• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Как согласные играют с нами в прятки

Опубликовано Кочетова Элла Геннадьевна вкл 10.11.2019 - 11:27
Кочетова Элла Геннадьевна
Автор: 
Кузьминых Наталья

О правописании непроизносимых согласных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2a_issledovani_kuzminyh_natasha.rar527.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 2 рабочего поселка Хор муниципального района имени Лазо

Секция: русский язык

        

        

Исследовательская работа

 Тема: Как согласные играют в прятки?

Автор работы:

Кузьминых Наталья Васильевна, 2 А  класс

Руководитель:

Кочетова Элла Геннадьевна,

учитель начальных классов

п. Хор

2018 год

Содержание:

Введение ………………………………..…………..………………….…….3

Основная часть

1.1 Результаты проведения анкетирования. ……………………….…….....5

1.2 Непроизносимые согласные. Теория. ………………………….…….…5

1.3 Какие слова являются проверочными?.....................................................6

1.4 История появления правил ………………………………………………7

1.5 Нестандартные правила изучения непроизносимых согласных……….9

Заключение……………………………………………………………………11

Литература………………………………………………………….....….........12

                                             

Введение

Иногда согласные

Играют с нами в прятки,

Они не произносятся,

но пишутся в тетрадке.

Проблема грамотности человека является актуальной на протяжении многих поколений людей. Взрослые люди и учащиеся  часто пишут с ошибками. Задача каждого, кто считает себя носителем языка, знать его и пользоваться богатством языка в полной мере.

Я знаю, что многим детям трудно даются правила. Однажды, на уроке русского языка,  мы проходили правило о написании непроизносимых согласных в корне слова. Один из моих одноклассников воскликнул: «Да это согласные играют в прятки!»

И мне стало интересно: «Как согласные играют в прятки?»  Я провела опрос среди учащихся, спросив у них: «Знаете ли вы согласные, которые играют в прятки?»  и  «Как их отыскать?»  Оказалось, что не все мои друзья смогли ответить на первый вопрос, да и способ, как их отыскать знают не все. И я решила провести своё исследование.

Цель исследования: выяснить, какие согласные не произносятся в словах и как их можно обнаружить

Гипотеза исследования: если согласная спряталась, то её можно отыскать

Задачи исследования:

  • изучить теоретический материал по теме исследования;
  • узнать алгоритм поиска непроизносимой согласной;
  • изучить нестандартные правила по теме исследования;
  • провести опрос среди одноклассников;

Предмет исследования: русский язык

Объект исследования: правило русского языка

Методы исследования:    

  • провести опрос среди одноклассников
  • проанализировать результаты опроса;
  • изучить литературу по теме.

Продукт: презентация, сказка

Практическая значимость:

- пропаганда знания правила русского языка;

- распространение материала исследования посредством показа и публикации презентации

Основная часть

1.1 Анкетирование учащихся

По теме моего исследования был проведен опрос, в котором приняли участие –25 учеников.

 Результаты проведения анкетирования по вопросам:

1. «Знаете ли вы согласные, которые играют в прятки?»  

Не знают –  19 чел.    Не задумывались– 6 чел.  

Вывод: Многие мои одноклассники не знают этих согласных, некоторых эта тема вообще не интересует.

2. «Как их отыскать?»  

В другом слове – 14 чел.  Не знают – 11 чел.

Вывод: Не все одноклассники знают способ поиска потерявшейся согласной.

Данные опроса утвердили меня в решении провести исследование по теме: «Как согласные играют в прятки?» (Приложение 1)

1.2 Непроизносимые согласные. Теория

Что такое непроизносимые согласные? Почему они пишутся, если не произносятся?

Непроизносимыми согласными в орфографии и фонетике называют буквы, обозначающие согласные звуки, которые пишутся, но не произносятся. Например,  в слове «солнце» нужно писать непроизносимый согласный «л», а в слове «праздник» - непроизносимый согласный «д».

Их написание связано с одним из основных принципов русской графики и орфографии  - с морфемным (есть ещё 2 других: традиционный  и фонетический).

