в космосе»...
Ракетно-космическая промышленность - одна из наиболее наукоемких и технически сложных отраслей. Например, межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) содержит до 300 тысяч систем, подсистем, отдельных приборов и деталей, а крупный космический комплекс – до 10 миллионов. Поэтому ученых, конструкторов и инженеров в этой области гораздо больше, чем рабочих.
Авиационная и ракетно-космическая промышленность вышла на достаточно высокий уровень производства и востребованности. На данном этапе времени эта сфера занимает одно из главенствующих звеньев во всей современной цивилизации.
Поддержание и развитие научного и промышленного потенциал России в области освоения космического пространства и ракетных технологий невозможно без профессионально-личностным, моральных и деловых качеств человека, работающего в данной отрасли.
Рассмотрим эту проблему на примере самой опасной профессии – военного лётчика.
Глава 2 Подвиг майора Р.Н. Филипова
03 февраля 2018 года Гвардии майор Филипов, чей самолет, штурмовик СУ-25СМ, был сбит в Сирии, бесстрашно принял последний бой, так же как герои Великой Отечественной войны. Роман Филипов сражался далеко от нашей страны, но он защищал Россию, защищал нас с вами.
Тот, кто включил камеру на своем телефоне, снимая последние минуты российского лётчика, наверняка, рассчитывал получить другие кадры. Ведь шансов на спасение у русского пилота не было. Один, за небольшим каменистым выступом, сколько он мог продержаться? Пару минут? Боевики наседали со всех сторон. У летчика было два выхода: либо сдаться, либо остаться непобежденным. Майор Роман Филипов выбрал второе. Майор подорвал себя гранатой после короткого, но ожесточенного боя.
Боевики выложили в Сеть фотографии его оружия. АПС — автоматический пистолет Стечкина. Стреляет не только одиночными, но и очередями. Один магазин пустой полностью. Два других — наполовину. Скорее всего, в какой-то момент оружие заклинило, и майор потерял несколько секунд, чтобы выбить перекосившийся патрон и сменить обойму. Он успел сделать 34 выстрела, и не исключено, что многие попали в цель.
Последними словами майора Романа Филипова. подрывавшего себя гранатой, были слова – «Это вам за пацанов». Вместе с ним ушли в мир иной и несколько подошедших вплотную боевиков.Майор Филипов Роман Николаевич погиб в бою, пав смертью храбрых.
Что заставило молодого 33-х летнего офицера, у которого в России остались жена, маленькая дочь, родители, выбрать смерть. но не сдаться врагу?
Подвиг майора Р.Н. Филипова даёт нам возможность поразмышлять, какие качества человека являются определяющими и как сформировать в человеке эти качества?
Штурмовики Су-25 всегда работают в паре: ведущий и ведомый. Так было и на этот раз. Летчик, который шел за Романом Филиповым, видел, как в самолет командира попала ракета, выпущенная боевиками с земли.
Ведомый Романа Филипова рассказал о попытках прикрыть с воздуха своего командира корреспонденту газеты «Красная звезда».
— Голос у него не дрогнул, когда я предупредил: «По тебе работают! Выводи! Тангаж, тангаж! Маневрируй!»
— «Да, вижу», — ответил ведущий. А потом так спокойно, словно это было сказано о чем-то обыденном и второстепенном: «В меня попали». И следом: «Хорошо попали. Пожар правого. Тяну на юг». И левый становится. И секунд через двадцать крайнее: «Вызывай поисково-спасательный отряд». И дальше были слова «Уходи в облака». Конечно, я не ушел. Бросить командира — последнее дело.
Так поступают настоящие русские офицеры!
Когда Роман Филипов спускался на парашюте, напарник, сколько мог, прикрывал командира огнем. Хотя понимал, что находится в зоне действия ПЗРК. Уничтожил два автомобиля с террористами. Сражался, пока не израсходовал боеприпасы и горючее. Топлива тогда едва хватило, чтобы дотянуть до базы. Уже на земле он узнал: это командир ушел в облака, навсегда.
