• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Математика в профессиях

Опубликовано Хлыстова Ирина Павловна вкл 10.11.2019 - 11:56
Хлыстова Ирина Павловна
Автор: 
Болгова Надежда

Очень часто среди моих одноклассников можно услышать: «А зачем мне нужна математика, ведь можно посчитать на калькуляторе? В жизни она мне нигде не пригодится, я же не ученым буду, а рабочим»
И мне в голову пришла мысль: а есть ли профессии, где знание математики  совсем не нужно? И можно ли в быту обойтись без элементарных математических знаний?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matematika_v_professiyah.docx59.58 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ СОШ с. Стегаловка в с. Стрелец

учащейся 5б класса

Болговой Надежды

руководитель: Хлыстова И.П.

Краткая аннотация работы.

Почему я выбрала эту тему?

  Очень часто среди моих одноклассников можно услышать: «А зачем мне нужна математика, ведь можно посчитать на калькуляторе? В жизни она мне нигде не пригодится, я же не ученым буду, а рабочим»
И мне в голову пришла мысль: а есть ли профессии, где знание математики  совсем не нужно? И можно ли в быту обойтись без элементарных математических знаний?

Гипотезой исследования

стало предположение, что знания математики необходимы людям любой профессии.

Для проверки гипотезы необходимо решить  следующие  задачи:

 - провести опрос среди учащихся школы;

 - проанализировать полученные ответы;

 - пообщаться с людьми различных профессий;

 - изучить литературу и найти информацию, подтверждающую или опровергающую мою гипотезу;

 - по результатам исследования сформулировать выводы о подтверждении или опровержении гипотезы;

 - сделать буклет для учащихся о профессиях и применяющихся математических знаниях.

Проблемные вопросы:

  • Как применяется математика в профессиях наших родителей?  
  • В каких профессиях математика не нужна совсем?

Цель исследования:

Ответить на вопрос: «Во всех ли профессиях нужна математика?»

Было проведено анкетирование 42 учащихся 2-11 классов школы.

Ответьте на вопросы:

1) В какой профессии больше всего нужна математика        ___________________________________________________________

2)  В какой профессии совсем не нужна математика ___________________________________________________________

Больше всего на вопрос, «В какой профессии больше всего нужна математика» ответили:

- продавцу, кассиру – 17 чел.

  •   учителю математики – 6 чел.
  •   инженеру – 5 чел.
  •  экономисту – 5 чел.
  •  бухгалтеру– 4 чел.

На вопрос, «В какой профессии совсем не нужна математика» ответили:

- учителю русского (английского) языка – 9 чел.

- дворнику – 4 чел.

- циркачу  - 5 чел.

  •  футболисту, физруку- 6 чел.
  •  охраннику – 12 чел.

Моя мама, Юлия Анатольевна, работает воспитателем группы дошкольного образования. Вот что она мне рассказала:

«Дошкольники в садике изучают математику,  и я их учу.  Дети от 3 до 5 лет охотно изучают веселый счет, геометрические фигуры, решают логические задачки. Ребята постарше (5-7 лет) решают более сложные задачи и примеры на сложение и вычитание».

 И еще она ведет учет детей (считает, сколько детей пришли  в ГДО) и делает отчет заболеваемости в %.

Мама и папа Лены, социальные работники. Вот что рассказала Ирина Викторовна:

«В моей  работе очень нужна математика. Я оплачиваю коммунальные услуги бабушек. Для этого, сначала надо посчитать, сколько оплатить  за свет, газ, воду. Делаю для них покупки в магазине. Я веду журнал учета оказанных услуг: сколько получено денег, сколько истрачено на выполнение  заказа, сколько вернула клиенту» .

Мама Дениса продавец. Галина Ивановна рассказала:

«Когда я стала работать продавцом, оказалось, что продавец должен не только правильно считать,  чтобы дать сдачу и не обмануть ни покупателя,  ни себя, но и много различных формул. Есть формулы для работы с весовым товаром и отсюда мы можем узнать цену даже одной маленькой конфетки. Самый разный товар для продавца это набор чисел. Даже самое простое яблоко: его вес и стоимость.

И конечно отчет продавца  это сплошные цифры. По ним можно судить о качестве его работы.»

Мама Артема, Юлия Геннадиевна,  домохозяйка.

Сколько же всего ей нужно подсчитать:

- сколько денег уйдет на коммунальные услуги;

  • сколько необходимо купить продуктов и на какую сумму;
  • сколько заготовить корма домашним животным.

И еще много разных сколько…

Мой дядя Алеша  охранник.

  • Я спросила:  «Нужна ли тебе математика?»
  • « Конечно. Я веду учет машин заезжающих и выезжающих с территории  объекта, проверяю соответствует ли груз и его количество накладной на товар».

 

Почему- то ученикам кажется, что учителю русского и иностранного языков математика не  нужна. Я обратилась к учителю русского языка Сорокиной Л.Н.

      «На уроках русского языка, мы подсчитываем количество грамматических основ в предложении. При фонетическом разборе слова, считаем количество букв и звуков. В письменных работах подсчитываем 

орфографические и  пунктуационные ошибки. И, как любой учитель, при

анализе письменных работ считаю какой процент учащихся справился с работой,  какой процент  ошибок на ту или иную тему».

  • И еще я узнала…

Задание. Из данных слов, выпишите сначала слова, в которых суффикс

–чик - обозначает людей по роду занятий, затем слова, в которых суффикс

–чик - придает уменьшительное значение. Вкладчик, стульчик, лимончик, вертолетчик, графинчик,

переводчик, карманчик,  разносчик, стаканчик, водопроводчик.