Морфемный принцип в системе русского языка ( в некоторых пособиях он называется морфологическим) является главным (более 90% написания всех слов подчиняется ему). Суть его заключается в том, что каждая  морфема пишется единообразно вне зависимости от произношения. На этом принципе основаны следующие правила: правописание безударных гласных в корне, правописание звонких и глухих согласных в корне, правописание большинства приставок и суффиксов. На основании этого принципа и пишутся в корнях слов  непроизносимые согласные.

1.2.1 Особенности непроизносимых согласных

          - Непроизносимыми чаще всего бывают согласные В, Д, Л, Т, С.

- Непроизносимые согласные чаще встречаются в словах, имеющих сочетания СТН, ЗДН, СТЛ, ВСТВ, НТСК, НДСК и др.
Например, доблеСТНый, поЗДНо, счаСТЛивый, здраВСТВуйте, дилетаНТСКий, голлаНДСКий.

- Непроизносимые согласные могут находиться в корне слова (чаще это согласные Д, Т, В, Л, С) или в суффиксе (в суффиксе -ОСТ- – Т), в сложном слове - в приставке. Например, в корне - деТство, соЛнце, маСштаб; в суффиксе - радосТный; в приставке - сумаСшедший.

- Непроизносимые согласные могут быть непроверяемыми и проверяемыми.

Вывод: Слова с непроизносимыми согласными следует проверять или запоминать. 

1.3 Какие слова являются проверочными?

Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо знать правило, которое говорит о том, что слова с непроизносимыми согласными необходимо проверять. Для этого надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.

Проверочными могут быть однокоренные слова, в которых:

✔согласный звук ясно слышится на конце слова;

✔согласный звук ясно слышится, когда находится перед гласным.

1.3.1 Способы проверки непроизносимых согласных

1. Подобрать однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что?

властный – (что?) власть

радостный – (что?) радость

несчастный – (что?) несчастье

прелестный – (что?) прелесть

ненастный – (что?) ненастье

бескорыстный – (что?) корысть

доблестный – (что?) доблесть

честный – (что?) честь

Вывод: в проверочном слове есть Т, значит и в слове её нужно писать.

2. Подобрать однокоренные слова, которые отвечают на вопрос каков?

вкусный – (каков?) вкусен

интересный – (каков?) интересен

безопасный – (каков?) безопасен

прекрасный – (каков?) прекрасен

ужасный – (каков?) ужасен

напрасный – (каков?) напрасен

Вывод: в проверочном слове нет непроизносимой согласной, значит и в слове её не следует писать.

3. В словах «солнце» и» сердце» есть непроизносимые согласные звуки, они обозначены буквами Л, Д. Подобрать однокоренные слова нам помогут  пословицы: «При солнышке тепло, при матери добро. Острое словечко колет сердечко». Или надо подобрать однокоренные слова, которые отвечают на вопрос какой? В этом случае непроизносимые согласные Л,Д  находятся в сильной позиции, так как перед ними стоят гласные.

солнышко, (какой?) солнечный – солнце

сердечко, (какой?) сердечный – сердце

Вывод: Слова «солнце» и «сердце» можно проверить однокоренными словами,  в которых проверяемая непроизносимая согласная стоит в сильной позиции.

1.4 История появления правил

Правило – это сложный текст, учить его трудно и долго и без него не обходится ни один урок русского языка.

Первым, кто поставил вопрос об основе русской орфографии, был Тредиаковский. (Приложение 1) В своем трактате «Разговор между чужестранным человеком и российским об орфографии старинной и новой и всем, что принадлежит к сей материи» (1748) Тредиаковский провозглашает фонетический принцип правописания, считая его доступным всему народу. Большую роль в развитии русской орфографии сыграла книга М. В. Ломоносова «Российская грамматика». (Приложение 2) Появлению правил так же способствовали труды В. Светова и А.А. Барсова, авторов грамматических работ школьного типа. В своих работах авторы дали краткий перечень орфографических правил второй половины XVIII в.. Важным событием в истории русской орфографии является капитальный труд академика Я.К. Грота «Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне» и его книга «Русское правописание», представляющая практическое руководство для школы и печати. (Приложение 2)

В начале XX в. результатом длительной работы филологов и педагогов явились «Правила русской орфографии и пунктуации», утвержденные в 1956 г. Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР. (Приложение 2)  С этих пор правила являются обязательными для всех пользующихся письмом, как для органов печати, учебных заведений, государственных и общественных организаций, так и для отдельных граждан. Так же в 1956 году был издан «Орфографический словарь» (110 тысяч слов), составленный на основе «Правил». С тех пор правила прошло много лет, некоторые правила устаревают, поэтому в Институте русского языка Российской академии наук создана специальная комиссия, которая занимается созданием нового перечня правил орфографии и пунктуации.