Очень быстро видеосъемка гибели русского героя появилась в Сети – боевики рассчитывали поднять боевой дух своих братьев по оружию демонстрацией гибели русского летчика. Ответный шаг последовал незамедлительно – в течение нескольких часов боевая группа российских ВВС в связке с наземными турецкими штурмовыми бригадами разгромили убежище террористов и смогли забрать останки героя с вражеской территории. Во время операции погибли более трех десятков вооруженных бандитов, что стало ответом боевых побратимов на гибель Романа Филиппова.
Позже в результате совместной операции нашей военной разведки и турецких спецслужб тело героя было возвращено на родину.
Родился будущий летчик 13 августа 1984 года в семье потомственного военного – его отец прослужил много лет в ВВС России, являясь штурмовиком все того же СУ-25 и неоднократно участвуя в военных конфликтах в Чечне. Мама всю жизнь прослужила в военном госпитале в Воронеже, где семья Николая Серафимовича осела после выхода главы небольшой ячейки общества на заслуженный отдых. Кроме сына, родившегося в 1984 году 13 августа, родители воспитывали младшую дочь Маргариту, о которой старший брат всегда трогательно заботился, как настоящий маленький мужчина.
В школьные годы парень особой общительностью не отличался – учителя помнят Романа, как спокойного, целеустремленного мальчика. Учился Филиппов хорошо – по редким предметам имел четверки, в основном старался все задания выполнять на «отлично». К старшим классам молодой человек уже определился с профессией. Он хотел летать, по примеру отца — боевого летчика. Специально попросился в математический класс (будущего пилота хорошее знание точных наук просто необходимо) — подтянуть точные науки перед поступлением в летное училище.
«Очень часто у него домашнюю работу списывали. Никогда не было, чтобы он пришел и у него не сделано», — вспоминает Роман Дудин, одноклассник Романа Филипова.
В школе его уважали. С фотографий на нас смотрит светловолосый мальчик с твердым, упорным взглядом.
«Когда он обучался в военном училище, на новогодних каникулах он пришел в школу в форме, по всей школе прошел, всех учителей навестил, со всеми побеседовал. Очень светлые воспоминания об этом человеке», — говорит учитель школы №85 Воронежа, классный руководитель Романа Филипова Людмила Лазарева.
«Он не хотел быть героем, он просто так жил. Он убежден был, что так правильно делать. Наверное, так и становятся героями. Он поступил в своем духе, он по-другому не мог», — сказал Роман Дудин, одноклассник Романа Филипова.
У входа в Краснодарское летное училище — море цветов. Роман Филипов отучился здесь три курса. На крыло молодой летчик вставал уже в Борисоглебске.
Ответственный, целеустремленный. Роман Филипов и здесь оставил о себе добрую память. Пока бойкие однокурсники бегали пересдавать четверки, чтобы получить красный диплом, Роман все свободное время проводил у самолетов. Скромный и худенький парнишка с невероятным мужеством и силой духа.
«Не каждый способен на это. Роман смог поступить как настоящий мужчина, как настоящий офицер наших Вооруженных сил, как летчик. Я скажу, что наши выпускники, наши преподаватели будут только гордиться им и будут его вспоминать. Никогда мы его не забудем», — сказал начальник кафедры Краснодарского высшего военного училища летчиков им. А. К. Серова Николай Козин.
Однокурсники Романа говорят, что тогда из 35 выпускников в боевую авиацию пошли лишь 8 — настоящие энтузиасты, влюбленные в небо. Роман получил назначение на Дальний Восток.
«После выпуска очень был рад, что попал на боевой самолет, именно в полк, который летает», — говорит Александр Зубарев, однокурсник Романа Филипова.
На авиабазе «Черниговка», недалеко от Владивостока, Роман Филипов быстро станет одним из лучших. На первых армейских соревнованиях летчиков-асов «Авиадартс» его экипаж займет второе место.