  • Это ни что иное, как математические понятия «Множества» и «Подмножества»

Множество представляет собой объединение некоторых объектов,

предметов или понятий в единую совокупность, по каким либо общим для них свойствам (признакам) или законам.

Например. Дано множество слов:

А={вкладчик, стульчик, лимончик, вертолетчик, графинчик,

переводчик, карманчик, разносчик, стаканчик, водопроводчик}.

Это множество состоит из 10 элементов – слов с суффиксом – чик -  

В = {вкладчик, вертолетчик, переводчик, разносчик, водопроводчик};

n (В)=5.

С ={стульчик, лимончик, графинчик, карманчик, стаканчик}; n(С)=5.

Множества В и С являются подмножествами множества А, т.е. В, С ⊂ А .

И еще я узнала…

Написание некоторых букв русского алфавита имеет вертикальную и горизонтальную симметрию. Все буквы можно разбить на 4 группы.

 Буквы с горизонтальной осью симметрии:

В Е Ж З К Н О С Ф Х Э Ю.

  Буквы с вертикальной осью симметрии:

А Д Ж М Н О П Т Ф Х Ш Λ 

Буквы, не имеющие ось симметрии: Б Г И Р У Ц Ч Я Щ.

Буквы с горизонтальной и вертикальной осями симметрии:

Ж Н О Х Ф.

И еще я узнала…

«Душа музыки – ритм – состоит в правильном периодическом повторении частей музыкального произведения», - писал в 1908 году известный русский физик Г.В. Вульф.

 Правильное же повторение одинаковых частей в целом и составляет сущность симметрии. Композитор в своей симфонии может по нескольку раз возвращаться к одной и той же теме, постепенно раскрывая ее.

В стихотворениях подразумевается симметрия чередования рифм, ударных слогов.

Все ярко, все бело кругом.

На стеклах легкие узоры,

Сорок веселых на дворе,

Деревья в зимнем серебре,

 И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

                                Пушкин А.С. «Евгений Онегин»

Футболист – это спортсмен, играющий в футбол. При подготовке команд и их тренеров к серьезной схватке с соперниками все математические методы работают как никогда. Например, определение оптимального состава на игру в футбольном матче, оптимальной расстановки игроков на футбольной поле, в том числе – учет командного взаимодействия и много другое – невозможно без применения математики.

Очевидно, математика используется в каждом виде спорта. Тренер без математики не вырастит спортсмена-чемпиона. В современной экономике спорта довольно широко используется математический аппарат – анализируются графики различных зависимостей, выводятся математические формулы, проводится математическая обработка статистических данных. Например, в атлетике крайне важны арифметические расчеты при разбеге прыгуна в длину для максимально четкого попадания «шиповкой» на планку отталкивания.

Еще я узнала …

Спорт и математику роднят три величины:

Скорость

Время

Расстояние.

Скорость 

Скорость броска 

Скорость бега 

Скорость движения по трассе 

Скорость в принятии решения 

Время 

Время выполнения разминки 

Время прохождения тайма 

Время прохождения дистанции 

Отметка секундомера 

Расстояние 

Длина дистанции 

Длина прыжка 

Дальность полета мяча 

Игровая площадка 

За каждым дворником закреплена определенная  площадь и он должен рассчитать время чтобы выполнить свою работу. Зимой надо подсчитать какое количество реагента, соли или песка необходимо на посыпание дорожек на его территории. Сейчас в городах труд дворника механизируют. Им в помощь появились специальные машины, а там где появляется техника не обойтись без математики.

Профессия КЛОУНА считается самой сложной в цирковом искусстве. Клоун должен быть и драматургом, и сам себе режиссером, и визажистом, и портным, и суметь придумать такой номер, который удивит, рассмешит, заставит зрителей задуматься. Значит, он должен просчитать свой номер.

Цирковые клоуны имеют множество специализаций  (акробаты, дрессировщики, пантомимисты, жонглеры и т. д.)  

Акробат  строит траекторию своего полета, учитывает силу толчка и скорость  полета.  Жонглеры делают тоже самое для мячей и  булав.

Дрессировщик  должен следить за рационом животного, считать количество калорий. Знать его силу, чтобы рассчитать свои трюки.

ВЫВОДЫ:

В процессе выполнения исследовательской работы в соответствии с ее целью и задачами получены следующие выводы и результаты:

  • существует ряд профессий, которым математика нужна в «чистом» виде. Это  продавец, кассир, учитель математики,   инженер,  экономист,  бухгалтер и другие. Им необходимо умение вычислять, пользоваться различными формулами и т.д.

 - есть ряд профессий, которым, на первый взгляд, математика совсем не нужна.  Например, учитель русского (английского) языка,  дворник,  циркач,  футболист,  физрук,  охранник.

В ходе исследования я убедилась, что математику обязательно надо изучать людям любой профессии и абсолютно всем она нужна в повседневной жизни.

Михаил Иванович Калинин говорил: 

«Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполните свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе»

Михаи́л Ива́нович Кали́нин (7 [19] ноября 1875 — 3 июня 1946) — российский революционер, советский государственный и партийный деятель. 

.

Источники:

  • http://www.docme.ru 
  • http://nsportal.ru 
  • https://infourok.ru 
  • http://porof.ru 
  • http://webmechta.com 
  • http://www.myshared.ru 
  • https://ru.wikipedia.org 


Поделиться:

Загадка Бабы-Яги

Заколдованная буква

О путнике

Яблоко

Весенние чудеса