Ребенок исследует в данной работе и соотностит светские и церковные взгляды на милостыню, изучает библейские, исторические и современные факты.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sovremennyy_rossiyskiy_shkolnik_na_paperi.docx | 39.75 КБ |
ГБОУ «Вешняковская Школа» г. Москва
Исследовательский проект: «Современный Российский школьник на паперти»
ученика 4 «Ж» класса
Гаспаровича Ярослава
Руководитель проекта:
Учитель начальных классов
Платунова М.А.
г. Москва
Содержание
Введение
2.1 Беседа с батюшкой Церкви Алексия Московского (Мечева) праведного на Вешняковской г. Москва
2.2 Анкетирование одноклассников
Заключение
Использованные источники информации
ВВЕДЕНИЕ
Обоснование темы:
Этим летом, на каникулах, я оказался в ситуации, когда, подвергшись искушению, а скорее, проникся к желанию товарища, полакомиться. У меня деньги были….но разве мог я наслаждаться пищей в одиночку?! Поэтому я вместе с ним протянул руку и стал просить мелочь у прохожих, чтобы он тоже смог себе купить еды. Не прошло и пяти минут, как нас пристыдила какая-то женщина. Нам стало неловко, и мы с приятелем ушли, а мне не дает покоя вопрос: как я поступил, скверно, или добродетель хотел совершить?
Цель:
Разобраться, как можно охарактеризовать мой поступок, как мой поступок выглядит в глазах Бога и как его оценят люди светские.
Задачи:
Гипотеза:
Можно ли мой поступок назвать христианским, как он выглядит в глазах Бога, и в глазах светских людей.
Предмет исследования:
Поступок школьника, который хотел помочь приятелю и просил милостыню.
Методы исследования:
Практическая значимость работы:
Практическая значимость моего исследования состоит в том, что оно может быть использовано школьниками, повысить их образовательный уровень, учителям ОРКСЭ, школьным психологам, родителям ребят. А так же популяризации среди обучающихся праведного образа жизни, любви к ближнему, изучения слова Божия.
1. Теоретическая часть
1.1 Что говорит о милостыне Великая книга.
В истории становления христианства, два раза жертвовали евреи свои сокровища в пустыне: в первый раз они собирали женские украшения для того, чтобы из них вылить золотого тельца; в другой раз они сносили свои золотые, серебряные и медные вещи, драгоценные камни и ткани на устройство и украшение скинии (походного храма).
В первом случае они отдали свои сокровища дьяволу, а следовательно не туда, куда надо; во втором – посвятили их Богу, то есть отдали туда, куда отдать было нужно. Итак, когда человек тратиться на свои прихоти: на игры, на наряды, на явства, то знай, что ты отдаешь туда, куда не надо, то есть приносишь его в дар дьяволу. А когда жертвуешь на церковь, на монастырь, на приданое бедной девице, на выкуп пленника, на пропитание сироты, то знай, что ты отдаешь его именно туда, куда надобно: ты приносишь все это в дар Господу Богу. Давай куда надобно!
Давай, сколько надобно! То есть смотри по человеку и по его нужде. Нищему, который бродит по миру, довольно и двух денежек на покупку хлеба. Но этих двух денежек недостаточно почтенному человеку, который, по каким-нибудь прискорбным обстоятельствам, пришел в нищету.
Какова нужда, такова и помощь быть должна. Богатый давай больше, убогий может дать меньше. А у Господа оба они получат равную награду. Почему? Потому, конечно, что Господь смотрит не на подаяние, а на доброе дело. Две медных монетки положила убогая вдовица в сокровищницу церковную, куда богатые клали золото и серебро, но Христос похвалил ее приношение больше других: все, сказал Он, клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое (Мк. 12:44), то есть все свое состояние. Дверь можно отпереть и золотым, и железным, и даже деревянным ключом, лишь бы он подходил к замку: так и райскую дверь богатый может отпереть себе золотой, а бедняк – медной денежкой.