1300 часов налета, 80 боевых вылетов. Это была его вторая командировка в Сирию. Первая пришлась на освобождение Пальмиры. Уже были готовы документы для поступления в академию. Дома его ждали жена и дочь. До конца боевой вахты оставались считанные дни. Он воевал в воздухе, но свой последний бой принял на земле.
Подвиг Романа Филипова привлек внимание и зарубежной прессы. Статью английской Daily Mail прокомментировали почти две с половиной тысячи читателей:
— Я ненавижу, когда наши медиа говорят о повстанцах. Они — террористы. И этот русский парень — герой! Пусть он покоится с миром.
— Настоящий храбрец. Военный летчик, который исполнил свой долг до конца.
— Молодец летчик! Герой, настоящий, смелый мужчина, любящий свою страну. С него могли бы брать пример наши диванные нытики, из-за которых стыдно быть британцем.
— Великая потеря. Он — настоящий герой для всех, кто сражается против ИГИЛ. США должны отправить его семье что-нибудь, чтобы выразить нашу благодарность за его доблесть, например, медаль Почета!
Бывший американский военный Стив Сол прислал письмо в телекомпанию RT. Он пишет, что потрясен подвигом российского офицера и хочет помочь его семье. Ветеран войны во Вьетнаме чуть не плача признается: не знаю, хватило бы мне смелости на такой поступок.
«Принять подобное решение очень сложно, и я отдаю должное его доблести. Он поступил так, как посчитал необходимым. Он знал, что его ждет в плену. Ему пришлось пожертвовать собой. Погиб замечательный человек. Жаль, что я не знал его лично», — сказал ветеран боевых действий Стив Сол.
Подвигом майора Романа Филипова восхищаются и в Сирии.
«Это высшая воинская доблесть. Мы восхищаемся и преклоняемся перед подвигом майора Филипова. И скорбим вместе со всей Россией», — сказал житель г. Латакия Амир Тензакли.
«Мы очень сожалеем. Поверьте, мы переживаем не меньше, чем россияне. Он защищал нас, наших детей. Мы этого никогда не забудем, будут благословенны его родители, воспитавшие такого героя», — говорит жительница г. Латакия Ляли Файяд.
На церемонию прощания с летчиком на его родине, в Воронеже, пришли 30 тысяч человек. Но фактически героя провожала вся страна. Траурные митинги прошли во Владивостоке, Твери, Севастополе, Краснодаре. И те, кто пришел почтить память героя, невольно примеряли на себя — а я бы так смог?
«Я очень горда его жизнью, его поступком, что такие люди есть среди нас. Это, считайте, поколение моих детей. Они достойно выросли, мы сумели пережить 90-е, мы многое преодолели и вырастили таких детей, за которых не стыдно. Светлая дань уважения его родителям», — сказала жительница Краснодара Анна Горланова.
Памятник «Они сражались за Родину» у здания Минобороны в эти дни превратился в народный мемориал в честь погибшего летчика.
«Мне офицеры, мои братья, шлют стихи, которые посвящены Роману», — сказал актер театр и кино Сергей Маховиков и зачитал:
Горит на склоне сбитый 25-й,
Осколок Родины среди сирийских скал.
Три магазина, АПС, граната -
И это весь мой грозный арсенал.
Очередями лупят, не прицельно,
Патронов, видимо, им некуда девать,
Но невдомек врагам, что офицера
Живого в плен они не смогут взять.
Я огрызаюсь выстрелом и матом,
Такая тактика, минутный перекур.
Уже готова на подрыв граната -
Успеть бы только выдернуть чеку.
Обидно, да... греха таить не буду,
Хотелось многое еще бы совершить,
Но здесь сейчас, за каменистой грудой,
Я знаю точно, братья, будем жить!
Мелькает ближе свора бородатых,
Нюх потерявшие, споткнутся невзначай.
Вот и настал черед моей гранаты...
Обратно в небо... Родина, прощай!