Учить правила русского языка необходимо, чтобы быть образованным и культурным  гражданином нашей страны.

 О важности знания русского языка высказывалось много великих людей. (Приложение 3)

Писатель Ф.М. Достоевский писал: «Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде».        

А.Н. Толстой: «Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно»

        К. Паустовский:  "Человек, равнодушный к родному языку,- дикарь... Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа».

1.5  Нестандартные правила изучения непроизносимых согласных

        На вопрос «Учите ли вы правила?» - одноклассники отвечали:

Да -17,   нет – 3,     не всегда - 5

Вывод:. Большинство ребят учат правила, остальные – не всегда или не учат, потому что правила  плохо запоминаются. (Приложение 3)

Для лучшего запоминания правил существуют нестандартные правила, которые составлены преподавателями, родителями, а иногда и самими учениками. Их легко усвоить, но они не имеют научной основы.

До 20 века нестандартных правил не существовало, но еще с 19 века люди пытались зарифмовать некоторые правила, иногда ради развлечения. В Настоящее время идёт новое осмысление подходов к  изучению русского языка, и нестандартным правилам здесь нашлось место. Уже существуют  много разных книг и пособий по изучению правил в стихотворной форме, созданные писателями и педагогами.

 Вот примеры таких правил.

И ужасно, и опасно

Букву «Т» писать напрасно!

Всем известно как прелестно

Букву «Т» писать уместно!

           ***

Сегодня погода ненастная,

И я такая несчастная.

Сеет дождь совершенно ужасный.

Скорей бы снова стало ясно,

И засияло б солнце красное,

И стало бы вокруг прекрасно!

           ***

Известный – известие, здравие – здравствуй.
Теперь от ребят не прячься согласный!
А трудности будут – словарик возьмём
И нужное слово всегда в нём найдём.

           ***

До чего ж сегодня день чудесНый,
СоЛнце в небе празДнично горит,
Освещает месТность и окресТность,
И теплом своим серДца бодрит,
Но лежит на пасТбище корова,
ГрусТно смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте! » сегодня не сказал.

Правила- стихотворения помогут учащимся повысить уровень грамотности и успешно овладеть орфографическими нормами. (Приложение 4)

Сделать орфографические правила русского языка интересными можно при помощи  сказок.   А сказка, сочиненная самим учеником, становится средством повышения уровня его  теоретической подготовки, формирования практических навыков, развитию творческих способностей. Например, «Сказочный сон», автор Кузьминых Н. (Приложение 5)

        

Заключение

Как показали мои исследования и выдвинутая гипотеза, что если согласная спряталась, то её можно отыскать, подтвердилась.

В  результате проделанной работы я  узнала, что в русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.

Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался. И что существуют нестандартные правила, которые помогают быстро и с интересом разучивать правила русского языка.

Свою работу я могу использовать на уроках русского языка для того, чтобы грамотных людей становилось больше.

Любите русский язык, учите правила, и вы будете грамотным  и образованным человеком!

Литература

  1. Жиренко О.Е.,Гайдина Л.И.,Кочергина А.В. Учим русский язык с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы – М., 2005
  2. Волина В.В. Учимся играя .- М. :Новая школа,1994.
  3. Соболева О.Л., Агафонов В.В. Весёлые правила: Русский язык. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1996.
  4. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. — М.: Эксмо, 2006. — 480 с.
  5. Маврина Л. В., Круковер В. И. «Словарь младшего школьника: Орфографический словарь. Орфоэпический словарь. Этимологический словарь. Фразеологический словарь» Серия: "дружок. правила, словари, справочники" Издательство: "Стрекоза" (2012)
  6. Т. Рик «Здравствуйте, Имя Существительное», М.: Астрель, 1999.


Поделиться:

Снежная сказка

Юрий Визбор. Милая моя

Мальчик и колокольчики ландышей

Круговорот воды в пакете

Юрий Алексеевич Гагарин