Давай, как надобно! Давай милостыню с приветливым взором от доброго сердца, а не с сожалением: не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог (2Кор. 9:7). Стоит ли награды тот, кто дарит и бранит, подает милостыню и стыдит?!.Если бы ты знал, кто на самом деле просит у тебя куска на пропитание, ничтожной помощи! Если бы ты знал, Кто говорит тебе: дай Мне пить (Ин. 4:10). Ведь это, Сам Бог в образе нищего человека! Так говорит о сем святой Златоуст: «О, как высоко достоинство нищеты! Под покровом нищеты скрывается Сам Бог: нищий простирает руку, а приемлет Бог. Кто подает милостыню убогому, тот одолжает Самого Бога: Благотворящий бедному дает взаймы Господу (Притч. 19:17). Подавай щедрой рукой, ибо как сеятель не по одному зернышку бросает семена, а целой горстью (Пс. 111:9). Как посеешь, так и пожнешь: посеешь щедро, много и пожнешь; посеешь скупо, мало и соберешь. Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет (2Кор. 9:6).
Давай, когда надобно! Это всего нужнее и для бедного, и для самого тебя. Дорога милостыня во время скудости. Помогай тогда, когда еще можно помочь, давай, пока не поздно, пока бедняк не пришел в отчаяние, не предался воровству и другим порокам, пока не умер он с голоду и холоду. Помоги беспомощной сироте. Пока жив, делай добро, чтобы оно шло от доброго сердца, и тогда ты будешь иметь у Господа награду совершенную.
Давай, куда надобно; давай, сколько надобно; давай, как надобно; и давай, когда надобно.
И тогда ты будешь иметь сокровище на Небесах – жизнь вечную, Царство Небесное.
1.2 Милостыня избавляет от гибели
Житие св. Петра, прежде бывшего мытарем.
Четьи-Минеи свт. Димитрия Ростовского, изд. 1902.
В Африке жил один жестокосердный мытарь (сборщик налогов) Петр. Никогда он не жалел бедных, не ходил в церковь, не подавал милостыню. Но Бог милостив к своим грешникам, вот как Бог спас Петра.
Однажды нищие и убогие, сидевшие на улице, заговорили и о Петре, стали спрашивать один другого, получил ли кто когда-нибудь какую-либо милостыню в доме Петра; когда же не нашлось такого человека, один из нищих сказал;
— Что вы дадите мне, если я сейчас пойду и попрошу у него милостыню?
Договорившись, он собрали монеты, а тот нищий, встал у ворот Петра. Вскоре Петр вышел из дома. Он вел осла, навьюченного хлебами для царского обеда. Нищий стал громко просить милостыню. Петр схватил хлеб, бросил ему в лицо и ушел. Подхватив хлеб, нищий пришел к своим и сказал:
— Из рук самого Петра я получил сей хлеб. При сем он стал прославлять Господа и благодарить Его за то, что Петр так милостив.
Через два дня мытарь заболел так сильно, что был близок к смерти. И тут ему снится, что он стоит перед смертью и на весы кладут его дела. На одной стороне у весов стояли злые духи, а по другую же сторону весов находились светлые мужи. Злые духи принесли все злые дела, какие совершил Петр в течение всей своей жизни, и положили их на весы. Светлые же мужи не находили ни одного доброго дела Петра, и положили на весы только один хлеб, который он подал ради Христа два дня назад. Они положили тот хлеб на другую сторону весов, и он перевесил весы на свою сторону. Тогда светлые мужи сказали Петру:
— Ступай, убогий Петр, и прибавь еще к этому хлебу, чтобы не взяли тебя бесы и не повели бы на вечную муку.
Проснувшись, Петр стал размышлять об этом и понял, что виденное им было не сон; он вспомнил все свои грехи, которые клали на весы демоны. Тогда Петр, удивился: «Если один хлеб, брошенный мною в лицо нищему, так помог мне, что бесы не могли меня взять, то насколько более щедрая милостыня, творимая с верой, помогает тем, кто не скупясь раздает свое богатство убогим!»
С тех пор он стал в высшей степени милостив, так что даже не пощадил и самого себя. Однажды он шел в свою мытницу (место, где собиралась пошлина или подать). И встретил владельца корабля: он был наг, потому что его корабль разбился, а он обнищал. И вот человек тот, просил его дать ему одежду, чтобы он мог прикрыть наготу свою. Петр снял с себя дорогие наряды и отдал ему, но тот, стыдясь ходить в такой дорогой одежде, решил продать ее, чтобы купить попроще. Петр, случайно увидел, что одежда его вывешена на базаре. Это так сильно опечалило его, что, придя домой, стал плакать, говоря: «Бог не принял моей милостыни, я не достоин того, чтобы убогий имел память обо мне».