6 февраля 2018 года специальный самолет доставил гроб с останками героя в аэропорт «Чкаловское», где прошла официальная церемония прощания с летчиком. Присутствовали здесь все высшие чины Российской Армии, что указывает на невероятное уважение к мужеству и самоотверженности Романа Филиппова
Позже траурный борт увез тело мужчины на родину, в Воронеж, где родители и близкие решили похоронить 33-летнего штурмовика. Здесь же произошло отпевание погибшего военного согласно традиционным христианским канонам. Ведь по распоряжению митрополита, гибель Романа не является самоубийством, так как была вызвана необходимостью и угрозой издевательств со стороны боевиков, славящихся своими зверствами.
В начале февраля 2018 года Роману Филиппову, летчику, чья биография остается примером верности воинскому долгу и служению Отечеству, было присвоено высокое звание Героя России. Президент РФ В.В. Путин вручил награды родственникам героического пилота-штурмовика, погибшего в Сирии.
Сразу три города решили переименовать свои улицы в честь Героя:
Также установлены мемориальные доски на стенах всех учебных заведений, которые закончил прославленный летчик.
Можно сделать вывод, чтобы побеждать, нужны не только профессиональные навыки. Человеку необходимы, прежде всего, высокие морально - нравственные и волевые качества.
Глава 3 Профессионально-личностные качества лётчика
Еще в начале ХХ в. ученые, инструкторы летных школ, сами авиаторы пришли к выводу о том, что не каждый человек, мечтающий о небе, на самом деле сможет освоить летную профессию.
Профессия военного летчика в полной мере относится к тем видам профессий, в которых к человеку предъявляются особые требования, т.к. летный труд связан с деятельностью в условиях, необычных для человека: отрыва от земли, искаженных пространственно-временных показателей, интенсивного информационного воздействия, высокой вероятности опасных для жизни ситуаций, длительных психофизиологических перегрузок и т.д. В условиях повышенной моральной и материальной ответственности военный летчик должен быть зрелой личностью, способной к всестороннему развитию и саморазвитию, преодолению психологических кризисов и профессиональных трудностей.
Наука и практика доказали, что внутри целостной системы профессионально-волевых качеств летчика необходимо выделять группы качеств, наиболее востребованных в том или ином роде авиации. Вот только один яркий пример.
Истребительная авиация. Представляем психологический портрет идеального летчика-истребителя: высокий моральный дух, личная собранность, подтянутость и исполнительность, способность к самопожертвованию, глубокие теоретические знания основ аэродинамики и авиационной техники, отличная техника пилотирования, индивидуальный летный почерк.
Эти профессиональные качества присущи лучшим лётчикам-аса России.
Марина Лаврентьевна Попович, летчик-испытатель 1-го класса, установившая 101 мировой рекорд на различных типах самолетов. Из книги «Автограф в небе». «Что же дает полет человеку лично?...По моему убеждению, в полете человек познает самого себя, обретает окончательно характер в борьбе со сложными летными обстоятельствами, обретает «небесное» чувство товарищества в экстремальных условиях, когда устанавливаются между людьми самые чистые и бескорыстные отношения… После удачного полета хочется обнять весь мир и сказать спасибо всем и вся… По-особому пахнут земля, лес, поля, цветы.
Хочется совершать только добрые поступки».
Основное понятие, характеризующее качество результатов профессиональной деятельности военного летчика, – это летный профессионализм. Каковы же основные признаки этого важного понятия? Назовем их:
- овладение техникой пилотирования и боевого применения самолета;
- знание руководящих документов, регламентирующих летную деятельность;
- готовность к творчеству в нестандартных ситуациях полета\- личный вклад в развитие авиации;
- собственное духовное, интеллектуальное, психологическое развитие средствами профессии;
- повышение престижа профессии военного летчика в обществе.
Следовательно, настоящий летный характер – это любовь к Родине, мужество, целеустремленность, активная жизненная позиция, уважение к людям, способность к преодолению внешних обстоятельств и самого себя.