Вскоре он уснул, и вот ему явился Муж, сиявший светлее солнца; на голове у Него был крест, одет Он был в ту самую одежду, которую Петр отдал разорившемуся владельцу корабля. Этот Муж сказал Петру: – О чем ты, Петр, скорбишь и плачешь? Мытарь же отвечал:
— Как мне не плакать, Господин мой, если я даю убогим из того, что Ты дал мне, а они данное им снова продают на торгах. Тогда Явившийся сказал ему: – Узнаешь ли сию одежду, которую Я ношу? Петр же отвечал:
— Да, Владыко, узнаю, она – моя, ею я одел нагого. Явившийся сказал:
— Перестань же скорбеть, ибо одежду, данную тобою нищему, принял Я и ношу ее, как ты видишь; хвалю тебя за доброе твое дело, ибо ты одел Меня.
Проснувшись, Петр удивился и подумал: «Если убогие то же, что Христос, то, клянусь Господом, я не умру, пока не сделаюсь одним из них».
Тотчас он раздал нищим все свое имущество и освободил рабов, оставив лишь одного из них, которому сказал:
— Я хочу сообщить тебе тайну. Храни ее и слушай меня; если же не сохранишь тайны и не будешь меня слушаться, то знай, что я продам тебя в рабство. На это раб отвечал ему: – Все, что повелишь ты мне, я сделаю господин. Тогда Петр сказал: – Пойдем в святой город, и там ты продай меня кому-нибудь из христиан, а вырученные от продажи деньги раздай нищим – тогда и сам будешь свободным человеком.
И они отправились в Иерусалим и поклонились святым местам. Там раб продал Петра ремесленнику по имени Зоил за тридцать золотых. Раб Петра, взяв деньги за своего господина, удалился в Константинополь, раздал деньги нищим. С этого времени Петр стал служить у Зоила. Тяжелым трудом изнурял себя Петр. Зоил же видел, что богатство его умножилось – поэму и полюбил Петра. Однажды он сказал ему:
— Петр, я хочу освободить тебя, будь моим братом.
Петр же не хотел свободы, он предпочитал служить в образе раба. И снова Петр увидел во сне лучезарного Мужа, некогда явившегося ему в Африке в его одежде. Теперь он держал в руке тридцать золотых, сказал ему:
— Не скорби, брат Петр, ибо Я Сам получил деньги за тебя, потерпи до времени, пока тебя не узнают.
Спустя некоторое время пришли в Иерусалим торговцы из Африки. Зоил, господин Петра, пригласил их к себе в дом на обед. Во время обеда гости узнали Петра и стали говорить хозяину:
— Мы хотим сказать тебе, Зоил, нечто важное: знаешь ли ты, что в доме у тебя служит великий муж – Петр? В Африке Петр был весьма видным человеком, но он неожиданно освободил всех своих рабов и сам куда-то скрылся. Царь сильно опечален и хочет, чтобы мы взяли Петра с собой.
Находясь за дверями, Петр все слышал, он поспешил к воротам, чтобы убежать. Привратник был нем и глух с самого рождения, и только по знакам руками открывал и закрывал ворота.
Святой Петр, торопясь выйти, сказал немому: – Тебе говорю, именем Господа нашего Иисуса Христа, открой мне немедленно двери! И немой заговорил! – Хорошо, господин, сейчас открою. Он тотчас же отворил ворота, и Петр быстро ушел. Тогда бывший немой пришел к своему господину и стал говорить. Все бывшие в доме удивились, и стали искать Петра, но не могли найти его. Немой же сказал:
— Знайте, что это великий служитель Божий; когда он подошел к воротам, то сказал мне: «Во имя Господа Иисуса Христа, тебе говорю, открой ворота!» И я тотчас же заметил исходящее из уст его пламя, которое коснулось меня, и я стал говорить.
Все немедленно отправились по следам Петра, но не нашли его. Тогда все в доме Зоила возрыдали и говорили: «Как это мы не знали, что он такой великий служитель Божий?» И прославляли Бога, имеющего тайных рабов Своих. Петр же, убегая от человеческой славы, скрывался по тайным местам до своей кончины (Святой скончался в VI веке в Царьграде).
1.3 Народная мудрость о милосердии.