Можно сделать вывод что ядром профессиональной подготовки летчика является личность человека во всей ее взаимосвязи с социальной и учебной обстановкой. Наиболее рациональным направлением формирования профессиональной надежности является системный метод обучения, осуществляющий синтез психосоциальных, биологических и психофизиологических свойств человека применительно к летной профессии.
Образовательная среда в авиационных учебных заведениях по подготовке летного состава представляет собой единое теоретическое образовательное пространство и непосредственно практику летной подготовки. Специфика опасной профессии такова, что человек не в отдаленном будущем, а тут же сам проверяет степень усвоенности теоретических знаний в интересах сохранения собственной жизни.
Единым нервом, пронизывающим все компоненты названной образовательной системы, выступает духовность, интеллект, культура.
Социальная активность человека летающего предполагает формирование нравственных оснований поступков: взять ответственность на себя, проявить личное мужество во благо другим и не только на их глазах.
В этом ракурсе психологическое обеспечение надежности человека в профессиональной деятельности выступает как средство создания у педагогов установки на формирование таких условий обучения, когда системообразующим фактором выступает личность обучаемого.
Следует подчеркнуть, что профессиональная надежность выступает как функция человеческой надежности, включающей в себя высокий уровень критической осознанности своих возможностей, культуру образа жизни и подготовку себя к экстремальным условиям, самосовершенствование, саморегуляцию и саморазвитие.
Профессиональные знания, навыки, умения выступают не в качестве центрального интереса личности, а как средство развития своих интеллектуальных и общечеловеческих возможностей.
Сущностная сила личности опасной профессии зиждется на нравственном фундаменте: преодолей себя, сделай добро, защити. Поэтому процесс обучения должен быть пронизан воспитательным императивом: незнание, слабость духа и тела в такой профессии обернуться горем для других [2].
Вот почему именно с точки зрения гуманистического образования, гуманистических теорий личности необходимо решать задачи профессиональной подготовки летного состава в целом и формирования социальных качеств личности, ее готовности принять верное решение в нестандартной ситуации в частности.
3.2 Духовно-интеллектуальные основы профессионализма военного летчика
Летный труд зависит не только от качества оружия и навыков летчика
Анализируя результаты научных исследований в области обучения и подготовки летных экипажей, причин аварийности и нарушений летных законов, а также изучая причины утраты летной мотивации, приходится констатировать, что психологической причиной указанных негативных явлений нередко является слабый профессионализм. Имеются в виду не собственно факты ошибок в управлении, а более высокие уровни: духовная бедность личности обучаемого, шаблонность педагогических форм подготовки, неразвитость моральных и нравственных основ поведения при планировании уровня риска для подчиненных.
Профессионализм в авиации – это гарантия безопасности полета, он, как и все в авиации, имеет свои специфические особенности. Это базовое фундаментальное свойство авиатора как личности и основа не только летного долголетия, но и жизненного
Однако для формирования профессионализма, обеспечивающего гарантированную успешность и безопасность жизни и труда в опасных профессиях, такой подход лишь условен. Дело в том, что психологической добавкой к профессионально важным качествам специалиста опасной профессии является осознание, что профессиональные знания, умения, навыки не есть центральное звено личности, а лишь средство развития своих возможностей и сущностных сил. Вот почему для опасных профессий профессионализм представляет собой систему личностных, мировоззренческих, деловых, профессиональных, моральных и нравственных качеств человека. Стержнем нравственного императива здесь является мораль подвижничества, для которой самосохранение не стоит на первом плане.
Профессионализм подтверждается потребностью человека в добровольном, свободном выборе своей судьбы: преодолеть себя, пойти на риск в интересах других. Развиваемые совесть, дисциплинированность и самодисциплина, жизнелюбие и воля – вот первые нравственные ступени восхождения личности летчика (особенно военного) к вершинам нравственной ценности: защитить чужую жизнь. Таким образом, личность профессионала созревает внутри себя, и лишь затем ее разумное и чувственное содержание обретает социально значимую и профессиональную мотивацию. Из этого следует, что основная составляющая профессионализма – в генах человека. Для летчика-профессионала, в моем понимании, «духовное пространство» – не метафора, а социальная реальность его взаимоотношений со своей совестью
Профессионализм как состояние души формирует стремление к расширению своих возможностей. А что это означает в опасной профессии? Это достижение мастерства за счет расширения границ риска, то есть повышения вероятности встретиться с ситуацией, требующей выхода за рамки его психофизиологических возможностей. В данном случае сама опасность формирует характер человека в условиях повышенного риска, являясь чертой его зрелости и надежности.
Риск – это не легкомыслие, а воля, выдвигающая перед разумом задачу выхода из опасной нестандартной ситуации. Побуждение к самосовершенствованию с риском для своей жизни в данном случае нравственно, так как мастер-профессионал свою конечную цель видит в гарантировании безопасности жизни других людей
Питает профессионализм даже в самом начале становления специалиста познавательный интерес к неизвестному. Познавательный интерес к нестандартному, необычному легко подавляет чувство страха, развивает способность опережать ход событий, формирует жизненную установку не только на исполнение, но и на творческое решение. В этом состоит суть психологической защиты от постоянного стрессогенного воздействия летного труда, в этом истоки профессиональной и человеческой надежности летчика
Право на осознанный риск является одной из этических составляющих летного профессионализма. В летной профессии риск – это не только сами действия, но и условие для повышения своего мастерства. Риск – это еще и инструмент преодоления природной человеческой слабости перед опасностью. Риск в данном случае – это сознательное по своей психологической сути защитное действие в подавлении подсознательного страха и неприятных ощущений. Риск в опасной профессии выступает как тест на личностную зрелость профессионала. В риске профессионала гораздо больше ума и решимости, чем жертвенности, в риске есть надындивидуальное: стать на время «неземным» существом. И в этом космогоническая суть летного профессионализма
Состояние духа – подъемная сила надежности профессионала. Достигается в первую очередь за счет самосовершенствования, саморегуляции и саморазвития.
Собственно, духовная самостоятельность формирует еще одно качество летного профессионализма – психофизиологическую готовность к жизнедеятельности в необычной среде. Для обеспечения профессионализма необходимы особые функциональные органы, механизмы, обеспечивающие гибкую приспособляемость организма к смене знака гравитации, к новой оценке пространства и времени, к мгновенному восстановлению искаженного восприятия своего пространственного положения, способность психики работать в условиях помех, близких к полезному сигналу, в условиях решения равно мотивированных задач.
Другими словами, человека необходимо не только учить профессии, но и постоянно переучивать. Нервную систему, анализаторы, обменные процессы выводить на новый специфический уровень функционирования, превышающий земные стандарты. Это означает, что для достижения высокого уровня профессионализма необходимо иметь профессиональное здоровье, то есть способность сохранять работоспособность в условиях воздействия как обычных раздражителей, так и тех, которые в практике земной жизни не встречаются. При этом заметим, что 12–18% летного состава при полетах в облаках испытывают невыносимо навязчивую иллюзию «перевернутого полета», более 40% знакомы с феноменом восприятия звезд как аэронавигационных огней летящего самолета, не менее 25% испытывают иллюзию остановки течения времени, «застывания» пространства, «разбухания» горизонта и т.д. Или, скажем, умение не потерять сознание во время выполнения фигур высшего пилотажа, когда при увеличении силы тяжести кровь перемещается в нижнюю часть тела и у человека поднимается систолическое давление до 250 мм рт. ст. В полете на маневренном самолете человек физически видит землю сверху, а небо внизу и при этом, будучи в твердом уме, чувствует, что его таз находится на обычном месте. И все это обрушивается на его бедное сознание, которое должно этот квазимир перевести, как переводчик, в мир истинный.
И еще об одной особенности профессионализма летной профессии: сохранении летного долголетия. Специфическая особенность летной профессии – постоянное переучивание на новую авиатехнику в условиях, когда требуется сформировать не менее 30–40% навыков для работы с пультами и усовершенствованными системами.