Милостыня – сухари на дальнюю дорогу (то есть в Царство Небесное).
Приготовь домашним пищу, а потом подай и нищу.
Просит убогий, а подать Богу.
Милостыня пред Богом оправдывает.
Пост приводит ко вратам Рая, а милостыня отверзает их.
Дающего рука не оскудеет.
Дорога милостыня во время скудости.
Одною рукою собирай, а другою раздавай.
Бог в долгу не останется.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Деньгами души не выкупишь.
Счастью не верь, и от бедного не затворяй дверь.
Люди радовались, когда ты родился; живи так, чтобы плакали, когда умрешь.
Скупому душа дешевле гроша.
Скупой богач беднее нищего.
Как поживешь, так и прослывешь.
Земля на могиле задернеет, а худой славы не покроет.
Убогий нуждается во многом, а скупой во всем.
Что запасешь, то и с собой понесешь.
Не тот живет больше, кто живет дольше, а тот, кто больше добра делает.
С миру по нитке – голому рубашка.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
Самолюб никому не люб.
Милостивому человеку и Бог подает.
Несчастному милость творить – с Господом Богом говорить.
Спаси Бог того, кто поит да кормит, а вдвое того, кто хлеб-соль помнит.
Доброхотна дателя любит Бог.
Дар принял тот, кто достойному дал.
Доброму добрая память.
2.Практическая часть.
2.1. Беседа с батюшкой Церкви Алексия Московского (Мечева) праведного на Вешняковской г. Москва
Надо сказать, что перед тем как пойти к батюшке со мной провел беседу мой классный руководитель и школьный социальный педагог в присутствии моей мамы. Уже наступили школьные каникулы, но я ходил на дополнительные занятия, чтобы подтянуть русский язык. В школе узнали об этом случае, потому что женщина, которая сделала нам с приятелем замечание, перед этим сняла все наши действия на видео и выложила в интернет. Не буду судить ее поступок, это грешно и скорее всего это тема другого проекта…Честно говоря я сначала даже не понял почему по этому случаю со мной беседуют учителя с мамой. Мне казалось, что я не совершал ничего дурного, не украл, никого не обидел, хотел помочь другу. Я из многодетной семьи, мама воспитывает меня одна, работает не покладая рук, чтобы у меня все было. У меня уже взрослые братья и сестры, которые помогают и маме и мне. То есть нужды я ни в чем не испытываю и деньги на покупку гамбургера у меня были, не для себя просил - для друга! В процессе беседы, я стал понимать, в каком свете я выставил и маму и себя и школу. Нет, меня не ругали за мои действия, мне предложили посмотреть на случившиеся, с другой стороны. Как у всех медалей есть две стороны, так и в моем случае была другая сторона, пока срытая от меня. Учителя говорили и о том, что Бог не осуждает милостыню, а наоборот призывает быть милосердными, для убогих и нищих, коим я не являюсь. И я понял, как выглядел мой поступок со стороны окружающих - как попрошайничество. Мне было очень жаль маму, которая не знала, куда деть глаза от стыда. Вот тогда-то мне и предложили сходить и побеседовать с батюшкой, я в нашем приходе бывал ни раз, помогая, в церкви и был знаком с отцом Виктором. Мама тоже была не против. Я пришел к отцу Виктору не сразу. Вот о чем мы с ним говорили. Он спросил меня, в чем нуждаюсь я, и чем помочь он мне может, выслушав мой рассказ, затем спросил, слышал ли я выражение; «Блаженны нищие духа, ибо их есть царствие небесное»? Я кивнул, оказывается блаженны те, которые просят не материальные блага (деньги, угощение), а просят силы Духа. И блаженными становились те, кто потерял семью, кто прервал свой род, они сидели на паперти и ждали разрешения войти в Храм. Они говорили: «Смотри, Господи, я нищ и наг перед тобой, ничего мне не надо, только милости Твоей!». И раньше, когда в семьях детей много было, когда семьи оставались без кормильца, делились с такими нуждающимися люди чем-либо сверх своего достатка. Были в прежние времена и нищие. Нищить-это просить, молить, это люди просящие. И сейчас достаток у всех разный, кому-то надо больше у кого семья большая, а кому-то меньше. А человек, который не может определиться сколько ему надо, все ему чего-то мало, вот он то считается бедным. Я понял, что не про меня этот рассказ, не про мою семью!