Новая техника предъявляет свои требования к человеку, главное из которых – реализовать идеи, заложенные конструкторами в летательный аппарат. Вот здесь-то и проявляются высшее качество профессионала, творческая потенция, динамичные характеристики психики, разная сила, управляемая природная одаренность.
Таким образом, ядром профессионализма является личность, а ее ведущим профессионально важным качеством – интеллект. Но генерирующей опорой летного профессионализма является все же духовность человека как живая связь времени и пространства: где мы были, где мы сейчас и где мы будем.
Рассмотрим не предметное содержание профессионализма, а нравственное.
Профессия летчика – опасная и рискованная и лишь во вторую очередь романтическая. Она требует от человека дополнительно к тому, что ему дала природа, постоянного совершенствования своей психики, своего организма, своего духа и воли. Воспитание летного профессионализма начинается с формирования личности учащегося. Однако в авиационных училищах психология воспитания личности будущего летчика остается на периферии внимания педагогов. А ведь с позиции психологии профессионализма усвоению прикладных предметов должно предшествовать или идти параллельно с ним формирование центрального интереса, жизненной установки на летную профессию. Еще на стадии первоначальной подготовки летчика педагогическое обеспечение процесса приобретения профессионализма заключается в духовной закладке нравственного императива в виде жизненной альтернативы.
Выше было достаточно сказано, что не только летные способности, но и профессионализм (любой) начинается с личности. Личность, в свою очередь, складывается тогда, когда она начинает мыслить нравственными категориями добра и зла. Эти научно обоснованные посылки, факты, наблюдения жизни следует глубоко вобрать в себя. Именно осознание вышесказанного поможет усвоить другое, не менее важное утверждение, что принцип долженствования, обязывающий летчика строго и неукоснительно следовать правилам, надежно срабатывает лишь в случае, когда летчицкой индивидуальности придан духовный вектор ответственности. За этими общими посылками стоят основательные экспериментальные данные, касающиеся обучения и развития личности летчика.
Профессионал, как уже было сказано, начинается с духовных способностей – с оценки, самооценки и прогноза своих возможностей, этического, то есть нравственного, подхода к выбору альтернатив рискованных решений. Известный исследователь в области способностей академик Владимир Шадриков пришел к выводу, что без способности духа трудно проявляться другим способностям. Профессионалов, божьей милостью «приговоренных» к небу, характеризуют жизнелюбие, страсть творчества, совестливость и свобода выбора решений при защите чужой жизни. Но самое главное, каковы бы ни были летные способности и природные задатки, летчик без соответствующей духовной культуры профессионалом в широком смысле этого слова стать не сможет.
Заключение
Профессия «лётчик», по праву, считается очень трудной и сверхответственной специальностью. Ведь уже в начале пути могут возникнуть какие-либо препятствия и трудности. Есть множество требований, которые нужно выполнить, чтобы стать пилотом. Поэтому далеко не каждый желающий сможет пройти этот путь целиком.
Каждый пилот должен соответствовать следующим критериям:
Из вышеизложенного материала следует, что основой профессии лётчика являются следующие качества:
Пилот, у которого эти характеристики на высоком уровне, никогда не допустит нарушения летных законов и стандартов, т.к. является профессионалом. Пилот же, отличающийся по данным характеристикам в худшую сторону, остается ремесленником, для которого допустить нарушение летных законов и стандартов ничего не стоит. Яркими примерами являются авиационные происшествия, где пилоты были нетрезвыми. Еще раз подчеркнем, что именно различие в уровнях духовности отличает пилота-ремесленника от пилота-профессионала.
Можно с уверенностью сказать, что эти качества присущи гармонической, высокоразвитой личности. Сформировать в себе такую личность – задача каждого человека, особенно решившего посвятить свою жизнь авиации и космосу.
Список литературы
Интернет-ресурсы
Просто так
Любимое яичко
По морям вокруг Земли
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Шелковая горка