2.2 Анкетирование одноклассников.
Анкета для четвероклассников (указывать фамилию не надо)
Просим тебя ответить на следующие вопросы. Возможно, твои ответы помогут твоему однокласснику разобраться в очень важных вопросах.
1. Что в твоем понимании означает «хорошо проведенное свободное время»?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Ходишь ли ты с родителями в Храм? ___________________________________
3. Знаешь ли ты как зовут твоего крестного/крестную/наставника_________________________________________________________________________________________________________________
3. Возможно, ваша семья помогает пожилым родственникам/соседям?________________________________________________________________________________________________________________________4. Если бы тебе разрешили родители ты бы взял питомца из приюта или завел породистого?__________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Как ты думаешь, чем отличается верущий человек от неверущего человека_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Наверное, у тебя в памяти сохранились впечатления, когда ты первые раз услышал о Всевышнем, какие они, поделись? ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Чем бедные отличаются от богатых? (Твое мнение)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Кто более богат душою нищий или богач?________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение.
Во всех современных книжках, по телевизору, в интернете, только одно - как стать богатым. Везде только о деньгах! Материальные ценности сейчас важны как никогда. Милостыня есть благодеяние прежде всех тому, кто ее подает. Ежедневно каждый из нас, по дороге на работу, в школу или по пути домой встречает людей, которые просят милостыню. У всякого просящего своя история, проблема и причина для обращения за помощью. Все мы невольно становимся перед выбором: «Подать милостыню или нет? Вдруг просящий лжет и мое подаяние он пустит на грех?».
Сегодня о благотворительности и помощи ближним говорят все чаще, но вопросов меньше не становится. Настоятель Церкви Св. Иоанна Предтечи г. Якутска, иерей Нерсес Хананян сказал:
- В Святом Писании говориться, что Бог — милостив, и милость Его не имеет границ или условий: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его» (Пс. 102, 8-11). Господь призывает и нас быть милостивыми.
Теперь, я понимаю, значение этого слова. Что же такое милостыня и в чем она проявляется?
- Милостыня — это добровольное пожертвование нуждающимся из своих личных средств (деньги, вещи, продукты), а также любое другое деяние, основой которого является любовь к ближнему, забота о нем. Но стоит также знать, что иногда более важной и ценной помощью для человека является душевный разговор. Если человек в печали, надо его подбодрить, если в болезни – навестить, если у него сомнения — наставить.
Благодаря именно этим наставлениям, советам, словам поддержки, и учителей, и мамы, и батюшки я смог перебороть страх, справиться с духовными и телесными испытаниями, найти в себе силы для совершения благих деяний во славу Божью.
Душеполезные разговоры, благочестивые поучения, а иногда строгое замечание ради блага человека являются милостынею в широком смысле! Со мной именно так и произошло.
Попрошайничество, это дело скверное, не Богоугодное и даже уголовнонаказуемое!
Мне, как школьнику, которому наше государство в школе обеспечивает бесплатное обучение и бесплатные завтраки, мне как сыну мамы, которая старается и трудится в поте лица, чтобы у меня все было, мне как брату, у которого пять старших братьев и сестер, которые мне всегда и во всем помогают, и мне как прихожанину церкви, в которой меня всегда просветят, и на многие вещи открылись глаза. С одной стороны, мои действия это был призыв к благотворительности, а собранные таким образом деньги, я хотел отдать товарищу, чтобы он купил гамбургер в «Макдональдсе»; с другой, и, вправду, выглядели, как попрошайничество. Ведь школьник, который мелочь возле церкви и торговых центров собирает, играет на чувствах вины и жалости прохожих, и таким образом не совершает деяний во славу Господа! Моя гипотеза подтвердилась, что мой поступок можно назвать христианским, но с точки зрения нравственности в глазах светских людей и закона - недопустим.
Список источников информации:
Библия
Беседа с настоятелем Церкви Св. Иоанна Предтечи г. Якутска, иереем Нерсесом Хананяном. (интернет ресурс)
http://www.armenianchurch.ru/religion/
Беседа с отцом Виктором Церкви Алексия Московского (Мечева) праведного на Вешняковской г. Москва
Зимняя сказка
Рождественские подарки от Метелицы
Выбери путь
Проказы старухи-зимы
В поисках капитана Гранта